Креативная экономика как драйвер роста экономики Кыргызской Республики

Аламанова Ч.Б.1, Орозонова А.А.2, Сариева Ш.К.1
1 Кыргызский Национальный Университет им. Жусупа Баласагына, Киргизия, Бишкек
2 Национальная академия наук Кыргызской Республики, Киргизия, Бишкек

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Аламанова Ч.Б., Орозонова А.А., Сариева Ш.К. Креативная экономика как драйвер роста экономики Кыргызской Республики // Экономика Центральной Азии. – 2022. – Том 6. – № 4. – С. 309-324. – doi: 10.18334/asia.6.4.116952.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50405941

Аннотация:
В данной статье рассматривается креативная экономика как драйвер экономического роста в Кыргызской Республике. Сделан анализ социально –экономических показателей. Также рассмотрены факторы, препятствующие дальнейшему развитию креативных индустрий. В будущем развитие креативного сектора послужит толчком для роста реального сектора за счет развития инноваций и будет способствовать увеличению занятости и повышению инвестиционной привлекательности страны, а также снижению зависимости от ресурсной экономики. Статья может быть полезна для экономистов и других специалистов, интересующихся вопросами креативной экономики.

Ключевые слова: креативная экономка, отрасль, интеллектуальные продукты, технологи, модернизация, интеграция, доход, отрасль

JEL-классификация: O31, O32, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

Модернизация традиционных отраслей промышленности и сферы услуг, организация интеллектуальных операций, изменение структуры потребления наряду с генерацией креативных идей и более глубоким проникновением информационных технологий во все отрасли и бизнес-операции – все это способствовало формированию предпосылки и основы функционирования рынка в совершенно новых условиях. К примеру, по поисковому запросу «креативная экономика» на портале Google Scholar можно отобрать ряд публикаций. Это научные работы: Абрамова Е.Г. [4] (Abramov, 2012), Атаканова Н.А. [5] (Atakanov, 2009), Брыкова А.А. [6] (Brykov, 2007), Вартановой М.Л., Дробот Е.В. [7] (Vartanova, 2019; Drobot, 2019), Дубиной И.Н. [8] (Dubina, 2009), Лапина Н.М., Толстых Т.Н. [9] (Lapin 2008, Tolstykh, 2008), Михайловой А.В. [10] (Mikhailova, 2018), Орловой Т.С. [11] (Orlova, 2016), Орозоновой А.А. [12] (Orozonova, 2017).

Сегодня сформированные в результате модернизации экономики новые интеллектуальные продукты основываются на индивидуальных и коллективных творениях, навыках и талантах мастеров, становясь, таким образом, ведущим достоянием правительств, предприятий всех размеров и секторов, а также широкой общественности. В связи с этим, с нашей точки зрения, под креативной экономикой следует понимать современный тип управления экономикой, ключевым драйвером развития которого является раскрытие творческих способностей личности, новых наукообразующих технологий, которые могут быть материализованы в виде инновационных продуктов, имеющих одинаково высокую творческую и коммерческую ценность. При этом креативная экономика основана на интеллектуальном труде, приносящем доход не только от конечного продукта, но и от продажи его результатов и прав на интеллектуальную собственность в отличие от производства более традиционных факторов.

Анализ и оценка

В государственном классификаторе экономической деятельности сектор креативной экономики Кыргызстана представлен в 12 сферах деятельности (издательское дело, ИКТ, музыка, фотография, связь, архитектура, реклама, дизайн и мода, искусство, кино, ювелирное дело) и включает 20 видов отраслевых специализаций креативных индустрий.

В секторе творческих индустрий Кыргызстана (без учета сектора ИКТ и ювелирных изделий) наиболее развита реклама (деятельность рекламных агентств, СМИ по оказанию рекламных услуг) – 19,67%, издательское дело (издание книг, газет, журналов и периодических изданий, другая издательская деятельность) – 16,41%, искусство (художественная деятельность, в том числе исполнительское искусство, вспомогательная деятельность в области художественного искусства, деятельность в сфере других видов искусства, театральные и концертные залы, библиотеки и архивы, музеи, сохранение и посещение исторических мест и зданий) – 15,91%, архитектура – 14,91%, компьютерные игры (издание компьютерных игр) – 12,28%, связь (радиовещание, телевидение, деятельность информационных агентств) – 9,39% и кинопроизводство (производство фильмов, видео- и телепрограмм, верстка фильмов), видео- и телепрограммы, прокат фильмов, видео- и телепрограмм, показ фильмов – 9,14%.

Рисунок 1. Позиция Кыргызской Республики среди государств – членов ЕАЭС в рейтинге Индекса глобальной конкурентоспособности

в 2010–2019 гг.

Кыргызстан занял 96-е место среди 141 страны в Глобальном индексе конкурентоспособности. Об этом говорится в отчете Global Competitiveness Index, ежегодно составляемом Всемирным экономическим форумом. Мировым лидером в рейтинге 2019 года является Сингапур со значением индекса 84,8 балла. Разрыв между ЕАЭС и такими странами, как США (2-е место; 83,7 балла) и Германия (7-е место; 81,8 балла), составляет 42 и 37 позиций соответственно. Показатели в пандемию уже другие.

Экономика Кыргызской Республики в 2020 году испытала кризисный спад производства ВВП, что является худшим показателем за последние два десятилетия.

Таблица 2

Валовой внутренний продукт (млн сомов)

Наименование показателей
Кыргызская Республика
Темп роста (снижения) ВВП, в процентах к предыдущему году
2006
113 800,1
103,1
2007
141 897,7
108,5
2008
187 991,9
108,4
2009
201 222,9
102,9
2010
220 369,3
99,5
2011
285 989,1
106,0
2012
310 471,3
99,9
2013
355 294,8
110,9
2014
400 694,0
104,0
2015
430 489,4
103,9
2016
476 331,2
104,3
2017
530 475,7
104,7
2018
569 385,6
103,8
2019
619 102,7
104,6
2020
601 820,3
91,6
2021
723 122,2
103,6
Источник: [15].

ВВП на душу населения составил 1 230 долл. США и был самым низким среди государств – членов ЕАЭС.

Рисунок 2. Валовой внутренний продукт на душу населения (долл. США)

Источник: [15].

В период с начала пандемии и вынужденной остановки многих видов предпринимательской активности Правительство КР принимало много постановлений и решений для смягчения последствий пандемии для населения и бизнеса. Часто они носили спонтанный, ситуативный и разрозненный характер. Более или менее системный план действий правительства был принят только в конце августа 2020 года. 22 августа был утвержден План действий Правительства Кыргызстана на 2020 год по обеспечению социальной стабильности, устойчивости экономики.

Как отмечается в экономической части Программы, одним из ключевых ее направлений являются вопросы поддержки предпринимательского сектора и обеспечения устойчивости финансовой системы страны за счет создания благоприятной бизнес-среды, совершенствования механизмов налогового и таможенного администрирования, обеспечения государственной финансовой поддержкой субъектов предпринимательства льготным кредитованием, отсрочки обязательств предпринимателей по кредитам в коммерческих банках, повышения эффективности работы институтов по поддержке бизнеса.

В связи с закрытием границ из-за COVID-19, снижением товарооборота и приостановкой работы местных предприятий и организаций на карантин государственный бюджет республики понес большие потери.

Таблица 2

Исполнение республиканского бюджета (миллиардов долларов США) [14]


2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2021 в %
к 2020 г.
Доходы
Армения
2,6
2,8
3,3
3,2
3,3
104,7
Беларусь
10,2
12,0
11,6
9,6
11,0
114,2
Казахстан
30,1
25,8
28,0
29,2
29,8
102,0
Кыргызстан
2,0
2,0
2,1
1,7
2,2
127,3
Россия
258,7
311,1
311,9
260,2
343,4
132,0
Расходы
Армения
3,1
3,0
3,4
3,9
4,0
102,7
Беларусь
8,8
9,7
10,1
10,5
11,4
108,3
Казахстан
34,2
28,0
31,4
34,5
35,7
103,6
Кыргызстан
2,2
2,1
2,1
2,0
2,3
113,0
Россия
281,5
267,2
281,4
317,2
336,2
106,0
Дефицит (-) профицит (+)
Армения
-0,6
-0,2
-0,1
-0,7
-0,6
-
Беларусь
1,4
2,3
1,5
-0,9
-0,4
-
Казахстан
-4,2
-2,1
-3,4
-5,3
-5,9
-
Кыргызстан
-0,3
-0,1
0,0
-0,3
0,0
-
Россия
-22,8
43,8
30,5
-57,0
7,1
-
Источник: Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник. М.: Евразийская экономическая комиссия 2022.

Известно, что один из значимых показателей деятельности институтов, реализующих налогово-бюджетную политику, – отношение доходов (расходов) государственного бюджета к ВВП. К категории наиболее значимых также необходимо отнести уровень его дефицита. Статистика этих показателей по Кыргызской Республике показывает, что доля доходов государственного бюджета к ВВП начиная с 2017 года неравномерно возрастала с 2,6% до 3,0% в 2021 году. Наименьшее значение было 2,4% в 2020 г. Но как видно из нижеследующей таблицы, в 2020 году наблюдалось снижение доходов государственного бюджета, что можно объяснить пандемией COVID-19 и мировым экономическим кризисом.

Таблица 3

Исполнение консолидированного бюджета (миллиардов долларов США) [14]


2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2021 в %
к 2020 г.
Доходы
Армения
2,6
2,9
3,4
3,3


Беларусь
16,4
18,5
18,7
16,0
18,4
115,5
Казахстан
33,5
40,8
36,3
35,5
37,6
106,1
Кыргызстан
2,6
2,7
2,9
2,4
3,0
122,3
Россия
532,2
596,7
610,2
531,1
653,4
123,0
Расходы
Армения
3,2
3,1
3,5
3,9


Беларусь
14,9
16,2
17,2
17,1
18,5
108,2
Казахстан
40,3
34,2
37,1
42,3
43,6
103,1
Кыргызстан
2,8
2,7
2,9
2,6
2,9
110,3
Россия
555,4
548,2
577,2
590,8
639,2
108,2
Дефицит (-) профицит (+)
Армения
-0,5
-0,2
-0,1
-0,6

-
Беларусь
1,5
2,3
1,5
-1,1
0,0
-
Казахстан
-6,8
6,7
-0,8
-6,8
-6,0
-
Кыргызстан
-0,2
0,0
0,0
-0,2
0,1
-
Россия
-23,1
48,5
32,7
-59,7
14,2
-
Резкое возрастание государственных расходов в 2019 году объясняется необходимостью стабилизации ситуации и снижением социального напряжения в стране после COVID-19.

При этом необходимо отметить, что в результате проводимых правительством Кыргызской Республики экономических политик в отдельные годы были достигнуты профициты бюджета в 2007 г. – 0,1%, 2008 г. – 0,8% к ВВП.

Рисунок 3. Дефицит (-), профицит государственного бюджета Кыргызской Республики (млн сомов)

Источник: [15].

В 2020 году дефицит бюджета достиг -19734,0 (млн сомов), и это вынудило правительство изменить экономическую политику, направить ее на оперативное реагирование на распространение коронавирусной инфекции COVID-19 (рис. 3). Благодаря этому удалось достигнуть относительного сбалансирования расходов и доходов государственного бюджета в -1763,6 (млн сомов).

Рисунок 4. Государственный бюджет: Расходы – сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота (тыс. сомов)

Источник: [15].

Государственные расходы Кыргызской Республики по отраслям экономики дают следующую картину. К примеру, государственное финансирование сельского хозяйства имеет неоднородную картину.

Рисунок 5. Структура расходов государственного бюджета на сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охоту (тыс. сомов)

Источник: [15].

Одним из объяснений этой ситуации может быть отсутствие действенных экономических инструментов у Министерства сельского хозяйства, а также стимулов, которые могли бы влиять на пути развития отрасли.

Так, осуществляемые расходы Министерством сельского хозяйства Кыргызской Республики проводились за счет грантовых средств. При этом на балансе Министерства сельского хозяйства Кыргызской Республики нет ни одного гектара земли. Возможно, было целесообразнее вместо министерства иметь департаменты.

В сложившихся условиях сектор по переработке сельскохозяйственного сырья без креативного подхода и регулятивных нововведений (промышленных новаций и высоких технологий) не имеет перспектив для ускоренного развития [5] (Atakanov, 2009) Вместе с тем нельзя не отметить, что структура экономики страны изменилась.

Таблица 4

Структура и темпы роста по секторам, формирующим ВВП [15]


Показатели
Январь – декабрь 2019 года,
факт
Январь – декабрь 2020 года, факт

млн сомов
темп роста,
%

в % к ВВП

млн сомов
темп роста,
%
в % к
ВВП
Доля вклада в рост ВВП, п.п.
ВВП
619102,7
104,6
100,0
598344,5
91,4
100,0
-8,6
Промышленность
117847,6
106,6
19,0
126663,5
92,5
21,2
-1,43
Сельское хозяйство
72219,0
102,5
11,7
80817,1
101,1
13,5
0,13
Строительство
58531,8
110,7
9,5
49589,8
84,1
8,3
-1,51
Сфера услуг
288179,2
103,2
46,5
276603,8
90,0
46,2
-4,65
Чистые налоги на продукты
82325,1
104,6
13,3
64670,3
91,4
10,8
-1,14
За 30-летний период независимости Кргызской Республики сфера услуг выросла до 47%, что говорит о достаточно серьезном сдвиге структуры экономики от производственной в сферу услуг.

Таблица 5

Показатели валового выпуска основных отраслей, оказывающих услуги, в январе – декабре 2019–2020 гг. [15]


2019 г.
(факт)
2020 г.
(факт)
млн сомов
темп роста
млн сомов
темп роста
Отрасли услуг
489 731,0
103,2
452 791,6
90,0
Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и
мотоциклов

172 160,6

105,9

153 003,7

84,3
Транспортная деятельность и хранение грузов
51 261,3
104,2
36 951,7
69,1
Деятельность гостиниц и ресторанов
26 156,9
107,5
16 055,2
54,9
Информация и связь
27 876,4
99,5
26 741,6
96,1
Финансовое посредничество и страхование
31 372,8
87,6
32 983,2
101,6
Операции с недвижимым имуществом
27 555,5
106,2
26 890,6
97,7
Профессиональная, научная и техническая деятельность
16 068,9
92,6
16 338,5
101,3
Административная и вспомогательная деятельность
4 900,2
113,8
4 902,4
101,3
Государственное управление и оборона; обязательное
социальное обеспечение

49 243,6

100,8

49 051,8

101,5
Образование
43 679,3
101,9
48 912,2
101,5
Здравоохранение и социальное обслуживание населения
22 658,3
102,0
24 319,8
100,0
В целом в Кыргызстане наблюдается отставание сферы образования от современного рынка труда, как видно из статистики, спрос на информационные специальности велик, а подготовка ИТ-специалистов осуществляется медленными темпами. Между тем очевидно, что для успешной работы в условиях креативной экономики работникам потребуются новые профессиональные навыки и качества. В противном случае Кыргызстан может столкнуться с нехваткой специалистов в области IT-технологий, хотя это пока еще долгосрочная перспектива. Чтобы справиться с такими проблемами и обеспечить гибкую систему подготовки специалистов, необходимо создать систему профессиональных компетенций в области ИКТ для всех видов профессий и специальностей. Сделать эту систему максимально гибкой и чутко реагирующей на изменение спроса со стороны работодателей на новые специальности, их требования к компетентности работников. Нужна система постоянной переподготовки педагогических кадров. Подходом к обучению должна быть общая цифровая грамотность, которая должна служить основой для системы прикладных практических занятий. Необходима интеграция учебных заведений и научно -исследовательских учреждений с лидерами рынка, которые могут сформулировать потребности, определить набор компетенций, дать обратную связь о качестве обучения.

В этой сфере очень важно сотрудничество с образовательным и научным сообществом Организации тюркских государств, что позволит использовать самые передовые образовательные практики и инициативы в области высоких технологий, а также может способствовать повышению качества образования в сфере ИКТ. В частности, было бы неплохо обратить внимание на опыт Азербайджана в подготовке программистов. В настоящее время республика переживает бум в этой сфере. Для Кыргызстана внедрение таких высоких технологий, как искусственный интеллект, во всю экономику – это долгосрочная перспектива, так как уровень технологического развития относительно невысок. Но это не значит, что мы не должны обращать на это внимание, так как рабочих мест, которые можно в значительной степени автоматизировать, больше, чем в развитых странах.

Результаты

Факторами, препятствующими дальнейшему развитию креативных индустрий, являются специфические отраслевые барьеры: ограниченный потенциал предприятий, небольшой внутренний рынок, зависимость от экспорта, жесткие условия финансирования, неразвитость креативной инфраструктуры, нехватка или нехватка кадров необходимой квалификации. Нехватка кадров ощущается в ключевых специализациях творческого предпринимательства: дизайнеры, архитекторы, арт-менеджеры, ИКТ-продюсеры, разработчики креативных проектов и др.

В республике отсутствует специализированный статистический учет творческих индустрий, отсутствует возможность определения налоговых и иных поступлений от креативных индустрий, что не позволяет в полной мере оценить вклад в развитие экономики как на региональном уровне, так и в стране в целом. Отсутствие системы учета и мониторинга развития креативных индустрий сдерживает разработку специальных мер по стимулированию этих индустрий.

Опрос предпринимателей показал, что другими наиболее существенными барьерами являются слабая защита интеллектуальной собственности (38%), нестабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в отрасли (38%), и высокое налогообложение (34%).

Нахождение значительной части креативных индустрий в тени лишает бизнес возможности использовать официальные финансовые инструменты, получать госзаказы, заключать контракты с зарубежными партнерами и другие возможности развития, которые существуют для бизнеса, работающего в легальной зоне.

Таким образом, креативный сектор может обеспечить производство национального продукта с высокой добавленной стоимостью, значительным экспортным потенциалом, способствовать созданию мультипликативного эффекта и стать драйвером роста для других отраслей. В будущем креативная экономика станет динамично развивающимся сектором и будет способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики Кыргызской Республики в мире.

Развитие креативного сектора послужит толчком для роста реального сектора за счет развития инноваций и будет способствовать увеличению занятости и повышению инвестиционной привлекательности страны, а также снижению зависимости от ресурсной экономики.


Источники:

1. Brouillette S. Literature and the creative economy. - Redwood City: Stanford University Press, 2014.
2. Markusen A. et al. Defining the creative economy: Industry and occupational approaches // Economic Development Quarterly. – 2008. – № 1. – p. 24-45. – doi: 10.1177/0891242407311862.
3. Patlasov O.Y., Zharov Y.K. Theoretical and methodological aspects of creative economy development // The EUrASEANs: Journal on Global Socio-Economic Dynamics. – 2018. – № 6(13). – p. 7-17.
4. Абрамов Е.Г. Четвертая волна или креативная экономика как экономическая эпоха начала ХХI века // Российское предпринимательство. – 2012. – № 2(100). – c. 72-78.
5. Атаканов Н.А. Креативная экономика и потенциал Киргизии // Креативная экономика. – 2009. – № 11(35). – c. 131-139.
6. Брыков А.А. Что скрывается под термином «креативная экономика?» // Креативная экономика. – 2007. – № 4(4). – c. 91-96.
7. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Возможности расширения свободы движения товаров в условиях интеграции стран ЕАЭС // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 721-740. – doi: 10.18334/eo.9.2.39920.
8. Дубина И.Н. К вопросу о соотношении понятий «креативная экономика», «инновационная экономика» и «экономика знаний» // Креативная экономика. – 2009. – № 6(30). – c. 109-117.
9. Лапин Н. М., Толстых Т. Н. Креативность как инновационный ресурс развития экономики. / Cборник трудов научно-методического объединения «Экономика» Т.2. - Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2008. – 28-44 c.
10. Михайлова А.В. Цифровая и креативная экономика в современном пространстве // Креативная экономика. – 2018. – № 1. – c. 29-42. – doi: 10.18334/ce.12.1.38783.
11. Орлова Т.С. Креативность экономического сознания // Вестник Омского университета. – 2006. – № 1. – c. 36-39.
12. Орозонова А.А. Цифровая экономика // Известия Национальной Академии наук Кыргызской Республики. – 2017. – № 4. – c. 159-162.
13. Степанов А.А., Савина М.В. Креативная экономика: сущность и проблемы развития // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. – 2013. – № 12(60). – c. 104.
14. Евразийский экономический союз в цифрах. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/statpub.aspx.
15. Кыргызстан в цифрах 2021. / Статистический сборник. - Бишкек: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2022. – 86 c.

Страница обновлена: 05.04.2024 в 16:40:09