Торговля и её элементы, системный подход
Никоноров В.М.1, Тютюкин В.К.2
1 Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет
2 Санкт-Петербургский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 22 (Ноябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Авторы рассмотрели сложную экономическую систему «торговля». Классифицировали форматы предприятий розничной торговли продовольствием. Выявили влияние формата на товарооборот торговой сети. Статья может заинтересовать специалистов в области системного анализа и товарного обращения.
Ключевые слова: розничная торговля, выручка, система, товарооборот, подсистема, торговая сеть, формат
Введение
Актуальность системного подхода к исследованию торговли определяется тем, что в настоящее время это отрасль с максимальной добавленной стоимостью. И в дальнейшем в РФ эту отрасль ждет только развитие.
Цель исследования:
1) исследовать структуру и состав сложной экономической системы – «торговля»;
2) рассмотреть элементы системы «торговля» на примере форматов торговых предприятий;
3) выявить зависимость товарооборота торговой сети от входящих в нее форматов.
Торговля представляет собой сложную экономическую систему (Переверзева, 2011). Изучение состава сложной экономической системы в дальнейшем позволит уточнить свойства и функционал системы. Говоря о составе системы, принято оперировать дефинициями – подсистема, компонент, элемент.
Подсистема – часть системы, обладающая определенной самостоятельностью и выделяемая по определенным признакам [1].
Компонент – часть системы, вступающая в определенные отношения с другими частями (подсистемами, элементами). Компонент может быть разделен на элементы.
Элемент – часть системы с однозначно определенными свойствами, выполняющая определенные функции и не подлежащая дальнейшему разбиению.
Для изучения подсистем можно предложить следующее деление торговли – оптовая торговля и розничная торговля. Пристально рассмотрим подсистему торговли – розничную торговлю. Розничная торговля отражает ключевые тенденции потребительского спроса, который оказывается важнейшим для экономики страны.
Исследование розничной торговли непременно приводит нас к понятию «сеть», поскольку сети занимают существенную долю от товарооборота по всей розничной торговле. В частности, на долю сетей в продовольственной рознице рынка РФ приходится более 60%, соответственно, крупнейшие сети оттягивают на себя до 30% розничной торговли (табл.1). Соответственно, торговые сети представляют собой важнейший компонент торговли.
Таблица 1
Доля рынка в продовольственной рознице крупнейших сетей РФ [2]
№
|
Сеть
|
Доля, %
|
1
|
Магнит
|
6,9
|
2
|
X5 Retail Group
|
5,9
|
3
|
Ашан
|
3,1
|
4
|
Дикси
|
2,1
|
5
|
Metro
|
1,9
|
6
|
Лента
|
1,8
|
7
|
О'КЕЙ
|
1,4
|
8
|
SPAR
|
0,8
|
Далее рассмотрим элементы, из которых состоит компонент подсистемы «розничная торговля» – «торговая сеть».
Для сетей, торгующих непродовольственными товарами, форматы торговых предприятий еще не выкристаллизовались. Этим также объясняется наше внимание по отношению к торговле продовольствием. Итак, будем рассматривать форматы, из которых состоят сети, торгующие продовольственными товарами. Тем самым мы разбили подсистему «розничная торговля» на еще две подсистемы – «розничная продовольственная торговля» и «розничная непродовольственная торговля». И будем исследовать подсистему «розничная продовольственная торговля».
Как правило, говоря о торговой сети, мы называем число магазинов разных форматов, входящих в эту торговую есть. Следовательно, можно предположить, что основная характеристика торгового предприятия любой торговой сети – формат. То есть элементом розничной торговли является формат торгового предприятия. Постараемся детально исследовать понятие «формат торгового предприятия продовольственной розничной торговли». Предварительно дадим определения формата.
Формат – магазинная форма розничной торговли, ориентированная на определенную целевую группу потребителей. Это определение прежде всего учитывает интересы потребителя.
Формат – совокупность характеристик предприятия розничной торговли, определяющих рыночную позицию магазина (ассортимент товаров, размер торговой площади, формы и методы обслуживания потребителей) [3].
Это определение предполагает интересы и продавца, и покупателя, т.к., с точки зрения продавца, формат определяет бизнес-стратегию. С учетом интересов продавца будет нелишним добавить к числу уже названных характеристик следующие: цена, среднесписочная численность персонала, местоположение магазина, зона влияния. Обратим отдельное внимание на характеристику «зона влияния», поскольку прочие приведенные характеристики достаточно прозрачны (табл. 2).
Таблица 2
Форматы по признаку зоны влияния [4]
№
|
Формат
|
Европейское название
|
Зона влияния
|
1
|
микрорайонный
|
convenience
centers
|
обслуживает микрорайон
|
2
|
районный
|
neighborhood
centers
|
обслуживает район
|
3
|
окружной
|
community centers
|
обслуживает округ
|
4
|
региональный
|
regional centers
|
обслуживает регион
|
На государственном уровне понятие «формат предприятия розничной торговли» прослеживается в ГОСТ Р 51773-2009 «Розничная торговля. Классификация предприятий» от 01.01.2011 [5]. В этом ГОСТе приведена достаточно полная классификация предприятий торговли.
У каждой торговой сети соответствующие форматные характеристики, и их комбинации различны [6]. Тем не менее, по закону больших чисел для каждого формата эти характеристики сходятся к некоторым средним величинам. Можно предположить, что в розничной торговле РФ эти средние величины сформировались (табл. 3).
У каждой сети также сформировалось и свое представление о формате. Например, форматы сети «X5 Retail Group» [7] представлены в таблице 4.
Таблица 3
Формат предприятий розничной торговли
Источник: составлено авторами
Таблица 4
Формат предприятий группы «X5 Retail Group» [8]
Таблица 5
Зависимость выручки «X5 Retail Group» за 2010–2014 гг.
от числа разных форматов [9]
Год
|
Выручка (факт)
|
«Пятерочка»
(П), шт.
|
«Перекресток»
зеленый (Пз), шт.
|
«Карусель»
(К), шт.
|
«Перекресток»
синий (Пс), шт.
|
Выручка
(расчет)
|
2010
|
342 580
|
2 052
|
301
|
71
|
45
|
342 583
|
2011
|
454 185
|
2 525
|
330
|
77
|
70
|
454 189
|
2012
|
491 122
|
3 220
|
370
|
78
|
134
|
491 128
|
2013
|
534 560
|
3 882
|
390
|
83
|
189
|
534 567
|
2014
|
633 873
|
4 789
|
403
|
82
|
209
|
633 882
|
|
-975 881
|
140,15
|
1 990,35
|
7 543,36
|
-2 306,61
|
|
Выручка = -975881+140П+1990Пз+7543К-2306Пс
|
|
Таблица 6
Зависимость выручки «X5 Retail Group» за 2009–2014 гг.
от числа разных форматов [10]
Год
|
Выручка (факт)
|
«Пятерочка»
(П), шт.
|
«Перекресток»
зеленый (Пз), шт.
|
«Карусель»
(К), шт.
|
«Перекресток»
синий (Пс), шт.
|
Выручка
(расчет)
|
2009
|
276 543
|
1 039
|
275
|
58
|
30
|
268 551
|
2010
|
342 580
|
2 052
|
301
|
71
|
45
|
365 890
|
2011
|
454 185
|
2 525
|
330
|
77
|
70
|
428 600
|
2012
|
491 122
|
3 220
|
370
|
78
|
134
|
506 516
|
2013
|
534 560
|
3 882
|
390
|
83
|
189
|
534 088
|
2014
|
633 873
|
4 789
|
403
|
82
|
209
|
628 997
|
|
-242 009
|
94,77
|
2 278,47
|
-3 083,77
|
-1 187,57
|
|
Выручка = -242009+95П+2278Пз-3083К-1187Пс
|
|
Зная формат предприятий сети, можно оценить вклад каждого типа предприятий в товарооборот (выручку). Например, применив регрессионный анализ, найдем зависимость выручки «X5 Retail Group» от числа предприятий различного формата для периода 2010–2014 гг. (табл. 5).
Для группы «X5 Retail Group» за период 2010–2014 гг., в соответствии с полученными данными, положительный вклад в рост товарооборота дают такие форматы, как: гипермаркет («Карусель»), супермаркет («Перекресток» зеленый), мягкий дискаунтер («Пятерочка») и отрицательный вклад – магазин шаговой доступности «Перекресток Экспресс».
Не ограничиваясь полученными данными, расширим поле исследования. Рассмотрим аналогичную зависимость за период 2009–2014 гг. (табл. 6).
Для группы «X5 Retail Group» за период 2009–2014 гг., в соответствии с полученными данными, положительный вклад в рост товарооборота дают такие форматы, как: супермаркет («Перекресток» зеленый), мягкий дискаунтер («Пятерочка») и отрицательный вклад – магазин шаговой доступности «Перекресток Экспресс» и гипермаркет («Карусель»).
Можно предположить, что такие форматы сети «X5 Retail Group», как супермаркет («Перекресток» зеленый), мягкий дискаунтер («Пятерочка») обеспечивают постоянный прирост товарооборота. В то же время форматы магазин шаговой доступности «Перекресток Экспресс» и гипермаркет («Карусель») увеличивают для сети риск уменьшения товарооборота.
Итак, применяя регрессионный анализ можно найти зависимость товарооборота торговой сети от формата предприятия торговли продовольственными товарами. Соответственно, можно предположить направление дальнейшего развития сети «X5 Retail Group» в целях увеличения товарооборота и прибыли – рост числа супермаркетов («Перекресток» зеленый) и мягких дискаунтеров («Пятерочка»).
Заключение
Подведем краткие результаты проведенного исследования.
Во-первых, рассмотрены основные составные части сложной экономической системы – «торговля». Выделены подсистемы – оптовая торговля и розничная торговля. Подсистема «розничная торговля» была разбита еще на две подсистемы – «розничная продовольственная торговля» и «розничная непродовольственная торговля». Дальнейшее изучение подсистемы «розничная продовольственная торговля» позволило определить важнейший компонент этой подсистемы – торговые сети. Следует отметить, что и в подсистеме «розничная непродовольственная торговля» есть такой же компонент. Последующее рассмотрение продовольственных торговых сетей привело к элементу розничной продовольственной торговли – формат торгового предприятия продовольственной розничной торговли.
Во-вторых, была предложена классификация форматов предприятий розничной торговли продовольственными товарами и указаны отличительные черты каждого из форматов.
В-третьих, показано, что между товарооборотом торговой сети и форматами этой сети существует регрессионная зависимость, что позволяет выбирать направления развития наиболее доходных форматов, способствующие росту товарооборота данной сети.
[1] Чернышов, В.Н., Чернышов, А.В. (2008). Теория систем и системный анализ. Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета.
[2] Составлено авторами по данным: X5 Retail Group (2014). Годовой отчет за 2014 год. Режим доступа: http://www.x5.ru/common/img/uploaded/files/annual_reports/AR_RUS.pdf
[3] Брижашева, О.В. (2007). Маркетинг торговли. Ульяновск: ЛГТУ.
[4] Savitt, R. (1998). A Personal View of Historical Explanation in Marketing and Economic Development. In Historical Perspectives in Marketing: Essays in Horner of Stanley C. Hollander. Lexingon: MA Lexington Books.
[5] Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 51773-2009) «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».
[6] Берман, Б., Эванс, Дж. (2003). Розничная торговля: Стратегический подход (8-е изд.). М.: Вильямс.
[7] X5 Retail Group (2014). Годовой отчет за 2014 год. Режим доступа: http://www.x5.ru/common/img/uploaded/files/annual_reports/AR_RUS.pdf
[8] Там же.
[9] Составлено авторами по данным: X5 Retail Group (2014). Годовой отчет за 2014 год. Режим доступа: http://www.x5.ru/common/img/uploaded/files/annual_reports/AR_RUS.pdf
[10] Составлено авторами по данным: X5 Retail Group (2014). Годовой отчет за 2014 год. Режим доступа: http://www.x5.ru/common/img/uploaded/files/annual_reports/AR_RUS.pdf
Страница обновлена: 29.10.2024 в 00:52:38