Инструменты оценки инновационной активности организаций при создании конкурентоспособных товаров и услуг

Елисеева А.В., Борисов С.Ю., Мельников О.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-2 (131), Март 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Предложены новые инструменты, позволяющие оценивать инновационную активность сотрудников предпринимательских структур при создании новых товаров, в том числе интегрированных, объединяющих в себе понятия инновационности в триединстве «товар-упаковка-бренд».

Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационная активность, инновационные проекты, инновация, интегрированный товар



Одним из основных факторов повышения конкурентоспособности предприятия, является фактор времени. Сопоставимость альтернативных вариантов по данному фактору следует оценивать, исходя из посылки, что «внедрение инноваций сегодня принесет больше прибыли, чем завтра». Поэтому, добившись конкурентного преимущества, предприятие не имеет права останавливаться, а должно постоянно удерживать его с помощью организации непрерывных процессов разработки новых или усовершенствованных продуктов с их обязательным выводом на рынок.

Чтобы решить данную проблему предприятию необходимо владеть инструментом оценки инновационной активности своих сотрудников. Один из способов такой оценки предложен в работе [1] и определен как коэффициент творческой энергии специалиста. На наш взгляд, он подходит для оценки инновационной активности специалистов любой организации.

Содержательно он описывает отношение инновационного изменения, или приращения (определяемого разницей между новым и старым состоянием товара, услуги, технологии или системы управления, предложенных сотрудником-инноватором компании) к периоду времени, когда предприятие обладает конкурентоспособностью:

, (1)

где Какт(дин) – динамический коэффициент инновационной активности сотрудников предприятия;

Nнов. – новое состояние измеряемой характеристики товара, технологии или системы управления достигнутое сотрудником;

Nстар. – состояние характеристики до ее изменения;

Dtкон – время конкурентоспособности.

Управление инновационным проектом и инновационной активностью

Известно, что управлять инновационным проектом достаточно сложно, поскольку на каждой стадии внедрения инноваций всегда возникают неординарные и весьма разнообразные вопросы, а рациональные решения нужно принимать в кратчайшие сроки.

Результатом инноваций, как было определено выше, должно являться то, что выходит за пределы организации.

На наш взгляд, управлять созданием инноваций следует с двух позиций:

— во-первых, необходимо иметь точную иерархическую структуру целей;

— во-вторых, следует выбрать конкретных исполнителей, которые способны достичь поставленных целей в заданное (конкурентоспособное) время, и рационально, с обеспечением необходимых условий, организовать их работу.

Разработка этапов внедрения инноваций представляет собой организованную научно-исследовательскую работу прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели проекта, формулированием его концепции, планированием, разработкой и оформлением проектно-сметной документации и т.д.

Все инновационные проекты следует начинать с четкой формулировки инновационной идеи и постановки цели, которую нужно достичь. Инновационная идея является той отправной точкой, с которой начинается разработка любых инноваций. Формирование инновационной идеи должно рассматриваться с трех позиций:

1) определения не только основной сути инноваций, но и их конечной цели;

2) выявления плана действий, то есть путей и способов достижения проектных целей [2];

3) оценки необходимых ресурсов (прежде всего, человеческих, интеллектуальных), которые потребуются для ее реализации

Однако следует учитывать, что инновационная идея не может родиться вне связи со своим будущим практическим применением и реализацией, то есть по сути она всегда имеет либо материальную, либо духовную (нематериальную) природу.

В первом случае рождаются материальные инновационные экономические продукты, во втором – духовные, или нематериальные инновационные экономические продукты (например, технологическая или управленческая инновации), без которых, не может быть создан ни один материальный экономический продукт.

Отсюда следует, что управление инновационной активностью организации лежит, прежде всего, в области создания нематериальных экономических продуктов, поскольку непосредственное создание материальных продуктов в большей степени лежит в сфере организации и управления производством.

Поскольку для достижения заданных целей необходимо выполнить определенные виды работ в течение периода конкурентоспособности, важным фактором становится инновационно-креативный потенциал предприятия, то есть люди. Поэтому необходимо определить достаточность креативности и квалификации персонала для реализации инновационных проектов. Для этого следует определить уровень имеющихся человеческих ресурсов организации, то есть нужно выявить степень соответствия специалистов инновационным работам, которые потребуется выполнить в ходе инновационного проекта.

Несколько аргументов в пользу экспертной оценки инновационной активности

При определении инновационной активности персонала необходимо иметь единую систему параметров изменений для каждого этапа создания товара. Так инновационная активность при разработке технологии производства или проектирования товара будет определяться совокупностью изменений соответствующих параметров, отражающих результаты того вида деятельности, которые они представляют.

То есть характеристики выпускаемых товаров всегда индивидуальны и имеют разные количественные и качественные единицы измерения (особенно это касается интегрированных товаров [1]). Получение таких характеристик требует проявления разного уровня интеллектуальных затрат в совершенно различных направлениях деятельности. В связи с этим нами было предложено ввести ранговую оценку инновационной активности с использованием специализированных карт экспертных оценок, разрабатываемых перед созданием каждого нового товара, технологии и т.д.

Существенным фактором повышения уровня управления инновационной активностью сегодня признается применение математических методов и моделей. Однако вследствие качественной новизны и сложности проявления инновационной активности полная математическая формализация технико-экономических задач часто неосуществима. В связи с этим все шире используются экспертные методы, под которыми понимают комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для подготовки и выбора рациональных решений.

Экспертные методы, как известно, применяют тогда, когда выбор, обоснование и оценка не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации, например, нередко возникают при прогнозировании и долгосрочном планировании. Сегодня они находят широкое применение в социально-политическом и научно-техническом прогнозировании, в разработке крупных экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления. То есть это касается проблем, которые не могут быть описаны строгими математическими зависимостями, характерными для точных наук.

Использование экспертных методов важно еще и потому, что они обеспечивают активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений. Это позволяет существенно повысить их качество и эффективность. К основным видам указанных методов, как известно, относятся: анкетирование и интервьюирование, мозговой штурм и дискуссия, совещание, оперативная игра, сценарий и т.д. Каждый из этих видов обладает своими преимуществами и недостатками, определя­ющими рациональную область применения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное применение нескольких видов экспертизы [3].

Ранговая оценка

Сущность ранговой оценки заключается в выработке коллективного мнения группы специалистов в определенной области. Данный метод позволяет оценить прошлую и перспективно необходимую инновационную активность специалистов.

Для оценки с помощью рангов необходимо сформировать экспертную группу из специалистов организации в определенной области. Затем выбрать самые важные параметры инновационного объекта, которые необходимо усовершенствовать. На основании этого разработать карта экспертных оценок уровня инновационной активности, необходимой для реализации данного инновационного проекта.

Затем эксперты дают отдельным значениям каждого параметра вербальные оценки, отражающие степень их изменения. Примеры карт экспертных оценок инновационной активности, соотнесенной с конкурентоспособным временем, представлены в таблицах 1. и 2.

После заполнения экспертами данных карт полученные результаты усредняются. При этом средний балл динамического коэффициента инновационной активности оцениваемых параметров на основе экспертных оценок можно рассчитывать следующим образом:

, (2)

где DNi - изменение i-го параметра инновационного объекта; DNij- балл присвоенный i-му параметру j-м экспертом; m – число экспертов.

Таблица 1

Карта экспертных оценок способности к инновационным изменениям сотрудников предприятия

Шкала дифференциации
Обоснование интервала дифференциации
(ΔNс)
от 4,1 до 5,0
Принципиальные изменения, приводящие к неизвестным ранее преобразованиям объекта
от 3,1 до 4,0
Значительные изменения, приводящие к заметным (выше средних) изменениям инновационных характеристик изделий
от 2,1 до 3,0
Изменения средней значимости на уровне средних изменений инновационных характеристик изделий
от 1,0 до 2,0
Малозначительные изменения, приводящие к малозаметным (ниже средних) изменениям инновационных характеристик изделий

Таблица 2

Карта экспертных оценок конкурентоспособного времени создания инновационных продуктов сотрудниками предприятия

Шкала дифференциации
Обоснование интервала дифференциации
(Δtс)
от 1,0 до 2,0
Период, равный временной монополии на выпуск продукции, которую пока не выпускают потенциальные конкуренты
от 2,1 до 3,0
Период, характеризующийся опережением (от значительного до незначительного) во времени от конкурентов, вышедших на рынок с аналогичным продуктом
от 3,1 до 4,0
Период, характеризующийся отставанием (от значительного до незначительного) во времени от конкурентов, вышедших на рынок с аналогичным продуктом
от 4,1 до 5,0
Безнадежное отставание во времени от конкурентов, вышедших на рынок с аналогичным продуктом

Для определения соответствия инновационной активности персонала инновационным планам предприятия рассчитывается необходимый общий уровень инновационной активности персонала как простая средняя:

, (3)

Поскольку предприятие постоянно развивается и внедряет инновации в производство, следует постоянно анализировать уровень необходимого изменения инновационной активности персонала, как по отдельным категориям специалистов, так и в целом по предприятию.

Индекс изменения инновационной активности персонала

Для обеспечения внедрения в практику предприятий сравнения инновационной активности персонала необходимо иметь индекс такой активности, который будет показывать, насколько изменилась или изменится инновационная активность персонала. Его и будет рассчитываться следующим образом:

, (4)

где iKТ индекс инновационной активности;

Какт(с)стар – начальное («старое») значение инновационной активности сотрудника;

Какт(с) нов – новое значение инновационной активности сотрудника.

Инновационная активность всего предприятия будет определяться уровнем инновационности выпускаемых товаров, а, следовательно, будет зависеть от инновационной активности всех его сотрудников, вне зависимости от того связан ли сотрудник с разработкой и внедрением инноваций на предприятии или нет.

Предлагаемая нами методика оценки инновационной активности сотрудников компании может включать как количественные, так и качественные показатели, оцениваемые экспертами с помощью баллов. То есть при сравнительном анализе можно, в том числе, выявлять и те параметры, которые не активны в отношении данного товара, но подчас играют в его рыночной оценке решающую роль.

Таким образом, на основе результатов анализа инновационной активности сотрудников предприятия, его финансового, технического, социального, экономико-организационного состояния и конкурентных преимуществ будет формироваться более обоснованная инновационная политика любой предпринимательской структуры.

[1] Под интегрированным товаром мы понимаем триединство рыночных свойств «товара-упаковки-бренда» (подробнее см. статью авторов Мельникова О.Н., Борисова С.Ю., Ларионова Г.В. «Триединство «товар-упаковка-бренд» как основа повышения конкурентоспособности предпринимательских структур» // Российское предпринимательство, №9-2, 2008)


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:06:42