Стратегия развития продовольственного рынка (на примере Республики Марий Эл)

Романов Д.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (128), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В условиях обострения проблемы продовольственного обеспечения организация эффективного функционирования продовольственного рынка является одним из приоритетных направлений развития. Это требует решения ряда вопросов, связанных с совершенствованием организационно-экономических отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями перерабатывающей промышленности, обслуживающими и торговыми предприятиями.

Ключевые слова: сельское хозяйство, республика Марий Эл, продовольственный рынок, продовольственное обеспечение



С целью решения поставленных задач, предлагается использовать экономико-математическую модель взаимодействия вех звеньев продовольственной цепи. Для этого необходимо выявить основные тенденции развития продовольственного рынка [1].

В результате анализа потребления продовольствия в Республике Марий Эл выявлено, что, несмотря на значительное повышение уровня питания и продовольственного обеспечения, общие показатели среднедушевого объема потребления отстают от нормативных значений. Значительная доля реализуемого на рынке продовольствия представлена продукцией других экономически более развитых регионов страны [4].

Уровень потенциальной ёмкости рынка в Марий Эл

Для выявления степени удовлетворения потребностей населения необходимо исследовать параметры спроса. Цена продовольствия и доходы граждан являются основными факторами, формирующими уровень и структуру спроса на продовольствие. Для выявления их влияния применяются многофакторные модели исходя из результатов регрессионного анализа или группировок. В качестве базисных параметров используются следующие показатели:

— потребление продуктов питания в расчете на душу населения,

— объем производства;

— параметры ввоза и вывоза основных продовольственных товаров.

Расчеты, выполненные на основании многофакторного корреляционно-регрессионного анализа, характеризуют уровень эластичности потребления различных продуктов в зависимости от доходов населения и цен на продовольствие. В результате, с увеличением цен реализуемой на рынке продукции по некоторым группам товаров и снижением среднедушевых доходов снижается уровень качества питания населения.

Анализ объема производства и использования продовольственных ресурсов в Республике Марий Эл позволяет выявить следующие тенденции:

– по некоторым видам продукции наблюдается сокращение запасов на начало года, что свидетельствует о большей сбалансированности ввоза и вывоза произведенного продовольствия;

– объемы производства основных видов продовольствия сокращались до 2000-2001 гг., в последующие годы отмечается устойчивый рост производства;

– по всем видам продукции наблюдается рост ввоза из других регионов, что указывает на высокий потенциал продовольственного рынка Марий Эл;

– объёмы личного потребления увеличиваются с ростом среднедушевых доходов населения.

Исходя из фактической численности населения Марий Эл, фактических и нормативных характеристик душевого потребления продовольствия рассчитываются соответствующие объемы потребления основных видов продовольствия на 2010 год [3]. В результате подбора аппроксимирующей функции получаем уравнение, на основании которого составляется прогноз на 2010 год.

В итоге наблюдается увеличение потребления по всем основным группам продовольствия: мяса – на 20,7%, молока – 7,8%, яйца – 28,7%, картофель – 6,9%, овощи – 43,5%. Таким образом, уровень потенциальной ёмкости рынка продовольственных товаров республики достаточно высок.

Рассчитаем оптимальный объем производства продуктов питания…

Новая стратегия развития продовольственного рынка должна отвечать принципам эффективности, оптимизации всех экономических взаимоотношений. Для ее разработки целесообразно использовать метод математического программирования, отражающий необходимые принципы функционирования рынка [2].

По причине ограниченности используемых ресурсов основной задачей совершенствования производства продовольствия становится оптимальное соотношение между отдельными видами продукции. В соответствии с установленными параметрами необходимо ввести ряд критериев оптимальности развития сельскохозяйственного производства и отраслей перерабатывающей промышленности. Произведем расчеты по формуле:

,

где – оптимальный объём производства i-го вида продукции; N – множество рассматриваемых видов сырья.

Решение поставленной задачи позволяет максимизировать объём производства для рассматриваемого периода. Построение модели предполагает установление минимального объема производства других видов продукции, задаваемых в ограничениях. В качестве основного ограничения в данном случае может стать рациональный объем производства, который рассчитывается в зависимости от определенных норм потребления основных видов производимой продукции. Для этого применим следующую формулу:

,

где – оптимальный объём производства i-го вида продукции, за вычетом производственного потребления; – рациональный объем потребления i-го вида продукции (умножается на численность населения).

… и добавим критерий рентабельности товара

С точки зрения производства вся реализуемая на рынке продовольственная продукция должна отвечать критериям рентабельности. Основным источником повышения рентабельности товара является снижение себестоимости его производства. Источниками снижения производственных затрат являются повышение технического уровня производства, совершенствование организации производства и труда, изменение объема и структуры производства продукции.

Таким образом, необходимо ввести дополнительный критерий, учитывающий соотношение цены и издержек по определенному виду продукции:

,

где – оптимальный объём производства i-го вида продукции; – цена i-го вида продукции.

Дополнительный критерий позволяет учесть интересы производителей продовольствия. Он позволяет максимизировать объём производства в стоимостном выражении. Также необходимо учесть специфику формирования спроса на основные виды продовольствия.

Вычисленные коэффициенты эластичности позволяют определить направленность тенденций потребления в случае неминуемого изменения базисных параметров конъюнктуры продовольственного рынка (цены, уровня платежеспособного спроса, численности потенциальных потребителей, объёмов ввоза и вывоза товаров). С целью оптимизации подобных отклонений целесообразно ввести ограничения по этому параметру:

,

где – уровень эластичности (по цене, среднедушевому доходу) i-го вида продукции; – оптимальный объём производства i-го вида продукции.

Основополагающие позиции стратегии развития рынка

Полученные критерии образуют систему уравнений, решение которой позволяет определить необходимые параметры продовольственного рынка с учетом интересов всех его участников. Теоретически полученная система уравнений отражает уровень необходимого товарного предложения на рынке с учетом возможностей платежеспособного спроса и рациональных норм потребления.

Главной функцией продовольственного рынка является эффективное снабжение населения продуктами питания. Поэтому в качестве целевой функции предлагается использовать уровень удовлетворения потребительских предпочтений населения в продовольствии.

Поскольку в качестве коэффициентов целевой функции используются коэффициенты эластичности потребления различных видов продовольствия, то экономическая интерпретация полученных результатов выражается в выявлении потребительских предпочтений на продовольственном рынке с учетом возможностей предложения. Тогда целевая функция имеет вид:

max{+…+}

≤А;≥0,

где А – общий объём произведенного продовольствия в сельском хозяйстве; – объём производства i–го вида продукции; – коэффициенты целевой функции.

Проведенный анализ показывает, что основополагающими позициями стратегии развития рынка должны стать следующие необходимые меры:

– проведение активной государственной политики, направленной на создание условий реального роста доходов населения;

– меры по повышению рентабельности производства продовольствия;

– совершенствование организационных методов управления, нацеленных на скоординированную эффективную деятельность всех субъектов продовольственного рынка;

– совершенствование межрегиональных продовольственных отношений;

– создание системы мониторинга рынка.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:59:14