Концепция регулирования развития предпринимательства на муниципальном уровне

Елькина Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (123), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Анализ теории и практики муниципального регулирования показывает недостаточную систематизацию его теоретических основ. В отечественной экономической литературе до 1985 г. достаточно широко освещались вопросы государственного управления и народнохозяйственного планирования. Но после того, как начались рыночные реформы в России больше внимания стали уделять макроэкономическому регулированию на основе зарубежного опыта.

Ключевые слова: предпринимательство, развитие предпринимательства, государственное регулирование, зарубежный опыт



Анализ теории и практики муниципального регулирования показывает недостаточную систематизацию его теоретических основ. В отечественной экономической литературе до 1985 г. достаточно широко освещались вопросы государственного управления и народнохозяйственного планирования. Но после того, как начались рыночные реформы в России больше внимания стали уделять макроэкономическому регулированию на основе зарубежного опыта [2].

При рассмотрении местного самоуправления как элемента политической системы общества, следует отметить, что его наличие подразумевает признание и гарантию в стране интересов не только личности и государства, но и местных (муниципальных) [3. с. 30].Концепция муниципального регулирования предпринимательства — это система подходов к упорядочиванию органами местного самоуправления действий предприятий, построенная на целевых установках согласования интересов муниципалитета и хозяйствующих субъектов. Комплексный подход к муниципальному регулированию предпринимательской деятельности предусматривает рассмотрение объекта, проблемы или задачи с разных взаимосвязанных аспектов: экономических, социальных, экологических, организационных, правовых.

Поддержка малого и среднего предпринимательства

Роль органов местного самоуправления в развитии предпринимательства может быть различной в зависимости от условий, определяющих деловую активность бизнеса, и тех целей, которые ставят перед собой муниципальные власти. Их политика в сфере поддержки предпринимательства может быть консервативной, либеральной или протекционистской.Мероприятия по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства можно объединить в два блока – поддержка начинающих предпринимателей и создание условий для развития действующих. Формы мероприятий могут быть различными:— организация благоприятного налогового климата;— использование кредитно-финансовых рычагов;— формирование системы фондов;— снижение административных барьеров;— развитие инфраструктуры (бизнес-инкубаторы);— информационная поддержка и т.д.Политика муниципальных органов власти в сфере поддержки предпринимательства закрепляется в нормативно-правовых актах. Создание условий для оптимизации отраслевой структуры малого бизнеса посредством расширения сфер деятельности и экономического укрепления малых предприятий – первоочередная задача государственных органов и местного самоуправления. Для инвестиционной поддержки предусматривается создание гарантийного фонда, в котором предполагается аккумулировать часть бюджетных средств для поручительства при взятии предпринимателем кредита.

Несовпадение интересов местных органов власти и предпринимателей

Предприниматели в экономике муниципалитета выполняют различные функции. Они оказывают влияние на процессы стабилизации производства и занятости, играют важную роль в наполнении доходной части бюджета. Предприниматели несут ответственность перед обществом, частью которого являются сами. В отличие от юридической, социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень добровольности действий в решении общественных проблем. В этом случае предприниматель берет на себя обязательства, которые находятся вне требований, определяемых законом.Муниципальный заказ является одним из инструментов воздействия на совокупный общественный спрос. Администрация увеличивает его в периоды кризиса и депрессии, уменьшает в годы подъема во избежание перепроизводства и тем самым регулирует экономические циклы. Муниципальный заказ используется для создания фондов различных товаров, для решения стратегических задач, осуществления долгосрочной структурной политики. Это дает возможность противостоять кризисам.Интерес местных органов власти отличается от деловых ориентиров субъектов хозяйствования. Он заключается в реализации целей и задач, стоящих перед муниципальным образованием.Территориальные органы власти стимулируют предпринимателей участвовать в выполнении намеченных вышестоящим руководством планов, создают предпосылки, оказывающие влияние на рост доходности и снижению уровня рисков, для появления устойчивых мотиваций к развитию бизнеса. Тем самым обеспечивается принцип взаимной выгодности. Предприниматель получает прибыль, муниципальные органы власти – возможность пополнения бюджета и реализации муниципальных планов и программ. С этой точки зрения трансакционные издержки являются не чем иным, как издержками согласования требований прямо противоположных норм, они неизбежно возникают по мере усложнения деятельности в смысле появления в ней элементов различных соглашений [1, с. 139].

Вместо административного воздействия — муниципальные услуги

Муниципальные органы переходят от прямого управления хозяйствующими субъектами к созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Регулирование деятельности организаций предусматривает создание системы правовых, экономических и социальных условий функционирования сфер деятельности, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов, подразделяющихся на макро-, мезо-, микро-уровни управления.Степень воздействия местных органов власти на хозяйствующие субъекты определяется критерием экономической и социальной целесообразности. Однако издержками муниципального управления является неравномерность его распространения на различные группы населения и сферы экономики. Разрабатывая механизм управления, важно найти баланс между рынком и местным сектором экономики. Регулируемая экономика позволяет устранить отдельные пороки рынка только ценой приобретения новых недостатков. При чрезмерном административном воздействии рыночная экономика может давать сбои.Воздействие представительных и исполнительных органов муниципального образования на хозяйствующие субъекты осуществляется в виде системы мер по достижению его устойчивого развития и социального благополучия. Местное самоуправление осуществляется на основе соблюдения интересов населения в целях комплексного и эффективного социально-экономического развития муниципального образования.К общественно полезным функциям органов местного самоуправления относят муниципальные услуги, предоставляемые ими гражданам и юридическим лицам. Целью функционирования местной администрации должно быть удовлетворение потребностей их клиентов. Поэтому первое, что должны сделать муниципальные органы – это выявить потребности своих клиентов. Эффективность деятельности органов местного самоуправления определяется полнотой и качеством предоставляемых муниципальных услуг.

"Пирамида целей" муниципалитета

Целенаправленно создавая систему управления муниципальным образованием, субъект управления должен заложить в нее желаемую тенденцию развития. Целеориентирующая функция предполагает обоснование и разработку стратегии развития территории, включая формирование системы прогнозирования, индикативного планирования и экономического программирования. Социально-экономическая политика муниципального образования содержит множество целей с иерархической соподчиненностью. В современных теориях построение такой системы целей принято называть понятием «пирамида целей».SWOT–анализ позволяет выявить возможности, угрозы, сильные и слабые стороны развития объекта управления. После проведенного анализа субъект управления формирует тенденции развития. Муниципальное образование как сложная система с разделением функций между органами местного самоуправления и предпринимателями, наличием связей между ними наделена свойством эмерджентности. Это свойство проявляется в том, что при изменении состояния муниципального регулирования происходит изменение других элементов и связей системы.Таким образом, концепция регулирования развития предпринимательства на муниципальном уровне формируется в виде системы подходов по достижению целей и задач, стоящих перед органами местного самоуправления, с учетом условий, определяющих деловую активность бизнеса.


Источники:

1. Олейник А.Н. Институциональная экономика. - М.: ИНФРА, 2000. - 416 с.
2. Фридмен М. Если бы деньги заговорили… / пер. с англ. - М.: Дело, 2002. - 160 с.
3. Шумянкова Н.В. Муниципальное управление. - М.: Экзамен, 2002. - 640 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:02:00