Эволюция предпринимательской деятельности и ее содержание в условиях новой экономики

Сизов В.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сизов В.С. Эволюция предпринимательской деятельности и ее содержание в условиях новой экономики // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 4-8.

Аннотация:
Французский экономист Ж. Батист Сэй (1767–1832) имел личный опыт предпринимательской деятельности. В своем «Трактате по политической экономии» он вводит классическую формулу предпринимательства как комбинирования и перемещения факторов производства, а предпринимателя определяет как человека, организующего людей в процессе производства товаров и услуг. Предприниматель манипулирует с факторами производства в рыночном пространстве, извлекая их оттуда, где они дают малый доход, и перемещая в новой комбинации туда, где прибыль максимальна. Продолжение. Начало в «рп» № 6(1)/2008.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, новая экономика



Продолжение. Начало в «рп» № 6(1)/2008

Великий комбинатор,…

Французский экономист Ж. Батист Сэй (1767–1832) имел личный опыт предпринимательской деятельности. В своем «Трактате по политической экономии» он вводит классическую формулу предпринимательства как комбинирования и перемещения факторов производства, а предпринимателя определяет как человека, организующего людей в процессе производства товаров и услуг. Предприниматель манипулирует с факторами производства в рыночном пространстве, извлекая их оттуда, где они дают малый доход, и перемещая в новой комбинации туда, где прибыль максимальна.

Идеи Ж. Б. Сэя в наше время активно поддерживает известный американский экономист Питер Друкер. Он также считает комбинирование факторов производства важной функцией предпринимателей, причем на основе всемерного использования инноваций [1].

…человек, получающий плату за риск, труд и искусство,…

Английский философ и экономист Дж. С. Милль (1806–1873), стал популяризатором термина «предпринимательство». Он считал, что задача предпринимателя – уловить момент, когда и в каком секторе будет происходить рост потребления, и куда, следовательно, будут перемещаться трудовые ресурсы, а также в какой интервал времени и сколько нужно инвестировать капитала. Величина прибыли предпринимателя складывается, по Миллю, из следующих компонентов:

— платы за риск;

— платы за вознаграждение от немедленного расточения своего капитала;

— платы за труд и искусство, необходимые для осуществления контроля над производством.

…тот, кто ставит превыше всего процветание и рост своего дела, …

Немецкий экономист В. Зомбарт (1863–1941) сделал попытку более широкого осмысления сущности предпринимательства, чем его предшественники. Его понятие предпринимателя не совпадает ни с капиталистом, ни с фабрикантом, ни с купцом, ни с работодателем. Предпринимательство, по Зомбарту, – это «осуществление дальновидного плана, требующее длительного сотрудничества нескольких людей», а предприниматель – это буржуа, который, если хочет иметь успех, должен осуществлять одновременно три функции: «завоевателя», «организатора» и «торговца». Главной целью предпринимателя он называет стремление к процветанию и росту своего дела, а рост прибыли ставит на второй план. Тот, кто стремится, прежде всего, получить прибыль, по утверждению Зомбарта, никогда не станет настоящим предпринимателем.

Представляется, что подобная позиция пока еще не стала всеобщим убеждением сегодняшних российских предпринимателей.

…буддируемый духом творчества, …

Таким образом, классическая экономическая теория допускает различные воззрения на роль и сущность предпринимательства. Сегодня существуют различные, порой противоположные точки зрения на предпринимательство – от признания предпринимателей «праздным классом» до определения его в качестве основной движущей силы экономического развития.

Немецкий социолог М. Вебер (1884–1920) вообще рассматривал предпринимательство через связанную с религиозными устоями категорию духа, носителем которого является предприниматель. А известные отечественные философы, такие как С.Н. Булгаков и И.А. Ильин считали любую хозяйственную деятельность, включая и предпринимательство, духовным и творческим актом [2].

…не устающий учиться и воплощать в жизнь современные знания…

Наконец, современный классик менеджмента П. Друкер (1909 – 2005) считал, что предпринимательство - это не наука и не искусство, а конкретная практическая деятельность, базой для которой являются современные знания. Содержанием, функцией предпринимательства являются нововведения во всех сферах деятельности, в том числе и в управлении. Нововведения – это особый инструмент предпринимателей, средство, при помощи которого они используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг. В задачи предпринимателей входят целенаправленный поиск источников нововведений, а так же изменение их признаков, что позволяет добиться успеха. В отличие от многих своих предшественников, Друкер не считает предпринимательство рисковой деятельностью. По его мнению, рискуют разориться лишь те, кто некомпетентен в сфере бизнеса, где функционируют их предприятия. Поэтому Друкер в противовес людям, полагающим, что предпринимательство — это дар, своего рода талант, был уверен, что ему можно и нужно учиться [3].

…и преобразовывать внешнюю среду

Безусловно одно: предпринимательство – это выполнение множества самых разнообразных функций. Обобщенно можно говорить о тех, которые связаны с осуществлением предпринимательства как вида деятельности (мобилизационную, организационную, инициативно-новаторскую, охранную) и тех, которые являются способами взаимодействия с внешней средой (функции реагирования и преобразования).

Технологии технологиями, но главное — предпринимательский талант!

Представленный выше краткий исторический обзор эволюции взглядов на роль и сущность предпринимательства и предпринимателей, наглядно свидетельствует не только о развитии самих взглядов, но и об исторической эволюции самого «духа» предпринимательства и «экономической психологии» людей его выражающих – предпринимателей. Подтверждение такому выводу находим, например, у Зомбарта, противопоставившего понятие «хозяйственной системы» понятию «хозяйственная эпоха», под которым он понимал исторический промежуток времени, когда преобладала определенная хозяйственная система. Взгляды Зомбарта, как известно, сформировались под влиянием идей К. Маркса, который развивал учение о смене общественно-экономических формаций. Марксизм в основу классификации исторических формаций кладет господствующие в них общественно-экономические уклады или способы производства.

Нетрудно заметить, что господство того или иного способа производства во многом зависит от уровня используемых в обществе технологий, в свою очередь, напрямую связанных с количеством и уровнем имеющихся в данном обществе знаний. Впрочем, само по себе знание еще не ведет к обязательному появлению новых, более совершенных технологий. Это хорошо иллюстрирует пример с изобретением китайцами пороха и реактивных снарядов, используемых ими на протяжении столетий только в качестве увеселительных фейерверков. Но это же знание, попавшее в руки европейцев, породило совершенно новые технологии и, применив их, западная цивилизация смогла «перевернуть» весь мир, обогнать в своем развитии все существовавшие задолго до нее иные цивилизации. Следовательно, возникновение того или иного технологического уклада, нового способа производства, во многом зависит от предпринимательского таланта конкретных людей, способствующих созданию на базе того или иного знания новых технологий [4], а главное распространяющих использование новых технологий на все общество. Поэтому вполне приемлемо говорить и об эволюции предпринимательства. Вышеприведенные аналогии развития современного российского предпринимательства с ускоренным прохождением всех фаз его мировой эволюции, еще раз подтверждает данный вывод.

Окончание следует


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:13:01