Эффект синергии применительно к особым экономическим зонам

Богдановский Д.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Богдановский Д.Л. Эффект синергии применительно к особым экономическим зонам // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 118-121.

Аннотация:
Современнее развитие экономики тесно связано с накоплением и интенсивным использованием интеллектуального капитала, выступающим в качестве нового источника достижения конкурентоспособности и эффективности деятельности социально-экономических сообществ и организаций всех уровней. Сегодня уже значительная часть создаваемой стоимости предприятий образуется благодаря знаниям, объективированным в продуктах и услугах.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, знания, особые экономические зоны

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современнее развитие экономики тесно связано с накоплением и интенсивным использованием интеллектуального капитала, выступающим в качестве нового источника достижения конкурентоспособности и эффективности деятельности социально-экономических сообществ и организаций всех уровней. Сегодня уже значительная часть создаваемой стоимости предприятий образуется благодаря знаниям, объективированным в продуктах и услугах.

Становление новой экономики приводит к ликвидации четких границ между производителями и потребителями, продуктами и услугами. При этом любую организацию следует рассматривать как сложную, открытую, динамическую, самоорганизующуюся систему, непрерывно адаптирующуюся к изменениям внешней среды.

Иными словами, «отныне судьба предприятия все сильнее зависит от того, что происходит с поставщиками, партнерами, конкурентами, т.е. с его ближайшим окружением» [1]. В то же время, ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности играют анализ и синтез внутренней среды организации, в частности, определение целей функционирования и стратегий развития, структурный и параметрический синтез ресурсов и технологий.

В рамках информационной экономики производство понимается как создание всех характеристик продукта на всех стадиях создания добавленной стоимости, включая определение и конструирование продукта и технологии, выпуск частей и элементов, сборку, применение, обслуживание, а также потенциально возможную переделку. При этом продукт становится более информационноемким (содержит в своей стоимости более высокую долю инноваций, дизайна, маркетинга, телекоммуникаций, обработки информации).

В свою очередь, претерпевает изменение «структура рыночной цены» [2] товаров. Стоимость становится переменной величиной, значение которой определяется изменяющимся индивидуальным отношением потенциальных потребителей к товару.

Рассмотрим признаки современного бизнеса. Они должны быть присущи компаниям «новой экономики», которые успешно решают вопросы поддержания своей конкурентоспособности. Заметим также, что указанные признаки достаточно редко наблюдаются в «нашем» российском бизнесе:

1. Инновационность. Она должна проявляться в компании везде, рассмотрим ли мы менеджмент или маркетинг, управление персоналом или финансы, логистику или дизайн. «Быть постоянно в чем-то впереди конкурентов – только в этом залог успеха» [3];

2. Специализированность. Специализация окончательно побеждает практически на всех рынках. Многие мощные конгломераты спасает лишь искусственная защищенность своих рынков;

3. Гибкость структуры управления. Жестко централизованные структуры управления существуют в России и до сих пор. Однако их неповоротливость и негибкость в принятии решений очень сильно тормозят развитие конкурентоспособности;

4. Сотрудничество с потребителями, поставщиками и конкурентами. Только превращение собственных клиентов в инвесторов-акционеров помогло многим компаниям осуществить экономический прорыв;

5. Прозрачность деятельности и финансовой отчетности по признанным мировым стандартам (например, многие нефтяные компании повысили свою рыночную капитализацию только за счет этого практически в три раза).

Важным этапом формирования устойчивого экономического роста являются инициативы по образованию особых экономических зон (ОЭЗ) в России, целями создания которых, с точки зрения государства, являются:

‑ привлечение передовых технологий и прямых иностранных инвестиций;

‑ создание новых рабочих мест (преимущественно для персонала высокой квалификации);

‑ увеличение доли экспорта и его разнообразия;

‑ импортозамещение;

‑ внедрение новых методов менеджмента и организации труда.

В свою очередь, предполагаемыми целями создания с точки зрения инвесторов являются:

‑ освоение новых рынков сбыта;

‑ приближение производства к потребителю;

‑ минимизация затрат, связанная с отсутствием таможенных пошлин;

‑ доступ к инфраструктуре;

‑ использование более дешевой рабочей силы;

‑ попытка снижения влияния бюрократии.

Очевидно, что в рамках системных исследований экономики создаваемые на мезоуровне особые экономические зоны можно рассматривать как подсистему в системе национальной экономики.

Известно, что как национальной, так и региональной экономике и ее составляющим (что справедливо и для ОЭЗ) как системе присущи различные свойства: общесистемные и индивидуальные. К первым можно отнести целостность, интегративность и иерархичность.

Основное проявление целостности заключается в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все остальные. С другой стороны, любое изменение экономической системы вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов.

Кроме того, среди особенных свойств системы ОЭЗ можно отметить следующие:

‑ границы ее подсистем являются нечеткими: один и тот же субъект может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации экономики, может быть элементом самоорганизующейся системы и окружающей среды одновременно;

‑ кооперация институтов между собой, кооперация не только экономических субъектов низшего уровня друг с другом, но и с экономическими институтами приводит к самоорганизации национальной экономики;

‑ административная подчиненность зачастую скрывает структуру национальной экономики;

‑ национальная экономика является динамической системой;

‑ ОЭЗ является стохастической системой, не поддающейся точному и детальному прогнозу;

‑ такая система может быть как открытой, так и закрытой.

Исходя из концепции и целей создания ОЭЗ, при совместной работе резидентов ОЭЗ имеет место эффект синергии – появляются новые возможности, и эффективность деятельности системы оказывается выше «суммы» эффективностей деятельности ее «подразделений» по отдельности.

Анализ взаимоотношений игроков российских ОЭЗ показывает, что подобные структуры характеризуются наличием распределенного контроля, то есть это – структуры, в которых каждый управляемый субъект (агент) подчинен одновременно нескольким управляющим органам – центрам.

Предпринята попытка определения наличия эффекта синергии при функционировании особой экономической зоны. Рассматривается вопрос, при каких условиях всем руководящим органам игроков ОЭЗ и подчиняющимся их агентам будет выгодно объединение всех игроков в одну «корпорацию»?

Если не рассматривать кооперативные модели [4], то ответ прост – каждый из участников системы в некооперативном равновесии должен получать при взаимодействии в рамках новой корпоративной структуры не меньшую полезность, чем ранее.

Использование методов математического моделирования, теории игр и теории множеств позволяют сделать вывод о том, что при организации особых экономических зон имеет место эффект синергии: целое («корпорация») обладает большей эффективностью, чем сумма эффективностей его частей (отдельных предприятий).


Источники:

1. Тарасов В. Синергетические организации в сетевой экономике знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-learning.su/materials/catalog/brief/46/

2. Промышленность в новой информационной экономике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/industry2006/articles/capital.shtml

3. Целых А. Построение компаний, ориентированных на стратегию: методология Balanced Scorecard. // Управление компанией. – 2002. – 12.

4. Губко М.В., Новиков, Д.А. Теория игр в управлении организационными системами. – М.: Синтег, 2002. – 148 с.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 06:50:55