Эффект синергии применительно к особым экономическим зонам
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Богдановский Д.Л. Эффект синергии применительно к особым экономическим зонам // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 118-121.
Аннотация:
Современнее развитие экономики тесно связано с накоплением и интенсивным использованием интеллектуального капитала, выступающим в качестве нового источника достижения конкурентоспособности и эффективности деятельности социально-экономических сообществ и организаций всех уровней. Сегодня уже значительная часть создаваемой стоимости предприятий образуется благодаря знаниям, объективированным в продуктах и услугах.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, знания, особые экономические зоны
Современнее развитие экономики тесно связано с накоплением и интенсивным использованием интеллектуального капитала, выступающим в качестве нового источника достижения конкурентоспособности и эффективности деятельности социально-экономических сообществ и организаций всех уровней. Сегодня уже значительная часть создаваемой стоимости предприятий образуется благодаря знаниям, объективированным в продуктах и услугах.
Становление новой экономики приводит к ликвидации четких границ между производителями и потребителями, продуктами и услугами. При этом любую организацию следует рассматривать как сложную, открытую, динамическую, самоорганизующуюся систему, непрерывно адаптирующуюся к изменениям внешней среды.
Иными словами, «отныне судьба предприятия все сильнее зависит от того, что происходит с поставщиками, партнерами, конкурентами, т.е. с его ближайшим окружением» [1]. В то же время, ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности играют анализ и синтез внутренней среды организации, в частности, определение целей функционирования и стратегий развития, структурный и параметрический синтез ресурсов и технологий.
В рамках информационной экономики производство понимается как создание всех характеристик продукта на всех стадиях создания добавленной стоимости, включая определение и конструирование продукта и технологии, выпуск частей и элементов, сборку, применение, обслуживание, а также потенциально возможную переделку. При этом продукт становится более информационноемким (содержит в своей стоимости более высокую долю инноваций, дизайна, маркетинга, телекоммуникаций, обработки информации).
В свою очередь, претерпевает изменение «структура рыночной цены» [2] товаров. Стоимость становится переменной величиной, значение которой определяется изменяющимся индивидуальным отношением потенциальных потребителей к товару.
Рассмотрим признаки современного бизнеса. Они должны быть присущи компаниям «новой экономики», которые успешно решают вопросы поддержания своей конкурентоспособности. Заметим также, что указанные признаки достаточно редко наблюдаются в «нашем» российском бизнесе:
1. Инновационность. Она должна проявляться в компании везде, рассмотрим ли мы менеджмент или маркетинг, управление персоналом или финансы, логистику или дизайн. «Быть постоянно в чем-то впереди конкурентов – только в этом залог успеха» [3];
2. Специализированность. Специализация окончательно побеждает практически на всех рынках. Многие мощные конгломераты спасает лишь искусственная защищенность своих рынков;
3. Гибкость структуры управления. Жестко централизованные структуры управления существуют в России и до сих пор. Однако их неповоротливость и негибкость в принятии решений очень сильно тормозят развитие конкурентоспособности;
4. Сотрудничество с потребителями, поставщиками и конкурентами. Только превращение собственных клиентов в инвесторов-акционеров помогло многим компаниям осуществить экономический прорыв;
5. Прозрачность деятельности и финансовой отчетности по признанным мировым стандартам (например, многие нефтяные компании повысили свою рыночную капитализацию только за счет этого практически в три раза).
Важным этапом формирования устойчивого экономического роста являются инициативы по образованию особых экономических зон (ОЭЗ) в России, целями создания которых, с точки зрения государства, являются:
‑ привлечение передовых технологий и прямых иностранных инвестиций;
‑ создание новых рабочих мест (преимущественно для персонала высокой квалификации);
‑ увеличение доли экспорта и его разнообразия;
‑ импортозамещение;
‑ внедрение новых методов менеджмента и организации труда.
В свою очередь, предполагаемыми целями создания с точки зрения инвесторов являются:
‑ освоение новых рынков сбыта;‑ приближение производства к потребителю;
‑ минимизация затрат, связанная с отсутствием таможенных пошлин;
‑ доступ к инфраструктуре;
‑ использование более дешевой рабочей силы;
‑ попытка снижения влияния бюрократии.
Очевидно, что в рамках системных исследований экономики создаваемые на мезоуровне особые экономические зоны можно рассматривать как подсистему в системе национальной экономики.
Известно, что как национальной, так и региональной экономике и ее составляющим (что справедливо и для ОЭЗ) как системе присущи различные свойства: общесистемные и индивидуальные. К первым можно отнести целостность, интегративность и иерархичность.
Основное проявление целостности заключается в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все остальные. С другой стороны, любое изменение экономической системы вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов.
Кроме того, среди особенных свойств системы ОЭЗ можно отметить следующие:
‑ границы ее подсистем являются нечеткими: один и тот же субъект может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации экономики, может быть элементом самоорганизующейся системы и окружающей среды одновременно;
‑ кооперация институтов между собой, кооперация не только экономических субъектов низшего уровня друг с другом, но и с экономическими институтами приводит к самоорганизации национальной экономики;
‑ административная подчиненность зачастую скрывает структуру национальной экономики;
‑ национальная экономика является динамической системой;
‑ ОЭЗ является стохастической системой, не поддающейся точному и детальному прогнозу;
‑ такая система может быть как открытой, так и закрытой.
Исходя из концепции и целей создания ОЭЗ, при совместной работе резидентов ОЭЗ имеет место эффект синергии – появляются новые возможности, и эффективность деятельности системы оказывается выше «суммы» эффективностей деятельности ее «подразделений» по отдельности.
Анализ взаимоотношений игроков российских ОЭЗ показывает, что подобные структуры характеризуются наличием распределенного контроля, то есть это – структуры, в которых каждый управляемый субъект (агент) подчинен одновременно нескольким управляющим органам – центрам.
Предпринята попытка определения наличия эффекта синергии при функционировании особой экономической зоны. Рассматривается вопрос, при каких условиях всем руководящим органам игроков ОЭЗ и подчиняющимся их агентам будет выгодно объединение всех игроков в одну «корпорацию»?
Если не рассматривать кооперативные модели [4], то ответ прост – каждый из участников системы в некооперативном равновесии должен получать при взаимодействии в рамках новой корпоративной структуры не меньшую полезность, чем ранее.
Использование методов математического моделирования, теории игр и теории множеств позволяют сделать вывод о том, что при организации особых экономических зон имеет место эффект синергии: целое («корпорация») обладает большей эффективностью, чем сумма эффективностей его частей (отдельных предприятий).
Источники:
2. Промышленность в новой информационной экономике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/industry2006/articles/capital.shtml
3. Целых А. Построение компаний, ориентированных на стратегию: методология Balanced Scorecard. // Управление компанией. – 2002. – 12.
4. Губко М.В., Новиков, Д.А. Теория игр в управлении организационными системами. – М.: Синтег, 2002. – 148 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:43:20