Малое предпринимательство в противодействии угрозам современной России

Вакарёв А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Современное экономическое развитие в значительной мере сопряжено с большим количеством угроз, которые могут возникать на глобальном, национальном, региональном и др. уровнях. Весьма важным при этом является то, что для предотвращения или преодоления данных угроз одной из наиболее эффективных мер системного характера выступает формирование оптимальной структуры хозяйства с учетом развития местного предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, развитие предпринимательства, малое предпринимательство, экономическая безопасность, национальная безопасность



Современное экономическое развитие в значительной мере сопряжено с большим количеством угроз, которые могут возникать на глобальном, национальном, региональном и др. уровнях. Весьма важным при этом является то, что для предотвращения или преодоления данных угроз одной из наиболее эффективных мер системного характера выступает формирование оптимальной структуры хозяйства с учетом развития местного предпринимательства.

Возникает вопрос, какие именно угрозы наиболее характерны для современной экономики и насколько сильно малое предпринимательство, чтобы служить серьезным фактором обеспечения адекватного ответа ни них. В этой связи, прежде всего, можно обратиться к авторитетному мнению академика РАН Л. Абалкина, отмечающего следующие наиболее важные проблемы современной глобализации, которые обуславливают угрозы для экономики России:

‑ рост населения Земли и интенсивное вовлечение в хозяйственный оборот практически всех имеющихся природных ресурсов, их значительное истощение;

‑ ценовой диспаритет на мировом рынке между продукцией конечного потребления и сырьевыми ресурсами;

‑ высокая дифференциация уровней жизни населения развитых и развивающихся стран;

‑ развитие многоукладной экономики, где сложно переплетаются государственные предприятия по заготовке сырья и тысячи мелких, часто семейных производителей конечной продукции и т.д.;

‑ сочетание рыночной экономики и нерыночного построения общества, при наличии огромного спектра общественных организаций и профессиональных союзов;

‑ противоречия в сфере преодоления замкнутой структуры «золотого миллиарда» [1].

Кроме того, как следствие данных глобальных стратегических проблем, по отношению к отечественной экономике среди наиболее острых и вероятных угроз можно выделить:

‑ лавинообразное нарастание техногенных катастроф вследствие старения основных производственных фондов и инфраструктуры;

‑ возникновение социально-политических конфликтов в результате обострения ситуации на Северном Кавказе (Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария);

‑ экономический кризис, вызванный интенсивным ростом цен, прежде всего, на продукты питания и товары первой необходимости и проблемой невозврата потребительских кредитов [2].

Важно отметить, что современная концепция позиционирования в условиях конкуренции основывается на том, что внешние условия рынка носят для предприятий императивный характер, а формирование позиционирования идет, как правило, как адаптация к его требованиям. Адекватный ответ структурного характера на угрозы в этих условиях можно обеспечить лишь в том случае, если имеется мобильный элемент, способный в кратчайшие сроки измениться и придать новые качества уже существующим территориально-производственным системам. Причем, в современных условиях такой элемент должен обеспечить приемлемые параметры изменений без излишнего централизованного воздействия. Таким элементом в современных условиях, безусловно, является малое предпринимательство.

Звучание термина «малое предпринимательство» иногда создает ошибочное мнение о нем как о явлении, которое не обладает достаточным потенциалом для решения масштабных задач. Однако, это не так. Судить о возможностях малого бизнеса позволяют статистические данные различных регионов России.

Доля малых предприятий в экономике Российской Федерации в 2005 г. [3]

В целом по стране общая численность официально зарегистрированных малых предприятий находится в границах от 640 до 800 тыс. ед. В промышленности этот показатель колеблется в районе 110-120 тыс. ед. Вместе с индивидуальными предпринимателями в малом бизнесе занято около 8 млн. человек, то есть 12% общей численности занятых в экономике.

Только индивидуальными предпринимателями в 2005 г. в целом по России было произведено 465 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий, 192,9 тыс. т. мяса и мясных продуктов, фермерскими хозяйствами – 981,7 тыс. т молока и значительное количество другой стратегически важной продукции. И хотя эти данные ещё относительно малы на общероссийском фоне (соответственно 5,6%, 20,4%, 10,1% [4]), они уже сейчас имеют достаточно высокий вес, который должен быть увеличен. И на это должны быть направлены специальные целевые государственные программы.

В целом, из этих данных очевидно, что малое предпринимательство наиболее развито именно в тех сферах, которые связаны с жизнеобеспечением населения, что является особенно важным в условиях современной социальной направленности экономики.

Следует особо подчеркнуть, что в наиболее сложные периоды истории нашего отечества именно малое предпринимательство во многом являлось тем фактором, который позволял населению выживать. Можно вспомнить пример реализации НЭПа (новой экономической политики), когда после завершения гражданской войны, в период всеобщей разрухи, на основе перехода от политики военного коммунизма, благодаря малому предпринимательству за относительно короткий срок удалось добиться значительного роста жизненного уровня населения и его обеспечения основными продуктами питания.

Аналогичные примеры имеются и в новейшей истории. В результате коллапса экономики социализма в начале 90-х годов значительная часть граждан республик СНГ выживала лишь за счет малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности. В этом смысле сложности, пережитые населением Российской Федерации, меркнут на фоне попыток выживания за счет малой предпринимательской деятельности в республиках Средней Азии, где, например, в Таджикистане с 1991 до 1995 гг. не было даже национальной валюты. То есть высокая адаптивность малого бизнеса позволяла ему функционировать даже в условиях, которые в принципе не рассматриваются теоретической наукой.

Вместе с тем, эффективное использование малого предпринимательства в обеспечении адекватных ответов на имеющиеся угрозы нуждается в научно обоснованном централизованном управлении, позволяющем скоординировать развитие малого бизнеса с крупным. Только такой подход может позволить оптимально использовать преимущества их обоих. Однако, для того, чтобы такой подход был практически реализован и принес эффект, он должен быть осуществлен на основе заранее разработанной институциональной базы, которая должна включать следующие аспекты:

‑ программные документы социально-экономического развития страны и всех её регионов на относительно длительный срок;

‑ схемы развития и размещения производительных сил;

‑ анализ возможностей автономного функционирования страны;

‑ межрегиональный и внешнеторговый баланс (по видам продукции);

‑ стратегию импортозамещения продукции;

‑ математические модели межотраслевых балансов;

Экономические сложности последних десятилетий и вызванное ими сокращение ассигнований на научные исследования привели к тому, что исследования в данных направлениях либо вообще не велись, либо осуществлялись не в полной мере. В этой связи следует отметить острую необходимость развития работ по созданию данных документов и моделей в целом по стране и в каждом её регионе. Только на этой основе можно добиться проведения обоснованной государственной экономической политики по развитию малого предпринимательства, оптимального распределения государственных средств между объектами финансирования, а также действенной поддержки малого предпринимательства в целях обеспечения адекватных ответов отечественной экономики на возникающие угрозы.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:47:51