Государственная политика развития малых предприятий промышленности на мезоуровне
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Намысов С.В., Муняев О.С., Чупрова Т.В. Государственная политика развития малых предприятий промышленности на мезоуровне // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 50-54.
Аннотация:
Государственная промышленная политика – это образ действий, направленный на развитие и повышение эффективности производства, конкурентоспособности предприятий и их продукции, а также на обеспечение занятости населения.
Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, промышленная политика
Государственная промышленная политика – это образ действий, направленный на развитие и повышение эффективности производства, конкурентоспособности предприятий и их продукции, а также на обеспечение занятости населения.
По мнению О. Чиркунова, промышленная политика – это согласованная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять индустриальным развитием в стране в соответствии с поставленными целями [5, 7].
Целями промышленной политики выступают:
‑ стимулирование и поддержание определенных отраслей хозяйства, важных по своему социально-экономическому значению или приоритетных с точки зрения научно-технических перспектив, высокого потенциала роста и конкурентоспособности;
‑ поддержка так называемых «национальных чемпионов» ‑ наиболее крупных и конкурентоспособных на мировом рынке национальных компаний;
‑ стимулирование развития экспортного потенциала и конкурентоспособности народного хозяйства с учетом задействования как макро-, так и микроэкономических факторов;
‑ поддержание сбалансированности экономики [3].
Ключевыми вопросами промышленной политики являются обоснование выбора приоритетов для той или иной государственной поддержки, создание механизма отбраковки неэффективных производств, определение институциональных и иных мер для осуществления структурных преобразований. При этом надо учитывать национальную специфику осуществляемых мер. Она обусловлена следующими факторами:
‑ структурой внутреннего рынка;
‑ характером финансовых отношений государства и частного бизнеса;
‑ стадией жизненного цикла отраслей - объектов воздействия.
Развитие промышленности на мезоуровне связано с выбором средств и рычагов воздействия, которые определяются уровнем экономического регулирования, состоянием и структурой производства, поставленными задачами, наличием ресурсов в распоряжении органов государственной, региональной и местной власти.
Схематически общепринятая в настоящее время в научных исследованиях иерархия таксономических единиц в обобщенном виде выглядит следующим образом (по нисходящей):
‑ страна (государство) – макроуровень;
‑ субъекты государства – мезоуровень;
‑ предприятия – микроуровень.
Прерогативой государственной промышленной политики следует считать: установление приоритетных целей и задач; распределение финансовых ресурсов между регионами и отраслями; создание нормативно-правовых основ регулирования на всех уровнях управления.
Для региональной промышленной политики характерны:
‑ конкретизация общегосударственных целей применительно к региону;
‑ установление приоритетных целей и задач для региона;
‑ ресурсное обеспечение производственных подсистем региона с учетом приоритетов стратегического развития;
‑ создание благоприятных условий для развития промышленного производства в регионе.
Одним из направлений промышленной политики является развитие малых форм организации производственной деятельности. В современной науке малые предприятия исследуются и как отдельный сектор экономики, и как составная часть отраслевых и территориальных производственных комплексов. В настоящее время в России количество и состояние малых предприятий не соответствует потребностям развития промышленности и экономики в целом. Во многом это обусловлено спецификой становления отечественной индустрии, зарождавшейся в государственном секторе и тяготевшей к крупным формам организации производства [2].
Развитие малых предприятий в российской промышленности в целом соответствует динамике индустриальных преобразований народного хозяйства, так как практически каждому этапу модернизации отечественной экономики предшествовал период повышения частной инициативы и бурного развития малого бизнеса. Именно в их сфере сегодня происходит формирование и апробация инновационного ресурса для дальнейшего развития промышленности на основе передовых технологий. Наряду с этим, малые предприятия играют важную роль в стабилизации социально-экономических процессов, что не менее важно, так как конечная цель промышленной политики – создание материальной основы для повышения уровня жизни населения.
Развитие малых предприятий в промышленности имеет стратегическое значение, так как использование их инновационной активности крайне важно для модернизации российской экономики. В настоящее время доля перерабатывающих отраслей в общем объеме производства малых предприятий РФ составляет 9,6%.
Эффективность региональной экономики в значительной степени определяется развитием предпринимательства. В Республике Калмыкия (РК) пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям рынка. Малый бизнес демонстрирует свою жизнеспособность, обеспечивает пополнение прилавков товарами, поступление налогов в бюджеты всех уровней. Именно в лице частного предпринимателя представлена практически вся экономическая деятельность в Республике Калмыкия.
По видам деятельности малый бизнес РК охватывает практически все отрасли экономики. Однако за период 2003-2007 гг. произошло сокращение малых предприятий на 53,1%. В 2007 г. количество малых предприятий промышленности составило 43 (около 10% от общего числа). Основная их доля приходится на сферу обрабатывающих производств (более 70%) [4].
Осуществление региональной промышленной политики, направленной на развитие малых производственных предприятий, связано с преодолением ряда политических и экономических ограничений, возникновение которых обусловлено незавершенностью формирования системы государственного и муниципального управления, противоречиями в правовом регулировании городской экономики, отсутствием баланса интересов экономических агентов. В основе решения этих проблем лежат методы промышленной политики: информационные, организационные, моделирования и прогнозирования, целеполагания, планирования, координации и регулирования, оценки и контроля. Их использование позволяет вырабатывать на практике инструменты регулирования деятельности региональных производственных комплексов и стимулировать развитие в их структуре малых предприятий промышленности.
Одно из перспективных направлений региональной промышленной политики – создание в индустриальных городах региона разветвленной системы институтов, удовлетворяющих потребности малых производственных предприятий в ресурсах, технологиях, квалифицированных деловых услугах. Это обеспечивает дополнительные возможности для развития партнерских отношений и всестороннего сотрудничества между градообразующими и малыми предприятиями.
Значительная роль в системе инфраструктурного обеспечения малых предприятий отводится технопарковым структурам и бизнес-инкубаторам, преобразующим предпринимательские идеи в товары, технологии и новые предприятия. Без них, даже при наличии разветвленной сети специализированных организаций, повышающих качество и эффективность производства, ресурс малых предприятий будет сокращаться из-за стремления к оптимизации существующей структуры городского производственного комплекса.
Динамичное же развитие любого города на инновационной основе ведет к расширению кооперационных связей, реализации новых коммерческих проектов и повышению эффективности городской экономики. Технопарки и бизнес-инкубаторы обеспечивают такую возможность, поэтому их создание продолжает оставаться одним из наиболее перспективных направлений совершенствования инфраструктурного обеспечения малых производственных предприятий [1].
Таким образом, в настоящее время в промышленной политике регионов России активно реализуются мероприятия, направленные на формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Характерная черта этого процесса – развитие совместной деятельности региональной и местных властей с общественными организациями и градообразующими предприятиями. Создаваемая таким путем интегрированная система поддержки малых предприятий усиливает экономический потенциал региона и создает условия для совершенствования инструментария его промышленной политики.
Источники:
2. Гришин И.А., Вакарёв А.А., Ушамирский А.Э. Промышленная политика в проекции устойчивого развития городов и регионов России: монография. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005.
3. Доклад Министерства экономики России «Осуществление мер, направленных на реализацию промышленной политики, развитие технологической базы экономического роста и обновление производственной инфраструктуры». –М., 1998.
4. Калмыкия в цифрах. Стат. сб. – Элиста: Калмыкиястат, 2007. – С. 142.
5. Концепция промышленной политики Российской Федерации // Правовая система Гарант. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.garant.ru/
6. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб. – М.: Росстат, 2006. – С. 346.
7. Чиркунов О.А. О задаче разработки промышленной политики в России. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.old.chirkunov.ru/prom/print.php?id=5.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:48:59