Методология исследования экономической сферы производства предприятий АПК

Деева В.А., Минаева Е.В., Рябова Т.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Деева В.А., Минаева Е.В., Рябова Т.Ф. Методология исследования экономической сферы производства предприятий АПК // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 86-90.

Аннотация:
Для научного обоснования перспектив развития организаций существенное значение имеет методология выполняемых исследований. Методология разрабатывается и применяется в тех случаях, когда отсутствуют достаточные сведения о проблемной ситуации, позволяющие выбрать способ ее формализованного представления, применить один из новых подходов к моделированию, сочетающий качественные и количественные приемы при принятии решения. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов и методов представляет собой методологию исследования.

Ключевые слова: моделирование, сложные системы, исследование сложных систем



Для научного обоснования перспектив развития организаций существенное значение имеет методология выполняемых исследований. Методология разрабатывается и применяется в тех случаях, когда отсутствуют достаточные сведения о проблемной ситуации, позволяющие выбрать способ ее формализованного представления, применить один из новых подходов к моделированию, сочетающий качественные и количественные приемы при принятии решения. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов и методов представляет собой методологию исследования.

Основными научными инструментами исследования проблем экономической и продовольственной безопасности являются следующие методы:

неформальные:

‑ метод сценариев;

‑ метод экспертных оценок;

‑ мозговая атака;

‑ индексный метод;

‑диагностические методы;

графические:

‑ дерево целей;

‑ матричные методы;

‑ сетевые методы;

количественные:

‑ методы экономико-статистического анализа;

‑ статистические методы [3].

Методология исследования включает следующие последовательные этапы:

1) Начальный этап исследования сложной системы заключается в постановке и структурировании проблемы;

2) Расширение проблемы до проблематики, т.е. нахождение системы проблем, непосредственно связанных с исследуемым вопросом;

3) Выявление целей. Цели указывают направление исследования, результаты которого позволят поэтапно решить проблему;

4) Формирование критериев. Критерий – это количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей, правило выбора предпочтительного варианта решения из имеющегося ряда альтернатив. Многокритериальность является одним из способов повышения адекватности достижения цели, поэтому критериев может быть несколько. Они должны описать по возможности все важные аспекты цели, но при этом необходимо минимизировать число необходимых критериев, например, путем их агрегирования;

5) Агрегирование критериев: выявленные критерии могут быть объединены либо в группы, либо заменены обобщающим критерием;

6) Генерирование альтернатив и выбор, с использованием критериев, наилучшей из них. Формирование множества альтернатив является творческим этапом системного анализа;

7) Исследование ресурсных возможностей, включая информационные ресурсы;

8) Выбор формализованных моделей и ограничений для решения проблемы;

9) Построение системы управления организацией;

10) Использование результатов проведенного системного исследования;

11) Выбор методов определения эффекта синергии;

12) Проведение расчетов;

13) Разработка модели принятия управленческих решений по развитию системы [1].

В целях реализации методологии исследования общую проблему необходимо дифференцировать на несколько частных, доступных для решения. Для этого следует использовать наиболее подходящие специальные методы, а также объединить частные решения так, чтобы было построено общее решение проблемы.

Для исследования сложных систем необходимо особое единство процедур анализа и синтеза. Существуют различные подходы к их сочетанию. Необходимо отметить, что на практике далеко не всегда используются многие приемы и процедуры системного анализа. Попытки исследовать сложные логистические объекты простыми средствами, стремление объяснить многогранные взаимодействия в многокомпонентных системах упрощенными схемами ведут к дезориентации в динамичной и противоречивой действительности, к одностороннему подходу, что в современных рыночных условиях может привести к снижению темпов развития [2].

В соответствии с проведенным анализом базовых понятий и процессов установлено, что методология системного исследования должна включать следующие этапы:

‑ изучение состава компонентов и структуры системы;

‑ установление основных ресурсов системы, их потоков движения;

‑ сбор информации о масштабах производства, видах и ассортименте выпускаемой продукции во временном интервале;

‑ изучение параметров, характеризующих основные компоненты системы, их взаимосвязи и зависимости;

‑ установление общих и индивидуальных параметров системы;

‑ выявление особенностей и специфики функционирования системы;

‑ определение функционального назначения системы и ее места в разделении общественного труда;

‑ проведение качественного и количественного анализа объемов конечного продукта;

‑ исследование цели системы и ее влияния на процессы, происходящие в системе;

‑ исследование системы в разрезе структурного и функционального аспектов с оценкой уровня организованности и его влияния на эффективность системы;

‑ определение специфических системных критериев эффективности и оптимальности.

В общем виде выберем состав и порядок методологии данного исследования:

‑ сбор информации и выявление имеющихся проблем;

‑ определение конкретного объекта и предмета исследования;

‑ постановка целей и задач исследования и определение критериев их достижения;

‑ осуществление структуризации исследуемой системы;

‑ накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);

‑ анализ имеющейся информации и определение причин низких темпов развития предприятий;

‑ выявление факторов и их связей, влияющих на проблему;

‑ выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых результатов;

‑ сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности сделанных на их основе гипотетических предположений;

‑ определение условий, путей и методов решения задач;

‑ формулирование исходных гипотез;

‑ поиск конкретных векторов развития предприятий;

‑ планирование и организация экспериментов;

‑ проведение эксперимента;

‑ анализ и обобщение полученных результатов;

‑ проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

‑ окончательная формулировка научных прогнозов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что исследование организации должно основываться на разработанной методологии, методы которой учитывают особенности и условия функционирования системы. В свою очередь, методология должна давать представление о наиболее приемлемых способах исследования и системного анализа как в целом организации, так и основных ее составляющих элементов.


Источники:

1. Теория систем и системный анализ в управлении организациями. / Под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 848 с.
2. Жариков О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 62 с.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М.: Экономика, 1994. – 226 с.
4. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. – М.: Экономика, 1999. – 251 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:45:54