Локализация производства как ключевой механизм реализации импортозамещения в целях обеспечения экономической безопасности предприятия

Сенков В.А.1, Домничев Д.Ю.1
1 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Сенков В.А., Домничев Д.Ю. Локализация производства как ключевой механизм реализации импортозамещения в целях обеспечения экономической безопасности предприятия // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 1. – С. 413-428. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117294.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52263893
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В работе рассмотрены вопросы экономической безопасности предприятия в контексте осуществления государственной экономической политики локализации производства, как ключевой основы механизма реализации импортозамещения на стратегическом уровне, в целях формирования высокотехнологичной, конкурентной промышленности, обеспечения безопасности государства, обеспечения занятости населения и повышения его уровня жизни. В данной работе исследованы теоретические основы промышленной политики РФ в целях осуществления политики импортозамещения, определено понятие локализация производства и исследованы предлагаемые меры государственной поддержки.

Ключевые слова: локализация производства, импортозамещение, модернизация производства, антироссийские санкции, экономическая безопасность

JEL-классификация: L52, L53, O25, F51

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Учитывая нынешние тенденции к закрытию границ в эпоху международных экономических санкций, для многих компаний очень важно продолжить эффективную работу в условиях необходимости импортозамещения, снижения роста цен на нефть, рисках для производства в условиях международных ограничений и сложного положения России [25] в нестабильной международной ситуации. Одним из инструментов успешного роста для производственных компаний в Российской Федерации, а также повышения их экономической безопасности, может стать развитие локального производства, инвестиции в него, расширение производственных мощностей и модернизацию.

Локализация производства находится в центре внимания государственной экономической политики России. Российское правительство создает благоприятную правовую среду для инвестирования, а также условия для создания конкурентоспособных производств во всех ключевых отраслях промышленности. Со своей стороны, государство предоставляет иностранным фирмам-изготовителям широкий ряд мер поддержки и льгот для развертывания высокотехнологичных производств на территории России.

Локализация производства в России — это стратегическое решение, предполагающее всестороннюю оценку последствий и рисков для компании. При разработке проекта создается полноценная бизнес-модель, просчитывающая задачи логистики, дистрибуции и сбыта.

Содержание. В России понятие «локализация» начало широко применяться в начале 2000-х годов, одновременно с ростом интереса со стороны иностранных инвесторов к нашему рынку. Отсутствие серьезной конкуренции со стороны отечественных производителей наряду со стремительным ростом экономики и потенциально емким рынком сбыта сделало Россию привлекательной для международных корпораций.

Суть локализации производств заключается в поставке местными производителями комплектующих, изготовленных внутри страны на базе существовавших ранее или вновь организованных производств для иностранных предприятий. Базовыми условиями для локализации выступают: доступность капитала, наличие технологии и производственных мощностей и наличие рынка сбыта. Основная роль локализации в импортозамещении на территории региона заключается в модернизации и создании новых производств на территории страны, увеличении производства импортных аналогов продукции на более технологичном уровне с использованием зарубежных технологий, росте экспортного потенциала такой продукции, сохранении и создании новых рабочих мест [17].

Происходящее на фоне западных санкций и падения мировых цен на энергоносители ослабление российской экономики негативно сказывается на внешней торговле, объем которой за последний год существенно снизился [13]. На рынке внутренней торговли снижается объем предложений товаров иностранного производства, что может привести к дефициту определённых видов продукции. В сложившейся ситуации желание российских властей оказать содействие развитию внутреннего промышленного производства представляется ожидаемым и последовательным.

Значимым шагом в этом направлении стало принятие Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ, который вступил в силу 30.06.2015 [3].

Целями промышленной политики являются:

1) формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;

2) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.

Задачи промышленной политики согласно данному закону – создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, обеспечение технологической независимости национальной экономики, увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции, поддержка технологического перевооружения и модернизация основных производственных фондов и т.д.

Руководствуясь данной целью, Правительство РФ приняло в последние годы ряд нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы локализации и направленных на существенное улучшение положения производителей российских товаров [1; 2]. При этом нормы, регулирующие вопросы локализации различаются в зависимости от конкретной отрасли промышленности. Кроме того, применение указанных норм зависит и от того, поставляется ли продукция государству или государственным компаниям, либо реализуется в формате B2B («business-to-business» — рус. «бизнес к бизнесу»), а также финансируется ли определенный инвестиционный проект из государственных средств.

В дополнение к таким нормам государство разрабатывает меры поддержки, которые предоставляются производственным предприятиям и экспортно-ориентированным производствам с целью стимулирования размещения или расширения производства на территории России [14].

Меры поддержки локализации можно разделить на следующие группы:

- создание благоприятных рамочных условий для инвестиций в промышленное производство;

- финансовые меры поддержки;

- стимулирование путем государственных закупок;

- информационные и консультационные мероприятия.

Такое понимание локализации является ключевым для Правительства РФ и направлено на повышение привлекательности России для инвестиций в долгосрочной перспективе.

Кроме того, инициатива по локализации поддерживается государством за счет предоставления ряда налоговых льгот и субсидий на федеральном и региональном уровнях при организации производства в России. При этом речь идет, в частности, как о пониженных ставках налога на прибыль и имущественного налога, так и о компенсации государством части затрат на научно-конструкторские разработки, производство и сбыт продукции [18].

В процессе принятия инвестиционных решений и реализации промышленных проектов одним из решающих факторов для инвесторов является возможность привлечения заемного капитала под низкие процентные ставки. Так, Фонд развития промышленности (ФРП) предлагает широкий спектр программ для финансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, экспорт, лизинг производственного оборудования, реализацию станкостроительных проектов, цифровизацию действующих производств, маркировку лекарств и повышение производительности труда.

Важным средством стимулирования локализации являются государственные закупки. Стимулирование осуществляется за счет преференций для продукции, произведенной в России или в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) [19]. Важно отметить, что при проведении государственных закупок продукция, произведенная в странах ЕАЭС, приравнивается к продукции, произведенной в России. В результате инвесторы получают дополнительные возможности для локализации и сбыта в государствах ЕАЭС. Компании, выполняющие требования по локализации в рамках специального инвестиционного контракта, также могут получить доступ к государственным закупкам [22].

В определенных случаях производители могут стать победителем торгов в рамках государственных закупок только в том случае, если их продукция имеет подтверждение статуса "Made in Russia". Заказчик может получить выписку в отношении предлагаемой к закупке продукции из реестра российской продукции на платформе Государственной информационной промышленности (ГИСП). Такое регулирование относится, в частности, к жизненно важным лекарственным средствам, определенным видам медицинской техники, радиоэлектроники и продукции машиностроения. С недавнего времени аналогичное правило применяется также для расширенного перечня продукции химической промышленности и машиностроения (насосное оборудование, котлы, радиаторы, компрессоры, весовое оборудование и пр.).

Таким образом, политика импортозамещения и локализации затрагивает и международные компании в России, которые призваны локализовать свое производство в соответствующих отраслях на территории России, чтобы оставаться конкурентоспособными на российском рынке, а также укреплять и развивать свое положение на нем [16].

При локализации производства в России ключевое значение имеет отрасль промышленности, в которой работает предприятие. В последние годы политика в сфере локализации особенно затронула такие отрасли, как фармацевтическая промышленность и медицинская техника, машиностроение, автомобилестроение, радиоэлектроника, а также производство сельскохозяйственной техники. В вышеуказанных отраслях локализация осуществляется по схожей модели, однако нормы, регулирующие локализацию, содержат ряд особенностей, специфичных для каждой конкретной отрасли. Ниже представлены основные правила для отраслей, в наибольшей степени затронутых законодательством по локализации производства в РФ. Вместе с тем, локализация затрагивает и иные отрасли. В этой связи, прежде чем осуществлять инвестиции на российском рынке, необходимо обязательно изучить соответствующее регулирование [12; 15].

Фармацевтическая промышленность. В настоящее время производство лекарственных средств в России в значительной степени затронуто требованиями о локализации. На сегодняшний день свое производство в России уже локализовали как крупнейшие международные фармацевтические компании, так и ряд других компаний фармацевтической промышленности.

Государственная стратегия развития фармацевтической промышленности, действующая в настоящий момент, предполагает не только производство готовой продукции, но и фармацевтических субстанций на территории России. В соответствии со стратегией необходимо обеспечить выпуск на территории России совокупно 50% готовых лекарственных форм, из которых не менее 85% приходятся на жизненно важные лекарственные средства. В ближайшее время должна быть утверждена стратегия "Фарма-2030", которая должна усилить сложившийся тренд на локализацию производства лекарственных средств в РФ.

В фармацевтической отрасли промышленности предусмотрена финансовая поддержка в форме бюджетных субсидий. Производители российских лекарственных средств вправе рассчитывать на получение субсидий, в том числе на финансовое обеспечение части затрат на реализацию проектов по разработке современных технологий, организации производства и реализации на их основе конкурентоспособных лекарственных препаратов [10]. Субсидии предоставляются на основании договора о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и производителем.

Медицинская техника. Производство медицинской техники и медицинской продукции также затронуто требованиями о локализации. В соответствии с действующей стратегией развития медицинской промышленности локализация на территории России высокотехнологичных производств оборудования, компонентов, сырья, материалов для медицинских изделий и связанных с ними центров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является одним из приоритетных направлений государства.

Отечественные медицинские изделия вправе участвовать в закупках для государственных и муниципальных нужд без каких-либо ограничений. Для этого необходимо выполнить условия локализации, установленные в Правилах СНГ 2009 г. [23]

Автомобилестроение. Локализация в российской автомобильной промышленности началась в 2005 г. с введения института "промышленной сборки". В результате была создана основа для сотрудничества государства, автопроизводителей и производителей автокомпонентов путем заключения инвестиционных соглашений о промышленной сборке. Указанные соглашения предоставили производителям возможность ввоза автокомпонентов в Россию без уплаты таможенных пошлин либо с их уплатой в пониженном размере в обмен на обязательства по постепенной локализации производства. В результате многие международные автопроизводители и производители автокомпонентов локализовали свое производство в России.

Локализация производства транспортных средств и автомобильных компонентов, по-прежнему, остается в центре внимания российской экономической политики. Продукция машиностроения может быть допущена к участию в закупках для государственных или муниципальных нужд без ограничений, если она произведена в России. Кроме того, многие автопроизводители и производители автокомпонентов в настоящее время рассматривают дополнительные механизмы для локализации и расширения производства в России, предусмотренные в настоящий момент российским инвестиционным законодательством, в том числе механизм специальных инвестиционных контрактов.

Кроме того, производители в целом могут рассчитывать на субсидии по возмещению части затрат в связи с производством, использованием энергоресурсов и логистикой, по компенсации части затрат на содержание рабочих мест, по компенсации части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих определенным нормам (блок промышленных субсидий – постановления Правительства РФ от 15 января 2014 г. № 30, № 31 и № 32) [5-7].

Локализация производства, когда вокруг иностранного предприятия группируется пул отечественных производителей запчастей, сырья, оборудования, напрямую способствует импортозамещению. Среди примеров в России можно обозначить заводы Volkswagen, Peugeot & Citroën, Volvo, сформировавшие калужский автомобильный кластер. Российские власти нацелены переносить этот опыт в другие регионы и отрасли промышленности. На сегодняшний день в связи с уходом с российского рынка европейских автопроизводителей, их место успешно занимают производители из Китая и Ирана.

Развитие в России межотраслевых кластеров – одно из приоритетных направлений стратегии развития промышленности до 2035 года. Они становятся эпицентрами социального и экономического развития регионов, стимулируя развитие как крупного, так и малого и среднего бизнеса.

Сельскохозяйственная техника. В сфере производства сельскохозяйственной техники локализация также находится в центре внимания государственной экономической политики. В данной отрасли локализация осуществляется посредством поддержки государством сельхозпроизводителей за счет субсидий для покупки сельскохозяйственной техники российского производства, а также за счет субсидирования производства сельскохозяйственной техники (постановления Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1432, от 10 февраля 2018 г. № 145 и № 146) [4; 8; 9]. Благодаря этому сельскохозяйственная техника, произведенная в России, имеет более выгодную цену. Указанные меры направлены на развитие отрасли сельскохозяйственного машиностроения, перенос технологий в Россию и создание новых рабочих мест.

Субсидии предоставляются промышленным предприятиям – производителям сельскохозяйственной техники, которые являются налоговыми резидентами РФ не менее трех лет. Кроме того, требуется выполнение условий для признания продукции в качестве продукции, произведенной в России. Для этого производитель должен обладать правами на техническую документацию в отношении производства в течение не менее пяти лет, иметь в государстве – члене ЕАЭС сервисный центр для технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, а также выполнить в России, предусмотренные законодательством технологические операции. Основанием для признания сельхозтехники в качестве продукции, произведенной в России, также может служить специальный инвестиционный контракт. На основании специального инвестиционного контракта производитель может получить для продукции статус произведённой в России при осуществлении поэтапной (но не более 3-х лет) локализации.

Машиностроение. Государство обозначило курс на локализацию в отрасли тяжелого машиностроения, энергетического машиностроения, а также в иных отраслях машиностроения. При реализации проектов, которые финансируются государством полностью или частично, закупка за рубежом определенной продукции машиностроения допускается с согласия Правительственной комиссии по импортозамещению.

Компании с государственным участием при проведении закупок все чаще отдают предпочтение продукции, произведенной в России. По этой причине все больше международных производителей склоняются к локализации своего производства в России, чтобы и в дальнейшем успешно работать на российском рынке.

10 августа 2020 г. утверждена новая мера поддержки для производителей станков и инструментальной продукции. Согласно указанной мере производитель оборудования, предоставляя скидку клиентам, сможет получить субсидию от государства, направленную на компенсацию указанной скидки. Решение о предоставлении субсидии производителям будет приниматься по результатам квалификационного отбора. Первый отбор производителей уже состоялся.

Радиоэлектронная промышленность. Понять, в каком состоянии находится радиоэлектронная промышленность России, можно, ознакомившись со стенограммой совещания правительства о развитии отрасли от 25 марта 2020 года [24]. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, необходимо сделать электронную промышленность конкурентоспособной, так как, несмотря на ежегодный рост отрасли в среднем на 10%, на мировом рынке объем продаж российской электроники не превышает 1% (по данным The Business Research Company, объем глобального рынка электронных компонентов в 2019 году составил 373,73 млрд. долл.).

Основным проблемным вопросом производственно-технологического характера в отрасли остается дефицит современного российского производственного, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, что оказывает существенное влияние на освоение производства конкурентоспособной высокотехнологичной электронной продукции. Имеются проблемы обеспечения организаций отрасли отдельными видами полупроводниковых материалов, эпитаксиальных структур, специальных материалов, а также российскими средствами автоматизированного проектирования, системным программным обеспечением и системами управления базами данных.

В начале 2020 года утверждена Стратегия развития электронной промышленности на ближайшие десять лет [11]. Среди обозначенных целей — обеспечение выручки отрасли до 5,2 трлн. руб. Добиваться этого правительство будет в основном за счет серьезных инвестиций: до 2024 года на развитие электронной промышленности выделено 266 млрд. руб. Непосредственно на поддержку интернета вещей, квантовых сенсоров, оборудования для сетей связи нового поколения предусмотрено более 100 млрд. руб. В плане мероприятий по реализации Стратегии можно выделить п. 50 «Повышение уровня локализации производства современных видов электронной продукции» раздела IХ. «Ключевое направление «Экономическая эффективность».

В ближайшей перспективе радиоэлектронная промышленность останется одним из основных драйверов роста российской экономики, говорится в исследовании АО «ЦНИИ «Электроника» — информационно-аналитического центра российской радиоэлектронной промышленности. В России реализуются национальные проекты по 13 направлениям, и практически в каждом задействована радиоэлектроника — будь то повышение доступности и оптимизация работы медицинских учреждений в «Здравоохранении», создание современной и безопасной цифровой образовательной среды в «Образовании» или внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения в проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» [21].

Таким образом можно отметить, что локализация находится в центре внимания государственной экономической политики. И к ней могут быть применимы как налоговые льготы и субсидии на федеральном и региональном уровнях, преференции при участии в государственных закупках, так и дополнительные меры государственного стимулирования импортозамещения – режимы, которые помогают преодолевать определенные ограничения в части закупок и предоставляют возможность получения налоговых льгот:

- специальный инвестиционный контракт (СПИК);

- региональный инвестиционный проект (РИП);

- индустриальный парк;

- промышленный кластер.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) – соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируется:

- обязательства инвестора – реализовать инвестиционный проект по внедрению или разработке технологии в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе этой технологии;

- обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования – обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности и применять меры стимулирования в сфере промышленности, предусмотренные соглашением.

Меры поддержки по СПИК:

- налоговые льготы – не ухудшение налоговых условий; возможность снижения до 0% ставки налога на прибыль; возможность снижения ставок региональных и муниципальных налогов;

- ускоренная амортизация – выдача свидетельств, подтверждающих возможность применения ускоренной амортизации;

- статус «Сделано в России» - ускоренная и упрощенная процедура получения статуса продукции, произведенной в России;

- упрощенный доступ к госзаказу – возможность получения статуса единственного поставщика по государственным закупкам;

- иные меры – особые условия аренды земельных участков, создание объектов инфраструктуры;

- региональный инвестиционный проект (РИП) [20] это инвестиционный проект, целью которого является производство товаров. Производство товаров в результате Проекта осуществляется исключительно на территории одного из субъектов РФ (допускается на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, если Проект предусматривает производство товаров в рамках единого технологического процесса);

- присвоение статуса участника РИП дает право на применение налоговых льгот. В зависимости от региона применяется снижение ставки по налогу на прибыль (до 0% на первые 5 лет и до 10% на следующие 5 лет); возможность применения пониженных коэффициентов к ставке НДПИ (от 0 до 0,8); иные налоговые преференции в зависимости от конкретного региона.

Индустриальный парк. Индустриальный парк — это промышленная площадка (подготовленная производственная территория), обеспеченная необходимой инфраструктурой, организованная для размещения независимых предприятий-резидентов.

По данным Минпромторга на 2019 год в России насчитывается порядка 200 индустриальных парков, в которых зарегистрированы около 3 000 резидентов, т. е. в среднем по 15 резидентов в одном парке.

В зависимости от регионального законодательства могут быть предоставлены следующие меры стимулирования в виде налоговых льгот: снижение ставки по налогу на имущество (до 0%); снижение ставки по налогу на прибыль (до 13,5%); льготные ставки по транспортному и земельному налогам, иные льготы.

Промышленный кластер — это совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных вследствие территориальной близости и функциональной зависимости.

Создание промышленного кластера может оказаться довольно эффективной стратегией развития компаний. Объединение нескольких производств в единое целое имеет ряд важных преимуществ.

Первая причина – это снижение транспортных расходов и времени, уходящего на перевозку продукции между объектами производства. А значит, снижаются расходы топлива, износ транспортных средств и прочие затратные статьи.

Вторая причина – это выгода от совместной работы, когда процесс производства осуществляется общими усилиями нескольких компаний, что делает его более надежным и менее рискованным.

Третья причина – это возможность прямого обмена знаниями и опытом между работающими на разных производствах людьми, которое называется неявным знанием. Благодаря географической близости становится возможным прямой обмен такими знаниями и переток кадров из одной производственной компании в другую. Этим эффектом объясняется и тот факт, что традиционно многие специфические ремесла не выходили за пределы ограниченных территориальных единиц.

Среди мер стимулирования можно выделить следующие типы государственной финансовой поддержки: субсидии на компенсацию затрат по организации производства; финансовая поддержка из государственных фондов развития промышленности; размещение в рамках государственного оборонного заказа заданий на выполнение НИОКР.

Заключение

Подводя итоги, хочется отметить следующее. Цели локализации производства, такие как формирование высокотехнологичной, конкурентной промышленности, обеспечение безопасности государства, обеспечение занятости населения и повышение его уровня жизни сформулированы на самом высоком государственном уровне в виде политики импортозамещения. Правительство РФ нацелено на всестороннюю поддержку предприятий, участвующих в программе локализации уникальных технологических и производств, сюда можно отнести как специальные инвестиционные контракты, так и другие формы государственной поддержки, такие как налоговые и таможенные преимущества, предоставляемые компаниям — резидентам особых экономических зон.

При разработке проекта локализации предприятия на этапе проектирования создается полноценная бизнес-модель, а также подготавливается план реализации трансграничного перемещения предприятия. Среди ключевых организационных аспектов, которые должны раскрываться в проекте, можно выделить следующие:

- Какой будет процедура поиска и оформления земли в собственность компании.

- Строительство и оборудование производственного объекта.

- Юридическое оформление деятельности.

- Создание системы менеджмента.

- Расчет возможностей для локального расширения производственных мощностей на ресурсах созданной инфраструктуры.

На следующем этапе разработки проекта локализации производства просчитываются логистические задачи, вопросы дистрибуции и сбыта продукции. В бизнес-модели должна быть оценена среднегодовая производственная мощность, а также резервный потенциал. Для более точного выполнения расчетов используются статистические результаты исследовательских центров, предоставляющих информацию об инвестиционном климате, потребительской активности, экономической ситуации на местном рынке и т. д. Все это, несомненно, будет являться основой обеспечения экономической безопасности предприятия в текущих экономических условиях в целях осуществления политики импортозамещения по целям и задачам промышленной политики РФ.


Источники:

1. Федеральный закон №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/33622 (дата обращения: 22.12.2022).
2. Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102164547 (дата обращения: 22.12.2022).
3. Федеральный закон № 488-ФЗ от 31.12.2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39299/page/1 (дата обращения: 22.12.2022).
4. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70291682/?ysclid=l9bj5qxn22426336715 (дата обращения: 02.09.2022).
5. Постановление Правительства РФ от 15 января 2014 г. N 30 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70566472/?ysclid=l9biu2coex679735489 (дата обращения: 02.09.2022).
6. Постановление Правительства РФ от 15 января 2014 г. N 31 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих нормам Евро-4, Евро-5 и выше». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70566476/?ysclid=l9bixlvya0274012289 (дата обращения: 02.09.2022).
7. Постановление Правительства РФ от 15 января 2014 г. N 32 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70566478/?ysclid=l9bj1ge8kg457278375 (дата обращения: 02.09.2022).
8. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2018 г. N 145 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной сельскохозяйственной самоходной и прицепной техники, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71876182/?ysclid=l9bj8sqgl7937619615 (дата обращения: 02.10.2022).
9. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2018 г. N 146 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71876176/?ysclid=l9bjarox7s529850450 (дата обращения: 02.09.2022).
10. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2019 г. № 1464 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на реализацию проектов по разработке современных технологий, организации производства и реализации на их основе конкурентоспособных лекарственных препаратов». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/73030268/?ysclid=l9bir74h59389489577 (дата обращения: 02.10.2022).
11. Распоряжение Правительства РФ от 17 января 2020 г. № 20-р О Стратегии развития электронной промышленности РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий по ее реализации. Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73340483/?ysclid=l9bjdaox7w862618676 (дата обращения: 15.09.2022).
12. Государственная информационная система промышленности. [Электронный ресурс]. URL: https://gisp.gov.ru/gisplk/ (дата обращения: 10.09.2022).
13. Караваева И.В., Лев М.Ю. Итоги проведения V Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» «Новые вызовы и угрозы экономике и социуму России» // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 853-887. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112368.
14. Котлярова С.Н., Лаврикова Ю.Г., Аверина Л.М. Роль локализации промышленного производства в политике импортозамещения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 5. – c. 115-127. – doi: 10.15838/esc/2017.5.53.8.
15. Локализация как инструмент формирования кластерной экономики. ТАСС, информационное агентство. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/pmef-2017/articles/4284628 (дата обращения: 02.09.2022).
16. Локализация производства: какие плюсы может получить компания?. Экономика и жизнь №21 (9837). [Электронный ресурс]. URL: https://www.eg-online.ru/article/420750/ (дата обращения: 12.09.2022).
17. Локализация – это выгодно. Почему зарубежным фирмам надо открывать производство в России?. Российская газета – Спецвыпуск № 122(7880). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/06/05/ekspert-pochemu-zarubezhnym-firmam-nado-otkryvat-proizvodstvo-v-rossii.html (дата обращения: 03.09.2022).
18. Найда А. Локализация промышленного производства иностранных компаний в России. Российская правовая газета «эж-ЮРИСТ». [Электронный ресурс]. URL: https://abkazakov.ru/comments/lokalizatsiya-promyshlennogo-proizvodstva-inostrannyh-kompanij-v-160-rossii/ (дата обращения: 15.09.2022).
19. Петренко Е.С., Варламов А.В., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность России в процессе интеграции в Евразийский экономический союз // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1191-1210. – doi: 10.18334/eo.10.4.111399.
20. Практика получения статуса участника РИП: основные требования и условия. Инвестиционно-аналитическая группа ПКР. [Электронный ресурс]. URL: https://prcs.ru/praktika/status-uchastnika-regionalnyj-investproekt/ (дата обращения: 15.09.2022).
21. Пронин А. Радиоэлектронная промышленность России: шанса развиваться без поддержки государства нет и не будет. Ооо «ск пресс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.crn.ru/news/detail.php?ID=147397 (дата обращения: 15.09.2022).
22. Райтер А. Локализация производства – это... Определение понятия, план, степени и уровни. Fb.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://fb.ru/article/429671/lokalizatsiya-proizvodstva---eto-opredelenie-ponyatiya-plan-stepeni-i-urovni (дата обращения: 15.09.2022).
23. «Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» (Заключено в г. Ялте 20.11.2009) (ред. от 31.05.2019). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95897/ (дата обращения: 12.12.2022).
24. Стенограмма совещания правительства РФ «О развитии электронной промышленности» от 25 марта 2020 г. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/39266/#manturov (дата обращения: 15.09.2022).
25. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Колпакова И.А., Иванов Е.А., Быковская Ю.В., Сазонова Е.С. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.

Страница обновлена: 14.04.2024 в 13:01:07