Эволюция предпринимательской деятельностии ее содержание в условиях новой экономики
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (112), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Сизов В.С. Эволюция предпринимательской деятельностии ее содержание в условиях новой экономики // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 53-56.
Аннотация:
Основная задача настоящей статьи в том, чтобы проследить историческую трансформацию сущности предпринимательства, показав закономерную эволюционную природу этих изменений с целью выявления содержания предпринимательской деятельности в современных условиях новой экономики. Новизна предлагаемого подхода, на наш взгляд заключается именно в том, что содержание понятия «предпринимательство» не «раскрывается», не «расширяется» и не «углубляется» по мере его изучения в исторической перспективе, но само оно изменяет свое принципиальное содержание вследствие всеобъемлющего изменения социально-экономических отношений, происходящих в мире. Иными словами, мы полагаем, что сам характер предпринимательской деятельности, его функциональное содержание зависит от стадии развития цивилизации и от технологической парадигмы, характеризующей уровень ее развития.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, новая экономика
Основная задача настоящей статьи в том, чтобы проследить историческую трансформацию сущности предпринимательства, показав закономерную эволюционную природу этих изменений с целью выявления содержания предпринимательской деятельности в современных условиях новой экономики. Новизна предлагаемого подхода, на наш взгляд заключается именно в том, что содержание понятия «предпринимательство» не «раскрывается», не «расширяется» и не «углубляется» по мере его изучения в исторической перспективе, но само оно изменяет свое принципиальное содержание вследствие всеобъемлющего изменения социально-экономических отношений, происходящих в мире. Иными словами, мы полагаем, что сам характер предпринимательской деятельности, его функциональное содержание зависит от стадии развития цивилизации и от технологической парадигмы, характеризующей уровень ее развития [1].
Технологические революции, оказывая влияние на уклад жизни всех людей, не могут не вносить закономерные эволюционные изменения и в такую сферу человеческой деятельности (а так же особых способностей) как предпринимательство. Сегодня, по мнению многих ученых человечество вошло в зону «третьей волны» [2] – приступило к созданию «сверхиндустриальной» цивилизации, одной из основных характеристик которой является создание «информационного общества», в котором преобладающим является информационный сектор экономики. Это и есть так называемая новая экономика, все активнее вытесняющая по показателям масштабов своего развития сельское хозяйство, промышленность и экономику услуг.
Напрашивается очевидный вывод, что вызовы новой эпохи должны предъявлять к предпринимателям новые требования, стимулировать развитие одного ряда их качеств и, напротив… ‑ мешать развитию других. А это, в свою очередь, должно отражаться на изменении содержания предпринимательской деятельности. Такой подход, вполне согласуется с разрабатываемой в последнее время на Западе эволюционной теорией экономических изменений, в частности в вопросе изменения экономического поведения фирм.
Предпринимательство или предпринимательская деятельность неотъемлемо связано со своим объектом – предприятием или предпринимателем. Можно сказать, что предпринимательская деятельность ‑ это хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики. Иногда ее заменяют обобщенным термином бизнес. Однако исторически сначала возникло понятие «предприниматель».
Появление этого термина связывают с французским экономистом и банкиром ирландского происхождения Р. Кантильоном (1697–1734), который в работе «Очерк о природе торговли» назвал людей, руководствующихся в своих делах формулой «продай дорого, купи дешево» – предпринимателями [3].
Именно такое отношение к предпринимателям, как к людям, извлекающим прибыль, прежде всего из перепродажи, сложилось в российском обществе в 90-х годах ХХ века. Конечно, это всего лишь обидный обывательский взгляд, который не всегда соответствует реальной действительности. Подобное общественное мнение было сформировано тогда, когда в новой России только-только стали появляться первые предпринимательские организации, в форме кооперативов.
В условиях господства социалистической идеологии частнопредпринимательская деятельность была запрещена. В СССР ему было противопоставлено «государственное предпринимательство», которое в условиях всеобщей уравниловки и дефицита немедленно привело к возникновению «теневых» отношений и «теневого» предпринимательства [4], признаваемого государством незаконным и жестоко преследовавшееся.
Хорошо известно, что государственное предпринимательство не может осуществляться также эффективно, как частное, поскольку в государственном секторе предпринимательские функции осуществляют не обязательно те люди, которые обладают наилучшими предпринимательскими способностями или личным предпринимательским потенциалом [5].
Государственное предпринимательство целесообразно в ограниченных областях производственной деятельности, требующих либо особого контроля, либо заведомо убыточных, но имеющих общественно-значимый характер. Применение его ко всей экономике СССР было рискованным экспериментом, в конце концов, окончившимся полным провалом.
В 1987г. в СССР были приняты законы о кооперации и индивидуально-трудовой деятельности. Можно сказать, что в конце 80–х, начале 90–х гг. прошлого века частное предпринимательство в России «родилось» заново, поскольку никакой преемственности от российских промышленников и купцов новые предприниматели, ни капиталом, ни опытом, ни связями, ни традициями – не унаследовали [6].
В этой ситуации появившимся в России предпринимателям и предпринимательским организациям за короткий срок пришлось пройти всю эволюцию содержания предпринимательской деятельности, которую другие страны, где эта деятельность насильственно не запрещалась и не уничтожалась, проходили на протяжении сотен лет. Отсюда понятно, почему первые предприниматели (нередко ими являлись бывшие «фарцовщики», легализовавшие свой бизнес) в своей деятельности зачастую пользовались именно формулой Р. Кантильона.
Исторически позже, немецкий экономист И. Г. фон Тюнен (1783 – 1850) уже характеризовал предпринимателя как «изобретателя и исследователя в своей области», «претендента на остаточный (после компенсации издержек производства и выплаты налогов) рискованный и непредсказуемый доход», не всегда осуществляющего инновации [7]. То есть Тюнен определял предпринимателя через осмысление источника его прибыли, которая определялась как доход, остающийся от валовой прибыли деловой операции после уплаты процента на инвестированный капитал. С его точки зрения это вознаграждение предпринимателя за принятие на себя тех рисков, которые из-за непредсказуемости никто не покроет.
Интересно, что сегодня, прежде всего западные экономисты (например, Й. Шумпетер и П. Друкер), отчасти соглашаясь с характеристиками предпринимателей, данными Тюненом, указывают в качестве главного качества (или фактора), необходимого для осуществления предпринимательства именно инновационность.
Инновационность – это особый инструмент предпринимательства, который направлен на то, чтобы в имеющиеся ресурсы внести новые свойства с целью создания благ [8].
Следует заметить, что тюненское отношение к предпринимательской деятельности довольно быстро распространилось с начала и до средине 90-х гг. ХХ века в России, особенно среди тех, кто попытался использовать предоставленную государством возможность поймать «птицу удачи за хвост». Многие люди, прежде считавшие предпринимательство легким способом заработка больших денег, скоро разочаровались в нем, и «вышли из игры», не готовые взять на себя огромные риски потерять свои кровные капиталы, а порою и саму жизнь.
Вновь обратимся к истории развития представлений о предпринимательстве. Известный английский экономист А. Смит (1723–1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» объявил предметом политической экономии всю сферу материального производства, в которой создается богатство нации. Он ввел доктрину свободного предпринимательства, ставшую на долгие годы основой экономической науки.
Смит охарактеризовал предпринимателей с позиции, так называемого, «экономического человека», т.е. человека рационального, эгоистичного, строящего свои планы из принципа получения максимальной выгоды. Именно эти свойства, по мнению Смита, отличают предпринимателей от других людей – наемных рабочих и землевладельцев.
Смит неоднократно подчеркивает, что частные интересы предпринимателей никогда не совпадают с интересами общественными, так как, чем выше уровень производства и национального богатства, тем меньше норма прибыли. А поскольку норма прибыли находится в обратной зависимости от общественного благосостояния, то класс предпринимателей обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуждение и даже угнетать его.
Не случайно Смит советует с крайним недоверием относиться ко всякому предложению нового закона, исходящего от этого разряда людей. Отмечает он и стремление к монополизму, свойственное данному классу [9]. Эти черты, отмеченные Смитом у европейских предпринимателей более двухсот лет назад, весьма ярко проявились в российском крупном бизнесе конца ХХ – начала ХХI века.
Продолжение следует
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:47:47