Формирование и оценка инвестиционной политики в регионе

Луговнина С.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (107), Март 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Инвестиционные решения относятся к числу наиболее сложных по процедуре выбора. Они основаны на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих, зачастую, разнонаправленно.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, экономика региона



Инвестиционные решения относятся к числу наиболее сложных по процедуре выбора. Они основаны на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций, действующих, зачастую, разнонаправлено.

Для успешной реализации инвестиционной политики регионы должны иметь возможность создавать условия, в максимальной степени способствующие привлечению внешних инвестиций для реформирования крупномасштабного производства, создания благоприятной среды для успешного функционирования малого и среднего бизнеса. Они должны иметь возможность активной защиты от внешнего вторжения в их экономику, что может привести к усилению внутрирегиональных диспропорций и, как следствие, к нарушению целостности территории. Сегодня возможности субъектов РФ по использованию инструментов государственного регулирования ограничены, так как федеральный центр, пытающийся взять на себя роль главного координатора инвестиционного развития, сокращает региональные бюджетные фонды развития.

Основной задачей современной инвестиционной политики региона является оптимизация отраслевой структуры экономики, увеличение в ней доли обрабатывающих секторов промышленности на основе модернизации производственно-технологической базы с максимальным вовлечением перспективных инновационных разработок отечественной и зарубежной науки.

Инвестиционная политика в регионе, направленная на эффективное использование ресурсного потенциала, предполагает укрепление и расширение хозяйственных связей и кооперации, повышение роли инноваций и интенсивности инвестиционных процессов на всех уровнях социально-экономической системы, развитие инфраструктурной базы.

Разработка структурной инвестиционной политики региона должна базироваться на следующих принципах:

1) перераспределение ресурсов не только по отраслям промышленности, но и с учетом экономической целесообразности, возможности реализации стратегических интересов, инновационности и т.д.;

2) оптимальное сочетание долговременных высокотехнологичных проектов с эффективными быстро окупаемыми проектами;

3) стремление формировать систему взаимосвязанных приоритетов и интересов, порождающих агрегированный спрос в других смежных производствах и отраслях;

4) значительное участие государственного управления в регулировании научно-технической сферы при одновременно определяющей роли инновационной активности хозяйствующих субъектов;

5) интеграция научной, научно-технической, инновационной и образовательной деятельности.

Критерием выбора системы приоритетов выступает необходимость повышения уровня инновационной деятельности в промышленности, цели, задачи и мотивы которой можно подразделить по следующим уровням:

‑ государственный – соответствие направлениям государственной инновационной политики;

‑ региональный – соблюдение региональных экономических интересов;

‑ корпоративный – отбор перспективных направлений деятельности.

При этом реализация мероприятий инновационной и инвестиционной политики региона предполагает возможность использования различных механизмов инвестирования: финансирование приоритетных проектов может распределяться непосредственно между бюджетом и самим предприятиям в зависимости от уровня значимости объекта.

В настоящее время механизм инвестирования приобретает рыночный характер и ориентирован либо на фондовый рынок для направленного вложения при правовом регулирующем участии государства, либо на рыночно-экономический механизм, то есть формирование межотраслевых холдингов с возможным участием иностранного капитала.

Степень согласованности экономических интересов бизнеса и местных властей в значительной мере зависит от той модели отношений, которая сложилась в конкретном субъекте Российской Федерации. В регионах, где существуют партнерские отношения, когда в процессе диалога бизнеса и власти определены основные приоритеты развития региона и разработаны общие для всех принципы, создаются благоприятные условия для развития производства и предпринимательства. Применение данной модели благоприятно сказывается на комплексном социально-экономическом развитии субъекта РФ.

Для регионов, где за время проведения реформ властные структуры не позволили бизнесу получить значительную самостоятельность и сохранили контроль над всеми сферами экономики, обеспечив доступ к самым привлекательным ресурсам только избранным, характерна модель «патронажа». В данных субъектах интересы предпринимательства ущемлены, что грозит в перспективе развитием конфликтных ситуаций между бизнесом и властями.

В регионах, которые всецело зависят от получения трансфертов и дотаций из федерального бюджета, не удается разработать эффективную инновационную программу, учитывающую стратегические приоритеты развития, существует модель «борьбы всех против всех», то есть борьба внутри власти, между бизнесом и властью, внутри бизнеса. Анализ существующих моделей отношений бизнеса и власти позволяет сделать вывод, что наиболее эффективной является «партнерство», так как позволяет находить компромиссные решения, способствующие выработке эффективной инвестиционной стратегии развития региона, а также его экономической и политической стабильности.

Одним из важных моментов при формировании региональной инвестиционной политики можно выделить влияние крупных вертикально-интегрированных компаний. Так как интересы крупного бизнеса чаще всего не ограничиваются территорией конкретного региона, то построение с ними гармоничной системы взаимоотношений затруднено. Для устранения трений между транстерриториальными корпорациями и региональной властью по вопросам выработки единых приоритетов и интересов инновационной и инвестиционной политики могут быть выделены и решены следующие вопросы:

‑ передача ответственности подобным корпоративным структурам за поддержание используемых природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности региона;

‑ отработка механизма реализации целевых мероприятий инвестиционной программы с участием крупного бизнеса;

‑ закрепление за транстерриториальными образованиями функций, обязывающих их внедрять прогрессивные ресурсосберегающие технологии, промышленную безопасность и т.д.

Основной задачей, позволяющей объединить бизнес и региональную власть в реализации инвестиционной политики региона, является воспроизводство основных экономических ресурсов, создание благоприятных условий для их целенаправленного и комплексного развития, отвечающего самым современным рыночным требованиям, с учетом преимуществ и специфических особенностей территории. Решение этой задачи предполагает эффективное использование различных форм взаимодействия между бизнесом и властью, что должно обеспечить формирование объективных, долговременных, сбалансированных и взаимосогласованных приоритетов инвестиционной политики региона.

В современных условиях созрела необходимость отказа от морально устаревшей практики планирования инвестиций в экономику региона, когда средства расходуются без гарантий получения определенного эффекта. Необходимо использовать такие методы их оценки, которые позволят предприятиям самостоятельно осуществлять выбор направления инвестирования и посредством этого решать собственные хозяйственные и социальные проблемы.

Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом. Чем сложнее является ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах.


Источники:

1. Бирман Г., Шмит С. Экономический анализ инвестиционных проектов / пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 631 с.
2. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений / пер. с англ. А.Г. Пивоварова – М. : ИНФРА-М, 1996. – 432 с.
3. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. – M. : ИКЦ «ДИС», 1997. – 158 с.
4. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / пер. с нем. под ред. и с предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. – М. : Финансы и статистика, 1997. – 800 с.

Страница обновлена: 20.09.2024 в 19:16:14