Об экономическом и правовом механизме повышения инвестиционного потенциала лесозаготовительных предприятий Хабаровского края

Катин А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (96), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Повышение инвестиционного потенциала региональных предприятий является задачей, которую необходимо решать при помощи дифференцированной политики, учитывающей общую экономическую стратегию региона. Эффективность деятельности в лесном комплексе напрямую зависит от уровня переработки древесины, поэтому правовое и экономическое стимулирование перерабатывающих предприятий позволит достичь стратегических целей развития лесной промышленности Хабаровского края.

Ключевые слова: инвестиционный потенциал, лесопромышленный комплекс, лесозаготовительная промышленность, Хабаровский край



Повышение инвестиционного потенциала региональных предприятий является задачей, которую необходимо решать при помощи дифференцированной политики, учитывающей общую экономическую стратегию региона. Эффективность деятельности в лесном комплексе напрямую зависит от уровня переработки древесины, поэтому правовое и экономическое стимулирование перерабатывающих предприятий позволит достичь стратегических целей развития лесной промышленности Хабаровского края.

В настоящее время общие тенденции на лесных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона стимулируют дальнейшее движение лесного комплекса Хабаровского края в сторону усиления сырьевой специализации. В дальнейшем это может привести к истощению лесных ресурсов, которые являются важнейшей воспроизводственной основой регионального хозяйства. Поэтому, учитывая приоритетность лесопромышленного комплекса в экономике края и его существенное влияние на развитие других отраслей, необходим перевод всей системы лесопользования на принципы устойчивого развития, что потребует:

‑ прекращения нерациональной эксплуатации лесных ресурсов;

‑ повышения эффективности функционирования комплекса;

‑ технического перевооружения;

‑ развития переработки древесины и, как следствие, осуществления значительных капитальных вложений в отрасль.

Для достижения устойчивого развития лесопользования на государственном уровне необходимо:

‑ использовать комплекс методов регулирования и стимулирования деятельности предприятий с помощью правовых, административных, экономических, организационных инструментов;

‑ проводить дифференцированную политику повышения инвестиционного потенциала лесозаготовительных предприятий, так как большая часть инвестиций (57,8%) финансируется за счет собственных средств организаций [2].

Данная политика основывается на учете особенностей функционирования предприятий посредством типологического подхода, который заключается в группировке предприятий на основе внешних и внутренних факторов производства. В качестве внешних факторов выступают:

‑ тип района месторасположения, подразумевающий средний запас древесины на 1 га, породный состав древостоя;

‑ тип примыкания к пунктам отгрузки продукции.

В Хабаровском крае административные районы делятся на следующие типы:

‑ «приморские»;

‑ «инфраструктурные», имеющие развитую транспортную сеть;

‑ «слаборазвитые», то есть районы с неразвитой транспортной инфраструктурой и с сезонной отгрузкой лесной продукции [2].

Лесозаготовительные предприятия края в зависимости от примыкания, делятся на два типа: «железнодорожные», которые осуществляют отгрузку готовой продукции со станции железной дороги, и «портовые», отгружающие продукцию из морского или речного порта.

В качестве внутренних факторов выступают:

‑ размер предприятия (крупное, среднее, малое) в зависимости от объема заготовки;

‑ тип инвестиционного потенциала [2].

В данной статье осуществлена группировка предприятий по внутренним параметрам, а определяющими критериями являются:

‑ уровень переработки древесины («инновационный» тип инвестиционного потенциала);

‑ объем заготовки древесины.

Первый критерий связан с тем, что только при развитии переработки можно повысить эффективность лесного комплекса и перейти с экстенсивного пути наращивания объемов производства круглых лесоматериалов на интенсивный путь использования лесных ресурсов. При этом повышается выход товарной продукции с каждого заготовленного кубометра древесины, возрастает комплексная производительность труда, расширяется занятость населения лесных поселков, увеличиваются налоговые поступления в бюджет края.

Единственным условием развития переработки является наличие платежеспособного спроса на конечную продукцию на внутреннем рынке. Его следует рассматривать как амортизатор при конъюнктурных колебаниях на внешних рынках и полигон для освоения новых видов материалов из древесины [3]. В связи с этим попутно необходимо государственное развитие лесопотребляющих отраслей и поиск внешних потребителей пиломатериалов и продуктов глубокой переработки древесины.

Второй критерий вытекает из того, что в условиях Хабаровского края малые предприятия (с объемом заготовки менее 50 тыс. м3 в год) неэффективны, так как они не могут решать стратегических задач лесного комплекса в отличие от крупных и средних предприятий [2].

Лесозаготовительные предприятия края можно подразделить на три укрупненные группы:

‑ крупные и средние предприятия, осуществляющие переработку древесины собственными силами в объемах выше средне-краевого уровня;

‑ крупные и средние предприятия с низким уровнем переработки древесины;

‑ малые предприятия с любым уровнем переработки.

Механизм повышения инвестиционного потенциала для первой и второй группы должен основываться преимущественно на экономических инструментах региональной политики. Для третьей группы дополнительно применяются административные инструменты [4]. Реализация данного механизма осуществляется через договорные отношения между государством и бизнесом. При этом для всех предприятий в договорах аренды участков лесного фонда должны быть предусмотрены зафиксированные по времени и по объемам обязательства лесопользователя по инвестициям в переработку древесины и достижение согласованного уровня комплексного использования лесных ресурсов. Применение санкций должно быть в случае: нарушения закрепленных в договоре инвестиционных и иных обязательств лесопользователем, а также при нарушении обязательств со стороны государства с целью возмещения лесопользователю ущерба или упущенной выгоды.

Экономические мероприятия для первой группы заключаются в следующем:

‑ создание льготной системы налогообложения для продукции лесопереработки и для инвестиций в деревообрабатывающее оборудование (по расчетным данным, комбинирование лесозаготовок с переработкой дает увеличение чистой прибыли на 21,8%) [3];

‑ предоставление субсидий в виде компенсации процентной ставки по банковскому кредиту под инвестиции в лесопереработку (в 2005 г. за счет вложения бюджетных средств в размере 14 млн. руб. в фонд развития производства на компенсацию процентной ставки было привлечено 650 млн. руб. банковских кредитов) [5];

‑ применение пониженных ставок лесных платежей с учетом уровня переработки древесины (с помощью этого мероприятия расширяется налогооблагаемая база, что позволило увеличить поступления в бюджет края на сумму 75 млн. руб.) [2];

‑ гарантии преимущественного обеспечения лесными ресурсами предприятия при конкурсной передаче в аренду высокопродуктивных участков;

‑ гарантии преимущественных прав в доступе к терминалам, пунктам пропуска и таможенного контроля.

Для второй группы предприятий предлагаются следующие мероприятия:

‑ компенсация части затрат по воспроизводству природных ресурсов при внедрении экосовместимых технологий;

‑ применение пониженных ставок лесных платежей с учетом степени экологичности лесозаготовок [2].

Наконец, для третьей группы предприятий рекомендуются следующие дополнительные методы:

‑ заключение соглашений, связанных с ассоциативным объединением малых предприятий для выработки единой экспортной политики и предотвращения недобросовестной конкуренции;

‑ государственный заказ на воспроизводство лесных ресурсов или на проведение лесоустроительных работ на конкурсной основе.

Таким образом, комплексное использование древесины и обеспечиваемый им рост эффективности позволяют повысить инвестиционный потенциал предприятий, а с помощью экономического и правового механизма можно обеспечить инновационный стиль развития лесной промышленности края.


Источники:

1. Ройзман И.А. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов// Инвестиции в России. – 2006. ‑ №3. ‑ С.3-15.
2. Управление концентрацией в лесном комплексе многолесного района: от укрупнения к усилению интеграции производства. / Под ред. В.К. Резанова. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос.ун-та, 2007. ‑ 304с.
3. Заусаев В.К. О развитии лесопереработки на Дальнем Востоке // Экономист. – 2006. ‑ №12. ‑ С.72-76.
4. Катин А.В. Разработка инвестиционной политики на основе типологизации предприятий лесопромышленного комплекса Хабаровского края/ Сб. «Проблемы инновационного и экономического роста Дальнего Востока России»: Материалы международной научно-практической конференции. / Под ред. А.Е. Зубарева, И.Т. Пинегиной. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. Ун-та. – 2007. – С.313-318.
5. Кашина Н.А. Система управления инвестициями на региональном уровне// Инвестиции в России. – 2006г. ‑ №8. – С.35-40.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:28:30