Ремонт основных средств: демонтированные материальные ценности – экономическая составляющая бюджета предприятия

Сазонова С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В настоящее время имеет место экономическая практика восприятия возвратных материалов в виде демонтированных запчастей, агрегатов, иных материальных ценностей как несуществующего актива предприятия.

Ключевые слова: бюджетирование, основные средства, ремонт основных средств



В настоящее время имеет место экономическая практика восприятия возвратных материалов в виде демонтированных запчастей, агрегатов, иных материальных ценностей как несуществующего актива предприятия.

При формировании доходной и расходной части предприятия не принимается во внимание наличие возвратных материалов в виде демонтированных материальных ценностей (ДМЦ), образуемых при проведении ремонта основных средств. Кроме того, их ремонт не рассматривается как самостоятельный вид работ. Как следствие, имеет место некорректное определение стоимости ремонта основных средств, некорректное формирование активов предприятия. Пренебрежение возвратными материалами в виде лома и отходов частично объяснимо ввиду несущественности данной составляющей.

Данный вопрос очень актуален для предприятий, имеющих укрупненную структуру основных средств, где инвентарные номера присвоены комплексным объектам, включающим в себя ряд крупных узлов, конструкций, составных частей. Например, в газотранспортном предприятии газоперекачивающие агрегаты являются составной частью более крупного инвентарного объекта основного средства. При проведении ремонта комплексного инвентарного объекта, составной частью которого является газоперекачивающий агрегат, осуществляется демонтаж изношенного и установка годного агрегата с теми же техническими характеристиками. Изношенный газоперекачивающий агрегат, в свою очередь, подвергается ремонту и формирует обменный фонд предприятия. Поскольку составные части комплексного инвентарного объекта основных средств достаточно дорогостоящие, вопрос движения и формирования стоимости указанных активов важен и ощутим для предприятий.

Капитальный ремонт – это воспроизводство основных средств путем крупного, всеобъемлющего ремонта, при котором заменяются изношенные детали, узлы, и т.д. При этом не изменяются ранее принятые технические характеристики и нормативные показатели ремонтируемого объекта.

При формировании смет на ремонт основных средств и определении экономической составляющей его проведения необходимо принимать во внимание наличие демонтированных деталей, узлов, частей инвентарных объектов, которые, в свою очередь, имеют стоимость и должны рассматриваться как самостоятельные активы.

Упрощенно процесс ремонта основного средства можно рассмотреть на условном примере как демонтаж изношенного узла «А» и установку подобного годного узла «А1».

Годные запчасти, узлы, детали являются активами общества и формируют запасы до момента отпуска со склада в производство, в данном случае для осуществления ремонта основных средств. Стоимость годных, вновь приобретенных запчастей, узлов, деталей формируется исходя из фактических затрат, связанных с приобретением материальных ценностей (покупкой, доставкой и т.п.).

В настоящее время при формировании смет и определении стоимости ремонта основного средства в расчет принимаются работы по замене (демонтаж, монтаж) изношенного узла «А», а также стоимость годного узла «А1» без корректировки на стоимость непосредственно демонтированного изношенного узла «А».

Как определить стоимость демонтированных материальных ценностей и что является источником формирования их стоимости? Стоимость следует определять оценочным методом, например, на основании аналогов и процента изношенности демонтированных узлов, запчастей, деталей. Источником появления данных активов целесообразно считать уменьшение текущих расходов по обычным видам деятельности в период проведения ремонта основного средства.

Для многих предприятий становится проблематичным на стадии планирования доходной и расходной частей, составления смет на ремонт основных средств определить возможную стоимость возвратных материалов в виде ДМЦ. Здесь возможны следующие подходы:

1. Определение среднего процента изношенности составных частей основного средства в зависимости от технических характеристик (по данным технических паспортов) демонтируемых узлов, запчастей, деталей.

2. Применение процента изношенности самого основного средства, выводимого в ремонт, исходя из первоначальной стоимости основного средства и сумм начисленной амортизации.

Выбранный подход можно применять следующим образом:

1. При формировании графика планово-предупредительных ремонтов оговаривать процент изношенности по одному из вышеназванных способов.

2. На стадии составления дефектных ведомостей и смет на ремонт основных средств уточнять процент изношенности заменяемых узлов, запчастей, деталей.

Возвращаясь к условному примеру, рассмотрим дальнейшее движение демонтированного изношенного узла «А», а именно: ремонт и приведение его в состояние, пригодное для дальнейшего использования, и, соответственно, установку в следующих периодах на другой аналогичный объект основного средства либо на этот же объект, но при проведении последующего капитального ремонта.

Как организовать движение указанных активов и корректно сформировать экономическую составляющую деятельности предприятия?

Демонтированные узлы, запчасти целесообразно зачислять в обменный фонд предприятия, предназначенный для его бесперебойной работы. Материальные ценности, зачисленные в обменный фонд, целесообразно подразделять на следующие группы:

− требующие ремонта;

− находящиеся в ремонте;

− пригодные к использованию (как вновь приобретенные, так и отремонтированные).

При планировании расходной части предприятия необходимо учитывать, что ремонт ДМЦ, зачисленных в обменный фонд, квалифицируется как ремонт запчастей, узлов, агрегатов и является самостоятельным направлением деятельности, отличным от ремонта основных средств. Данный подход позволит корректно планировать и учитывать расходы, связанные с ремонтом основных средств и материальных ценностей, что на сегодняшний день рассматривается как одно целое. Расходы, связанные с ремонтом ДМЦ, на практике в большинстве случаев планируются и учитываются в общей сумме ремонта конкретного основного средства, с которого они были демонтированы. Сложившаяся практика нарушает принцип своевременного отнесения расходов к текущим, способствует некорректному формированию стоимости ремонта основного средства, а также стоимости активов предприятия.

Расходы на ремонт демонтированных материальных ценностей должны формировать (увеличивать) их стоимость. Следовательно, стоимость запчастей, узлов, агрегатов, подвергшихся ремонту, должна складываться из оценочной стоимости непосредственно демонтированных запчастей, узлов, агрегатов и стоимости их ремонта.

Пригодные к использованию ДМЦ, зачисленные в обменный фонд, могут использоваться по своему прямому назначению при проведении ремонтов аналогичных основных средств в следующих периодах времени, либо при проведении последующего ремонта того основного средства, с которого они были демонтированы.

Возвратные материалы в виде ДМЦ не могут и не должны выпадать из поля зрения, поскольку должны:

− формировать активы общества в виде запасов, пригодных к использованию, либо запасов, требующих ремонта и годных к использованию после приведения в пригодное состояние;

− уменьшать стоимость ремонта основных средств в текущем периоде – периоде их демонтажа с основного средства;

− подвергаться ремонту, поддержанию в работоспособном состоянии с выделением соответствующих плановых позиций;

− корректно формировать стоимость ремонта основных средств в последующих периодах.

Аналогичный подход должен применяться и для демонтированных материальных ценностей, образуемых при проведении модернизации, реконструкции основных средств.

Предложенные пути решения вопросов, связанных с возвратными материалами, позволяют предприятию:

− организовать планирование расходов по видам проводимых работ;

− вывести ремонт ДМЦ в самостоятельный вид работ;

− определять и разграничивать периоды возникновения затрат и периоды признания их расходами по обычным видам деятельности;

− корректно формировать стоимость ремонта основных средств и оборотных активов предприятия.


Источники:

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2002.
2. Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы) – М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Гумеров А.Г., Велиев М.М. Капитализация затрат капитального ремонта при эксплуатации магистральных трубопроводов // Нефтяное хозяйство. – 2003. - №7.
4. Котляров С.А. Управление затратами: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2001.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь – М.: ИНФРА–М, 2002.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 14:02:22