Теоретические аспекты формирования инвестиционного проекта в стратегическом планировании

Гордиенко М.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Одной из важнейших характеристик командно-административной системы, действовавшей в нашей стране, было широкое использование директивного планирования социально-экономической жизни. В ходе производившихся в 90-х годах рыночных реформ государство и многие предприятия практически отказались от разработки долгосрочных планов.

Ключевые слова: стратегическое планирование, инвестиционный проект



Одной из важнейших характеристик командно-административной системы, действовавшей в нашей стране, было широкое использование директивного планирования социально-экономической жизни. В ходе производившихся в 90-х годах рыночных реформ государство и многие предприятия практически отказались от разработки долгосрочных планов.

В начальный период реформирования нашей экономики бытовало мнение, что плановое ведение хозяйства и рынок не совместимы. Однако анализ мирового опыта, а также практика преобразований в России со всей убедительностью доказывают, что планирование не противоречит рациональным формам рыночной экономики. Но в современных условиях оно представляет собой более сложную систему, предусматривающую необходимость учета всего многообразия взаимоотношений на рынке товаров и услуг.

Поэтому меняются формы и методы планирования как в масштабе государства в целом, так и на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Все это предопределяет необходимость разработки новых принципов и подходов к организации плановой деятельности. Одной из наиболее известных систем, доказавших свою эффективность в рыночных условиях и получивших распространение в развитых странах, является система стратегического планирования.

Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля, ориентированные на выработку стратегических планов.

Планирование необходимо для достижения предприятием следующих целей:

‑ повышение контролируемой доли рынка;

‑ предвидение требований потребителя;

‑ выпуск продукции более высокого качества;

‑ обеспечение согласованных сроков поставок;

‑ установление уровня цен с учетом условий конкуренции;

‑ поддержание репутации предприятия у потребителей.

В целом же задачи стратегического планирования любого предприятия сводятся к следующему:

‑ планирование роста прибыли;

‑ планирование снижения издержек предприятия;

‑ увеличение доли рынка, объема продаж;

‑ оптимизация социально-экономической политики предприятия.

Таким образом, основной задачей стратегического планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций, инвестиций и т.д.

Перед большинством российских предприятий сегодня стоит много проблем. Для них необходима стратегия, способная обеспечить выход из затяжного кризиса в фазу экономического роста на основе формирования мощного ресурсного потенциала. Именно недостаток ресурсов – финансовых, материально-технических, информационных, интеллектуальных не позволяет организациям успешно разрабатывать и реализовывать стратегию даже подчас в самых благоприятных внешних условиях. Предприятие, обладающее достаточными ресурсами, может в значительной степени сократить влияние неблагоприятных внешних факторов: выжидать выгодную для себя цену на рынке, в полном объеме застраховать затраты на будущий период и т.д.

Таким образом, увеличение ресурсного потенциала путем его восстановления и наращивания является важнейшим целевым стратегическим ориентиром большинства предприятий.

Важным этапом стратегического планирования является разработка базовой стратегии, т.е. формирование комплекса ключевых направлений развития, увязанных с целями предприятия и выбранных из существующего набора стратегий:

‑ портфельная стратегия, т.е. возможное изменение специализации с учетом оптимального сочетания отраслей;

‑ стратегия роста (сокращения) по конкретным направлениям хозяйственной деятельности;

‑ стратегия интенсификации;

‑ стратегия минимизации издержек;

‑ стратегия оптимизации издержек по качеству;

‑ стратегия кооперации в различных формах и направлениях в условиях гиперконкуренции;

‑ эксплерентная стратегия в части производства новых продуктов, использования новых технологий, достижений научно-технического прогресса.

Во взаимодействии с базовой стратегией разрабатываются функциональные стратегии предприятия: производственная, организационная, финансовая и инвестиционная, маркетинговая, инновационная, кадровая и т.д.

Для поддержки развития любой сферы региона инвестиционная стратегия предусматривает краткосрочные (срок окупаемости до 1 года), среднесрочные (окупаемость от 1 года до 10-15 лет) и долгосрочные проекты (свыше 10-15 лет). Первые два типа связаны с необходимостью наращивания объемов производства при одновременном повышении конкурентоспособности продукции.

К долгосрочным же инвестиционным проектам можно отнести, например, организацию производства экологически чистой продукции, на которую пока в нашей стране не сформировался устойчивый спрос. Но в странах Европейского союза это направление интенсивно развивается, и, по прогнозам, к 2010 г. не менее одной трети предприятий будут функционировать на данных принципах.

Россия имеет более выгодные условия для такого типа производства вследствие экстенсивного ведения хозяйства, меньшей загрязненности почв химическими веществами и т.д. Установление перспективы данной инвестиционной стратегии в настоящее время связано с тем, что для развития этого потребуется большая подготовительная работа:

‑ формирование спроса;

‑ подготовка пакета нормативных документов по сертификации и контролю;

‑ разработка технологий и т.д.

Для сохранения конкурентоспособности предприятия и, соответственно, долгосрочного присутствия на целевом рынке, а также для успешного дальнейшего его развития следует классифицировать инвестиционные проекты в следующие основные группы:

1. Инвестиционные проекты для достижения целей, связанных с повышением эффективности производства и объема продукции. Они предназначены для снижения затрат предприятия за счет замены устаревшего оборудования более производительным, новым, обучения производственного и управленческого персонала и перемещения мощностей в регионы с экономически наиболее выгодными условиями производства и сбыта.

2. Инвестиционные проекты, предназначенные для расширения масштаба производства продукции (оказания услуг). Задачей такого инвестирования является увеличение объема выпуска товаров для ранее сформировавшихся целевых рынков в рамках уже существующих производств.

3. Инвестиционные проекты, предусматривающие создание новых производств. Их цель состоит в создании совершенно новых предприятий (производств), предназначенных для выпуска новых товаров (услуг) для последующего выхода на новые рынки с сохранением сегмента ранее выпускавшихся товаров.

4. Инвестиционные проекты, направленные на удовлетворение требований государственных органов управления. Эта разновидность целесообразна в том случае, когда предприятие оказывается перед необходимостью удовлетворить требования властей в части соблюдения экологических стандартов, обеспечения требуемого уровня безопасности продукции либо иных условий деятельности, которые не могут быть осуществлены за счет совершенствования менеджмента.

В настоящее время в России достаточно сложно происходит структурная перестройка в деятельности предприятий практически всех отраслей народного хозяйства. Одной из важнейших задач для них является привлечение инвестиций для успешного выживания в условиях достаточно жесткой конкуренции. Для этого необходима открытая и прозрачная политика, не обремененная налогами и коррупцией, а также аргументированное, научно обоснованное оформление инвестиционных проектов.


Источники:

1. Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование: Учебник.– Мн.: Книжный дом, 2005. -368 с.
2. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 816 с.
3. Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:34:54