Защита бизнеса как элемент стратегии предприятия

Новоселов Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (93), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Новоселов Е.В. Защита бизнеса как элемент стратегии предприятия // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 83-87.

Аннотация:
Стратегия предприятия реализуется в условиях неопределенности и неоднозначности протекания экономических и правовых процессов. В момент принятия решений практически невозможно получить точные и полные данные о будущей среде деятельности предприятия, обо всех действующих или потенциальных внешних и внутренних факторах, в том числе неблагоприятных.

Ключевые слова: стратегическое управление, стратегия, защита бизнеса



Стратегия предприятия реализуется в условиях неопределенности и неоднозначности протекания экономических и правовых процессов. В момент принятия решений практически невозможно получить точные и полные данные о будущей среде деятельности предприятия, обо всех действующих или потенциальных внешних и внутренних факторах, в том числе неблагоприятных.

Предприятию необходимо быть подготовленным к возможным нежелательным изменениям, от которых следует защищать наиболее важные сферы деятельности и компоненты структуры.

Факторы, влекущие нежелательные изменения, можно разделить на 2 группы: предвидимые, т.е. известные из теории и практики; непредвидимые, выявить которые на стадии анализа не представляется возможным.

Одна из важнейших задач состоит в том, чтобы, создав регулярную процедуру выявления и оценки факторов, по возможности сузить круг факторов второй группы.

Существуют угрозы непосредственно для деятельности предприятия, заключающиеся в том, что текущее положение бизнеса может ухудшиться (например, снижение контролируемой доли рынка; проигрыш в той или иной области конкурентам; снижение доходности и т.д.) за счет внешних или внутренних факторов.

Для лиц, контролирующих бизнес, основная угроза заключается в снижении степени контроля, следствием которой является утрата позиций по управлению предприятием.

Таким образом, содержание термина «защита бизнеса» заключается в:

- сохранении легальными и экономически обоснованными методами существующего положения бизнеса и (или) уровня контроля над бизнесом;

- увеличении легальными методами компенсаций за потерю существующего положения и (или) снижение уровня контроля.

Основными критериями системы «защиты бизнеса» являются:

‑ легальность действий;

‑ экономическая обоснованность;

‑ комплексность;

‑ плановость;

‑ непрерывность во времени.

Неопределенность является одной из основных характеристик будущего. Ее следствием являются риски в деятельности предприятия, понимаемые как возможности возникновения факторов нежелательных изменений и наступления их последствий. Анализ рисков применительно к конкретной ситуации требует их классификации. Для целей защиты бизнеса предлагается использовать следующие разновидности основных рисков:

‑ риски утраты конкурентной позиции предприятия;

‑ риски потери доходов;

‑ риски утраты активов;

- риски наступления ответственности при неисполнении обязательств;

- риски утраты формального или фактического контроля над бизнесом;

- риски несоответствия хозяйственных операций требованиям законодательства.

Основными целями оценки и управления рисками являются формирование сознательного отношения к риску, снижение вероятности неожиданного появления фактора риска и принятия необоснованных решений.

Оценивать, анализировать, управлять рисками необходимо на уровне бизнеса в целом. С точки зрения защиты бизнеса это предполагает применение комплексного и системного подходов, охватывающих практически все сферы деятельности предприятия, при выявлении, анализе и управлении факторами, влекущими нежелательные изменения.

Особенно актуальны комплексный и системный подходы при рассмотрении экономических и правовых рисков, взаимосвязь и взаимозависимость которых в современном бизнесе весьма высока.

В последнее десятилетие в странах с развитой экономикой стала популярной концепция риск-менеджмента в рамках всего предприятия. Ее появление и развитие связано с осознанием растущих рисков в бизнес-среде компаний и ростом ответственности высшего менеджмента. Применение концепции риск-менеджмента ведет к созданию, увеличению и защите стоимости компании.

Необходимым элементом системы защиты бизнеса является комплексная системная диагностика состояния предприятия, в рамках которой выявляются угрозы для бизнеса и контролирующих его лиц.

Целью организационно-управленческого анализа является оценка состояния системы управления, в том числе системы стратегического менеджмента.

Ситуационный анализ определяет место предприятия в окружающем его бизнес-пространстве, основные характеристики предприятия, основные факторы, воздействующие на функционирование предприятия.

Для представления сил, слабостей, возможностей и угроз, оценки экономической эффективности бизнеса в количественном виде используется анализ финансово-экономического состояния предприятия.

Ситуация, в которой находится предприятие, представляет собой сочетание внутренних и внешних факторов. Важным внешним фактором является законодательство. Просчеты в правовой сфере часто являются формальным поводом к атаке на бизнес. Помочь представить правовые слабости и угрозы в системном и формализованном виде должен анализ правового состояния предприятия. К основным областям такого анализа относятся: правовой статус предприятия; система контроля; правовые возможности воздействия на предприятие различных контрагентов.

Более полно и точно оценить последствия реализации тех или иных угроз для предприятия в условиях неопределенности можно, рассматривая различные прогнозные сценарии их реализации. На этой основе может быть проанализировано воздействие тех или иных переменных на выбранный критерий оценки ожидаемого эффекта.

Важным элементом системы диагностики угроз являются индикаторы. Система индикативного предупреждения включает в себя следующие элементы: система поиска и анализа индикаторов, по которым можно прогнозировать возникновение угроз; система мониторинга динамики используемых индикаторов; система раннего оповещения о возникновении нештатных ситуаций.

Ниже приводится перечень некоторых индикаторов, которые возможно использовать в системе индикативного предупреждения о наличии угроз предприятию:

‑ зависимость от небольшого количества покупателей или поставщиков ресурсов;

‑ наличие просроченной кредиторской или дебиторской задолженности;

‑ активный сбор информации о предприятии;

‑ большое количество сделок по приобретению акций предприятия;

‑ прямые предложения о продаже акций;

‑ неожиданные угрозы банкротства со стороны кредиторов;

‑ внезапное ухудшение внешней среды (активизация контролирующих органов, местных властей);

‑ непонятные уступки кредиторской задолженности предприятия;

‑ внезапные требования акционеров по предоставлению информации;

‑ наличие исполнительных листов по взысканию задолженности с предприятия и т.п.

Для конкретного предприятия следует составить индивидуальный список таких индикаторов, исходя из проведенного анализа.

Проведение системной работы, направленной на своевременное выявление угроз и их прогнозирование, в основе которой лежит взаимосвязь системного анализа, анализа экономического и правового состояния для выявления угроз, позволяет без значительных затрат снизить риски различных потерь и повысить устойчивость и эффективность бизнеса.


Источники:

1. Александрович А.Э., Спирин В.М. Корпоративная философия. – Тверь: «Лилия Принт», 2006. 54 с.
2. Вакуленко Р.Я..,Новоселов Е.В. Защита бизнеса и стратегия предприятия: Экономический и правовой аспект. М.: ЮРКНИГА, 2005. 160 с.
3. Виханский О. С. Стратегическое управление. 2-е изд. М.: Гардарика, 1998. 236 с.
4. Ионцев М.Г. Корпоративные захваты: слияния, поглощения, гринмэйл. – М.: Ось-89, 2003. – 176 с.
5. Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. – М.: Норма, 2005. – 320 с.
6. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. - М.: Экономика, 1997. - 288 с.
7. Минцберг Г., Альстрэнд В., Лэмпел Дж. Школы стратегий.- СПб.: Питер, 2000. 336с.
8. Молотников А.Е. Слияния и поглощения. Российский опыт. – М.: Вершина, 2006. – 304 с.
9. Осипенко О.В. Институты корпоративного управления и акционерные конфликты в России. – М.: «ИКФ «ЭКМОС», 2004. 463 с.
10. Скатерщиков С.С. Прививка от Enron: Практическое руководство по организации комитета по аудиту, внутреннего контроля и внутреннего аудита в акционерных обществах. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 180 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:19:51