Критический анализ основных подходов к оценке конкурентоспособности

Абдразаков Р.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (90), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Необходимым условием успешного функционирования любой организации на современном этапе развития отечественной экономики является их конкурентоспособность. Связано это, прежде всего, со значительным обострением борьбы между субъектами хозяйствования за сегменты рынка. В этой ситуации проблема оценки конкурентоспособности является приоритетной задачей в управлении организацией.

Ключевые слова: конкурентоспособность, оценка конкурентоспособности



Необходимым условием успешного функционирования любой организации на современном этапе развития отечественной экономики является их конкурентоспособность. Связано это, прежде всего, со значительным обострением борьбы между субъектами хозяйствования за сегменты рынка. В этой ситуации проблема оценки конкурентоспособности является приоритетной задачей в управлении организацией.

Наиболее известные методы оценки конкурентоспособности предприятия по своей форме и сущности можно подразделить на следующие основные подходы:

«Матричный» подход. Данный подход базируется на маркетинговой оценке деятельности пред­приятия и его продукции. В его основе - анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали ‑ темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля продукции предприятия на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

К недостаткам матричного подхода следует отнести следующие:

‑ получение достоверной информации об объемах продаж на рынке по большей части реально затруднено, что ограничивает использование этого метода;

‑ маловариантность используемой матрицы, что связано с ограниченным числом градаций координат матрицы, поэтому при близких позициях к вертикальным и горизонтальным границам трудно сделать однозначные выводы;

‑ исключает проведение анализа причин происходяще­го и осложняет выработку управленческих решений;

‑ не позволяет определять и анализировать причины происходящих процессов, что затрудняет принятие решений по конкурентоспособности;

‑ имеет ограниченную область применения, что определяется его исходными посылками;

‑ позволяет получить только общую ориентацию предприятия на рынке, что требует дальнейшего уточнения.

Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения последнего используются различные способы, в основе большинства которых лежит нахождение оптимального соотношения «цена-качество».

Известно из практики, что нередко при высоком качестве и конкурентоспособности продукции предприятие-изготовитель или продавец не может продать его по достойной цене из-за:

‑ сложившейся ранее низкой репутации (имиджа) предприятия;

‑ слабых рыночных позиций;

‑ информационной закрытости предприятия;

‑ несовершенства производства;

‑ невысокого уровня менеджмента предприятия;

‑ неудовлетворительного финансового состояния предприятия;

‑ негативного влияния региональных и государственных составляющих (высокие пошлины, квоты и т.п.);

‑ по другим причинам.

Следовательно, серьезным недостатком приведенного подхода является то, что помимо качества и/или конкурентоспособности продукции не учитываются другие важные свойства конкурентоспособности предприятия (имидж, финансовое состояние и т.п.), а это, в свою очередь, существенно снижает объективность оценки. Таким образом, в настоящее время в большинстве случаев использование прямых тождеств между конкурентоспособностью продукции и конкурентоспособностью предприятия, применяемыми в ряде работ, можно признать недостаточно логичным.

Комплексный подход [0, 0 и др.]. Методы, отнесенные к данному подходу, определены как комплексные в силу того, что наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, в которых наилучшим образом используются имеющиеся ресурсы. В основе подхода лежит оценка групповых показателей, или критериев конкурентоспособности. Практически все методики данного подхода можно описать формулой:

где - номер частного показателя конкурентоспособности;

‑ частные показатели конкурентоспособности отдельных сторон деятельности предприятия;

‑ весомость -х показателей.

Существуют различные вариации на тему данной формулы, но по своей сути методики различаются лишь набором показателей и заданным коэффициентом важности.

К основным недостаткам этого подхода можно отнести следующие:

‑ при оценке конкурентоспособности предприятия и его составных частей не полностью учитывается реальный спектр составляющих конкурентоспособности, а также номенклатура параметров и показателей;

‑ практически не проводится дифференциация отдельных показателей по группам, что снижает достоверность результатов оценки и ограничивает более точное представление о конкурентоспособности;

‑ некоторые методики строятся с нарушением элементарных правил математики и, соответственно, с получением результата без какого-либо смыслового содержания (складываются единицы измерения разного вида, перемножаются разнонаправленные показатели и т.п.), отсутствием обоснованного выбора критериев оценки, с некорректным использованием экспертных оценок и др.;

‑ мессидж подхода о том, что показатель конкурентоспособности предприятия может быть определен путем элементарного суммирования способностей пред­приятия к достижению конкурентных преимуществ, не учитывает эффект эмерджентности (синергии);

‑ всегда появляются трудности при сборе объективной и достаточно полной информации о составляющих элементах конкурентоспособности (состоянии производства, финансовом состоянии и т.п.).

Заметим, что ни один из существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий не нашел широкого применения в практике экономического анализа. Это обусловлено тем, что в предпринятых попытках различных авторов и аналитиков использовать теорию многокритериальной оптимизации весьма слабое отражение нашли решения, связанные с исследованием концептуальных проблем этой теории.

Основная проблема определяется тем, что на конкурентоспособность, как результирующий показатель успешности предприятия на рынке, влияет бесконечное число случайных событий. Очевидно, что в одних условиях используемые критерии (какой-либо методики) будут ключевыми при определении конкурентоспособности, в других они могут оказаться косвенными. Более того, рынок, как живой организм, подвержен изменчивости, значит, и влияние отдельных критериев с течением времени подвержено изменению. В силу выше указанных обстоятельств фиксированные коэффициенты важности также не выдерживают критики. Следовательно, нельзя говорить об универсальности какой-либо методики.

Не претендуя на всесторонность и бесспорность, выскажем несколько конкретных предложений по развитию вопросов, связанных с оценкой конкурентоспособности организаций:

‑ при разработке и выборе методик предпочтение следует отдавать узкоотраслевым методикам оценки конкурентоспособности, учитывающим отраслевые особенности хозяйствования;

‑ экспертные методы при разработке методик и непосредственной оценке конкурентоспособности следует использовать с осторожностью в силу увеличения субъективности при их применении;

‑ следует учитывать доступность исходной информации для расчета;

‑ частные критерии оценки конкурентоспособности следует систематизировать по составляющим, что дает большее представление о конкурентоспособности организации;

‑ конечным пользователям должен быть предоставлен механизм модификации перечня критериев оценки и используемых коэффициентов важности, так как конкурентоспособность организации, как и любое сложное явление, с течением времени изменяется.

Следование предложенным рекомендациям при разработке и выборе методики оценки конкурентоспособности организаций позволит существенно повысить объективность ее конечных результатов.


Источники:

1. Баранчеев В.П. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИМПЭ, 1997. - 86 с.
2. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник / Пер. с англ. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.
3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. - 640 с.
4. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. №4.
5. Целикова Л.В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки. // Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. 2000. №2. С. 57-67.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:21:58