Микрокредитование и лизинг как механизмы привлечения ресурсов в малый бизнес

Сокольских Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (88), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сокольских Е.В. Микрокредитование и лизинг как механизмы привлечения ресурсов в малый бизнес // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 4. – С. 47-50.

Аннотация:
Одним из основных факторов роста числа малых предприятий является обеспечение свободного доступа предпринимателей к финансовым ресурсам. Это предполагает не только поддержку данного сектора экономики, но и стимулирование создания новых предприятий. Согласно исследованиям, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют около 13-15 тыс. предпринимателей РФ. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.

Ключевые слова: малый бизнес, поддержка малого предпринимательства, финансирование, кредитование малого бизнеса, малое предпринимательство, лизинг, микрокредитование



Одним из основных факторов роста числа малых предприятий является обеспечение свободного доступа предпринимателей к финансовым ресурсам. Это предполагает не только поддержку данного сектора экономики, но и стимулирование создания новых предприятий. Согласно исследованиям, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют около 13-15 тыс. предпринимателей РФ. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.

Специальный опрос представителей субъектов малого предпринимательства показал, что треть руководителей малых предприятий планирует получение кредитов в государственных фондах поддержки малого предпринимательства. Далее следует так называемый «партнерский кредит», банковский кредит, привлечение кредитов международных организаций и зарубежных фирм, получение займов в кредитных кооперативах.

В настоящее время с участием Федерального фонда поддержки малого предпринимательства разработаны финансово-кредитные механизмы, которые при условии проведения последовательной поддержки со стороны государства должны обеспечить более свободный доступ малых предприятий к источникам финансирования и, что особенно важно, дать возможность для многих стартующих предприятий начать с нуля свой собственный бизнес. Наиболее важными среди них являются микрокредитование и лизинг.

Логика услуг микрокредитования обращена к потребностям малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, постоянно нуждающихся в финансовых ресурсах, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.

Цель микрокредитования состоит в создании высокодинамичной и эффективной системы финансирования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накопления капитала.

Микрокредит представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющую беспрепятственно начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории.

Микрокредитование способствует решению как минимум трех задач:

1) увеличению количества предпринимателей без образования юридического лица;

2) росту налоговых поступлений;

3) формированию кредитной истории для дальнейшего развития субъектов малого предпринимательства через банковский сектор.

Программы микрокредитования наиболее популярны в государственных и муниципальных фондах поддержки малого предпринимательства, которые в соответствии с действующим законодательством предоставляют субъектам малого предпринимательства кредиты без получения банковской лицензии.

Например, в 2001-2002 гг. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства совместно с Фондом «Евразия» осуществил реализацию программы микрофинансирования малого бизнеса в 5 субъектах Российской Федерации: Мурманской, Новгородской, Орловской, Тульской областях, а также в Республике Хакасия. В рамках этой программы было предусмотрено выделение более 1,5 тыс. микрозаймов субъектам малого предпринимательства объемом от 1 тыс. до 100 тыс. руб. каждый. На реализацию программы Федеральный фонд направил 4 млн. руб., а также привлек 6,4 млн. руб. средств региональных фондов поддержки малого предпринимательства и 151,8 тыс. долл. США средств Фонда «Евразия».

Кредитная политика структур, занимающихся микрокредитованием, должна быть гибкой и легко трансформируемой в зависимости от условий. Только в этом случае практика микрокредита будет расширяться, а сам он станет наиболее востребованным и доступным инструментом поддержки малого предпринимательства.

Лизинг – еще один из ключевых инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в малый бизнес. Для малых и средних предприятий лизинговые операции иногда представляются единственным способом провести оснащение и модернизацию производства, не имея достаточных средств на это и не прибегая к привлечению кредитов.

Использование лизингового механизма обеспечивает эффективный и экономически выгодный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, альтернативный банковскому кредитованию. Несомненным плюсом является и простота совершения лизинговых процедур.

Отсутствие необходимости использовать свой собственный капитал для закупки оборудования, а также оплата услуг по лизингу отдельными платежами, источником которых являются доходы от использования оборудования, позволяют осуществлять планирование потоков наличных средств и обеспечивать надежную защиту от инфляции. Именно лизинг, как средство обновления основных фондов, в малом предпринимательстве дает наиболее быстрый инвестиционный доход, снижает сроки окупаемости проектов, повышает эффективность использования финансовых средств.

Вместе с тем в этом направлении есть проблемы. Имеется много примеров, когда просчеты при реализации лизинговых проектов приводили к банкротству малых предприятий. В этом случае на первый план выдвигаются задачи, связанные с реализацией имущества лизингополучателя, поэтому оптимальной является разработка схемы «лизинга под ключ».

Для решения этой и некоторых других важных проблем, во-первых, необходимо устранить существующие противоречия в действующем законодательстве (внести изменения по ряду вопросов в Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и Налоговый кодекс Российской Федерации). Во-вторых, обеспечить содействие специализированных структур, предоставляющих в лизинг неиспользуемое или нерационально используемое имущество, в том числе имущество предприятий-банкротов.


Источники:

1. Журнал "Лизинг-Курьер" № 3-6 (9-12), 2000.
2. Российская экономика в 2001 году: тенденции и перспективы. – M.: ИЭПП, 2002.
3. Рунов А.В. Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства // Вестник МАП России, № 2, 2002.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:28:42