Принципы управления инновационным развитием естественных монополий и возможности реализации государством инновационно-стратегической функции

Аляров С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (78), Июнь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Аляров С.А. Принципы управления инновационным развитием естественных монополий и возможности реализации государством инновационно-стратегической функции // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 6. – С. 7-13.

Аннотация:
В современной экономике инновации, в частности, обеспечивают перспективные направления развития естественных монополий. При этом эффективное управление ими предполагает рассмотрение не только базисных, технологических, программно-целевых систем управления, но и принципа интенсификации инновационного развития.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, естественные монополии, монополия



В современной экономике инновации, в частности, обеспечивают перспективные направления развития естественных монополий. При этом эффективное управление ими предполагает рассмотрение не только базисных, технологических, программно-целевых систем управления, но и принципа интенсификации инновационного развития.

Наиболее оптимальным методом управления инновационным развитием естественных монополий может выступать метод программно-целевого управления, причем реализовываться он должен как на государственном уровне, так и на уровне естественных монополий. Использование государством данного метода можно проследить, оценивая уровень реализации им своей инновационно-стратегической функции.

Государство является непременным участником инновационного процесса, осуществляемого естественными монополиями, выполняя одну из самых важных, ответственных и квалифицированных функций, требующих высочайшего профессионализма, стратегического мышления и усилий со стороны руководителей государства, его исполнительных органов и государственных служащих. Необходимость активного участия государства в инновационном процессе естественных монополий, в выработке, регулировании и реализации стратегии их инновационного развития на основе программно-целевого управления диктуется несколькими факторами.

Во-первых, государство по уровню и горизонту своего видения и своей ответственности далеко превосходит горизонт и ответственность руководителей естественных монополий. Обязанность государства ‑ объемное и долгосрочное видение, принятие стратегических решений с учетом всех возможных их последствий.

Во-вторых, государство формирует инновационный климат, общие правовые рамки и нормы осуществления инновационной деятельности естественных монополий с учетом специфических условий и высокого риска. Благоприятный инновационный климат включает определенные преференции для участников инновационного процесса естественных монополий при реализации государством программно-целевого управления, а именно:

‑ компенсации повышенных затрат в период освоения принципиально новой техники и технологий (особенно, основанных на отечественных изобретениях);

‑ налоговые и таможенные льготы для участвующих в реализации стратегических инновационных приоритетов;

‑ льготные кредиты для осуществления инновационно-инвестиционных проектов естественных монополий;

‑ систему страхования инновационных рисков и т.п.

В-третьих, государство обязано взять на себя выбор стратегии и осуществление как базисных, так и улучшающих инноваций в нерыночном секторе экономики, обслуживающем естественные монополии. Речь идет об инновационном обновлении фундаментальной науки, государственного управления, обороны, правопорядка, экологического мониторинга, крупных экологических проектах и т.п. Ни население, ни естественные монополии не могут в полном объеме взять на себя обновление этого сектора. Между тем инновации в этой сфере играют важнейшую роль в воспроизводстве человеческого капитала, в обеспечении функционирования страны и ее безопасности.

При реализации государством программно-целевого управления инновационным развитием естественных монополий нужно это отчетливо представлять и выделять в долгосрочных прогнозах, стратегических планах, программах и бюджетах долю ВВП, направляемую не только на функционирование нерыночного сектора, но и на осуществление в нем базисных и улучшающих инноваций, в перспективе поддерживающих процессы инновационного развития естественных монополий.

В-четвертых, государство не может оказаться в стороне от освоения и распространения базисных инноваций в естественных монополиях. При этом речь не должна идти о возврате к централизованно-плановой инновационной системе, когда государство в рамках программно-целевого управления полностью брало на себя планирование и финансирование базисных, а во многом и улучшающих инноваций естественных монополий.

Сегодня возложить на естественные монополии всю полноту ответственности за освоение и распространение базисных, а тем более эпохальных инноваций, определяющих конкурентоспособность, эффективность и безопасность всей национальной экономики и страны в целом, было бы опрометчиво и опасно (хотя именно по этому пути идет программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденная Правительством 15 августа 2003 г.). Такие инновации обычно носят межотраслевой длительный и высокорисковый характер, на что неохотно идут естественные монополии. Кроме того, базисные инновации требуют крупных долгосрочных инвестиций с немалым сроком окупаемости, на что обычно не способны естественные монополии, тем более российские, истощенные затяжным кризисом и задавленные налоговым прессом, поборами чиновников и мафиозных структур.

В-пятых, государство должно оказывать содействие развитию инновационной инфраструктуры и малого инновационного бизнеса, обслуживающего естественные монополии. Эти два направления деятельности неразрывно связаны. Как показывает зарубежный и в какой-то мере отечественный опыт, малые предприятия являются разведчиками, осваивающими новые поля инновационной деятельности; вслед за ними идет главная сила ‑ капитал, осуществляющий стратегическое инновационное развитие естественных монополий.

Инновационная инфраструктура естественных монополий, содействуя этому, в то же время является мостом, по которому научно-технические достижения проходят нелегкий путь к производству. И это тоже входит в обязанности государства при осуществлении программно-целевого управления инновационным развитием естественных монополий.

В России к началу 2006 г. создано 60 технологических парков, 56 инновационно-техиологических центров; 7 городов получили статус наукоградов; эффективно функционирует Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, создаются венчурные фонды. Все эти первые шаги лишь капля в море по сравнению с потребностями инновационно-технологической модернизации. К тому же число малых предприятий в области науки и научного обслуживания естественных монополий сократилось с 46,7 тыс. в 1996 г. до 22,7 тыс. в 2005 г. ‑ более чем вдвое. Их доля в общем числе малых предприятий уменьшилась с 5,5% до 2,6%. Доля в численности работников малых предприятии составила в 2005 г. всего 1,6%, а в объеме продукции ‑ 2,5%. Широко декларированная политика поддержки малого бизнеса, обслуживающего естественные монополии в основном остается на бумаге.

В-шестых, непосредственный предмет заботы государства при реализации программно-целевого управления инновационным развитием ‑ подготовка кадрового потенциала для инновационного развития естественных монополий. Речь идет как об инновационной направленности среднего и высшего образования, системе переподготовки и повышения квалификации кадров, дистанционном обучении, так и о специализированном обучении для конкретных инновационных программ и проектов естественных монополий.

В-седьмых, важным полем инновационной деятельности государства при реализации программно-целевого управления инновационным развитием естественных монополий является регламентация и зашита интеллектуальной собственности, ее использования как в стране, так и за рубежом.

Речь идет об эффективном использовании важнейшей части национального богатства страны независимо от того, за счет каких средств и по чьей инициативе создан интеллектуальный продукт. Осуществляя экспертизу и оценку заявок на изобретения, государственный патентный орган должен выделять наиболее перспективные и эффективные из них, оказывать помощь (включая финансовую поддержку) их патентованию в России и за рубежом, содействовать их использованию предприятиями всех форм собственности для создания принципиально новой продукции или технологии.

При осуществлении программно-целевого управления следовало бы также предусмотреть прямое участие государства в инновационной трансформации нерыночного сектора и в освоении базисных инноваций естественных монополий, а также поддержку реализации эффективных изобретений и их применения в естественных монополиях.

Таким образом, можно сформулировать следующее концептуальное понимание цели, содержания, структуры и этапов использования государством метода программно-целевого управления инновационным развитием естественных монополий:

1. Цель использования государством метода программно-целевого управления инновационным развитием естественных монополий ‑ реализация провозглашенной государственной политики в области развития науки и технологий.;

2. Содержание проектов создания инновационных партнерств между естественными монополиями. Исходя из поставленной цели, создаваемая система инновационного развития естественных монополий должна носить сквозной и многоуровневой характер и включать следующие элементы по стадиям инновационного процесса и уровням управления с ориентацией их взаимодействие на конечные результаты:

‑ фундаментальные и поисковые естественнонаучные и научно-технические исследования, направленные на открытие новых закономерностей в развитии природы, техники и общества во взаимодействии с природной средой и путей использования этих закономерностей в решении актуальных глобальных и проблем естественных монополий, становлении ноосферы и устойчивом инновационном развитии естественных монополий;

‑ изобретения и другие оригинальные научно-технические решения, обеспечивающие конкурентоспособность отечественных товаров, услуг и технологий естественных монополий;

‑ прикладные исследования и конструкторские разработки, переводящие перспективные научно-технические идеи и изобретения в форму опытных образцов новых изделий и испытанных прогрессивных технологий и осуществляющие авторский надзор при реализации их в инновациях естественных монополий;

‑ инвестиции, реализующие базисные и улучшающие инновации в производстве естественных монополий и в сфере потребления, дающие им «путевку в жизнь»;

‑ вузы, участвующие в рождении и обосновании новых технических идей и изобретений и осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для инноваций естественных монополий;

‑ организации инновационной инфраструктуры естественных монополий, содействующие осуществлению инновационных идей и проектов, особенно для малого бизнеса, обслуживающего инновационные проекты естественных монополий;

‑ федеральные, региональные и муниципальные органы власти и управления, формирующие благоприятный инновационный климат, осуществляющие инновации в нерыночном секторе экономики и содействующие освоению базисных инноваций естественных монополий.

При этом программно-целевой подход к управлению предполагает единство иерархической, функциональной и обеспечивающей структур формирования инновационных партнерств естественных монополий.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:03:03