Формирование и развитие экономических идей в татарском обществе (XVIII – начало XX вв.)

Хадиуллина Г.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (70), Октябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
История экономической мысли синтезирует в своем содержании мировоззренческие и идеологические аспекты духовного наследия нации. Лежащие в основе национальной культуры мировоззренческие идеалы, духовные ценности и традиции являются наиболее устойчивыми к внешним воздействиям и потрясениям базисными элементами национальной жизни. В отличие от гражданской истории, интеллектуальная история народа характеризуется большей автономностью, так как развивается на основе преемственности идейных и культурных традиций, идущих из глубины веков и в меньшей степени подвластных изменениям в общественных условиях жизни носителя этих традиций.

Ключевые слова: Республика Татарстан, культурно-историческое наследие, экономические идеи



История экономической мысли синтезирует в своем содержании мировоззренческие и идеологические аспекты духовного наследия нации. Лежащие в основе национальной культуры мировоззренческие идеалы, духовные ценности и традиции являются наиболее устойчивыми к внешним воздействиям и потрясениям базисными элементами национальной жизни. В отличие от гражданской истории, интеллектуальная история народа характеризуется большей автономностью, так как развивается на основе преемственности идейных и культурных традиций, идущих из глубины веков и в меньшей степени подвластных изменениям в общественных условиях жизни носителя этих традиций.

В 90-е годы ХХ в., когда идеологические запреты рухнули, начинается новый этап гуманитарных исследований, расширяется база их источников, идет процесс осмысления национальной общественно-политической и экономической мысли на принципиально новой основе. Процесс возникновения и развития экономических идей в татарском обществе отражает качественные изменения, происходящие в характере экономических, социальных и политических отношений в Российском государстве, в том числе, в Волжско-Уральском регионе.

Представляется возможным выделение двух культурно-исторических эпох в жизни татарского народа – общетюркской (доисламской) и тюрко-мусульманской (в ее поволжском варианте) - как составной части исламской цивилизации.

В рамках тюрко-мусульманской эпохи, в свою очередь, можно выделить три периода. Первый – с X до середины XVI вв., характеризующийся институциональным статусом и официальными функциями ислама в тюрко-татарских государствах этого времени. Это предполагало господство религиозного мировоззрения и развитие в его лоне двух течений тюрко-мусульманской культуры, отражавших две тенденции в интерпретации этого мировоззрения – рационалистическую и иррационалистическую (мистическую).

Эти два течения средневековой культуры и общественной мысли тюрко-мусульманского Поволжья в трансформированном виде сохранились и во втором периоде развития мусульманской культуры (середина XVI – 50-е гг. XVIII вв.) в регионе, локализованном рамками инокультурной государственности. Для третьего периода (середина XVIII – начало XX вв.) характерно проявление рационалистических аспектов ислама в реформаторско-просветительской идеологии.

Особенности данных периодов развития татарского народа отразились и на специфике татарской экономической мысли.

Экономические идеи первого периода облачены в религиозную оболочку и неотделимы от представлений об обществе целом. В рамках второго периода в экономической мысли формируется течение, условно названное нами традиционалистским. Третий период развития экономических идей характеризуется возникновением двух направлений, условно обозначенных как «реформаторское» (конец XVIII – XIX вв.) и «национально-демократическое» (начало XX века).

Указанные периоды развития экономических идей татарского общества отражают различную степень зрелости рыночных отношений в Российском государстве, в том числе, в Волжско-Уральском регионе.

Выделение трех периодов формирования экономических взглядов представителей татарского общества на основании общеметодологического подхода представляется вполне обоснованным, так как мы исходим из признания подчинения исследуемого процесса общеэкономическим законам. Это не исключает особенностей в структуре, содержании и общественной роли экономической мысли у разных народов, обусловленных своеобразием их социально-экономического развития, рядом факторов исторического, геополитического и национально-религиозного характера.

К особенностям экономических идей татарского общества следует отнести следующее.

1. В отличие от других тюрко-язычных народов Российской империи татарское население оказалось в особом геополитическом положении, так как Волжско-Уральский регион находится в непосредственной близости от центральных районов страны. На все сферы жизни татарского общества благоприятное воздействие оказывали установившиеся в прошлом экономические, политические и культурные связи. Это отражается и в характере экономических идей, находившихся под непосредственным влиянием российской, а через нее и мировой экономической мысли.

2. Результатом социально-экономического развития татарского населения как иноконфесионального меньшинства становится особая социальная структура общества. Преобладающая часть населения была отнесена к категории государственных крестьян, так как татарские мурзы, отказавшиеся принять христианство, были лишены крепостных людей. Это объясняет почти полное отсутствие в источниках татарской экономической мысли упоминания проблемы помещичьего землевладения и крепостной зависимости.

Мусульмане округа Оренбургского Духовного Собрания образовали структуру nondomint nation, или не доминирующей (подчиненной) нации, то есть при отсутствии территориальной автономии возникла автономия по религиозному признаку. Существование татарской нации в форме миллета как формы религиозного самоуправления и сохранение ограничений в гражданских правах для представителей иноконфесиональных меньшинств предопределило характер и направления развития экономических идей.

Как свидетельствует опыт развития старообрядческого предпринимательства в России, характер протестантизма в генезисе современного капитализма в Европе, а также особенности функционирования предпринимательских структур представителей татарской нации, однородные группы, выпадающие из традиционной иерархии, оказываются более успешными в торговых и коммерческих предприятиях. Это объясняет то огромное внимание, которое уделяется в татарской экономической литературе сфере товарного обращения и проблеме реализации.

В сложившихся условиях представители татарской нации развили новые типы ролевых отношений и мотиваций, экономических и социальных связей. В татарском обществе формируется особая функция предпринимателей, которые наряду с традиционными выполняют особую роль – роль центральной фигуры в умме (общине), поддерживающей собратьев по вере, принимающей деятельное участие в попечении общины. Это находит отражение в своеобразии трактовки сущности предпринимательства, его мотивов и места в экономической системе общества с акцентом на его созидательный потенциал.

В экономической системе, где не существует единого правового пространства для всех граждан, более существенную роль играют неформальные институты, в качестве которых мы, вслед за представителями институционализма, рассматриваем неформальные ограничения (стиль поведения, мировоззрение). Именно они структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие. В такой системе религия занимает особое положение, формируя хозяйственную этику, т.е. ценностное отношение к труду, к смыслу хозяйственной деятельности и в известной степени заменяет право, уменьшает риск и неопределенность в сделках, обеспечивает доверие. Поэтому в татарской экономической литературе экономические законы и закономерности рассматриваются сквозь призму положений шариата.

Экономические идеи реформаторского и национально-демократического характера находят отражение в многочисленных источниках. Среди них – монографические исследования, публикации в экономических журналах и периодической печати общественно-политического характера, календарях, художественных произведениях. Следует отметить, что до революции 1905 г. и «Манифеста 17 октября» периодическая печать на татарском языке отсутствовала. В годы первой русской революции и в последующий период издается несколько десятков газет и журналов, каждый из которых в той или иной степени является источником экономической мысли татарского общества.

Особое место среди указанных источников занимает работа Габделгалляма Фаизханова (1850-1910 гг.) «Книга собеседований (трактаты) о средствах к жизни и изобилию» («Китабы мэжалис – эс-сервэт вэ эд-мэгаш). Работа над «Книгой собеседований….» была закончена автором в 1890 г. Разрешение цензурного комитета на ее публикацию было дано в 1892 г., однако монография не вышла из печати по неизвестным причинам. Ее рукопись в настоящее время хранится в АН Башкортостана.

Анализ экономических воззрений Г. Фаизханова позволяет сделать вывод о его приверженности идеям классической школы политической экономии. Особое влияние на взгляды Г. Фаизханова оказала работа Адама Смита (1723-1790) «Исследование о природе и причинах богатства народов» [«An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations»] (1776).

Заметное место среди провинциальной российской печати XIX в. занимал журнал «Записки Казанского экономического общества», оказавший существенной влияние на формирование экономических взглядов в татарском обществе. Будучи печатным органом одного из экономических обществ России, он имел специальный хозяйственный, научно-практический характер и ставил своей целью способствовать развитию сельского хозяйства и промышленности. «Записки» начали издаваться в 1854 году и выходили ежемесячно.

С 1860 года, вследствие ухудшения финансового положения общества, «Записки» стали выходить нерегулярно, отдельными выпусками. Всего за 1860-1861 годы вышло три выпуска. В дальнейшем их издание было прекращено. На протяжении 50-х годов XIX в. журнал возглавляли члены Казанского экономического общества, профессора университета М. Я. Киттары (1854-1857) и А.К. Чугунов (1857-1859), либеральные по своим взглядам, что нашло отражение в содержании журнала.

На страницах «Записок Казанского экономического общества» печатались статьи и заметки, посвященные широкому кругу вопросов: рационализации сельскохозяйственного производства и развитию отечественной промышленности; подготовке крестьянской реформы и проблемам использования наемного труда в сельском хозяйстве; условиям освобождения крестьян; развитию арендных отношений на селе; проблемам акционерного предпринимательства; практическим рекомендациям по усовершенствованию существующих и созданию новых промышленных предприятий; проблемам повышения образовательного уровня населения, в том числе фабрично-заводских рабочих, и издательской деятельности и т.д. В «Записках» публиковались также отчеты о заседаниях Казанского экономического общества, его проекты, публичные речи Н.И. Лобачевского (1793-1856), И.К. Бабста (1824-1881), М..Я. Киттары (1825-1880), публичные лекции членов «Общества» А.М. Бутлерова (1828-1886), Н.П. Вагнера (1827-1907), А.К. Чугунова, П.И. Котельникова, а также отчеты о проводимых сельскохозяйственных и промышленных выставках и т.д.

Источником татарской экономической мысли является первый специализированный журнал по экономике на татарском языке «Икътисад» («Экономика»). Издание журнала начинается 15 сентября 1908 года в Самаре и продолжается вплоть до 1913 г., в чем видится большая заслуга его главного редактора – Мухамадфатыйха Муртазина.

Важное место среди источников татарской экономической мысли занимал журнал «Руссия саудаси» («Российская торговля»), выходивший в Казани в период с 1912 по 1917 гг. Его издателем выступил Ш. Шагидуллин.

Сохранившиеся в Российской государственной библиотеке номера журнала «Руссия саудаси» свидетельствуют о том, что опубликованные материалы в полном объеме соответствуют цели журнала, сформулированной в одном из выпусков, – служить ориентиром для мусульман в развитии национальной торговли, промышленности и увеличении национального богатства [1].

Таким образом, особенности татарской экономической мысли определяются совокупностью факторов социально-экономического, общественно-политического, исторического и национально-религиозного характера. Исследование характера и основных этапов формирования татарской экономической мысли позволяет утверждать, что существуют общие закономерности развития экономических идей, которые с определенной спецификой проявляются в характере экономических взглядов современного татарского общества.

[1] Руссия саудаси, 1917, №12. – С.96.


Страница обновлена: 20.09.2024 в 09:23:36