Вектор концептуальных направлений логистических исследований
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (64), Апрель 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Щербаков В.В., Козлов В.К., Торопацкий М.И. Вектор концептуальных направлений логистических исследований // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 4. – С. 60-62.
Аннотация:
Продолжение. Начало в № 2 2005. Потенциал фирмы – это многомерное системное, логистическое образование, структура которого определяется тремя принципиальными измерениями: функциональным (т.е. основными видами функциональной деятельности); организационным (т.е. формами организации основных видов функциональной деятельности и взаимодействия); ресурсным (т.е. ресурсами, необходимыми для организации и осуществления комплекса функциональной деятельности). Каждое из этих измерений соответствует определённой группе факторов, обусловливающих, в свою очередь, весь спектр её деятельности
Ключевые слова: ресурсное обеспечение, логистические иследования
Продолжение. Начало в № 2/2005
Потенциал фирмы – это многомерное системное, логистическое образование, структура которого определяется тремя принципиальными измерениями: функциональным (т.е. основными видами функциональной деятельности); организационным (т.е. формами организации основных видов функциональной деятельности и взаимодействия); ресурсным (т.е. ресурсами, необходимыми для организации и осуществления комплекса функциональной деятельности). Каждое из этих измерений соответствует определённой группе факторов, обусловливающих, в свою очередь, весь спектр её деятельности
Общий потенциал фирмы как субъекта рынка представляется её интегральным потенциалом. Основными (системообразующими) составляющими такого потенциала являются технические; технологические; пространственно-организационные; кадровые; финансовые; информационные; коммуникационные; организационно-управленческие; организационно-хозяйственные; организационно-деловые и другие возможности фирмы.
Интегральный потенциал характеризует ценность фирмы как действующей системы, т.е. работающего субъекта рынка со всем многообразием его реальных функциональных (хозяйственных и деловых) связей с субъектами внешней среды – региональной, национальной и мировой экономики ‑ и дает полное описание всей системы создания фирмой ценности. Он отражает реальную позицию фирмы в экономическом пространстве – во внешней системе создания ценности: реальные объём и скорость производства, обмена и реализации созданной ценности (товара). Конкурентный потенциал отражает фактическую мобилизацию и ориентацию всего интегрального потенциала фирмы на реализацию выбранной конкурентной стратегии, направленной на выполнение сформулированной корпоративной миссии.
Конкурентное преимущество является основой, определяющей дальнейшую стратегическую и тактическую деятельность фирмы, т.е. её развитие. Основой конкурентного преимущества являются нововведения, носящие непрерывный характер, направленные на создание, удержание и развитие преимущества более высокого порядка. Они должны быть долговременными и эффективными, требующими координации и интеграции различных видов деятельности и взаимосвязей в масштабах всей системы создания ценности (товара) на базе логистического подхода. Принципиально инновации можно классифицировать в зависимости от их природы по следующим категориям: технологические, коммерческие и организационно-управленческие.
Инновации технологической природы это вещественное воплощение воспринимаемых физических свойств продукта/услуги (товара, ценности), а также организационно-управленческие условия его изготовления на стадии производства (в узком смысле, это технологические процессы изготовления продукта/услуги).
Инновации коммерческой природы изменяют или создают как материальное, так и информационное представление о физических свойствах продукта/услуги (товара, ценности) в единстве с организационно-управленческими условиями осуществления коммерческой деятельности по его сбыту и реализации.
Инновации организационно-управленческой природы изменяют и создают организационно-управленческие условия не только создания и реализации продукта / услуги (товара, ценности) и других видов функциональной деятельности и соответствующих знаний и компетенций, но и условия и технологии деятельности самого так называемого диспозитивного фактора – управленческого персонала и специалистов в общей системе функциональной деятельности фирмы.
Такой триумвират делает знания (компетенции) ключевым информационным метаресурсом, обусловливающим экономическое развитие фирмы, его стратегический вектор, в целом и, в частности, её (фирмы) конкурентное развитие, выражающееся в создании таких продуктов/услуги (товара, ценности), которые превосходят конкурентов. И, что не менее важно и значимо, в создании нового знания как ресурсной праосновы дальнейшего развития.
Технологические нововведения обусловливают более сильное, длительного действия и устойчивое конкурентное преимущество, но они более ресурсоёмки и рискованны. Коммерческие нововведения не столь рискованны и затратны, но обусловленное ими конкурентное преимущество не столь сильно, длительно и устойчиво, а наоборот ‑ легко копируемо.
Источником нововведения коммерческого характера является в основном рынок. В свою очередь, источником нововведения технологического характера может быть как рынок, так и фундаментальные и прикладные исследования. Оба источника дополняют, а не исключают друг друга. Однако эффективный баланс между ними предполагает соотношение (3:1 – 5:1) в пользу первого, то есть в пользу стратегии вытягивания нового товара (ценности). Эта стратегия результативна непосредственным коммерческим эффектом. Стратегия же, основанная на фундаментальных исследованиях и, тем самым, более рискованная, ориентирована на устойчивое конкурентное преимущество в длительной перспективе.
Все знания и компетенции в конечном итоге трансформируются в технологии (в широком смысле этого понятия – технологии всех, а не только производства – изготовления, видов функциональной деятельности фирмы), которые обусловливают процесс создания ценности и формирования конкурентного преимущества фирмы на основе инноваций.
Степень новизны для рынка определяет следующую классификацию инноваций по их интенсивности: радикальные (прорывные); относительные.
Интенсивность и, соответственно, риск инноваций определяются новизной концепции и технологией реализации. Чем выше степень новизны концепции и технологии, тем выше интенсивность инноваций и связанный с ними риск.
Стратегические концепции и политика ресурсного обеспечения. Основные тенденции, характерные для настоящего периода развития мировой экономической системы, такие как насыщение потребительских рынков и обострение конкуренции; интернационализация, интеграция и глобализация рыночных процессов и связей; динамичность изменения и развития рыночной системы и её отдельных сфер и субъектов главной стратегической целью фирмы как основного субъекта рыночной экономики обеспечивают её долговременное и устойчивое конкурентное развитие.
Сравнительное преимущество фирмы, как известно, определяется наделённостью её производственными факторами-ресурсами (запасом ресурсов). Ресурсы, наиболее важные для создания конкурентного преимущества, повышения конкурентоспособности фирмы, создаются как самой фирмой, так и другими субъектами системы создания ценности (товара) и всей национальной и глобальной экономики.
Конкурентное преимущество фирмы определяется, в свою очередь, скоростью создания, совершенствования, обеспечения, приспособления и использования ресурсов в процессе её деятельности. То есть, не только и даже не столько наделённость (запас ресурсов), сколько скорость обеспечения ресурсами фирмы (поток ресурсов), их структура и пропорции определяют её конкурентное преимущество, её конкурентный потенциал. Решающим же для достижения конкурентного преимущества оказывается не столько доступность ресурсов, сколько способность фирмы их мобилизовывать и продуктивно, то есть эффективно использовать.
Продолжение следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:01:41