Из истории предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (62), Февраль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Афанасенко И.Д. Из истории предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 2. – С. 90-94.
Аннотация:
Предпринимательство, по своей сути, есть срез экономической культуры, выступающей как система. Его сущность проявляется через единство двух начал, которые по-разному включены в данную систему: в одном случае это – внешняя среда, в которой реализуется предпринимательство как особый вид деятельности, во втором – нравственная основа, опосредующая его мотивацию и социальную направленность.
Ключевые слова: предпринимательство, качества предпринимателя, мотивация, внешняя среда
Предпринимательство как особый вид труда родилось тогда, когда качественно новое состояние трудовой деятельности стало не только коллективным, но и «качественно общественным» процессом. Предпринимательство существует только как социальное явление. Общественность – его природное свойство.
В способности человека к труду запечатлены «творчество и свобода». Предпринимательство больше, чем какой-либо иной вид деятельности, есть творчество, представляющее собой синтез свободы и необходимости.
Научная теория предпринимательства формировалась под воздействием различных наук, философии и религии. Уточнялись и развивались оба указанных начала предпринимательства. Причем характеристике хозяйственного поведения делового человека уделяли повышенное внимание.
Уже в первом теоретическом труде, посвященном этой проблеме, трактате «О семье», написанном Леоном Батистой Альберти в 1434 году, обозначены моральные принципы предпринимательства. Обогащение хотя и называется его целью, но не достигается любой ценой. Помещение капитала в промышленность считается наиболее гуманным способом получения богатства: такое «состояние накоплено ежедневным трудом и рациональным хозяйствованием, основанном на уравновешенном бюджете».
Меркантилистская доктрина выработала основы взаимодействия частного предпринимательства и верховной власти; определила принципы политики протекционизма. В Кодексе протекционизма, составленном Савари, дана характеристика торгового предпринимательства и проанализированы личностные качеств предпринимателя.
Примечательно, что на первое место была поставлена социальная функция торговли:
1) торговля – это вид деятельности, порождающий мир и согласие между людьми;
2) от торговли зависит богатство страны, она пополняет казну, финансирует крупные предприятия и покрывает расходы на войну;
3) благодаря торговле, которая доставляет продукты с разных мест и стран, люди получают возможность улучшать свое питание.
В Кодексе определены и нормы поведения торговца, которые и сейчас не утратили своего значения:
‑ знание дела и пополнение опыта;
‑ предусмотрительность и осторожность в накоплении запасов и привлечении кредитных средств;
‑ соблюдение порядка;
‑ бережливое отношение к людям и времени;
‑ забота о своей репутации;
‑ строгое соблюдение принятых на себя обязательств;
‑ сохранение мужества в случае неудачи.
Предприниматель должен иметь хорошее здоровье, приятную внешность, воображение и чувство новизны.
Англия своим экономическим процветанием во многом обязана купечеству. Здесь также вырабатывался свой идеальный тип предпринимателя, но уже несколько с иными личностными характеристиками, отражающими особенности зарождающегося капиталистического уклада: готовность к риску, индивидуальный экономический успех, строго рациональный подход к разным сферам жизни, трудолюбие, бережливость, терпение и упорство в достижении цели. Понятию «честность» было придано иное социальное значение, она «материализовалась». Честность рассматривалась теперь не как признак личного благородства, а в качестве главного условия завоевания доверия в деловых кругах для получения кредита.
Б. Франклин придал характеристикам английского предпринимателя практическую завершенность, соответствующую этическим нормам «молодого американца»; в них отражена жизненная установка человека, «который всем обязан себе самому»: притязания рациональны и «материалистичны»; кредит – мерило добродетели, идеальный человек заслуживает кредита; добродетель измеряется полезностью, которая должна приносить пользу своему носителю; аскетизм отрицается2. И самое главное, ‑ в соответствии с этическими нормами «молодого американца», личные характеристики человека впервые получали денежную оценку. Деньги одновременно являлись и мерилом успеха человеческой деятельности, и условием его добродетели. Честь и достоинство выражались теперь в денежном эквиваленте.
Людей предпринимательского типа стали наделять особой функциональной ролью, которая отличала их от остального самодеятельного населения. По Р. Кантильону, она состояла в готовности идти на риск, обусловленный колебаниями рыночного спроса, и в согласии на неопределенность дохода. В случае успешного предвидения экономических результатов предприниматель получал вознаграждение в виде прибыли.
По определению А. Смита, предпринимательская активность такого рода – это проявление хозяйственного поведения любого «экономического человека», «нового англичанина», втественным мотивом которого выступает своекорыстный интерес, направленный на максимизацию дохода. Он определил предпринимателя в духе своего времени – это собственник капитала, взявший на себя риск ведения хозяйства.
Распространение заёмного капитала расширяло возможности его накопления. Это отразилось на предпринимательстве как виде деятельности. Возрастало значение организаторских способностей предпринимателя. Его стали ценить, прежде всего, за эти качества. Возник спрос на предпринимательскую способность.
А. Маршалл главную функцию предпринимателя видел в соединении факторов производства: капитала и труда, планирования и контроля производства, управления и ответственности за риск. Способность предпринимателя к труду характеризовали теперь такие качества, как: рассудительность, ловкость, изобретательность, точность, целеустремленность. Вознаграждением за его труд являлась управленческая прибыль. Она определялась спросом и предложением на предпринимательскую способность. Предприниматель тот, «кто принимает на себя риск и управление предприятием в качестве своей доли в работе организованной промышленности».
В определении понятия «предприниматель» прежде на первое место ставили функцию собственника капитала. Ж.-Б. Сэй выделил функцию менеджера. Главная функция предпринимателя – принятие решения при выборе выгодной комбинации факторов производства с целью создания полезного продукта.
Такие подвижки в содержании понятия предпринимательской деятельности свидетельствовали о важных переменах в хозяйственной и социальной сфере. Это касалось создания механизма использования в производстве чужой собственности через акционирование, кредитование, аренду, лизинг и выдвижение в качестве основной хозяйствующей фигуры владельца, то есть неполного собственника. Владелец, как хозяйствующий субъект, стирает резкую грань между предпринимателем в частном и государственном секторах экономики. Оба они распорядители чужой собственности.
По определению австрийского экономиста Й. Шумпетера, главная функция предпринимательства – новаторская. Предприниматель – это агент, реализующий всё новые и новые факторы производства. Ни статус собственника, ни статус менеджера здесь уже не вляяются определяющими и обязательными.
Этические и культурные нормы предпринимательства относятся к области интереса философии и религии. Предстояло выявить родовые признаки нового социального типа предпринимателя – капиталиста (буржуа). Так возникла научная проблема «духа капитализма».
Первым к ее исследованию приступил В. Замбарт. Капитализм рассматривался им как явление чисто западноевропейское. Для возникновения капиталистического духа потребовалось сочетание типа предпринимательства, ориентированного на прибыль как главенствующий мотив, и мещанского духа (способности к риску, жажды денег со склонностью к осмотрительности и расчету). Обнаружилась и мотивация такого хозяйственного поведения – это стремление к власти и сверхпотреблению, которые в новых условиях достигались посредством денег.
В. Замбарт составил типологию нового предпринимателя, которая интересна и для нас – свидетелей «вхождения» современной России в мир капитализма.
На начальной стадии побеждают агрессивно–авантюрные типы: разбойники, феодалы, вступившие на путь коммерции, государственные чиновники, насаждавшие торговые компании. На второй стадии утверждаются «мещанские добродетели» и рационализм. Им соответствуют «организаторы»: спекулянты, купцы и ремесленники. На завершающей стадии основные черты предпринимателя уточняются окончательно.
Западный тип предпринимателя – это «люди, соединяющие в себе обычно раздельные предпринимательские типы, которые одновременно являются разбойниками и ловкими калькуляторами, феодалами и спекулянтами, как мы это можем заметить у магнатов американских трестов крупного масштаба».
Источники:
2. Маршалл А. Принципы политической экономики. Т.III. - М.,1984. - С. 172.
3. Замбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М., 1994. - С. 130.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:05:01