Цели и задачи исследований в области инфокомного менеджмента
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (61), Январь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мартынов Л.М. Цели и задачи исследований в области инфокомного менеджмента // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 1. – С. 15-18.
Аннотация:
Для последних десятилетий характерным является то, что развитие связи и информатики происходит в условиях их конвергенции, т.е. сближения, взаимовлияния и взаимодополнения. Разнообразные, все более возрастающие темпы и масштабы ее проявления сопровождаются возникновением новых законов и закономерностей, обусловленных взаимосвязанными процессами информатизации и компьютеризации общества, при этом заметно возрастает роль и значение телекоммуникаций.
Ключевые слова: информатизация, инфокомный менеджмент, информационно-компьютерно-телекоммуникационные сети, ресурс знаний
Для последних десятилетий характерным является то, что развитие связи и информатики происходит в условиях их конвергенции, т.е. сближения, взаимовлияния и взаимодополнения. Разнообразные, все более возрастающие темпы и масштабы ее проявления сопровождаются возникновением новых законов и закономерностей, обусловленных взаимосвязанными процессами информатизации и компьютеризации общества, при этом заметно возрастает роль и значение телекоммуникаций.
Человечество идет по пути создания на Земле, так называемого, «глобального информационного общества» в условиях, когда формируется адекватная этому явлению инфраструктура, которая способствует развитию глобализации экономики.
Указанные тенденции и процессы происходят благодаря развитию инфокоммуникаций (ИК), то есть комплекса взаимоувязанных информационно-компьютерно-телекоммуникационных сетей, систем, средств, аппаратуры и оборудования, включая соответствующее программное, системно-сетевое и технико-технологическое обеспечение их функционирования. Поэтому ученые и специалисты всего мира изучают происходящие изменения, исходя из единства и целостности такого процесса информационно-коммуникационного (инфокоммуникационного) или инфокомного развития, уделяя при этом должное внимание и его составляющим.
Развитие инфокоммуникаций оказывает все большее и решающее влияние на социально-экономические процессы, на теоретическую и практическую результативность всего научно-технического прогресса. Благодаря этому современная экономика сопровождается бурным развитием инфокомных технологий (ИКТ) ‑ совокупности взаимосвязанных информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий с соответствующим программным обеспечением, а также широкомасштабным использованием их во всех сферах жизнедеятельности людей. Применение ИКТ для повседневного человеческого общения, при осуществлении деловых, личных и опосредованных телекоммуникаций в ходе взаимодействия, а также в духовной (наука, культура, образование) жизни людей привело к созданию инфокомных сетей различного масштаба: от локальных - до глобальных сетей. Примером глобальной инфокомной сети является всемирная сеть Интернет, которая служит базой для создания многих других глобальных сетей. В них получили большое развитие сети спутниковых, волоконно-оптических и радиорелейных систем, предназначенных для передачи разнообразных видов информации и знаний.
Появление подобных сетей меняет традиционные модели экономики, ведения бизнеса, осуществления различных рабочих процессов (в том числе и некоммерческих) применительно к новым условиям телевзаимодействия организаций (предприятий, фирм, компаний, корпораций) и их объединений (союзов, ассоциаций и других видов альянсов), а также всех их сотрудников и партнеров. При этом основные преобразования, касающиеся организаций, выражаются в адаптации их деятельности к изменениям среды, децентрализации, повышении гибкости. В таких условиях все большее значение приобретают процессы становления и развития инфокомной отрасли, приобретающей все более капиталоемкий характер. Она все больше определяет состояние экономики и развития общества в целом, повышает качество жизни населения. В ней, наряду с информацией, все более приоритетное значение приобретает ресурс знаний [1, 2]. Носителями этого уникального ресурса являются сотрудники и партнеры организаций и предприятий, их клиенты, потребители, поставщики, инвесторы, вендоры и стейкхолдеры.
Особенности такого современного этапа развития экономики и общества определяют новую инфокомную парадигму анализа социально-экономических процессов развития цивилизации как современную исходную концептуальную схему и модель постановки проблем, их исследования, решения соответствующих вопросов и задач. Согласно этой парадигмы, основной базой, определяющей происходящие социально-экономические изменения и, в частности, трансформацию экономики в инфокомную экономику, является:
во-первых, все большее признание доминирующего положения не только инфокомной индустрии, включающей в себя производство информационных продуктов, услуг и технологий, телекоммуникационных и компьютерных технологий, услуг, техники и оборудования, соответствующего программного обеспечения, но и их внедрение во все сферы деятельности, в том числе – в экономико-управленческую;
во-вторых, способности бизнеса, некоммерческих организаций органично вписаться в пространство телевзаимодействий за счет реализации стратегий инновационного развития и, в первую очередь, за счет управленческих инноваций и управленческих технологий с использованием ИК и ИКТ;
в-третьих, не только информация, но также человеческие знания, навыки, умения, опыт (компетенция), концепции, идеи, оформленная на их основе интеллектуальная собственность, обладание и обмен ими, те или иные коммуникационные схемы становятся основным производственным ресурсом наравне с финансами, материалами, энергией, землей; такой инфокомный ресурс выходит за рамки так называемого «информационного ресурса», уже традиционно воспринимаемого в настоящее время;
в-четвертых, современные процессы приводят к формированию и развитию информационно-коммуникационной среды, в которой функционирует новая инфокомная экономика и ее рынок.
Ясно, что эта экономика требует адекватного управления, не ограниченного рамками только информационной или только коммуникационной составляющей ресурса. Он существенно расширяется и дополняется благодаря совокупному учету в новом управлении его личностного, когнитивного и креативного характера. Данный ресурс, с одной стороны, может накапливаться и приумножаться в ходе взаимодействия и общения людей, а, с другой стороны, требует для этого должной гармонизации их телевзаимодействия в рамках партнерства, сотрудничества независимо от разделяющих людей географических расстояний и временных поясов.
Источники:
2. Мартынов Л.М. Развитие инфокоммуникаций и качество жизни. //Аспирант и соискатель. Экономические науки (экономика и управление народным хозяйством), 2003, №3(16). - С. 19-25.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:04:14