Россия-ЕС: параметры оптимальных отношений
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (61), Январь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Грасмик К.И. Россия-ЕС: параметры оптимальных отношений // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 1. – С. 3-6.
Аннотация:
(Окончание. Начало в № 12/2004)
Требование ЕС к России о безусловном распространении действия Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве от 1994 г. на десять новых стран-членов подразумевало сохранение квот на прежнем уровне, без учёта расширения ЕС. В условиях стагнации европейской экономики и необходимости «переварить» приём десяти стран данное требование ЕС означало, по сути, стремление решить свои внутренние проблемы за счёт России.
Ключевые слова: постсоветская Россия, ЕС, внутренний рынок
РоссияТребование ЕС к России о безусловном распространении действия Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве от 1994 г. на десять новых стран-членов подразумевало сохранение квот на прежнем уровне, без учёта расширения ЕС. В условиях стагнации европейской экономики и необходимости «переварить» приём десяти стран данное требование ЕС означало, по сути, стремление решить свои внутренние проблемы за счёт России.
Неравноправное отношение ЕС к России заставляет ее принимать меры по ограничению доступа товаров «новой» Европы на свой внутренний рынок, более тесной интеграции с некоторыми странами СНГ (создание ЕвРАЗЭС), увеличивать экспансию на постсоветском пространстве в целом, а также в арабском мире, Азии, активнее сотрудничать с США. Но так ли выгодно ЕС, чтобы Россия становилась региональным центром силы, более ориентированным на США, чем на страны Старого Света?
ЕС, самообеспеченность топливными ресурсами которого не достигает и 70%, безусловно, заинтересован в их стабильных поставках. Одним из ближайших продавцов является Россия, однако для начала разработки российских месторождений требуется увеличение квоты на закупку газа (нефти) из одной страны-поставщика. В интересах ЕС строительство транспортного коридора для облегчения поставок своих товаров в страны Азии. ЕС, вне всяких сомнений, нуждается в сотрудничестве с Россией в сфере пресечения контрабанды, борьбы с терроризмом, охраны окружающей среды. ЕС, как следует из Стратегии данной организации в отношении России, хотел бы получить более широкий доступ на растущий российский рынок. Уже сейчас Россия занимает пятое место в ряду крупнейших импортёров продукции ЕС. Сотрудничество с Россией необходимо и для противодействия тенденции формирования однополярного мира. Здесь в качестве одного из возможных проектов необходимо назвать создание совместной спутниковой системы «Galileo».
Однако ЕС совершает прямо противоположные шаги, только отталкивающие Россию: критика боевых действий в Чечне, демонстрирующая упорное, маниакальное нежелание видеть международный терроризм в качестве основной движущей силы конфликта; отказ от оказания давления на страны Балтии с целью приведения ситуации с правами русскоязычного меньшинства в соответствие с европейскими стандартами; противодействие вступлению России в ВТО; уже описанное выше нежелание допускать российские товары (кроме сырьевых) на свой внутренний рынок; стремление расширить собственное влияние на Украине и в Молдавии ‑ странах, которые Россия традиционно считает зоной своих интересов. Всё это заставляет серьёзно усомниться в целесообразности тесных партнёрских отношений с таким эгоистичным, имперски настроенным партнёром, как ЕС. Поэтому, в свете описанных выше фактов и существующих политических реалий (направленность внешней политики В. Путина на рост конкурентоспособности России в мире при сохранении «рук развязанными», как следует из стратегии России по отношению к ЕС), при обоснованном предположении, что к власти в 2008 г. придёт ставленник нынешнего Президента России, мы полагаем, что отношения Россия-ЕС должны строиться на секторальном подходе, по образцу ЕС-Швейцария. Реализованные малые проекты в обстановке обоюдного недоверия и разочарования гораздо важнее, чем обещание грандиозных свершений. Поэтому России необходимо направить основные усилия на реализацию проектов в следующих областях:
‑ проведение совместных НИОКР;
‑ обеспечение доступа российского сырья на рынок ЕС;
‑ сотрудничество в сфере энергетического машиностроения;
‑ обеспечение условий для взаимовыгодного приграничного сотрудничества, в частности, по программе «Северное измерение»;
‑ кооперация в сфере создания евроазиатских транспортных и информационных систем;
‑ доведение до логического конца проекта по запуску российских ракет с французского космодрома на о. Куру;
‑ создание совместной спутниковой группировки, в частности, для обеспечения безопасной транспортировки нефтепродуктов из России в ЕС;
‑ распространение действия программы PHARE на Россию;
‑ заключение двустороннего соглашения по вопросу миграции рабочей силы, которое регулировало бы порядок найма/увольнения, выплату заработной платы, установление квот на рабочую силу, начисление пенсий;
‑ расширение двустороннего культурного обмена, в том числе студентами, аспирантами, преподавателями, учёными, специалистами;
Учитывая опыт интеграции ЕС-ЕАСТ, ЕС-Швейцария, ЕС-ЦВЕ, мы можем однозначно утверждать, что подлинное сближение Россия-ЕС произойдёт лишь при наличии обоюдного желания сторон, при сопоставимом уровне экономического и институционального развития.
В настоящее время, когда ЕС направляет основные усилия на завершение процесса принятия в свой состав новых членов, а Россия занята поиском собственного места в мире и восстановлением утраченных позиций, более целесообразным является курс на установление просто добрососедских взаимовыгодных отношений. В дальнейшем, лет через двадцать пять, можно будет начать переговоры о формировании зоны свободной торговли между Россией и ЕС.
В долгосрочной перспективе формат отношений ЕС-Россия должен стать аналогичным характеру отношений США-Япония: тесное экономическое, научно-производственное, военное, культурное сотрудничество, что сделает наши страны подлинными стратегическими партнёрами, имеющими общие глобальные интересы, и позволит относительно легко преодолевать мелкие разногласия конъюнктурного характера.
* Работа подготовлена автором в рамках конкурса эссе «Россия и Европейский Союз: близкие соседи и добрые друзья?», проведённого Представительством Европейской комиссии в России
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:04:29