Цифровые финансовые активы и противодействие отмыванию доходов: инфраструктурные решения и регуляторные вызовы

Николаев Д.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлена комплексная характеристика инфраструктурного сектора выпуска, учета и обращения виртуальных активов, а также проанализирована его роль в антиотмывочной системе Российской Федерации. Целью исследования является идентификация и систематизация угроз отмывания доходов и финансирования терроризма, связанных с использованием цифровых финансовых активов в российской экономике. Методология исследования основана на системном анализе нормативно-правовой базы, кейсов незаконного использования цифровых финансовых активов. В результате исследования выявлены ключевые уязвимости инфраструктурного сектора виртуальных активов, определены основные каналы их незаконного использования и предложены меры по совершенствованию механизмов противодействия отмыванию доходов в данной сфере. Практическая значимость работы заключается в формировании комплексного представления об угрозах отмывания доходов в секторе виртуальных активов и разработке рекомендаций для регуляторов и участников рынка по минимизации выявленных рисков.

Ключевые слова: цифровые финансовые активы, виртуальные активы, ПОД/ФТ, финансирование терроризма, операторы ЦФА, биржи виртуальных активов, кастодианы

Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

JEL-классификация: G20, G28, K22, K42



Введение

Развитие цифровых технологий привело к появлению нового класса финансовых инструментов – виртуальных активов, среди которых особое место занимают цифровые финансовые активы (ЦФА). Согласно определению Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), виртуальные активы представляют собой «цифровое выражение ценности, которое может цифровым образом обращаться или переводиться и может быть использовано для целей платежа или инвестиций» [1]. В российском законодательстве понятие ЦФА закреплено в Федеральном законе от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В законодательстве подчеркивается, что ЦФА не может быть использован как средство платежа или средство встречного представления.

Исследователи отмечают, что стремительное развитие рынка ЦФА несет в себе не только потенциальные преимущества и новые возможности для экономики, такие как низкая стоимость трансакционных издержек, простота заключения сделок, возможности секьюритизации [12], но и формирует значительные риски в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Анонимность, трансграничность и высокая скорость транзакций делают виртуальные активы привлекательным инструментом для преступных элементов [3]. В связи с чем вопросы регламентации деятельности операторов информационных систем, нуждаются в серьезной регламентации [6].

Формирование эффективной системы ПОД/ФТ в сфере виртуальных активов требует глубокого понимания структуры и особенностей функционирования соответствующего инфраструктурного сектора, включая комплексный анализ роли различных участников инфраструктурного сектора виртуальных активов в обеспечении прозрачности и безопасности транзакций [11].

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных отдельным аспектам функционирования рынка виртуальных активов, комплексный анализ инфраструктурного сектора выпуска, учета и обращения ЦФА в контексте ПОД/ФТ в российской научной литературе представлен недостаточно. Требуют изучения вопросы идентификации и систематизации угроз отмывания доходов и финансирования терроризма (ОД/ФТ), связанных с использованием ЦФА в различных сферах российской экономики.

Целью настоящего исследования является характеристика инфраструктурного сектора выпуска, учета и обращения виртуальных активов, определение его роли в антиотмывочной системе, а также идентификация угроз ОД/ФТ на основе анализа данных и кейсов по использованию ЦФА в отдельных сферах российской экономики.

Методы и материалы

Методологическую основу исследования составляет системный подход к анализу инфраструктурного сектора виртуальных активов и его роли в антиотмывочной системе. В работе использованы общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, а также специальные методы: контент-анализ нормативно-правовых документов, кейс-стади.

Информационную базу исследования составили: нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие выпуск, учет и обращение ЦФА; руководства и отчеты ФАТФ; аналитические материалы и отчеты Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг); материалы судебных дел, связанных с незаконным использованием виртуальных активов; научные публикации в рецензируемых журналах по тематике исследования. На основе полученных данных были идентифицированы и систематизированы основные угрозы и уязвимости ОД/ФТ в инфраструктурном секторе выпуска, учета и обращения ЦФА.

Результаты исследования и их обсуждение

Инфраструктурный сектор виртуальных активов представляет собой сложную экосистему, включающую различных участников, обеспечивающих выпуск, учет и обращение ЦФА. Эффективность функционирования данного сектора определяется степенью интеграции и взаимодействия его ключевых элементов.

Анализ нормативно-правовой базы позволяет выделить следующие основные элементы инфраструктурного сектора виртуальных активов:

- операторы информационных систем (ОИС) – юридические лица, обеспечивающие функционирование информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА. В соответствии с российским законодательством, в роли ОИС могут выступать кредитные организации, организаторы торговли и иные юридические лица, соответствующие требованиям Федерального закона № 259-ФЗ;

- Операторы обмена ЦФА – организации, осуществляющие сделки купли-продажи ЦФА, в том числе обмен ЦФА одного вида на ЦФА другого вида, а также обмен ЦФА на рубли или иностранную валюту. В российской юрисдикции функции оператора обмена могут выполнять кредитные организации, организаторы торговли и иные юридические лица, включенные в реестр операторов обмена ЦФА (статья 10 Федерального закона № 259-ФЗ);

- кастодианы – организации, предоставляющие услуги по хранению криптографических ключей, используемых для доступа к ЦФА. Они играют ключевую роль в обеспечении безопасности хранения виртуальных активов, что делает их важным элементом инфраструктуры;

- платежные системы и шлюзы – организации, обеспечивающие взаимодействие между традиционной финансовой системой и экосистемой виртуальных активов. Они позволяют осуществлять конвертацию фиатных денег в виртуальные активы и обратно.

Важно отметить, что в российской юрисдикции структура инфраструктурного сектора виртуальных активов имеет свои особенности, обусловленные спецификой нормативно-правового регулирования. В частности, Федеральный закон № 259-ФЗ устанавливает требования к операторам информационных систем и операторам обмена ЦФА, а также определяет порядок их взаимодействия с регулирующими органами.

Эффективность функционирования инфраструктурного сектора виртуальных активов в значительной степени зависит от четкости распределения ролей и ответственности между его участниками, а также от наличия механизмов контроля и надзора. Данный тезис особенно актуален в контексте ПОД/ФТ, поскольку именно участники инфраструктурного сектора являются первой линией защиты от использования виртуальных активов в незаконных целях.

Эффективность системы ПОД/ФТ в сфере виртуальных активов во многом определяется степенью вовлеченности и ответственности ключевых участников инфраструктурного сектора. Именно участники инфраструктурного сектора обладают необходимыми инструментами и возможностями для выявления подозрительных операций с виртуальными активами на ранних стадиях:

- операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ, являются субъектами первичного финансового мониторинга. Это означает, что они обязаны: разрабатывать и реализовывать правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; идентифицировать клиентов, их представителей и выгодоприобретателей; выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, и необычные операции; представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также о подозрительных операциях;

- операторы обмена ЦФА играют ключевую роль в обеспечении прозрачности операций с виртуальными активами. Именно на этапе обмена виртуальных активов на фиатные деньги или другие виртуальные активы возникает наибольший риск их использования в целях ОД/ФТ. В связи с этим операторы обмена ЦФА обязаны: проводить комплексную проверку клиентов (KYC – Know Your Customer); осуществлять мониторинг транзакций для выявления подозрительной активности; сотрудничать с регулирующими органами и правоохранительными структурами в рамках расследования случаев ОД/ФТ;

- кастодианы, предоставляющие услуги по хранению криптографических ключей, имеют доступ к информации о владельцах виртуальных активов и их транзакциях, что позволяет им эффективно выявлять подозрительную активность. В соответствии с рекомендациями ФАТФ, кастодианы должны внедрять процедуры идентификации клиентов и мониторинга транзакций, аналогичные тем, которые применяются в традиционном финансовом секторе;

- платежные системы и шлюзы, обеспечивающие взаимодействие между традиционной финансовой системой и экосистемой виртуальных активов, находятся на пересечении двух финансовых миров, что делает их ключевыми точками контроля для ПОД/ФТ.

Важно отметить, что эффективность участия ключевых участников инфраструктурного сектора в борьбе с ОД/ФТ во многом зависит от степени их взаимодействия и обмена информацией [8]. Только cкоординированные действия всех участников инфраструктурного сектора могут обеспечить эффективное противодействие использованию виртуальных активов в незаконных целях.

Для объективной оценки масштабов и характера угроз, связанных с использованием ЦФА в целях ОД/ФТ, необходим анализ актуальных статистических данных. К сожалению, подобной статистики пока не имеется в силу небольшого опыта использования данных активов в российской экономике. При этом важно учитывать, что «незаконные пользователи виртуальных активов могут воспользоваться широким географическим охватом и высокой скоростью операций, обеспечиваемой виртуальными активами, а также ненадлежащим регулированием или надзором за деятельностью, связанной с виртуальными активами, в разных юрисдикциях, что создаёт неравные законодательные и регулятивные условия в сфере виртуальных активов» [13].

Наиболее распространенными способами использования ЦФА в схемах ОД/ФТ можно отнести:

- использование миксеров и тумблеров для сокрытия источника происхождения виртуальных активов;

- применение схем с использованием подставных лиц и компаний-однодневок;

- использование нерегулируемых платформ для обмена виртуальных активов;

- применение технологий повышения анонимности транзакций.

Повышении сложности и «профессионализма» таких схем требует совершенствования механизмов ПОД/ФТ в сфере виртуальных активов.

Для более глубокого понимания механизмов использования ЦФА в целях ОД/ФТ целесообразно рассмотреть конкретные кейсы, выявленные правоохранительными органами и финансовыми регуляторами. Анализ таких кейсов позволяет выявить типичные схемы и методы, используемые преступными элементами, а также оценить эффективность существующих механизмов противодействия.

Одной из характерных групп кейсов является использование ЦФА для отмывания доходов от незаконного оборота наркотиков. В большинстве случаев схема включала следующие этапы: получение оплаты за наркотические средства в криптовалюте (преимущественно Bitcoin и Monero); использование сервисов-миксеров для сокрытия источника происхождения средств; обмен криптовалюты на фиатные деньги через нерегулируемые обменные сервисы; вывод средств через подставных лиц и фиктивные компании [4].

По аналогии с предыдущей группой кейсов возможно и финансирование экстремистских организаций с использованием ЦФА через схему, включающую сбор пожертвований в криптовалюте через анонимные кошельки; использование децентрализованных платформ для обмена и перевода средств; применение технологий повышения анонимности транзакций; конвертацию криптовалюты в фиатные деньги через сеть подставных лиц.

ЦФА могут быть использованы и как средство уклонения от уплаты налогов [2]. Схема в этом случае может включать перевод выручки компании в криптовалюту через подконтрольные иностранные компании, хранение средств на анонимных криптовалютных кошельках, использование нерегулируемых платформ для обмена криптовалюты на фиатные деньги; вывод средств через подставных физических лиц [13].

Изложенные выше примеры позволяют выделить ряд общих характеристик схем использования ЦФА в целях ОД/ФТ:

- использование технологий повышения анонимности транзакций (миксеры, тумблеры, анонимные криптовалюты); применение нерегулируемых платформ для обмена и перевода виртуальных активов; использование подставных лиц и компаний для вывода средств; трансграничный характер операций, затрудняющий их отслеживание и контроль [10].

Важно отметить, что в каждом из рассмотренных кейсов выявление незаконных схем стало возможным благодаря совместным усилиям правоохранительных органов, финансовых регуляторов и участников инфраструктурного сектора виртуальных активов. Эффективное противодействие использованию ЦФА в целях ОД/ФТ возможно только при условии тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон и применения комплексного подхода к выявлению и пресечению незаконных схем.

Изложенное выше позволяет идентифицировать ключевые угрозы ОД/ФТ, характерные для инфраструктурного сектора виртуальных активов. Их идентификация и систематизация является необходимым условием для разработки эффективных мер противодействия использованию ЦФА в незаконных целях.

Технологические угрозы связаны с особенностями технологии блокчейн и криптографических методов, используемых в сфере виртуальных активов. Технологические особенности виртуальных активов создают уникальные вызовы для системы ПОД/ФТ, требующие разработки специализированных методов контроля и мониторинга. К ключевым технологическим угрозам можно отнести:

- использование технологий повышения анонимности транзакций (миксеры, тумблеры, анонимные криптовалюты), затрудняющих отслеживание движения средств;

- применение методов шифрования, обеспечивающих конфиденциальность данных о транзакциях и их участниках;

- использование децентрализованных платформ, функционирующих без центрального администратора, что затрудняет контроль и регулирование;

- применение смарт-контрактов для автоматизации процессов ОД/ФТ [5].

Операционные угрозы связаны с процессами выпуска, учета и обращения ЦФА. Они возникают на различных этапах жизненного цикла виртуальных активов и требуют внедрения комплексных мер контроля и к ним относят:

- недостаточную идентификацию клиентов при выпуске и обращении ЦФА;

- отсутствие или неэффективность процедур мониторинга транзакций с виртуальными активами;

- использование подставных лиц и компаний для проведения операций с ЦФА;

- недостаточный контроль за деятельностью участников инфраструктурного сектора виртуальных активов [9].

Юрисдикционные угрозы связаны с трансграничным характером операций с ЦФА. Они создают значительные сложности для национальных систем ПОД/ФТ, требуя международной координации и сотрудничества [7]. К ним относят:

- использование юрисдикций с низким уровнем регулирования рынка виртуальных активов;

- проведение трансграничных операций с ЦФА, затрудняющих их отслеживание и контроль;

- отсутствие или неэффективность механизмов международного сотрудничества в сфере противодействия использованию ЦФА в целях ОД/ФТ;

- юрисдикционные конфликты, возникающие при расследовании случаев использования виртуальных активов в незаконных целях.

Регуляторные угрозы связаны с несовершенством нормативно-правовой базы, регулирующей выпуск, учет и обращение ЦФА. Регуляторные угрозы создают правовые пробелы, которые могут быть использованы преступными элементами для обхода требований системы ПОД/ФТ. К основным регуляторным угрозам относятся:

- отсутствие или неполнота нормативно-правовой базы, регулирующей рынок виртуальных активов;

- несоответствие национального законодательства международным стандартам в сфере ПОД/ФТ;

- отсутствие четких требований к участникам инфраструктурного сектора виртуальных активов в части ПОД/ФТ;

- неэффективность механизмов контроля и надзора за деятельностью участников рынка виртуальных активов.

Идентификация и систематизация угроз ОД/ФТ в инфраструктурном секторе виртуальных активов позволяет определить приоритетные направления совершенствования системы противодействия использованию ЦФА в незаконных целях. Комплексный подход к минимизации выявленных угроз требует координации усилий всех заинтересованных сторон: регуляторов, правоохранительных органов и участников рынка виртуальных активов.

Анализ кейсов использования ЦФА в целях ОД/ФТ позволяет выделить основные каналы незаконного использования ЦФА. Понимание каналов незаконного использования виртуальных активов является необходимым условием для разработки эффективных мер противодействия.

Нерегулируемые платформы обмена, функционирующие без соответствующих лицензий и не соблюдающие требования ПОД/ФТ, представляют собой один из наиболее распространенных каналов их незаконного использования. Отсутствие регуляторного надзора и требований по идентификации клиентов делает такие платформы привлекательными для преступных элементов.

Сервисы-миксеры и тумблеры представляют собой специализированные инструменты, обеспечивающие смешивание транзакций с виртуальными активами для сокрытия источника происхождения средств. Использование миксеров и тумблеров позволяет разорвать связь между отправителем и получателем средств, что значительно затрудняет отслеживание движения денежных потоков.

Анонимные криптовалюты, такие как Monero, Zcash и Dash, обеспечивают повышенный уровень конфиденциальности транзакций, что делает их привлекательными для использования в незаконных целях. Технологические особенности анонимных криптовалют создают значительные сложности для отслеживания и анализа транзакций, что затрудняет выявление случаев их использования в целях ОД/ФТ.

Децентрализованные финансовые платформы, функционирующие на основе смарт-контрактов без централизованного контроля, представляют собой относительно новый, но быстро развивающийся канал незаконного использования виртуальных активов. Отсутствие централизованного контроля и автоматизация процессов на основе смарт-контрактов создают уникальные вызовы для системы ПОД/ФТ.

Использование виртуальных активов для перемещения средств через национальные границы в обход традиционных финансовых институтов представляет собой один из наиболее сложных для контроля каналов их незаконного использования. Трансграничный характер операций с виртуальными активами создает значительные сложности для национальных систем ПОД/ФТ, требуя международной координации и сотрудничества.

Понимание основных каналов незаконного использования ЦФА позволяет разработать целенаправленные меры по минимизации соответствующих рисков. Эффективное противодействие использованию ЦФА в целях ОД/ФТ требует комплексного подхода, учитывающего специфику каждого из выявленных каналов незаконного использования.

На основе анализа угроз и каналов незаконного использования ЦФА можно сформулировать комплекс мер, направленных на предотвращение их использования в целях ОД/ФТ. Эффективность системы противодействия использованию ЦФА в незаконных целях зависит от комплексности и системности применяемых мер.

Развитие законодательства в сфере регулирования виртуальных активов является необходимым условием для эффективного противодействия их использованию в целях ОД/ФТ. Нормативно-правовая база должна обеспечивать баланс между стимулированием инноваций и минимизацией рисков ОД/ФТ. К ключевым направлениям совершенствования нормативно-правовой базы можно отнести:

- уточнение правового статуса различных видов виртуальных активов;

- разработка требований к участникам инфраструктурного сектора в части ПОД/ФТ;

- установление ответственности за нарушение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ при операциях с виртуальными активами;

- гармонизация национального законодательства с международными стандартами в сфере регулирования виртуальных активов.

Повышение эффективности мониторинга операций с ЦФА является важным элементом системы противодействия их использованию в целях ОД/ФТ. Контроль и надзор должны быть риск-ориентированными и учитывать специфику различных сегментов рынка виртуальных активов. К основным мерам по усилению контроля и надзора следует отнести:

- внедрение риск-ориентированного подхода к надзору за участниками инфраструктурного сектора виртуальных активов;

- разработку методик выявления подозрительных операций с ЦФА;

- проведение регулярных проверок соблюдения участниками рынка требований законодательства в сфере ПОД/ФТ;

- создание специализированных подразделений в структуре регулирующих и надзорных органов, ответственных за мониторинг рынка виртуальных активов.

Учитывая трансграничный характер операций с виртуальными активами, развитие международного сотрудничества является необходимым условием для эффективного противодействия их использованию в целях ОД/ФТ. Только координация усилий на международном уровне позволит создать эффективные барьеры для использования ЦФА в незаконных целях. К ключевым направлениям развития международного сотрудничества можно отнести:

- участие в разработке и внедрении международных стандартов в сфере регулирования виртуальных активов;

- обмен информацией о подозрительных операциях с ЦФА между национальными подразделениями финансовой разведки;

- проведение совместных расследований случаев использования виртуальных активов в целях ОД/ФТ;

- оказание взаимной правовой помощи при расследовании преступлений, связанных с использованием ЦФА.

Повышение уровня знаний и навыков участников рынка виртуальных активов в сфере ПОД/ФТ является важным элементом системы противодействия их использованию в незаконных целях. Только компетентные участники рынка могут эффективно выявлять и предотвращать попытки использования ЦФА в целях ОД/ФТ. К основным мерам по повышению компетенций участников рынка можно отнести:

- разработку и реализацию образовательных программ по вопросам ПОД/ФТ для сотрудников организаций, работающих с виртуальными активами;

- подготовку методических рекомендаций по выявлению подозрительных операций с ЦФА;

- проведение семинаров, конференций и других мероприятий по обмену опытом в сфере противодействия использованию виртуальных активов в целях ОД/ФТ;

- создание площадок для диалога между регуляторами и участниками рынка по вопросам совершенствования системы ПОД/ФТ.

Использование инновационных технологий для выявления подозрительных операций с виртуальными активами является перспективным направлением развития системы ПОД/ФТ. Технологические решения позволяют автоматизировать процессы мониторинга и анализа операций с ЦФА, повышая эффективность выявления подозрительной активности. К ключевым технологическим решениям можно отнести:

- системы анализа блокчейн-транзакций, позволяющие отслеживать движение виртуальных активов и выявлять связи между участниками операций (например, на базе решений Chainalysis, Crystal Blockchain);

- алгоритмы машинного обучения для выявления аномальных паттернов в операциях с ЦФА;

- технологии биометрической идентификации клиентов, повышающие надежность процедур KYC;

- решения на основе искусственного интеллекта для анализа больших объемов данных о транзакциях с виртуальными активами.

Комплексное применение предложенных мер позволит значительно повысить эффективность системы противодействия использованию ЦФА в целях ОД/ФТ. Только системный подход, учитывающий все аспекты проблемы, может обеспечить надежную защиту от использования ЦФА в незаконных целях.

Заключение

Проведенное исследование позволило охарактеризовать инфраструктурный сектор выпуска, учета и обращения виртуальных активов, определить его роль в антиотмывочной системе, а также идентифицировать угрозы ОД/ФТ на основе анализа кейсов по использованию ЦФА в отдельных сферах российской экономики. Инфраструктурный сектор виртуальных активов представляет собой сложную экосистему, включающую различных участников: операторов информационных систем, операторов обмена ЦФА, кастодианов и платежные системы. Каждый из этих участников играет важную роль в системе ПОД/ФТ, обладая уникальными возможностями для выявления и предотвращения попыток использования виртуальных активов в незаконных целях.

В результате исследования идентифицированы и систематизированы основные угрозы ОД/ФТ в инфраструктурном секторе виртуальных активов, которые можно разделить на четыре группы: технологические, операционные, юрисдикционные и регуляторные. Выявлены пять основных каналов незаконного использования ЦФА: нерегулируемые платформы обмена, сервисы-миксеры и тумблеры, анонимные криптовалюты, децентрализованные финансовые платформы и трансграничные переводы.

На основе проведенного анализа предложен комплекс мер по предотвращению использования ЦФА в целях ОД/ФТ, включающий пять основных направлений: совершенствование нормативно-правовой базы, усиление контроля и надзора, развитие международного сотрудничества, повышение компетенций участников рынка и внедрение технологических решений.

Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования регулирующими и надзорными органами при разработке и совершенствовании механизмов противодействия использованию виртуальных активов в целях ОД/ФТ. Предложенные меры могут быть интегрированы в национальную систему ПОД/ФТ, повышая ее эффективность в условиях цифровизации финансового сектора.

Вместе с тем, следует отметить, что проведенное исследование имеет определенные ограничения, связанные с доступностью и полнотой статистических данных о случаях использования ЦФА в целях ОД/ФТ. Значительная часть операций с виртуальными активами, связанных с ОД/ФТ, остается невыявленной, что затрудняет оценку реальных масштабов проблемы. Данное ограничение определяет направления дальнейших исследований, которые могут быть связаны с разработкой методик оценки латентной составляющей использования ЦФА в незаконных целях.

Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой методик оценки эффективности предложенных мер, а также с изучением новых форм и методов использования виртуальных активов в целях ОД/ФТ, возникающих в результате эволюции технологий и регуляторной среды.


Источники:

1. Виртуальные активы и провайдеры услуг виртуальных активов. Руководство по применению риск-ориентированного подхода. Фатф. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3LRzKB (дата обращения: 15.04.2024).
2. Долгиева М.М. Цифровые активы как средство уклонения от уплаты налогов // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2023. – № 7(262). – c. 76-83. – doi: 10.24412/2072-4098-2023-7262-76-83.
3. Дорофеев В.А. Регулирование цифровых финансовых активов в России и за рубежом // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 6. – c. 129-131. – doi: 10.23672/SAE.2023.38.52.004.
4. Земцова С.И. Криптовалюта в незаконном обороте наркотических средств: вопросы деанонимизации и ответственности // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. – 2020. – № 1(13). – c. 54-63. – doi: 10.24411/2587-9820-2020-10007.
5. Криворучко С.В., Понаморенко В.Е. Тенденции международной практики контроля за оборотом цифровых активов в контексте политики ПОД/ФТ и антикоррупционной политики // Банковское право. – 2023. – № 1. – c. 68-76. – doi: 10.18572/1812-3945-2023-1-68-76.
6. Матей Е.В. Квалификация инвесторов: проблемы и практика противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Вопросы российского и международного права. – 2024. – № 8-1. – c. 34-39.
7. Николаев Д.А. Координация взаимодействия ведомств и организаций в системе ПОД/ФТ/ФРОМУ при реализации мер по профилактике, выявлению и борьбе с правонарушениями экономической направленности // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2024. – № 3. – c. 56-62. – doi: 10.56584/1560-8816-2024-3-56-62.
8. Николаев Д.А. Методологические аспекты взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению легализации доходов, полученных преступным путем // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2023. – № 4. – c. 240-244. – doi: 10.56584/1560-8816-2023-4-240-244.
9. Новская Н.С. Цифровые финансовые активы как средство платежа в рамках внешнеэкономической деятельности // Прогрессивная экономика. – 2025. – № 1. – c. 210-220. – doi: 10.54861/27131211_2025_1_210.
10. Рождественский С. Миксеры криптовалют: от благих намерений и за решетку. Ixbt. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ixbt.com/live/crypto/miksery-ot-blagih-namereniy-i-za-reshetku.html (дата обращения: 15.04.2024).
11. Ротко А.Г. Анализ инфраструктуры и тенденций на рынке цифровых финансовых активов в России // Финансовые рынки и банки. – 2024. – № 12. – c. 408-413.
12. Эльяшев Д.В. Развитие институциональной инфраструктуры рынка цифровых финансовых активов // Учет и статистика. – 2023. – № 4. – c. 102-114. – doi: 10.54220/4365.2023.85.18.009.
13. Money Laundering and Terrorist Financing Red Flag Indicators Associated with Virtual Assets. Fatf. [Электронный ресурс]. URL: www.fatf-gafi.org/publications/fatfrecommendations/documents/Virtual-Assets-Red-Flag-Indicators.html (дата обращения: 15.04.2025).

Страница обновлена: 01.07.2025 в 17:02:51