Туристская отрасль Приволжского федерального округа в постпандемийный период

Савельева Н.К.1, Созинова А.А.1, Шпенглер А.В.1, Колесова Ю.А.1, Веприкова А.А.1
1 Вятский государственный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Актуальность исследования обусловлена быстрыми социально-экономическими изменениями в сфере туризма и недостатком глубокого изучения туроператорской отрасли регионов Приволжского федерального округа. В статье проанализирован общий объём выручки туроператоров регионов Приволжского федерального округа. Были рассчитаны темп изменения выручки в сравнении 2023/2024 гг., индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации для выявления монополизации туристского рынка регионов Приволжского федерального округа. Данными для анализа послужили ресурсы Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчётности и Единого Федерального реестра туроператоров. Были выявлены регионы с конкурентными, олигополистическими и монополистическими туроператорскими рынками. Результаты расчётов темпа изменения выручки выявили регионы с наиболее низким (Саратовская область, Республика Марий Эл) и высоким темпом изменения выручки (Республика Башкортостан). Для выявления связи объёма выручки и валового регионального продукта региона была проанализирована доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валом региональном продукте субъекта Российской Федерации. Так, данные по Оренбургской области показали прямую связь доли валовой добавленной стоимости туристской индустрии и объёма выручки региона. Данные исследования помогут разработать подходы, которые позволят выявлять наиболее сильные и, наоборот, менее развитые регионы в туристской сфере, а также определять и преодолевать высокий уровень монополизации в туризме. Материалы статьи могут вызвать интерес у широкой аудитории: научных работников, занимающихся проблемами развития туристкой отрасли, государственным служащим, работающим в сфере туризма, работников центров развития туризма.

Ключевые слова: туроператор, туроператорские услуги, туристская отрасль, постпандемия, выручка

JEL-классификация: L83, Z30, Z32, Z39



Актуальность

Туризм как одна из наиболее уязвимых экономических сфер, в период 2020-2025гг. была подвержена нестабильной внешнеполитической ситуации. Пандемия, последующий сложный постпандемийный период, специальная военная операция, нестабильная экологическая ситуация повлияли на социально-экономическое развитие как на международном уровне, так и внутри страны. Данный вопрос рассматривается в трудах Айгумова А. Д., Султановой Э. А. [1, с. 39], Игнатьевой И. Ф., Исаева Б. А. 6, c. 236], Корженкова Р.М. [8, с. 90], Кожуховой Е.С. [9, с.137] Рысаевой М. А. [14, c.149], Сайминой Д.К. [15, с.44]. Туристский рынок не восстановился полностью, и начинает доминировать самодеятельный туризм (отдых в кемпингах, глэмпингах, автопутешествия), который снижает спрос у туроператоров. Характерные черты развития рынка туроператорских услуг в период пандемии в сравнении с предыдущими годами в конкретном округе Российской федерации (РФ), а именно в Приволжском федеральном округе (ПФО), представлены в работах таких отечественных авторов, как Конышева Е.В., Веприковой А.А., Сметаниной А.И. [7, c. 26]. В последующие годы работ на тему изучения социально-экономического развития туроператорского рынка немного либо нет, но несмотря на это существуют исследования, которые доказывают, что ПФО обладает высоким потенциалом для развития туроператорского рынка.

Так, развитие ассортимента туроператорских услуг в период пандемии характеризуется переходом на внутренний туризм. Это означает, что многие туроператоры перепрофилировали свои предложения. Так, например, ПФО один из тех округов РФ, который предлагает разнообразный туризм: популярные культурно-познавательные и гастрономические предложения. Также следует отметить межрегиональные маршруты «Великий Волжский путь», «Большая Уральская тропа»; национальные и патриотические маршруты. Развитие таких уникальных туристских продуктов повышает конкурентоспособность. Ценность таких маршрутов рассматривает в своей работе Полухина А.Н. [12, с. 128]. Регионы ПФО отличны и тем, что большинство межрегиональных внутренних направлений всесезонны. Это преимущество, поскольку сезонные направления предполагают уязвимость в период, когда они не будут востребованы. Такие выводы представлены в исследованиях Александровой А.Ю. [2, с. 100], Волошиновой М.В. [3, c. 108], Лежнина В.В., Полухиной А.Н. [10, c. 258].

Такой автор, как Низамутдинова Г. Ф. [11, с.289] посвятила свои исследования проблеме восстановления туризма после пандемии. Таким образом, актуально рассмотреть развитие туристской отрасли Приволжского федерального округа со стороны социально-экономического положения туристской отрасли после пандемии.

Методология

Базой исследования послужили данные сайта «Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности» [13]. Были отобраны туристские предприятия, которые состоят в «Едином федеральном реестре туроператоров» [5], чей основной экономический вид деятельности – 79 (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма). Период анализа включил 2020-2024 гг. и территорией исследований являются 14 регионов ПФО.

Для общего экономического анализа была проанализирована выручка туроператоров на территории регионов ПФО. Анализ темпа изменения выручки поможет оценить эффективность туристского бизнеса и спрогнозировать его развитие. Данный показатель нужен для оценки темпа изменения объема выручки, уровня монополизации рынка (с помощью Индекса Херфиндаля-Хиршмана), индекса концентрации, позволяющий вычислить долю выручки самых крупных туроператоров в объёме рынка туроператорских услуг ПФО.

Анализ выручки туроператоров за 2020-2024 гг. позволил выявить туроператоров, которые не смогли восстановиться после пандемии либо наоборот, начали свою деятельность только сейчас. Для этого был рассчитан темп изменения объёма выручки за 2020-2024гг.:

,

где В2024 ­– общий объём выручки туроператоров региона за 2024 год

В2023 – общий объём выручки туроператоров региона за 2023 год

Индекс Херфиндаля-Хиршмана:

Где Si – доля каждого конкретного туроператора.

Также был рассчитан индекс концентрации (CR), который выявил наиболее крупных туроператоров и в регионе, и в ПФО:

Где Si – это доля самого крупного участника туристского рынка (туроператора или турагента). Чем ближе значение CR к 100, тем более монополизирован рынок.

Результаты

В статье проанализированы следующие экономические показатели действующих туроператоров ПФО: выручка, темп роста/снижения выручки и чистая прибыль туроператоров, занимающихся основной экономической деятельностью - деятельностью туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма.

Был рассчитан темп изменения выручки по каждому региону Приволжского Федерального округа в 2024 г. по сравнению с 2023 г. Средний темп изменений выручки составляет 21%, то есть в два раза меньше, чем в 2020 г. Но в тоже время если мы анализируем и 2020г., и 2024 г. наблюдается незначительный рост выручки практически каждого региона. Самые низкие показатели у Саратовской области и Республики Марий Эл (Рисунок 1). Такая тенденция может быть обусловлена тем, что, если в 2022-2023 гг. наблюдался всплеск внутреннего туризма, то в 2024 г. рост остановился.

Рисунок 1. Темп изменения объёма выручки туроператоров регионов ПФО 2023/2024 гг., % (составлено автором на основе данных [5,13])

Аномально высокое значение темпа изменения объёма выручки принадлежит Республике Башкортостан. Также лидерами показателя являются Республика Мордовия, Пензенская и Самарская области. Отрицательные значения темпа изменения объёма выручки у Ульяновской области и Марий Эл указывают на кризисные явления в туроперейтинге этих регионов.

Разброс значений темпа изменения объёма выручки значительный: от -17,6% до +72,7%, что говорит о неравномерности экономического развития туроператоров в Приволжском федеральном округе.

Рисунок 2. Уровни монополизации регионов ПФО по индексу Херфиндаля-Хиршмана на 2023-2024 годы (составлено автором на основе данных [5,13])

Рынок туроператорских услуг в большей степени монополизирован. Данное явление объясняется тем, что туроператоры не смогли выдержать долгих локдаунов и им не хватило достаточно финансовых резервов. Подтверждением таких выводов послужит классификация шкалы по формуле Херфиндаля-Хиршмана (Рисунок 2). Самый низкий уровень монополизации традиционно в наиболее посещаемых регионах Приволжского федерального округа – Республике Татарстан (412 ед.) и Нижегородской области (575, 567 ед.) (Рисунок 3). Таким образом, в данных регионах конкурентный туроператорский рынок, представленный многочисленными крупнейшими туристскими предприятиями: ООО «Туроператор «Лидерказань», специализирующийся исключительно на внутреннем туризме; ООО «Лидер Майс», спектр услуг которого в большей степени представлен культурно-познавательными турами по Казани и Республике и Татарстан; ООО «Туроператор Азурит», предлагающий разнообразные предложения от круизов до туров в соседние регионы. ООО «Туроператор Регион» г. Казани также специализируется на внутреннем туризме. Также предложения туроператора охватывают не только отечественный регион, но и те регионы России, которые уже несколько лет пользуются большой популярностью у туристов. К таким регионам можно отнести Калининградскую область, Мурманскую область, Республику Карелию и т.д.

Конкурентная группа туроператорских рынков наименее монополизирована, что может указывать на децентрализацию управления и высокую конкуренцию среди туроператоров. Опыт развития туристской отрасли этих регионов можно рассмотреть как пример эффективного управления для более монополизированных регионов.

Рисунок 3.Туристский поток в регионах ПФО в январе-сентябре 2024г. по числу туристский поездок (составлено автором на основе данных [16])

Вторая группа олигиполистических рынков – это не менее популярные у туристов регионы ПФО. В этих регионах конкуренция умеренная, но есть тенденция к снижению контроля (кроме Пермского края – 1067 ед. в 2023 г., 1118 ед. – 2024 г.). Республика Башкортостан занимает пограничное значение и данному региону с его туристско-рекреационным потенциалом присущ больше конкурентный туроператорский рынок (1159 ед. – 2023 г.,1005 ед. в 2024 г.).

Монополистические рынки – это с одной стороны регионы, которые находятся на границе между олигополией и монополией и те, для кого высокий уровень монополизации тенденция вот уже 6 год (Ульяновская область, Республика Чувашия, Республика Мордовия и др.).

Таблица 1. Индекс концентрации доли крупнейших туроператоров ПФО (соcтавлено автором на основе данных [5,13])

Регион ПФО

Год
Доля крупнейших туроператоров
S1
S2
S3
CR3
Республика Башкортостан
2023
25
15
14
54
2024
19
15
15
49
Республика Марий Эл
2023
48
23
18
90
2024
40
29
17
86
Республика Мордовия
2023
60
38
2
100
2024
61
23
16
100
Республика Татарстан (Татарстан)
2023
6
9
9
23
2024
8
7
8
23
Удмуртская Республика
2023
27
16
14
57
2024
23
16
13
52
Чувашская Республика
2023
31
24
15
70
2024
35
27
14
75
Пермский край
2023
25
12
8
44
2024
26
12
8
47
Кировская область
2023
9
34
42
85
2024
8
31
40
80
Нижегородская область
2023
12
10
8
21
2024
8
9
13
30
Оренбургская область
2023
32
27
15
73
2024
44
24
12
80
Пензенская область
2023
44
27
16
87
2024
39
31
19
88
Самарская область
2023
30
15
12
58
2024
31
14
12
57
Саратовская область
2023
19
17
12
47
2024
16
14
11
42
Ульяновская область
2023
0
0
100
100
2024
0
0
100
100

Наиболее крупные туроператоры, значение которых равно 100% представлены в регионах с высоким монополизмом на рынке туроператорских услуг (Ульяновская область, Республика Мордовия). Им требуется антимонопольная политика. Однако наиболее конкурентные туроператорские рынки представлены в Татарстане и Нижегородской области (CR3 < 30%). Это было отмечено и при оценке монополизации рынков выше.

Какие можно выделить тренды:

· в большинстве регионов концентрация доли крупнейших туроператоров остаётся стабильной.

· рост CR3 в Оренбургской области и Чувашии указывает на усиление влияния крупных туроператоров.

Также рассмотрим взаимосвязь монополизации рынков и доли валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации (ВДСТИ).

Те регионы, которым характерно стабильный объём выручки в период 2020-2024 г., отличаются и высокой доле ВДСТИ в ВРП региона.

Рисунок 4. Доля ВДСТИ в ВРП регионов ПФО (составлено автором на основе данных [4])

Наименьшая доля у Оренбургской области. Такая ситуация соответствует и тому, что в этом регионе преобладают монополистические туристские рынки. Остальные регионы демонстрируют умеренные значения, что говорит о потенциале для дальнейшего развития туризма.

Для Кировской области (3,1%), Республике Марий Эл (3%) – туризм одна из важных составляющих экономических сфер, в отличие от других регионов ПФО.

Заключение

Туристская отрасль Приволжского федерального округа в последние годы развивается в условиях сложной экономической ситуации. Как и весь российский туризм, она столкнулась с серьезными вызовами: пандемией COVID-19, геополитической нестабильностью, санкционным давлением и снижением платежеспособности населения. Эти факторы кардинально изменили условия работы туроператоров.

Несмотря на эти трудности, отрасль демонстрирует потенциал для развития. Основными направлениями роста стали: активное развитие межрегионального туризма, создание новых туристических маршрутов и кластеров и расширение ассортимента услуг (экологический, гастрономический туризм). Анализ общего объёма выручки туроператоров показывает, что наиболее успешные регионы (Татарстан, Нижегородская область) смогли адаптироваться к новым условиям благодаря поддержанию конкурентной среды, внедрению инновационных подходов, эффективной государственной поддержке

Однако сохраняются серьезные проблемы, такие как нарастающая монополизация рынка в отдельных регионах, неравномерность развития туристической инфраструктуры, маркетинговые сложности продвижения новых турпродуктов. Поэтому для устойчивого развития отрасли необходимо развивать межрегиональное сотрудничество, примером которого являются Республика Татарстан и Республика Башкортостан. Со стороны государства инвестировать в туристическую инфраструктуру, поддерживать малый и средний бизнес в сфере туризма и самое главное - внедрять меры по предотвращению чрезмерной монополизации.

Таким образом, несмотря на высокий уровень монополизации, снижение объёма выручки в некоторых регионах, туристическая отрасль ПФО демонстрирует потенциал для роста.

Дальнейшие исследования могут быть посвящены анализу туроператорского рынка в округах


Источники:

1. Айгумов А.Д., Султанова Э.А. Устойчивость экономики регионов России: потенциал и вызовы // Региональная и отраслевая экономика. – 2024. – c. 38-49. – doi: 10.47576/2949-1916.2024.33.90.005.
2. Александрова А.Ю. Фактор сезонных колебаний в развитии туристско-рекреационной сферы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: География и геоэкология. – 2013. – № 1. – c. 99-110.
3. Волошинова М.В., Ооль А.М. Анализ проблемы сезонных колебаний спроса в туризме и стратегий по решению сезонности. / Сборник научных трудов. Том Выпуск XIII. Актуальные проблемы развития сферы услуг. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. – 107-114 c.
4. Доля туристской отрасли в валовом внутреннем продукте. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/62903 (дата обращения: 14.05.2025).
5. Единый федеральный реестр туроператоров. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/reestry_turizm/edinyy_federalnyy_reestr_turoperatorov/ (дата обращения: 14.05.2025).
6. Игнатьева И.Ф., Исаев Б.А. Геополитика и развитие устойчивого туризма // Глобальные и региональные аспекты устойчивого развития: современные реалии. Грозный, 2020. – c. 236-243.
7. Конышев Е.В., Веприкова А.А., Сметанина А.И. Региональные особенности развития рынка туроператорских услуг Приволжского федерального округа в период пандемии // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2022. – № 1(207). – c. 25-35. – doi: 10.46554/1993-0453-2022-1-207-25-35.
8. Корженков Р.М. Проблемы туроператорской и турагентской деятельности в Российской Федерации в современных условиях // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2020. – № 3(34). – c. 88-93. – doi: 10.21777/2587-554X-2020-3-88-93.
9. Кожухова Е.С. Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2025. – № 2(155). – c. 135-143. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2025.02.13.013.
10. Лежнин В.В., Полухина А.Н. Устойчивое развитие локальных систем в туристской сфере Приволжского федерального округа: вызовы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2024. – № 1. – c. 257-288. – doi: 10.55959/MSU0130-0105-6-60-1-12.
11. Низамутдинова Г.Ф., Нуруллина Г.Н., Терехина Ю.В. Динамика и факторы восстановления экономики туризма Республики Татарстан после пандемии // Глобальный научный потенциал. – 2024. – № 3(156). – c. 288-291.
12. Полухина А.Н. Перспективы устойчивого развития туризма в регионах России // Инновационное развитие экономики. – 2022. – № 5(71). – c. 127-134. – doi: 10.51832/2223798420225127.
13. Ресурсы БФО. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://bo.nalog.ru/ (дата обращения: 14.05.2025).
14. Рысаева М.А. Влияние пандемии COVID-19 на сферу туризма в Российской Федерации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. – 2022. – № 3. – c. 148-164.
15. Саймина Д.К. Методы управления хозяйственными рисками в туристских предпринимательских структурах // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – № 2. – c. 43-56.
16. Туристский поток (по числу туристских поездок). Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/62157 (дата обращения: 14.05.2025).

Страница обновлена: 16.06.2025 в 19:32:19