The tourism industry of the Volga Federal District in the post-pandemic period
Saveleva N.K.1, Sozinova A.A.1
, Shpengler A.V.1
, Kolesova Yu.A.1
, Veprikova A.A.1
1 Вятский государственный университет
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 19, Number 6 (June 2025)
Abstract:
The article discusses the rapid socio-economic changes in tourism. The article analyzes the activities of tour operators in the Volga Federal District and examines the total revenue of tour operators. To determine the degree of monopolization of the tourist market in the Volga Federal District regions, the rate of revenue change compared to 2023/2024, the Herfindahl-Hirschman Index, and the concentration index were calculated. Data for the analysis came from the State Information Resource for Accounting Statements and the Unified Federal Register of Tour Operators. Regions with competitive, oligopolistic, and monopolistic tour operator markets were identified. Calculations of the rate of revenue change revealed regions with the lowest rates (Saratov Region and the Republic of Mari El) and the highest rates (the Republic of Bashkortostan). To identify the relationship between revenue and gross regional product, the share of gross value added by the tourism industry in the gross regional product of each Russian Federation subject was analyzed. The data for the Orenburg region, for example, showed a direct relationship between the tourism industry's gross value added and the region's revenue.
The research results will help develop approaches to identify the strongest and least developed regions in the tourism sector and overcome the high level of monopolization in tourism. The article's materials may be of interest to a wide audience, including researchers involved in developing the tourism industry, government officials working in tourism, and tourism development center employees.
Keywords: tour operator, tour operator services, tourism industry, postpandemia, revenue
JEL-classification: L83, Z30, Z32, Z39
Актуальность
Туризм как одна из наиболее уязвимых экономических сфер, в период 2020-2025гг. была подвержена нестабильной внешнеполитической ситуации. Пандемия, последующий сложный постпандемийный период, специальная военная операция, нестабильная экологическая ситуация повлияли на социально-экономическое развитие как на международном уровне, так и внутри страны. Данный вопрос рассматривается в трудах Айгумова А. Д., Султановой Э. А. [1, с. 39], Игнатьевой И. Ф., Исаева Б. А. 6, c. 236], Корженкова Р.М. [8, с. 90], Кожуховой Е.С. [9, с.137] Рысаевой М. А. [14, c.149], Сайминой Д.К. [15, с.44]. Туристский рынок не восстановился полностью, и начинает доминировать самодеятельный туризм (отдых в кемпингах, глэмпингах, автопутешествия), который снижает спрос у туроператоров. Характерные черты развития рынка туроператорских услуг в период пандемии в сравнении с предыдущими годами в конкретном округе Российской федерации (РФ), а именно в Приволжском федеральном округе (ПФО), представлены в работах таких отечественных авторов, как Конышева Е.В., Веприковой А.А., Сметаниной А.И. [7, c. 26]. В последующие годы работ на тему изучения социально-экономического развития туроператорского рынка немного либо нет, но несмотря на это существуют исследования, которые доказывают, что ПФО обладает высоким потенциалом для развития туроператорского рынка.
Так, развитие ассортимента туроператорских услуг в период пандемии характеризуется переходом на внутренний туризм. Это означает, что многие туроператоры перепрофилировали свои предложения. Так, например, ПФО один из тех округов РФ, который предлагает разнообразный туризм: популярные культурно-познавательные и гастрономические предложения. Также следует отметить межрегиональные маршруты «Великий Волжский путь», «Большая Уральская тропа»; национальные и патриотические маршруты. Развитие таких уникальных туристских продуктов повышает конкурентоспособность. Ценность таких маршрутов рассматривает в своей работе Полухина А.Н. [12, с. 128]. Регионы ПФО отличны и тем, что большинство межрегиональных внутренних направлений всесезонны. Это преимущество, поскольку сезонные направления предполагают уязвимость в период, когда они не будут востребованы. Такие выводы представлены в исследованиях Александровой А.Ю. [2, с. 100], Волошиновой М.В. [3, c. 108], Лежнина В.В., Полухиной А.Н. [10, c. 258].
Такой автор, как Низамутдинова Г. Ф. [11, с.289] посвятила свои исследования проблеме восстановления туризма после пандемии. Таким образом, актуально рассмотреть развитие туристской отрасли Приволжского федерального округа со стороны социально-экономического положения туристской отрасли после пандемии.
Методология
Базой исследования послужили данные сайта «Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности» [13]. Были отобраны туристские предприятия, которые состоят в «Едином федеральном реестре туроператоров» [5], чей основной экономический вид деятельности – 79 (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма). Период анализа включил 2020-2024 гг. и территорией исследований являются 14 регионов ПФО.
Для общего экономического анализа была проанализирована выручка туроператоров на территории регионов ПФО. Анализ темпа изменения выручки поможет оценить эффективность туристского бизнеса и спрогнозировать его развитие. Данный показатель нужен для оценки темпа изменения объема выручки, уровня монополизации рынка (с помощью Индекса Херфиндаля-Хиршмана), индекса концентрации, позволяющий вычислить долю выручки самых крупных туроператоров в объёме рынка туроператорских услуг ПФО.
Анализ выручки туроператоров за 2020-2024 гг. позволил выявить туроператоров, которые не смогли восстановиться после пандемии либо наоборот, начали свою деятельность только сейчас. Для этого был рассчитан темп изменения объёма выручки за 2020-2024гг.:
,
где В2024 – общий объём выручки туроператоров региона за 2024 год
В2023 – общий объём выручки туроператоров региона за 2023 год
Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
Где Si – доля каждого конкретного туроператора.
Также был рассчитан индекс концентрации (CR), который выявил наиболее крупных туроператоров и в регионе, и в ПФО:
Где Si – это доля самого крупного участника туристского рынка (туроператора или турагента). Чем ближе значение CR к 100, тем более монополизирован рынок.
Результаты
В статье проанализированы следующие экономические показатели действующих туроператоров ПФО: выручка, темп роста/снижения выручки и чистая прибыль туроператоров, занимающихся основной экономической деятельностью - деятельностью туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма.
Был рассчитан темп изменения выручки по каждому региону Приволжского Федерального округа в 2024 г. по сравнению с 2023 г. Средний темп изменений выручки составляет 21%, то есть в два раза меньше, чем в 2020 г. Но в тоже время если мы анализируем и 2020г., и 2024 г. наблюдается незначительный рост выручки практически каждого региона. Самые низкие показатели у Саратовской области и Республики Марий Эл (Рисунок 1). Такая тенденция может быть обусловлена тем, что, если в 2022-2023 гг. наблюдался всплеск внутреннего туризма, то в 2024 г. рост остановился.
Рисунок 1. Темп изменения объёма выручки туроператоров регионов ПФО 2023/2024 гг., % (составлено автором на основе данных [5,13])
Аномально высокое значение темпа изменения объёма выручки принадлежит Республике Башкортостан. Также лидерами показателя являются Республика Мордовия, Пензенская и Самарская области. Отрицательные значения темпа изменения объёма выручки у Ульяновской области и Марий Эл указывают на кризисные явления в туроперейтинге этих регионов.
Разброс значений темпа изменения объёма выручки значительный: от -17,6% до +72,7%, что говорит о неравномерности экономического развития туроператоров в Приволжском федеральном округе.
Рисунок 2. Уровни монополизации регионов ПФО по индексу Херфиндаля-Хиршмана на 2023-2024 годы (составлено автором на основе данных [5,13])
Рынок туроператорских услуг в большей степени монополизирован. Данное явление объясняется тем, что туроператоры не смогли выдержать долгих локдаунов и им не хватило достаточно финансовых резервов. Подтверждением таких выводов послужит классификация шкалы по формуле Херфиндаля-Хиршмана (Рисунок 2). Самый низкий уровень монополизации традиционно в наиболее посещаемых регионах Приволжского федерального округа – Республике Татарстан (412 ед.) и Нижегородской области (575, 567 ед.) (Рисунок 3). Таким образом, в данных регионах конкурентный туроператорский рынок, представленный многочисленными крупнейшими туристскими предприятиями: ООО «Туроператор «Лидерказань», специализирующийся исключительно на внутреннем туризме; ООО «Лидер Майс», спектр услуг которого в большей степени представлен культурно-познавательными турами по Казани и Республике и Татарстан; ООО «Туроператор Азурит», предлагающий разнообразные предложения от круизов до туров в соседние регионы. ООО «Туроператор Регион» г. Казани также специализируется на внутреннем туризме. Также предложения туроператора охватывают не только отечественный регион, но и те регионы России, которые уже несколько лет пользуются большой популярностью у туристов. К таким регионам можно отнести Калининградскую область, Мурманскую область, Республику Карелию и т.д.
Конкурентная группа туроператорских рынков наименее монополизирована, что может указывать на децентрализацию управления и высокую конкуренцию среди туроператоров. Опыт развития туристской отрасли этих регионов можно рассмотреть как пример эффективного управления для более монополизированных регионов.
Рисунок 3.Туристский поток в регионах ПФО в январе-сентябре 2024г. по числу туристский поездок (составлено автором на основе данных [16])
Вторая группа олигиполистических рынков – это не менее популярные у туристов регионы ПФО. В этих регионах конкуренция умеренная, но есть тенденция к снижению контроля (кроме Пермского края – 1067 ед. в 2023 г., 1118 ед. – 2024 г.). Республика Башкортостан занимает пограничное значение и данному региону с его туристско-рекреационным потенциалом присущ больше конкурентный туроператорский рынок (1159 ед. – 2023 г.,1005 ед. в 2024 г.).
Монополистические рынки – это с одной стороны регионы, которые находятся на границе между олигополией и монополией и те, для кого высокий уровень монополизации тенденция вот уже 6 год (Ульяновская область, Республика Чувашия, Республика Мордовия и др.).
Таблица 1. Индекс концентрации доли крупнейших туроператоров ПФО (соcтавлено автором на основе данных [5,13])
Регион ПФО
|
Год |
Доля
крупнейших туроператоров
| |||
S1
|
S2
|
S3
|
CR3
| ||
Республика
Башкортостан
|
2023
|
25
|
15
|
14
|
54
|
2024
|
19
|
15
|
15
|
49
| |
Республика
Марий Эл
|
2023
|
48
|
23
|
18
|
90
|
2024
|
40
|
29
|
17
|
86
| |
Республика Мордовия
|
2023
|
60
|
38
|
2
|
100
|
2024
|
61
|
23
|
16
|
100
| |
Республика
Татарстан (Татарстан)
|
2023
|
6
|
9
|
9
|
23
|
2024
|
8
|
7
|
8
|
23
| |
Удмуртская
Республика
|
2023
|
27
|
16
|
14
|
57
|
2024
|
23
|
16
|
13
|
52
| |
Чувашская
Республика
|
2023
|
31
|
24
|
15
|
70
|
2024
|
35
|
27
|
14
|
75
| |
Пермский край
|
2023
|
25
|
12
|
8
|
44
|
2024
|
26
|
12
|
8
|
47
| |
Кировская
область
|
2023
|
9
|
34
|
42
|
85
|
2024
|
8
|
31
|
40
|
80
| |
Нижегородская
область
|
2023
|
12
|
10
|
8
|
21
|
2024
|
8
|
9
|
13
|
30
| |
Оренбургская
область
|
2023
|
32
|
27
|
15
|
73
|
2024
|
44
|
24
|
12
|
80
| |
Пензенская
область
|
2023
|
44
|
27
|
16
|
87
|
2024
|
39
|
31
|
19
|
88
| |
Самарская
область
|
2023
|
30
|
15
|
12
|
58
|
2024
|
31
|
14
|
12
|
57
| |
Саратовская
область
|
2023
|
19
|
17
|
12
|
47
|
2024
|
16
|
14
|
11
|
42
| |
Ульяновская область
|
2023
|
0
|
0
|
100
|
100
|
2024
|
0
|
0
|
100
|
100
|
Наиболее крупные туроператоры, значение которых равно 100% представлены в регионах с высоким монополизмом на рынке туроператорских услуг (Ульяновская область, Республика Мордовия). Им требуется антимонопольная политика. Однако наиболее конкурентные туроператорские рынки представлены в Татарстане и Нижегородской области (CR3 < 30%). Это было отмечено и при оценке монополизации рынков выше.
Какие можно выделить тренды:
· в большинстве регионов концентрация доли крупнейших туроператоров остаётся стабильной.
· рост CR3 в Оренбургской области и Чувашии указывает на усиление влияния крупных туроператоров.
Также рассмотрим взаимосвязь монополизации рынков и доли валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации (ВДСТИ).
Те регионы, которым характерно стабильный объём выручки в период 2020-2024 г., отличаются и высокой доле ВДСТИ в ВРП региона.
Рисунок 4. Доля ВДСТИ в ВРП регионов ПФО (составлено автором на основе данных [4])
Наименьшая доля у Оренбургской области. Такая ситуация соответствует и тому, что в этом регионе преобладают монополистические туристские рынки. Остальные регионы демонстрируют умеренные значения, что говорит о потенциале для дальнейшего развития туризма.
Для Кировской области (3,1%), Республике Марий Эл (3%) – туризм одна из важных составляющих экономических сфер, в отличие от других регионов ПФО.
Заключение
Туристская отрасль Приволжского федерального округа в последние годы развивается в условиях сложной экономической ситуации. Как и весь российский туризм, она столкнулась с серьезными вызовами: пандемией COVID-19, геополитической нестабильностью, санкционным давлением и снижением платежеспособности населения. Эти факторы кардинально изменили условия работы туроператоров.
Несмотря на эти трудности, отрасль демонстрирует потенциал для развития. Основными направлениями роста стали: активное развитие межрегионального туризма, создание новых туристических маршрутов и кластеров и расширение ассортимента услуг (экологический, гастрономический туризм). Анализ общего объёма выручки туроператоров показывает, что наиболее успешные регионы (Татарстан, Нижегородская область) смогли адаптироваться к новым условиям благодаря поддержанию конкурентной среды, внедрению инновационных подходов, эффективной государственной поддержке
Однако сохраняются серьезные проблемы, такие как нарастающая монополизация рынка в отдельных регионах, неравномерность развития туристической инфраструктуры, маркетинговые сложности продвижения новых турпродуктов. Поэтому для устойчивого развития отрасли необходимо развивать межрегиональное сотрудничество, примером которого являются Республика Татарстан и Республика Башкортостан. Со стороны государства инвестировать в туристическую инфраструктуру, поддерживать малый и средний бизнес в сфере туризма и самое главное - внедрять меры по предотвращению чрезмерной монополизации.
Таким образом, несмотря на высокий уровень монополизации, снижение объёма выручки в некоторых регионах, туристическая отрасль ПФО демонстрирует потенциал для роста.
Дальнейшие исследования могут быть посвящены анализу туроператорского рынка в округах
References:
Aleksandrova A.Yu. (2013). Factor in the development of the tourism and recreation sector. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Geografiya i geoekologiya. (1). 99-110.
Aygumov A.D., Sultanova E.A. (2024). Economic stability of Russia's border regions: potential and challenges. Regionalnaya i otraslevaya ekonomika. 38-49. doi: 10.47576/2949-1916.2024.33.90.005.
Ignateva I.F., Isaev B.A. (2020). Geopolitics and sustainable tourism development Global and regional aspects of sustainable development: current realities. 236-243.
Konyshev E.V., Veprikova A.A., Smetanina A.I. (2022). The regional features of the tour operators services market development in the volga federal district during the pandemic. Vestnik of Samara State University of Economics. (1(207)). 25-35. doi: 10.46554/1993-0453-2022-1-207-25-35.
Korzhenkov R.M. (2020). Problems of tour operator and travel agency activities in the Russian Federation in modern conditions. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. (3(34)). 88-93. doi: 10.21777/2587-554X-2020-3-88-93.
Kozhukhova E.S. (2025). Analysis of the current state of tourism in the Russian Federation. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 13 (2(155)). 135-143. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2025.02.13.013.
Lezhnin V.V., Polukhina A.N. (2024). Sustainable development of local systems in the tourist sector of the volga federal district: challenges and prospects. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. 60 (1). 257-288. doi: 10.55959/MSU0130-0105-6-60-1-12.
Nizamutdinova G.F., Nurullina G.N., Terekhina Yu.V. (2024). Dynamics and factors of recovery of the tourism economy of the republic of tatarstan after the pandemic. Global scientific potential. (3(156)). 288-291.
Polukhina A.N. (2022). Prospects for sustainable development of tourism in the regions of Russia. Innovative development of economy. (5(71)). 127-134. doi: 10.51832/2223798420225127.
Rysaeva M.A. (2022). Impact of the COVID-19 pandemic on the sphere of tourism in the Russian Federation. Scientific notes. 8 (3). 148-164.
Saymina D.K. (2015). Methods of risk management in tourist enterprise structures. Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin. 6 (2). 43-56.
Voloshinova M.V., Ool A.M. (2019). Analysis of the problem of seasonal demand fluctuations in tourism and strategies to solve seasonality Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet.
Страница обновлена: 16.06.2025 в 19:32:19