Туристская отрасль Приволжского федерального округа в постпандемийный период
Савельева Н.К.1, Созинова А.А.1
, Шпенглер А.В.1
, Колесова Ю.А.1
, Веприкова А.А.1
1 Вятский государственный университет
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 6 (Июнь 2025)
Аннотация:
Актуальность исследования обусловлена быстрыми социально-экономическими изменениями в сфере туризма и недостатком глубокого изучения туроператорской отрасли регионов Приволжского федерального округа. В статье проанализирован общий объём выручки туроператоров регионов Приволжского федерального округа. Были рассчитаны темп изменения выручки в сравнении 2023/2024 гг., индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации для выявления монополизации туристского рынка регионов Приволжского федерального округа. Данными для анализа послужили ресурсы Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчётности и Единого Федерального реестра туроператоров. Были выявлены регионы с конкурентными, олигополистическими и монополистическими туроператорскими рынками. Результаты расчётов темпа изменения выручки выявили регионы с наиболее низким (Саратовская область, Республика Марий Эл) и высоким темпом изменения выручки (Республика Башкортостан). Для выявления связи объёма выручки и валового регионального продукта региона была проанализирована доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валом региональном продукте субъекта Российской Федерации. Так, данные по Оренбургской области показали прямую связь доли валовой добавленной стоимости туристской индустрии и объёма выручки региона. Данные исследования помогут разработать подходы, которые позволят выявлять наиболее сильные и, наоборот, менее развитые регионы в туристской сфере, а также определять и преодолевать высокий уровень монополизации в туризме. Материалы статьи могут вызвать интерес у широкой аудитории: научных работников, занимающихся проблемами развития туристкой отрасли, государственным служащим, работающим в сфере туризма, работников центров развития туризма.
Ключевые слова: туроператор, туроператорские услуги, туристская отрасль, постпандемия, выручка
JEL-классификация: L83, Z30, Z32, Z39
Актуальность
Туризм как одна из наиболее уязвимых экономических сфер, в период 2020-2025гг. была подвержена нестабильной внешнеполитической ситуации. Пандемия, последующий сложный постпандемийный период, специальная военная операция, нестабильная экологическая ситуация повлияли на социально-экономическое развитие как на международном уровне, так и внутри страны. Данный вопрос рассматривается в трудах Айгумова А. Д., Султановой Э. А. [1, с. 39], Игнатьевой И. Ф., Исаева Б. А. 6, c. 236], Корженкова Р.М. [8, с. 90], Кожуховой Е.С. [9, с.137] Рысаевой М. А. [14, c.149], Сайминой Д.К. [15, с.44]. Туристский рынок не восстановился полностью, и начинает доминировать самодеятельный туризм (отдых в кемпингах, глэмпингах, автопутешествия), который снижает спрос у туроператоров. Характерные черты развития рынка туроператорских услуг в период пандемии в сравнении с предыдущими годами в конкретном округе Российской федерации (РФ), а именно в Приволжском федеральном округе (ПФО), представлены в работах таких отечественных авторов, как Конышева Е.В., Веприковой А.А., Сметаниной А.И. [7, c. 26]. В последующие годы работ на тему изучения социально-экономического развития туроператорского рынка немного либо нет, но несмотря на это существуют исследования, которые доказывают, что ПФО обладает высоким потенциалом для развития туроператорского рынка.
Так, развитие ассортимента туроператорских услуг в период пандемии характеризуется переходом на внутренний туризм. Это означает, что многие туроператоры перепрофилировали свои предложения. Так, например, ПФО один из тех округов РФ, который предлагает разнообразный туризм: популярные культурно-познавательные и гастрономические предложения. Также следует отметить межрегиональные маршруты «Великий Волжский путь», «Большая Уральская тропа»; национальные и патриотические маршруты. Развитие таких уникальных туристских продуктов повышает конкурентоспособность. Ценность таких маршрутов рассматривает в своей работе Полухина А.Н. [12, с. 128]. Регионы ПФО отличны и тем, что большинство межрегиональных внутренних направлений всесезонны. Это преимущество, поскольку сезонные направления предполагают уязвимость в период, когда они не будут востребованы. Такие выводы представлены в исследованиях Александровой А.Ю. [2, с. 100], Волошиновой М.В. [3, c. 108], Лежнина В.В., Полухиной А.Н. [10, c. 258].
Такой автор, как Низамутдинова Г. Ф. [11, с.289] посвятила свои исследования проблеме восстановления туризма после пандемии. Таким образом, актуально рассмотреть развитие туристской отрасли Приволжского федерального округа со стороны социально-экономического положения туристской отрасли после пандемии.
Методология
Базой исследования послужили данные сайта «Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности» [13]. Были отобраны туристские предприятия, которые состоят в «Едином федеральном реестре туроператоров» [5], чей основной экономический вид деятельности – 79 (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма). Период анализа включил 2020-2024 гг. и территорией исследований являются 14 регионов ПФО.
Для общего экономического анализа была проанализирована выручка туроператоров на территории регионов ПФО. Анализ темпа изменения выручки поможет оценить эффективность туристского бизнеса и спрогнозировать его развитие. Данный показатель нужен для оценки темпа изменения объема выручки, уровня монополизации рынка (с помощью Индекса Херфиндаля-Хиршмана), индекса концентрации, позволяющий вычислить долю выручки самых крупных туроператоров в объёме рынка туроператорских услуг ПФО.
Анализ выручки туроператоров за 2020-2024 гг. позволил выявить туроператоров, которые не смогли восстановиться после пандемии либо наоборот, начали свою деятельность только сейчас. Для этого был рассчитан темп изменения объёма выручки за 2020-2024гг.:
,
где В2024 – общий объём выручки туроператоров региона за 2024 год
В2023 – общий объём выручки туроператоров региона за 2023 год
Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
Где Si – доля каждого конкретного туроператора.
Также был рассчитан индекс концентрации (CR), который выявил наиболее крупных туроператоров и в регионе, и в ПФО:
Где Si – это доля самого крупного участника туристского рынка (туроператора или турагента). Чем ближе значение CR к 100, тем более монополизирован рынок.
Результаты
В статье проанализированы следующие экономические показатели действующих туроператоров ПФО: выручка, темп роста/снижения выручки и чистая прибыль туроператоров, занимающихся основной экономической деятельностью - деятельностью туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма.
Был рассчитан темп изменения выручки по каждому региону Приволжского Федерального округа в 2024 г. по сравнению с 2023 г. Средний темп изменений выручки составляет 21%, то есть в два раза меньше, чем в 2020 г. Но в тоже время если мы анализируем и 2020г., и 2024 г. наблюдается незначительный рост выручки практически каждого региона. Самые низкие показатели у Саратовской области и Республики Марий Эл (Рисунок 1). Такая тенденция может быть обусловлена тем, что, если в 2022-2023 гг. наблюдался всплеск внутреннего туризма, то в 2024 г. рост остановился.
Рисунок 1. Темп изменения объёма выручки туроператоров регионов ПФО 2023/2024 гг., % (составлено автором на основе данных [5,13])
Аномально высокое значение темпа изменения объёма выручки принадлежит Республике Башкортостан. Также лидерами показателя являются Республика Мордовия, Пензенская и Самарская области. Отрицательные значения темпа изменения объёма выручки у Ульяновской области и Марий Эл указывают на кризисные явления в туроперейтинге этих регионов.
Разброс значений темпа изменения объёма выручки значительный: от -17,6% до +72,7%, что говорит о неравномерности экономического развития туроператоров в Приволжском федеральном округе.
Рисунок 2. Уровни монополизации регионов ПФО по индексу Херфиндаля-Хиршмана на 2023-2024 годы (составлено автором на основе данных [5,13])
Рынок туроператорских услуг в большей степени монополизирован. Данное явление объясняется тем, что туроператоры не смогли выдержать долгих локдаунов и им не хватило достаточно финансовых резервов. Подтверждением таких выводов послужит классификация шкалы по формуле Херфиндаля-Хиршмана (Рисунок 2). Самый низкий уровень монополизации традиционно в наиболее посещаемых регионах Приволжского федерального округа – Республике Татарстан (412 ед.) и Нижегородской области (575, 567 ед.) (Рисунок 3). Таким образом, в данных регионах конкурентный туроператорский рынок, представленный многочисленными крупнейшими туристскими предприятиями: ООО «Туроператор «Лидерказань», специализирующийся исключительно на внутреннем туризме; ООО «Лидер Майс», спектр услуг которого в большей степени представлен культурно-познавательными турами по Казани и Республике и Татарстан; ООО «Туроператор Азурит», предлагающий разнообразные предложения от круизов до туров в соседние регионы. ООО «Туроператор Регион» г. Казани также специализируется на внутреннем туризме. Также предложения туроператора охватывают не только отечественный регион, но и те регионы России, которые уже несколько лет пользуются большой популярностью у туристов. К таким регионам можно отнести Калининградскую область, Мурманскую область, Республику Карелию и т.д.
Конкурентная группа туроператорских рынков наименее монополизирована, что может указывать на децентрализацию управления и высокую конкуренцию среди туроператоров. Опыт развития туристской отрасли этих регионов можно рассмотреть как пример эффективного управления для более монополизированных регионов.
Рисунок 3.Туристский поток в регионах ПФО в январе-сентябре 2024г. по числу туристский поездок (составлено автором на основе данных [16])
Вторая группа олигиполистических рынков – это не менее популярные у туристов регионы ПФО. В этих регионах конкуренция умеренная, но есть тенденция к снижению контроля (кроме Пермского края – 1067 ед. в 2023 г., 1118 ед. – 2024 г.). Республика Башкортостан занимает пограничное значение и данному региону с его туристско-рекреационным потенциалом присущ больше конкурентный туроператорский рынок (1159 ед. – 2023 г.,1005 ед. в 2024 г.).
Монополистические рынки – это с одной стороны регионы, которые находятся на границе между олигополией и монополией и те, для кого высокий уровень монополизации тенденция вот уже 6 год (Ульяновская область, Республика Чувашия, Республика Мордовия и др.).
Таблица 1. Индекс концентрации доли крупнейших туроператоров ПФО (соcтавлено автором на основе данных [5,13])
Регион ПФО
|
Год |
Доля
крупнейших туроператоров
| |||
S1
|
S2
|
S3
|
CR3
| ||
Республика
Башкортостан
|
2023
|
25
|
15
|
14
|
54
|
2024
|
19
|
15
|
15
|
49
| |
Республика
Марий Эл
|
2023
|
48
|
23
|
18
|
90
|
2024
|
40
|
29
|
17
|
86
| |
Республика Мордовия
|
2023
|
60
|
38
|
2
|
100
|
2024
|
61
|
23
|
16
|
100
| |
Республика
Татарстан (Татарстан)
|
2023
|
6
|
9
|
9
|
23
|
2024
|
8
|
7
|
8
|
23
| |
Удмуртская
Республика
|
2023
|
27
|
16
|
14
|
57
|
2024
|
23
|
16
|
13
|
52
| |
Чувашская
Республика
|
2023
|
31
|
24
|
15
|
70
|
2024
|
35
|
27
|
14
|
75
| |
Пермский край
|
2023
|
25
|
12
|
8
|
44
|
2024
|
26
|
12
|
8
|
47
| |
Кировская
область
|
2023
|
9
|
34
|
42
|
85
|
2024
|
8
|
31
|
40
|
80
| |
Нижегородская
область
|
2023
|
12
|
10
|
8
|
21
|
2024
|
8
|
9
|
13
|
30
| |
Оренбургская
область
|
2023
|
32
|
27
|
15
|
73
|
2024
|
44
|
24
|
12
|
80
| |
Пензенская
область
|
2023
|
44
|
27
|
16
|
87
|
2024
|
39
|
31
|
19
|
88
| |
Самарская
область
|
2023
|
30
|
15
|
12
|
58
|
2024
|
31
|
14
|
12
|
57
| |
Саратовская
область
|
2023
|
19
|
17
|
12
|
47
|
2024
|
16
|
14
|
11
|
42
| |
Ульяновская область
|
2023
|
0
|
0
|
100
|
100
|
2024
|
0
|
0
|
100
|
100
|
Наиболее крупные туроператоры, значение которых равно 100% представлены в регионах с высоким монополизмом на рынке туроператорских услуг (Ульяновская область, Республика Мордовия). Им требуется антимонопольная политика. Однако наиболее конкурентные туроператорские рынки представлены в Татарстане и Нижегородской области (CR3 < 30%). Это было отмечено и при оценке монополизации рынков выше.
Какие можно выделить тренды:
· в большинстве регионов концентрация доли крупнейших туроператоров остаётся стабильной.
· рост CR3 в Оренбургской области и Чувашии указывает на усиление влияния крупных туроператоров.
Также рассмотрим взаимосвязь монополизации рынков и доли валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации (ВДСТИ).
Те регионы, которым характерно стабильный объём выручки в период 2020-2024 г., отличаются и высокой доле ВДСТИ в ВРП региона.
Рисунок 4. Доля ВДСТИ в ВРП регионов ПФО (составлено автором на основе данных [4])
Наименьшая доля у Оренбургской области. Такая ситуация соответствует и тому, что в этом регионе преобладают монополистические туристские рынки. Остальные регионы демонстрируют умеренные значения, что говорит о потенциале для дальнейшего развития туризма.
Для Кировской области (3,1%), Республике Марий Эл (3%) – туризм одна из важных составляющих экономических сфер, в отличие от других регионов ПФО.
Заключение
Туристская отрасль Приволжского федерального округа в последние годы развивается в условиях сложной экономической ситуации. Как и весь российский туризм, она столкнулась с серьезными вызовами: пандемией COVID-19, геополитической нестабильностью, санкционным давлением и снижением платежеспособности населения. Эти факторы кардинально изменили условия работы туроператоров.
Несмотря на эти трудности, отрасль демонстрирует потенциал для развития. Основными направлениями роста стали: активное развитие межрегионального туризма, создание новых туристических маршрутов и кластеров и расширение ассортимента услуг (экологический, гастрономический туризм). Анализ общего объёма выручки туроператоров показывает, что наиболее успешные регионы (Татарстан, Нижегородская область) смогли адаптироваться к новым условиям благодаря поддержанию конкурентной среды, внедрению инновационных подходов, эффективной государственной поддержке
Однако сохраняются серьезные проблемы, такие как нарастающая монополизация рынка в отдельных регионах, неравномерность развития туристической инфраструктуры, маркетинговые сложности продвижения новых турпродуктов. Поэтому для устойчивого развития отрасли необходимо развивать межрегиональное сотрудничество, примером которого являются Республика Татарстан и Республика Башкортостан. Со стороны государства инвестировать в туристическую инфраструктуру, поддерживать малый и средний бизнес в сфере туризма и самое главное - внедрять меры по предотвращению чрезмерной монополизации.
Таким образом, несмотря на высокий уровень монополизации, снижение объёма выручки в некоторых регионах, туристическая отрасль ПФО демонстрирует потенциал для роста.
Дальнейшие исследования могут быть посвящены анализу туроператорского рынка в округах
Источники:
2. Александрова А.Ю. Фактор сезонных колебаний в развитии туристско-рекреационной сферы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: География и геоэкология. – 2013. – № 1. – c. 99-110.
3. Волошинова М.В., Ооль А.М. Анализ проблемы сезонных колебаний спроса в туризме и стратегий по решению сезонности. / Сборник научных трудов. Том Выпуск XIII. Актуальные проблемы развития сферы услуг. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. – 107-114 c.
4. Доля туристской отрасли в валовом внутреннем продукте. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/62903 (дата обращения: 14.05.2025).
5. Единый федеральный реестр туроператоров. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/reestry_turizm/edinyy_federalnyy_reestr_turoperatorov/ (дата обращения: 14.05.2025).
6. Игнатьева И.Ф., Исаев Б.А. Геополитика и развитие устойчивого туризма // Глобальные и региональные аспекты устойчивого развития: современные реалии. Грозный, 2020. – c. 236-243.
7. Конышев Е.В., Веприкова А.А., Сметанина А.И. Региональные особенности развития рынка туроператорских услуг Приволжского федерального округа в период пандемии // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2022. – № 1(207). – c. 25-35. – doi: 10.46554/1993-0453-2022-1-207-25-35.
8. Корженков Р.М. Проблемы туроператорской и турагентской деятельности в Российской Федерации в современных условиях // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2020. – № 3(34). – c. 88-93. – doi: 10.21777/2587-554X-2020-3-88-93.
9. Кожухова Е.С. Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2025. – № 2(155). – c. 135-143. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2025.02.13.013.
10. Лежнин В.В., Полухина А.Н. Устойчивое развитие локальных систем в туристской сфере Приволжского федерального округа: вызовы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2024. – № 1. – c. 257-288. – doi: 10.55959/MSU0130-0105-6-60-1-12.
11. Низамутдинова Г.Ф., Нуруллина Г.Н., Терехина Ю.В. Динамика и факторы восстановления экономики туризма Республики Татарстан после пандемии // Глобальный научный потенциал. – 2024. – № 3(156). – c. 288-291.
12. Полухина А.Н. Перспективы устойчивого развития туризма в регионах России // Инновационное развитие экономики. – 2022. – № 5(71). – c. 127-134. – doi: 10.51832/2223798420225127.
13. Ресурсы БФО. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://bo.nalog.ru/ (дата обращения: 14.05.2025).
14. Рысаева М.А. Влияние пандемии COVID-19 на сферу туризма в Российской Федерации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. – 2022. – № 3. – c. 148-164.
15. Саймина Д.К. Методы управления хозяйственными рисками в туристских предпринимательских структурах // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – № 2. – c. 43-56.
16. Туристский поток (по числу туристских поездок). Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/62157 (дата обращения: 14.05.2025).
Страница обновлена: 16.06.2025 в 19:32:19