Модель цифрового взаимодействия социотехнических агентов радиоэлектронной промышленности

Левина Е. В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Целью представленой работы становится разработка модели взаимодействия социотехнических агентов в устовиях цифровой экономики на примере радиоэлектронной отрасли. В процессе проведения исследования автором были применены следующие методы, приемы, технологии: анализ и синтез, систематизация, структуризация и обобщение теоретико-прикладных знаний в области агенториентрированного моделирования с целью построения модели цифрового взаимодействия социотехнических агентов в рамках развития концептуальных положений. Автором выделены ключевые структурные элементы модели и определены взаимосвязи между ними на примере радиоэлектронной отрасли. Концепция социотехнических агентов предполагет расширение как компетентностого уровня бизнес-субъектов, так и их функционала, направленного на решение бинарной задачи, предполагающей достижение технологического суверенитета страны за счет сокращения технологического неравенства и развития радиоэлектронной отрасли. Предложенная модель служит заделом для дальнейших научных изысканий.

Ключевые слова: цифровая экономика, платформенно-сетевая экономика, интеллектуально-коммуникационные ресурсы, социотехнические агенты, радиоэлектронная промышленность, модель цифрового взаимодействия

Финансирование:
Статья подготовлена в рамках государственного задания и выполнения фундаментальных научных исследований ЦЭМИ РАН «Моделирование сценариев сбалансированного пространственно-хозяйственного, научно-технического, транспортно-транзитного и инновационно-индустриального развития экономики России и стран Глобального Юга»

JEL-классификация: O1, O15, O3



Введение

Заявленная тема исследования приобретает особую актуальность в условиях перехода к платформенно-сетевому этапу цифровой экономики и переосмысления основ взаимодействия субъектов промышленных рынков страны.

Целью исследования стала разработка модели цифрового взаимодействия социотехнических агентов (на примере радиоэлектронной отрасли промышленности). В работе целесообразно было рассмотреть особенности перехода к платформенно-сетевой экономике и деятельности социотехнических агентов в условиях нового технологического уклада, а радиоэлектронная отрасль промышленности, являясь «кровеносной системой» цифровой экономики, приобретает особую значимость в контексте проводимого исследования.

Актуальность работы подтверждается достаточно широким перечнем публикаций и научных трудов, что также обусловлено междисциплинарным предметом исследования.

Вопросы развития платформенной экономики, алгоритмизации бизнес-процессов, цифровизации и технологизации производства освещены в следующих работах. Концептуальные положения и принципы взаимодействия социотехнических агентов в цифровой экономике затрагиваются в исследованиях Брынцева А.Н. [1] (Bryntsev, 2024). Автор уделяет внимание научно-теоретическому базису и вводит в научный оборот определение данного феномена. Особенности «платформизации» экономики, развития отечественных бизнес-экосистем, представляющих собой совокупность нескольких платформ, которые предоставляют клиенту продукты и услуги, в том числе и офлайн, а также возможные риски представлены в работах Высоцкой Н.В. [4] (Vysotskaya, 2021). Эволюция цифровой экономики с выделением платформенно-сетевого этапа фокусом внимания на ключевых технологических параметрах и решениях, а также признаках бизнес-экосистем и расширении возможностей интеллектуально-коммуникационных ресурсов представлены в исследованиях Левиной Е.В. [2] (Bryntsev, Levina, 2023). Концепция сетевых моделей, предполагающая взаимодействие многосторонних платформ, а также особенности функционирования платформенной модели корпорации как внутренней многосторонней платформы, обладающей значительным потенциалом в реализации инноваций, освещены в трудах Киселевой Е.Н., Грудневой А.А., Шихановой Ю.А. [5] (Kiseleva, Grudneva & Shikhanova, 2025). Вопросы платформенной занятости и социального партнёрства, его формы и практики, проблемы государственного регулирования и статуса цифровых платформ как работодателя, посредника и агента затрагиваются в работах Мирзабалаевой Ф.И., Сергеевой М. В. [12] (Mirzabalaeva, Sergeeva, 2024). Применение платформенных решений в научно-технологической, инновационной деятельности и работе с большими объемами данных раскрывается в исследованиях Хмелевой Г.А. [19] (Khmeleva, 2023) и др. Перечисленные работы затрагивают различные аспекты цифровой экономики с выделением значимой роли цифровых платформ и экосистем в организации и реализации бизнес-процессов. Как было отмечено ранее, радиоэлектронная отрасль промышленности занимает центральное место в технико-технологическом обеспечении бизнес-структур. Поэтому проблема государственной поддержки развития радиоэлектронной отрасли страны и продвижения продукции промышленных предприятий в условиях цифровой экономики на современном этапе приобретает особую значимость. Тенденции развития отечественной электронной отрасли, основные вызовы и конкретные меры поддержки освещаются в исследованиях Копылова Д.А. [6] (Kopylov, 2024). Красюк И.А. и Пашоликов М.А. уделяют особое внимание роли цифровых платформ в продвижении продукции на промышленных рынках страны и предлагают трехуровневую модель взаимодействия участников промышленного ранка, включающую в себя уровень построения связей, уровень формирования убеждений и уровень развития сотрудничества [7] (Krasyuk, Pasholikov, 2021). Проблемы применения цифровых технологий в проектировании и производстве новых изделий, например, применение 3D-моделирования и 3D-печати, использование интеллектуальных систем в мониторинге рынка и продвижении продукции затрагиваются в исследованиях Кудрявцевой Л.Б. [8] (Kudryavtseva, 2021). Важную роль в современных исследованиях занимают вопросы стратегического развития высокотехнологичных предприятий. Так, например, в работах Островской А.А. и Чурсина Р.А. представлен алгоритм разработки стратегии высокотехнологичной организации с выделением базовых принципов, которым она должна соответствовать [13] (Ostrovskaya, Chursin, 2024). Исследования Подгаецкого Н.А. также представляют интерес для проводимого исследования, поскольку фокусируются на механизмах развития радиоэлектронной отрасли страны и различных аспектах государственной поддержки [14] (Podgaetskiy, 2024). В работе Толстых Т.О., Моргуновой М.К. затрагиваются особенности и тенденции развития наукоемких предприятий, а также представлена концептуальная матрица показателей, характеризующих развитие современных предприятий [16] (Tolstykh, Morgunova, 2024). Роль стратапов и акселерационных программ в развитии радиоэлектронной отрасли освещается в работе Трофимова О.В. и Ганина А.Н. [17] (Trofimov, Ganin, 2019), авторы фокусируют внимание на привлечении инвестиций к наиболее перспективным проектам. Анализ ранка отечественной радиоэлектроники с выделением причин замедления развития отрасли и выявлением основных тенденций представлен в исследовании Фроловой С.В., Хилькевич Ю.С. [18] (Frolova, Khilkevich, 2024).

Несмотря на большое количество исследований по заявленной проблеме и смежным областям, развитие концепции социотехнических агентов и ее применение в радиоэлектронной отрасли промышленности является достаточно новым и требует дальнейшего исследования.

Методология исследования

Поставленная цель определила применение следующего методологического аппарата:

· Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, структуризация и систематизация, направленные на выявление особенностей функционирования социотехнических агентов в условиях платформенно-сетевой экономики;

· Экономико-математический, математико-статистический и вторичный анализ результатов ранее проведенных исследований в области оценки готовности промышленных предприятий к применению инновационных технологий в бизнес-процессах и уровня обеспеченности интеллектуально-коммуникационными ресурсами;

· Технологии агенториентированного моделировании для разработки модели взаимодействия социотехнических агентов радиоэлектронной отрасли промышленности с целью продвижения и реализации высокотехнологичной продукции на промышленных рынках B2C.

Предложенный методологический аппарат отличается комплексностью и систематичностью, что позволяет построить и описать модель взаимодействия социотехнических агентов радиоэлектронной отрасли в контексте реализации высокотехнологичной продукции.

Результаты исследования

В настоящее время радиоэлектронная отрасль промышленности приобретает критическую значимость для технологического суверенитета страны в условиях импортозамещения.

По данным Министерства промышленности и торговли РФ объем внутреннего рынка радиоэлектронной продукции в 2024 году составил порядка 2,8 трлн рублей, в 2023 году – 2,63 трлн рублей. В 2030 году выручка отрасли должна составить 6,3 трлн рублей. При этом доля российской продукции будет стремиться к 70%. Также одной из основополагающих целей для российских производителей становится освоение техпроцесса 28 нм в производстве процессоров, в настоящее время освоен техпроцесс 90 нм [11].

Следует отметить, что в настоящее время российская электроника стала одной из быстрорастущих в мире, что подтверждается ростом объема производства компьютеров и компонентной базы на 30% в год, в то время как мировая электронная отрасль в 2023 году показала либо снижение темпов роста, либо нулевой рост [15]. Безусловно, сложившаяся ситуация обусловлена сложной геополитической обстановкой, санкционным давлением и трендами импортозамещения, что в свою очередь ускорило развитие радиоэлектронной отрасли.

В 2023 году ключевыми игроками на рынке радиоэлектроники стали следующие компании: Samsung, Intel, ISMC, Qualcomm, Broadcom и др. (на рисунке 1 представлены топ-5 крупнейших игроков рынка по данным Statista).

Рисунок 1 – Крупнейшие игроки на мировом рынке микроэлектроники в 2023 году

Источник: составлено автором по данным [15].

В 2022 году компания TSMC официально заявила о запрете импорта в Россию микропроцессоров и комплектующих, которые активно применяются в производстве радиоэлектронной продукции, начиная от бытовой техники и электроники и заканчивая оборудованием для авиационной и оборонной промышленности. Также следует отметить, что на фабриках TSMC реализовывалось контрактное производство отечественных разработок: процессоров «Байкал» и «Эльбрус». Таким образом, сформировалась необходимость производства собственной продукции, а также разработки комплекса мероприятий по поддержке отрасли со стороны государства. Так, Правительство РФ представило программу поддержки развития отрасли, рассчитанную на объем финансирования порядка 3,5 трлн рублей до 2030 года [15]. Однако, следует отметить, что в настоящее время осуществляется пересмотр целесообразности реализации поддерживающих мероприятий, так, например, если ранее производителям и разработчикам электронной компонентной базы предоставлялись субсидии, то, начиная со второй половины 2025 года, Министерство промышленности и торговли РФ приняло решение перейти к использованию механизма льготного кредитования, данная мера ориентирована на обеспечение серийности выпуска продукции [10].

Современные экономические условия, связанные с переходом к платформенно-сетевому этапу цифровой экономики, отличительной особенностью которого является масштабирование применения интеллектуальных технологий в производственных и бизнес-процессах, определили необходимость разработки новой модели цифрового взаимодействия субъектов рынка, где основополагающее значение придается платформенно-сетевым решениям, а сами субъекты занимают позиции социотехнических агентов (См. Рис. 2). Согласно предложенной ранее концепции, социотехническими агентами становятся субъекты экономических отношений, в реализации которых задействованы элементы технологизации и автоматизации производства, совершенствования и модернизации трудовых отношений за счет включения интеллектуальных систем, а также институционального воздействия с целью формирования модели управления развитием отрасли на основе цифровых платформ [3] (Bryntsev, Levina, 2024). Эффективность взаимодействия социотехнических агентов зависит от технико-технологического обеспечения и цифровой компетентности специалистов.

Рисунок 2 – Модель взаимодействия социотехнических агентов (на примере радиоэлектронной отрасли)

Источник: составлено автором

В настоящее время перед радиоэлектронной отраслью промышленности стоит бинарная задача, которая заключается в достижении технологического суверенитета страны за счет сокращения технологического разрыва между мировыми и локальными разработками. Основу решения проставленной бинарной задачи составляет развитие радиоэлектронной промышленности за счет формирования и совершенствования интеллектуально-коммуникационных ресурсов, а именно технико-технологического оснащения предприятий промышленности и обеспечения их необходимыми специалистами. Причем каждая группа включает в себя развитие в трех направлениях. Так, для технико-технологического оснащения предполагается фокус на следующем: ревизия существующих технологий, реверс-инжиниринг, разработка и реализация прорывных технологий. Проблему обеспечения специалистами также следует рассматривать в трех направлениях: привлечение и удержание специалистов для работы на существующем оборудовании; увеличение числа работников, владеющих компетенциями в области реверс-инжиниринга; а также фокус на специалистах, обладающих цифровыми компетенциями, задействованных в разработке прорывных технологий и их внедрении в производство с целью дальнейшего серийного выпуска.

Радиоэлектронная продукция отличается сложностью и разнообразием, а именно, включает в себя технико-технологическую продукцию, электронно-компонентную базу, специализированную и бытовую электронику, и, соответственно, может быть реализована на ранках B2G, B2B и B2C [9] (Levina, 2025), что определяет структуризацию мероприятий поддержки предприятий. Таким образом, для компаний с государственным участием, реализующих продукцию на рынках B2G и B2C, основными становятся следующие меры поддержки:

· реализация НИОКР на площадках промышленных предприятий с привлечением ведущих фондов и вузов страны;

· национальные программы и проекты, определяющие стратегическое развитие отрасли;

· протекционистская политика со стороны государства, предполагающая создание барьеров для выхода зарубежной радиоэлектронной продукции на промышленные рынки страны.

· внедрение механизмов льготного кредитования.

Частные компании также могут рассчитывать на поддерживающие мероприятия, к числу которых следует отнести:

· инвестиционный менеджмент, предполагающий привлечение инвестиций в развитие инновационных прорывных технологий;

· инновационный менеджмент, связанный с включением новаций в деятельность бизнес-структур и управление ими;

· применение инновационного маркетингового инструментария для продвижения на ранке B2C.

· создание экономико-когнитивного портрета клиента на основе анализа большого объема данных с применением нейросетей.

· масштабирование CRM-технологий во взаимодействии с клиентами.

Центральное место в представленной модели взаимодействия социотехнических агентов занимают платформенные решения, которые нацелены на объединение усилий предприятий крупного, среднего и малого бизнеса для развития радиоэлектронной отрасли страны. Цифровые платформы обладают большим потенциалом и обеспечивают взаимодействие между предприятиями промышленности, органами государственного управления и профильными министерствами, ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами, научными фондами, а также конечными потребителями. Платформенно-сетевое взаимодействие между социотехническими агентами становится возможным и эффективным в том случае, если бизнес-структуры обладают необходимым технико-технологическим обеспечением и специалистами, владеющими цифровыми компетенциями.

В ходе проведенного исследования были сформированы следующие выводы:

1. Геополитическая обстановка и экономические санкции определили необходимость развития импортозамещения в целом и интенсификации роста объема рынка радиоэлектронной продукции, в частности.

2. Переход цифровой экономики к платформенно-сетевому этапу определил необходимость развития концепции социотехнических агентов и построения модели их взаимодействия.

3. Представленная модель цифрового взаимодействия социотехнических агентов (на примере радиоэлектронной отрасли) объединяет в себе целеполагание, платформенное взаимодействие бизнес-структур и ряд мероприятий по продвижению радиоэлектронной продукции на рынках страны (B2G, B2B, B2C).


Источники:

1. Брынцев А.Н. Cоциотехнический агент как субъект цифровой экономики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2024. – № 4. – c. 175-179. – doi: 10.56584/1560-8816-2024-4-175-179.
2. Брынцев А.Н., Левина Е.В. Платформенно-сетевая экономика: особенности становления в России // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2023. – № 3. – c. 149-161. – doi: 10.33983/2075-1826-2023-3-149-161.
3. Брынцев А.Н., Левина Е.В. Роль социотехнических агентов в продвижении продуктов // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2024. – № 4. – c. 159-166. – doi: 10.33983/2075-1826-2024-4-159-166.
4. Высоцкая Н.В. Платформенная экономика в России: формирование, развитие, риски // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 21. – № 3. – c. 10-22. – doi: 10.24182/2073-6258-2021-20-3-10-22.
5. киселева Е.Н., Груднева А.А., Шиханова Ю.А. Формирование стратегий развития корпораций в условиях платформенной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 4. – doi: 10.18334/epp.15.4.122946.
6. Копылов Д.А. Экономические тенденции и вызовы для развития электронной промышленности в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 1. – c. 121-138. – doi: 10.18334/epp.14.1.120338.
7. Красюк И.А., Пашоликов М.А. Влияние маркетинговой стратегии на деятельность промышленного предприятия в условиях цифровизации // Практический маркетинг. – 2021. – № 4. – c. 10-16. – doi: 10.24412/2071-3762-2021-4290-10-16.
8. Кудрявцева Л.Б. Совершенствование товарной политики предприятия на основе цифровых технологий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2021. – № 1. – c. 68-75. – doi: 10.17308/econ.2021.1/3321.
9. Левина Е.В. Продвижение высокотехнологичной продукции предприятий радиоэлектронной отрасли на промышленных рынках России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2025. – № 1. – c. 34-39. – doi: 10.56584/1560-8816-2025-1-34-39.
10. Минпромторг отказался от субсидий производителям радиоэлектроники — вместо них будут выдавать льготные кредиты. Аналитический портал Tadvisor. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Льготы_для_производителей_электроники_в_России#.2A (дата обращения: 22.04.2025).
11. Минпромторг: объем рынка отечественной радиоэлектронной продукции в 2024 году может составить 2,8 трлн руб. ICT: Moscow. [Электронный ресурс]. URL: https://ict.moscow/news/minpromtorg-obem-rynka-otechestvennoi-radioelektronnoi-produktsii-v-2024-godu-mozhet-sostavit-2-8-trln-rub/ (дата обращения: 10.04.2025).
12. Мирзабалаева Ф.И., Сергеева М.В. Развитие социального партнерства в платформенной экономике: практики, риски, регулирование // Лидерство и менеджмент. – 2024. – № 3. – c. 953-966. – doi: 10.18334/lim.11.3.121813.
13. Островская А.А., Чурсин Р.А. О некоторых аспектах разработки основ стратегии развития высокотехнологичной организации в современных экономических условиях // Креативная экономика. – 2024. – № 8. – c. 1871-1892. – doi: 10.18334/ce.18.8.121435.
14. Подгаецкий Н.А. К вопросу о механизмах развития радиоэлектронной промышленности в России // Экономическая безопасность. – 2024. – № 3. – c. 615-632. – doi: 10.18334/ecsec.7.3.120751.
15. Схема подъёма. Как Россия стала одной самых быстрорастущих стран в области микроэлектроники. Sber.pro. [Электронный ресурс]. URL: https://sber.pro/publication/shema-podyoma-kak-rossiya-stala-odnoi-samih-bistrorastuschih-stran-v-oblasti-mikroelektroniki/ (дата обращения: 22.04.2025).
16. Толстых Т.О., Моргунова М.К. Cовременные тенденции развития наукоемких предприятий в условиях системных вызовов // Экономика высокотехнологичных производств. – 2024. – № 2. – c. 109-118. – doi: 10.18334/evp.5.2.121339.
17. Трофимов О.В., Ганин А.Н. Разработка акселерационной программы стартапов в радиоэлектронной промышленности // Креативная экономика. – 2019. – № 3. – c. 553-558. – doi: 10.18334/ce.13.3.39933.
18. Фролова С.В., Хилькевич Ю.С. Анализ современного состояния и основные тенденции развития отрасли радиоэлектронной промышленности в России // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. – 2024. – № 2(10). – c. 14-24. – doi: 10.24412/2782-4845-2024-10-14-24.
19. Хмелева Г.А. Платформенный подход к развитию информационного обеспечения научно-технологической и инновационной деятельности // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 3. – c. 1253-1266. – doi: 10.18334/vinec.13.3.119113.

Страница обновлена: 22.05.2025 в 17:50:05