Anti-corruption measures to ensure economic security at military-industrial companies in the Russian Federation
Golovenkin A. S.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 2
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 5 (May 2025)
Abstract:
The article examines the primary mechanisms and issues of anti-corruption regulations within Russian military-industrial companies during their current stage of institutional development. The article provides an analysis of the regulatory framework and international standards. The article highlights the results of implementing corporate anti-corruption programs and compliance policies in leading companies in the sector and reveals contradictions between formal procurement procedure transparency and the actual effectiveness of anti-corruption measures. The main corruption risks, including insufficient transparency in public reporting, are identified. The dynamics of the anti-corruption rankings of military-industrial companies are examined, and areas for improving corporate and state anti-corruption strategies are identified. Practical recommendations for integrating digital tools and developing a culture of integrity are provided.
Keywords: anti-corruption measure, military-industrial complex, corruption risk, state defense order, ISO 37001:2016
Введение
Современное развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Российской Федерации определяет его стратегическую роль в обеспечении национальной безопасности, а также предопределяет значительный масштаб государственных ресурсов, вовлечённых в деятельность предприятий сектора [1; 31]. Системное противодействие коррупции в ОПК приобретает особую актуальность в связи с уязвимостью данной сферы к коррупционным рискам [12]. Несмотря на наличие научных и практических исследований в области антикоррупционного регулирования, существуют не до конца изученные вопросы, связанные с оценкой полноты и эффективности внедрения корпоративных антикоррупционных мер на предприятиях ОПК, а также с анализом разрыва между нормативными требованиями и реализацией практик на местах.
В рамках настоящего исследования проводится комплексный анализ состояния и тенденций формирования антикоррупционной политики в российском ОПК. Использованы материалы федеральных законов, национальных стратегий, международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции Требования и руководство по применению» (далее - ISO 37001:2016) [18], официальные корпоративные отчёты, данные рейтинговых агентств и специализированных государственных ведомств, а также результаты независимых и отраслевых исследований, что позволяет обеспечить достоверность и репрезентативность выводов. Объектом исследования является деятельность при обеспечении экономической безопасности предприятий ОПК, а предметом — антикоррупционные практики и механизмы, влияющие на состояние экономической безопасности предприятий ОПК.
Основная часть
В условиях усиления государственного контроля за прозрачностью и эффективностью корпоративного управления противодействие коррупции становится ключевым фактором экономической безопасности предприятий оборонно-промышленного комплекса [29]. Это связано со стратегической значимостью их деятельности для государства и национальной экономики, масштабом используемых ресурсов и тесным взаимодействием с государственными структурами [14; 25].
Правовое регулирование антикоррупционной деятельности в России опирается на комплекс нормативных актов, охватывающих в том числе ОПК, основу которого составляют:
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - № 273-ФЗ) [24];
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (далее - № 44-ФЗ) [22] и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18.07.2011 (далее - № 223-ФЗ) [21], регулирующие сферу закупок;
- Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее - № 275-ФЗ) [20];
- Указ Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» от 16.08.2021 № 478 (далее - Национальный план противодействия коррупции) [23];
- Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Рекомендации Минтруда) [19], другие нормативные акты и международные стандарты, включая ISO 37001:2016 [18].
Федеральный закон № 273-ФЗ является ключевым нормативным актом в сфере антикоррупционного регулирования в России. Его цель — предотвращение, снижение и устранение коррупции в органах власти, организациях и обществе. Закон обязывает все организации, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, разрабатывать и внедрять внутренние антикоррупционные меры.
Согласно статье 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, к мерам по предупреждению коррупции, принимаемым в организации, могут относиться:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Для предприятий ОПК эти требования особенно актуальны в связи с высоким уровнем коррупционных рисков, обусловленных стратегическим характером деятельности, крупным финансированием и активным взаимодействием с государственными органами [8].
Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ регулируют закупки в организациях с государственным участием и устанавливают следующие антикоррупционные требования:
- строгое соблюдение процедур закупок, обеспечение конкуренции и прозрачности;
- публикация информации в Единой информационной системе (ЕИС);
- обоснование цен;
- предотвращение конфликта интересов и защита конфиденциальных данных.
В условиях ОПК это особенно важно для предотвращения завышения цен, сговоров и предоставления преференций отдельным поставщикам.
Закон № 275-ФЗ регламентирует весь цикл государственного оборонного заказа, включая планирование, размещение, исполнение и контроль. В целях противодействия коррупции он предусматривает:
- защиту сведений, составляющих государственную тайну;
- контроль целевого расходования бюджетных средств;
- правила ценообразования, исключающие завышение стоимости продукции;
- проверку участников системы при исполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ).
Национальный план противодействия коррупции, утверждённый Указом Президента РФ, определяет стратегические направления антикоррупционной политики и распространяется как на государственные органы, так и на бизнес-структуры, включая предприятия ОПК. Среди приоритетов плана:
- профилактика коррупционных рисков;
- развитие независимого контроля с участием общественности;
- повышение прозрачности закупок;
- внедрение цифровых инструментов управления;
- антикоррупционное просвещение и обучение.
Для ОПК документ служит нормативной базой для разработки корпоративных программ по соблюдению антикоррупционного законодательства.
Рекомендации Минтруда дополняют положения Федерального закона № 273-ФЗ, предлагая практические меры, в том числе:
- анализ коррупционных рисков на всех уровнях;
- обучение сотрудников, работающих в зонах риска;
- создание эффективных каналов для сообщений о нарушениях и защиты информаторов.
Особое внимание в методических материалах уделяется оценке рисков при реализации крупных контрактов, в сфере ГОЗ и при взаимодействии с подрядчиками.
Международный стандарт ISO 37001:2016 ориентирован на создание эффективной антикоррупционной системы управления в организациях. Он предусматривает:
- назначение ответственных лиц и выстраивание прозрачных процедур;
- контроль взаимодействия с третьими сторонами (контрагентами, партнёрами);
- проведение регулярных аудитов;
- разработку механизмов фиксации и расследования нарушений;
- обучение сотрудников всех уровней.
Внедрение стандарта ISO 37001:2016 носит рекомендательный характер в России, однако для предприятий ОПК оно способствует усилению внутреннего контроля и демонстрирует приверженность антикоррупционным принципам.
В совокупности нормативно-правовая база России и международные стандарты определяют ключевые обязательства для предприятий ОПК:
- разработка антикоррупционных программ в соответствии с законом № 273-ФЗ и Национальным планом;
- обучение персонала, в том числе по взаимодействию с госорганами;
- обеспечение прозрачности и конкуренции в закупках (в рамках законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ);
- регулярный анализ и управление коррупционными рисками (с учётом рекомендаций Минтруда);
- соблюдение норм внутреннего контроля в соответствии с законом № 275-ФЗ;
- внедрение механизмов обратной связи и защиты информаторов.
Таким образом, нормативные и методические требования формируют целостную систему антикоррупционного регулирования в ОПК, уделяя особое внимание прозрачности, управлению рисками и вовлечённости персонала.
Несмотря на совершенствование законодательства и усиление институциональных мер, в его практическом применении сохраняются существенные проблемы [30].
Одна из основных проблем — слабая согласованность норм антикоррупционного законодательства с законами о закупках (№ 44-ФЗ и № 223-ФЗ). Формальная прозрачность процедур нередко сопровождается их обходом: используются лазейки, связанные с «малыми» закупками, дроблением контрактов, специфическими требованиями к участникам и слабо регулируемым использованием информационных систем, что создаёт благоприятные условия для коррупционных схем [30].
Также остаются нерешёнными вопросы профилактики. Хотя закон требует внедрения внутренних антикоррупционных программ, на практике они часто реализуются формально. Отсутствие обязательных стандартов и слабый контроль со стороны проверяющих органов приводят к формализму — меры сводятся к разработке документов без эффективного практического применения [20].
Таким образом, несмотря на наличие прогрессивной нормативно-правовой базы, эффективность её реализации остаётся ограниченной, что снижает результативность антикоррупционной политики.
Согласно результатам антикоррупционного рейтинга российского бизнеса, который составляется Российским союзом промышленников и предпринимателей (рисунок 1), средний балл по противодействию коррупции компаний с государственным участием является достаточно высоким, а спад 2022 и 2023 годов связан с ограниченной прозрачностью информации о деятельности.
Рисунок 1 – Динамика изменения среднего балла по противодействию коррупции в компаниях с государственным участием РФ в 2020 – 2024 гг.
Источник: Составлено автором по данным [3 - 7]
Согласно данным из отчетов Российского союза предпринимателей и промышленников, предприятия оборонно-промышленного комплекса получили средние показатели уровня противодействия коррупции (таблица 1).
Таблица 1 - Коррупционный рейтинг предприятий ОПК РФ с 2021 по 2024 гг.
Год
|
АО
"Транс-машхолдинг"
|
ПАО
"ОАК"
|
ГК
"Рос-
атом" |
АО
"ОСК"
|
ГК
"Рос-
тех" |
АО
"Концерн ВКО "Алмаз-Антей"
|
ГК
"Рос-
космос" |
ПАО
«Камаз»
|
2021
|
А2
|
А3
|
В1
|
В1
|
В1
|
-
|
-
|
А2
|
2022
|
А2
|
В2
|
А3
|
А2
|
А2
|
В1
|
С1
|
А2
|
2023
|
А2
|
С1
|
В1
|
В2
|
А2
|
-
|
А2
| |
2024
|
А2
|
-
|
В2
|
В2
|
В2
|
-
|
-
|
А2
|
Примечание:
А2 – компания с высоким уровнем противодействия коррупции А3 – компания с очень хорошим уровнем противодействия коррупции В1 - компания с средним уровнем противодействия коррупции В2 - компания с средним уровнем противодействия коррупции, требуется дальнейшее развитие С1 – компания с базовым уровнем противодействия коррупции, требуется дальнейшее развитие |
Присвоение средних позиций в антикоррупционном рейтинге указывает на высокий риск коррупционных проявлений и необходимость пересмотра антикоррупционных мер, усиления контроля за их реализацией и повышения прозрачности.
Анализ документов позволяет выделить ряд эффективных антикоррупционных практик, реализуемых предприятиями ОПК. Так, АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и АО «ОСК» внедряют масштабные программы по управлению коррупционными рисками, включая антикоррупционные политики, кодексы этики и планы мероприятий, формирующие прозрачные стандарты поведения [4 - 7].
Одним из действенных инструментов является включение антикоррупционных оговорок в контракты с подрядчиками [32]. Например, в АО «ОСК» предусмотрены санкции за нарушение партнёрами законодательства, что повышает их ответственность и прозрачность взаимодействия [5].
АО «РКС» применяет многоуровневую проверку контрагентов — от анкетирования до анализа финансовой отчетности и публичной информации. Эти меры дополняются «картами рисков», позволяющими отслеживать и минимизировать потенциальные угрозы [6].
Автоматизация мониторинга — ещё одно важное направление. ПАО «Совкомфлот» использует системы, позволяющие оперативно выявлять сделки с повышенным риском и проводить их комплаенс-проверку, что усиливает контроль и прозрачность операций [4].
Несмотря на достигнутые результаты, в отчетах Российского союза предпринимателей и промышленников в области антикоррупционного рейтинга российского бизнеса за 2021-2024 годы [4 - 7], отсутствует информация о применении на предприятиях ОПК ряда ключевых инструментов в области противодействия коррупции: управлении конфликтами интересов, регулярных аудитах и взаимодействии с правоохранительными органами. Эти практики успешно применяются другими участниками исследования — например, ООО «Т2 Мобайл», ПАО «НЛМК» и ПАО «ТМК».
Для более полного понимания современных антикоррупционных практик в оборонно-промышленном комплексе был проведён дополнительный анализ открытых отчётных документов предприятий ОПК — годовых отчётов, антикоррупционных политик, кодексов этики и регламентов крупнейших отечественных компаний, включая ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация», ГК «Ростех» [10], «Росатом» [11] и других [2; 26-28]. Анализ затронул аспекты интеграции антикоррупционных мер в бизнес-процессы, распределения ответственности между подразделениями, используемых нормативных документов и применяемых стандартов.
Антикоррупционные программы этих организаций разработаны в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ и международными стандартами, и включают:
- корпоративные кодексы и положения о конфликте интересов;
- обязательную проверку партнёров;
- оценку коррупционных рисков;
- обучение сотрудников и информирование о мерах предупреждения;
- системы подачи обращений через горячие линии и цифровые платформы.
Примером эффективного подхода является ГК «Росатом», внедряющий многоуровневый контроль за соблюдением норм на всех уровнях управления. ГК «Ростех» делает акцент на автоматизации контроля закупок и развитии анонимных каналов сообщений о нарушениях.
Ответственность за реализацию антикоррупционной политики в организациях распределяется между различными структурами:
- службы внутреннего контроля и аудита проверяют подозрительные действия, хотя в некоторых случаях их независимость вызывает вопросы;
- юридические отделы разрабатывают нормативные документы и участвуют в расследованиях;
- специалисты по комплаенсу следят за соблюдением законодательства;
- службы безопасности взаимодействуют с правоохранительными органами;
- антикоррупционные комиссии оценивают эффективность принятых мер.
Таким образом, предприятия ОПК демонстрируют системный подход к антикоррупционной деятельности, хотя остаются области, требующие дальнейшего совершенствования.
Одним из действенных антикоррупционных инструментов в ОПК являются горячие линии, позволяющие сотрудникам и внешним лицам анонимно сообщать о нарушениях. Такие механизмы эффективно работают в АО «Объединённая судостроительная корпорация» [7], ПАО «Камаз» [26], ГК «Роскосмос» [5], обеспечивая оперативное реагирование на потенциальные угрозы.
Ключевые меры по борьбе с коррупцией включают обязательную проверку контрагентов, антикоррупционное обучение персонала и мониторинг бизнес-процессов. Компании анализируют репутацию партнёров, их связи с государственными структурами, финансовое состояние и соответствие нормативным требованиям. Особое внимание уделяется подготовке управленческого персонала.
Развивается и автоматизация закупок: в ГК «Ростех» [10] и на ПАО «Камаз» [26] внедрены цифровые системы контроля, снижающие влияние человеческого фактора. Публикация информации о крупных контрактах и победителях тендеров повышает прозрачность процедур [9].
Среди значимых нововведений — цифровизация закупок, создание антикоррупционных комиссий, расширение полномочий служб внутреннего контроля и запуск механизмов «прозрачной отчётности». Кроме того, формируются «чёрные списки» недобросовестных поставщиков и расширяются каналы анонимных обращений.
Несмотря на положительные изменения, сохраняются проблемы: слабая независимость антикоррупционных подразделений, низкий уровень защиты информаторов и недостаточная прозрачность отчётности. Особую обеспокоенность вызывает недостаточный контроль при выборе контрагентов — особенно мелких подрядчиков, — что делает систему ГОЗ уязвимой для коррупционных схем [17].
Коррупционные риски при реализации государственного оборонного заказа носят комплексный характер. Среди ключевых угроз:
- Подделка документов: недобросовестные участники предоставляют ложные сведения, что при слабом контроле приводит к заключению контрактов с ненадёжными компаниями.
- Завышение цен: несовершенство механизмов ценообразования позволяет контрагентам необоснованно повышать стоимость товаров и услуг, снижая эффективность расходования бюджетных средств.
- Поставка продукции ненадлежащего качества: это угрожает не только выполнению заказов, но и национальной безопасности.
- Перепродажа контрактов субподрядчикам: снижает контроль, повышает риск нецелевого использования средств и приводит к ухудшению качества работ.
- Конфликт интересов и коррупция: откаты при выборе поставщиков подрывают честность конкурсных процедур.
- Срывы сроков выполнения: несвоевременная поставка продукции негативно влияет на боеготовность вооруженных сил.
Официальные отчёты подтверждают остроту этих проблем. По данным Счётной палаты РФ, в 2021 году признаки завышения цен были выявлены более чем в 20% контрактов, в 2022 году нарушения составили более 15 млрд рублей [13].
Международные оценки, в том числе индекс восприятия коррупции Transparency International [15], также указывают на высокую уязвимость оборонного сектора. В рейтинге 2022 года Россия отнесена к числу стран с высоким уровнем коррупционных рисков, особенно в сфере военных закупок.
Таким образом, коррупционные риски, охватывающие весь спектр взаимодействий в рамках реализации ГОЗ, требуют всестороннего анализа и разработки эффективных механизмов предотвращения [16]. Борьба с фальсификацией документов, завышением стоимости продукции, поставками низкого качества, а также усиление контроля за субподрядчиками и реализация антикоррупционных мер в процессе отбора контрагентов являются важнейшими задачами, решение которых необходимо для укрепления устойчивости ОПК и повышения уровня обеспечения экономической безопасности.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило, что, несмотря на наличие прогрессивной и многоуровневой нормативно-правовой базы, реальная эффективность антикоррупционных мер в предприятиях российского ОПК ограничивается рядом институциональных и процедурных проблем. К числу системных рисков относятся формализм внедрения антикоррупционных программ, слабая интеграция внутреннего контроля с корпоративными процессами, недостаточная независимость контролирующих подразделений и ограниченная прозрачность закупочных процедур, особенно при работе с субподрядчиками и использованием государственных ресурсов.
Практические рекомендации по усилению антикоррупционного потенциала включают развитие цифровых платформ для мониторинга и автоматизации закупок, расширение и институционализацию каналов анонимных обращений, повышение прозрачности отчетности по контрактам, внедрение регулярного независимого аудита, а также усиление независимости комплаенс-служб и службы внутреннего контроля. Особое значение приобретает повышение антикоррупционной культуры — как среди руководства, так и рядового персонала предприятий.
Прогнозируется, что дальнейшее развитие законодательства в области антикоррупционного регулирования и внедрение международных стандартов (например, ISO 37001:2016) приведет к более целостной и действенной системе профилактики и пресечения коррупционных практик, повысит качество исполнения государственного оборонного заказа и уровень доверия к институтам управления ОПК. Масштабы практического применения результатов охватывают корпоративные механизмы управления, государственные процедуры контроля и мониторинга, а также могут служить основой для формирования государственных стандартов в смежных секторах экономики.
Перспективные направления дальнейших научных исследований связаны с анализом эффективности цифровых комплаенс-платформ, международным сравнением антикоррупционных практик, а также изучением механизмов организационного обучения и ротации персонала как инструментов снижения коррупционных рисков на предприятиях оборонного сектора.
References:
Avdiyskiy V.I., Bakulina A.A., Topchiy P.P. (2023). Economic aspects of the development and management of the military-industrial complex in modern conditions
Chebotarev S.S., Elshin V. A. (2022). Problems of economic security in the defense industry. Na strazhe ekonomiki. (2). 79-86. doi: 10.36511/2588-0071-2022-2-79-86.
Ermoshina T.V., Koroleva L.P. (2014). Problems of innovative growth of national economy. The Bulletin of Volga state University of service. Series: Economics. (5). 21-25.
Gladilina I.P., Sergeeva S.A., Orlyuk A.V., Stroganova E.V., Shaydulina G.M. (2020). Improving procurement management in a digital environment based on procurement monitoring. Finansovye rynki i banki. (3). 128-132.
Golovenkin A. S. (2024). Corruption as a threat in ensuring the economic security of enterprises of the military-industrial complex. Vestnik evraziyskoy nauki. 16 64.
Kokhno P. A., Kokhno P. A., Lyasnikov N. V. (2020). Corporate economics of government orders
Maksurov A. A. (2023). Combating corruption in the public procurement system in Russia and abroad
Ovchinnikova A.V., Matveev V.V. (2021). Development of the defense-industrial complex of Russia and ensuring competitiveness in the cional economy. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. 15 (2). 99-105. doi: 10.14529/em210211.
Shorokhov V. E. (2022). Anti-corruption measures and anti-corruption policy
Shorokhov V. E., Shorokhova A. A. (2024). Anti-corruption: modern anti-corruption compliance practices
Tsymlyanskaya O. A. (2017). Legal basis for the implementation of state and municipal procurement within combating corruption. Yurist-Pravoved. (2). 22-27.
Volodin A.V., Kovnerev M.A. (2021). Key problems of the development of the military-industrial complex of russia in the modern period. Voenno-ekonomicheskiy vestnik. (1). 3.
Страница обновлена: 11.08.2025 в 12:10:01