Gasification in Russia: problems and prospects
Shmanev S.V.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 6 (June 2025)
Abstract:
The energy sector plays a key role in Russia's socioeconomic development, and gasification is one of the most important areas of the industry's modernization. Despite significant production potential and the availability of vast natural gas reserves, the problem of insufficient gasification of households has remained unsolved for decades. In the context of modern economic and environmental challenges, ensuring a stable, environmentally friendly, and affordable energy supply is paramount to state policy.
Expanding the gas infrastructure will improve the standard of living, especially in rural areas, and create conditions for developing small and medium-sized businesses.
This is relevant due to the implementation of national social gasification programs, the growing importance of regional energy independence, and changes in the global gas market, including under sanctions and the need for internal stability of the Russian Federation's fuel and energy complex.
Keywords: gasification, energy, industry, ecology, socio-economic policy
JEL-classification: 013; P18; R11
Введение. Газификация России — ключевое направление энергетической и социальной политики государства, обеспечивающее доступ населения и промышленности к экологически чистому и эффективному топливу — природному газу. В условиях масштабной территории, разнообразия климатических и экономических условий, газификация представляет собой многоуровневый и стратегически важный процесс, охватывающий десятки субъектов Федерации и миллионы потребителей.
Актуальность темы статьи обусловлена реализацией национальных программ социальной газификации, возрастанием значимости энергетической независимости регионов, а также изменениями на глобальном рынке газа, в том числе в условиях санкционного давления и необходимости внутренней устойчивости ТЭК РФ.
Проблемами, связанными с анализом состояния газификации для социально-экономического развития страны занимались и занимаются многие российские специалисты в области энергетики. Так теоретические и практическимие аспекты в области энергетики и газификации рассматрены в работах Гайворонской М.С. [2,3] Лященко П.И. [8], Медведевой А.А. [10], Новак А.В. [11], Погребинского А.П. [6], Чернявского С.Я. [18] и многих других ученых и специалистов.
Научный пробел. Несмотря на обширную исследовательскую базу, недостаточно изучены особенности функционирования системы газоснабжения в условиях текущих экономических и геополитических изменений, а также проблемы и барьеры, препятствующие реализации программ по ускоренной газификации в отдалённых и малонаселённых регионах страны. Необходим комплексный подход к оценке эффективности государственных инициатив в области газификации и поиску инновационных решений в энергетической инфраструктуре.
Цель настоящего исследования: выявить основные проблемы, которые сдерживают развитие процесса газификации в России, а также в формулировать практические рекомендации по повышению её эффективности с учётом региональных особенностей и вызовов современных политико-экономических процессов.
Научная новизна: провести анализ современных особенностей развития процесса газификации в России в условиях энергетического перехода и изменяющейся социально-экономической конъюнктуры. Особое внимание уделяется региональным различиям в уровне газификации и институциональным барьерам на пути ее ускоренного развития.
Авторская гипотеза. Обосновывается, что решение проблем газификации в России возможно при условии комплексного подхода, учитывающего как внутренний потенциал газовой отрасли, так и необходимость модернизации инфраструктуры и совершенствования нормативно-правовой базы.
Методология исследования построена на теории управления процессами устойчивого развития энергетики и практическом опыте газификации различных регионов России. В ходе исследования применялись методы синтеза и анализа, экономико-статистические методы, а также экспертные оценки в области энергетики и регионального развития.
Газификация в России имеет глубокие исторические корни, начиная с дореволюционного периода, однако, как системный процесс она начала формироваться лишь в годы Советской власти. Основы плановой энергетики были заложены в рамках плана ГОЭЛРО, принятого в 1920 году [6, 8]. Хотя основной упор делался на развитие гидроэнергетики и электрификации, сам план включал меры по освоению углеводородных ресурсов, в том числе природного газа, как источника тепла и электроэнергии.
Первое промышленное использование природного газа в СССР началось в 1920-х годах в Грозненском нефтяном регионе. В 1924 году был пущен в эксплуатацию первый в стране газоперерабатывающий завод. К началу 1930-х годов появились первые газопроводы местного значения, обеспечивающие топливом промышленные предприятия и городское коммунальное хозяйство.
После Великой Отечественной войны начался активный рост газовой отрасли. Уже в 1946 году был построен первый магистральный газопровод Саратова — Москва длиной 843 км, обеспечивший подачу газа из Поволжья в столицу. Это стало важнейшим шагом к созданию Единой системы газоснабжения СССР. В последующие годы были реализованы проекты Шебелинка — Харьков, Шебелинка — Днепропетровск, Ставрополь — Москва, Уренгой — Центр и другие.
1950–1980-е годы ознаменовались бурным ростом добычи и транспортировки газа. В 1955 году Президиум Совета Министров СССР признал неудовлетворительным уровень газификации в стране и поставил задачу радикального улучшения ситуации. Тогда же было создано Главное управление газовой промышленности (Главгаз), в 1965 году преобразованное в Министерство газовой промышленности СССР (Мингазпром).
Важной вехой стало освоение Западной Сибири. В 1966 году было открыто Уренгойское месторождение, в 1969 году — Ямбургское. Эти месторождения стали крупнейшими в мире и обеспечили СССР возможностью стать мировым лидером по добыче газа. К 1984 году общий объем добычи природного газа в СССР достиг 587 млрд м³, а в 1990 году — 814 млрд м³, из которых более 600 млрд м³ приходилось на территорию РСФСР [8,13,14].
На конец 1980-х годов в СССР действовала одна из крупнейших в мире магистральных газотранспортных систем. Протяженность трубопроводов превышала 150 тыс. км. Важным элементом была централизованная система управления, благодаря которой обеспечивалась плановая поставка газа потребителям, включая экспорт в страны СЭВ и Западной Европы [6,7,8].
Таким образом, к 1991 году в СССР была создана масштабная газовая инфраструктура, позволившая обеспечить газоснабжением крупные промышленные центры, миллионы домохозяйств и сотни городов. Газификация воспринималась не только как экономическая необходимость, но и как часть государственной социальной политики. Советский опыт до сих пор оказывает влияние на структуру отрасли в современной России.
Сравнение процессов газификации в СССР и в современной России позволяет понять эволюцию отрасли, её институциональные особенности, масштабы и приоритеты на разных исторических этапах. Несмотря на общую цель — обеспечение населения и промышленности доступом к природному газу, методы и контекст реализации этих задач существенно различались.
В СССР газификация носила строго централизованный характер. Министерство газовой промышленности СССР (Мингазпром) разрабатывало и реализовывало все производственные планы. Проекты газопроводов и газификации включались в пятилетние планы народного хозяйства и финансировались из госбюджета. Газификация рассматривалась как часть индустриализации, укрепления обороноспособности и повышения уровня жизни.
В современной России отрасль управляется на рыночной основе, но при этом сохраняет стратегическое значение. Основной оператор — ПАО «Газпром», работающий в формате акционерного общества с участием государства. Газификация осуществляется в рамках федеральных программ, где задействованы бюджеты разных уровней и частные инвестиции.
В СССР газификация развивалась ускоренными темпами: с конца 1950-х по 1980-е годы было построено более 150 тыс. км магистральных газопроводов. Только по программе 10-й пятилетки (1976–1980 гг.) было газифицировано более 25 тыс. населённых пунктов. Добыча газа выросла с 3,4 млрд м³ в 1950 году до 814 млрд м³ к 1990 году.
В современной России газификация развивается менее равномерно. С 2005 по 2023 годы уровень газификации вырос с 53% до 73,8%. При этом сохраняются значительные региональные различия. Используются новые технологии: СПГ, автономные установки, цифровое управление инфраструктурой [2, 9].
СССР опирался в основном на отечественные разработки. Акцент делался на массовом строительстве линейных объектов, минимизации стоимости и стандартизации. Современная Россия использует более сложные системы: автоматизированное управление, системы мониторинга, энергоэффективные технологии. С 2022 года активизирована программа импортозамещения в связи с санкционным давлением.
В советский период газификация была частью социальной политики. Подключение осуществлялось бесплатно для населения. В современной России до 2021 года подключение в большинстве случаев было платным. Только с запуском программы «Социальная газификация» в 2021 году вводится механизм бесплатного подвода газа до границ участка.
СССР: монополия государства, централизованное планирование, полное финансирование из бюджета.
Россия: государственно-частная модель, участие субъектов и муниципалитетов, сочетание бюджета и коммерции.
Таким образом, газификация в СССР отличалась централизованным подходом, быстрыми темпами, но более ограниченным технологическим арсеналом. Современная Россия развивает газификацию в рыночных условиях, сталкиваясь с высокой затратностью, но имея доступ к более гибким технологическим решениям и цифровым инструментам [3,4,5].
Распад Советского Союза в 1991 году стал поворотным моментом для всех отраслей экономики, включая газовую промышленность. Формально Советский Союз прекратил своё существование 26 декабря 1991 года, что ознаменовало начало новой фазы в развитии энергетического сектора России. Развитие газификации в этот период происходило в условиях глубокого институционального кризиса, макроэкономической нестабильности, приватизации госсобственности и появления рыночных механизмов ценообразования.
Одним из ключевых событий стало учреждение в 1993 году Российской акционерной компании «Газпром», ставшей правопреемником Министерства газовой промышленности СССР. В течение 1990-х годов Газпром сохранил вертикально-интегрированную структуру, объединив функции добычи, транспортировки, переработки и реализации газа. Это обеспечило относительную стабильность в поставках и позволило сохранить основные магистральные и распределительные сети.
Тем не менее, уровень новых подключений в этот период был крайне низким. Газификация населения не входила в приоритетную повестку государства, и её финансирование в основном ложилось на плечи регионов и потребителей. В условиях отсутствия централизованного планирования и дефицита бюджетных средств произошло замедление темпов расширения инфраструктуры. Многие сельские районы оказались в условиях стагнации или вовсе без доступа к сетевому газу.
В 2000-х годах с приходом нового политического руководства ситуация начала меняться. В 2005 году была запущена федеральная программа по увеличению уровня газификации регионов России. ПАО «Газпром» получило поручение выполнять функции основного оператора по строительству сетей. В рамках этой программы с 2005 по 2015 год уровень газификации в России вырос с 53% до 66%. При этом доля сельского населения, обеспеченного газом, увеличилась с 34% до 56% [1,4, 9,10].
В этот же период началось формирование институциональных рамок социальной газификации. Было решено, что инвестиции в строительство магистральных и межпоселковых газопроводов будет финансировать Газпром, а строительство внутрипоселковых сетей — региональные власти и конечные потребители. Такое разделение полномочий позволило увеличить охват, однако породило дисбаланс в темпах газификации между богатыми и бедными регионами.
С 2013 года в сфере газификации появился новый импульс — стратегические документы, такие как «Энергетическая стратегия России до 2035 года» и «Программа газификации», вновь обозначили цели увеличения охвата и перехода на природный газ в малых населённых пунктах.
К 2020 году уровень газификации в России достиг 70,1%. На период с 2020 по 2025 год развитию газификационной отрасли в России способствовала масштабная программа «Социальная газификация», а также усиление роли государства в энергетической политике. Указ Президента РФ от 6 мая 2021 года № 204 «О дополнительных мерах по социальной газификации» ознаменовал новый этап в обеспечении населения доступом к природному газу, сделав подключение бесплатным для граждан в пределах границ земельного участка.
По данным ПАО «Газпром», на конец 2023 года уровень газификации в России составил 73,8% (против 70,1% в 2020 году). Программа дошла до 412 новых населённых пунктов, а в целом с 2021 года было построено более 16 тысяч километров газораспределительных сетей. Подключение стало возможным для 283 тысяч домовладений и 1300 котельных [9,12].
Однако, несмотря на общие успехи, сохраняются дисбалансы между регионами. На 2023 год уровень газификации варьируется от менее 30% в отдалённых регионах до более 90% в центральных и южных субъектах РФ (таблица 1).
Согласно данным ПАО «Газпром» и Министерства энергетики РФ [9,11,12]:
- В Центральном федеральном округе уровень газификации составляет около 85%.
- В Южном федеральном округе — до 89%.
- В Сибирском федеральном округе — около 61%.
- В Дальневосточном округе — менее 30%.
Таблица 1.
Сравнение некоторых субъектов по уровню газификации (на 2023 год).
Субъекты
|
Уровень
газификации
|
Причины
|
высокий
| ||
Белгородская
область
|
˃
95%
|
Активная
программа регионального софинансирования, поддержка сельской газификации
|
Липецкая
область
|
˃
90%
|
В
регионе работает один из наиболее успешных проектов социальной газификации
|
Московская
область
|
88%
|
Плотная
сеть газораспределения и значительные инвестиции со стороны Газпрома
|
низкий
| ||
Республика Саха
(Якутия)
|
˂
20%
|
Сложные
климатические условия, большая протяжённость и низкая плотность населения
|
Камчатский
край
|
~
15%
|
Используются
альтернативные источники — СПГ и сжиженный нефтяной газ
|
Республика
Тыва
|
˂
25%
|
Географическая
изоляция, слабая инфраструктура
|
Такой дисбаланс объясняется как историческими, так и географическими и экономическими причинами, в числе которых можно назвать:
- значительные территориальные различия в обеспеченности природным газом;
- плотность населения;
- стоимость газификации конкретного региона;
- экономический потенциал регионов;
- уровень промышленного производства;
- объем издержек на строительство газовой инфраструктуры;
- объем инвестиций и/или уровень господдержки.
Для устранения этих различий реализуются программы мини-СПГ и СПГ-контейнерных поставок. Развиваются технологии автономной газификации, что позволяет подключать небольшие удалённые населённые пункты без строительства магистральных сетей.
Также, разрабатываются соответствующие государственные программы и проекты. Так, например, федеральный проект, реализуемый при координации Минэнерго, направлен не только на охват новых территорий, но и на технологическую модернизацию действующей инфраструктуры. Внедряются автоматизированные системы учета, новые методы диагностики сетей, строятся резервные нитки в северных регионах.
Одним из ключевых факторов успеха стало софинансирование со стороны субъектов РФ, а также упрощение процедур подключения. Для граждан внедрены цифровые сервисы — портал Единого оператора газификации (connectgas.ru), через который можно подать заявку онлайн.
Помимо этого, в последние годы наблюдается активное внедрение инновационных технологий в процесс газификации. Цифровизация сети, применение систем автоматического мониторинга и «умных» счетчиков позволяют повысить эффективность эксплуатации и снизить операционные затраты. Согласно материалам, опубликованным на официальном сайте Министерства энергетики (minenergo.gov.ru), подобные технологии способствуют более точному прогнозированию технического состояния объектов и оперативному реагированию на аварийные ситуации. Кроме того, интеграция информационных систем с системами управления позволяет оптимизировать распределение инвестиций в модернизацию сети. Однако, видится, что даже внедрение передовых технологий не способно компенсировать системные организационные ошибки и недостаток инвестиций, особенно в регионах с неблагоприятными условиями подключения. Кроме того, не все регионы страны могут одинаково воспользоваться преимуществами современной технологии [9,10,11].
В целях решения существующих проблем государство предпринимает различные шаги, предлагая новую модель и организационные изменения. Принятые государственные решения, отражённые в дорожной карте газификации, предусматривают создание единых региональных операторов и упрощение законодательной базы, что должно способствовать ускорению процесса подключения домохозяйств. Однако предварительные расчёты свидетельствуют о том, что даже увеличение финансирования «Газпрома» до 526,1 млрд рублей на период 2021–2025 годов не позволит полностью решить проблему, что подчёркивает необходимость привлечения дополнительных ресурсов и разработки новых схем сотрудничества. Оценка совокупных затрат на достижение полного уровня газификации предполагает инвестиции в размере до 1,9 трлн рублей, а при исключении сложных географических регионов – порядка 1 трлн рублей. При этом текущие ежегодные инвестиции «Газпрома» (30–50 млрд рублей) явно недостаточны, что требует поиска дополнительных источников финансирования и оптимизации затрат [7,9,11,12].
Одновременно, оценка технического текущего состояния инфраструктуры остается неоднозначной, так как основной индикатор – уровень газифицированной жилой площади – рассчитывается по различным методикам: у Минэнерго РФ, например, расчет производится с учётом различных потребительских нужд (отопление, горячее водоснабжение, приготовление пищи), т.е. взвешенный показатель использования газа; у Росстата – удельный вес жилой площади; у Газпрома – производится сравнение с показателями 2005 года.
К настоящему времени государственная политика в области газификации претерпела значительные изменения. Так, 6 мая 2021 года правительство утвердило дорожную карту, цель которой – достижение полной газификации страны к 2030 году. Основным элементом данной программы является создание Единого регионального оператора газификации (ЕРГ) – дочерней структуры ПАО «Газпром», которая будет отвечать за координацию и финансирование проектов на региональном уровне. Эта модель направлена на оптимизацию распределения инвестиций и устранение разобщённости в организации работ
Несмотря на позитивные законодательные изменения, остаётся ряд организационных проблем. Различия в подходах между федеральными и региональными органами, а также отсутствие единых стандартов оценки эффективности проектов приводят к тому, что многие объекты газификации реализуются с отрицательной нормой доходности. По оценкам, лишь около 12% проектов обладают положительной доходностью, что свидетельствует о необходимости пересмотра организационных схем и разработки новых механизмов привлечения инвестиций.
Существует также дискуссия относительно экономической целесообразности широкомасштабной газификации. С одной стороны, проекты газификации способствуют улучшению качества жизни, снижению загрязнения окружающей среды и стимулированию экономического роста за счёт создания новых рабочих мест. С другой стороны, большинство проектов имеют отрицательную норму доходности, что требует субсидирования со стороны государства.
Современная газификационная инфраструктура России включает в себя несколько уровней – от магистральных трубопроводов, прокладываемых «Газпромом», до внутрипоселковых сетей, которые зачастую финансируются за счёт местных бюджетов или непосредственно домохозяйствами (таблица 3).
Таблица 3
Структура затрат на проекты газификации
Категория
расходов
|
Процент
от общих затрат
|
Магистральное
строительство
|
40 %
|
Межпоселковые
сети
|
30 %
|
Внутрипоселковые
сети
|
20 %
|
Прочие расходы
(административные, проектирование и др.)
|
10 %
|
Сравнительный анализ показывает, что лишь около 12% объектов газификации в период с 2021 по 2025 годы имеют положительную норму доходности, а остальные 83% характеризуются отрицательной рентабельностью и реализуются в основном на социальных основаниях. Это свидетельствует о том, что, несмотря на значительные государственные и корпоративные вложения, экономическая эффективность остаётся под вопросом [10,11,17].
Разработка прогностических сценариев, основанных на анализе вводимой жилой площади и оценке потенциального прироста газификации, позволяет смоделировать изменения до 2030 года [16,18]. При реализации оптимистического сценария уровень газификации может вырасти до 71%, а в среднем – до 68%, в то время как пессимистический сценарий может привести к незначительному снижению показателя (таблица 4).
Таблица 4.
Прогнозные показатели
развития газификационной инфраструктуры (2017–2030 гг.)
Показатель
|
2017
(базовый уровень) |
Оптимистичный
сценарий
(2030) |
Реалистичный
сценарий
(2030) |
Пессимистичный
сценарий
(2030) |
Уровень
газификации, %
|
67 %
|
71 %
|
68 %
|
66 %
|
Объём
газифицированной площади
|
2464
млн кв. м |
+965
млн кв. м |
+810
млн кв. м |
+699
млн кв. м |
Годовой
прирост потребления газа
|
–
|
+23,2
млрд куб. м |
+19
млрд куб. м |
+17
млрд куб. м |
Несмотря на позитивные прогнозы, остаются существенные риски, способные замедлить или изменить траекторию развития газификационной инфраструктуры:
· Финансовые риски. Недостаточное финансирование, несвоевременное привлечение инвестиций или снижение инвестпотенциала в регионах с высокой потребностью может привести к отставанию от запланированных показателей.
· Технологические риски. Низкий уровень внедрения инноваций и цифровизации, а также технические сложности в отдалённых регионах могут снизить эффективность работы сети.
· Организационные и правовые барьеры. Разобщённость между федеральными и региональными органами, отсутствие единых нормативов и неадаптированное законодательство могут затруднить реализацию государственной политики.
· Внешнеэкономические факторы. Колебания мировых цен на природный газ, санкционные режимы и изменения на международном энергетическом рынке могут негативно повлиять на внутренний спрос и инвестиционный климат.
Несомненно, природный газ является наиболее предпочтительным топливом для внутреннего рынка. Помимо всего прочего, при его использовании экологическая нагрузка на природную среду значительно меньше, чем при использовании альтернативных видов топлива. (таблица 5). Это в свою очередь воздействует на различные социально-экономические показатели. Так, уменьшение уровня загрязнения воздуха может снизить затраты на здравоохранение на 5–10 % в городах с активной газификацией, что свидетельствует об экологических преимуществах, которые напрямую способствуют экономической эффективности проектов за счёт уменьшения социальных расходов и повышения производительности труда.
Таблица 5.
Сравнительный анализ экологических показателей
при использовании различных энергоносителей (условные данные)
Источник
энергии
|
Выбросы
CO₂ (кг/кВт·ч)
|
Выбросы
NO2 (г/кВт·ч)
|
Прочие
загрязнители
|
Уголь
|
2,2
– 2,5
|
0,8
– 1,0
|
Высокий
уровень
|
Нефть
|
2,0
– 2,3
|
0,7
– 0,9
|
Средний
уровень
|
Природный
газ
|
1,9
– 2,0
|
0,5
– 0,7
|
Низкий
уровень
|
В перспективе до 2030 года, при активном развитии газификационной инфраструктуры, можно ожидать дальнейшее снижение выбросов загрязняющих веществ [17 с. 404-406]. По прогнозам, переход на природный газ в бытовом секторе может сократить общие выбросы CO₂ до 10–15 % от текущего уровня, что приведёт к значительному улучшению экологической обстановки в городах и регионах. Сводный анализ прогнозируемых экономических и экологических показателей до 2030 года представлен в таблице 6.
Таблица 6.
Сводный анализ прогнозируемых
экономических и экологических показателей до 2030 года
Показатель
|
Оптимистичный
сценарий
|
Реалистичный
сценарий
|
Пессимистичный
сценарий
|
Уровень
газификации, %
|
71 %
|
68 %
|
66 %
|
Годовой
прирост потребления газа
|
+23,2
млрд куб. м |
+19
млрд куб. м |
+17
млрд куб. м |
Снижение
выбросов CO₂ (%)
|
15 –
20 %
|
10 –
15 %
|
5 –
10 %
|
Экономия в
затратах на здравоохранение
|
10 %
|
5 %
|
2–3 %
|
Окупаемость
инвестиций (включая экологический эффект)
|
Улучшение
на 20–25 % |
Улучшение
на 10–15 % |
Незначительное
улучшение
|
Важным фактором является также снижение зависимости от традиционных источников энергии, использующихся в удалённых регионах. Применение децентрализованных систем газоснабжения, мобильных установок и технологий СПГ позволит обеспечить экологически чистое энергоснабжение даже в отдалённых районах, где ранее использовались уголь или древесина.
Заключение
Несмотря на значительный прогресс в области газификации, Россия сталкивается с рядом устойчивых вызовов, которые ограничивают её темпы.
1. Географическая протяжённость и климатические условия
Россия обладает одной из самых протяжённых территорий в мире с резко выраженными климатическими контрастами. Газификация в удалённых, северных и малонаселённых регионах сопряжена с чрезвычайно высокими затратами на строительство и обслуживание инфраструктуры.
2. Финансово-экономические ограничения
Несмотря на участие ПАО «Газпром» в федеральной программе социальной газификации, значительная часть расходов ложится на бюджеты субъектов и конечных потребителей. В регионах с низким налоговым потенциалом наблюдается замедление темпов развития газификационной инфраструктуры.
3. Институциональные и нормативные барьеры
До 2021 года существовала сложная система разделения полномочий между различными уровнями власти и поставщиками, что вызывало бюрократические проволочки. Несмотря на принятие Указа Президента № 204, остаются проблемы согласования проектов, задержки с выдачей технических условий, недоступность онлайн-сервисов в отдельных регионах.
4. Технологическая зависимость от импорта
Санкции, введённые с 2022 года, затронули поставки оборудования, трубной продукции, КИПиА, элементов автоматизации. Хотя в рамках программы импортозамещения начато активное производство российских аналогов, процесс требует времени. На 2023 год были зафиксированы перебои в оснащении новых распределительных станций.
5. Социально-демографический фактор
В сельских районах наблюдается снижение численности населения и низкая платёжеспособность, что снижает экономическую целесообразность подключения. В ряде регионов зафиксированы случаи, когда, несмотря на подведение газопроводов, население не оформляет подключение из-за высокой стоимости внутридомовой разводки.
6. Энергетическая конкуренция и альтернативы
В некоторых регионах, особенно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, доминируют иные формы энергообеспечения: уголь, электричество, дизельное топливо. Газификация требует адаптации тарифной политики и субсидирования, иначе население продолжает использовать привычные, пусть и менее экологичные источники энергии.
Таким образом, на 2025 год газификационная отрасль России характеризуется устойчивым ростом, высоким уровнем государственного участия и расширением возможностей подключения для частных потребителей. При этом сохраняется необходимость в системной работе по устранению региональных различий и технологическому обновлению газораспределительных систем. Успешная реализация всех целей по газификации до 2030 года возможна при условии сохранения политической воли, финансовой стабильности, а также адаптации инструментов реализации к региональной специфике и современным вызовам [3,4,12,17,18]. Помимо этого, для интенсификации развития газовой отрасли можно рекомендовать:
- Усилить межведомственную координацию и унифицировать нормативную базу газификации на федеральном и региональном уровнях.
- Создать федеральный фонд поддержки газификации социально уязвимых категорий населения.
- Расширить программу субсидирования внутридомовых работ.
- Разработать специализированную политику газификации арктических и малонаселённых территорий на базе автономных решений.
- Продолжить импортозамещение оборудования и комплектующих с приоритетом на КИПиА и автоматизацию.
- Повысить прозрачность работы Единого оператора газификации и доступность цифровых сервисов.
References:
Belinskiy A.V. (2018). Influence of the gas supply and the gas infrastructure development on economic growth of regions of the Russian Federation (econometric approach). Gazovaya promyshlennost. 6-13.
Chernavskiy S. Ya. (2021). Associated petroleum gas market: pricing mechanisms. Economics and the Mathematical Methods. 57 (4). 49-58. doi: 10.31857/S042473880017524-5.
Gayvoronskaya M.S. (2020). Otsenka potrebnosti v gazifikatsii domokhozyaystv Rossii i vozmozhnosti dlya ee uskoreniya Scientific works Institute for Economics and Forecasting RAS. (18). 274- 295. doi: 10.47711/2076-318-2020-274-295.
Gayvoronskaya M.S. (2022). Problems of development of the Russian gas industry Strategic planning and enterprise development. 346-348.
Ivanter A., Kudiyarov S. V. (2020). How much gas is for the people. Expert. (48).
Kapitonov S. (2021). Lessons from the gas crisis in Europe. The Energy Policy. (12). 42–49. doi: 10.46920/2409-5516_2021_12166_42.
Khatsieva L.U., Arsakhanova Z.A., Smirnova A.V. (2023). The impact of sanctions on the Russian oil and gas sector on the global economy. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11). 404-410. doi: 10.34925/EIP.2023.160.11.077.
Lyaschenko P. I. History of the National Economy of the USSR (in 3 volumes) (1952-1956) (0).
Medvedeva A. A. (2024). Sustainable development of the gas industry based on digital transformation of enterprises under the conditions of external environment instability. Economics and management. (12). 38-49. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.12.03.005.
Novak A.V. (2020). Social priority - gasification of regions. The Energy Policy. (11). 4-11. doi: 10.46920/2409-5516_2020_11153_4.
Pogrebinskiy A.P. (1960). History of the national economy of the USSR (1917-1959)
Ukhov V. Yu., Savon I. V. (2023). Impact of sanctions in the energy sector on the level of economic security: global and regional aspects. Economics and management. (12). 4-10. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.12.10.001.
Страница обновлена: 13.05.2025 в 22:51:41