Акциз на табачную продукцию как один из эффективных инструментов борьбы с табачной эпидемией
Сасова А.Д.1
1 Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия»
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 5 (Май 2025)
Аннотация:
В статье рассмотрены основные виды продукции для курения, представленные на мировом и российском рынках. Проанализирован порядок ввоза и уплаты акциза на табачную и никотинсодержащую продукции таможенным органам при их ввозе на территорию Российской Федерации. Изучены основные законодательные акты, принятые в целях борьбы с курением в Российской Федерации. Значительное внимание уделяется анализу определений понятий «никотинсодержащая продукция», «жидкость для электронных систем доставки никотина», «табак нагреваемый». Проанализированы результаты проведенных аналитическими службами и автором опросов, посвященных проблеме курения
Ключевые слова: табачная продукция, никотинсодержащая продукция, акциз, ставка акциза, подакцизный товар, маркировка, акцизные марки, средства идентификации
JEL-классификация: L51, L52, O25
Введение
По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) употребление табака является одной из самых серьезных угроз для здоровья человека, когда-либо возникавших в мире. От последствий употребления табака ежегодно умирает более 8 миллионов человек, более 7 миллионов из них – потребители и бывшие потребители табака и более 1,2 миллиона людей – некурящие, подвергающиеся воздействию вторичного табачного дыма [13].
В 2003 году для предотвращения дальнейшего распространения глобализации табачной эпидемии в Женеве заключена Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее – РКБТ). В 2008 году Российская Федерация присоединилась к РКБТ, определив для себя разработку и внедрение эффективных законодательных и иных мер в области борьбы с потреблением табака в качестве приоритета. С учетом изложенного исследуемая тема является актуальной.
В качестве теоретической базы исследования использованы научные труды Малковой Ю.В. [5], Леонова Е. А. [4], Раева А. М. [8], Кондратьевой Е.А., Шальневой М.С. [3], Баташева Р.В. [1] и других авторов, поднимающих в своих работах тему налогообложения табачной и никотинсодержащей продукции.
Научный пробел: на сегодняшний день отсутствуют комплексные исследования, посвященные проблеме курения, затрагивающие как изучение определений основных понятий таких как «никотинсодержащая продукция», «жидкость для электронных систем доставки никотина», «табак нагреваемый», так и анализ основных нормативных правовых актов, принятых в целях борьбы с курением в Российской Федерации, и оценка их влияния на уровень потребления гражданами Российской Федерации табачной и никотинсодержащей продукции.
Целью исследования является анализ основных нормативных правовых актов, принятых в целях борьбы с курением в Российской Федерации, и оценка их влияния на уровень потребления гражданами Российской Федерации табачной и никотинсодержащей продукции.
Научная новизна: получены результаты проведенного автором в социальных сетях опроса, направленного на выявление процента курящих людей, а также наиболее распространенного способа курения в различных возрастных категориях.
Гипотеза: можно ожидать, что ужесточение законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, а также увеличение ставок акцизов на рассматриваемую продукцию повлечет за собой снижение количества курящих людей в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили системный и процессный подходы общей теории управления, принцип диалектического единства теории и практики. В исследовании использованы такие общенаучные методы как абстракция, анализ, синтез, сравнение, сравнительный анализ.
Основная часть
В рамках проводимой государством политики по борьбе с курением в Российской Федерации в 2010 – 2013 годах был принят комплекс мер, направленных на создание базовых условий для защиты здоровья граждан от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма. В частности, в соответствии со статьей 5 РКБТ распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1563-р утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы, положения которой легли в основу принятого в 2013 году Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон № 15), включающего в себя комплекс мер и ограничений в сфере потребления табака.
Федеральным законом № 15 были введены:
– понятия «курение табака», «окружающий табачный дым», «последствия потребления табака» и «спонсорство табачными организациями», «стимулирование продажи табачной продукции и (или) потребления табака»;
– ряд запретов на курение, стимулирование продажи табачных изделий и спонсорства, демонстрацию табачных изделий и процесса курения;
Также было предусмотрено:
– увеличение акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также установление минимальных розничных цен на табачную продукцию;
– просвещение и информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии табачного дыма;
– оказание медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости;
– введение учета производства, импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли табачной продукцией, отслеживания производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий и другие меры.
В рассматриваемый федеральный закон был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе введены понятия «кальян», «никотинсодержащая продукция», «никотинсодержащая жидкость», «устройство для потребления никотинсодержащей продукции». С 31.07.2020 Федеральный закон № 15 носит наименование «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
Планом мероприятий по реализации Концепции на 2010–2015 годы было предусмотрено поэтапное равномерное увеличение акцизов на все виды табачных изделий до среднего уровня налогообложения данных изделий среди стран Европейского региона ВОЗ.
Разработанная концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы и дальнейшую перспективу не была утверждена.
Далее Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу (далее – Конвенция), которая в целях выполнения задачи по сокращению предложения табака и иной никотинсодержащей продукции среди населения, предусматривает предотвращение незаконной торговли табачными изделиями и иной никотинсодержащей продукцией; противодействие незаконному производству и обороту табачной и иной никотинсодержащей продукции, включая совершенствование контроля за выдачей и оборотом специальных (акцизных) марок.
Одним из целевых показателей реализации Концепции на период до 2035 года определен показатель «Распространенность потребления табака населением Российской Федерации (взрослое население)». Запланировано снижение данного показателя с 29 % в 2018 году до 21 % в 2035 году (ежегодное снижение на 0,5 п. п., начиная с 2021 года).
В соответствии с Положениями данной Конвенции потребление табака представляет существенную угрозу для здоровья граждан Российской Федерации и влечет за собой негативные медицинские, демографические и другие социально-экономическими последствия.
В 2023 году по аналогии с нормативным правовым актом, регламентирующим государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции [1], был принят Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» от 13.06.2023 № 203-ФЗ (далее – Федеральный закон № 203), устанавливающий правовые основы производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства в Российской Федерации.
Из вышенаписанного можно сделать вывод, что в последние годы государство начало предпринимать активные действия, направленные на развитие правового регулирования оборота, потребления и рекламы никотинсодержащей продукции в России [8].
На сегодняшний день мировой и российский рынок табака представлен большим ассортиментом продукции для курения. Всю продукцию для курения можно разделить на три группы:
1) Табачные изделия, к видам которых относятся сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия.
2) Никотинсодержащая продукция, к которой относятся жидкости для электронных систем доставки никотина (далее – ЭСДН); табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания;
3) Устройства для потребления никотинсодержащей продукции: ЭСДН, устройства для нагревания табака.
Необходимо отметить, что в течение последних десятилетий Россия является одним из крупнейших рынков табачной продукции в мире [4].
Рассмотрим результаты опроса, проводимого аналитиками «РБК Исследование рынков», по исследованию российского табачного рынка. В основу опроса легли открытые данные по курению в России, собранные Федеральной службой государственной статистики (далее – Росстат) и Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее – ВЦИОМ).
Согласно указанным источникам доля курящих россиян в последние годы снижается. По данным Росстата, она уменьшилась с 24,2% в 2019 году до 18,7% в 2023 году. ВЦИОМ тоже отмечает снижение с 41% в 2009 году до 30% в 2023 году [2].
Для участия в опросе отобрали более 3 тыс. респондентов от 18 лет из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и других российских городов.
Исходя из данных опроса портрет потребителя табачных изделий сегодня выглядит так: мужчина (74% против 26% женщин), 35-44 лет (29%), проживающий в населенном пункте до 500 тыс. человек (42%), имеющий доход до 40 тыс. руб. или от 41 до 80 тыс. руб. положение (74%).
Портрет курильщика с 2009 г. изменился. Если 13 лет назад наиболее курящей частью населения была группа 18-44 лет (48–50%), то сегодня молодежь 18-24 лет уже не входит в данную аудиторию, ее наполняют 35–54-летние (29–23%), то есть те, кто курил тогда и продолжает курить на сегодняшний день.
На вопрос «Как вы считаете, эффективны ли существующие ограничения в борьбе с курением?» респонденты ответили следующим образом. По мнению 37,9% курящих, ограничительные меры не дают ощутимых результатов. Одна из причин негативного ответа респондентов является ощущение того, что запреты часто не соблюдаются, а государству выгодно зарабатывать на высоких акцизах. Тем самым серьезные ограничения невыгодны для бюджета страны.
Несмотря на имеющееся разнообразие видов продукции для курения на рынке табачной продукции подавляющее большинство потребителей выбирает обычные сигареты. На втором месте по популярности находятся такие системы нагревания табака как IQOS и GLO. Хотя эти устройства появились в России меньше десяти лет назад, ими уже пользуются 15,5% опрошенных. Часто их применяют как дополнение к обычным сигаретам.
В основном на устройства для нагревания табака переходят люди 18–34 лет. Среди них выбор в пользу этих видов продукции делает каждый четвертый курящий.
Наименее популярные виды табачной продукции – трубки, папиросы и некурительный табак.
Автором также проведен опрос в период с 1 ноября по 1 декабря 2024 года в социальных сетях и мессенджере Telegram, направленный на выявление процента курящих людей, а также наиболее распространенного способа курения в различных возрастных категориях (см. рис. 1).
Опрос проводился среди 139 человек, респондентами выступило ближайшее окружение автора (рабочие и студенческие группы, одноклассники сестры, родственники): лица в возрасте от 14 лет и старше. Поскольку таким образом учли весь возможный диапазон возрастных групп, то результаты исследования можно считать репрезентативными для всего общества.
Опрашиваемых относили к курильщикам, если они употребляли табачную продукцию ежедневно либо периодически.
Рис. 1. Количество опрошенных респондентов по возрастным категориям [составлено автором]
В рамках данного материала под курением понимается не только классический способ потребления табака через традиционные курительные изделия – сигареты, сигары, сигариллы, трубки, папиросы и кальяны, но и курение никотинсодеражщей продукции.
На вопрос «Курите ли Вы?» 37 человек ответили положительно, 86 человек отметили, что не курят, остальные выбрали вариант ответа «Курил, но бросил» (см. рис. 2, табл. 1).
Рис. 2. Результаты опроса по количеству курящих [составлено автором]
Таблица 1
Результаты опроса по количеству курящих [составлено автором]
|
14-23
|
24-35
|
36-60
|
61 и старше
|
Курит
|
9 (16%)
|
16 (40%)
|
9 (26%)
|
3 (25%)
|
Не курит
|
40
|
19
|
21
|
6
|
Курил, но бросил
|
4
|
5
|
4
|
3
|
Всего опрошенных
|
53
|
40
|
34
|
12
|
Итого:
|
139 человек
|
Результаты анкетирования показали, что наибольшее количество курильщиков приходится на возрастную группу от 24 до 35 лет, что составляет 40% от всех опрошенных в этой возрастной группе и занимает долю в 11, 6% от всех опрошенных.
При этом из тех категорий людей, которые курят, данные по способу курения распределились следующим образом (можно было выбрать несколько вариантов ответа) (см. рис. 3)
Рис.3. Предпочтительные способы курения [составлено автором]
В возрастной категории от 24 до 35 употребление сигарет и ЭСДН находятся на одном уровне, в то время как в категории людей от 36 до 60 явное предпочтение отдается сигаретам.
Также в ходе опроса выяснялось отношение респондентов к никотинсодержащей продукции. Производители данного вида продукции позиционируют свой товар как менее вредный для человеческого организма по сравнению с традиционными методами курения. При этом 72 % опрошенных не согласны с позицией производителей, что ЭСДН и УДНТ оказывают меньший вред здоровью.
Табачная и никотинсодержащая продукции поступают на российский рынок путем производства и последующей реализации на территории Российской Федерации, импорта с территорий стран государств-членов ЕАЭС в рамках взаимной торговли, а также при ввозе продукции с территорий третьих стран.
Ввоз в Российскую Федерацию табака, табачной и никотинсодержащей продукции осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании при условии соблюдения требований и ограничений, установленных Федеральным законом от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» и Федеральным законом № 203.
В соответствии со статьей 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС. На основании статьи 46 ТК ЕАЭС акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, отнесены к таможенным платежам. Порядок уплаты акцизов установлен Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).
Акцизы являются одним из старейших налогов и всегда были популярны среди правительств государств, потому что зачастую они являются одним из простых и быстрых источников наполнения бюджета [5]. В настоящее время акциз по табачную продукцию приносит в консолидированный бюджет Российской Федерации до 2,3% [1].
Ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, является объектом налогообложения акцизом. Перечень подакцизных товаров, а также налоговые ставки определены статьями 181 и 193 НК РФ соответственно.
Согласно статье 181 НК РФ подакцизными товарами признаются:
1) табачная продукция;
2) жидкости для электронных систем доставки никотина;
3) табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания;
4) никотиновое сырье, предусмотренное законодательством о государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства;
5) бестабачная никотинсодержащая смесь для нагревания.
В таблицах 2, 3, 4 приведены различные определения понятий «никотинсодержащая продукция», «жидкости для электронных систем доставки никотина», «табак нагреваемый», содержащихся в нормативных правовых актах.
Таблица 2
Определения понятия «никотинсодержащая продукция» [составлено автором]
Нормативный правовой акт
|
Определение понятия «никотинсодержащая продукция»
|
Федеральный
закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия
окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления»
|
изделия,
которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его
производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и
его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе
изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием
жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость,
порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для
употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных
средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской
Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и
табачных изделий);
|
Налоговый
кодекс Российской Федерации
|
-
|
Технический
регламент ЕАЭС «Технический регламент на никотинсодержащую продукцию»
(находится на рассмотрении)
|
никотинсодержащее
изделие, упакованное в потребительскую упаковку («никотинсодержащее изделие»
- изделие, содержащее источник никотина (за исключением пищевых продуктов,
табачных изделий, лекарственных средств и медицинских изделий),
предназначенное для потребления с целью доставки никотина в организм человека
и не предназначенное для внутрижелудочного потребления)
|
Национальный
стандарт жидкости для электронных систем доставки никотина ГОСТ Р 58109-2018
|
-
|
Концепция
осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и
иной никотинсодержащей продукции в РФ на период до 2035 г.
|
продукция,
содержащая никотин и предназначенная для потребления никотина любым способом
(за исключением лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с
законодательством Российской Федерации), а также устройства для потребления
такой продукции.
|
Федеральный
закон от 13.06.2023 № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и
оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и
сырья для их производства»
|
-
|
Таблица 3
Определения понятия «жидкость для электронных систем доставки никотина» [составлено автором]
Нормативный правовой акт
|
Определение понятия «жидкость для электронных систем
доставки никотина»
|
Федеральный
закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия
окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления»
|
любая
жидкость с содержанием никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, а также жидкость
без содержания никотина или с его минимальным содержанием менее 0,1 мг/мл,
предназначенная для использования в устройствах для потребления
никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки
никотина
|
Налоговый
кодекс Российской Федерации
|
любая
жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл для электронных
систем доставки никотина, в том числе содержащаяся в таких электронных
устройствах
|
Технический
регламент ЕАЭС «Технический регламент на никотинсодержащую продукцию» (находится
на рассмотрении)
|
вид
никотинсодержащего изделия, представляющий собой жидкую смесь в картридже
(капсуле) или в потребительской упаковке в виде контейнера или в устройстве
одноразового использования с содержанием никотина (солей никотина) 0,1 мг/мл
и более, предназначенный для образования аэрозоля и его вдыхания потребителем
при использовании с устройством для потребления никотинсодержащих изделий
|
Национальный
стандарт жидкости для электронных систем доставки никотина ГОСТ Р 58109-2018
|
раствор,
предназначенный для использования в ЭСДН (жидкость или гель), который
преобразуется в аэрозоль, вдыхаемый потребителем
|
Концепция
осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и
иной никотинсодержащей продукции в РФ на период до 2035 г.
|
-
|
Федеральный
закон от 13.06.2023 № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и
оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и
сырья для их производства»
|
-
|
Таблица 4
Определения понятия «табак нагреваемый» [составлено автором]
Нормативный правовой акт
|
Определение понятия «табак нагреваемый»
|
Федеральный
закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия
окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления»
|
-
|
Налоговый
кодекс Российской Федерации
|
-
|
Технический
регламент ЕАЭС «Технический регламент на никотинсодержащую продукцию»
(находится на рассмотрении)
|
наполнитель
изделия с нагреваемым табаком (табака нагреваемого) или табачной смеси для
нагревания, состоящий из табака, прошедшего промышленную и (или) иную
обработку, с добавлением или без добавления ингредиентов, являющийся основным
элементом изделий с табаком нагреваемым (табака нагреваемого), табачной смеси
для нагревания, никотинсодержащих изделий одноразового использования и
предназначенный для их изготовления
|
Национальный
стандарт российской федерации Табак нагреваемый ГОСТ Р 57458-2017
|
изделие,
состоящее из табачного сырья с добавлением или без добавления ингредиентов,
предназначенное для потребления исключительно с устройством для нагревания
путем вдыхания аэрозоля, образующегося при его нагревании без горения и
тления
|
Концепция
осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и
иной никотинсодержащей продукции в РФ на период до 2035 г.
|
-
|
Федеральный
закон от 13.06.2023 № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и
оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и
сырья для их производства»
|
-
|
Исходя из анализа вышеуказанных определений, можно сделать вывод, что трактовки понятий в нормативных правовых актах разнятся. Например, в соответствии с Национальным стандартом жидкости для электронных систем доставки никотина ГОСТ Р 58109-2018 под жидкостью для ЭСДН понимается раствор, предназначенный для использования в ЭСДН (жидкость или гель), который преобразуется в аэрозоль, вдыхаемый потребителем, в то время как в других документах к жидкости относят любую жидкость с содержанием никотина в объеме от 0,1 мг/мл.
Вместе с этим не во всех рассматриваемых нормативных правовых актах приводятся определения анализируемых понятий, даже при условии их упоминания в тексте документа.
Несмотря на имеющиеся у государства методы контроля за ввозом табачной и никотинсодержащей продукции на территорию Российской Федерации, представленные маркировкой акцизными марками и средствами идентификации, на долю нелегальной продукции во втором квартале 2024 года приходилось 11,3% российского рынка табака по данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Наибольший вклад в незаконный оборот вносят сигареты, незаконно ввезенные в Российскую Федерацию из государств-членов ЕАЭС. При этом доминирует продукция белорусского происхождения – ее доля составляет 86,8% от всей нелегальной продукции, ввозимой из государств-членов ЕАЭС [6].
Отдельного обсуждения требует вопрос гармонизации налогового законодательства в ЕАЭС. Наряду с неоспоримыми преимуществами интеграции экономик и свободного передвижения товаров и рабочей силы для стимулирования роста, различия между странами в налоговых ставках и механизмах администрирования в условиях открытых границ порождают многообразные схемы уклонения и недобросовестной оптимизации как косвенных, так и прямых налогов, что усиливает позиции теневой экономики. Особенно ярко это проявляется в сегменте подакцизной продукции: различия в ставках продуцируют нелегальные трансграничные потоки товаров (ввоз и последующую реализацию) из стран с наиболее низкими ценами из-за низких ставок акцизов [4].
Основная схема ухода недобросовестных участников рынка от уплаты акцизов основана на свободном перемещении товаров в рамках ЕАЭС, что в том числе связано со значительной разницей ставок акцизов в государствах-членах ЕАЭС. Табачная продукция, произведенная в государствах – членах ЕАЭС, помещенная под таможенную процедуру экспорта в третьи страны и не подлежащая маркировке акцизными марками и средствами идентификации, беспрепятственно следует через территорию Российской Федерации, а фактически остается в России.
В целях углубления экономического сотрудничества, взаимной помощи налоговых органов государств в противодействии уклонению от уплаты косвенных налогов, в том числе при трансграничной торговле подписано Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов Евразийского экономического союза от 19 декабря 2019 г, а также утвержден проект Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам (далее – Договор). При этом без одновременного внедрения на практике системы маркировки (или иной аналогичной системы прослеживаемости товаров) на всей территории ЕАЭС преодоление существующих рисков легализации теневого оборота ряда видов подакцизной продукции не представляется возможным. В частности, уже имеющийся опыт России показал, что установление Единой государственной автоматизированной информационной системы только на территории Российской Федерации не решил проблемы ввоза нелегальной алкогольной продукции из государств-членов ЕАЭС. Также в рамках предотвращения ввоза на территорию Российской Федерации нелегальной табачной никотинсодержащей продукции, в том числе из государств-членов ЕАЭС, необходимо обеспечить эффективное взаимодействие таможенных и налоговых органов, используя обмен данных в рамках системы управления рисками при выборе объектов контроля.
Росалкогольтабакконтроль получил полномочия по госконтролю за производством и оборотом табака и никотиносодержащей продукции с 1 марта 2024 года. Раньше такая работа велась в рамках других видов и схем мониторинга и контроля. Новое российское ведомство должно выявлять и пресекать незаконное производство и оборот табака и никотиносодержащей продукции
Распространение контрафактной табачной и никотинсодержащей продукции представляет собой социально-экономический риск, оказывающий негативное влияние на добросовестный бизнес и эффективность государственного управления. Комплексный, системный подход всех участников рынка позволяет выработать единую стратегию, направленную на борьбу с контрафактной продукцией.
По мнению законодателей, повышение акцизов на табачную продукцию приводит к уходу легальных продавцов, которые не выдержат конкуренции с нелегальным сегментом. Значительное повышение акцизов не приводит к сокращению числа курильщиков, однако люди начнут еще больше покупать контрафактные сигареты.
Заключение
Таким образом, на сегодняшний день российский рынок представлен следующими видами продукции: табачная, никотинсодержащая, а также устройства для потребления никотинсодержащей продукции и устройства для нагревания табака.
Российская Федерация проводит антитабачную политику, направленную на сокращение числа курильщиков в стране и последствий табачной эпидемии, путем принятия новых нормативных правовых актов и внесением изменений в уже существующие. Вместе с тем, определения основных понятий, содержащихся в вышеуказанных документах, разнятся, что затрудняет идентификацию ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, и, в следствие, их отнесение (н отнесение) к подакцизным.
С учетом изложенного предлагается внести изменения в основные законодательные акты, принятые в целях борьбы с курением в Российской Федерации, и унифицировать определения понятий «никотинсодержащая продукция», «жидкости для электронных систем доставки никотина», «табак нагреваемый».
На основе данных, полученных в результате опросов, можно сделать вывод о сокращении числа курильщиков табачной продукции в последние годы, а также о сдвиге потребительского спроса, в частности молодежи, в пользу никотинсодержащей продукции из-за удобства ее использования и причинения меньшего вреда здоровью, по мнению производителей.
Для противодействия ввоза на территорию Российской Федерации нелегальной табачной и никотинсодержащей продукции, а также дальнейшей ее реализации на отечественном рынке, необходим эффективный таможенно-налоговый механизм контроля, гармонизация ставок акцизов, создание единой системы маркировки средствами идентификации табачной и никотинсодержащей продукции на территории государств-членов ЕАЭС.
[1]Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 30.11.2024) СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8368/ (дата обращения: 07.04.2025).
Источники:
2. Дым без огня: обзор рынка и тренды потребления табака в России. Общество // РБК Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/67f8e5e39a7947aa298a30a7?from=copy (дата обращения: 07.04.2025).
3. Кондратьева Е.А., Шальнева М.С. Практика акцизного налогообложения табачной продукции в России // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 1. – p. 120-127. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-aktsiznogo-nalogooblozheniya-tabachnoy-produktsii-v-rossii.
4. Леонов Е. А. Налогообложение и регулирование табачной и инновационной никотинсодержащей продукции в России: новые проблемы и решения // Ars Administrandi (Искусство управления). – 2022. – № 2. – c. 233–267.
5. Малкова Ю.В. Особенности акцизного налогообложения в странах Европейского союза // Инновационное развитие экономики. – 2019. – № 5. – c. 29-36.
6. Минпромторг сообщил о снижении доли нелегального табака до 11,3%. Внешнеэкономические новости // Новости // Альта-Софт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/external_news/111806/ (дата обращения: 15.04.2025).
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : от 05 авг. 2000 г. :принят Гос. Думой 16 июля 1998 г. : одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. (ред. от 21.01.2025). СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 07.04.2025).
8. Раев А. М. Состояние и проблемы законодательного регулирования оборота и потребления никотинсодержащей продукции // Актуальные проблемы экономики и права. – 2021. – № 1. – c. 43-53.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2019 № 2732-р «Об утверждении Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_338370/f324c42e201dfdfcefa876898f00f9893be0eee2/ (дата обращения: 15.04.2025).
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1563-р «О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105331/7ef51f1b3df3a26b2f4f1df8ed0f3ba875ece241 (дата обращения: 15.04.2025).
11. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» от 23.02.2013 № 15-ФЗ. (ред. от 28.12.2024) СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142515/ дата обращения: 15.04.2025)
12. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» от 13.06.2023 № 203-ФЗ (ред. от 28.12.2024) СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449350/ (дата обращения: 07.04.2025)
13. World Health Organization // Newsroom// Fact sheets // Detail // Tobacco [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/tobacco (дата обращения 30.03.2025)
14. WHO Framework Convention on Tobacco Control // Resources // Publications // Overview / [Электронный ресурс]. URL: https://fctc.who.int/resources/publications/i/item/9241591013 (дата обращения 05.04.2025)
Страница обновлена: 20.05.2025 в 12:52:04