Анализ современного состояния и роли инновационной системы в экономике Индии

Подольская Т.В.1, Сингх М.А.1
1 Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются ключевые факторы, способствующие росту инновационного потенциала страны, такие как цифровая трансформация, улучшение инфраструктуры и участие в глобальных цепочках добавленной стоимости. Особое внимание уделяется успехам Индии в мировых рейтингах инновационного развития и увеличению финансирования НИОКР. Основная цель исследования – проанализировать развитие инновационное системы Индии, выявить ключевые механизмы государственной поддержки и определить факторы, способствующие укреплению её инновационного потенциала и конкурентоспособности в глобальной экономике. Данная статья будет интересна исследователям в области инновационного развития, экономистам, изучающим роль технологий в росте национальной экономики, а также специалистам по государственной политике и стратегическому планированию. Также она может быть полезна предпринимателям и инвесторам, рассматривающим Индию как перспективную площадку для инновационного бизнеса

Ключевые слова: инновационная система Индии, экономика Индии, государственная поддержка, стартап-экосистема, инвестиции в науку, цифровая трансформация, НИОКР, глобальные инновации

JEL-классификация: O31, O32, O38, O53



Введение

Актуальность темы обусловлена возрастающим значением инноваций как ключевого фактора устойчивого экономического роста и глобальной конкурентоспособности стран. В условиях цифровой трансформации мировой экономики на первый план выходят не только объемы инвестиций в науку и технологии, но и способность государства выстраивать эффективную национальную инновационную систему (НИС), обеспечивающую рост производительности, создание высокотехнологичных рабочих мест и привлечение инвестиций. Индия, как одна из крупнейших развивающихся экономик, за последние два десятилетия продемонстрировала заметный прогресс в формировании инновационной инфраструктуры, активизации стартап-среды и внедрении цифровых решений, что делает ее интересным объектом для научного анализа.

Литературный обзор показывает, что исследователи акцентируют внимание на различных аспектах индийской НИС. Махлаюк А.А. [15] [Makhlayuk A.A.] анализирует структурные особенности и институциональные механизмы функционирования инновационной системы Индии, Боланья Д. [5] [Bonalya D. V.] подчеркивает значение международного сотрудничества и глобальной интеграции индийской науки, Коновалов И.А. [11] [Konovalov I.A.], Пинчук В.Н. [12] [I.A., Pinchuk V.N.] , Шарма Я. [12] [Sharma Ya], Лавров С.Н. [12] [Lavrov S.N.] Шавлай Э.П. [22] [Shavlay] акцентирует внимание на государственной инновационной политике и её эволюции эволюции, Устюжанцева О.В. [20, 21] [Ustyuzantseva O.V.] исследует специфику взаимодействия между университетами, бизнесом и государством. Кириченко И.В. [9] [Kirichenko I.V.] фокусируется на социальной составляющей инновационных процессов.

Дополнительно, важный вклад в изучение темы внесли: Елецкий А.Н. [7] [Elezkiy A.N.], Тюмина Д.С. [19] [Tumina D.S.], что позволяет говорить о глубокой разработанности темы в академической среде. В то же время, несмотря на широкую представленность вопроса в научной литературе, отсутствует комплексный анализ взаимосвязи между архитектурой национальной инновационной системы Индии и её влиянием на структуру и темпы экономического роста в условиях цифровизации и глобальных трансформаций.

Научный пробел заключается в недостаточной разработке проблематики синергетического взаимодействия элементов НИС Индии (академической среды, бизнеса, государства) и оценки их вклада в экономику с опорой на современные количественные индикаторы.

Цель исследования – провести комплексный анализ структуры и динамики развития инновационной системы Индии, оценить её влияние на экономику страны и выявить направления дальнейшего совершенствования с учетом международного опыта и внутренних вызовов.

Научная новизна работы состоит в уточнении роли индийской НИС в формировании новой модели экономического роста, основанной на знаниях и инновациях; в выявлении системных барьеров, сдерживающих развитие инновационной экосистемы; и в формулировании авторского подхода к оценке эффективности НИС на основе многофакторного анализа.

Авторская гипотеза заключается в том, что при наличии стабильной институциональной поддержки и расширении взаимодействия между наукой и промышленностью, НИС Индии способна выступать драйвером перехода к экономике знаний и обеспечить в долгосрочной перспективе устойчивые темпы роста даже в условиях глобальной нестабильности.

Методологической основой исследования выступает системный и институциональный подход, а также методы сравнительного анализа, контент-анализа нормативных и стратегических документов, статистическое моделирование на основе открытых данных международных организаций (WIPO, World Bank, Global Innovation Index) и индийских правительственных структур (NITI Aayog, Department of Science and Technology).

Основная часть

Индия, как одна из наиболее быстро развивающихся экономик мира, демонстрирует значительные успехи в области инноваций. Развитие инновационной системы в стране стало стратегическим приоритетом для правительства и бизнеса, что позволило Индии занять лидирующие позиции в различных мировых рейтингах инновационного развития.

Одним из ключевых факторов, способствующих росту инновационного потенциала Индии, является наличие широкой научно-исследовательской базы и активное участие в глобальных цепочках добавленной стоимости. Индия заняла 39-е место в Глобальном инновационном индексе 2024 года, что подчеркивает её прогресс в области научных исследований, разработок и технологических решений (Global Innovation Index, 2024) [25]. За последние 10 лет Индия продемонстрировала устойчивый рост в данном рейтинге: с 2015 года, когда страна занимала 81-е место, её позиции значительно улучшились. С 2016 года наблюдался заметный прогресс: 66-е место (2016), 60-е (2017), 57-е (2018), 52-е (2019), 48-е (2020), 46-е (2021), 40-е (2022 и 2023) [21]. Такой рост обусловлен активными инвестициями в научные исследования, развитием стартап-экосистемы, улучшением инфраструктуры и цифровой трансформацией экономики.

Такой впечатляющий рост Индии в Глобальном инновационном индексе во многом обусловлен не только активными инвестициями в научные исследования и цифровую трансформацию [18], но и динамичным развитием стартап-экосистемы, которая стала одним из ключевых драйверов инновационной системы страны.

По состоянию на 2023 год, Индия поддерживает более 100 000 стартапов и 113 компаний-единорогов, что подтверждает её статус третьей по величине экосистемы стартапов в мире [9]. Эти компании охватывают различные сектора, включая финтех, образовательные технологии, здравоохранение, искусственный интеллект и возобновляемую энергетику. Именно стартапы стали катализатором инноваций, создавая новые бизнес-модели, привлекая международные инвестиции и способствуя развитию человеческого капитала. Их успех стал возможен благодаря поддержке со стороны государства, развитию благоприятной инфраструктуры и широкому доступу к цифровым технологиям, что в совокупности укрепляет позиции Индии как глобального лидера в сфере инноваций.

Таблица 1 «Количество стартапов Индии с 2014 по 2024 гг.» [32]

Год
Количество стартапов
Процент увеличения по сравнению с предыдущим годом
2014
350

2015
4340
1140 %
2016
4750
9.44%
2017
5704
20.08%
2018
14339
151.38%
2019
25618
78,66 %
2020
40116
56,59 %
2021
60162
49,97 %
2022
86704
44,12 %
2023
112718
30,00 %
2024
127433
13,05 %

Таким образом, Индия уступает по количеству стартапов только США и Китаю, занимая третье место в мире.

Одним из ключевых факторов роста стартап-экосистемы Индии является государственная поддержка и стратегические инициативы. Стартап-экосистема получила заметную поддержку благодаря налоговым льготам. Например, с запуском инициативы «Startup India» в 2016 году государство начало предоставлять целый комплекс налоговых льгот. Если компания получает официальный статус стартапа, она может рассчитывать на так называемые налоговые каникулы — то есть освобождение от налога на прибыль на три года. Причём эти три года можно выбрать в пределах первых десяти лет существования компании после регистрации [20].

Кроме того, в 2024 году Индия отменила так называемый "налог на ангельские инвестиции" (angel tax), который ранее взимался с инвесторов, вкладывающих средства в стартапы. Это решение направлено на стимулирование инноваций и облегчение процесса привлечения финансирования для начинающих компаний [27]. Этот налог был введён ещё в 2012 году, чтобы бороться с отмыванием денег, но по факту он стал настоящим препятствием для молодых компаний, особенно на этапе, когда им критически важно привлекать инвестиции. По сути, налог облагал любые вложения, которые превышали "справедливую рыночную стоимость" стартапа, и именно эта размытость формулировки создавалась массу проблем для бизнеса.

В последние годы предпринимались меры по снижению негативного влияния налогообложения на инвестиционную активность в стартап-секторе. Так, в 2019 году были введены послабления для стартапов, зарегистрированных в DPIIT (Департамент содействия промышленности и внутренней торговли), а в 2023 году перечень исключений был расширен за счёт освобождения от налога для отдельных категорий инвесторов — в том числе иностранных портфельных инвесторов, банков и суверенных фондов. Тем не менее, данные меры не устраняли ключевые препятствия: сохранялись избыточные административные процедуры и налоговые риски, сдерживавшие приток капитала на ранних стадиях развития стартапов.

Полная отмена соответствующего налога в 2024 году стала важным шагом, вызвавшим положительный отклик со стороны участников рынка. Представители венчурных компаний, таких как «Accel» и «PhonePe», подчёркивали, что это решение устранило один из наиболее существенных барьеров для стартапов на ранней стадии. В результате появилась благоприятная среда для привлечения инвестиций, позволяющая стартапам сосредоточиться на росте и развитии, а не на преодолении бюрократических препятствий [38].

В целом, этот шаг сильно облегчил доступ к капиталу для молодых компаний, что особенно важно в условиях, когда венчурные инвестиции начали снижаться. Отмена налога — это не просто экономическая мера, это сигнал о том, что Индия всерьёз настроена стать глобальным центром для технологических стартапов.

2022 и 2023 годы оказались непростыми для венчурной индустрии во всем мире, и Индия не стала исключением — её рынок демонстрировал спад, следуя глобальной тенденции. Согласно данных отчета India Venture Capital Report 2024 от Bain & Company, объем инвестиций и количество сделок вернулись на уровень 2020 года, когда во время пандемии было заключено 809 сделок на сумму $10 млрд [28].

В 2021 году индийский венчурный рынок достиг рекордных показателей: стартапы привлекли $38,5 млрд — почти в четыре раза больше, чем годом ранее. Однако уже в 2022 году начался спад: инвестиции сократились на 36%, до $25,7 млрд, а в 2023 году упали ещё сильнее — до $9,6 млрд, что в четыре раза меньше, чем в 2021 году, и в 2,6 раза меньше по сравнению с 2022-м [4].

Количество сделок также сократилось почти вдвое: с 1545 в 2021 году до 880 в 2023-м. Средний размер одной сделки снизился с $24,9 млн до $10,9 млн, что даже меньше показателей 2019 и 2020 годов ($14,7 млн и $12,4 млн соответственно).

Эти изменения отражают растущую осторожность инвесторов в отношении рискованных вложений, что характерно не только для Индии, но и для мирового рынка в целом. Тем не менее, несмотря на общий спад, Индия удерживает позиции второго по величине венчурного рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе (после Китая) и четвертого в мире, уступая только США и Великобритании.

Активное развитие стартапов и рост объёмов венчурных инвестиций в Индии оказали значительное влияние на процесс цифровой трансформации страны. Существенная часть новых компаний сосредоточена в таких секторах, как финтех, e-commerce, искусственный интеллект, edtech и другие технологически ориентированные направления. Это не только способствует внедрению отдельных инновационных решений, но и формирует целостную экосистему, стимулирующую развитие цифровых технологий на системном уровне.

Венчурное финансирование играет ключевую роль в обеспечении стартапов необходимыми ресурсами для масштабирования, экспериментирования с новыми технологиями и модернизации цифровой инфраструктуры. Всё это в совокупности ускоряет переход Индии к экономике, основанной на технологиях, и способствует её укреплению в качестве одного из мировых лидеров в области цифрового развития. Технологический сектор, в свою очередь, становится всё более важным драйвером экономического роста и повышения глобальной конкурентоспособности страны.

В 2015 году была запущенна Программа «Цифровая Индия» (Digital India). Данная программа направлена на создание современной цифровой инфраструктуры и обеспечение доступа к государственным услугам в электронном формате. Она способствует повышению прозрачности и эффективности, а также стимулирует рост цифровой грамотности и сокращение разрыва между городскими и сельскими районами. Это, в свою очередь, улучшает качество жизни граждан и способствует экономическому развитию страны.

Одним из ключевых достижений этой инициативы стало внедрение в 2016 году Единого интерфейса платежей (Unified Payments Interface, UPI). UPI позволил миллионам индийцев совершать мгновенные и безопасные денежные переводы с помощью мобильных устройств, что значительно упростило финансовые операции. С момента запуска UPI количество пользователей и объем транзакций стремительно растут, что подчеркивает успешную интеграцию технологии в финансовый сектор Индии.

Таблица 2. «Основные показатели работы системы UPI в Индии по состоянию на январь (2017–2025 гг.)» [40]

Данные на январь
Количество банков, работающих с UPI
Объем (в млн.)
Стоимость (в млрд.рупий)
2025
647
16 996.00
23 480.37
2024
550
12 203.02
18 410.84
2023
385
8 036.89
12 987.27
2022
297
4 617.15
8 319.93
2021
207
2 302.73
4 311.82
2020
155
999.57
1 511.41
2019
134
672.75
1 099.32
2018
71
151.83
155.71
2017
36
4.46
16.96

Таблица составлена авторами статьи

Благодаря таким инициативам, Индия уверенно движется к построению цифровой экономики, где технологии играют ключевую роль в повседневной жизни и способствуют устойчивому экономическому росту.

В последние годы Индия демонстрирует постепенный рост инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Согласно данным за 2020 год, внутренние затраты на исследования и разработки составили 1,3 трлн рупий, что эквивалентно примерно 1,6 трлн рублей. Из этой суммы 48,1% приходилось на федеральный государственный сектор, 6,7% — на региональный государственный сектор, 36,4% — на предпринимательский сектор и 8,8% — на сектор высшего образования [17].

В 2022 году индийские компании значительно увеличили свои инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), 22 индийские компании вложили в общей сложности 4,7 млрд евро в исследования и разработки, что на 8,1% больше по сравнению с предыдущим годом. Это свидетельствует о растущей заинтересованности ведущих индийских компаний в НИОКР [5].

В целом, в 2022 году 2500 крупнейших компаний мира инвестировали в НИОКР более 1,3 трлн евро, что на 13% больше, чем в предыдущем году. Основной вклад в этот рост внесли ИТ-компании, занимающиеся как аппаратным, так и программным обеспечением, которые увеличили расходы на НИОКР более чем на 75 млрд евро [31].

Среди стран со средним уровнем доходов индийские компании лидируют по объему инвестиций в НИОКР. В 2022 году 22 индийские компании вложили в общей сложности 4,7 млрд евро в исследования и разработки. Несмотря на небольшое сокращение числа индийских компаний в рейтинге (в 2021 году их было 25), общий объем инвестиций в НИОКР в стране вырос на 8,1%.

Важным аспектом является распределение инвестиций между государственным и частным секторами. В Индии 45% общих расходов на НИОКР приходится на правительство, а 38% — на частный сектор, что составляет около 0,7% ВВП [1].

Для дальнейшего стимулирования инноваций и технологического развития правительство Индии запустило в 2014 году инициативу «Делай в Индии» (Make in India), направленную на наращивание производственных мощностей внутри страны. Одной из целей программы является увеличение доли производственного сектора в ВВП с 16,4% до 25% [15].

Согласно информации, опубликованной в издании Business Standard в августе 2016 года, в Бангалоре насчитывалось около 500 исследовательских лабораторий, большинство из которых принадлежали транснациональным корпорациям [26]. Это подчеркивает привлекательность страны для глобальных инвесторов в сфере НИОКР и способствует обмену знаниями и технологиями.

Многие транснациональные корпорации выбирают Индию в качестве базы для своих научно-исследовательских подразделений. Например, компания SAP имеет один из своих ключевых исследовательских центров в Бенгалуру, где разрабатываются и совершенствуются основные продукты компании. Подобные центры позволяют компаниям эффективно использовать местные таланты и ресурсы для глобальных инноваций [5].

Несмотря на положительные тенденции, Индии предстоит решить ряд задач для дальнейшего роста инвестиций в НИОКР. Среди них — необходимость увеличения финансирования исследований и разработок, улучшение инфраструктуры и создание благоприятной среды для инноваций. Реализация этих мер позволит Индии укрепить свои позиции на мировой арене и достичь поставленных целей в области научно-технологического развития.

В 2022 году индийские компании продолжили наращивать инвестиции в НИОКР. Согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), 22 индийские компании инвестировали в общей сложности 4,7 млрд евро в исследования и разработки, что на 8,1% больше по сравнению с предыдущим годом. Это свидетельствует о растущей заинтересованности ведущих индийских компаний в НИОКР [5].

Таким образом, за последние пять лет Индия демонстрирует тенденцию к увеличению финансирования НИОКР, как со стороны государства, так и частного сектора. Однако для достижения уровня ведущих мировых экономик необходимы дальнейшие усилия по увеличению инвестиций в эту сферу.

Технологические хабы, стартап-экосистема, реформы в цифровой сфере — всё это создаёт прочный фундамент для экономического роста.

Инновации вносят значительный вклад в ВВП. Так, ИТ-сектор обеспечивает в среднем 8% ВВП на 2023 год (см. данные рисунка 1) [35].

Рис. 1. Доля сектора информационных технологий/управления бизнес-процессами в ВВП Индии с 2018 по 2023 финансовый год с оценкой на 2025 год [35]

Индия является крупнейшим экспортером ИТ-услуг. Основной вклад в экспорт внес экспорт ИТ-услуг, составивший более 53% от общего объема экспорта ИТ (включая аппаратное обеспечение) [24]. Экспорт BPM, инженерных и научно-исследовательских работ (ER&D) и программных продуктов составил 22 % и 25 % соответственно от общего объема экспорта ИТ в 2023 финансовом году. В 2023 финансовом году объем экспорта индийской ИТ-индустрии составил 194 млрд долларов США. Основной вклад внес экспорт ИТ-услуг, составивший более 51 % от общего объема экспорта ИТ (включая аппаратное обеспечение). На долю BPM, программных продуктов и инженерных услуг пришлось по 19,3 и 22,1 % от общего объема экспорта ИТ в 2023 финансовом году. В 2023 финансовом году в ИТ-индустрии появилось 2,9 тыс. новых рабочих мест, в результате чего численность рабочей силы в отрасли достигла 5,4 млн человек [29].

Индийская фармацевтическая отрасль демонстрирует значительный рост и инновации в последние годы. Американская фармацевтическая компания Amgen объявила о намерении инвестировать около 200 миллионов долларов в новый технологический центр в Хайдарабаде, расположенном в южной части Индии, в течение этого года. Дополнительные инвестиции планируются в будущем. Это решение было озвучено генеральным директором компании, Робертом Брэдвеем, на церемонии открытия центра 24 февраля 2025 года. Новый центр сосредоточится на увеличении использования искусственного интеллекта и науки о данных для поддержки разработки новых лекарств. Amgen присоединяется к ряду других фармацевтических гигантов, стремящихся расширить свое присутствие в Индии, которая в последние годы стала центром глобальных возможностей в этой сфере. Ожидается, что к концу года в центре будет работать около 2000 сотрудников, из которых примерно 300 уже приступили к работе. Примечательно, что это объявление совпало с предстоящей конференцией BioAsia в Хайдарабаде, где руководители мировых и индийских фармацевтических компаний обсудят достижения отрасли [23].

Программа стимулирования производства (Production Linked Incentive, PLI), запущенная правительством Индии в 2020 году, направлена на укрепление внутреннего производства в ключевых секторах экономики. Первоначально общий бюджет программы составлял около 1,97 трлн рупий (приблизительно 24 млрд долларов США) и охватывал 14 секторов, включая электронику, фармацевтику, автомобили и текстиль [33].

Впоследствии были запущены дополнительные инициативы в рамках PLI. Например, в апреле 2023 года правительство одобрило вторую версию PLI для IT-оборудования с бюджетом в 17 000 крор рупий (около 2,1 млрд долларов США) [23]. Кроме того, Министерство новых и возобновляемых источников энергии реализует программу PLI для высокоэффективных солнечных фотоэлектрических модулей с общим бюджетом в 24 000 крор рупий (около 3 млрд долларов США) [34].

Еще одной важной инициативой является программа "Укрепление фармацевтической промышленности" (Strengthening of Pharmaceutical Industry, SPI), направленная на улучшение существующей инфраструктуры и поддержку малых и средних предприятий в секторе. С общим объемом инвестиций в 500 крор индийских рупий (примерно 64,5 миллиона долларов США), SPI фокусируется на модернизации производственных мощностей и повышении конкурентоспособности индийских фармацевтических компаний на глобальном рынке [1].

Кроме того, правительство Индии уделяет внимание развитию исследовательской инфраструктуры через создание Центров передового опыта (Centres of Excellence, CoEs) в рамках Национальных институтов фармацевтического образования и исследований (National Institute of Pharmaceutical Education and Research, NIPERs). Эти центры направлены на продвижение научных исследований и инноваций, а также на укрепление связей между академическими учреждениями и промышленностью. Министр здравоохранения Мансух Мандавия подчеркнул необходимость смещения акцента с самообеспечения на модель, основанную на прибыли, через исследования и развитие отраслевых связей [8].

В 2024 финансовом году экспорт лекарств и фармацевтических препаратов составил 27,82 млрд долларов США. В 2023 финансовом году экспорт лекарств и фармацевтических препаратов составил 25,4 млрд долларов США. В 2021-2022 годах страна экспортировала фармацевтическую продукцию на сумму 24,59 млрд долларов США, а в 2020-2021 годах экспорт вырос на 18% по сравнению с предыдущим годом и составил 24,44 млрд долларов США [30].

В целом, правительство Индии стремится создать благоприятную среду для развития фармацевтической отрасли, предоставляя налоговые льготы, улучшая нормативно-правовую базу и поддерживая локальное производство. Эти усилия направлены на превращение Индии в глобального лидера в производстве доступных и качественных лекарственных средств.

В последние годы экспортная деятельность Индии значительно повлияла на структуру её валового внутреннего продукта (ВВП). Согласно данным Всемирного банка, в 2022 году экспорт товаров и услуг составлял около 22,45% от ВВП страны [39].

Основные направления индийского экспорта включают драгоценные камни и ювелирные изделия, фармацевтическую продукцию, текстиль и готовую одежду, а также программное обеспечение и услуги в сфере информационных технологий. (см. данные рисунка 2)

Рисунок 2 «Доля основных направлений экспорта в ВВП Индии 2021-2022гг» [36, 37]

вставленное-изображение.tiff

Выводы и рекомендации

Изучение инновационного развития Индии, основанное на содержании представленной статьи, позволяет утверждать, что страна находится в активной фазе трансформации своей экономики на основе научно-технологических достижений и цифровых решений. Индия использует комплексный подход, в котором сочетаются политическая воля, институциональная поддержка, формирование современной инфраструктуры и ориентация на глобальные технологические тренды. Именно такая многослойная модель позволяет ей одновременно решать задачи ускоренного роста и преодоления традиционных ограничений, характерных для стран с крупной, но неоднородной экономикой.

Государственная политика в области инноваций демонстрирует явную целенаправленность. Сформирован ряд инструментов — от национальных миссий до программ поддержки стартапов, от создания цифровых платформ до инициатив по локализации производства. В этом контексте особенно важным является то, как в стране выстраивается взаимодействие между наукой, бизнесом и государством. Запуск программ «Start-up India» и «Digital India», институциональная поддержка через DPIIT, внедрение системы UPI в сфере финтеха, рост числа исследовательских центров иностранных компаний — всё это указывает на формирование устойчивой инновационной экосистемы, не ограниченной одной отраслью или формой собственности.

В то же время анализ позволяет выделить ряд ограничений. Несмотря на количественный рост, система инноваций ещё сталкивается с проблемами координации, высокой степенью фрагментарности и неравномерным распределением ресурсов между регионами. Частный сектор вовлечён в НИОКР всё ещё ограниченно, а венчурное финансирование подвержено внешним шокам. Кроме того, законодательные и налоговые барьеры, хотя и смягчаются — например, отмена «ангельского налога» в 2024 году, — всё ещё воспринимаются как факторы риска, особенно для иностранных инвесторов. Эти структурные элементы требуют более глубокой институциональной донастройки и постоянного мониторинга.

Рекомендации, которые логично вытекают из содержания статьи, касаются как стратегического, так и операционного уровня. Во-первых, необходимо продолжать поддержку стартапов не только через грантовые и налоговые меры, но и через создание пространств совместной работы, акселераторов, специализированных фондов. Во-вторых, стоит усиливать региональные инновационные хабы за пределами крупнейших мегаполисов, интегрируя университеты, местные НИИ и промышленные кластеры в единую цепочку создания стоимости. Это поможет снизить зависимость от центров вроде Бангалора или Хайдарабада и диверсифицировать инновационный ландшафт.

Также можно рекомендовать и в дальнейшем расширять программы международного сотрудничества в области НИОКР, ориентируясь на стратегические альянсы с научными центрами стран БРИКС, Юго-Восточной Азии и Европы. Индии важно не только привлекать иностранный капитал, но и включаться в совместные исследовательские проекты, обеспечивая трансфер технологий и кадровую мобильность. Особое внимание стоит уделить фармацевтике, биотехнологиям, ИИ и Сlean-tech — направлениям, где Индия уже накопила определённый потенциал и может претендовать на глобальное лидерство.

С точки зрения дальнейших исследований, перспективным видится более детальный анализ влияния конкретных государственных программ на динамику региональных инновационных систем. Также заслуживают внимания процессы цифровой инклюзии в сельских районах, оценка эффективности мер по поддержке женщин в предпринимательстве и влияние образовательных реформ на формирование нового поколения инноваторов. Можно рассматривать также интеграцию Индии в глобальные цепочки знаний через призму «обратной утечки умов» — возвращения индийских специалистов с опытом за рубежом и их вклад в развитие национальной науки и технологий.

В целом, Индия демонстрирует последовательность в формировании условий для роста инновационной экономики, а главное — наличие политической воли к изменениям. Успех страны в этом направлении будет зависеть от того, насколько гибко и быстро она сможет адаптироваться к новым вызовам, одновременно сохранив темпы цифровизации, открытость к внешнему миру и поддержку локальных инициатив.


Источники:

1. Анализ рынка директоров по маркетингу в Индии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/india-contract-manufacturing-organization-market, (дата обращения: 10.01.2025).
2. Анализ рынка услуг в сфере интеллектуальной собственности. - М.: Российский экспортный центр, 2022.
3. Бокачев И.Н. Национальная инновационная система Индии: процесс становления и основные показатели эффективности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2019. – № 4. – c. 774–785. – url: https://journals.rudn.ru/economics/article/view/23414/ru_RU,.
4. Венчурный рынок по-азиатски: чем Индия интересна российским стартапам. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/industries/news/662ceff19a7947604aff2c55, (дата обращения: 11.11.2024).
5. Бональя Д. В 2022 году расходы на НИОКР 2500 крупнейших компаний превысят 1,3 трлн евро. Всемирная организация интеллектуальной собственности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/ru/web/global-innovation-index/w/blogs/2024/r-and-d-spenders?utm_source, (дата обращения: 02.06.2024).
6. Датта С., Саад М. Университеты и инновационные системы: опыт Индии // Инновации. – 2011. – № 7. – c. 12–16.
7. Елецкий А.Н. Специфика инновационного развития Индии как одного из новых глобальных геоэкономических лидеров мировой экономики // Креативная экономика. – 2017. – № 8. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-innovatsionnogo-razvitiya-indii-kak-odnogo-iz-novyh-globalnyh-geoekonomicheskih-liderov-mirovoy-ekonomiki/viewer.
8. Как Индия создает свои инновации в фармацевтике. Химрар. [Электронный ресурс]. URL: https://chemrar.ru/kak-indiya-sozdaet-svoi-innovacii-v-farmacevtike/, (дата обращения: 12.12.2023).
9. Кириченко И.В. Социальная составляющая инновационной полтики. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/indiya-sotsialnaya-sostavlyayuschaya-innovatsionnoy-politiki/viewer, (дата обращения: 01.04.2025).
10. Количество стартапов в Индии выросло до 100000. Тв брикс. [Электронный ресурс]. URL: https://tvbrics.com/news/kolichestvo-startapov-v-indii-vyroslo-do-100-000/?utm_source=chatgpt.com, (дата обращения: 11.02.2025).
11. Коновалов Ю.А. Опыт Индии: инновационно-ориентированная экономика // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2013. – № 1. – c. 107–113. – url: https://journals.rudn.ru/international-relations/article/view/10360/ru_RU,.
12. Коновалов Ю.А., Пинчук В.Н., Шарма Я., Лавров С.Н. Роль иностранных инвестиций в формировании индийского промышленного хаба // Экономические отношения. – 2025. – № 2. – doi: 10.18334/eo.15.2.122845.
13. Матюшок В.М., Смолев Д.В. Искусственный интеллект в цифровой экономике Индии // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 1941-1956. – doi: 10.18334/vinec.13.4.120133.
14. Машкова Ю.А., Губарьков С.В. Цифровизация Индии: характерные черты и направления развития//Статья в сборнике трудов конференции Российской Таможенной академии, Владивостокский филиал.-2023.-С.295-299-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?utm_source=chatgpt.com&id=50395735,свободный.-Дата обращения 06.03.2025 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?utm_source=chatgpt.com&id=50395735,свободный.-Дата.
15. Махлаюк А. Стратегическое развитие индийской промышленности: к десятилетию инициативы «Делай в Индии». Российский совет по международным делам. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/strategicheskoe-razvitie-indiyskoy-promyshlennosti-k-desyatiletiyu-initsiativy-delay-v-indii/, (дата обращения: 26.02.2025).
16. Признание стратапов и освобождение от налогов». [Электронный ресурс]. URL: https://www.startupindia.gov.in/content/sih/en/startupgov/startup_recognition_page.html?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 12.03.2023).
17. Приоритеты научно-технологического развития Индии. Исиэз ниу вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/1006779921.html?ysclid=m8439rx49f57062769, (дата обращения: 13.02.2025).
18. Сингх М. А., Подольская Т.В. Тенденции инновационного развития Индии и возможности применения индийского опыта в российских условиях // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – c. 535-552. – doi: 10.18334/eo.12.3.116272.
19. Тюмина Д.С. Феномен доступных инноваций в современной Индии. Инновации - 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-dostupnyh-innovatsiy-v-sovremennoy-indii (дата обращения: 14.01.2025).
20. Устюжанцева О.В. К вопросу об особенностях формирования инновационной системы Индии // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 368. – c. 12–16. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osobennostyah-formirovaniya-innovatsionnoy-sistemy-indii/viewer,.
21. Устюжанцева О.В. Индия: научно-технологическое и инновационное развитие. Томск - ИД Томского государственного университета - 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/287487622.pdf (дата обращения: 25.02.2022).
22. Шавлай Э.П. // Мир новой экономики. – 2020. – № 4. – c. 370–383. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-politika-indii-tekuschee-sostoyanie-i-osobennosti-indiyskoy-modeli,.
23. Amgen expands in India with $200 million investment. [Электронный ресурс]. URL: https://dig.watch/updates/amgen-expands-in-india-with-200-million-investment, (дата обращения: 24.02.2025).
24. Cabinet approves Production Linked Incentive Scheme – 2.0 for IT Hardware. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pmindia.gov.in/en/news_updates/cabinet-approves-production-linked-incentive-scheme-2-0-for-it-hardware, (дата обращения: 05.04.2025).
25. Global Innovation Index 2015–2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/publications/ru/details.jsp?id=4514, (дата обращения: 05.02.2025).
26. Global tech firms increase R&D presence in India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-standard.com/article/companies/global-tech-firms-increase-r-d-presence-in-india-116081800945_1.html, (дата обращения: 22.03.2025).
27. India scraps \'angel tax\'; startup investors rejoice. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/world/india/india-budget-india-scraps-angel-tax-startup-investors-rejoice-2024-07-23/, (дата обращения: 23.03.2025).
28. India Venture Capital Report 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bain.com/insights/india-venture-capital-report-2024/, (дата обращения: 10.02.2025).
29. IT & BPM Industry in India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/industry/information-technology-india, (дата обращения: 20.02.2025).
30. Pharmaceutical Exports from India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/exports/pharmaceutical-exports-from-india#:~:text=During (дата обращения: 20.02.2025).
31. R&D spending by the top 2,500 R&D spenders crossed the €1.3 trillion mark in 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/web/global-innovation-index/w/blogs/2024/r-and-d-spenders?, (дата обращения: 15.05.2024).
32. Sab Labs India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sap.com/india/about/labs-india.html, (дата обращения: 22.03.2025).
33. Shivangi Acharya. India gives over $1 bln incentives to private firms under its manufacturing scheme. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/world/india/india-gives-over-1-bln-incentives-private-firms-under-its-manufacturing-scheme-2024-04-04/, (дата обращения: 22.03.2025).
34. Site of the Ministry of New and Renewable Energy of India (MNRE). [Электронный ресурс]. URL: https://mnre.gov.in/en/production-linked-incentive-pli, (дата обращения: 07.04.2025).
35. Statista – India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1155602/india-start-up-recognized-businesses/, (дата обращения: 11.02.2025).
36. Statista – India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/320776/contribution-of-indian-it-industry-to-india-s-gdp/ (дата обращения: 01.02.2025).
37. Startup India – Recognition and Tax Exemption. [Электронный ресурс]. URL: https://www.startupindia.gov.in/content/sih/en/startupgov/startup_recognition_page.html?utm_source=chatgpt.com, (дата обращения: 12.03.2023).
38. Uddeshya Goel, Radhika Kohli. What is Seed Funding and how Startup India can help you raise it: Startup India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.startupindia.gov.in/content/sih/en/bloglist/blogs/startup-india-seed-fund-scheme.html, (дата обращения: 12.02.2025).
39. World Bank (WITS) – Country Profile: India. [Электронный ресурс]. URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/IND?utm_source, (дата обращения: 02.04.2025).
40. UPI Statistics – National Payments Corporation of India (NPCI). [Электронный ресурс]. URL: https://www.npci.org.in/what-we-do/upi/product-statistics, (дата обращения: 07.04.2025).

Страница обновлена: 23.04.2025 в 10:52:23