Система индикаторов для оценки влияния сферы информационных технологий на экономическую безопасность России
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 1 (Январь 2025)
Введение. Актуальность разработки системы индикаторов для оценки влияния сферы информационных технологий (ИТ-сферы) на национальную экономическую безопасность обусловлена ее значительной ролью и необходимостью учета ее влияния на стратегические показатели устойчивого развития страны. Анализ существующих исследований указывает на важность комплексного подхода к разработке такой системы, включая индикаторы, способные оценивать, как производственные, так и внешние факторы влияния ИТ-сферы на экономику страны [1; 2; 11; 18]. Тем не менее, несмотря на существование различных подходов к мониторингу и оценке экономической безопасности, исследования, посвященные влиянию сферы информационных технологий на национальную экономическую безопасность, недостаточно представлены в научной литературе.
Среди существующих работ можно выделить системы, предназначенные для мониторинга инновационного развития и устойчивости ИТ-сферы, которые включают такие аспекты, как внутренняя производительность, технологические достижения, а также влияние на экологическую устойчивость и социальное развитие [5; 17]. Индикаторы на микро-, мезо- и макроуровнях позволяют детализировать оценку производительности и вклада ИТ-компаний, сетей и всей сферы в национальный ВВП, но они направлены, в первую очередь, на измерение технологического роста и устойчивого развития, а не экономической безопасности в стратегическом аспекте.
Система индикаторов цифровой трансформации, предложенная китайскими учеными [15; 16], охватывает 13 индексов, но ориентирована на мониторинг динамики и стадии цифровой трансформации без акцента на вопросы национальной безопасности. Другие исследования сосредоточены на структурных изменениях и вызовах экономической безопасности, возникших из-за цифровизации, однако они охватывают только отдельные аспекты угроз, такие как технологическая зависимость и влияние на рынок труда, не объединяя это в целостную систему индикаторов для сферы ИТ [2; 5; 13].
Кроме того, существует ряд публикаций, предлагающих использование отдельных параметров для оценки состояния инновационной деятельности и технологического развития, включая расходы на НИОКР, долю занятости в секторе и другие, которые также не объединены в систему для оценки национальной экономической безопасности [4; 12; 14]. В статье [3] авторами дана классификация рисков, связанных с цифровой экономикой в аспекте экономической безопасности, разработана система мониторинга развития информационного общества в России, включающая 14 индикаторов, дана их динамики за период 2015-2019 гг.
Учитывая вышеизложенное, разработка системы индикаторов, интегрирующей множество аспектов, таких как внутренние показатели производительности, внешние экономические и социальные эффекты, а также факторы инновационного и технологического развития, представляется новой перспективной задачей. Подобная система индикаторов будет ориентирована на обеспечение целостного мониторинга влияния ИТ-сферы на национальную экономическую безопасность, что позволит выявить основные риски и обеспечить основу для стратегических управленческих решений.
Отметим, что новизна авторской системы показателей заключается в комплексности и стратегической направленности на оценку национальной экономической безопасности через развитие сферы ИТ. С использованием представленной системы появляется возможность отслеживать ключевые индикаторы, их динамику, а также прогнозировать достижения пороговых значений.
Основная часть. Авторская концепция системы показателей основана на многопроекционном подходе. В ее состав включены семь проекций: «Финансовая стабильность и развитие сферы ИТ», «Инновационная активность и технологическое развитие», «Международная конкурентоспособность и экспортные возможности», «Кадровый потенциал и уровень цифровых навыков», «Информационная безопасность», «Инфраструктура и доступ к цифровым услугам» и «Электронное правительство и цифровизация госуслуг». Подобное структурирование позволяет комплексно оценивать и анализировать разные аспекты ИТ-сферы, что особенно важно для устойчивости и защиты национальных экономических интересов.
Таблица 1 представляет взаимосвязь между проекциями мониторинга, рисками экономической безопасности и целями государственной политики в этой области, как это предусмотрено в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г.
Таблица 1. Соотношение проекций мониторинга, рисков и целей государственной политики в сфере экономической безопасности
Проекция
|
Риски экономической безопасности, на нивелирование которых
направлена проекция
|
Цели государственной политики в сфере обеспечения экономической
безопасности
|
Финансовая
стабильность и развитие сферы ИТ
|
Риски,
связанные с использованием высоких технологий для глобальной конкуренции,
недостатком инвестиций в реальный сектор
|
Укрепление
экономического суверенитета Российской Федерации, повышение устойчивости
экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз, обеспечение
экономического роста, поддержание научно-технического потенциала на мировом
уровне и повышение конкурентоспособности.
|
Инновационная
активность и технологическое развитие
|
Слабая
инновационная активность, отставание в разработке технологий, нехватка
квалифицированных кадров
|
Поддержание
научно-технического потенциала на мировом уровне и повышение
конкурентоспособности экономики, повышение уровня и улучшение качества жизни
населения.
|
Международная
конкурентоспособность и экспортные возможности
|
Ограниченный
экспорт несырьевых товаров, низкая конкурентоспособность
|
Укрепление
экономического суверенитета Российской Федерации, обеспечение экономического
роста, повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних
вызовов и угроз.
|
Кадровый
потенциал и уровень цифровых навыков
|
Дефицит
квалифицированных специалистов и усиление конкуренции за кадры высокой
квалификации
|
Повышение
уровня и улучшение качества жизни населения, поддержание научно-технического
потенциала на мировом уровне.
|
Информационная
безопасность
|
Уязвимость
информационной инфраструктуры и кибербезопасности
|
Повышение
устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз,
поддержание научно-технического потенциала на мировом уровне.
|
Инфраструктура
и доступ к цифровым услугам
|
Недостатки в
развитии инфраструктуры и диспропорции в пространственном развитии
|
Обеспечение
экономического роста, повышение устойчивости экономики к воздействию внешних
и внутренних вызовов и угроз, повышение уровня и улучшение качества жизни
населения.
|
Электронное
правительство и цифровизация госуслуг
|
Ограниченная
доступность госуслуг, недостаточная эффективность госуправления
|
Обеспечение
экономического роста, повышение уровня и улучшение качества жизни населения,
укрепление экономического суверенитета Российской Федерации.
|
В рамках каждой проекции целесообразно осуществить отбор оценочных показателей, непосредственно отражающих уровень их развития. В таблице 2 представлены состав индикаторов (по три для каждой проекции) и их динамика за период с 2020 по 2023 гг. Отбор трех ключевых показателей для каждой проекции позволяет обеспечить достаточную глубину анализа, способствуя выявлению сильных и слабых сторон в различных направлениях [8]. Такой подход обеспечивает обозримость системы в целом и минимизирует риск чрезмерной детализации.
Индикаторы формировались с учетом наличия данных на официальных статистических порталах органов государственной статистики Российской Федерации. В правом столбце таблицы указаны пороговые значения индикаторов, отделяющие требуемый уровень инновационного развития от недостаточного.
Таблица 2. Система индикаторов
№
|
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Пороговое значение
|
Финансовая стабильность и развитие сферы ИТ
| ||||||
1.1
|
Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в процентах
к ВВП, %
|
3,8
|
3,6
|
3,4
|
3,4*
|
>4
|
1.2
|
Внутренние затраты на исследования и разработки по приоритетному
направлению ИКТ в процентах к общему объему внутренних затрат на исследования
и разработки, %
|
7,1
|
7,7
|
7,78*
|
8,1*
|
>15
|
1.3
|
Тарифы на доступ к Интернету и телефонной связи (руб./мес)
|
552,88
|
571,41
|
585,02
|
608,17
|
<500
|
Инновационная активность и технологическое развитие
| ||||||
2.1
|
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме
отгруженных товаров, выполненных работ, услуг сектора ИКТ, %
|
7,6
|
9,4
|
10,8
|
8,4
|
>25
|
2.2
|
Уровень инновационной активности организаций ИКТ, %
|
13,5
|
14,4
|
13,9
|
14,1*
|
>30
|
2.3
|
Удельный вес используемых передовых производственных технологий,
связанных с ИКТ, в общем числе используемых передовых производственных
технологий, %
|
81,7
|
78,8
|
79,4
|
77,8*
|
>80
|
Международная конкурентоспособность и экспортные возможности
| ||||||
3.1
|
Соотношение
экспорта и импорта услуг, связанных с ИКТ, %
|
99,2
|
108,7
|
131,8
|
131,3*
|
>100
|
3.2
|
Удельный
вес России в общемировом числе публикаций в области ИКТ, %
|
3,35
|
3
|
2,47
|
2,52*
|
>3
|
3.3
|
Число
патентов на 1 млн человек, шт.
|
117,5
|
103,1
|
102,5
|
115,8
|
>150
|
Кадровый потенциал и уровень цифровых навыков
| ||||||
4.1
|
Численность
ИТ-специалистов в процентах от общей численности занятых, %
|
1,8
|
1,7
|
1,7
|
1,9
|
>3
|
4.2
|
Доля
населения с базовым (или выше базового) уровнем владения цифровыми навыками,
%
|
38,2
|
37,8
|
40,6
|
41,4*
|
>50
|
4.3
|
Доля
студентов, обучающихся по программам ВО по ключевым УГС в сфере ИКТ от общей
численности студентов, %
|
11
|
25,6
|
25,6
|
25,8
|
>20
|
Окончание табл.
№
|
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Пороговое значение
|
Информационная безопасность
| ||||||
5.1
|
Затраты на
информационную безопасность, в процентах от общего объема затрат организаций
на внедрение и использование цифровых технологий, %
|
3,9
|
5,3
|
4,1
|
4,6*
|
>5
|
5.2
|
Доля
организаций, использовавших средства электронной подписи в общем числе
обследованных организаций
|
68,7
|
70,1
|
69,1
|
91,5
|
>80
|
5.3
|
Доля
населения, использующего средства защиты информации, в общей численности
населения, использующего сеть Интернет, %
|
75,7
|
72,8
|
73,1
|
73,5
|
>80
|
Инфраструктура и доступ к цифровым услугам
| ||||||
6.1
|
Доля
домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем числе домашних
хозяйств, %
|
80
|
84
|
86,6
|
87,9
|
>90
|
6.2
|
Число
абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек
населения, чел.
|
22,8
|
23,4
|
24,3
|
25,1
|
>30
|
6.3
|
Доля
организаций, использовавших цифровые платформы, %
|
17,2
|
14,7
|
14,9
|
17,1
|
>30
|
Электронное правительство и цифровизация госуслуг
| ||||||
7.1
|
Доля
населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и
муниципальных услуг в общей численности населения, получившего
государственные и муниципальные услуги, %
|
58,7
|
68,2
|
71
|
74,6
|
>70
|
7.2
|
Доля
органов государственной власти и органов местного самоуправления,
использовавших системы электронного документооборота, %
|
61,2
|
55,7
|
65,1
|
63,9
|
>60
|
7.3
|
Доля
организаций, использовавших Интернет для получения отдельных видов
государственных и муниципальных услуг, %
|
66,9
|
67,7
|
66,8
|
66,7*
|
>70
|
Источник: составлено авторами по материалам Росстата за соответствующие года.
В данном контексте под пороговыми значениями понимаются допустимые уровни индикаторов, достижение которых свидетельствует о приемлемом уровне экономической безопасности в рассматриваемой области. Эти значения значительно превышают предельно-критические уровни индикаторов, не достижение которых может привести к разрушению системы. Вместе с тем пороговые значения располагаются ниже целевых уровней, характерных для систем с развитой цифровой экономикой.
Пороговые значения определялись с применением различных методик, учитывающих отечественный и международный опыт, сравнительный анализ показателей развитых стран и мнения экспертов. В будущем эти значения могут быть пересмотрены. Значение показателя, более удаленное от установленного порога, свидетельствует о более низком уровне экономической безопасности в соответствующей области, что определяется воздействием информационных технологий.
Далее на основании системы индикаторов и Стратегии экономической безопасности России до 2030 г., сформируем таблицу 3 с индикаторами, методическими пояснениями к ним и оценкой их влиянием на экономическую безопасность России. Данная таблица служит инструментом для оценки и мониторинга показателей, которые позволяют отслеживать состояние ИТ-сферы и его влияние на экономическую безопасность России. Например, оценка затрат на цифровую экономику или уровня инновационной активности позволяет определить, насколько страна продвигается к технологической независимости, а мониторинг подготовки ИТ-специалистов и уровня цифровых навыков населения указывает на прогресс в развитии человеческого капитала.
Мониторинг показателей направлен на помощь заинтересованным сторонам в управлении и корректировки политики в сфере ИТ и обеспечении экономической безопасности в соответствии с целями Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 г. [7].
Таблица 3. Оценка влияния индикаторов на экономическую безопасность России
Индикатор
|
Методические пояснения
|
Влияние на экономическую безопасность России
|
1.1
Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в % к ВВП
|
Оценивается
общая направленность на цифровизацию, что усиливает технологическую
независимость.
|
Поддерживает
устойчивость экономики, снижает риски технологической зависимости от импорта.
|
1.2 Внутренние
затраты на ИКТ в % от общих затрат на исследования и разработки
|
Уровень
вложений в ключевые технологии для ИКТ.
|
Способствует
инновационному развитию, повышению национальной конкурентоспособности.
|
1.3 Тарифы на доступ
к Интернету и телефонной связи
|
Мониторинг
доступности услуг связи.
|
Увеличивает
доступ к цифровым технологиям, снижает социальное неравенство.
|
2.1
Удельный вес инновационных товаров и услуг в ИКТ
|
Доля
ИКТ-продуктов с новыми технологическими решениями.
|
Усиливает
конкурентоспособность на мировом рынке, снижает отставание в технологическом
развитии.
|
2.2
Уровень инновационной активности организаций ИКТ
|
Измеряется
участие компаний в создании и использовании новых технологий.
|
Повышает
устойчивость к внешним вызовам, улучшает технологический потенциал.
|
2.3
Удельный вес передовых технологий в ИКТ
|
Оценка
использования современных технологий в ИТ-сфере
|
Снижает
зависимость от устаревших технологий, повышает эффективность производства.
|
3.1
Соотношение экспорта и импорта ИКТ-услуг
|
Оценка
внешнеэкономической деятельности в ИКТ.
|
Способствует
экономическому суверенитету и снижению зависимости от импорта.
|
3.2
Удельный вес России в мировых публикациях по ИКТ
|
Отражает
вклад в международные научные исследования.
|
Повышает
научный потенциал, укрепляет международные позиции России.
|
3.3
Число патентов на 1 млн человек
|
Число зарегистрированных
инноваций на душу населения.
|
Увеличивает
потенциал технологического лидерства и укрепляет интеллектуальную базу
экономики.
|
4.1
Численность ИТ-специалистов в % от общей занятости
|
Оценка
кадрового потенциала в ИТ.
|
Способствует
восполнению кадрового дефицита, усиливает технологическое развитие.
|
4.2
Доля населения с базовыми цифровыми навыками
|
Измерение
общего уровня цифровой грамотности.
|
Укрепляет
устойчивость к вызовам цифровой трансформации, улучшает адаптацию населения к
технологиям.
|
4.3
Доля студентов в ИКТ-образовании
|
Оценка
подготовленности будущих специалистов для ИКТ.
|
Повышает
кадровый потенциал, поддерживает рост квалифицированной рабочей силы.
|
5.1
Затраты на информационную безопасность
|
Доля
расходов на защиту данных и систем.
|
Уменьшает
риск утечек и кибератак, защищает экономику от цифровых угроз.
|
5.2
Доля организаций, использующих электронную подпись
|
Оценка
использования безопасных технологий аутентификации.
|
Повышает
уровень защищенности данных, улучшает надежность бизнес-операций.
|
5.3
Доля населения, использующего средства защиты информации
|
Измерение
использования населением инструментов для защиты данных.
|
Повышает
защиту личных данных, укрепляет доверие к цифровым технологиям.
|
6.1
Доля домохозяйств с доступом в Интернет
|
Измеряет
доступность интернета на уровне домохозяйств.
|
Увеличивает
доступ к цифровым услугам, уменьшает цифровое неравенство.
|
6.2
Число абонентов широкополосного Интернета на 100 человек
|
Количество
пользователей высокоскоростного Интернета.
|
Обеспечивает
равномерный доступ к информации, поддерживает цифровизацию экономики.
|
6.3
Доля организаций, использующих цифровые платформы
|
Уровень
внедрения цифровых решений в организациях.
|
Способствует
повышению конкурентоспособности и эффективности бизнес-процессов.
|
7.1
Доля населения, использующего Интернет для госуслуг
|
Оценка
использования населением цифровых госуслуг.
|
Повышает
доступность государственных услуг, улучшает качество госуправления.
|
7.2
Доля органов власти с системой электронного документооборота
|
Измерение
цифровизации госаппарата.
|
Увеличивает
скорость и прозрачность работы органов власти, снижает издержки.
|
7.3
Доля организаций, использующих Интернет для госуслуг
|
Оценка
вовлеченности бизнеса в цифровую среду.
|
Повышает
эффективность взаимодействия бизнеса с государством, снижает административные
барьеры.
|
Рассмотрим апробацию системы показателей с использованием индексного метода, представленного в исследовании [9; 10]. Процесс диагностики уровня экономической безопасности часто не дает четкого ответа на вопрос, превышает ли значение индикатора соответствующий порог или не достигает его. Основным элементом выступает анализ отклонений индикаторов от заданных пороговых уровней, что стало базой для использования зонной теории, предназначенной для их ранжирования и классификации. В рамках данной теории все индикаторы нормируются на единую шкалу, после чего изменяются в одних пределах, а пороговое значение проецируется на единицу. На рисунке 1 приведена динамика нормированных показателей. Номер индикатора на рисунке соответствует его номеру в таблице 3.
Рисунок 1. Динамика нормированных показателей
Источник: составлено авторами.
Анализ динамики индикаторов за период 2020-2023 гг. демонстрирует следующее:
1. В проекции «Финансовая стабильность и развитие сферы ИТ» значения индикатора «Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в процентах к ВВП, %» расположено ниже порогового значения и показывает тенденцию к снижению. Индикаторы «Внутренние затраты на исследования и разработки по приоритетному направлению ИКТ в процентах к общему объему внутренних затрат на исследования и разработки, %» и «Тарифы на доступ к Интернету и телефонной связи (руб./мес.)» также находятся ниже порогового уровня, что свидетельствует о недостаточном уровне инвестиций в цифровую экономику.
2. Ни один показатель в проекции «Инновационная активность и технологическое развитие» не достиг порогового уровня. Наилучшие значения в контексте приближения к пороговому значению демонстрирует индикатор «Удельный вес используемых передовых производственных технологий, связанных с ИКТ, в общем числе используемых передовых производственных технологий».
3. В проекции «Международная конкурентоспособность и экспортные возможности» индикатор соотношения экспорта и импорта услуг, связанных с ИКТ, колебался, но в последние годы превысил пороговое значение. Остальные два показателя проекции находятся ниже порогового уровня.
4. Индикаторы проекции «Кадровый потенциал и уровень цифровых навыков» в последние годы показывают неизменный рост, указывая на общий прогресс в области кадровых ресурсов. Однако только доля студентов, обучающихся в сфере ИКТ достигла порогового уровня.
5. Все индикаторы проекции «Информационная безопасность» также демонстрируют тенденции к росту, что говорит об укреплении позиций в сфере информационной безопасности.
6. Показатели проекции «Инфраструктура и доступ к цифровым услугам» также показывают в последние годы положительные сдвиги. Тем не менее только индикатор «Доля организаций, использовавших средства электронной подписи в общем числе обследованных организаций, %» достиг установленного порога.
7. Число граждан, использующих Интернет для доступа к государственным и муниципальным услугам, стабильно увеличивается, отражая растущий интерес к электронным сервисам. Индикатор «Доля организаций, использовавших Интернет для получения отдельных видов государственных и муниципальных услуг, %» по-прежнему остается ниже порогового значения в 70%, что указывает на необходимость стимулирования организаций для активного использования цифровых ресурсов.
Дополнительно к анализу отдельных индикаторов, полученных в результате нормировки, значительный интерес представляет анализ обобщенных индексов по проекциям. Обобщенные индексы определяются путем агрегирования информации по каждой из проекции. При этом способ такого агрегирования, как показано в [6], не оказывает существенного влияния на результат. Обобщенные индексы по каждой проекции рассчитывались как среднее значение нормированных индикаторов. В свою очередь, обобщенный индекс системы, отражающий усредненный уровень экономической безопасности, вычислялся как среднее арифметическое обобщенных индексов всех проекций.
На рисунке 2 представлена динамика обобщенных индексов проекций и системы в целом за период 2020-2023 гг.
Рисунок 2. Динамика обобщенных индексов системы индикаторов
Источник: составлено авторами.
Как видно из рисунка, обобщенные индексы проекций демонстрируют различную динамику. Для проекции «Финансовая стабильность и развитие сферы ИТ» индекс имеет отрицательный тренд, оставаясь ниже единицы, что указывает на необходимость дальнейших инвестиций в цифровую экономику. В проекциях «Электронное правительство и цифровизация госуслуг» и «Международная конкурентоспособность и экспортные возможности» обобщенные показатели колеблются, однозначно оценить тренд не представляется возможным. В остальных проекциях наблюдается положительная тенденция в динамике значений обобщенных индексов.
Обобщенный индекс всей системы демонстрирует общий положительный тренд, изменяясь с 0,84 в 2020 г. до 0,87 в 2023 г., что указывает на общий прогресс в области экономической безопасности и цифровизации в стране, несмотря на некоторые неравномерности в отдельных проекциях.
Заключение
Таким образом, в данной статье предложен новый подход к анализу воздействия цифровой трансформации на обеспечение национальной экономической безопасности. Авторская система мониторинга включает семь проекций, отражающих различные сферы такого воздействия. В работе представлено соотношение проекций мониторинга, рисков и целей государственной политики в сфере экономической безопасности. Среди них «Финансовая стабильность и развитие сферы ИТ», «Инновационная активность и технологическое развитие», «Международная конкурентоспособность и экспортные возможности», «Кадровый потенциал и уровень цифровых навыков», «Информационная безопасность», «Инфраструктура и доступ к цифровым услугам» и «Электронное правительство и цифровизация госуслуг».
Указанные проекции послужили основой разработки сбалансированной системы индикаторов, предназначенной для оценки воздействия сферы информационных технологий на национальную экономическую безопасность. Авторская концепция основана на многопроекционном подходе, каждая проекция содержит три ключевых индикатора, что позволяет оценивать развитие ИТ-сферы и ее влияние на экономику страны. Это обеспечивает возможность мониторинга отдельных показателей, а также построение обобщенных индексов для комплексной оценки динамики и прогнозирования достижения приемлемых уровней экономической безопасности.
Сравнительный анализ отдельных индикаторов за 2020 и 2023 гг. показал, что из 21 исследуемого индикатора 7 демонстрирует стабильный рост (особенно это относится к доле студентов в ИКТ-образовании). Вместе с тем, ряд индикаторов почти не меняет своих значений, а некоторые, например, валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в процентах к ВВП, имеют тенденции к снижению. Анализ обобщенных индексов проекций показал наличие разнонаправленной динамики, пр этом обобщенный индекс системы в целом показал незначительный рост.
Отметим, что представленную в работе систему индикаторов можно экстраполировать на микро- и мезоуровни, что позволит более детально оценивать влияние информационных технологий на экономическую безопасность на уровне отдельных предприятий, регионов и отраслей народного хозяйства. Это обеспечит более точную диагностику и выявление проблемных зон, а также позволит адаптировать меры поддержки и развития ИТ-сферы с учетом специфики конкретных отраслей, территорий и организаций.
Страница обновлена: 25.01.2025 в 10:42:50