Перспективы и проблематика развития экотуризма в России

Шальнова О.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Сфера туризма, понесшая существенные убытки в период пандемии, довольно динамично восстанавливается. В 2024 году согласно обзору Всемирной туристской организации ООН, опубликованному 20 января 2025 года, уровень мирового туризма достиг 99% допандемийного [26]. Было совершено 1,4 млрд поездок, что на 11% больше, чем в 2023 году. Вклад сферы туризма в мировой ВВП по данным ежегодного исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) в 2024 году составил 12,1% [21]. Можно говорить о выходе отрасли на допандемийный уровень.

В России ситуация похожая. Несмотря на сложную внешнеполитическую и внутриэкономическую ситуацию, отрасль внутреннего туризма показывает бурный рост. Так, по данным Сбераналитики внутренний туристический поток в России в период с 2019 по 2023 год вырос на 32% и составил рекордные 152 миллиона человек (в 2019 году он составлял 116 млн человек) [9].

Согласно данным Российского союза туриндустрии, в 2024 году количество организованных поездок по стране оценивалось примерно в 96 млн, что на четверть больше, чем в 2023 г. [12]. Для сравнения, по данным АТОР по состоянию на 2019 год внутри России совершалось более 50 млн поездок [8].

С другой стороны, если анализировать результаты опросов граждан, в частности, опроса проведенного OMD Snapshot (респондентам задавался вопрос «Где Вы уже провели или где собираетесь провести отпуск (время отдыха) в этом году?»), доля совершаемых поездок за границу с целью отдыха последние 3 года находится на одном уровне и составляет 13% (в 2019 году этот показатель составлял 16%), количество же поездок по России меняется от года к году и в 2024 году их было меньше, чем в 2023 и тем более в 2022 годах (в 2019 году этот показатель составлял 31%). При этом отдых на даче также находится в одних показателях за исключением 2020 года, когда увеличение показателя было связано с пандемийными ограничениями (см. рис 1) [13].

Составлено автором на основе данных OMD Snapshot, города 1М+, 18-55, 725 респондентов, 07.-11.10.2024 [13]

Рисунок 1 – Распределение ответов респондентов по месту проведения отпуска по годам, в %

Другими словами, если сравнивать с допандемийным 2019 годом, количество поездок на отдых за границу так и не восстановилось (16% в сравнении с 13%), а вот количество внутренних поездок увеличилось (31% в сравнении с 39%). Часть граждан, проводивших до 2020 года отпуск за границей, стала делать это в России, что вполне ожидаемо отразилось на их ожиданиях и претензиях к сервису.

Основная часть

В России направление внутреннего туризма активно поддерживается государством в рамках программы «Национальные проекты России». В соответствии с указом Президента Российской Федерации В.В. Путина №309 от 07.05.2024 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» доля туризма в ВПП России к 2030 году должна достичь 5% [2, п. 6н]. В 2023 году доля сферы туризма в ВВП России составляла 2,8% с объяснимым провалом на 0,4% в 2020 году из-за ограничений, связанных с COVID-19, постепенным восстановлением до прежних значений в 2023 году и ростом на 0,1% в 2024 году (см. рис. 2) [22].

Составлено автором на основе данных [22]

Рисунок 2 – Доля валовой добавленной стоимости туристической индустрии в ВВП России по годам

Одним из направлений, за счет которого правительство планирует реализовать указ Президента, является экотуризм.

События последних 4-5 лет (последствия ограничений, связанных с Covid-19, взрывной рост цифровых технологий и пр.) существенно изменили туристическую отрасль и что еще важнее, меняют и самого туриста, в том числе и в России. От отдыха все больше ждут впечатлений, новых знаний, открытий, уникального опыта, трансформации сознания и отрыва от цифровой и урбанистической действительности. Общемировым трендом стало устойчивое развитие – туристы в поездках стараются соблюдать принципы ESG [1] [6, сл. 44], который в первую очередь связан с так называемым экологическим туризмом.

В соответствии с определением, утвержденным Международной ассоциацией экотуризма (TIES), под экотуризмом подразумевается «ответственное путешествие по природным территориям, которое сохраняет окружающую среду, поддерживает благополучие местного населения и включает в себя просветительскую и образовательную деятельность», охватывающую всех задействованных участников, в т.ч. и персонал [25].

Таким образом, ключевыми особенностями экологического туризма должны являться следующие:

· прокладывание туристических маршрутов по природным ландшафтам в их первозданном виде с максимально бережным отношением к природным и культурным объектам и минимальным антропогенным вмешательством;

· охрана экосистем и сохранение местных культурных традиций, обычаев, объектов и пр.;

· преследование просветительских и образовательных целей;

· способствование улучшению благосостояния местного населения;

· воспитание экологического самосознания и ответственности.

В России последние несколько лет направление экологического туризма, связанное, в первую очередь, с посещением особо охраняемых природных территорий (ООПТ) также становится все более популярным, но со своими нюансами. Согласно данным Росстата по состоянию на 2023 год в России насчитывалось 11 930 ООПТ или 244 178 106 га [20]. Россия обладает колоссальными природными ресурсами, обладающими потенциалом для развития сферы экотуризма.

По состоянию на 2023 год в России на программы экологического туризма приходилось всего 2% от оборота всей туристической отрасли [15; 24]. Однако каждый год данное направление демонстрирует уверенный рост. Если в 2020 году количество туристов особо охраняемых природных территорий составляло 6,7 млн человек, то в 2024 году эта цифра составила уже 17,5 млн человек (прирост 161%) [11]. Более подробно динамика роста экотуристов представлена на рис. 3.

Составлено автором на основе [10; 11; 14; 17; 19]

Рисунок 3 - Распределение количества туристов, посетивших ООПТ по данным Минприроды и Росзаповедцентра

Согласно исследованию, проведенному в 2023 году АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и группой компаний Б1, 16% респондентов указали экотуризм как интересный вид отдыха, при этом наибольший процент интересующихся был в возрастной категории респондентов от 35 до 54 лет (17%) [7, с. 22]. В отдельную категорию отнесен отдых на природе, что верно с точки зрения понимания специфики экотуризма как максимально щадящего для окружающей среды и сильно отличающегося от хоть и природного, но все-таки урбанизированного отдыха с удобствами (см. рис. 4).

Составлено автором на основе данных [7, с. 22]

Рисунок 4 – Распределение по популярности интересных видов туризма и отдыха, %

Интерес к экологическому туризму со стороны населения очевидно растет, а это формирует запрос на определение границ возможных направлений, а также соблюдение этических норм организации и правил посещения таких территорий. Однако до недавнего времени понятие экотуризма на законодательном уровне закреплено не было. Лишь 30 июня 2022 года был введен в действие ГОСТ Р 56642-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования» (далее – ГОСТ).

Согласно определению, данному в ГОСТ, под экологическим туризмом понимается «…деятельность, направленная на организацию путешествий в различных формах природного туризма, ориентированная на изучение природы и культурных достопримечательностей, бережное отношение к природе и содействие в ее сохранении» [5, п. 3.1].

Под экологическим туром же предлагается понимать «комплекс туристских услуг, предоставляемых на экологическом маршруте, включающий посещение природных территорий, обеспечение услугами доступа в данные территории, перевозку, размещение, питание, экскурсию с целью знакомства с природным и культурным наследием, охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов» [5, п. 3.2]. ГОСТ также разрешает осуществлять такие туры в границах особо охраняемых природных территорий (акваторий) [5, п. 6.2].

При этом ГОСТ рекомендует, а не определяет режим организации туристических потоков, а также возведения соответствующей инфраструктуры [5, п. 7.5-7.9]. В соответствии с п. 6.5.7 «в создании определенного своеобразия тропы могут участвовать и антропогенные объекты, в частности детали ее оформления, если они предусмотрены. К ним относят маркировочный знак тропы, стоянки, мостики-переходы, малые архитектурные формы, навигационные, предупреждающие знаки» [5, п. 6.5.7].

В дополнение к вышеуказанному ГОСТ 18 марта 2023 года Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" был дополнен поправками, в соответствии с которыми такие территории, в т.ч. государственные природные заповедники можно посещать в целях туризма [3, раздел 1, ст. 51-52; раздел 2, ст. 7, п. ж, ст. 9, п. 2з]. Также, в соответствии с этим же законом в редакции от 08.08.2024 г. № 308-ФЗ туризм в таких зонах возможен «на специально оборудованных для этого местах и маршрутах» [3, раздел 1, ст. 52г].

Другими словами, с одной стороны регулирование со стороны государства присутствует, но с другой, подобные размытые формулировки, а также «рекомендации», а не четко определенные требования и критерии, оставляют большое пространство для весьма значительной вариативности понимания и трактования введенных нормативных документов.

В связи с чем, возникает все больше вопросов, касающихся сохранения экологических зон в их первозданном состоянии, т.к. в первую очередь организация экологического туризма отражается на самих экосистемах. Особенно, если учитывать, что Минприроды попутно к введенным нормативным актам утверждает Положения об определенных ООПТ не в пользу сохранения экосистем. В частности, в Положении о Тебердинском национальном парке, утвержденном приказом №445 от 19.07.2023 г., указано что в рекреационной зоне допустимо строительство инфраструктурных объектов для реализации туристско-рекреационной деятельности, в т.ч. зданий высотой до 9 этажей [4, п. 12.3.1 14-16); 12.3.3.].

Для современного туриста крайне важным является сохранение своего комфорта в процессе наслаждения природой, что естественно отражается на желании организаторов этот самый комфорт обеспечить, чтобы увеличить туристический поток и прибыльность туристических объектов. Количество приверженцев отдыха на природе, но с удобствами, в разы больше туристов, придерживающихся принципов ESG (см. рис. 4). Согласно статистике, подавляющее большинство туристов (95%), с одной стороны, готовы днем ходить по экологическим маршрутам, но, с другой, - к вечеру им необходимо вернуться в комфортные условия. И только для 5% туристов путешествие с 70−80-литровыми рюкзаками самостоятельно по сложным трассам в радость [18].

Учитывая введенные в законодательные акты поправки о возможности строительства на территории особо охраняемых природных зон инфраструктурных объектов, а также недавно утвержденный ГОСТ приходится констатировать двусмысленность интерпретации экотуризма на государственном уровне, что ведет к различным злоупотреблениям со стороны представителей отрасли, получивших возможность строительства рекреационной инфраструктуры в уникальных природных зонах [15; 23].

Кроме того, в национальном проекте «Экология» по направлению «Условия устойчивого развития особо охраняемых природных территорий и экологического туризма» («Паспорт национального проекта», п.9) не предусмотрен мониторинг рекреационной дегрессии ООПТ, на которых реализуется проект, а одним из ключевых показателей успешности реализации проекта является увеличение количества посетителей ООПТ [16; 23].

В мировой практике, как уже говорилось ранее, экотуризм - уже давно оформленный тренд, особенно на фоне бурного развития отрасли в целом. Работа в области экотуризма ведется с начала 1990-х годов и напрямую связана с целями устойчивого развития. В рамках формирования данного направления был разработан ряд принципов и документов с целью защиты особо охраняемых природных территорий. 21 декабря 2001 года был принят Глобальный этический кодекс туризма, в котором были зафиксированы основные принципы развития туристской отрасли и поведения туристов, в т.ч. с учетом целей устойчивого развития.

21 декабря 2020 года Генассамблеей ООН была принята Резолюция о «содействии развитию устойчивого туризма, включая экотуризм, в интересах ликвидации нищеты и охраны окружающей среды», в которой подчеркивается особая значимость устойчивого туризма, в т.ч. экотуризма, для экономического развития территорий, избавления от бедности, сохранения и поддержания биоразнообразия, поддержания культур, традиций и знаний коренных народов и пр. [1]. А самое важное, наработана довольно значительная база технологических решений организации туристических потоков в таких зонах без нанесения вреда окружающей среде, например, строительство инфраструктуры рядом с такими зонами, а не на их территории, бережное прокладывание экологических маршрутов с учетом продуманной логистики и пр.

Если анализировать отношение представителей отрасли к экотуризму, то можно говорить об их повышенном интересе к данной теме. В исследовании АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и группой компаний Б1 Представители отрасли назвали развитие природного и экологического туризма одним из наиболее перспективных и востребованных направлений в своем регионе после культурно-познавательного и активного туризма (48% и 50% соответственно). Что интересно, респонденты также выделили в отдельное направление непосредственно «экотуризм», расположив его на шестом месте (см. рис. 5) [7, с. 41].

Составлено автором на основе [7, с. 22]

Рисунок 5 – Наиболее перспективные и востребованные виды туризма в регионе по мнению представителей отрасли, %

Вопрос формулировок здесь весьма примечателен, т.к. очень часто название «экологический» и «природный» не соответствуют сути экотуризма, указанной в российских и международных нормативных документах. Другими словами, происходит подмена понятий, когда под термином «экотуризм» начинает пониматься любой вид отдыха на природе в независимости от того, соблюдаются ли принципы международного кодекса в сфере туризма или нет [23].

Другой проблемой, непосредственно влияющей на желание эксплуатации термина «экологический», является его модность. Согласно исследованию НАФИ, одними из трендов мирового туризма, сильно влияющих на российский рынок, являются так называемый «set-jetting» (желание путешествовать по местам съемок фильмов, тв-шоу) и блогеры в качестве тренд-сеттеров, когда они рекомендуют направления для туризма, а в некоторых случаях, и сами организуют такие поездки [6, сл. 44]. Модность направления, в нашем случае экотуризма, является провоцирующим фактором, т.к. в такие поездки часто едут люди, не разделяющие ценности ESG, а следовательно, требующие комфорта, характерного для урбанизированного отдыха.

Однако, приходится констатировать, что пока представители отрасли не особенно стараются придерживаться международного подхода в сфере организации экотуризма: игнорируется мнение местных жителей, используются разрушительные для экосистем методы строительства инфраструктурных объектов, не учитываются международные экологические стандарты, не решается вопрос с вывозом с территорий отходов, в т.ч. органических [15]. Другим словами, освоение направления экотуризма в России пока происходит стихийно, что крайне негативно отражается на экосистемах.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что у направления экотуризма в России большой потенциал, оно активно развивается, в том числе, повышается интерес к данному виду отдыха со стороны граждан, однако и много нерешенных проблем.

Несмотря на недавно принятый ГОСТ и поправки к законодательным актам об особо охраняемых зонах, отсутствует четкое понимание того, какие виды обустройства инфраструктуры экологических туров можно рассматривать в качестве щадящих и минимально влияющих на экосистему, ведь даже организация экологической тропы с освещением наносит ей непоправимый вред, не говоря уже о строительстве автостоянок, жилых комплексов, мест для приема пищи и пр. Другими словами, насущной необходимостью является определение четких критериев технической организации экологических туров и сопроводительной инфраструктуры в тесном взаимодействии с экологами.

Также, возникают вопросы относительно восприятия на государственном уровне природных ресурсов как национального достояния, способного привлекать туристов, разделяющих ценности устойчивого развития. Пока правительство фокусирует внимание только в основном на количественном увеличении туристических потоков, как ключевом показателе успешности развития направления экотуризма.

Существует потребность в просвещении граждан и представителей отрасли относительно базовых ценностей, лежащих в основе экотуризма, формирования социально-одобряемого поведения в сфере бережного отношения к экосистемам, в т.ч. с помощью программ социального маркетинга.

[1] ESG (англ. Environmental, Social, and Corporate Governance) - экологическое, социальное и корпоративное управление - концепция управления компанией, при которой достигается ее вовлечение в решение экологических, социальных (социальная ответственность) и управленческих проблем.


Страница обновлена: 16.04.2025 в 10:05:54