Определение потенциальных исполнителей заданий государственного оборонного заказа среди организаций промышленности в современных условиях
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 1 (Январь-март 2025)
В рамках данной статьи рассмотрены методы определения потенциальных исполнителей заданий государственного оборонного заказа (ГОЗ), актуальные и применяемые на данный момент. В результате комплексирования применяемых методов разработана пошаговая методика определения потенциальных исполнителей заданий ГОЗ, учитывающая финансовые и производственные показатели потенциальных исполнителей.
В данной статье под головным исполнителем понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу [3].
Описанная в рамках данной статьи методика определения потенциальных исполнителей заданий ГОЗ применима при проведении работ по оценке возможности реализации предложений государственных заказчиков в части закупок и ремонта вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), а также в части выполнения научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР). Разработанная методика планируется к дальнейшему использованию при проведении масштабных работ в рамках оценки возможности реализации организациями промышленности основных параметров заданий ГОЗ, оценки реализуемости предложений государственных заказчиков по корректировке заданий ГОЗ, предложений в проекты государственной программы вооружения (ГПВ) и заданий ГОЗ, а также при проведении корректировки действующего задания ГОЗ.
На регулярной основе разрабатываются долгосрочные государственные программы с десятилетним горизонтом планирования, такие как — ГПВ, в части развития Системы вооружения и государственная программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» [1] (далее ГП ОПК) в части научно-производственного развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
ГПВ предусматривает планирование скоординированных по целям, ресурсам и срокам мероприятий? в части разработки, производства и поддержания боевой готовности ВВСТ, обеспечивающих решение задач, поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Решение о начале разработки ГПВ на очередной программный период принимает Военно-промышленная комиссия Российской Федерации. Формирование проекта ГПВ осуществляется Министерством обороны Российской Федерации совместно с другими государственными заказчиками, исходя из потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
Мероприятия ГПВ и ГП ОПК выполняются организациями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в рамках заданий ГОЗ, разрабатываемых на очередной год и двухлетий плановый период, в интересах обеспечения потребностей Минобороны России и других государственных заказчиков ГОЗ.
В настоящее время ГОЗ является одним из важнейших источников финансирования предприятий ОПК. Любые проблемные вопросы исполнения заданий ГОЗ находят свое отражение в снижении финансовой стабильности предприятий. Основными проблемами в части исполнения заданий ГОЗ являются:
- снижение объемов заданий ГОЗ;
- неготовность ряда предприятий к выполнению заданий ГОЗ в установленный плановый период приводящая к срывам сроков заданий ГОЗ;
- влияние санкций на выполнение заданий ГОЗ;
- недостаточная гибкость ценообразования на военную продукцию;
- недостаточно эффективная система финансирования проектов;
- сложности в реализации банковского сопровождения заданий ГОЗ;
- срыв сроков заданий ГОЗ;
- низкое качество производимой продукции;
- отсутствие выстроенной системы послепродажного обслуживания образцов ВВСТ.
Снижение объемов заданий ГОЗ приводит к уменьшению объемов выпускаемой продукции и снижению загрузки производственных мощностей, что в свою очередь повышает себестоимость единицы продукции, но не отражается на цене продукции [4].
Реализация заданий ГОЗ осуществляется под государственным контролем в соответствии со следующими этапами:
- Формирование. Формирование заданий ГОЗ осуществляется в соответствии с военной доктриной и концепцией развития Вооруженных сил Российской Федерации, по планам на предстоящий период государственной программы вооружения.
- Утверждение. Утверждение заданий ГОЗ осуществляется Правительством Российской Федерации (РФ), оно же и определяет государственных заказчиков.
- Размещение. Государственный заказчик размещает информацию по закупкам с утвержденным расчетом начальной максимальной цены контракта (НМЦК) на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) zakupki.gov.ru в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ [2], с учетом специфики Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ [3]. В случае единственного поставщика, согласовывает ориентировочную цену заданий ГОЗ.
- Оформление. Государственный заказчик от имени РФ заключает контракты с организацией — головным исполнителем, который в свою очередь заключает контракты с участниками кооперации.
- Выполнение. Головной исполнитель и исполнители производят военную продукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.
- Контроль. Федеральная антимонопольная служба РФ контролирует конкуренцию и ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение заданий ГОЗ [7].
Подготовка проекта заданий ГОЗ как планового документа осуществляется на основе предложений Минобороны России и других государственных заказчиков по параметрам государственного оборонного заказа, в составе которых:
- задания ГОЗ;
- номенклатура ВВСТ;
- количественные объемы;
- прогнозные цены;
- сроки завершения заданий ГОЗ.
В интересах повышения качества подготовки проекта заданий ГОЗ и его последующей успешной реализации в плановом периоде проводится оценка реализуемости предложений в проект заданий ГОЗ. В настоящее время, важное значение отводится задаче оценки промышленной реализуемости, при чем, не только при формировании предложений государственных заказчиков в проект заданий ГОЗ на очередной год и двухлетний плановый период, но и при выполнении организациями ОПК заданий уже утвержденного и выполняемого задания ГОЗ, что стало особенно актуальным в связи с необходимостью кратного увеличения объемов заданий ГОЗ и обеспечения поставок (ремонта) особо востребованных образцов ВВСТ, для проведения специальной военной операции (СВО).
Необходимо отметить, что оценка реализуемости проводится, в том числе, по графику особо востребованных образцов. На данный момент задания ГОЗ включают в себя задания по производству особо востребованных образцов ВВСТ, применяемых в рамках выполнения задач (СВО).
Определение потенциального исполнителя в рамках работ по оценке реализуемости выполняется в случае необходимости. Результатом качественной работы по определению потенциального исполнителя является заключенный государственный контракт.
Стоит отметить, что заключение государственного контракта всегда сопряжено с рисками его неисполнения, либо исполнения в объеме, не удовлетворяющем потребности государственного заказчика в товарах (работах, услугах). Механизмом, призванным укрепить уверенность государственного заказчика в надлежащем и добросовестном исполнении обязательств по государственному контракту, является обеспечение исполнения обязательств по контракту [5].
В связи с чем, выбор потенциального исполнителя заданий ГОЗ является крайне важной процедурой.
С целью дальнейшего совершенствования выбора исполнителя, рассмотрены несколько методов применяемых для определения потенциальных исполнителей заданий ГОЗ:
- метод определения потенциального исполнителя на основе сведений о номенклатурных позициях заданий ГОЗ прошлых лет;
- метод определения потенциального исполнителя на основе данных из реестра единственных поставщиков;
- метод определения потенциального исполнителя на основе данных о наличии у организации лицензии «Единого кодификатора предметов снабжения» (ЕКПС).
В части касающейся единственных поставщиков стоит отметить, что закупки у единственного поставщика, традиционно занимают особое место в системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Согласно официальной статистике Минфина России закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) удерживает твердое второе место по частоте использования среди всех способов закупок. Не является исключением и задания ГОЗ, в которых такие закупки занимают доминирующее место среди всех способов закупок, в силу специфики основного предмета закупки – вооружения, военной и специальной техники. Рынок этой продукции является низкоконкурентным, для него свойственно преобладание именно единственных поставщиков. При этом специфика закупок у единственного поставщика в рамках заданий ГОЗ выражена еще сильнее, нежели в контрактной системе, что обусловлено целями и задачами таких закупок – обеспечение обороны и безопасности государства [5].
Необходимо отметить, что цели и задачи обеспечения устойчивого функционирования и развития ОПК в современных условиях характеризуются наличием большого числа исходных данных и возможных сценариев развития событий, необходимостью учета различных факторов неопределенности и рисков при принятии решений, накладываемых ресурсных ограничений [6].
Учет возможных рисков невыполнения заданий ГОЗ является первостепенной задачей, так при выборе организаций - потенциальных исполнителей необходимо, в первую очередь, оценивать вероятности возможных срывов и отставаний.
В интересах повышения качества определения потенциальных исполнителей рассмотрены и проанализированы следующие факторы влияющие на возможности организации – потенциального исполнителя выполнить задание ГОЗ в полном объеме:
- перегруженные производственные мощности;
- недостаточная кадровая обеспеченность;
- слабая финансовая устойчивость.
Разработанная методика является результатом проведенной работы по комплексированию используемых вышеприведенных методов определения потенциальных исполнителей заданий ГОЗ, а также, с целью предупреждения возможных срывов, включает в себя проведение оценок финансовой устойчивости и показателей готовности.
Разработанный алгоритм проведения работ по определению потенциальных исполнителей заданий ГОЗ представлен на рисунке 1. (Составлено авторами)
Р исунок 1. Алгоритм проведения работ по определению потенциальных
исполнителей ГОЗ.
(Составлено авторами)
В случае, если задание ГОЗ с неопределенным исполнителем относится к НИР и ОКР, то выполняется следующий поэтапный алгоритм действий:
- Этап 1. Устанавливается, является ли рассматриваемое задание новым или нет.
- Этап 2. Рассматриваются сведения о выполнении аналогичных заданий в ГОЗ прошлых лет.
- Этап 3. Проводится взаимодействие с государственным заказчиком, с целью определения потенциального исполнителя.
- Этап 4. В случае успешного определения организации – потенциального исполнителя, анализируются сведения в части финансового состояния и наличия необходимых лицензий.
В случае, если задание ГОЗ, с неопределенным исполнителем относится к ремонту, сервисному облуживанию или закупке, то выполняется следующий поэтапный алгоритм действий:
- Этап 1. Рассматривается перечень единственных поставщиков.
- Этап 2. Рассматриваются сведения о выполнении аналогичных заданий ГОЗ прошлых лет.
- Этап 3. Рассматривается перечень организаций, имеющих соответствующие лицензии ЕКПС.
- Этап 4. Проводится взаимодействие с государственным заказчиком, с целью определения потенциального исполнителя
- Этап 5. В случае успешного определения организации – потенциального исполнителя, анализируются сведения в части финансового состояния и наличия необходимых лицензий.
Оценка финансовой устойчивости организаций – потенциальных исполнителей заданий ГОЗ проводится на основе методики экспресс-анализа с учетом 20 показателей, отражающих основные финансовые аспекты деятельности организации, а именно:
1. Коэффициент финансовой независимости = Собственный капитал и резервы /Активы.
Коэффициент финансовой независимости показывает долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала (обеспечиваются собственными источниками формирования). Оставшаяся доля активов покрывается за счет заемных средств.
Чем выше данный показатель, тем выше финансовая независимость предприятия. Соответственно, чем выше значение данного коэффициента, тем больше вероятность что организация погашает долги за счет собственных средств.
2. Коэффициент финансовой устойчивости = (Капитал и резервы + Долгосрочные обязательства + Доходы будущих периодов) / Активы.
Финансовая устойчивость — это превышение доходов над расходами предприятия в размере, достаточном для бесперебойной операционной деятельности, изменению ее внутреннего содержания (расширение, обновление, модернизация).
Низкий уровень финансовой устойчивости ведет к росту вероятности неплатежеспособности и ограничению средств для развития предприятий ОПК.
3. Степень платежеспособности по текущим обязательствам = (Краткосрочные обязательства – Доходы будущих периодов) / Выручка среднемесячная.
При помощи данного показателя мы можем определить текущую платежеспособность предприятия, объемы его краткосрочных заемных средств и период возможного погашения текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки.
4. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами = (Капитал и резервы – Внеоборотные активы) / Оборотные активы.
При помощи данного показателя можно определить, способно ли конкретное предприятие осуществлять финансирование текущей собственной деятельности, за счет собственных оборотных средств. Этот коэффициент отражает долю собственных оборотных средств во всех оборотных активах предприятия.
5. Коэффициент абсолютной ликвидности = (Финансовые вложения + Денежные средства и эквиваленты) / (Краткосрочные обязательства – доходы будущих периодов).
Значение коэффициента показывает часть краткосрочных долгов предприятия, которая может быть покрыта за счет наиболее ликвидных активов. Нормативное значение коэффициента составляет 0,2. Даже небольшое значение при сбалансированных притоках и оттоках денежных средств позволяют говорить о предприятии, как о платежеспособном.
6. Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы / (Краткосрочные обязательства – доходы будущих периодов).
Данный коэффициент показывает степень покрытия краткосрочных обязательств оборотными активами предприятия, с учетом запасов и незавершенного производства.
Нормативное значение данного коэффициента превышает 2, что означает двукратное превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами. Если текущее значение показателя выше нормы, то это говорит о платежеспособности предприятия и высокой вероятности покрытия долгов самостоятельно.
7. Рентабельность продаж по чистой прибыли = Чистая прибыль (убыток) / Выручка.
Показывает общую эффективность — сколько чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки. По данному показателю можно судить о том, сколько зарабатывает организация после уплаты налогов, кредитов, аренды и прочего.
8. Рентабельность активов =Чистая прибыль (убыток) / Активы.
Уменьшение рентабельности активов означает, что снижается и эффективность использования ресурсов предприятия, а высокий показатель рентабельности активов говорит о том, что предприятие работает правильно, стабильно и эффективно.
9. Расчетная стоимость чистых активов в сравнении с уставным капиталом = (Капитал и резервы + Доходы будущих периодов) / Уставный капитал.
Показатель чистых активов предприятия должен быть больше уставного капитала, что сразу говорит о финансовой стабильности и надежности предприятия.
10. Отношение долг/EBITDA = (Долгосрочные и краткосрочные заемные средства) / (Чистая прибыль + Проценты к уплате + Амортизация).
При помощи данного показателя мы можем судить об уровне долговой нагрузки компании. Как правило, приемлемым считается соотношение чистого долга к EBITDA, которое должно быть менее 3. Такой показатель означает, что компания не имеет чрезмерной задолженности и в состоянии обслуживать свои долговые обязательства. Высокий коэффициент (от 4 до 6+) вызывает тревогу, сигнализируя о потенциальном финансовом неблагополучии компании и имеющихся рисках.
11. Доля просроченной задолженности по платежам в бюджет от собственного капитала = Просроченная задолженность по платежам в бюджет / Собственный капитал.
Коэффициент задолженности показывает долю активов, сформированных в результате привлечения долгового финансирования. Данный коэффициент отражает степень финансовой устойчивости компании, а нормативное его значение находится в диапазоне от 0 до 0,5. Если коэффициент задолженности близок к нулю, это свидетельствует о наличии у компании крайне незначительных долговых обязательств в сравнении с ее собственным капиталом. Приближение коэффициента к 1 указывает на то, что практически весь собственный капитал сформирован за счет заемных средств, негативно влияя на финансовую устойчивость компании при неблагоприятном развитии событий.
12. Коэффициент покрытия долговой нагрузки = Оборотные активы / (Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства – Доходы будущих периодов).
Этот показатель указывает, во сколько раз обязательства предприятия превышают его финансовый результат до уплаты процентов, налогов и амортизации. Нормальным считается значение коэффициента покрытия долговой нагрузки 1,5–2,5, в зависимости от отрасли экономики. Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, о том, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3, свидетельствует о нерациональной структуре капитала.
13. Коэффициент зависимости от мер поддержки (плечо мер поддержки) = Субсидии из бюджета, связанные с текущим производством / Капитал и резервы.
Данный коэффициент позволяет оценить влияние мер поддержки на эффективность работы предприятия, оценить его финансовую стабильность и устойчивость.
14. Глубина диверсификации = Выпуск гражданской продукции (работ, услуг) в фактических ценах / Выпуск продукции (работ, услуг) в фактических ценах.
Глубина диверсификации - это определение удельного веса объёма производства новой продукции в отношении общих объёмов производства в базовом периоде.
15. Коэффициент участия в заданиях ГОЗ = Выпуск военной (оборонной) продукции (работ, услуг) в фактических ценах / Выпуск продукции (работ, услуг) в фактических ценах.
При помощи данного показателя, определяем объем производства товаров, работ и услуг, предназначенных для обороны и безопасности государства, с целью определения опытного и надежного исполнителя заданий ГОЗ.
16. Доля экспортируемой продукции = Выпуск продукции (работ, услуг) в фактических ценах, предназначенной на экспорт / Выпуск продукции (работ, услуг) в фактических ценах.
Данный показатель помогает оценить влияния экспортного потенциала на конкурентоспособность предприятия.
17. Фондоотдача = Выручка / Основные средства.
Позволяет оценить насколько эффективно используются основные фонды предприятия. Чем выше значение показателя фондоотдачи, тем более эффективно они используются.
18. Коэффициент целесообразности обновления оборудования = Фактический (физический) износ оборудования * Средний уровень загрузки производственных мощностей.
Данный показатель указывает на активную политику предприятия по приобретению новых объектов и модернизации имущества и, как следствие, своевременному и качественному выпуску готовой продукции.
19. Производительность труда = Выпуск продукции (работ, услуг) в фактических ценах / Средняя численность работников.
Данный показатель позволяет оценить, насколько эффективна деятельность конкретных организаций — потенциальных исполнителей заданий ГОЗ. Показатель производительности труда говорит о количестве продукции, которую изготавливают за единицу рабочего времени.
20. Коэффициент зависимости от выполнения заданий ГОЗ = Среднесписочная численность персонала, занятого в производстве военной (оборонной) продукции (работ, услуг) / Средняя численность работников.
Данный коэффициент показывает степень технической и технологической готовности организации, раскрывает потенциал и квалификацию работников предприятия, а также говорит об уровне обеспеченности необходимыми материальными ресурсами (сырьём, материалами, комплектующими изделиями, топливом, энергией и т. д.) компании.
Финансовая устойчивость предприятия является одной из ключевых составляющих, формирующих потенциальных исполнителей заданий ГОЗ, основываясь на комплексирование методов.
В случае успешного определения потенциальных исполнителей ГОЗ, дополнительно, экспертным методом, проводится оценка готовности, финансовой устойчивости и производственных возможностей предприятий, на основе 10 показателей:
- научно-технический задел и опыт выполнения аналогичных работ;
- обеспеченность стендовой, лабораторно-экспериментальной и испытательной базой;
- технологическая обеспеченность;
- обеспеченность промышленным оборудованием;
- обеспеченность электронно-компонентной базой (ЭКБ) и комплектующими изделиями;
- обеспеченность материалами и сырьем;
- обеспеченность кадрами и специалистами;
- обеспеченность кооперацией;
- финансовая обеспеченность выполнения работ;
- обоснованность сроков выполнения работ.
Уровень готовности (обеспеченности) организации ОПК — потенциальных исполнителей, а также возможность реализации предложений государственных заказчиков в проект заданий ГОЗ, оценивается по 10-ти балльной шкале, где:
- 8, 9, 10 – достаточная готовность (обеспеченность) организации ОПК к реализации задания проекта ГОЗ;
- 4, 5, 6, 7 – условно достаточная готовность (обеспеченность) организации ОПК к реализации задания проекта ГОЗ;
- 1, 2, 3 – недостаточная готовность (обеспеченность) организации ОПК к реализации задания проекта ГОЗ.
После чего, в случае удовлетворения требований, предъявляемых к организации – головному исполнителю, потенциальный исполнитель ГОЗ считается определенным.
Актуальность данной работы по определению потенциальных исполнителей заданий ГОЗ обусловлена тем, что в условиях высокого уровня нестабильности внешней среды государственные заказчики, на постоянной основе, вносят предложения по корректировке номенклатурных позиций, объемов ГОЗ и прочие изменения. Динамика роста количества корректировок ГОЗ сохраняется, в связи с чем, кратно возросли объемы работ по оценке возможности реализации предложений государственных заказчиков, следовательно, и объемов работ по определению потенциальных исполнителей заданий ГОЗ.
Страница обновлена: 14.04.2025 в 09:02:42