Взаимодействие университетов и особых экономических зон как способ решения проблемы дефицита высококвалифицированных кадров в условиях инновационной экономики

Ильина Т.А.1, Малина А.Б.2
1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН)
2 Самарский государственный технический университет

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Наличие высококвалифицированных кадров является необходимым условием для создания и потребления инноваций в обществе, повышения инновационной активности предприятий и, следовательно, развития инновационной экономики. Однако отечественные предприятия, особенно в сфере высокотехнологичного производства, испытывают значительный дефицит компетентных специалистов, способных решать вопросы инновационного характера. В ходе исследования был проведенный анализ обеспеченности кадрами высокотехнологичных отраслей промышленности, который выявил дефицит в большинстве регионов РФ. В рамках данной статьи была разработана модель взаимодействия между университетами, являющимися основными поставщиками кадров на рынок труда, и особыми экономическими зонами, на территории которых сосредоточены наиболее передовые наукоемкие предприятия. Применение данной модели способствует подготовке специалистов для сферы высокотехнологичного производства. В качестве примера был представлен успешный опыт одной из российских особых экономических зон

Ключевые слова: Дефицит кадров, университеты, особые экономические зоны, инновационная экономика

JEL-классификация: D23, J21,J24, J40



ВВЕДЕНИЕ

Инновационный вектор развития является одним из приоритетов российской экономики, который официально обозначен в Концепции технологического развития на период до 2030 года (далее Концепция) [14]. Внедрение основных положений Концепции направлено на поддержание технико-технологической конкурентоспособности нашей страны на мировом уровне, что является важнейшим условием национальной безопасности.

Основой инновационной экономики являются новые знания и технологии, а наличие высококвалифицированных профессионалов с новаторским стилем мышления является необходимым условием для развития высокотехнологичного производства, построения инновационной инфраструктуры, создания доброжелательной и новаторской среды в обществе − то есть всего, что необходимо для построения инновационной экономики [2, с.12-23].

Однако в настоящее время деятельность высокотехнологических предприятий затруднена в связи с недостатком высококвалифицированных кадров. Соответственно, решение вопроса дефицита высококвалифицированных кадров в условиях инновационной экономики является актуальным.

Данная проблема характерна для многих стран, поэтому её исследованию посвящены работы как российских, так и зарубежных ученых.

Значительный вклад в изучение влияния дефицита высококвалифицированных кадров на технологическое и социально-экономическое развитие российских регионов внесли такие ученые как Сизова И.Л. [20, с. 1-16], Подвойский Г.Л. [17, с.41-53], Колесникова О.А. и Маслова Е.В. [11, с.179-189], Акимова О.Е. [1, с.422-436] и др.

Из числа зарубежных ученых следует отметить Каледжайе П.О. [23, с.50], Касса Т. и Кегне М. [24, с.1-32]. Так, Каледжайе П.О. указывает на важность наличия высококвалифицированных кадров для повышения производительности труда и поддержания конкурентоспособности страны в мировой экономике, а Касса Т. и Кегне М. определяют отсутствие квалифицированного персонала как основное препятствие для внедрения и реализации технологических инноваций.

Ряд ученых, среди которых Чурсина А.В. [21, с. 263-268] и Каледжайе П.О. [23, с.50], подчёркивают, что проблема дефицита кадров связана с несоответствием компетенций выпускников образовательных учреждений современными требованиями работодателей.

Решение проблемы научным сообществом (как в России, так и зарубежом) видится в создании тесного взаимодействия между университетами и промышленными предприятиями. Исследованию этого вопроса посвящены публикации Чурсиной А.В. [21, с. 263-268], Тавесенгскултай Н. [30, с.16], Хайлу А.Т. [30, с.25] и др.

Вопросы функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) и их влияние на активизацию инновационной деятельности в различных странах широко представлены в работах Бессоновой Е.А. [3, с.78-95], Даниловой И.В. и Каретниковой Т.М. [5, с.5-18], Платоновой Т.Е. [16, с.406-409], Хамракулова И. [25, с. 233-237], Панибратова А. и Русаковой Л. [27, с. 275-287], Пушкарева А. [28, с.801-830], Шукуровой Ф. [29, с. 92-95], Зенга Д.З. [32, с.259-275] и др..

В то же время, несмотря на многочисленные публикации по данным темам, существует научный пробел в плане формирования моделей взаимодействия между университетами и особыми экономическими зонами, которые в российских реалиях становятся новыми важнейшими субъектами инновационной деятельности.

Целью статьи является поиск управленческих решений по реализации взаимодействия университетов и предприятий-резидентов особых экономических зон для снижения дефицита высококвалифицированных кадров за счет подготовки наиболее компетентных выпускников и поддержки талантливых сотрудников.

Научная новизна заключается в разработке авторской модели взаимодействия между университетами и особыми экономическими зонами, в результате которого осуществляется формирование условий для подготовки и поддержки инновационно-ориентированных кадров для высокотехнологичных отраслей.

Авторской гипотезой является утверждение о том, что взаимодействие между университетами и особыми экономическими зонами способствует эффективной подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности, снижению их дефицита и, как следствие, скорейшему переходу к инновационной экономике.

Методология исследования основана на применении классических научных методов (анализ и сравнение, обобщение фактических данных и экспертных оценок), а также нетрадиционных (эвристических) методов.

[1

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дефицит кадров в высокотехнологичных отраслях промышленности

Анализ российского рынка труда выявил, что более половины регионов сталкиваются с дефицитом кадром в различных профобластях (рис.1).

Рис.1. Анализ рынков труда в регионах РФ на 10.01.2025 (источник: разработано авторами на основе информации [19])

В высокотехнологичной сфере ситуация в плане обеспеченности кадрами ещё более неблагоприятная. Так, подавляющая часть регионов (более 90%) испытывают нехватку специалистов в наиболее инновационно-ориентированных отраслях – производстве, сервисном обслуживании, медицине и фармацевтике (рис.2).

Рис.2. Анализ обеспеченности кадрами высокотехнологичных отраслей в регионах на 10.01.2025 (источник: разработано авторами на основе информации [19])

Важной задачей является решение данной проблемы, поскольку недостаток высококвалифицированных кадров в научных и производственных секторах продолжает оставаться одной из основных причин технологической отсталости отечественной промышленности [8, с.73-78].

Модель взаимодействия университетов и особых экономических зон

Ключевую роль в подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей играют университеты [10, с.128-134], [13, с.183-194], однако не всегда подготовленные специалисты отвечают требованиям рынка труда. И хотя вузы достаточно давно используют различные способы взаимодействия с промышленностью (например, открытие базовых кафедр от ведущих компаний, размещение центров коллективного пользования производственным оборудованием на площадках университета) [18, с.152], вопрос подготовки кадров для высокотехнологичных производств остаётся открытым.

В текущих условиях изменчивости рынка труда, в целях преодоления разрыва между требуемыми и реальными компетенциями выпускников, должны применяться новые форматы сотрудничества между университетами и промышленностью [12, с. 9-34], [21, с.263-268], [26, с.387-397].

При подготовке специалистов для высокотехнологичных отраслей должны внедряться новые модели сотрудничества с участием современных субъектов инновационной деятельности, например, особых экономических зон.

В последние годы они стали одними из успешно зарекомендовавших себя инструментов, направленных на развитие технологического предпринимательства [5, с.5-18]. Их эффективность подтверждается не только российским, но и мировым опытом [32, с.259-275]. Благодаря размещению на территориях с развитой инфраструктурой, ОЭЗ способствую развитию материального производства [25, с.233-237] и инновационной деятельности [27, с.275-287]. Они утвердились как один из ключевых инструментов государственной политики, направленной на стимулирование экономического роста и приток инвестиций [3, с.78-95], повышение производительности труда [28, с. 801-830], производство экспортных и импортозамещающих товаров [29, с.92-95].

Особые экономические зоны, являясь новыми механизмами регулирования, оказывают значительное влияние на занятость и, в целом, социально-экономические тенденции в регионах [31, с.28]. Темп роста количества созданных рабочих мест в 2023 г. к 2012 г. составил 1296% [16, с. 406-409].

И поскольку ОЭЗ объединяют на своих территориях наиболее передовые в технологическом плане промышленные предприятия, именно они могли бы стать ключевыми партнерами университетов при подготовке высококвалифицированных кадров.

На рисунке 3 представлена предлагаемая модель взаимодействия между университетами и особыми экономическими зонами.

Сотрудничество основано на реализации совместных мероприятий по следующим направлениям:

1. Реализация совместных образовательных проектов. Это могут быть уникальные программы стажировок для студентов на площадках высокотехнологичных компаний; проведение кейс-чемпионатов и олимпиад и т.д. Данные мероприятия позволяют максимально ощутить реальные производственные условия и овладеть сложными профессиональными навыками и компетенциями. Сотрудничество высшей школы с инновационно-ориентированными предприятиями позволит университетам максимально следовать мировым трендам на рынке труда в подготовке специалистов, а передовым предприятиям не только получать высококвалифицированных профессионалов, но и владеть информацией об актуальных научных достижениях российских учёных. Помимо практической подготовки на базе компаний, в университетах также могут быть организованы специализированные производственные площадки передовых предприятий.

2. Открытие приоритетных образовательных программ в соответствии с запросами работодателей, что предполагает подготовку специалистов именно для наукоемких производств. Обучение должно включать опыт управления практико-ориентированными проектами полного жизненного цикла – от этапа идеи до коммерциализации.

Рис. 3. Модель взаимодействия между университетами и особыми-экономическими зонами (источник: разработано авторами)

3. Совместная просветительская работа по повышению имиджа технических профессий, например, посредством проведения конкурсов профессионального мастерства, проектов с участием средств массовой информации и т.д.

Помимо указанных совместных направлений, университеты и предприятия-резиденты особых экономических зон реализуют собственные меры по повышению престижа высокоинтеллектуального труда и специальностей, связанных с работой в сфере высокотехнологичного производства.

Так, в высшей школе создаётся особая среда для самореализации талантливой молодёжи, способствующая развитию предпринимательских компетенций и закладывающая основу для успешного карьерного роста в будущем.

Особые экономические зоны осуществляют поддержку ценных сотрудников с новаторским стилем мышления посредством применения инструментов нематериальной мотивации и повышения корпоративной культуры.

В результате применения комплексного подхода преодолевается проблема дефицита кадров в высокотехнологичных отраслях: университеты получают информацию о наиболее востребованных на рынке труда направлениях и готовят специалистов в соответствии с запросами работодателей – резидентов ОЭЗ. Кроме того, формируется благоприятная среда для профессионального самоопределения учащихся вузов [9, с.9-12] и привлечения в наукоемкую сферу наиболее ценных специалистов.

Данная модель была разработана на основе успешного опыта одной из российских особых экономических зон технико-внедренческого типа, расположенной на территории города Москва − «Технополис Москва». В настоящее время здесь работает более 220 высокотехнологичных компаний в области микроэлектроники, роботостроения, приборостроения, биоинженерии, фармакологии и т.п. Некоторые из выпускаемых инновационных изделий не имеют аналогов.

Мероприятия, проводимые «Технополис Москва» совместно с организациями образовательной сферы, и получаемый эффект от их реализации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимодействие между особыми-экономическими зонами и университетами (на примере «Технополис Москва»)

Направление взаимодействия
Мероприятие
Эффект от реализации мероприятия
1. Открытие приоритетных образовательных программ в университетах
- подготовка студентов по образовательным программам, разработанным совместно с Национальным исследовательским университетом «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ) и резидентами технополиса
- подготовка специалистов наиболее востребованных направлений;
2. Реализация совместных образовательных проектов
- стажировки;
- кейс-чемпионаты и олимпиады
- приобретение профессиональных навыков и компетенций;
- получение предложений о трудоустройстве в ведущих наукоёмких компаниях;
3. Совместная просветительская работа по повышению имиджа технических профессий
- реализация проектов по популяризации инженерных специальностей и выдающихся сотрудников технополиса («Техно люди» и «Техно профессии»);
- экскурсии для представителей образовательных организаций и общественности.
- формирование в обществе благоприятной атмосферы для восприятия новых знаний, технологий, инноваций;
- повышение имиджа технических и высокоинтеллектуальных профессий;
Источник: составлено авторами по данным [15].

В рамках направления по открытию приоритетных образовательных программ, «Технополис Москва» активно сотрудничает с крупнейшими университетами страны. Так, образовательные программы Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» (НИУ МИЭТ) корректируются в соответствии с запросами резидентов технополиса, что помогает готовить специалистов наиболее востребованных направлений и решить проблему дефицита кадров.

В ходе реализации совместных образовательных проектов студентам НИУ МИЭТ и других технических вузов предлагаются уникальные программы стажировок, позволяющие овладеть сложными профессиональными навыками и компетенциями. Многие предприятия предлагают уникальные программы стажировок, например, в области применения искусственного интеллекта и разработки программного обеспечения. Проект успешно развивается: в 2024 году его возможностями воспользовалось около 500 студентов, что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такое сотрудничество позволяет будущим инженерам проходить стажировку у лидеров рынка, а лучшим – получать привлекательные предложения по трудоустройству еще в период обучения.

Совместная просветительская работа с молодёжью по повышению престижа технических профессий и повышению уровня знаний в области инноваций и инновационной деятельности реализуется посредством проектов «Техно люди» и «Техно профессии». В рамках проектов популяризируются инженерные специальности и рассказывается о выдающихся сотрудниках «Технополиса Москва», являющихся новаторами в сфере высоких технологий и внесших особый вклад в инновационное развитие страны. Пространство технополиса открыто для широкой общественности. На территории технопарка регулярно проводятся экскурсии, участниками которых могут стать как руководители производственных и образовательных учреждений, так и обычные студенты и школьники.

Особое внимание уделяется мерам нематериальной мотивации сотрудников. Для работников компаний-резидентов и членов их семей активно проводятся культурно-массовые мероприятия, благодарственными грамотами отмечается вклад сотрудников в развитие высокотехнологичных производств столицы. Данные меры направлены на совершенствование корпоративной культуры и улучшение морально-психологического климата, что помогает не только предотвратить «утечку» ценных кадров, но также способствуют формированию положительного имиджа технопарка, как благоприятного места для деятельности талантливой молодежи с новаторским стилем мышления [15].

Передовой опыт взаимодействия «Технополис Москва» с научно-образовательной сферой может быть использован и в других регионах, где проблема дефицита высококвалифицированных кадров стоит особенно остро.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях перехода к инновационной экономике взаимодействие университетов и особых экономических зон является одним из перспективных направлений по преодолению проблемы дефицита кадров в высокотехнологичных отраслях.

В результате реализации совместных образовательных проектов, просветительской работе, мотивационным мероприятиям учащиеся университетов максимально погружаются в деятельность передовых предприятий и приобретают профессиональные навыки, наиболее соответствующие современным запросам. Университеты получают информацию о наиболее востребованных на рынке труда направлениях и готовят специалистов в соответствии с запросами работодателей – резидентов ОЭЗ.

В целом, коллаборация ОЭЗ с университетами способствует подготовке высококвалифицированных профессионалов с новаторским стилем мышления, что является необходимым условием для развития высокотехнологичного производства, создания инновационной инфраструктуры, формирования доброжелательной и новаторской среды в обществе, а, следовательно, построения инновационной экономики.


Источники:

1. Акимова О. Е., Волков С. К., Ефимов Е. Г. Асинхронность развития рынка труда и рынка образовательных услуг как фактор сжатия старопромышленных регионов // Экономика региона. – 2023. – № 19. – c. 422–436. – doi: 10.17059/ekon.reg.2023-2-10.
2. Басюк А. С., Вицелярова К. Н. Признаки инновационной экономики // Экономические исследования. – 2023. – № 1. – c. 12-23.
3. Бессонова Е.А., Лопатина Н.Д. Особые экономические зоны промышленно-производственного типа в качестве инструмента адаптации к новым экономическим реалиям // Экономические и социальные проблемы России. – 2024. – № 1. – c. 78-95. – doi: 10.31249/espr/2024.01.05.
4. Голованов, О.А., Тырсин, А.Н., Васильева, Е.В. Моделирование рисков экономической безопасности регионов России в условиях санкционного давления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2023. – № 16. – c. 49-65. – doi: 10.15838/esc.2023.5.89.3.
5. Данилова И. В., Каретникова Т.М. ОЭЗ в практике реализации промышленной политики стран Юго-Восточной Азии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2024. – № 18. – c. 5-18. – doi: 10.14529/em240301.
6. Данова М., Шира Е. Образовательно-инновационный аспект человеческого капитала и его влияние на экономический рост // Экономика региона. – 2023. – № 19. – c. 111-121. – doi: 10.17059/ekon.reg.2023-1-9.
7. Домнич Е. Л. Исследование и эксплуатация технологий как способы обучения инновациям в регионах России: нелинейные взаимодействия // Пространственная экономика. – 2024. – № 20. – c. 77-107. – doi: 10.14530/se.2024.4.077-107.
8. Ильина Т. А. Дефицит кадров как один из ключевых барьеров развития инновационной экономики // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. – 2024. – № 11. – c. 73-78.
9. Ильина Т. А., Панофенова Л.И. Инновационная среда вуза как средство решения проблем профессионального самоопределения обучающихся // Качество. Инновации. Образование. – 2018. – № 2. – c. 9-12.
10. Ильина Т. А., Скориков С. Н. Формирование интеллектуального капитала вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. – 2012. – № 1. – c. 128-134.
11. Колесникова, О. А., Маслова Е. В., Околелых И. В. Кадровый дефицит на современном рынке труда России: проявления, причины, тренды, меры преодоления // Социально-трудовые исследования. – 2023. – № 4. – c. 179-189. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=55061108.
12. Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сженов Е.С. Управленческие практики и результативность вузов в реализации непрерывного образования // Высшее образование в России. – 2023. – № 32. – c. 9-34. – doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-9-34.
13. Мельник А. Д. Основания измерения прекарной занятости и их связь с высшим образованием. Личность и культура в меняющемся мире: единство в многообразии. - Екатеринбург: УрГПУ, 2023. – 183-194 c.
14. Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 No 1315-р. Ред. от 21.10.2024. Доступ из информационно-правовой системы КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.01.2025).
15. Особая экономическая зона «Технополис Москва»: здесь производят будущее. [Электронный ресурс]. URL: https://technomoscow.ru/ (дата обращения: 10.01.2025).
16. Платонова Т.Е. Особые экономические зоны Российской Федерации: результаты деятельности и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 11. – c. 406-409. – doi: 10.17513/vaael.3896.
17. Подвойский Г. Л., Прокудин В. А. // Социально-трудовые исследования. – 2024. – № 2. – c. 41-53. – url: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_67850230_81468484.pdf.
18. Прохоренко А.А., Ильина Т.А. Инновационная деятельность вузов. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2011. – 152 c.
19. Сервис открытой аналитики рынка труда. Официальный сайт hh.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.hh.ru/about (дата обращения: 10.01.2025).
20. Сизова И. Л., Елагина Е. Д., Орлова Н. С. Дефицит (квалифицированных) кадров на рынке труда в России: современные риски // Социальное пространство. – 2023. – № 3. – c. 1-16. – url: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54655003_70659310.pdf.
21. Чурсина, А. В. Подготовка кадров для наукоемких производств в системе непрерывного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. – 2021. – № 21. – c. 263-268. – doi: 10.18500/1818-9601-2021-21-3-263-268.
22. Hailu A. T. // Journal of Innovation and entrepreneurship. – 2024. – № 13. – p. 25. – url: https://link.springer.com/article/10.1186/s13731-024-00370-y.
23. Kalejaiye P. O. // Future Business Journal. – 2023. – № 9. – p. 50. – url: https://link.springer.com/article/10.1186/s43093-023-00228-x.
24. Kassa T., Kegne M. // Journal of Innovation and Entrepreneurship. – 2025. – № 14. – p. 1-32. – url: https://innovation-entrepreneurship.springeropen.com/articles/10.1186/s13731-024-00458-5.
25. Khamrakulov I. Organizational and economic foundations for creating small industrial zones in Uzbekistan // Asian Journal of Multidimensional Research. – 2022. – № 11. – p. 233-237.
26. Kravchenko, N. A., Markova, V. D., Yusupova, A. T. Emerging Regional Innovation Ecosystems: In Search of Partnerships // Regional Research of Russia. – 2024. – № 14. – p. 387-397. – doi: 10.1134/S2079970524600392.
27. Panibratov A., Rysakova L. Cities and regions with special economic zones as innovation hubs within the Belt and Road Initiative // In Research Handbook on Innovation in International Business. – 2022. – p. 275-287. – doi: 10.4337/9781800882942.00020.
28. Pushkarev A., Gainetdinova A., Davidson N., Sokolova E. The impact of special economic zones on industrial enterprises’ productivity in Russia // Post-Communist Economies. – 2024. – № 36. – p. 801-830. – doi: 10.1080/14631377.2024.2376984.

Страница обновлена: 14.04.2025 в 11:52:51