Практика формирования механизма деконфликтизации на основе ранней диагностики и профилактики
Пахомова Ю.А.1, Меньшикова М.А.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Курский государственный университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Апрель 2025)
Аннотация:
В статье актуализируется проблема формирования комплексного подхода превентивного управления организационными конфликтами. Комплексность обеспечивается выбором диагностического инструментария, позволяющего идентифицировать конфликт в его латентной стадии, выявить конфликтогенные факторы в его потенциальной эскалации, разработкой соответствующих конфликтогенам профилактических мероприятий по их нивелированию, что позволит обеспечить раннюю деконфликтизацию. Эмпирическая база диагностики уровня конфликтности сформирована результатами анкетного опроса сотрудников промышленного предприятия. Полученные данные диагностики позволили выявить наиболее конфликтогенные зоны социально-производственной сферы. На основе анализа сценариев и выявленных зон с высокой вероятностью возникновения конфликтной ситуации разработана процессная модель диагностики, первичной деконфликтизации и профилактики конфликтов и организационные мероприятия реализации механизма превентивного управления конфликтами. Научная новизна полученных результатов исследования состоит в создании модели ранней деконфликтизации, что отражает возможности получения синергетического социального эффекта превентивного управления и создает благоприятные условия для обеспечения экономической эффективности деятельности предприятия в перспективе.
Ключевые слова: организационный конфликт, диагностика, превентивное управление модель управления, механизм реализации
JEL-классификация: D70, D74, D79
Ведение
Успех развития организации обеспечивается разнообразием мнений и подходов относительно реализации рыночных возможностей и преодоления организационных проблем. Разнообразие мнений порождает споры, иногда переходящие в конфликты. [5, с.262] В любой организации существуют конфликты, возникновение которых с достаточной степенью точности можно предсказать. Эти конфликты сопряжены с объективными проблемами роста и развития организации, являются отражением естественных процессов и указывают на проблемные зоны, требующие внимания, то есть выступают индикаторами для прогрессивного и гармоничного развития организации.
Таким образом, развитие организации без конфликтной составляющей является невозможным. Но поскольку конфликт сопряжен с психологическим и социальным напряжением, то требует управленческого воздействия для его минимизации.
Проблема обеспечения конструктивных последствий в исходе организационного конфликта состоит в необходимости выбора такого диагностического инструментария, который бы позволил обеспечить достаточность и достоверность оценочной информации, как обязательной и необходимой базы для разработки мероприятий по урегулированию и профилактике организационных конфликтов. В этой связи на первый план выходят методы позволяющие получить объективную информацию о причинах, условиях зарождения конфликта, мотивах его участников, то есть методы ранней диагностики.
Однако при всем разнообразии диагностического инструментария управления конфликтами организации методическая база признается недостаточно развитой, ориентированной на социальные и психологические аспекты, то есть несоответствующей решению практических задач управления, что обусловливает необходимость исследования данной предметной области в различных производственно-экономических системах, выявляя доминантные конфликтогены и подтверждая гипотезу превосходства подходов превентивного управления над реактивным, что актуализирует проблему управления конфликтами и позволяет использовать полученные результаты как сравнительную базу для репликационных исследований.
Цель исследования состоит в обосновании выбора диагностического инструментария организационных конфликтов, оценке его достаточности для последующей разработки схемы профилактических мероприятий по ранней деконфликтизации и процессной модели их реализации на примере данных промышленного предприятия.
Основная часть
Реализация цели исследования достигается решением задач методического и эмпирического характера.
В определении начальной точки исследования согласимся с мнением Сиволобова В.С., состоящей в утверждении того, что большая часть организационных конфликтов высоко управляема «на стадии их объективного возникновения благодаря постоянному и глубокому анализу всей системы отношений…» [6, с.114]
Первичным представляется определение общего уровня социальной напряженности и зон повышенной конфликтности промышленного предприятия по данным оценки состояния ключевых факторов, влияющих на рост уровня социальной напряженности на основе применения методики диагностирования, с проведением анкетного опроса. [7] Среднесписочная численность предприятия составляет 2812 чел., в структуре которой 24% занимает административной-управленческий и 76% промышленно- производственный персонал (табл.1).
Таблица 1 – Профессионально-квалификационная структура персонала
за 2021-2023 гг.
Показатель
|
2021
|
2022
|
2023
|
Динамика, %
| |
2022/2021
|
2023/2022
| ||||
Среднесписочная
численность работников, чел.
|
3006
|
2898
|
2812
|
96,4
|
97,0
|
В том числе по категориям:
| |||||
Руководители, чел.
|
71
|
56
|
55
|
78,9
|
98,2
|
Специалисты, чел.
|
780
|
650
|
613
|
83,3
|
94,3
|
Производственный персонал, чел.
|
2155
|
2192
|
2144
|
101,7
|
97,8
|
Для того чтобы обеспечить достаточную степень репрезентативности был реализован принцип кластерной выборки, согласно которому была сформирована малая выборка в составе 10 сотрудников, занимающих должности специалистов и руководителей, и 40 представителей промышленно-производственного персонала одной из производственных площадок [2, с.17]
В исследования мы исходили из предположения, что конфликтогенные факторы имеют разную степень реактивности для разных категорий сотрудников, поэтому для исследования выберем две совокупности респондентов: представителей промышленно-производственного персонала и специалистов, включая низовых руководителей.
Совокупность названных респондентами причин распределим по группам влияния согласно типологизации конфликтов. [1, с.206]
Как следует из группировки факторов конфликтогенного влияния, для всех групп респондентов более конфликтным представляется сфера экономическая (0,3). Далее мнения разделяются (табл.2). Так промышленно-производственный персонал к числу более конфликтогенных факторов относит организационные (0,15), бытовые (0,15) и культурные (0,15). Наименее значимым признается психологический (0,05). Для специалистов и низовых руководителей бытовые и культурные факторы менее конфликтогенны, поскольку наличие изолированного рабочего место, позволяет организовать реализацию данных условий с большей степенью независимости и комфорта. На втором уровне по степени конфликтогенности находится группа организационных факторов (0,2).
Для оценки степени фактического состояния факторов каждой группы респондентам была предложена 5-ти бальная оценочная шкала, согласно которой они делали выбор, где 1 – полностью удовлетворен состоянием условий, 5 – совершенно условия не удовлетворяю, провоцируют возникновение конфликтной ситуации либо являются его причиной.
Таблица 2 – Группы конфликтогенного влияния на общий уровень социальной напряженности*
Группа
конфликтогенного влияния
|
Вес
|
Конфликтогенный
фактор
| |
ППП
|
специалисты
| ||
1. Экономические
|
0,3
|
0,3
|
- уровень
оплаты труда в целом
- размер гарантированной ставки труда - достижимость показателей премирования - учет результатов труда и справедливость вознаграждения |
2.
Организационные
|
0,15
|
0,2
|
-
интенсивность труда организация и координация работы
- состояние оборудования - система распределения заданий - условия и охрана труда - состояние трудовой дисциплины |
3.
Административные
|
0,1
|
0,15
|
-
исполнение условий коллективного договора
- кадровая политика - обеспечение социальных гарантий |
4.
Неформальные
|
0,1
|
0,15
|
-
отношения руководства-подчинения
- стиль управления - горизонтальная коммуникация - влияние неформального фактора отношений на работу |
5.
Психологические
|
0,05
|
0,1
|
-
разнообразие труда, отсутствие монотонности
- психологический комфорт на работе - командный дух, взаимоподдержка в коллективе - доминирующее рабочее настроение |
6. Бытовые
|
0,15
|
0,05
|
-
организация и условия перерывов в работе на отдых и личные
надобности
- удобство организации перевозки к месту работы |
7.Культурные
|
0,15
|
0,05
|
-
наличие единых стандартов поведения
- идентификация сотрудников и организации - поддерживающий тип корпоративной культуры |
Итого
|
1,0
|
1,0
|
|
Следуя представленным на рисунке 1 значениям, более конфликтогенной представляется группа организационных факторов (оценка 4 и 5 из 5). Для промышленно-производственного персонала также высокой конфликтогенностью отличаются группы административных и неформальных факторов, а специалисты и низовой менеджмент указывает на среднюю неудовлетворенность состоянием экономического фактора.
Рис.1. Фактическое состояние групп конфликтогенных факторов, балл*
*Составлено автором
Приведя оценочные баллы к их взвешенному значению, можно заметить, что уровень социальной напряженности группа специалистов и низовых руководителей оценивает выше (2,7), чем промышленно-производственный персонал (2,4) (табл.3).
Таблица 3 – Расчет общего уровня социальной напряженности*
Группа конфликтогенного
влияния
|
Вес
|
Бальная оценка
фактического состояния
|
Взвешенная оценка
фактического состояния
| |||
ППП
|
специалисты
|
ППП
|
специалисты
|
ППП
|
специалисты
| |
Экономические
|
0,3
|
0,3
|
2
|
3
|
0,6
|
0,9
|
Организационные
|
0,15
|
0,2
|
4
|
5
|
0,6
|
1
|
Административные
|
0,1
|
0,15
|
4
|
2
|
0,4
|
0,3
|
Неформальные
|
0,1
|
0,15
|
4
|
2
|
0,4
|
0,3
|
Психологические
|
0,05
|
0,1
|
2
|
1
|
0,1
|
0,1
|
Бытовые
|
0,15
|
0,05
|
1
|
1
|
0,15
|
0,05
|
Культурные
|
0,15
|
0,05
|
1
|
1
|
0,15
|
0,05
|
|
1,0
|
1,0
|
|
|
2,4
|
2,7
|
Эталонным значением уровня социальной напряженности в целом по предприятию можно признать показатель в 2,0, который сформировался произведением бальной оценки состояния конфликтогенных факторов равное 2 из 5 взвешенных на средний вес по совокупной группе респондентов.
Группа организационных факторов конфликтогенного влияния включают в себя следующие монофакторы: интенсивность труда организация и координация работы, состояние оборудования, система распределения заданий, условия и охрана труда, уровень социальной напряженности, в рамках которых был оценен по данным анкетирования.
Большинство опрошенных специалистов (68%) связывают возможность возникновения организационных конфликтов с характером и справедливым распределением рабочих заданий, с учетом текущей загрузки (рис.2).
Рис.2. Результаты обработки ответов на вопрос «Какой из организационных факторов является для Вас максимально конфликтогенным?», %*
*Составлено автором
Состояние оборудования (4%), практически не влияет на уровень возникновения организационных конфликтов, в то время как интенсивность труда, организация и координация, по мнению 29% респондентов, является зоной повышенной социальной напряженности. Ответы промышленно-производственного персонала выявили иной вектор понимания причин конфликтов. Для 52% работников группы ППП, участвовавших в анкетировании интенсивность труда, и слабая координация трудовых усилий основной источник провоцирования конфликтного взаимодействия, вторым фактором является неравномерность в распределении заданий (41%) и далее по значимости влияния названа причина неудовлетворительного состояния оборудования, как фактора не позволяющего выполнять установленные нормативы выработки (32%). Условия и охрана труда обеспечены на нормальном уровне и не вызывают явного недовольства (12%).
Экономические причины также наиболее часто определяют возникновение конфликтных ситуаций. Ключевыми причинами противоречий между работниками и руководством выступают размер и распределение заработной платы (93% и 82%) и система стимулирования (76% и 71%) (рис.3).
Рис.3. Результаты обработки ответов на вопрос «Что в большей мере из экономических факторов провоцирует Вас на конфликт?», %*
*Составлено автором
Зачастую именно эти два фактора, а также сложившаяся базовая ставка (65%), провоцируют неудовлетворенность трудом более чем у половины опрошенных работников предприятия
Результаты ряда исследований свидетельствуют об «отсутствии у работников различных групп внутреннего стремления к деконфликтизации социально-трудовых взаимоотношений». [3, с.45] В данной связи возникает исследовательский вопрос к респондентам о степени реагирования на проявление конфликтогенных факторов и активности включения в конфликт (рис.4).
Рис.4. Результаты обработки ответов на вопрос «Считаете ли вы необходимым вступить в конфликте, если он Вас прямо или косвенно затрагивает», %*
*Составлено автором
По итогу опроса большая часть опрошенных (39%) не вмешивается в конфликтные отношения, но осуществляют наблюдательную роль, оценивая его развитие. Активисты, включающиеся в конфликт для его скорейшего и справедливого разрешения составляют долю в 28%, практически треть исследуемой совокупности. Совершенно не реагирует на конфликтную ситуацию или всячески ее избегают 21%, а также доля тех, кто, по их признанию переживает, но занимает позицию отличную от представленных составляет 12%.
Степень реагирования на конфликт тем выше, чем более значимые мотивы сотрудников затрагиваются. Основными мотивами к труду исследуемой совокупностью сотрудников предприятия названы:
- стабильность и устойчивость работы предприятия в настоящее время и на перспективу;
- оплата труда по результатам в зависимости от интенсивности труда;
- достаточно высокий уровень оплаты труда в регионе;
- гарантия занятости;
- эффективная социальная защита работников и членов их семей;
- медицинское, социальное и пенсионное страхование.
Среди опрошенных сотрудников преобладает материальная мотивация: ее имеют 89%. Мотивацию к власти имеют только 3,0% респондентов, мотивация к уважению характерна для 10,0%, мотивации к успеху - 15,0%. Поэтому можно утверждать, что чувство социальной справедливости у сотрудников исследуемого промышленного предприятия в большей мере определено материальной мотивацией, а не стремлением к власти или престижу.
Следовательно, проведенная оценка показателей факторов конфликтогенности и социальной напряженности указывает на превышение уровня социальной напряженности в целом по организации в пределах 1, исходя из 5-ти балльной шкалы оценки, что свидетельствует о стабильном уровне данного показателя. Уровень развития проблемной ситуации, характеризующий предконфликтную стадию наиболее высок в сфере экономических и организационных отношений, следовательно, приоритетные направления профилактики конфликтов должны быть сконцентрированы в данном направлении.
В целях формирования механизма превентивного управления конфликтами социально-производственной сферы исследуемого предприятия определена необходимость организации периодического обследования состояния социально-производственной среды и учета уровня социальной напряженности ощущаемой сотрудниками с целью определения эмоционально-психологической устойчивости последних к влиянию конфликтогенных факторов и реагированию на них. Реализация эффективного превентивного управления конфликтами возможна за счет идентификации источников потенциальных конфликтов и объективных условий, способствующих росту социальной напряженности в трудовом коллективе, приведения их в состояние гармоничное нормальному уровню социальной напряженности и разработка мероприятий по недопущению впоследствии их выходу из зоны допустимого уровня напряженности, то есть основу превентивного управления составляют процессы диагностики и профилактики. Методическую часть по выбору, обоснованию методик диагностирования в модель не включаем, поскольку техники диагностики будут зависеть от реальной возможности их проведения, физической и этической, а также проблемного вопроса. Визуализируем данный процесс в виде графической модели (рис.5).
Рис.5. Модель реализации алгоритма превентивного управления конфликтами *
*Разработано автором
В построении модели будем исходить из реализации принципа системности, согласно которого система управления организационными конфликтами рассматривается как «подсистема системы социально-трудовых отношений, учитывая ее взаимосвязь с другими элементами». [4, с.338] Позицию использования системного подхода в управлении человеческим капиталом разделяет профессор Ходыревская В.Н., в предположении, что модель управления человеческим капиталом предполагает включение «набора инструментов», которые могут быть применены для решения исследовательской задачи при существующих управленческих возможностях и ресурсном потенциале. [10, с.274] Так, в рамках профилактики конфликтов необходимо обеспечивать снижение социальной напряженности как конфликтогенного фактора провоцирующего сверхреакцию сотрудников на проблемные производственные и организационные ситуации.
Профилактические мероприятия предполагаются к разработке в двух проекциях, общей и частной:
- для снижения общего уровня социальной напряженности в организации в целом;
- для нормализации факторов повышенной конфликтогенности в подразделениях.
К разработке мер общего характера требуется привлечения аппарата стратегического управления и профильных департаментов, поскольку ряд конфликтогенных условий, можно изменить только управленческим решением высшего аппарата управления. Это экономические условия: приведение уровня оплаты труда в соответствие со средним значением в регионе, в соответствие с условиями труда: интенсивностью, сменностью, вредностью, производительностью; социально-бытовые: социальная защита и гарантии сотруднику и членам его семьи, бытовые условия труда, режим и организация труда и отдыха, сменность в зависимости от физиологических возможностей человека; организационно-правовые: гарантии полной занятости, официального статуса занятости и учета норм выработки, организация эффективных схем взаимодействия между подразделениями.
Для разработки мер частного характера, то есть на уровне структурных подразделений требуется участие менеджмента среднего и низового звена. Противоречия и вопросы внутреннего характера представляется возможным решить за счет привлечения низового руководителя как фасилитатора, а при вовлеченности в конфликтную ситуацию факторов более высокого порядка требуется эскалация управленческого вовлечения в процесс разработки мероприятий среднего менеджмента уровня руководителя подразделения или головного департамента.
Таким образом, генеральной целью в области управления конфликтами исследуемого предприятия является недопущение проблемных ситуаций до уровня конфликтного взаимодействия за счет реализации периодических системно реализуемых диагностических мер по оценке уровня социальной напряженности, выявлению наиболее конфликтогенных факторов и их нормализации до среднего уровня, а также реализации профилактических мероприятий по снижению социальной напряженности в целом в исследуемом предприятии и в его подразделениях.
Управление конфликтами, согласно разработанной модели превентивного управления, должно осуществляться в таких направлениях и с такой периодичностью, как:
1. Диагностика:
- анкетирование сотрудников на определение уровня социальной напряженности по структурным образования – 1 раз в квартал;
- реализация развернутых диагностических практик по выявлению латентных конфликтов и проблемных ситуаций – 1 раз в полугодие.
2. Гармонизация по факту выявления значения социальной напряженности выше среднего выходящего за границы допустимого уровня:
- детализированное обследование условий формирования конфликтогенной социальной среды в подразделениях;
- разработка и реализация мер по нормализации факторов роста социальной напряженности до среднего значения по организации;
- сравнительная оценка результативности мер по нормализации факторов роста социальной напряженности;
- разработка и реализация мер по закреплению эффекта гармонизации уровня социальной напряженности в подразделении;
- формирование отчета, внесение в базу знаний управления конфликтами.
3. Профилактика:
- разработка профилактических мер по нормализации факторов повышенной конфликтогенности в подразделениях – 1 раз в квартал;
- разработка профилактических мер по снижению общего уровня социальной напряженности – 1 раз в год;
- разработка плана реализации профилактических мер управления конфликтами – 1 раз в год;
- реализация плана реализации профилактических мер управления конфликтами – в течение года согласно плана.
В состав основных методов диагностики можно отнести:
а) на уровне предприятия – анализ документов и проведение анкетирования;
б) на уровне сотрудника – психодиагностические методы, анкетирование и интервьюирование.
Реализация этапа анализа итогов диагностики будет осуществляться в двойном контуре с применением экспертно-аналитического метода. Обобщение результатов применения диагностических техник логично представлять в виде карты социальной напряженности, составляемой на двух уровнях:
а) на уровне предприятия;
б) на уровне структурного подразделения.
Кроме того, карта социальной напряженности может содержать в себе индивидуальные профессиональные конфликтогены сотрудников. Благодаря составлению этой карты предприятие получит возможность подготовки необходимой базы данных и знаний для разработки программы мероприятий профилактики конфликтов.
Исходя из проведенного исследования уровня социальной напряженности и методической разработки алгоритма превентивного управления конфликтами на основе процессов диагностики и профилактики считаем необходимым выделить следующие основные процессы и задачи, способствующие разработке и реализации на системной основе мероприятий по диагностике, деконфликтизации и профилактике конфликтов:
1. сбор необходимой информации о наличии проблем в структурных подразделениях с повышенным уровнем социальной напряженности;
2. диагностика причин и условий, провоцировавших развитие конфликтогенных факторов;
3. принятие решения о способах снижения социальной напряженности и объекте воздействия профилактических мероприятий (рис.6).
В целях реализации разработанной модели первичной деконфликтизации и профилактики конфликта представляется целесообразным реализация следующих мероприятий организационного характера:
1. разработать стандарт диагностики уровня социальной напряженности и развития конфликтогенных факторов, включающий описание методики социологического исследования, количественной обработки исследовательской информации, сценариев гармонизации и первичной деконфликтизации, и условий выбора сценария;
2. разработать форму протокола экспертного заключения о первичных причинах и следствиях выявленных проблемных ситуациях;
3. разработать механизм урегулирования экономических и социальных интересов конфликтующих сторон с применением социальных технологий сбалансированного взаимодействия;
4. обеспечить реализацию механизма согласования интересов и провести мониторинг эффективности влияния социальных технологий на уровень социальной напряженности и его влияния на экономические показатели деятельности.
Рис.6. Процессная модель диагностики, первичной деконфликтизации и профилактики конфликтов*
*Составлено автором
С учетом вышеизложенных предложений по введению в HR-практику процессной модели первичной деконфликтизации и профилактики конфликтов представляется логичным разработать мероприятия по развитию социальных технологий профилактики конфликтов и административных технологий первичной деконфликтизации, реализуемые HR-службой.
К числу техник предлагаемых к внедрению с целью предотвращения конфликтов, и уровня напряженности в коллективе можно отнести:
- стремление установить и поддерживать контакт с подчиненными при выдаче задания, получении обратной связи;
- уважительное отношение, доброжелательность, терпимость;
- информирование и обращение к фактам, проверка реальностью;
- медиаторство. [9]
В качестве административных технологии предлагается добровольная горизонтальная ротация кадров, и принудительная ротация конфликтующих участников. Выбор данной технологии основан на апеллировании к «психологическим ориентирам творческого человека, которые состоят в том, что он не стремится к власти». [8, с.192]
Необходимые изменения, направленные на развитие системы диагностики и организационного закрепления профилактических мероприятий будут решаться в рабочем порядке:
1. для диагностики акцентуации факторов трудовой мотивации, ценностных ориентаций и удовлетворенности трудом сотрудников проводить опрос не менее 30% сотрудников (в соответствии с репрезентативной выборкой) с последующим увеличением доли респондентов до 80% получения «обратной связи» со стороны трудящихся по существующей системе мотивации труда, гармонизации соотношения мер воздействия на трудовую мотивации и факторов ей противодействующих, повышения эффективности трудовой мотивации;
2. для закрепления методического обеспечения механизма урегулирования экономических и социальных интересов разработать стандарт «Информирование персонала. Мониторинг социально-психологического климата». Оплату труда, выплату социальных льгот и компенсаций проводить в соответствии с положением по оплате и стимулировании труда, коллективным договором, другими локальными документами, обеспечив максимальную прозрачность методики ее расчета и начисления;
3. для реализации мероприятий первичной деконфликтизации предлагается разработать корпоративный институт медиации, с обучением внутренних штатных медиаторов. По 1-2 представителю из каждого структурного подразделения, в зависимости от штатной численности его состава.
Заключение
Принимая во внимание разработанные мероприятия, социальные эффекты первичной деконфликтизации и профилактики организационных конфликтов, можно наблюдать в формах, представленных в таблице 4.
Таблица 4 – Социальная эффективность реализации мероприятий по первичной деконфликтизации и профилактике организационных конфликтов *
Мероприятия
|
Социальный эффект
|
Внедрение
в организацию штатных медиаторов
|
1. Усиление вовлеченности
персонала в решение проблемных, конфликтогенных производственных ситуации на
уровне решения проблемы, а не конфронтации
2. Рост уровня сплоченности трудовых коллективов и лояльности к организации 3. Снижение общего уровня социальной напряженности |
Реализация
программы по диагностики социальной напряженности
|
1. Рост числа выявленных
латентных конфликтов
2. Гармонизация интересов персонала и руководящего состава |
Ротация
кадров
|
1. Рост количества мер первичной
деконфликтизации
2. Своевременное купирование конфликтов |
Социальная эффективность реализации мероприятий по профилактике организационных конфликтов проявляется в возможности достижения конструктивных решений, а также раннего купирования деструктивных последствий развития конфликтогенных факторов.
Таким образом, реализация системы мероприятий по диагностике, первичной деконфликтизации и профилактике конфликтов исследуемого промышленного предприятия позволит достичь снижения общего уровня социальной напряженности в коллективе как обеспечивающего условия роста удовлетворенности трудом и роста его производительности, как экономического показателя эффективности деятельности.
Источники:
2. Ахтырский А.А. Социология управления: аналитический инструментарий. / Учебное пособие. - СПб.: СПбГЭУ, 2022. – 111 c.
3. Вельмисова Д.В. Значение ценностно-мотивационных смыслов в формировании конфликтологической компетентности работников // Российский научный журнал «Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований». – 2021. – № 1. – c. 38-45. – doi: 10.51692/1994-3776_2021_1_38.
4. Пахомова Ю.А., Исмаил Р.Н.И. Формирование системы управления трудовыми конфликтами в промышленной организации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2015. – № 4(56). – c. 337-340.
5. Самсонова М.А. Социальные технологии эффективного конфликтного взаимодействия в организации // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2008. – № 1(34). – c. 262-270.
6. Сиволобов В.С. Психологическая профилактика и решение внутригрупповых производственных конфликтов // Вестник науки и образования. – 2020. – № 15-1(93). – c. 112-115.
7. Гильдингерш М.Г., Давыдов С.А., Львин Ю.М., Маргулян Я.А., Молодькова Э.Б., Попазова О.А., Потемкин В.К., Спивак В.А., Тестова В.С. Социология управления. / Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 268 c.
8. Тухканен Т.Н. Способы стимулирования инновационной трудовой деятельности персонала торговых организаций // Управление персоналом: реалии настоящего и возможности будущего. Донецк, 2022. – c. 188-193.
9. Пахомова Ю.А. Управление трудовыми конфликтами в организациях потребительской кооперации. / Диссертация,.. кандидата экономических наук: 08.00.05. - Курск, 2011. – 226 c.
10. Ходыревская В.Н., Шама Т.А. Системный подход в управлении человеческим капиталом // Актуальные вопросы устойчивого развития систем управления в условиях трансформации социально-экономических процессов: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Курск, 2022. – c. 271-276.
Страница обновлена: 03.04.2025 в 22:25:54