Миссия Омских туристических фирм

Левочкина Н.А.1,2
1 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
2 Многофункциональный центр социального туризма, г. Омск

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 2 (Апрель-Июнь 2016)

Цитировать:
Левочкина Н.А. Миссия Омских туристических фирм // Экономические отношения. – 2016. – Том 6. – № 2. – С. 42-48. – doi: 10.18334/eo.6.2.35167.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29970146
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье на примере Омских турфирм исследуется такой важный компонент системы менеджмента организации, как ее миссия; приведены данные социологического опроса руководителей и рядовых сотрудников омских турфирм в сравнении 2005 и 2014 годов, отмечен профессиональный рост сотрудников туристических фирм.

Ключевые слова: конкурентоспособность, система менеджмента, миссия, период работы на рынке турфирмы



Введение

Одним из структурных внутренних элементов системы менеджмента является миссия организации, которая вызывает у членов организации состояние устремленности к чему-либо. Существует широкое и узкое понимание миссии. В широком смысле миссия рассматривается как философская константа и определяет предназначение организации, смысла ее существования, а в узком – утверждения того, для чего или по какой причине существует организация. При этом узкое понимание можно конкретизировать, если хотим подчеркнуть конкурентную составляющую миссии – она должна содержать оригинальную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный товар и т.д. [1, c. 247]. [1]

В формулировке миссии должны отражаться мысли, содержащие ответ на вопрос: почему организация делает то, что она делает, а также должны отражаться интересы собственников, сотрудников и покупателей фирмы, учитываться интересы деловых партнеров, местного сообщества и общества в целом. Кроме того, миссия является всеобъемлющей целью предприятия, позволяющей ему действовать как единое целое. Поэтому в проведенном нами (март – апрель 2005 г.) микроисследовании, ставшем целью нашего исследования, обращалось внимание на знание и единство в понимании миссии своей «организации», как руководителями, так и остальными работниками турфирм. Так, на 1 января 2005 г. в Омской области на рынке туристских услуг работало 130 юридических и физических лиц, имеющих лицензии на турагентскую деятельность, а также 8 турфирм, осуществляющих туроператорскую деятельность (кстати, в государственном реестре на 01.09.06. г. количество турфирм соответственно сократилось до 67 и 8). В настоящее время их количество увеличилось в 2 раза и в 2 раза сократилось количество туроператоров.

Основная часть

В нашем опросе принимали участие 21 туристическая фирма, что составило 15, 2 % (то есть почти каждая шестая фирма), что является репрезентативной выборкой, учитывающей специфику деятельности и время работы на рынке. При этом 17 фирм (13,07 %) представляют турагентов, а 4 фирмы (50 %), опрошенные нами, занимаются туроператорской деятельностью. На рынке туристических услуг Омского региона соотношение фирм туристических агентов и туроператоров составило 1:16, а соотношение опрошенных 3:1.

В результате качественного анализа формулировок миссии омских турфирм можно сделать следующие выводы. Во-первых, необходимость наличия самой миссии не вызывает сомнений у туроператоров (руководителей, менеджеров), тогда как у турагентов, включая их руководителей, отсутствует четко сформулированная миссия, либо её необходимость подвергается сомнению. Во-вторых, формулировка миссии подменяется формулировкой цели, как у руководителей, так и в большинстве случаев у менеджеров-исполнителей. В-третьих, у большинства туроператоров и турагентов при расшифровке миссии не отражаются в полном объеме основные характеристики данных фирм (целевые ориентиры, сферы деятельности, как, например, «И себе, и людям», «Звезды отдыхают с нами», «Развитие новых направлений и совершенствование старых», а также философия фирмы, возможности и способы осуществления деятельности) (табл. 1).

Хочется также отметить, что рядовые менеджеры в качестве миссии формулировали цель – получение прибыли, завоевание рынка, реже – предоставление качественных услуг, либо затруднялись с ответами, что не способствует формированию единства целей организации и целей отдельных её работников. Однако, если посмотреть на формулировку миссии руководством и сотрудниками турфирмы «Евразия – тур», являющейся туроператором, то мы увидим предназначение фирмы и её отношение к обществу – сохранять и преумножать культурные ценности России, сферу деятельности – туризм. При этом философия фирмы определяется стремлением к лидерству на рынке туруслуг, а возможности и способы осуществления деятельности обусловлены инновационным характером развития кампании. Кроме того, в формулировке миссии четко отражается информация и для покупателей туруслуг (высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников, использование новых информационных технологий в деятельности и др.), и для конкурентов (стратегии лидирования на рынке туристических услуг и конкурентное ценообразование).

Таблица 1

Формулировка миссии омских туристических фирм

(фрагмент; март – апрель 2005 г.) *

Критерии
Название
Время работы на рынке (лет)
Формулировка миссии
Менеджеры-руководители
Менеджеры-исполнители
1
ООО ТФ «Валентина»
11
«И себе, и людям»
«Мы зарабатываем деньги», «Отправить людей на отдых, при этом заработать на себя»
2
ООО ТФ «Евразия – Тур»
9
«Лидирующая туристическая кампания инновационного типа, сохраняющая культурные ценности России»
«Лидирующая туристическая кампания инновационного типа, сохраняющая культурные ценности России»
3
ООО «Том»
14
-
Автобусные туры по Европе и в Германию
4
ООО «Пять звезд»
10
«Звезды отдыхают с нами»
«Доставлять радость людям»
5
ООО «Артём»
8
«Автобусные туры и перевозки в Германию»
«Автобусные туры и перевозки в Германию»
6
ООО «Аврора – тур»
3
-
Затруднились с ответом
7
ООО «Вояж – тур»
1
Отдых для души
-
8
ООО «Ковер-самолет»
1
-
Заниматься туризмом
* Составлено автором

Хочется также отметить, что рядовые менеджеры в качестве миссии формулировали цель – получение прибыли, завоевание рынка, реже – предоставление качественных услуг, либо затруднялись с ответами, что не способствует формированию единства целей организации и целей отдельных её работников. Однако, если посмотреть на формулировку миссии руководством и сотрудниками турфирмы «Евразия – тур», являющейся туроператором, то мы увидим предназначение фирмы и её отношение к обществу – сохранять и преумножать культурные ценности России, сферу деятельности – туризм. При этом философия фирмы определяется стремлением к лидерству на рынке туруслуг, а возможности и способы осуществления деятельности обусловлены инновационным характером развития кампании. Кроме того, в формулировке миссии четко отражается информация и для покупателей туруслуг (высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников, использование новых информационных технологий в деятельности и др.), и для конкурентов (стратегии лидирования на рынке туруслуг и конкурентное ценообразование).

В узком понимании «миссия» – это сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором появляется отличие данной организации от ей подобных. [2] Миссия задает глобальный масштаб развитию организации очень многократно. Ее формулировка и смысловое и смысловое содержание не ограничены временем, миссия достигается в течение всего времени существования организации.

На 1 декабря 2014 г. на рынке туристических услуг работало 124 юридических и физических лиц имеющих лицензию на турагентскую и туроператорскую деятельность. В нашем опросе приняло участие 7 турфирм, что составило 5 % . При этом 2 фирмы (29 %) туроператоры, а 5 (71 %) туристические организации, занимающиеся турагентской деятельностью. В результате качественного анализа формулировки миссии омских турфирм (табл. 2) можно сделать следующие выводы: все опрошенные (руководители; менеджеры) имеют довольно четкие представления о миссии их турфирмы. Можно отметить, что рядовые менеджеры, затруднявшиеся с ответом, тут же находили подручную печатную продукцию своей компании и могли четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Формулировка миссии менеджерами значительно отличалась от определения данного руководителями тем, что была более узкой по содержанию. В целом, складывается положительная картина в понимании сотрудников турфирм своего предназначения.

Таблица 2

Формулировка миссии омских турфирм (фрагмент; март – апрель 2014 г.)*

Группа
турфирм

Уровни иерархии в системе управле
ния
Название

Время
работы
на рынке (лет)
Количество опрошенных сотрудников

Формулировка миссии



Менеджеры – руководители

Менеджеры – исполнители
Туропе
раторы
1

ООО «Coraltravel»

22

5
Миссия нашей компании: обеспечить качественный отдых каждому туристу, оправдать его ожидания
Обеспечить для клиентов комфортный отдых.
Удовлетворять запросы потребителя на высоком профессиональном уровне
2

ООО «PEGAS Touristik»

20

3
Наша миссия – открывать мир для Вас!
Предоставление туристических услуг для клиентов, с целью удовлетворения их потребностей.
Сделать мир путешествий доступными для большего количества людей.
Изучение текущей рыночной ситуации обеспечение рентабельности предприятия.
Турагенты
3

ООО «Нойе Вельт»
15

3
Миссия заключается в оказании качественных туристических услуг занятым людям, которые стремятся обеспечить необходимый баланс между работой и досугом, организуя свою жизнь оптимальной расстановкой своих приоритетов
Информировать людей о туристических маршрутах предоставляемых нашим агентством.
Полная консультация клиента: подбор тура по заданным критериям, правильный выбор направления
4

Бюро путешествий «Круиз»
15

1
Наша миссия – сделать отдых доступнее, даже если Ваш бюджет пока ограничен
Предоставление помощи клиентам в путешествиях, и получения со своей стороны прибыли
5

ООО «Вокруг света»
14

2
Способствование развитию и здоровому образу жизни людей через отдых и путешествия. Наши ценности – уважение человека и соблюдение всех его прав!!!
Мы стремимся, чтобы клиенты получили то, за чем пришли к нам:
Удовлетворить потребность в путешествии всех тех, кто выбрал нас и доверил свой отдых
6

ООО «Аврора-тур»
12

2
Способствовать развитию цивилизованного рынка туристических услуг в России, обеспечивая по доступным ценам отдых, соответствующий лучшим международным стандартам, в соответствии с понятиями профессиональной чести
Поддержание своей конкурентоспособности на рынке туристических услуг.
Обретение поблей известности на рынке тур. услуг. Стремление учесть все интересы и пожелания наших клиентов
7
ООО «Артем»
10

1
Порядочность и доброжелательность наших сотрудников обеспечат вам приятное общении и полное отсутствие проблем с получением виз в Германию, а также в другие страны Шенгенского соглашения
Воплотить мечту об идеальном отдыхе для каждого. Сделать так, чтобы отдых ассоциировался не с организационной морокой, а с удовольствием и свежими впечатлениями.
Развитие индустрии туризма
*Составлено автором.

По сравнению с 2005 г. в 2014 г. ответы на вопрос об определении миссии качественно улучшились, что может свидетельствовать о более высокой профессиональной подготовке менеджеров. Важно отметить, что понимание своей миссии, как руководителей, так и сотрудников, имеет важное значение для эффективного осуществления деятельности любой компании.

Заключение

В целом, предложенный выше анализ миссии омских турфирм можно в дальнейшем качественно и количественно изучать с учетом дифференциации опыта работы на рынке туроператов и турагентов, включения их в реестр, доминирующих направлений деятельности и многих других параметров. Кроме того, необходимость изменения миссии туристической фирмы продиктована факторами изменения внешней среды, меняющего законодательства и международных санкций.

[1] http://www.tsutmb.ru/missiya-omskix-turisticheskix-firm

[2] http://neobrigantina.ru/missija-i-tseli-organizatsii-na-primere-turfirmy


Источники:

Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. - 892 с.
2. Левочкина Н.А. Миссия организации как элементы системы менеджмента (на примере омских туристических фирм) // Проблемы совершенствования качества подготовки специалистов высшей квалификации: Мат - лы 4 международ. научно-практ. конференции. – Омск: ОГИС, 2006.- Ч.2. - С.89 – 90.
3. Левочкина Н.А. Миссия омских туристических фирм//Электронный ресурс. Режим доступа: URL [http://www.tsutmb.ru/missiya-omskih-turisticheskih-firm, дата обращения 05.06.2015]

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:17:10