Миссия Омских туристических фирм
Левочкина Н.А.1,2
1 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
2 Многофункциональный центр социального туризма, г. Омск
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 2 (Апрель-Июнь 2016)
Цитировать:
Левочкина Н.А. Миссия Омских туристических фирм // Экономические отношения. – 2016. – Том 6. – № 2. – С. 42-48. – doi: 10.18334/eo.6.2.35167.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29970146
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье на примере Омских турфирм исследуется такой важный компонент системы менеджмента организации, как ее миссия; приведены данные социологического опроса руководителей и рядовых сотрудников омских турфирм в сравнении 2005 и 2014 годов, отмечен профессиональный рост сотрудников туристических фирм.
Ключевые слова: конкурентоспособность, система менеджмента, миссия, период работы на рынке турфирмы
Введение
Одним из структурных внутренних элементов системы менеджмента является миссия организации, которая вызывает у членов организации состояние устремленности к чему-либо. Существует широкое и узкое понимание миссии. В широком смысле миссия рассматривается как философская константа и определяет предназначение организации, смысла ее существования, а в узком – утверждения того, для чего или по какой причине существует организация. При этом узкое понимание можно конкретизировать, если хотим подчеркнуть конкурентную составляющую миссии – она должна содержать оригинальную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный товар и т.д. [1, c. 247]. [1]
В формулировке миссии должны отражаться мысли, содержащие ответ на вопрос: почему организация делает то, что она делает, а также должны отражаться интересы собственников, сотрудников и покупателей фирмы, учитываться интересы деловых партнеров, местного сообщества и общества в целом. Кроме того, миссия является всеобъемлющей целью предприятия, позволяющей ему действовать как единое целое. Поэтому в проведенном нами (март – апрель 2005 г.) микроисследовании, ставшем целью нашего исследования, обращалось внимание на знание и единство в понимании миссии своей «организации», как руководителями, так и остальными работниками турфирм. Так, на 1 января 2005 г. в Омской области на рынке туристских услуг работало 130 юридических и физических лиц, имеющих лицензии на турагентскую деятельность, а также 8 турфирм, осуществляющих туроператорскую деятельность (кстати, в государственном реестре на 01.09.06. г. количество турфирм соответственно сократилось до 67 и 8). В настоящее время их количество увеличилось в 2 раза и в 2 раза сократилось количество туроператоров.
Основная часть
В нашем опросе принимали участие 21 туристическая фирма, что составило 15, 2 % (то есть почти каждая шестая фирма), что является репрезентативной выборкой, учитывающей специфику деятельности и время работы на рынке. При этом 17 фирм (13,07 %) представляют турагентов, а 4 фирмы (50 %), опрошенные нами, занимаются туроператорской деятельностью. На рынке туристических услуг Омского региона соотношение фирм туристических агентов и туроператоров составило 1:16, а соотношение опрошенных 3:1.
В результате качественного анализа формулировок миссии омских турфирм можно сделать следующие выводы. Во-первых, необходимость наличия самой миссии не вызывает сомнений у туроператоров (руководителей, менеджеров), тогда как у турагентов, включая их руководителей, отсутствует четко сформулированная миссия, либо её необходимость подвергается сомнению. Во-вторых, формулировка миссии подменяется формулировкой цели, как у руководителей, так и в большинстве случаев у менеджеров-исполнителей. В-третьих, у большинства туроператоров и турагентов при расшифровке миссии не отражаются в полном объеме основные характеристики данных фирм (целевые ориентиры, сферы деятельности, как, например, «И себе, и людям», «Звезды отдыхают с нами», «Развитие новых направлений и совершенствование старых», а также философия фирмы, возможности и способы осуществления деятельности) (табл. 1).
Хочется также отметить, что рядовые менеджеры в качестве миссии формулировали цель – получение прибыли, завоевание рынка, реже – предоставление качественных услуг, либо затруднялись с ответами, что не способствует формированию единства целей организации и целей отдельных её работников. Однако, если посмотреть на формулировку миссии руководством и сотрудниками турфирмы «Евразия – тур», являющейся туроператором, то мы увидим предназначение фирмы и её отношение к обществу – сохранять и преумножать культурные ценности России, сферу деятельности – туризм. При этом философия фирмы определяется стремлением к лидерству на рынке туруслуг, а возможности и способы осуществления деятельности обусловлены инновационным характером развития кампании. Кроме того, в формулировке миссии четко отражается информация и для покупателей туруслуг (высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников, использование новых информационных технологий в деятельности и др.), и для конкурентов (стратегии лидирования на рынке туристических услуг и конкурентное ценообразование).
Таблица 1
Формулировка миссии омских
туристических фирм
(фрагмент; март – апрель 2005 г.) *
№
|
Критерии
Название |
Время
работы на рынке (лет)
|
Формулировка
миссии
| |
Менеджеры-руководители
|
Менеджеры-исполнители
| |||
1
|
ООО
ТФ «Валентина»
|
11
|
«И
себе, и людям»
|
«Мы
зарабатываем деньги», «Отправить людей на отдых, при этом
заработать на себя»
|
2
|
ООО
ТФ «Евразия – Тур»
|
9
|
«Лидирующая
туристическая кампания инновационного типа, сохраняющая культурные ценности
России»
|
«Лидирующая
туристическая кампания инновационного типа, сохраняющая культурные ценности
России»
|
3
|
ООО
«Том»
|
14
|
-
|
Автобусные
туры по Европе и в Германию
|
4
|
ООО
«Пять звезд»
|
10
|
«Звезды
отдыхают с нами»
|
«Доставлять
радость людям»
|
5
|
ООО
«Артём»
|
8
|
«Автобусные
туры и перевозки в Германию»
|
«Автобусные
туры и перевозки в Германию»
|
6
|
ООО
«Аврора – тур»
|
3
|
-
|
Затруднились
с ответом
|
7
|
ООО
«Вояж – тур»
|
1
|
Отдых
для души
|
-
|
8
|
ООО
«Ковер-самолет»
|
1
|
-
|
Заниматься
туризмом
|
Хочется также отметить, что рядовые менеджеры в качестве миссии формулировали цель – получение прибыли, завоевание рынка, реже – предоставление качественных услуг, либо затруднялись с ответами, что не способствует формированию единства целей организации и целей отдельных её работников. Однако, если посмотреть на формулировку миссии руководством и сотрудниками турфирмы «Евразия – тур», являющейся туроператором, то мы увидим предназначение фирмы и её отношение к обществу – сохранять и преумножать культурные ценности России, сферу деятельности – туризм. При этом философия фирмы определяется стремлением к лидерству на рынке туруслуг, а возможности и способы осуществления деятельности обусловлены инновационным характером развития кампании. Кроме того, в формулировке миссии четко отражается информация и для покупателей туруслуг (высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников, использование новых информационных технологий в деятельности и др.), и для конкурентов (стратегии лидирования на рынке туруслуг и конкурентное ценообразование).
В узком понимании «миссия» – это сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором появляется отличие данной организации от ей подобных. [2] Миссия задает глобальный масштаб развитию организации очень многократно. Ее формулировка и смысловое и смысловое содержание не ограничены временем, миссия достигается в течение всего времени существования организации.
На 1 декабря 2014 г. на рынке туристических услуг работало 124 юридических и физических лиц имеющих лицензию на турагентскую и туроператорскую деятельность. В нашем опросе приняло участие 7 турфирм, что составило 5 % . При этом 2 фирмы (29 %) туроператоры, а 5 (71 %) туристические организации, занимающиеся турагентской деятельностью. В результате качественного анализа формулировки миссии омских турфирм (табл. 2) можно сделать следующие выводы: все опрошенные (руководители; менеджеры) имеют довольно четкие представления о миссии их турфирмы. Можно отметить, что рядовые менеджеры, затруднявшиеся с ответом, тут же находили подручную печатную продукцию своей компании и могли четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Формулировка миссии менеджерами значительно отличалась от определения данного руководителями тем, что была более узкой по содержанию. В целом, складывается положительная картина в понимании сотрудников турфирм своего предназначения.
Таблица 2
Формулировка миссии омских турфирм (фрагмент; март – апрель 2014 г.)*
Группа турфирм |
|
Уровни иерархии в системе управле
ния Название |
Время работы на рынке (лет) |
Количество опрошенных сотрудников
|
Формулировка миссии | |
|
|
Менеджеры – руководители |
Менеджеры – исполнители | |||
Туропе
раторы |
1
|
ООО «Coraltravel» |
22 |
5 |
Миссия нашей компании: обеспечить качественный
отдых каждому туристу, оправдать его ожидания
|
Обеспечить
для клиентов комфортный отдых.
Удовлетворять запросы потребителя на высоком профессиональном уровне |
2
|
ООО «PEGAS Touristik» |
20 |
3 |
Наша миссия – открывать мир для Вас!
|
Предоставление
туристических услуг для клиентов, с целью удовлетворения их
потребностей.
Сделать мир путешествий доступными для большего количества людей. Изучение текущей рыночной ситуации обеспечение рентабельности предприятия. | |
Турагенты
|
3
|
ООО «Нойе Вельт» |
15
|
3 |
Миссия заключается в оказании качественных
туристических услуг занятым людям, которые стремятся обеспечить необходимый
баланс между работой и досугом, организуя свою жизнь оптимальной
расстановкой своих приоритетов
|
Информировать
людей о туристических маршрутах предоставляемых нашим агентством.
Полная консультация клиента: подбор тура по заданным критериям, правильный выбор направления |
4
|
Бюро путешествий «Круиз» |
15
|
1 |
Наша миссия – сделать отдых доступнее, даже
если Ваш бюджет пока ограничен
|
Предоставление
помощи клиентам в путешествиях, и получения со своей стороны
прибыли
| |
5
|
ООО «Вокруг света» |
14
|
2 |
Способствование развитию и здоровому
образу жизни людей через отдых и путешествия. Наши ценности – уважение
человека и соблюдение всех его прав!!!
|
Мы
стремимся, чтобы клиенты получили то, за чем пришли к нам:
Удовлетворить потребность в путешествии всех тех, кто выбрал нас и доверил свой отдых | |
6
|
ООО «Аврора-тур» |
12
|
2 |
Способствовать развитию цивилизованного рынка
туристических услуг в России, обеспечивая по доступным ценам отдых,
соответствующий лучшим международным стандартам, в соответствии с понятиями
профессиональной чести
|
Поддержание
своей конкурентоспособности на рынке туристических услуг.
Обретение поблей известности на рынке тур. услуг. Стремление учесть все интересы и пожелания наших клиентов | |
7
|
ООО
«Артем»
|
10
|
1 |
Порядочность
и доброжелательность наших сотрудников обеспечат вам приятное общении и полное
отсутствие проблем с получением виз в Германию, а также в другие
страны Шенгенского соглашения
|
Воплотить мечту об идеальном отдыхе для каждого.
Сделать так, чтобы отдых ассоциировался не с организационной морокой, а с удовольствием
и свежими впечатлениями.
Развитие индустрии туризма |
По сравнению с 2005 г. в 2014 г. ответы на вопрос об определении миссии качественно улучшились, что может свидетельствовать о более высокой профессиональной подготовке менеджеров. Важно отметить, что понимание своей миссии, как руководителей, так и сотрудников, имеет важное значение для эффективного осуществления деятельности любой компании.
Заключение
В целом, предложенный выше анализ миссии омских турфирм можно в дальнейшем качественно и количественно изучать с учетом дифференциации опыта работы на рынке туроператов и турагентов, включения их в реестр, доминирующих направлений деятельности и многих других параметров. Кроме того, необходимость изменения миссии туристической фирмы продиктована факторами изменения внешней среды, меняющего законодательства и международных санкций.
[1] http://www.tsutmb.ru/missiya-omskix-turisticheskix-firm
[2] http://neobrigantina.ru/missija-i-tseli-organizatsii-na-primere-turfirmy
Источники:
2. Левочкина Н.А. Миссия организации как элементы системы менеджмента (на примере омских туристических фирм) // Проблемы совершенствования качества подготовки специалистов высшей квалификации: Мат - лы 4 международ. научно-практ. конференции. – Омск: ОГИС, 2006.- Ч.2. - С.89 – 90.
3. Левочкина Н.А. Миссия омских туристических фирм//Электронный ресурс. Режим доступа: URL [http://www.tsutmb.ru/missiya-omskih-turisticheskih-firm, дата обращения 05.06.2015]
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:17:10