Staffing the tasks of digitalization of the Russian economy
Ustinova K.A.1,2
1 Вологодский научный центр Российской академии наук
2 Вологодский государственный университет
Download PDF | Downloads: 9
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 4 (October-December 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80042335
Abstract:
The role of employees of the ICT sector in the innovative development of the IT industry is discussed. The importance of solving the issues of staffing the digitalization of the economy is shown. The article is aimed at identifying problems that hinder the staffing of the digitalization of the economy. The lack of personnel with the necessary level of digital skills increases the need for employees with competencies for the digital economy. There is a need to assess this deficit and identify groups of employees with different levels of digital literacy. The novelty of the study is to examine not only digital literacy in general, but also in the context of socio-demographic groups of the population, as well as to identify how digital technologies are used by employees of organizations. Attention is drawn to the general and specific reasons for the shortage of employees. The general reasons are explained by the need to solve general economic problems (territorial inequality, labor market problems, etc.). The specific reasons are explained by the need to overcome digital inequality.
The level of digitalization of the economy is determined; and the risks of digitalization for ensuring information security and human capital are revealed. Opportunities for accumulation and development of human capital are reduced due to low participation of enterprises in organizing and conducting retraining and advanced training, as well as due to differences in the initial level of individual digital skills, including depending on socio-demographic groups of the population. The article will be useful for specialists involved in studying issues of digitization, identifying the role of human resources in this process, studying problems and developing measures to overcome them.
Keywords: digitalization, personnel, staff shortage, digital competency, digital technology course
Funding:
Исследование выполнено в рамках госзадания №FMGZ-2022-0002 «Методы и механизмы социально-экономического развития регионов России в условиях цифровизации и четвертой промышленной революции».
JEL-classification: J24, M50, O15
Введение. Работники ИКТ-сектора, а также сотрудники, обладающие цифровыми навыками, вносят вклад в инновационное развитие ИТ-отрасли, играют значимую роль в развитии страны и ее регионов. Важность рассмотрения вопросов, связанных с кадровым обеспечением, обусловливается растущей потребностью в специалистах (совокупная потребность в которых характеризуется на уровне 222 тыс. человек в год, а потребность в специалистах средней квалификации достигает 76 тыс. человек в год) [5]. К 2024 году прогнозировалось увеличение потребности в высококвалифицированных кадрах до 290-300 тыс. человек в год [5].
Дефицит кадров стал достаточно острой не только отечественной проблемой, но и зарубежной. Например, в Великобритании наблюдается нехватка навыков в 70% высокотехнологичных отраслей и в инновационных секторах в связи с ростом спроса на таких специалистов. В Швеции дефицит цифровых компетенций достигает 77% от спроса (70 тыс. незанятых рабочих мест, на которых востребованы цифровые компетенции) [6].
Подобные проблемы, связанные с дефицитом сотрудников с определенным уровнем цифровых навыков, сохраняются и в отечественной экономике, несмотря на то, что, как в стране в целом, так и в ее регионах закреплены институциональные основы, регламентирующие эти вопросы. Так, например, реализуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которой выделен Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» [7]. Тем не менее, вопрос обеспечения кадрами различных направлений деятельности и отраслей народного хозяйства стоит достаточно остро.
Возникающие трудности обусловлены как проблемами, которые носят общий характер и связаны с неравенством в экономическом развитии [1], диспропорциями на рынке труда [8, 4, 2, 24], различиями в уровне социального развития [17, 3], так и специфическими, среди которых, например, цифровое неравенство (в Москве сосредоточено 20% кадров в данной области, в регионах – около 1,5% [11]), неравномерность адаптации к цифровым изменениям и т.д. [18].
Наряду с этим, следует принимать во внимание сложившиеся тренды в этой сфере. Так, с 2010 года происходил поступательный рост кадровой ИТ-инфраструктуры Российской Федерации, увеличивается выпуск ИТ-специалистов системой высшего образования. С середины 2010-х годов наблюдается увеличение количества и изменение кадровой структуры организаций, предоставляющих различного рода веб-услуги, за счет быстрого роста интернет-рынков [20]. Наряду с отмеченным происходило развитие цифровой экономики, что сопровождалось внедрением цифровых технологий и их развитием, цифровой трансформацией организаций как частного, так и государственного сектора [23, 10, 22, 20, 5]. В этих условиях для сохранения востребованности специалистов на рынке труда требуется повышение их цифровой грамотности и совершенствование цифровых навыков [5, 7].
Обращаясь к обзору источников по рассматриваемой проблеме, отметим, что понятие «цифровая компетентность» одним из первых в своих работах упоминал американский исследователь П. Гилстер. Содержание этого понятия он связывал с формированием новых образцов поведения, сетевого мышления, новых приемов поиска информации и особенности коммуникации.
Тем самым, в общем виде речь идет о том, что цифровая компетентность связывается не только с пониманием, но и с использованием информации, которая выражена через множество форм и посредством множества источников [16]. Близким к такому пониманию цифровой компетентности становятся исследования А. Кальвани и соавторов [21], в которых на первый план выходит критическая оценка цифрового текста и данных, использование цифровых технологий, умение взаимодействовать с другими людьми.
Цифровая компетентность с позиции Г.У. Солдатовой предполагает учет знаний, умений и навыков, а также мотивации и ответственности, эти составляющие включены ею в структуру цифровой компетентности. В свою очередь цифровая компетентность охарактеризована с позиций непрерывного овладения знаниями, умениями, а также способностей индивида к критичному выбору и применению инфокоммуникационных технологий в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера). Помимо этого, учитывается готовность к осуществлению такой деятельности и нацеленность на эффективный результат» [13].
Принимая во внимание разные трактовки понятия «цифровая компетентность», учитывая выделенные в источниках структурные составляющие цифровой компетентности, стоит отметить существование нескольких подходов к ее толкованию. В рамках первого подхода акцентируется внимание на поведенческих составляющих (решение сложных проблем, разработка и принятие решений, способность обучаться новому и др.) [25], во втором подходе – не только на поведенческих, но и на цифровых компетенциях, на модели компетенций, использование которой позволило бы достичь эффективности в современных условиях [10], в третьем подходе, также, как и во втором случае, в центре внимания находится модель оценки цифровой грамотности населения, с использованием которой характеризуются цифровые навыки по пяти направлениям (информационная и компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, отношение к технологическим инновациям [19]) [9]. Последний из обозначенных подходов и будет использоваться, поскольку в нем обращается внимание не только на цифровую грамотность как таковую, но и на ее составляющие.
Что касается отдельных эмпирических исследований по данному направлению, то следует отметить, например, работу, посвященную вопросам цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста, которая осуществлялась в кооперации Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Солдатова, Нестик, Рассказова, Зотова, 2013) [12], затрагивала население, проживающее в 45 регионах и 8 федеральных округах России. Еще одним примером является работа, в рамках которой анализировалась цифровая компетентность учителей, исследование охватило около 450 работников системы образования и затронуло шесть регионов страны (Москвы, Московской области, Республики Татарстан, Ульяновской, Новосибирской и Калужской областей) (Солдатова, Шляпников, 2015 [15]) [14].
Данное исследование нацелено на выявление проблем, препятствующих кадровому обеспечению цифровизации экономики. Новизна исследования заключается в исследовании не только цифровой грамотности в целом, но и в разрезе социально-демографических групп населения, а также в выявлении того, как применяются цифровые технологии сотрудниками организаций.
Материалы и методы. В качестве информационных источников в статье выступили данные Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, содержащие информацию о потребности в цифровых компетенциях специалистов. Наряду с этим применялись данные Аналитического центра НАФИ, касающиеся используемых цифровых инструментов, в т.ч. по обеспечению безопасности, каналов и способов продвижения товаров или услуг, возможностей для переподготовки и повышения квалификации населения. В целом, следует отметить, что в работе использовались данные трех волн социологического исследования (сентябрь 2020 г., ноябрь 2021, октябрь 2022).
В работе для оценки цифровой грамотности применялся индексный подход, предполагая балльную оценку цифровой грамотности, учитывая крайние значения от 0 до 100 баллов. При этом наряду с оценкой цифровой грамотности как таковой, осуществляется анализ в разрезе нескольких ее составляющих: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде.
Результаты и обсуждение. Оценка потребности в специалистах, обладающих цифровыми компетенциями, проводится различными структурами и институтами, основывается на данных, предоставляемых Росстатом или, например, Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [6]. Ниже представлены данные, в соответствии с которыми потребность в компетенциях цифровой экономики может достигать 60%, а по отдельным группам занятий она может быть еще выше (табл. 1).
Таблица 1. Оценка рабочих мест, требующих цифровых компетенций
Группа занятий
|
Количество
занятых |
Процент от индекса
ЦЭ |
Потребность
в компетенции ЦЭ |
Специалисты
в области науки и техники
|
3390
|
46
|
1560
|
Специалисты
в области
здравоохранения |
1858
|
47
|
877
|
Специалисты
в области образования
|
4607
|
71
|
3248
|
Специалисты
в сфере бизнеса
и администрирования |
4955
|
70
|
3464
|
Специалисты
по информационно-
коммуникационным технологиям (ИКТ) |
1171
|
100
|
1171
|
Специалисты
в области права,
гуманитарных областей и культуры |
3286
|
40
|
1328
|
Всего
|
19267
|
60
|
11648
|
Примечание:
Оценки потребности в цифровых компетенциях сформированы на основе индекса
цифровизации отраслей НИУ ВШЭ, а также данных Росстата о количестве занятых в
различных областях деятельности, исходя из предположения, что 100% кадров в
области ИКТ требует цифровых компетенций. Для других областей деятельности
процент занятых, требующих цифровых компетенций оценивается как доля от 100%
в секторе ИКТ на основе индекса цифровизации, Оценка является приблизительной
и консервативной, поскольку по все отраслям, помимо непосредственно отрасли
ИКТ, учитывается только количество занятых специалистов высшей квалификации.
Источники: Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы”, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 18.08.2024, https://issek.hse.ru/news/783750202.html; Цифровая экономика: Краткий статистический сборник 2023”, НИУ ВШЭ, 2023, https://ai.gov.ru/wiki/komponenty/infrastrukturaii/2023_cifrovaya_ekonomika_kratkiy_statisticheskiy_sbornik_2023_niu_vshe/?ysclid=ltu50izxir926503538; Кадры для цифровой экономики: современный рынок труда и актуальные образовательные маршруты: аналит. обзор / А.Н. Сытник, А.С. Юхно. М.: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации», аналитический обзор, 2024 |
Как отдельными учеными, так и аналитическими агентствами в нашей стране проводятся исследования, направленные на комплексную оценку цифровых компетенций как населения в целом, так и отдельных групп, выделенных в зависимости от социально-демографических характеристик, в зависимости от типа занятости. Помимо этого, отметим, что анализируется не только общий уровень цифровых компетенций в целом, но и в разрезе отдельных составляющих цифровых компетенций.
Среди примеров таких агентств можно назвать Аналитический центр НАФИ, который на протяжении 2018-2023 гг. осуществляет анализ цифровой грамотности россиян с опорой на данные платформы «Цифровой гражданин». Исследование осуществляется с опорой на индексный подход, рассчитывая Индекс цифровой грамотности, который измеряется в процентных пунктах и может достигать значения в интервале от 0 (цифровая грамотность отсутствует) до 100 (абсолютное владение цифровыми компетенциями) [1]. При этом подчеркнем, что индекс цифровой грамотности рассчитывается не только для населения, но и для бизнес-структур.
Что касается индекса цифровизации бизнеса, то за отмеченный ниже период он существенно не изменился и характеризовался на среднем уровне. При этом, по отдельным составляющим («интеграция цифровых технологий», «каналы передачи и хранения информации», а также «использование интернет-инструментов») он был выше среднего, превышая 60 п.п. В тоже время по ряду составляющих, в первую очередь, по информационной безопасности и человеческому капиталу, он был наименьшим из всех представленных, что свидетельствует о наличии рисков по обозначенным направлениям (табл. 2).
Таблица 2. Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)*, в процентных пунктах
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
Индекс
цифровизации бизнеса (BDI)
|
50
|
51
|
52
|
Каналы
передачи и хранения информации
|
66
|
66
|
63
|
Интеграция
цифровых технологий
|
59
|
60
|
66
|
Использование
интернет-инструментов
|
62
|
65
|
62
|
Информационная
безопасность
|
37
|
38
|
42
|
Человеческий
капитал
|
28
|
27
|
29
|
Примечание:
*Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
Характеризуя применение цифровых технологий сотрудниками организаций, обращает на себя внимание то, что в большей степени среди них получает распространение использование корпоративной электронной почты (в 72% случаев), а также облачных хранилищ данных (в 60% случаев). Сотрудниками реже (примерно в 40% случаев) используются и системы по автоматизации работы на предприятии, а также по автоматизации работы с клиентами (в 37% случаев). Еще реже применяются сервисы для анализа больших данных (табл. 3).
Таблица 3. «Чем из перечисленного пользуетесь Вы или Ваши сотрудники при работе в вашей компании?»*, в % от всех опрошенных
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
Облачные
решения, облачные хранилища данных
|
65
|
52
|
60
|
Корпоративная
почта
|
58
|
57
|
72
|
Системы
автоматизации работы предприятия
|
43
|
37
|
42
|
Мессенджеры
для общения с коллегами
|
21
|
28
|
41
|
Системы
по автоматизации работы с клиентом
|
38
|
30
|
37
|
Интранет,
корпоративный портал/корпоративная социальная сеть
|
20
|
15
|
28
|
Онлайн
системы организации командной работы
|
16
|
12
|
20
|
Сервисы
для анализа больших данных
|
6
|
7
|
13
|
Примечание:
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
В разрезе отдельных технологий подчеркнем, что чаще всего сотрудниками применяются различные мобильные приложения, в т.ч. используемые для ведения предпринимательской деятельности, каждый третий использует Технологии Интернета Вещей, каждый четвертый – технологии, основанные на искусственном интеллекте (табл. 4).
Таблица 4. «Какие из следующих инструментов используете Вы или ваши сотрудники на работе?»*, в % от всех опрошенных
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
Мобильные
приложения, используемые для ведения бизнеса
|
60
|
56
|
58
|
Технологии
Интернета Вещей
|
26
|
32
|
29
|
Технологии
на базе машинного обучения
|
6
|
6
|
5
|
Технологии,
основанные на искусственном интеллекте
|
18
|
12
|
25
|
Технологии
3D-печати
|
8
|
5
|
7
|
VR/AR-технологии
|
4
|
1
|
4
|
Примечание:
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
Важную роль при осуществлении деятельности организаций имеет то, какие способы применяются для осуществления рекламы товаров и услуг, а также какие цифровые каналы используются для этих целей. Судя по имеющимся данным, основным способом продвижения товаров и услуг становится реклама в Интернете, для каждого третьего – использование электронных площадок, чуть в меньшей степени получают распространение традиционные способы рекламы посредством офлайн-каналов (газеты, радио, спонсорство, партнерство и др.; табл. 5).
Таблица 5. «Какие способы для продвижения/рекламы ваших товаров/услуг использует Ваша компания?»*, в % от всех опрошенных
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
Реклама
в интернете
|
60
|
65
|
48
|
Размещаете
товары и услуги на Avito, Ozon, eBay
|
32
|
36
|
30
|
Реклама
через офлайн-каналы (газеты, радио, спонсорство, партнерство и др.)
|
32
|
24
|
25
|
E-mail
marketing
|
27
|
26
|
29
|
Рекламные
рассылки по базе клиентов через мессенджеры
|
25
|
19
|
25
|
Холодные
звонки через колл-центры
|
14
|
7
|
9
|
Примечание:
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
В большей степени для маркетинговых целей организациями применяются реклама в соцсетях, контекстная реклама, также получает распространение баннерная реклама. Тогда как другие цифровые каналы распространены в меньшей степени (табл. 6).
Таблица 6. «Какие цифровые каналы для продвижения/рекламы ваших товаров/услуг использует Ваша компания?»*, в % от опрошенных представителей компаний, которые используют какие-либо цифровые каналы для продвижения
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
Контекстная
реклама
|
50
|
36
|
35
|
Реклама
в соцсетях
|
49
|
48
|
38
|
Платное
размещение рекламы в социальных сетях
|
31
|
23
|
22
|
Баннерная
реклама
|
25
|
26
|
24
|
Рекламные
видео в интернете (Youtube, GPMD)
|
20
|
17
|
12
|
Спецпроекты
с блогерами
|
13
|
12
|
6
|
Лидогенерация
(CPA-сети)
|
10
|
11
|
10
|
Другое
|
8
|
14
|
8
|
Затрудняюсь
ответить
|
6
|
4
|
18
|
Примечание:
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
В контексте применения цифровых технологий значимость имеют инструменты обеспечения безопасности. Примечательно, что в каждом пятом случае они не используются совсем. В исключительных ситуациях (примерно в 5% случаев) в организациях функционирует центр сетевых атак. В то время как наибольшее распространение (практически в 40% случаев) получает применение антивирусных программ, ориентированных как на юридических, так и на физических лиц (табл. 7).
Таблица 7. «Какие инструменты обеспечения безопасности данных использует ваша компания?»*, в % от всех опрошенных
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
Используем
антивирусные программы для физических лиц
|
43
|
39
|
43
|
Используем
антивирусные программы для юридических лиц
|
31
|
30
|
40
|
Используем
специализированные программы для защиты бизнеса
|
9
|
3
|
22
|
В
компании есть центр мониторинга сетевых атак
|
3
|
3
|
5
|
Другое
|
5
|
3
|
1
|
Не
используем
|
28
|
30
|
18
|
Затрудняюсь
ответить
|
4
|
7
|
4
|
Примечание:
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
В связи с невысокими значениями индекса цифровизации бизнеса касательно такой его составляющей как человеческий капитал в организациях должна возрастать роль аспектов, связанных с переподготовкой и повышением квалификации. Тем не менее, лишь в 22% случаев в компаниях проходили обучающие курсы и тренинги за последние полгода, тогда как в 66% ситуациях таких мероприятий не проводилось (табл. 8).
Таблица 8. «За последние полгода ваша компания организовывала какие-либо курсы/тренинги по использованию цифровых технологий для своих сотрудников?»*, в % от всех опрошенных
Вариант ответа
|
Сентябрь 2020
|
Ноябрь 2021
|
Октябрь 2022
|
У
нас проходили обязательные курсы для всех сотрудников
|
3
|
3
|
8
|
Мы
оплачивали курсы и тренинги по желанию сотрудника
|
2
|
7
|
7
|
Мы
устраиваем обучающие тренинги и семинары внутри компании собственными силами
|
23
|
15
|
22
|
Нет,
не проводили
|
73
|
76
|
66
|
Затрудняюсь
ответить
|
1
|
1
|
1
|
Примечание:
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответа.
Источник: Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году. URL: https://www.open.ru/about/press/47661?Ysclid =m2lmahc3xi373471254 (дата обращения: 11.08.2024). |
В тоже время подчеркнем, что наличие институциональных и организационных возможностей для переподготовки и повышения квалификации может положительно сказываться на уровне цифровой грамотности работников. Отметим, что в большинстве случаев (примерно у 63% опрошенных) у сотрудников наблюдался базовый уровень владения, примерно у трети – продвинутый, при этом к 2023 г. последних стало несколько больше, чем в 2020 г. (табл. 9).
Таблица 9. Доля населения, обладающего разными уровнями цифровой грамотности, в процентных пунктах
Вариант ответа
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Начальный
уровень
|
7
|
3
|
2
|
4
|
Базовый
уровень
|
66
|
70
|
69
|
63
|
Продвинутый
уровень
|
27
|
27
|
29
|
33
|
Источник:
Индекс цифровой грамотности-2023: в России стало немного больше людей с
продвинутым уровнем цифровых компетенций. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutm-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/?ysclid=m2lpd7gmes
884033116 (11.08.2024).
|
Таблица 10. Индекс цифровой грамотности и его компоненты в динамике с 2020 года, в процентных пунктах
Вариант ответа
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Индекс
цифровой грамотности НАФИ
|
58
|
64
|
71
|
71
|
Информационная
грамотность
|
59
|
67
|
74
|
73
|
Навыки
решения проблем в цифровой среде
|
58
|
65
|
72
|
72
|
Коммуникативная
грамотность
|
62
|
67
|
72
|
72
|
Создание
цифрового контента
|
53
|
59
|
67
|
68
|
Цифровая
безопасность
|
60
|
65
|
69
|
70
|
Источник:
Индекс цифровой грамотности-2023: в России стало немного больше людей с
продвинутым уровнем цифровых компетенций. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutm-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/?ysclid=m2lpd7gmes
884033116 (11.08.2024).
|
Что касается различий в уровне цифровой грамотности в зависимости от социально-демографических характеристик населения, то по полу они незначительны. У мужчин лишь несколько выше, чем у женщин уровень цифровой безопасности (59 против 56 п.п.) и информационной грамотности (60 против 57 п.п.; табл. 11).
Таблица 11. Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по полу
Вариант ответа
|
Пол
| |
Женский
|
Мужской
| |
Индекс
цифровой грамотности НАФИ
|
57
|
59
|
Информационная
грамотность
|
57
|
60
|
Навыки
решения проблем в цифровой среде
|
62
|
62
|
Коммуникативная
грамотность
|
52
|
53
|
Создание
цифрового контента
|
59
|
60
|
Цифровая
безопасность
|
56
|
59
|
Источник:
Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 года. URL:
https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/?ysclid=m2lq24jkuq50550507
(10.08.2024).
|
Вне зависимости от принадлежности населения к той или иной возрастной группе выше всего цифровая грамотность достигалась по навыкам решения проблем в цифровой среде. Как у молодежи в возрасте 18-24 лет, так и лиц старшего возраста цифровая грамотность по данному навыку была выше 60 п.п. или близко к этому, тогда как самой низкой вне зависимости от возрастной группы населения была коммуникативная грамотность (табл. 12). Тем не менее, по мере взросления снижается как уровень цифровой грамотности в целом, так и ухудшается ситуация и по отдельным цифровым навыкам, что наглядно демонстрирует значимость для этой группы населения институциональных и организационных инструментов, связанных с переподготовкой и повышением квалификации.
Таблица 12. Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по возрасту
Вариант ответа
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Индекс
цифровой грамотности НАФИ
|
61
|
59
|
60
|
58
|
53
|
Информационная
грамотность
|
62
|
62
|
60
|
57
|
52
|
Навыки
решения проблем в цифровой среде
|
64
|
63
|
64
|
62
|
57
|
Коммуникативная
грамотность
|
56
|
54
|
54
|
52
|
46
|
Создание
цифрового контента
|
62
|
58
|
61
|
62
|
57
|
Цифровая
безопасность
|
60
|
59
|
61
|
57
|
52
|
Источник:
Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 года. URL:
https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/?ysclid=m2lq24jkuq50550507
(10.08.2024).
|
Рассмотрение цифровой грамотности по типу занятости позволяет подтвердить вывод, сделанный выше, касающийся невысокого его уровня у населения пенсионного возраста, и более высоких значений как цифровой грамотности в целом, так и отдельных цифровых навыков у работающих студентов. Последние имеют возможность для роста цифровых навыков по двум каналам, касающимся как их формирования и развития в процессе образования, так и в ходе трудовой деятельности (табл. 13).
Таблица 13. Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах, по типу занятости
Вариант ответа
|
Временно не работаю, безработный
|
Занят домашним хозяйством, нахожусь в
декретном отпуске
|
Пенсионер (не работаю)
|
Пенсионер (работаю)
|
Работаю (за исключением
подрабатывающих студентов и пенсионеров)
|
Студент (не работаю)
|
Студент (работаю)
|
Индекс
цифровой грамотности НАФИ
|
57
|
56
|
51
|
56
|
59
|
61
|
64
|
Информационная
грамотность
|
58
|
55
|
49
|
55
|
60
|
61
|
67
|
Навыки
решения проблем в цифровой среде
|
63
|
59
|
55
|
62
|
63
|
64
|
65
|
Коммуникативная
грамотность
|
50
|
51
|
45
|
51
|
53
|
59
|
57
|
Создание
цифрового контента
|
58
|
59
|
55
|
58
|
60
|
61
|
68
|
Цифровая
безопасность
|
54
|
57
|
50
|
55
|
59
|
61
|
62
|
Источник:
Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 года. URL:
https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/?ysclid=m2lq24jkuq50550507
(10.08.2024).
|
Заключение. Таким образом, обобщая, можно отметить средний уровень цифровизации бизнеса, а также наличие рисков, связанных с обеспечением информационной безопасности и человеческим капиталом. Касательно информационной безопасности это проявляется в том, что в каждом пятом случае цифровые технологии не используются совсем, применяются в основном антивирусные программы, ориентированные как на юридических, так и на физических лиц. Что касается человеческого капитала, то тут следует подчеркнуть, что наилучшая ситуация у населения сложилась по уровню информационной грамотности и навыкам решения проблем в цифровой среде, несколько хуже положение по созданию цифрового контекста. Также следует отметить неравномерность в использовании цифровых инструментов: наибольшее распространение среди населения получило использование корпоративной электронной почты, а также облачных хранилищ данных (в 72% случаев и 60% случаев соответственно), в то время как работниками реже применяются сервисы для анализа больших данных. Еще одно важное обстоятельство по данному направлению связано с тем, что лишь в 22% случаев в компаниях проходили обучающие курсы и тренинги за последние полгода, тогда как в 66% ситуациях таких мероприятий не проводилось. Последнее может снижать возможности для накопления и развития человеческого капитала. Статья будет полезна специалистам, занимающимся исследованием вопросов цифровизации экономики, выявлением роли в этом процессе кадрового ресурса, определением проблем и разработкой мероприятий по их преодолению.
[1] Результаты исследования сравнимы с предыдущими волнами исследования. Подход DigComp разработан Европейской Комиссией в рамках реализации программы обучения граждан цифровым навыкам. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по пяти основным параметрам: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде.
Репрезентативное всероссийское тестирование населения по методологии DigСomp проводилось в течение 2023 года с использованием платформы «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru). Тестирование прошли 10 013 человек из 85 регионов России в возрасте 18 лет и старше.
References:
Aymaletdinov T.A., Baymuratova L.R., Zaytseva O.A., Imaeva G.R., Spiridonova L.V. (2019). Tsifrovaya gramotnost rossiyskikh pedagogov. Gotovnost k ispolzovaniyu tsifrovyh tekhnologiy v uchebnom protsesse [Digital literacy of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process] M.: Izdatelstvo NAFI. (in Russian).
Azarenko N.Yu., Frolov I.A. (2018). Tsifrovizatsiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya territorialnoy sistemy [Digitalization of social and economic development territorial system] New information technologies in education and the agricultural sector of the economy. 216-220. (in Russian).
Bunkovskiy D.V. (2011). Evropeyskiy opyt vzaimodeystviya malogo, srednego i krupnogo proizvodstvennogo predprinimatelstva [European practices of interaction between small, medium-sized and large businesses]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). (3). 27. (in Russian).
Calvani A., Cartelli A., Fini A., Ranieri M. (2008). Models and instruments for assessing digital competence at school Journal of E-learning and knowledge society. 4 (3). 183-193. doi: 10.20368/1971-8829/288.
Deyman V.A., Kulakova V.S., Mikheenko O.V. (2018). Aktualnye voprosy upravleniya sotsialno-ekonomicheskim razvitiem Bryanskoy oblasti [Actual issues management of social and economic development of bryansk region] Student scientific conference "Current state and trends of socio-economic development of the region", dedicated to the memory of the Dean of the Faculty of Economics O. M. Mikhailov. 99-107. (in Russian).
Ergunova O.T., Lebedev A.V., Rakhmeeva I.I. (2021). Transformatsiya professionalnyh kompetentsiy dlya nuzhd tsifrovoy ekonomiki [Transformation of professional competencies for the needs of the digital economy]. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 230 (4). 502-507. (in Russian). doi: 10.38197/2072-2060-2021-230-4-502-507.
European Future of Work 2019International data corporation. Retrieved August 10, 2024, from https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId =IDC_P38683
Ignatev A.G., Kurbatova T.A., Kuleshov A.A., Lindre Yu.A., Shamraev R.A., Alieva M.A. (2024). Kadry dlya tsifrovoy ekonomiki: sovremennyy rynok truda i aktualnye obrazovatelnye marshruty [Human resources for the digital economy: the modern labor market and current educational routes] M.: ANO «Tsentr globalnoy IT-kooperatsii». (in Russian).
Kharlamova A.O., Kulagina N.A. (2019). Podgotovka vysokokvalifitsirovannyh kadrov dlya tsifrovoy ekonomiki [Training of highly qualified personnel for the digital economy] Current issues of engineering, science, technology. 296-301. (in Russian).
Konstantinova D.S., Kudaeva M.M. (2020). Tsifrovye kompetentsii kak osnova transformatsii professionalnogo obrazovaniya [Digital competencies as the basis for the professional education transformation]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (11). 1055-1072. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.11.111073.
Kozlova N.O., Burtseva Yu.V., Manokhin E.V. (2020). Podgotovka kadrov dlya tsifrovoy ekonomiki [Training for the digital economy]. Vestnik Tulskogo filiala Finuniversiteta. (1). 301-304. (in Russian).
Kulagina N.A., Lysenko A.N., Novikov S.P. (2022). Podgotovka kadrov dlya tsifrovoy ekonomiki: trendy i problemy [Training of personnel for the digital economy: trends and challenges]. Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsialno-ekonomicheskie nauki. (3). 148-160. (in Russian). doi: 10.15593/2224-9354/2022.3.11.
Olssen M., Peters M. (2005). Neoliberalism, higher education and the knowledge economy: From the free market to knowledge capitalism Journal of Education Policy. 20 (3). 313-345. doi: 10.1080/02680930500108718.
Skibitskiy E.G., Fadeykina N.V. (2018). Tsifrovaya ekonomika i voprosy podgotovki kadrov dlya ee realizatsii [Digital economy and issues of personnel training for its implementation]. Nepreryvnoe professionalnoe obrazovanie i novaya ekonomika. (2(3)). 30-37. (in Russian).
Soldatova G., Shlyapnikov V. (2015). Tsifrovaya kompetentnost rossiyskikh pedagogov [Digital sompetence of Russian school teachers]. Psychological-Educational Studies. 20 (4). 5-18. (in Russian). doi: 10.17759/pse.2015200401.
Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I, Zotova E.Yu. (2013). Tsifrovaya kompetentnost rossiyskikh podrostkov i roditeley: rezultaty vserossiyskogo issledovaniya [Digital competence of Russian teenagers and parents: results of an all-Russian study] M.: Fond Razvitiya Internet. (in Russian).
Soldatova G.U., Rasskazova E.I. (2016). Modeli tsifrovoy kompetentnosti i deyatelnost rossiyskikh podrostkov onlayn [Models of digital competence and online activity of Russian adolescents]. National Psychological Journal. (2(22)). 50-60. (in Russian). doi: 10.11621/npj.2016.0205.
Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Nestik T.A. (2017). Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost i bezopasnost [Russia's Digital Generation: Skills and Security] M.: Smysl. (in Russian).
The Future of JobsOfficial site of WEF. Retrieved October 16, 2024, from https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs
Trofimova N.N. (2021). Problemy i perspektivy formirovaniya ekonomiki znaniy v usloviyakh postindustrialnoy ekonomiki [Problems and prospects of knowledge economy formation in the post-industrial economy]. Strategii biznesa. 9 (1). 4-8. (in Russian). doi: 10.17747/2311-7184-2021-1-4-8.
Страница обновлена: 27.03.2025 в 15:05:31