Agribusiness and education: key models for agricultural workforce development
Zinich L.V.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
Download PDF | Downloads: 15
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 4 (October-December 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80089413
Abstract:
The article examines the development of effective models for agricultural staff training that meet the requirements of the modern agricultural sector in the context of technological modernization and innovation.
The article analyzes key approaches to the educational process, including the integration of new technologies, the development of industrial education, and the role of cooperation between educational institutions and agribusiness. Special attention is paid to educational programs aimed at developing practical skills of future specialists and their adaptation to rapidly changing labor market conditions. The article emphasizes the importance of an integrated approach combining theoretical and practical training to improve the effectiveness of agricultural education and develop the skills of personnel. The results of the study can be used to develop recommendations for educational institutions, agricultural companies and public authorities on the creation and implementation of effective models for agricultural staff training.
Keywords: agribusiness, education, agriculture, staff capacity, labor market, industrial education, educational hub
JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28? Q13, Q17, Q18? J21, J23, J24
Введение
Сельское хозяйство России – одна из ключевых отраслей экономики, обеспечивающая продовольственную безопасность, развитие сельских территорий и устойчивый экономический рост [1, 2]. Однако, несмотря на значительный вклад сельского хозяйства в экономику страны, отрасль сталкивается с множеством вызовов, включая необходимость модернизации, улучшения технологий, повышения конкурентоспособности и устойчивости к изменяющимся климатическим условиям. Все эти задачи требуют высокого уровня подготовки кадров, способных работать в условиях современных вызовов и использовать инновационные методы и технологии. Изучение подготовки кадров для сельского хозяйства охватывает несколько дисциплин, включая аграрную экономику, педагогику, менеджмент и социологию. Множество ученых, работающих в этих областях, исследуют различные аспекты обучения и подготовки специалистов для аграрного сектора, включая теоретическую подготовку, практическую направленность и взаимодействие между образовательными учреждениями и сельскохозяйственным бизнесом. Вопросами подготовки кадров для сельского хозяйства занимаются такие ученые, как Егоров В.Г., Лихачева Л.Б., Матвеева Е.В. [3], Мурашова Н.В., Маримакова О.Ю. [4], Кучаров Ж.О. [5], Горбатенко А.И., Никитина А.Д., Ширяева Ю.В. [6], Медведева Н.А. [7]. Несмотря на достаточное количество научных работ, современные условия требуют целостного подхода к подготовке кадров для сельского хозяйства с учётом новых вызовов и технологий, который сочетает теоретические и практические аспекты в обучении и профессиональной подготовке. В связи с чем целью исследования является разработка и обоснование эффективных моделей подготовки специалистов для сельского хозяйства, которые будут учитывать современные технологические изменения и процессы модернизации аграрного сектора. Исследование направлено на выявление ключевых факторов, влияющих на образование в аграрной сфере, и формирование рекомендаций по внедрению инновационных подходов в образовательные программы. Новизна исследования заключается в адаптации образовательных моделей к потребностям рынка труда, интеграции новых технологий и методов обучения, а также укреплению взаимодействия между образовательными учреждениями, агробизнесом и государственными структурами для подготовки высококвалифицированных кадров, способных эффективно решать вызовы современной аграрной экономики.
Основная часть
Современные вызовы в сельском хозяйстве требуют не только технического и технологического совершенствования, но и новых подходов к обучению и подготовке специалистов. Существуют несколько ключевых проблем, которые осложняют подготовку кадров для сельского хозяйства:
‒ Отток молодых специалистов из сельских районов. Молодежь, как правило, стремится уехать в крупные города, где больше возможностей для образования и трудоустройства [8]. В результате, сельское хозяйство сталкивается с дефицитом молодых кадров, особенно в сельских районах, где традиционно труднее создать привлекательные условия для жизни и работы.
‒ Низкий уровень квалификации и нехватка рабочих кадров. Сельское хозяйство испытывает нехватку квалифицированных специалистов – инженеров, агрономов, механизаторов и менеджеров. Устаревшие системы образования и недостаточный интерес молодежи к аграрным профессиям также способствуют снижению уровня подготовки кадров для отрасли.
‒ Изменение потребностей в навыках и профессиях. Современное сельское хозяйство требует не только знаний традиционных сельскохозяйственных технологий, но и умения работать с инновациями, такими как агротехнологии, роботизация, применение биотехнологий и использование цифровых решений для мониторинга и управления производством. Это требует от работников новых компетенций, которых часто не хватает в образовательных программах.
Недостаточная готовность управленцев к эффективному управлению, коммуникациям, социальной адаптации и реализации инновационных проектов свидетельствует о проблемах в высшем образовании, связанных с недостаточной ориентированностью на развитие профессиональных и инновационных компетенций, соответствующих актуальным требованиям экономики и работодателей [9, 10].
По результатам изучения мнений слушателей Государственной программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации произведена оценка качеств личности руководителя (рисунок 1).
Рисунок 1 – Оценка качеств личности руководителя
Источник: составлено автором.
График показывает сравнение идеального руководителя и реального руководителя: идеальные показатели включают высокие оценки в области инновационного мышления, создания ценности и управления проектами, реальные показатели демонстрируют более низкие результаты в управлении инновационными проектами и способности рисковать, но высокие оценки в навыках сотрудничества и построении систем отношений.
Неблагоприятная ситуация в области кадрового обучения также наблюдается в подготовке рабочих, специалистов среднего профессионального и высшего образования для сельского хозяйства (рисунок 2).
Рисунок 2 – Выпуск специалистов сельскохозяйственного профиля
в России в 2010-2024 гг.
Источник: составлено автором по [11].
Наблюдаются следующие основные тенденции в подготовке специалистов сельскохозяйственного профиля в России: рост числа специалистов с высокими технологическими и управленческими компетенциями, дефицит квалифицированных кадров в аграрных секторах, а также увеличение государственного внимания к аграрному образованию.
Кадровый дефицит в сельском хозяйстве выражается в старении профессиональных кадров, а также в низком уровне квалификации руководителей и специалистов, что препятствует эффективному внедрению сельскохозяйственных инноваций [12]. Это, в свою очередь, приводит к снижению экономической эффективности сельскохозяйственных организаций.
Качество квалификации работников сельского хозяйства, соответствующих современным требованиям, напрямую зависит от инвестиций в развитие человеческого капитала (рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика средней номинальной заработной платы по отраслям
в 2010-2024 гг.
Источник: составлено автором по [11].
Эффективность роста сельскохозяйственного сектора тесно связана с уровнем государственной поддержки в формировании человеческого капитала в этой отрасли. Однако на данный момент сельское хозяйство продолжает оставаться низкодоходной отраслью.
Кадровый потенциал, обладающий необходимыми компетенциями в условиях нарастающей цифровизации всех секторов экономики, может стать ключевым фактором повышения производительности труда и конкурентоспособности как отдельных экономических субъектов России, так и национальной экономики в целом [13, 14, 15, 16, 17, 18].
Партнёрство между бизнесом и образовательными учреждениями в сфере подготовки кадров для сельского хозяйства становится важнейшим фактором успешного развития аграрной отрасли. В условиях модернизации сельского хозяйства и внедрения инновационных технологий в агропроизводство, предприятия сталкиваются с дефицитом квалифицированных специалистов. Это требует тесного сотрудничества с учебными заведениями, чтобы подготовить специалистов, соответствующих актуальным требованиям современного агробизнеса.
Партнёрство бизнеса и образовательных учреждений в контексте подготовки кадров для сельского хозяйства может включать различные формы взаимодействия:
1. Производственное образование как ключевая модель сотрудничества.
Производственное образование заключается в теоретическом обучении студентов в сочетании с практической деятельностью на предприятиях аграрного сектора. В рамках такой модели обучающиеся проходят практику и стажировки на агропредприятиях, что позволяет им сразу после окончания учёбы быть готовыми к работе в условиях реального бизнеса.
Преимущества производственного образования для сельского хозяйства заключаются в том что:
‒ студенты получают практический опыт, работая с современным оборудованием и технологиями, что позволяет минимизировать разрыв между теорией и практикой.
‒ партнёрство с бизнесом даёт возможность образовательным учреждениям обновлять учебные программы с учётом новейших тенденций в агробизнесе, таких как агротехнологии, цифровизация, использование искусственного интеллекта и роботизация.
‒ студенты, прошедшие стажировки и практику на реальных агропредприятиях, имеют гораздо больше шансов быть трудоустроенными на этих же предприятиях после окончания обучения, что решает проблему дефицита квалифицированных кадров.
Перспективная форма подготовки кадров для аграрного сектора – производственное обучение по модели «Школа – ВУЗ – Бизнес» представляет собой интегрированную систему образования, которая направлена на подготовку специалистов в сфере агробизнеса и агротехнологий с самого раннего этапа обучения и до выхода на рынок труда. В рамках этой модели создаются агротехнологические классы – специализированные учебные группы в школьных учреждениях, которые связаны с аграрными вузами и агропредприятиями. Эта модель направлена на комплексное развитие будущих специалистов, начиная с школьного возраста, и предполагает тесное сотрудничество образовательных учреждений и бизнеса. Это сотрудничество даёт студентам и школьникам практическую подготовку, помогает им приобрести необходимые знания и навыки, а также способствует развитию агробизнеса через привлечение молодых специалистов, готовых работать в быстро меняющемся мире агрономии и технологий.
2. Модель образовательных хабов предприятий.
Другой эффективной моделью подготовки кадров для сельского хозяйства является создание корпоративных образовательных хабов на базе предприятий. В этом случае предприятия берут на себя ответственность за подготовку специалистов, обучая их по программам, ориентированным на потребности конкретных предприятий или отрасли в целом. Образовательные курсы разрабатываются с учетом потребностей конкретной компании или агробизнеса, что позволяет подготовить специалистов, которые смогут сразу же работать с используемыми в компании технологиями. Студенты или сотрудники проходят теоретическую подготовку в учебных заведениях и практикуются на базе предприятия, где могут применять свои знания на практике. Для сотрудников с разным уровнем опыта разрабатываются курсы повышения квалификации и переподготовку.
3. Модель аграрных инновационных экосистем.
Аграрные инновационные экосистемы направлены на внедрение новейших агротехнологий и создание стартапы в аграрной сфере. В таких центрах студенты могут не только учиться, но и работать над реальными проектами. Преимущество заключается в совмещении образования и внедрения новейших агротехнологий, таких как роботизация, беспилотные системы, автоматизация процессов, применение искусственного интеллекта и биотехнологий. Студенты и молодые специалисты работают в мультидисциплинарных командах, где они могут изучать не только агрономию и сельское хозяйство, но и информационные технологии, маркетинг, финансовое управление, что способствует развитию универсальных специалистов. В технопарках и аграрных кластерах университеты и научно-исследовательские институты тесно сотрудничают с агропредприятиями, создавая инновационные решения для повышения урожайности, улучшения качества продукции и эффективного управления агробизнесом.
4. Модели интерактивного онлайн-образования.
С развитием цифровых технологий и увеличением доступности интернета, дистанционное образование и онлайн-курсы становятся важной частью подготовки кадров для сельского хозяйства. Эта модель особенно актуальна для тех, кто уже работает в отрасли и хочет повысить свою квалификацию или освоить новые технологии. Возможность обучаться в удобное время позволяет сотрудникам агробизнеса сочетать учебу с работой на предприятии. Онлайн-курсы и программы разрабатываются с учетом потребностей современной аграрной отрасли и направлены на обучение новым технологиям, таким как агротехнологии, биотехнологии, цифровое сельское хозяйство и использование инновационных методов производства. Онлайн-курсы позволяют агропроизводителям и студентам продолжать обучение, не покидая свои рабочие места, что особенно важно в условиях удаленности сельских территорий от крупных образовательных центров.
Государственные программы и субсидии играют ключевую роль в стимулировании партнёрства бизнеса и образовательных учреждений. В России существует ряд федеральных и региональных программ, направленных на поддержку аграрного образования и улучшение взаимодействия с бизнесом. Программы субсидирования позволяют образовательным учреждениям и предприятиям реализовывать совместные проекты, направленные на подготовку специалистов для сельского хозяйства. Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» включает меры по поддержке аграрных вузов, направленных на подготовку специалистов для сельского хозяйства. В рамках этих программ часто предусматривается финансовая поддержка для создания инновационных образовательных центров и лабораторий, а также для организации практики студентов на агропредприятиях.
Заключение
Подготовка кадров для сельского хозяйства является одним из ключевых факторов устойчивого развития аграрного сектора. В условиях технологических изменений и глобальных вызовов агробизнесу необходимо создавать новые модели обучения, которые позволят готовить специалистов, способных эффективно работать с инновациями и внедрять их в агропроизводственный процесс. Производственное образование, образовательные хабы предприятий, аграрные инновационные экосистемы, интерактивное онлайн-образование – все эти модели способствуют подготовке высококвалифицированных кадров, необходимых для успешного развития сельского хозяйства в современном мире.
References:
Ayrapetyan D.A., Makarov I.N., Drobot E.V., Kazarova D.S. (2023). Problematika kadrovogo obespecheniya proizvodstvennogo razvitiya periferiynyh regionov [Challenges of industrial development staffing in peripheral regions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (9). 3513-3524. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.9.118928.
Buraeva E.V. (2023). Kadrovyy potentsial kak faktor tsifrovoy transformatsii agrarnoy ekonomiki [Human resources potential as a factor of digital transformation of the agrarian economy]. Bulletin of Agrarian Science. (6(105)). 99-103. (in Russian). doi: 10.17238/issn2587-666X.2023.6.99.
Egorov V.G., Likhacheva L.B., Matveeva E.V. (2023). Podgotovka kadrov dlya agropromyshlennogo kompleksa v sovremennyh usloviyakh razvitiya selskogo khozyaystva [Training of personnel for the agro-industrial complex in modern conditions of agricultural development] Food security: scientific, personnel and information support. 514-518. (in Russian).
Gertseva A.V. (2021). Pokazateli effektivnosti protsessa podgotovki rukovodyashchikh kadrov v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [Indicators of the effectiveness of the leadership training process in the context of digital transformation]. Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Seriya 5. Ekonomika. Sotsiologiya. Biologiya. 11 (2). 43-48. (in Russian).
Goncharova M.S. (2023). Strategiya razvitiya kadrovogo potentsiala [Human resources development strategy] Current issues of science and practice. 123-128. (in Russian).
Gorbatenko A.I., Nikitina A.D., Shiryaeva Yu.V. (2021). Problemy v podgotovke kadrov dlya selskogo khozyaystva [Problems in training personnel for agriculture] Resource-saving technologies in the storage and processing of agricultural products. 205-209. (in Russian).
Kucharov Zh.O. (2020). Neobkhodimost podgotovki kvalifitsirovannyh kadrov dlya razvitiya selskogo khozyaystva i vliyayushchie na eto faktory [Scientific-research institute of the economy of agriculture]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10(123)). 993-996. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2020.123.10.195.
Kuznetsova N.A., Zinich L.V., Kondrateva O.V., Evdokhina O.S. (2021). Konkurentosposobnost rukovoditeley i spetsialistov kak vektor innovatsionnogo razvitiya selskokhozyaystvennyh organizatsiy [Competitiveness of managers and specialists as a vector of innovative development agricultural organizations]. Regional problems of transforming the economy. (11(133)). 28-33. (in Russian). doi: 10.26726/1812-7096-2021-11-28-33.
Medvedeva N.A. (2021). Analiz podgotovki kadrov dlya selskogo khozyaystva [Analysis of personnel training for agriculture] Modern technologies of agricultural production. Economy. Accounting. Social sciences and humanities. 111-113. (in Russian).
Mizambekova Zh.K., Mauina G.A., Zhansagimova A.E. (2015). Sovershenstvovanie upravleniya trudovymi resursami v selskom khozyaystve [Workforce improvement in agriculture]. Vestnik universiteta Turan. (2(66)). 61-66. (in Russian).
Murashova N.V., Marimakova O.Yu. (2023). Osobennosti podgotovki kadrov dlya selskogo khozyaystva v usloviyakh tsifrovoy transformatsii otrasli [Features of personnel training for agriculture in the conditions of digital transformation of the industry]. Bulletin NGII. (3(142)). 84-93. (in Russian). doi: 10.24412/2227-9407-2023-2-84-93.
Nedorezova E.S., Romanova Yu.V. (2022). Sostoyanie selskogo khozyaystva v Rossii [The state of agriculture in Russia]. Science and education. (5(8)). 9-11. (in Russian). doi: 10.37539/2782-3075.2022.8.5.004.
Nesterenko N., Pakhomova N., Richter K.K. (2020). Sustainable development of organic agriculture: strategies of Russia and its regions in context of the application of digital economy technologies St Petersburg University Journal of Economic Studies. 36 (2). 217-242. doi: 10.21638/spbu05.2020.203.
Subaeva A.K., Mavlieva L.M. (2018). Gotovnost kadrov k vospriyatiyu i vnedreniyu sovremennoy tekhniki i tekhnologiy v selskokhozyaystvennoe proizvodstvo [Readiness of staff to perception and introduction of modern technology and technologies in agricultural production]. Vestnik of Kazan State Agrarian University. 13 (3(50)). 147-150. (in Russian). doi: 10.12737/article_5bcf5799dbe707.03578820.
Zatravina S.V., Nezametdinova E.V. (2024). Tsifrovizatsiya obrazovaniya i ee vliyanie na kadrovyy potentsial regionov [Digitalization of education and its impact on the human resource potential of the regions] Socio-economic development of regions in the context of digital transformation. 35-41. (in Russian).
Zinich L.V., Kuznetsova N.A. (2019). Rynok truda: formirovanie balansa trudovyh resursov [The labour market: formation of labour resources balance]. Science of the Person: Humanitarian Researches. (2(36)). 151-157. (in Russian). doi: 10.17238/issn1998-5320.2019.36.151.
Zinich L.V., Kuznetsova N.A. (2023). Sovremennyy kadrovyy potentsial selskokhozyaystvennyh organizatsiy [Modern staff potential of agricultural organizations]. Food policy and security. 10 (1). 207-218. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.10.1.116708.
Страница обновлена: 02.05.2025 в 11:55:44