Digital business ecosystems as a promising form of regional economic development

Abramov V. I.1, Stolyarov A. D.2
1 Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
2 НУ Институт прикладных информационных технологий

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 10 (October 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=75096472

Abstract:
Improving data-based management is relevant at the national and regional levels, as well as for large and small companies, and digital business ecosystems can also be developed based on data. The purpose of the article was to explore the role of digital business ecosystems as a promising form of regional economic development, to identify their key characteristics and advantages, and to analyze successful practices of their application. The mechanisms of influence of digital ecosystems on the regional economy are presented; and the cases of development of digital business ecosystems that contribute to economic growth and increase the competitiveness of regions are considered. It is shown that digital business ecosystems can play an important role in the development of the regional economy. They are able to ensure the integration of various participants in the economic process and contribute to the introduction of innovation and increase the regions' competitiveness. The creation of digital infrastructure and the provision of a convenient and secure data management system at the regional level will significantly improve the efficiency of resource management, reduce costs and optimize processes. This leads to sustainable economic growth and an improvement in the quality of life. This article may be of interest to researchers studying digital business ecosystems. The results of this research may also be useful to managers developing and implementing digital business models.

Keywords: digital technology, digital business ecosystem, regional economy, innovation, digitalization

JEL-classification: O31, O32, O 33



Введение

В условиях формирующегося многополярного мира и жестких антироссийских санкций для развития экономики страны необходимы новые подходы к развитию, основанные на активном использовании приоритетных технологий и цифровых данных. Стремительное развитие информационных технологий создает условия для цифровизации общества и экономики и задача цифровой трансформации экономики и повышения темпов экономического развития страны актуальна как никогда [1], однако на примере анализа данных одного из регионов РФ - Кемеровской области – было показано отсутствие системного взаимодействия государства, бизнеса и общества в цифровой среде, и для решения этих проблем показана важность построения цифровой экосистемы [2]. Анализ итогов реализации стратегий цифровой трансформации в регионах России показал, что с одной стороны, результаты указывают на множество проблем при повышении цифровой зрелости в регионах, а с другой - на важность совершенствования стратегий цифровой трансформации в регионах [3]. По опыту развитых стран, создание цифровых экосистем регионов - задача второго и третьего этапов цифровой трансформации, и сегодня на международном уровне наблюдается тенденция к созданию именно таких экосистем - цифровых макросред взаимодействия граждан, бизнеса и власти [4]. Цифровая трансформация у нас в стране является национальной целью, поэтому необходимо повышать уровень цифровой зрелости в регионах [5] и обеспечить цифровой суверенитет на следующих этапах цифровой трансформации систем государственного управления.

В нашей стране на смену завершающемуся проекту «Цифровая экономика» в 2024 г. придет разрабатываемый российским правительством национальный проект «Экономика данных» [6], который направлен, в частности, на создание к 2030 г. цифровых платформ для всех ключевых отраслей экономики, общества и государственного управления. Он предполагает подготовку долгосрочных системных решений, направленных на создание единой цифровой инфраструктуры в ключевых сферах и отраслях, разработку современных надёжных решений для обработки и хранения данных, перевод экономики и социальной сферы на качественно новые принципы работы с использованием системы управления, основанной на больших данных. Повышение эффективности управления на основе данных актуально как для государственного и регионального уровня, так и для крупных и малых предприятий, поскольку по прогнозу компании Gartner [7]: «… в будущем нас ждет расширенный анализ данных с использованием всех соответствующих источников данных, доступ к которым осуществляется с помощью передовой аналитики, механизмов рекомендаций, оркестрации данных и искусственного интеллекта, адаптивных практик и анализа метаданных».

Цифровые бизнес-экосистемы (ЦБЭ) становятся все более значимым фактором в развитии региональной экономики, обеспечивая инновационные решения и повышая конкурентоспособность предприятий. Развитие цифровых технологий позволило активно развивать сетевые взаимоотношения организаций и людей. Рынки можно рассматривать не только как место, где продавец и покупатель взаимодействуют, обмениваются товарами и услугами и совершают коммерческие сделки, но и как пространство для сотрудничества любых предпринимателей, где происходит обмен ценностями в процессе осуществления предпринимательской деятельности [8]. Многосторонние рынки – сетевые рынки, в рамках которых на основе сотрудничества двух и более групп пользователей при использовании общей платформы возникают сетевые эффекты [9]. В своей основополагающей книге 1937 г. «Природа фирмы» Рональд Коуз утверждал, что крупные корпорации возникли, потому что они сократили транзакционные издержки: делать что-то внутри компании было значительно дешевле, чем использовать аутсорсинг или покупать услуги или товары извне [10]. Когда данные и экспертные знания стоили дорого, наличие отдела планирования, который понимал организацию и мог получить доступ к нужной информации, имело экономический смысл. Сегодня данные могут находиться в облаке и быть легко доступными для всех, как и сложные приложения для планирования, которые могут импортировать данные одним щелчком мыши и создавать план. Теперь у компаний есть возможность пересмотреть границы своих организаций [11], чтобы ответить на самый фундаментальный вопрос: что мы должны делать и над чем мы должны работать с другими? И поскольку транзакционные издержки продолжают падать — от факсов и интернета до социальных сетей и искусственного интеллекта — где должна проводиться работа? Понимание того, где компания создает наибольшую ценность, может открыть новые возможности не только для конкуренции, но и для более глубокого сотрудничества, превращая транзакционные отношения в настоящие партнерские отношения.

В современных условиях быстрых изменений и неопределенности организациям практически невозможно накопить всю необходимую экспертизу внутри компании, и в то же время использование внешних услуг еще никогда не было столь доступно. Это меняет принципы работы, например, вместо того, чтобы думать о компаниях, у которых осуществляются закупки, как о поставщиках, которым нужно предоставить минимальную информацию для достижения максимальной переговорной силы, можно осуществлять обмен данными о ценах и затратах по типам дистрибуции, чтобы поставщики могли обеспечить лучшую экономию за счет масштаба и условий поставки, то есть вступать в партнерство. В то же время это означает управление неотъемлемым риском - чрезмерной зависимостью. Во многих случаях это связано с доступом к данным и правом собственности, и наоборот, хранение правильных данных может превратить потенциальную уязвимость в серьезное преимущество. Например, у компании Airbnb есть данные, но нет кроватей, в Google Maps есть данные, но нет ресторанов, и у компании Uber есть данные, но нет автомобилей, но каждый из них перевернул целую отрасль. Эта модель, ориентированная на данные, может помочь производителям использовать совершенно новые источники роста [11].

Цифровые бизнес-экосистемы представляют собой сложные, динамичные сети взаимодействий между различными участниками, включая бизнес, государственные структуры, образовательные учреждения и потребителей, объединенных на одной технологической платформе. Такие экосистемы обеспечивают не только оптимизацию процессов и снижение издержек, но и способствуют созданию новых бизнес-моделей и продуктов, что особенно важно для регионов, стремящихся к ускоренному развитию и повышению своего экономического потенциала. Следует также отметить, что сетевые структуры как механизм достижения цели характеризуются определенными методами коммуникаций, основанными на персонифицированных взаимодействиях, а не на иерархических отношениях и требуют новых подходов к управлению [12].

В последние годы некоторые субъекты как в России, так и за рубежом, начали активно внедрять цифровые бизнес-экосистемы в свои стратегии развития. Эти экосистемы помогают регионам адаптироваться к вызовам цифровой трансформации, создавая условия для устойчивого экономического роста, повышения качества жизни населения и увеличения числа высококвалифицированных рабочих мест.

Цель данной статьи – исследовать роль цифровых бизнес-экосистем как перспективной формы развития региональной экономики, выявить их ключевые характеристики и преимущества, а также проанализировать успешные практики их применения в различных регионах. Актуальность исследования обусловлена тем, что цифровые экосистемы становятся все более важным фактором конкурентоспособности регионов в условиях глобализации и цифровой трансформации экономики. Понимание особенностей и потенциала цифровых экосистем позволит региональным властям и бизнесу разработать эффективные стратегии развития, способствующие повышению уровня жизни населения и укреплению экономического потенциала регионов.

Теоретические основы цифровых бизнес-экосистем

Быстрое развитие цифровых технологий в настоящее время способствует существенным изменениям в продуктах, услугах, инновационных процессах, бизнес-моделях и в самой природе бизнес-деятельности в экосистемах [13]. Концепция экосистемы стала популярным способом описания сотрудничества за пределами организации [14, 15]. Ученые начали выявлять и изучать экосистемы, когда Мур в 1993 г. впервые ввел понятие бизнес-экосистемы [14], с тех пор в литературе были предложены концепции нескольких различных типов экосистем, включая инновационную экосистему [16], предпринимательскую экосистему [17] и экосистему знаний [18]. Тем не менее в настоящее время понятие «цифровые бизнес-экосистемы» встречается в различных интерпретациях. Понятие «экосистема» пришло из биологии и стало активно распространяться в бизнесе благодаря цифровым прорывам в области технологий. Сущность экосистемы изложена в работе [19]: «В самом абстрактном смысле экосистема («экологическая система») – это биотическое сообщество, его физическая среда и все возможные взаимодействия в комплексе живых и неживых компонентов». Одной из характеристик экосистемы является то, что агент не может выжить без других, подавление одного агента неизбежно приведет к потере благосостояния всех агентов в экосистеме, если не уничтожит всю экосистему. Именно взаимосвязь агентов в их неживой среде обитания создает ценность для всех агентов, позволяя им выживать, т. е. прогрессировать [19]. Основные понятия, виды и характеристики бизнес-экосистем представлены в статье [20].

Цифровые бизнес-экосистемы образуют уникальную среду, в которой независимые предприятия координируют свои действия для создания основного ценностного предложения [21]. По сравнению с другими концепциями сотрудничества они имеют две отличительные характеристики: одновременно присутствуют взаимодополняемость и взаимозависимость, и система не полностью иерархически контролируется [15, 21]. Взаимодополняемость между участниками обусловлена тем фактом, что функции, выполняемые их соответствующими предложениями, помогают создать или улучшить ценностное предложение для пользователя, а взаимозависимости между участниками возникают из-за того, что их предложения связаны внутри архитектуры системного уровня [15]. В то время как взаимодополняемость представляет собой экономическую связь между предложениями с точки зрения потенциала создания стоимости, взаимозависимости представляют собой структурные отношения между предложениями с точки зрения того, как они связаны с созданием ценности и как изменение одного предложения может повлиять на вклад других предложений по созданию ценности. Теория экосистем активно развивается, в данной работе мы будем исходить из того, что цифровые бизнес-экосистемы представляют собой сложные, динамичные системы, которые формируются на основе взаимодействия различных экономических агентов (компаний, клиентов, партнеров, государственных и образовательных учреждений) через цифровые платформы и технологии для создания ценности для своих клиентов и партнеров. Эти экосистемы являются новым этапом в развитии бизнес-моделей, позволяя участникам обмениваться ресурсами, данными и знаниями для создания коллективной ценности. В отличие от традиционных бизнес-моделей, основанных на конкуренции, цифровые экосистемы предполагают сотрудничество и кооперацию различных участников. Подводя итог, ЦБЭ - это сеть организаций, которые взаимодействуют друг с другом в рамках цифровой платформы, создавая взаимовыгодные отношения и увеличивая инновационный потенциал каждого участника. Ключевые характеристики цифровых бизнес-экосистем:

- взаимозависимость участников: участники экосистемы взаимозависимы и влияют друг на друга;

- совместное создание ценности: ценность создается совместно всеми участниками экосистемы.

- наличие цифровых платформ: в основе экосистемы лежит цифровая платформа, которая обеспечивает взаимодействие участников;

- динамичность: экосистемы постоянно развиваются и адаптируются к меняющимся условиям рынка.

В контексте регионов традиционное понимание цифровой экосистемы связано с взаимодействием технологических платформ, онлайн-сервисов и аналитических систем различных организаций, информационных систем органов государственной власти и граждан [22]. Некоторые авторы отводят доминирующую роль архитектуре цифровой экосистемы, другие - взаимодействиям и сетевой структуре. В работе [23] были подробно проанализированы характеристики цифровой экосистемы региона и определены ее структурные компоненты, а в статье [24] на основе требований, определенных в "Стратегии цифровой трансформации экономики, общества и государственного управления Кемеровской области - Кузбасса", предложена концепция архитектуры комплексной цифровой экосистемы Кемеровской области со средствами сбора данных, решающая задачу построения центра управления данными Кемеровской области.

В рамках цифровой экосистемы региона можно развивать множество цифровых бизнес-экосистем, ориентированных на создание ценности для потребителей региона. Сущность цифровых бизнес-экосистем заключается в их способности объединять различные ресурсы и, в первую очередь, данные, компетенции и технологии для создания новых продуктов, услуг и рынков. Рост конкуренции, быстрые изменения на рынке труда и необходимость адаптации к новым условиям диктуют компаниям необходимость инновационного развития [25], и в рамках цифровой бизнес-экосистемы это возможно эффективно реализовать. Центральной идеей является взаимозависимость и кооперация, которые позволяют участникам эффективно реагировать на изменения рыночных условий и использовать новые возможности для роста, используя цифровые данные [26].

Цифровая бизнес-экосистема состоит из нескольких ключевых элементов, таких как цифровая платформа, участники (включая предприятия, потребителей и регулирующие органы), данные и другие, которые кратко представлены в табл. 2. Цифровая платформа играет центральную роль, обеспечивая взаимодействие между участниками и управлением данными. Взаимодействие в экосистеме регулируется как рыночными механизмами, так и договорными отношениями между участниками.

Таблица 2

Основные компоненты цифровой бизнес-экосистемы

Основные компоненты
Характеристика
Цифровая платформа
Цифровая платформа является ядром экосистемы, она обеспечивает взаимодействие между участниками, обмен данными и информацией, а также доступ к различным сервисам.
Данные
Информация, полученная с помощью сквозных цифровых технологий из цифровой инфраструктуры. Данные хранятся в базе данных, которая позволяет систематизировать задачи при выстраивании процесса планирования и прогнозирования. Доступ к данным имеют все участники экосистемы. Государство и правительство региона могут обеспечивать безопасность данных.
Участники
Участники экосистемы могут быть различных типов: компании, стартапы, исследовательские организации, государственные органы и потребители - каждый участник вносит свой уникальный вклад в создание ценности.
Сетевые взаимодействия
Взаимодействия между участниками могут быть различными: обмен данными, совместная разработка продуктов, совместный маркетинг и др.
Ценностные предложения
Ценностные предложения экосистемы представляют собой совокупность продуктов, услуг и решений, которые создаются и предлагаются потребителям.
Права и обязанности участников
Непосредственные права и обязанности, обеспечиваемые, гарантируемые и реализуемые в цифровой экосистеме
Источник: составлено авторами на основе [15, 23]

Существует несколько теоретических подходов к анализу цифровых бизнес-экосистем, наиболее важными из которых являются экосистемный подход, который рассматривает бизнес как сеть взаимозависимых элементов, и платформенный подход, который фокусируется на роли цифровых платформ в создании и поддержании экосистем в контексте создания ценности для клиента, которая является ответом на сложную природу меняющегося поведения и предпочтений потребителей [27]. Анализ данных, которыми располагают предприятия, и кластеризация клиентов на основе этих данных позволяет получить богатый «маркетинговый» портрет пользователя и сформировать уникальную рекомендательную систему, потенциально способную значительно увеличить объем продаж дополнительных сервисов предприятий и их партнеров [28]. В связи с этим актуальна задача превращения большого объема неструктурированных данных в потенциально обозримый набор кластеров, значимых с точки зрения потребительских характеристик, входящих в них клиентов [29].

Цифровые технологии, такие как интернет вещей (IoT), большие данные (Big Data), искусственный интеллект (AI), блокчейн и облачные вычисления, являются основой для формирования и функционирования цифровых бизнес-экосистем. Эти технологии позволяют обеспечивать взаимодействие участников, автоматизацию процессов, сбор и анализ данных в реальном времени, что значительно повышает гибкость и адаптивность экосистемы. Результаты исследований показывают, что ЦБЭ и составляющие ее технологические инструменты способствуют повышению удовлетворенности клиентов и сотрудников, а от уровня защищенности и обеспеченности сотрудников зависит эффективность работы организации [30].

Управление экосистемой — это коллективный набор решений, который влияет на отношения между фирмами, участвующими в экосистеме [31]. В основе управления лежат два различных, но взаимосвязанных аспекта, первый — это организационная форма [32], и второй — это механизмы координации, которые определяют, координируются ли действия между участниками экосистемы преимущественно посредством формальных или неформальных взаимодействий [33]. В случае формальных механизмов координации межорганизационное сотрудничество в первую очередь основано на четких контрактах и кодифицированных правилах, которые определяют права и обязанности участников, в случае неформальных механизмов координации сотрудничество основывается прежде всего на социальных нормах сотрудничества, таких как доверие, прозрачность и открытый диалог. Создавая бизнес-экосистему, компании могут использовать разные подходы, но эффективность, гибкость и устойчивость экосистемы будет в значительной степени определяться регламентами платформы для участников, доступом к клиентским данным и эффективностью омниканальных коммуникаций [26]. Следует отметить, что значительное повышение эффективности управления цифровыми экосистемами возможно с использованием цифровых двойников [34], и все больше предприятий внедряют их, чтобы максимально полно раскрыть доступные возможности для бизнеса [35].

Цифровые бизнес-экосистемы представляют собой сложные и динамичные системы, которые меняют правила игры на многих рынках, и правильное и четкое понимание их структуры, элементов и принципов функционирования совершенно необходимо для разработки эффективных стратегий развития бизнеса в цифровую эпоху.

Роль цифровых бизнес-экосистем в развитии региональной экономики

Цифровые бизнес-экосистемы могут играть ключевую роль в стимулировании экономического роста и устойчивого развития территорий [36], поскольку предпринимательство, особенно наукоемкое, стимулирует экономическую конкурентоспособность и инновационные возможности [37]. Следует отметить, что географическая близость играет роль фактора, способствующего инновационным связям, но при этом она не является ни достаточным, ни необходимым условием для появления этих сетей [38]. Ключевой особенностью развития современных региональных систем являются трансформационные процессы, обусловленные применением экосистемного подхода. Взаимодействие между региональными органами власти, реальным сектором экономики, научным сообществом и населением должно осуществляться на условиях открытости, гибкости, динамичности и продуктивности, что делает «экосистемную перспективу» практически неизбежной [39]. Поэтому важно определить механизмы и новые пути, благодаря которым можно повысить конкурентоспособность, стимулировать инновации и эффективное использование местных ресурсов, и определить влияние этих факторов на региональную экономику. Указанные механизмы и их характеристики представлены в табл.3.

Таблица 3

Механизмы влияния цифровых экосистем на региональную экономику

Основные компоненты
Характеристика
Стимулирование инноваций
Цифровые экосистемы создают благоприятную среду для развития инноваций, способствуя сотрудничеству между различными участниками, обмену знаниями и технологиями. Предприятия могут сотрудничать с университетами, научно-исследовательскими центрами и другими участниками, что способствует развитию инновационных решений и их быстрому внедрению на рынок. Это особенно важно для регионов, стремящихся создавать новые отрасли и повышать свою технологическую базу.
Создание новых рынков
Цифровые платформы позволяют создавать новые рынки, расширяя возможности для бизнеса и потребителей.
Повышение производительности
Цифровые технологии повышают эффективность производства, снижают издержки и улучшают качество продукции. Они создают благоприятные условия для развития МСБ, предоставляя доступ к цифровым платформам, инструментам и данным, что позволяет малым и средним предприятиям сокращать издержки, повышать производительность и легко интегрироваться в глобальные цепочки поставок, что в конечном итоге способствует росту регионального ВВП.
Привлечение инвестиций
Успешные цифровые экосистемы привлекают инвестиции как со стороны местных, так и привлеченных инвесторов, что особенно важно для менее развитых регионов, которые стремятся улучшить свою экономическую привлекательность, предоставляя благоприятные условия для бизнеса и инноваций.
Создание новых рабочих мест
Развитие цифровых экосистем приводит к созданию новых рабочих мест, особенно в сфере информационных технологий и инноваций, что ведет к росту требований к квалификации рабочей силы, стимулируя развитие образования и профессиональной подготовки в регионах.
Улучшение качества жизни
Цифровые сервисы и услуги, предоставляемые в рамках экосистемы, улучшают качество жизни населения.
Источник: составлено авторами

Следует отметить, что в рамках цифровых экосистем улучшается взаимодействие между различными экономическими агентами, включая малый и средний бизнес, крупные корпорации, государственные органы и образовательные учреждения, что позволяет регионам более эффективно координировать свою экономическую деятельность, улучшать логистику и цепочки поставок, а также развивать кластеры, ориентированные на экспорт и конкурентоспособность на международном уровне.

Цифровые бизнес-экосистемы поддерживают переход региональных экономик к устойчивому развитию, способствуя цифровой трансформации традиционных отраслей, таких как сельское хозяйство, промышленность и энергетика, что позволяет оптимизировать ресурсы, снижать негативное воздействие на окружающую среду и повышать эффективность производства, что, в свою очередь, стимулирует экономический рост и создает новые рабочие места.

Важно учитывать, что государство играет важную роль в развитии цифровых экосистем на региональном уровне. К основным функциям государства относятся:

- создание благоприятной регуляторной среды, в первую очередь через разработку законодательства, стимулирующего развитие цифровых экосистем;

- инвестиции в инфраструктуру для организации строительства и модернизации цифровой среды;

- поддержка инноваций через финансирование научных исследований и разработок, создание технопарков и инкубаторов;

- развитие человеческого капитала, содействие в подготовке квалифицированных кадров в области цифровых технологий.

С точки зрения политики очень важно стимулировать развитие территориальных экосистем, основанных на доверии, обмене знаниями, здравом смысле и идентичности, что позволяет развиваться в логике устойчивого развития [40]. Если объектом региональной инновационной политики в приоритете будет экосистема в целом, а не отдельные предприятия, меры господдержки будут более справедливо распределяться и будут учитывать важность человеческого капитала, интеллектуальной собственности, конкуренции и публичной информации в развитии открытых предпринимательских экосистем [41].

Развитие цифровых бизнес-экосистем за рубежом и в регионах России демонстрирует примеры успешного внедрения инновационных решений, способствующих экономическому росту и повышению конкурентоспособности регионов. Например, особенностью Кремниевой долины (США) является концентрация технологических компаний, венчурного капитала, университетов и исследовательских центров. Факторами успеха являются благоприятная регуляторная среда, поддержка инноваций, высокий уровень образования, наличие крупных технологических корпораций. Кремниевая долина извлекает выгоду из сбалансированного развития научных инноваций, инновационной экономики и инновационной экосистемы [42]. Следует отметить важность создания кластеров, где сосредоточены все необходимые ресурсы для развития инноваций. Для города Шэньчжэнь (Китай) особенно характерен быстрый рост электронной промышленности, государственная поддержка программ развития высоких технологий [43]. К факторам успеха относятся помощь со стороны государства, наличие дешевой рабочей силы и ориентация на экспорт. Стоит отметить важную роль Китая в целом в создании благоприятных условий для развития цифровых экосистем.

Финтех-хаб в Сингапуре является одной из самых успешных инициатив по созданию цифровой бизнес-экосистемы в регионе [44]. Поддерживаемый государством и частными партнёрами Сингапур стал мировым лидером в области финансовых технологий. Данный хаб объединяет стартапы, корпорации, финансовые учреждения и исследовательские центры, создавая благоприятную среду для инноваций и развития сферы финтеха. Основные факторы успеха: государственная политика - правительство Сингапура активно поддерживает финтех-инициативы, предоставляя налоговые льготы, гранты и упрощая регулирование; развитая инфраструктура и современная телекоммуникационная сеть способствуют быстрому росту технологических компаний; международное сотрудничество - Сингапур подписал соглашения с другими странами, облегчая местным компаниям выход на мировые рынки. В результате Сингапур стал центром привлечения международных финтех-компаний, инвесторов и специалистов, что способствует укреплению его позиции как ведущего финтех-хаба в мире.

В Республике Татарстан создана одна из ведущих цифровых экосистем России – Казанский IT-парк. Здесь сосредоточены технологические компании, стартапы и научно-исследовательские институты, работающие в области информационных технологий [45]. IT-парк предлагает своим резидентам развитую инфраструктуру, включая облачные решения, цифровые платформы и центры обработки данных. Это позволяет компаниям снижать затраты на ИТ-инфраструктуру, ускорять процессы разработки и вывода на рынок новых продуктов и услуг.

Представленные кейсы характеризуют возможности развития системного сотрудничества, вместе с тем современные цифровые технологии и системы хранения и обработки данных имеют значительный потенциал повсеместного экосистемного развития. Анализ научных статей и успешных кейсов позволяет выделить следующие общие черты:

- наличие сильного лидера или/и управленческой команды, которая объединяет участников экосистемы и определяет ее стратегию развития;

- благоприятная регуляторная среда, которая предполагает простые и прозрачные правила игры, поддержка инноваций;

- доступность финансирования, наличие венчурного капитала, государственных программ поддержки инноваций;

- развитая инфраструктура, необходимы высокоскоростной интернет, облачные сервисы, центры обработки данных;

- талантливые кадры, необходимо наличие квалифицированных специалистов в области цифровых технологий;

- сотрудничество между бизнесом, государством и наукой, совместные проекты, обмен опытом;

- открытость для инноваций, то есть готовность к экспериментам и риску.

Анализ показывает, что создание и развитие цифровых бизнес-экосистем — это сложный и многогранный процесс, требующий целостного, комплексного подхода. Ключевыми факторами успеха являются использование современных технологий, изменение бизнес-моделей, развитие человеческого капитала и создание гибкой организационной структуры [46]. Для достижения успеха необходимо учитывать особенности, сильные и слабые стороны региона, а кроме того, важно помнить, что формирование таких экосистем — это длительный путь, требующий постоянных усилий и адаптации к меняющимся условиям.

Заключение

Цифровые бизнес-экосистемы могут играть важную роль в развитии региональной экономики, они способны обеспечивать интеграцию различных участников экономического процесса и способствуют внедрению инноваций и повышению конкурентоспособности регионов.

Создание цифровой инфраструктуры и обеспечение удобной и безопасной системы работы с данными на региональном уровне позволит значительно улучшить эффективность управления ресурсами, сократить затраты и оптимизировать процессы, что ведёт к устойчивому экономическому росту и повышению качества жизни населения.

В исследовании были рассмотрены ключевые теоретические аспекты цифровых бизнес-экосистем, их роль и экономическое значение для регионов, а также социальные преимущества и вызовы, с которыми сталкиваются регионы на пути к их развитию. Приведённые примеры успешных практик внедрения цифровых экосистем на региональном уровне подтверждают потенциал этих систем для достижения долгосрочных экономических и социальных целей.

Перспективы развития цифровых бизнес-экосистем в регионах предполагают дальнейшее углубление интеграции цифровых технологий, развитие инновационных кластеров, поддержку малого и среднего бизнеса, а также улучшение социальной и экологической среды. Для успешного внедрения и развития цифровых экосистем требуется комплексный подход, включающий государственную поддержку, развитие инфраструктуры и обучение кадров.

Таким образом, цифровые бизнес-экосистемы представляют собой перспективную форму развития региональной экономики, способную обеспечить устойчивый рост и повысить конкурентоспособность регионов на глобальной арене. Однако для достижения этих целей необходимо продолжать исследовать и активно поддерживать формирование таких экосистем, учитывая их уникальные особенности и вызовы, стоящие перед каждым конкретным регионом.


References:

Abid M. F., Shamim A., Khan Z., Khan I. (2022). Value creation or value destruction: conceptualizing the experiential nature of value‐in‐use Journal of Consumer Behaviour. 21 (3). 583–601.

Abramov V. I., Andreev V. D. (2022). Problemy i perspektivy tsifrovoy transformatsii gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya v regione (na primere Kemerovskoy oblasti) [Problems and prospects of digital transformation of state and municipal governance in a region (the case of the Kemerovo region)]. Ars Administrandi(Iskusstvo upravleniya). (4). 667–700. (in Russian). doi: 10.17072/2218-9173-2022-4-667-700.

Abramov V. I., Andreev V. D. (2023). Analiz strategiy tsifrovoy transformatsii regionov Rossii v kontekste dostizheniya natsionalnyh tseley [Analysis of strategies for digital transformation of Russian regions in the context of achieving national goals]. Public administration issues. (1). 89–119. (in Russian).

Abramov V. I., Andreev V. D. (2023). Kontseptsiya arkhitektury kompleksnoy tsifrovoy ekosistemy Kemerovskoy oblasti s mekhanizmom sbora dannyh [Concept of the integrated digital ecosystem architecture of the Kemerovo region featuring mechanism of data collection]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki. (2). 238–248. (in Russian).

Abramov V. I., Andreev V. D. (2023). Sovershenstvovanie metodiki otsenki indeksa tsifrovoy zrelosti regionov Rossii s uchetom aspektov vtorogo i tretego etapa tsifrovoy transformatsii GMU na osnove zarubezhnogo opyta [Improving the methodology for assessing the digital maturity index of Russian regions, taking into account aspects of the second and third stages of digital transformation of pma based on foreign experience]. Management Sciences. (1). 32–46. (in Russian). doi: 10.26794/2304–022X-2023–13–1–32–46.

Abramov V. I., Andreev V. D. (2023). Sravnitelnyy analiz tsifrovyh dvoynikov regionov [Comparative analysis of digital twin of regions]. Information society. (4). 106-117. (in Russian).

Abramov V. I., Andreev V. D. (2023). Tsifrovaya ekosistema regiona: prakticheskie aspekty realizatsii i strukturnye komponenty [Digital ecosystem of the region: structural components and operational efficiency]. Ars Administrandi. (2). 251–271. (in Russian). doi: 10.17072/2218-9173-2023-2-251-271.

Abramov V. I., Andreev V. D. (2024). Pervyy god realizatsii programm tsifrovoy transformatsii v regionakh Rossii: problemy i rezultaty [First year of implementation of digital transformation programs in the regions of Russia: problems and results]. Public administration issues. (2). 110–128. (in Russian).

Abramov V. I., Andreev V.D. (2022). Otsenka tsifrovoy zrelosti sistemy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya v regionakh: opyt SShA i razvitie v Rossii [Assessment of the digital maturity of the public administration in the regions: the US experience and development in Russia]. Informatization in the Digital Economy. 3 (2). 43-62. (in Russian). doi: 10.18334/ide.3.2.115106.

Abramov V. I., Gordeev V. V., Stolyarov A. D. (2023). Metodika prognozirovaniya potrebnostey klientov biznes-ekosistem na osnove klasternogo analiza [Methodology for forecasting the needs of business ecosystem clients based on cluster analysis]. Modern high technologies. (6). 9-13. (in Russian). doi: 10.17513/snt.39624.

Abramov V. I., Tuytsyna A. A. (2021). Tsifrovye dvoyniki - effektivnye instrumenty tsifrovoy transformatsii kompanii [Digital twins as effective tools for the company's digital transformation] Business management in the digital economy. 33–39. (in Russian).

Abramov V.I., Gordeev V.V., Stolyarov A.D. (2023). Sozdanie regionalnyh biznes-ekosistem na osnove tsifrovyh profiley klientov i omnikanalnyh kommunikatsiy [Creating regional business ecosystems based on digital customer profiles and omnichannel communications]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (5). 1521-1540. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.5.117670.

Abramov V.I., Gordeev V.V., Stolyarov A.D. (2024). Tsifrovaya transformatsiya promyshlennyh predpriyatiy v tsifrovye biznes-ekosistemy: strukturnye komponenty i prakticheskie aspekty realizatsii [Digital transformation of industrial enterprises into digital business ecosystems: structural components and practical aspects of implementation]. Fundamental research. (9). 78-85. (in Russian).

Abramov V.I., Ovodenko D.V., Vagin S.G., Titov A.K. (2014). Razvitie printsipov upravleniya pri setevom vzaimodeystvii [Development of management principles in network interaction]. Vestnik of Samara State University of Economics. (12(122)). 88–91. (in Russian).

Acs Z.J., Stam E., Audretsch D.B. (2017). The lineages of the entrepreneurial ecosystem approach Small Business Economics. (1). 1-10. doi: 10.1007/s11187–017–9864–8.

Adner R. (2006). Match your innovation strategy to your innovation ecosystem Harvard Business Review. (84(4)). 98–107.

Bessonova E. A., Babichev A. O. (2024). Klyuchevye aspekty upravleniya tsifrovoy innovatsionnoy ekosistemoy ekonomiki regiona [Key aspects of managing the digital innovation ecosystem of the region's economy]. Modern economy: problems and solutions. (6(174)). 33–47. (in Russian). doi: 10.17308/meps/2078-9017/2024/6/33-47.

Busygina I. M., Sagitova L. V. (2020). Aglomeratsii, klasternaya politika i ekonomicheskiy rost v Rossii (sluchay Respubliki Tatarstan) [Agglomerations, cluster policy and economic growth in Russia (case of the Republic of Tatarstan)]. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Politologiya. (2). 5–14. (in Russian). doi: 10.17072/2218-1067-2020-2-5-14.

Design your data architecture for modern business needs. Retrieved September 11, 2024, from https://www.gartner.com/en/data-analytics/topics/dataarchitecture.html?utm_ plan

Evans D. (2003). The Antitrust Economics of Multy-Sided Platform Markets Yale Journal on Regulation. (2). 325–381.

Fernández Portillo A., Ramos Vecino N., Ramos Mariño A. (2024). How the digital business ecosystem affects stakeholder satisfaction: its impact on business performance Review of Managerial Science. (13).

Fischer B., Meissner D., Vonortas N. (2022). Spatial features of entrepreneurial ecosystems Journal of Business Research. 147 27-36.

Gebauer H., Paiola M., Saccani N. (2021). Digital servitization: Crossing the perspectives of digitization and servitization Industrial Marketing Management. 93 382–388.

Gordeev V. V., Stolyarov A.D., Abramov V.I. (2023). Tekhnologiya klasterizatsii i generatsii personalizirovannyh torgovyh predlozheniy dlya passazhirskikh aviaperevozok [Innovative tehcnology for generation of personalized offers for air company passengers]. Modern high technologies. (4). 34-41. (in Russian). doi: 10.17513/snt.39577.

Gordeev V.V., Abramov V.I. (2022). Prioritety tsifrovoy transformatsii farmatsevtiki [Priorities of the pharmaceuticals digital transformation]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (2). 1131-1146. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.2.114755.

Howat E. Op 10 Global Fintech Hubs. Singapore 2020. Retrieved September 11, 2024, from https://fintechmagazine.com/venture-capital/top-10-global-fintech-hubs-or-singapore

Isenberg D. (2010). How to start an entrepreneurial revolution

Jacobides M.G., Cennamo C., Gawer A. (2018). Towards a theory of ecosystems Strateg. Manag. J. 39 2255–2276.

Kapoor R. (2018). Ecosystems: broadening the locus of value creation Journal of Organization Design. 7 1–16.

Kapoor R., Lee, J.M. (2013). Coordinating and competing in ecosystems: how organizational forms shape new technology investments Strateg. Manag. J. (34). 274–296.

Karpunina E., Okunkova E., Sazanova E. (2020). The ecosystem of the digital economy: A new approach to the study of structural features and content Scientific and technical revolution: Yesterday. 497–509.

Kouz R. (2007). Firma, rynok i pravo [Firm, market and law] (in Russian).

Kulapov M.N., Pereverzeva E.I., Kirillova O.Yu. (2022). Biznes-ekosistemy: opredeleniya, tipologii, praktiki razvitiya [Business ecosystems: definitions, typologies, development practices]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1597-1612. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.3.115234.

Malerba F., McKelvey M. (2020). Knowledge-intensive innovative entrepreneurship integrating Schumpeter, evolutionary economics, and innovation systems Small Business Economics. (54(2)). 503–522.

Misljencevic D., Houthuys S., Welchman T., Schrader U. Today’s industrial revolution calls for an organization to match. Retrieved September 11, 2024, from https://www.mckinsey. com/capabilities/operations/our-insights/todays-industrial-revolution

Moore J. (1993). Predators and prey: A new ecology of competition Harvard Business Review. 71 75–86.

Randolph S. The bay area innovation system - science and the impact of public investment, BASIC- Bay Area Science and Innovation Consortium, Bay Area Council Economic Institute. accessed 14 September 2022. Retrieved September 11, 2024, from http://www.bayar eaeconomy.org/files/pdf/ BayAreaInnovationSystem2019.pdf

Rietveld J., Ploog J.N., Nieborg D.B. (2020). The coevolution of platform dominance and governance strategies: effects on complementor performance outcomes Academy of Management Discoveries. 6 488–513.

Rochet J. C., Tirole J.P. (2003). Platform Competition in Two-Sided Markets Journal of European Economic Association. (4). 990–1029.

Silenko M. V. (2020). Spetsialnaya ekonomicheskaya zona KNR - Shenchzhen: stanovlenie i perspektivy [Special economic zone of China - shenzhen: formation and prospects]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. (5). 238–258. (in Russian).

Tolstykh T., Gamidullaeva L., Shmeleva N. (2020). Regional Development in Russia: An Ecosystem Approach to Territorial Sustainability Assessment Sustainability. (16). 6424. doi: 10.3390/SU12166401.

Tolstykh T., Gamidullaeva L., Shmeleva N. (2021). An assessment of regional sustainability via the maturity level of entrepreneurial ecosystems Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. (1). 5. doi: 10.3390/joitmc7010005.

Van der Borgh M., Cloodt M., Romme G. (2012). Value creation by knowledge-based ecosystems: Evidence from a field study R&D Management. (42(2)). 150–169.

Zobel A.-K., Hagedoorn J. (2020). Implications of Open Innovation for Organizational Boundaries and the Governance of Contractual Relations Acad. Manag. Perspect. 34 400–423.

Страница обновлена: 09.04.2025 в 15:14:53