Экосистемный подход к развитию креативных кластеров
Абузярова М.И.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 29 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 6 (Июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059779
Цитирований: 3 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье рассматриваются перспективы формирования креативных экосистем на основе развития и трансформации отечественных креативных кластеров. Определена специфика креативного кластера и видовые признаки креативной экосистемы. Результаты исследования отражают накопившуюся практику и содержат первые методологические обобщения, что может представлять интерес могут быть интересны руководителям организаций, осуществляющим деятельность в участвующих в цифровой трансформации, а также студентам и аспирантам, интересующимся данной темой.
Ключевые слова: бизнес-экосистемы, управление, креативные кластеры, экономические отношения, развитие
JEL-классификация: M11, M21, O31, O33
Введение. Интерес мировой и отечественной науки к развитию экосистем отчетливо проявился в первом десятилетии текущего столетия, когда стали развиваться новые, и прежде всего цифровые бизнес-модели. Цифровые бизнес-модели оказались наиболее эффективны в работе на платформенных образованиях и через развитие цифровых платформ управленческая мысль выходит на исследование взаимодействий не только внутри компании, но изучает развитие взаимоотношений между разными компаниями и разными игроками между собой. Развивается концепция связанности, которая является основой экосистемного подхода. В экосистеме природной и в экосистеме бизнеса основной фокус направлен на то, чтобы создавать и развивать связанность участников. Сегодня практика опережает научные исследования, поскольку цифровые экосистемы порождают условия, при которых можно повышать эффективность бизнеса, скорость его развития и кратно увеличивать возможности компаний, применяющих на новые технологии.
Развитие платформенных моделей всё больше и больше приводит к дополнительной агрегации и дополнительной связанности различных участников друг с другом. При этом все другие форматы не отрицаются, но дополняют экосистемный формат.
Развитие бизнес-экосистем является актуальным компонентом теории менеджмента. Взаимосвязи и взаимоотношения внутри экосистем пока ещё выстраиваются в большей степени эмпирически и основаны на специфике поведения того или иного игрока в бизнесе, смелости и возможностей, которые есть у этого субъекта бизнеса. В текущем моменте мы наблюдаем настройку креативных экосистем, которые возникают на основе развития ряда креативных кластеров.
До 2022 года 80 % продуктов и сервисов креативной экономики, которыми ежедневно пользуется человек, – одежда, фильмы, музыка, компьютерные игры – были иностранного производства [1]. Уход с рынка крупных зарубежных игроков открыл для российских производителей новые возможности. В прошлом году, когда с российского рынка ушли более 170 игроков ИТ-отрасли (практически все), адресная поддержка правительства и льготы для ИТ-специалистов способствовали росту занятых в этой сфере. По предварительным данным, показатель увеличился на 12 % и составил 761 тыс. человек, а оборот российских ИТ-компании увеличился до 2,38 трлн рублей, это на 35,3% больше, чем годом ранее [1].
Следует отметить, что особенностям становления и развития креативной экономики посвящено достаточно много современных исследований. Так, Михайлова А.В. [2], Щербакова Л.Н. и Савинцева С.А. [3] анализируют специфику цифровой и креативной экономики в современном пространстве. Научные исследования Прониной З.Ю. посвящены креативности в экономике знаний [4]. Хвецкович Н.А. рассматривает место концепции креативной энергии в теории интеллектуального капитала [5].
Ряд научных публикаций посвящен креативному стилю в управлении, в лидерстве, в формировании креативной личности и креативного специалиста. Здесь можно отметить работы таких экспертов, как Бикметов Р.Ш. [6], Литвинюк А.А., Охременко И.В., Кузуб Е.В. [7], Ревуцкий Л.Д. [8],
Спивак В.А. [9]. Исследования Глушковой Ю.О. [10] и Шаймиевой Э.Ш., Кокуриной А.А., Гумеровой Г.И. [11] посвящены особенностям стартапов креативных индустрий и вопросам их государственной поддержки. Специфика креативных пространств главным образом в городах рассматривается в научных публикациях таких авторов, как Зотова Л.Р. [12], Королева А.А. [13–14], Старикова М.С., Безуглый Э.А., Шахов В.В. [15], Фьерару В.А. [16]. При этом особенности формирования креативных кластеров остаются изученными недостаточно.
В связи с этим цель данной статьи – исследовать перспективы формирования креативных экосистем на основе развития и трансформации отечественных креативных кластеров. Научная новизна состоит в том, что автором определена специфика креативного кластера и видовые признаки креативной экосистемы.
Основная часть
Креативную экономику всё чаще называют новой реальностью – и даже следующим этапом развития производственных отношений. Смелые прогнозы подкрепляются фактами и цифрами: количество игроков растет, инвесторы вкладывают миллиарды не только в стартапы, работающие с «креаторами», но и непосредственно в создателей контента. В России в 2022 году почти в 2,5 раза выросло количество стендап-концертов, а весь рынок афишных мероприятий в этом году вырос на 4% [17]. Креативный продукт созданный целенаправленно под запросы широкого потребительского рынка- фильм «Чебурашка»- собрал рекордные для страны сборы в в 76 млрд руб. [18].
Развитие креативной экономики открывает большие возможности для развития специфического вида креативных кластеров- медиакластеров. Именно этот тип креативных кластеров является наиболее изученным как бизнес-модель. В отечественной литературе широко используется типология Р. Пикарда [19] который предлагает выделять отдельных участников: AV-кластеры; новые медиа-кластеры; кластеры креативной индустрии и кластеры печатных СМИ [19, 20]. По нашему мнению, такая типизация закладывает основы экосистемного подхода и переводит фокус исследования с кластерно-производственных отношений на экосистемные взаимосвязи. Учитывая высокий потенциал кино-и телеиндустрии возникает вопрос о координаторах и иерархии такой креативной экосистемы. Р. Пикард выделяет три основных типа медиа-кластеров в зависимости от того, как они возникли: спонтанные кластеры, обусловленные потребностями; планируемые кластеры, которые создаются и продвигаются властями; и кластеры, ориентированные на недвижимость, созданные частными интересами, которые приобретают и развивают недвижимость. Это различие также приводит к разделению по созданию креативной ценности: управляемые кластеры, которые контролируются профессиональными менеджерами; кооперативные кластеры, которые обеспечивают совместную деятельность, и неуправляемые кластеры без структурированной организации.
Важно отметить, что креативные экосистемы и их участники экосистемы взаимодействуют, внутри не имея каких-то жёстких договорённостей друг с другом. Это усложняет традиционное исследование креативных экосистем как новых форматов. Креативные экосистемы функционируют и развиваются как живые организмы. Творческие отношения настраиваются слоями взаимодействия друг с другом, и не всегда творческий союз, который добавляет какой-то эффект может быть замечен другими участниками и организаторами креативных экосистем.
Креативные кластеры — это сети творческих профессионалов, организаций и учреждений, которые объединяются для совместной работы и расширения границ творческих инноваций [21]. Творческие кластеры объединяют различные навыки, знания и опыт для создания новых идей, продуктов и услуг. Их часто можно найти в городах с сильной творческой культурой, таких как Лондон, Нью-Йорк и Лос-Анджелес, но их также можно найти в небольших городах и поселках.
Творческие кластеры обеспечивают доступ к талантам, ресурсам, инфраструктуре и другой поддержке для разработки и развития уникальных и инновационных идей. Члены кластера работают вместе, чтобы генерировать новые идеи, тестировать их и в конечном итоге создавать продукты или услуги, которые выделяются на рынке. Креативные кластеры приносят пользу местной экономике, создавая рабочие места, стимулируя инновации и предоставляя талантливым людям платформу для общения и сотрудничества.
Креативная экономика демонстрирует высокие темпы роста и во всем мире считаются движущей силой экономического роста. Культурные и творческие предприниматели являются экономической движущей силой, а также ключевыми агентами в отрасли. Однако креативные предприниматели зачастую противодействуют своей предпринимательской идентичности. Одним из их общих качеств является то, что они не считают себя предпринимателями и избегают действовать по-предпринимательски.
В креативных экосистемах творческие предприниматели более свободно сочетают ценности творческие и ценности бизнеса. Однако это порождает оппортунистические модели поведения среди участников. Экономика бизнеса часто игнорируется или рассматривается как препятствие творчеству. Многие креативные предприниматели предпочитают работать в качестве “творческих практиков” с “основной целью творческой реализации и образа жизни”. Сохраняется риск, что экономика вытесняет креативность, поэтому предприниматели считают, что они должны выбирать между творческими ценностями и ценностями бизнеса. Они опасаются, что ценности бизнеса противоречат их личным ценностям и их культурной и творческой идентичности. Они рассматривают бизнес только как средство реализации своих культурных и творческих идей.
Современные исследователи авторы по-разному видят перспективы развития креативных экосистем. Так М. Коморовски, С. Пеппер и их соавторы придерживаются агломерационного подхода, полагая что креативные кластеры и креативные экосистемы развиваются в случае возможности использования единого пространства и личных контактов, столь необходимых в совместном творчестве [22].
Другие авторы трактуют креативную экосистему т как «сеть динамических отношений между акторами (под последними понимаются отдельные лица, институты и инфраструктуры), целью которых является создание экономических, социальных и культурных ценностей посредством творческой и инновационной деятельности» [23]. Такой подход в большей степени описывает взаимоотношения участников внутри экосистемы. Автор предлагает собственную трактовку креативных экосистем.
Таблица 1
Разграничительные характеристики креативной экосистемы
Характеристики
|
Креативная экосистема
|
Объект управления
|
Управление созданием продукта с
креативной ценностью
|
Отношения участников
|
Совместное творчество
|
Базовая функция
|
Генерация творческих идей и продуктов
|
Базовый продукт
|
Производит новые творческие ценности
|
Основной участник
|
Специализируется на производств
|
Основные акторы
|
Люди как источник генерации творчества
|
Природа внутренней среды
|
Среда творческого обмена
|
Форма сети
|
Горизонтальные сетевые связи
|
Базовый продукт
|
Производит новые творческие ценности
|
Проведение оценки видовых характеристик обособить креативную экосистему в самостоятельный объект исследования и утверждать, что экосистемный подход может быть применен в том числе и к творческим индустриям.
Принято выделять два формата создания экосистем по принципу создания ценности. В первом случае в основе бизнес-экосистемы находятся транзакции и игроки, которые могут воспользоваться существующим механизмом. По такому типу выстраиваются экосистемы вокруг банков, вокруг различных IT-структур, которые дают доступ клиенту.Второй тип опирается на платформенный механизм передачи знаний (и в том числе творческих идей) когда компания или группа участников, имеет какую-то ключевую ценность, ключевой метод получения, ключевое знание вокруг которой выстраивается система партнёрства. В рассматриваемом случае такой ключевой ценностью выступает творческая идея. Креативная экосистема тогда работает как сообщество партнёров, дополняющих и развивающих ключевую творческую идею и через это зарождаются экосистемные решения.
Особенность креативных экосистем заключается в том, что в своем большинстве они возникают и развиваются по принципу «снизу- вверх» . Креативные экосистемы являются назвать особой питательной средой для развития творчества, а также их участников. Такие экосистемы стимулирует формирование гражданского общества, состоящего из активных людей, формирующих спрос на инновации и продукты креативной индустрии, желающих преобразовывать среду, в которой они живут, в более комфортную и не боящихся, и умеющих формировать инициативы «снизу-вверх». Все это является ценными атрибутами человеческого капитала в том числе и на национальном уровне.
На федеральном уровне понятие «творческие (креативные) индустрии» впервые было закреплено в Основах государственной культурной политики еще в 2014 году. И в дальнейшем получило свое развитие в стратегических документах Правительства Российской Федерации. Внесенные изменения в Указ закрепили важность поддержки народно-художественных промыслов и ремёсел, необходимость определения приоритетных направлений креативных индустрий с учетом региональной специфики и культурного кода субъекта РФ.
АСИ занимается мониторингом состояния креативной экономики с 2019 года и по мнению гендиректора Агентства Светланы Чупшевой, творческие индустрии растут экосистемами. Городами-лидерами в креативных индустриях сегодня являются Москва, Тюмень, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград [1]. За два года выручка творческих отраслей Москвы увеличилась в 1,2 раза: если в 2020 г. она составляла 3,2 трлн руб., то в 2022 г. достигла почти 4 трлн руб. [24].
Один из важных инструментов развития – поддержка креативных кластеров. Около 90 % действующих сегодня в России арт- и креативных кластеров размещаются на базе бывших производственных комплексов [1]. В 2021 году АСИ реализовало программу по ревитализации промышленных территорий в креативные кластеры, в которой приняли участие 10 регионов. В виде креативных кластеров перезапущено 30 бывших промышленных предприятий и территорий, которые ранее были выключены из экономического оборота. Пять регионов – Новгородская, Свердловская, Тюменская, Самарская области, Удмуртия – разработали стратегии развития креативных индустрий с учетом приоритетов и экономических целей. Развитие креативных индустрий активно поддерживается со стороны государства и бизнеса. Распоряжением Правительства РФ №2613-р от 20 сентября 2021 года. Утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Широко развиты краудфандинговые платформы, способствующие развитию и реализации проектов в сфере креативных индустрий
По мнению экспертов, «в приоритете – совершенствование системы образования и компетенций в этой сфере, создание условий для производства, распространения и популяризации продукции как на внутреннем, так и глобальном рынках, создание новых рабочих мест в организациях, относящихся к креативным индустриям. Обозначена также задача по формированию благоприятной институциональной среды и расширению инфраструктуры для развития системы креативных индустрий. Всё это позволит развить и сохранить локальную идентичность в Российской Федерации» [25].
Государство принимает на себя роль организатора креативных экосистем за счет создания национальной и региональной инфраструктуры. Более чем 400 Центров «Мой бизнес» оказывают помощь предпринимателям малого и среднего бизнеса в России. Предприятия НХП и ремёсел оказывают как стандартные услуги, доступные всем предпринимателям, так и уникальные меры: например, для представителей индустрии создают специальные мастерские-коворкинги, организуют ярмарки для сбыта продукции и помогают участвовать во Всероссийских площадках.
«Кроме того, уже сегодня в 18 регионах России действуют «Центры народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма», оказывающие целевую поддержку предпринимателям из данной сферы деятельности. А нововведения Указа позволят регионам в ближайшие годы создать еще больше платформ для развития бизнеса креативной индустии» [25].
На государственном уровне поддержка выражается в программе развития творческих индустрий. В 2022 году Правительство России утвердило план, который рассчитан на создание необходимых условий для развития креативного предпринимательства. Концепция четко фиксирует местоположение этой индустрии в российской и мировой экономике, а также формулирует ее цели и задачи, что лишний раз подчеркивает, насколько высокие ожидания возложены на творческий сектор в ближайшие годы.
Суть программы сводится к формированию систем для контроля и мониторинга экономики креативной индустрии России, которые помогут систематизировать данные о ее игроках: заказчиках, спонсорах и потребителях. Отдельное внимание получили инициативы в сфере образования, направленные на модернизацию стандартов подготовки специалистов креативного класса. Согласно прогнозу, программа поможет увеличить долю творческих индустрий в российской экономике с нынешних 2,2% до 6%. Ожидаются изменения в структуре занятости населения: доля россиян, вовлеченных в работу с креативным сектором, должна увеличиться с 4,6% до 15% к 2030 году [18].
Заключение. Креативную экосистему можно обособить как объект управления, поскольку она содержит важнейшие видовые признаки Креативная экосистема функционирует как партнёрская экосистема, которая формирует вокруг себя партнёрскую цепочку поставок и выход на определённых, творческих участников. Когда мы рассматриваем возможность построения экосистемной модели, нужно ответить на три важных вопроса: Зачем это нужно компании или отрасли? Что она хочет получить в итоге через эту экосистему, и какие партнёры здесь нужны? И как выстроить взаимоотношения между участниками?
Прагматичному и жесткому подходу рынка экосистемная модель противопоставляет мягкий контракт, обременительных договорных отношений нет или они возникают не на всех уровнях. Хозяйствуя в рамках креативной экосистемы, участники не просто делятся долей рынка или включают какого-то игрока в создание цепочку стоимости, они ожидают, что каждый игрок привнесёт дополнительную ценность всей системе [26].
В развитии креативной экосистемы важно определить, что является ключевой ценностью на которой все выстраивается. Нужно внимательно оценить на бизнес-модели производителей и модели партнёров, которые участвуют в экосистеме для того, чтобы выстроить нужные траектории развития. Ключевым вопросом остается формирование ценности экосистемы, поскольку через это происходит связка производителей- партнёров и формирование ценностей для ключевых потребителей. В условиях, когда цифровые решения и цифровые бизнес-модели позволяют напрямую и в режиме реального времени видеть общаться со своим клиентом, грамотное связывание всех игроков внутри бизнес-экосистемы, способствует формированию новых продуктов, новых технологий и новых решений.
Источники:
2. Михайлова А.В. Цифровая и креативная экономика в современном пространстве // Креативная экономика. – 2018. – № 1. – c. 29-42. – doi: 10.18334/ce.12.1.38783.
3. Щербакова Л.Н., Савинцева С.А. Рост креативного фактора в цифровом обществе: реальность или иллюзорность // Креативная экономика. – 2019. – № 3. – c. 495-504. – doi: 10.18334/ce.13.3.39970.
4. Пронина З.Ю. Креативность в экономике знаний // Креативная экономика. – 2018. – № 11. – c. 1725-1732. – doi: 10.18334/ce.12.11.39646.
5. Хвецкович Н.А. Концепции креативной энергии в теории интеллектуального капитала // Креативная экономика. – 2019. – № 7. – c. 1293-1312. – doi: 10.18334/ce.13.7.40841.
6. Бикметов Р.Ш. Креативный стиль управления персоналом организации в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 3. – c. 427-438. – doi: 10.18334/lim.7.3.110714.
7. Литвинюк А.А., Охременко И.В., Кузуб Е.В. Особенности мотивации креативных специалистов в России // Экономика труда. – 2019. – № 4. – c. 1533-1544. – doi: 10.18334/et.6.4.40958.
8. Ревуцкий Л.Д. Креативность экономически активного человека: понятие, показатели, оценка, учет и контроль // Экономические отношения. – 2011. – № 1. – c. 3-9.
9. Яновский В.В. // Российское предпринимательство. – 2007. – № 4. – c. 131-135. – url: https://1economic.ru/lib/2095.
10. Глушкова Ю.О. Подходы к оценке эффективности экономико-управленческой стратегии развития и государственной поддержки креативных индустрий // Креативная экономика. – 2019. – № 12. – c. 2387-2396. – doi: 10.18334/ce.13.12.41477.
11. Шаймиева Э.Ш., Кокурина А.А., Гумерова Г.И. Стартапы креативных индустрий: формирование стартап-индустрии. Опыт России и Китая // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117816.
12. Корнилов А.М. // Российское предпринимательство. – 2007. – № 4. – c. 122-125. – url: https://1economic.ru/lib/2085.
13. Королева А.А. К вопросу о креативных пространствах, как инструменте продвижения территории // Экономика Центральной Азии. – 2018. – № 4. – c. 169-178. – doi: 10.18334/asia.2.4.110105.
14. Королева А.А. Маркетинговый анализ потенциала креативных индустрий городской среды // Креативная экономика. – 2017. – № 4. – c. 445-456. – doi: 10.18334/ce.11.4.37759.
15. Старикова М.С., Безуглый Э.А., Шахов В.В. Креативный потенциал как основа инновационного развития региона // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 2. – c. 235-254. – doi: 10.18334/vinec.8.2.39150.
16. Фьерару В.А. Разработка программы формирования креативных кластеров в Санкт-Петербурге // Креативная экономика. – 2016. – № 12. – c. 1481-1488. – doi: 10.18334/ce.10.12.37144.
17. Игнатьев Д. В России в 2022 году почти в 2,5 раза выросло количество стендап-концертов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2022/12/21/956267-v-rossii-viroslo-kolichestvo-stendap-kontsertov?from=newsline (дата обращения: 14.06.2023).
18. Долгов А. «Сложности — это возможности». Что будет с рынком креативных индустрий в России. [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/money/slozhnosti-eto-vozmozhnosti-chto-budet-s-rynkom-kreativnyh-industrij-v-rossii/ (дата обращения: 14.06.2023).
19. Picard R.G. Media Clusters: Local Agglomeration in an Industry Developing Networked Virtual Clusters // JIBS. Working Paper Series. – 2008. – № 2008-3. – p. 16.
20. Willis A. J. The ecosystem: an evolving concept // Functional Ecology. – 1997. – № 11(2). – p. 268–271.
21. Петренко Е.С., Денисов И.В., Мажитова С.К., Джазыкбаева Б.К., Положишникова М.А. Менеджмент предпринимательской деятельности: «экосистема» как новое представление экономических отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 601-614.
22. Komorowski M., Lupu R., Pepper S., Lewis J. Joining the Dots – Understanding the Value Generation of Creative Networks for Sustainability in Local Creative Ecosystems // Sustainability. – 2021. – № 13. – doi: 10.3390/ su132212352.
23. Gasparin Quinn Designing regional innovation systems in transitional economies: A creative ecosystem approach // Growth and Change. – 2020. – p. 1–20.
24. Выручка креативных индустрий Москвы в 2022 году составила около 4 трлн рублей. Ведомости. 30 мая 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2023/05/30/977769-viruchka-kreativnih-industrii-moskvi-sostavila-okolo-4-trln-rublei (дата обращения: 14.06.2023).
25. В России закрепили направления развития креативных индустрий. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/novosti/news/v-rossii-zakrepili-napravleniya-razvitiya-kreativnykh-industriy (дата обращения: 14.06.2023).
26. Бусалова А.Д. Креативный кластер или творческая бизнес-экосистема? // Креативная экономика. – 2021. – № 11. – c. 4215-4224. – doi: 10.18334/ce.15.11.113807.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:05