Экосистемный подход к развитию креативных кластеров

Абузярова М.И.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 6 (Июнь 2023)

Цитировать:
Абузярова М.И. Экосистемный подход к развитию креативных кластеров // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 6. – С. 1759-1770. – doi: 10.18334/epp.13.6.118422.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059779
Цитирований: 3 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье рассматриваются перспективы формирования креативных экосистем на основе развития и трансформации отечественных креативных кластеров. Определена специфика креативного кластера и видовые признаки креативной экосистемы. Результаты исследования отражают накопившуюся практику и содержат первые методологические обобщения, что может представлять интерес могут быть интересны руководителям организаций, осуществляющим деятельность в участвующих в цифровой трансформации, а также студентам и аспирантам, интересующимся данной темой.

Ключевые слова: бизнес-экосистемы, управление, креативные кластеры, экономические отношения, развитие

JEL-классификация: M11, M21, O31, O33



Введение. Интерес мировой и отечественной науки к развитию экосистем отчетливо проявился в первом десятилетии текущего столетия, когда стали развиваться новые, и прежде всего цифровые бизнес-модели. Цифровые бизнес-модели оказались наиболее эффективны в работе на платформенных образованиях и через развитие цифровых платформ управленческая мысль выходит на исследование взаимодействий не только внутри компании, но изучает развитие взаимоотношений между разными компаниями и разными игроками между собой. Развивается концепция связанности, которая является основой экосистемного подхода. В экосистеме природной и в экосистеме бизнеса основной фокус направлен на то, чтобы создавать и развивать связанность участников. Сегодня практика опережает научные исследования, поскольку цифровые экосистемы порождают условия, при которых можно повышать эффективность бизнеса, скорость его развития и кратно увеличивать возможности компаний, применяющих на новые технологии.

Развитие платформенных моделей всё больше и больше приводит к дополнительной агрегации и дополнительной связанности различных участников друг с другом. При этом все другие форматы не отрицаются, но дополняют экосистемный формат.

Развитие бизнес-экосистем является актуальным компонентом теории менеджмента. Взаимосвязи и взаимоотношения внутри экосистем пока ещё выстраиваются в большей степени эмпирически и основаны на специфике поведения того или иного игрока в бизнесе, смелости и возможностей, которые есть у этого субъекта бизнеса. В текущем моменте мы наблюдаем настройку креативных экосистем, которые возникают на основе развития ряда креативных кластеров.

До 2022 года 80 % продуктов и сервисов креативной экономики, которыми ежедневно пользуется человек, – одежда, фильмы, музыка, компьютерные игры – были иностранного производства [1]. Уход с рынка крупных зарубежных игроков открыл для российских производителей новые возможности. В прошлом году, когда с российского рынка ушли более 170 игроков ИТ-отрасли (практически все), адресная поддержка правительства и льготы для ИТ-специалистов способствовали росту занятых в этой сфере. По предварительным данным, показатель увеличился на 12 % и составил 761 тыс. человек, а оборот российских ИТ-компании увеличился до 2,38 трлн рублей, это на 35,3% больше, чем годом ранее [1].

Следует отметить, что особенностям становления и развития креативной экономики посвящено достаточно много современных исследований. Так, Михайлова А.В. [2], Щербакова Л.Н. и Савинцева С.А. [3] анализируют специфику цифровой и креативной экономики в современном пространстве. Научные исследования Прониной З.Ю. посвящены креативности в экономике знаний [4]. Хвецкович Н.А. рассматривает место концепции креативной энергии в теории интеллектуального капитала [5].

Ряд научных публикаций посвящен креативному стилю в управлении, в лидерстве, в формировании креативной личности и креативного специалиста. Здесь можно отметить работы таких экспертов, как Бикметов Р.Ш. [6], Литвинюк А.А., Охременко И.В., Кузуб Е.В. [7], Ревуцкий Л.Д. [8],

Спивак В.А. [9]. Исследования Глушковой Ю.О. [10] и Шаймиевой Э.Ш., Кокуриной А.А., Гумеровой Г.И. [11] посвящены особенностям стартапов креативных индустрий и вопросам их государственной поддержки. Специфика креативных пространств главным образом в городах рассматривается в научных публикациях таких авторов, как Зотова Л.Р. [12], Королева А.А. [13–14], Старикова М.С., Безуглый Э.А., Шахов В.В. [15], Фьерару В.А. [16]. При этом особенности формирования креативных кластеров остаются изученными недостаточно.

В связи с этим цель данной статьи ­ – исследовать перспективы формирования креативных экосистем на основе развития и трансформации отечественных креативных кластеров. Научная новизна состоит в том, что автором определена специфика креативного кластера и видовые признаки креативной экосистемы.

Основная часть

Креативную экономику всё чаще называют новой реальностью – и даже следующим этапом развития производственных отношений. Смелые прогнозы подкрепляются фактами и цифрами: количество игроков растет, инвесторы вкладывают миллиарды не только в стартапы, работающие с «креаторами», но и непосредственно в создателей контента. В России в 2022 году почти в 2,5 раза выросло количество стендап-концертов, а весь рынок афишных мероприятий в этом году вырос на 4% [17]. Креативный продукт созданный целенаправленно под запросы широкого потребительского рынка- фильм «Чебурашка»- собрал рекордные для страны сборы в в 76 млрд руб. [18].

Развитие креативной экономики открывает большие возможности для развития специфического вида креативных кластеров- медиакластеров. Именно этот тип креативных кластеров является наиболее изученным как бизнес-модель. В отечественной литературе широко используется типология Р. Пикарда [19] который предлагает выделять отдельных участников: AV-кластеры; новые медиа-кластеры; кластеры креативной индустрии и кластеры печатных СМИ [19, 20]. По нашему мнению, такая типизация закладывает основы экосистемного подхода и переводит фокус исследования с кластерно-производственных отношений на экосистемные взаимосвязи. Учитывая высокий потенциал кино-и телеиндустрии возникает вопрос о координаторах и иерархии такой креативной экосистемы. Р. Пикард выделяет три основных типа медиа-кластеров в зависимости от того, как они возникли: спонтанные кластеры, обусловленные потребностями; планируемые кластеры, которые создаются и продвигаются властями; и кластеры, ориентированные на недвижимость, созданные частными интересами, которые приобретают и развивают недвижимость. Это различие также приводит к разделению по созданию креативной ценности: управляемые кластеры, которые контролируются профессиональными менеджерами; кооперативные кластеры, которые обеспечивают совместную деятельность, и неуправляемые кластеры без структурированной организации.

Важно отметить, что креативные экосистемы и их участники экосистемы взаимодействуют, внутри не имея каких-то жёстких договорённостей друг с другом. Это усложняет традиционное исследование креативных экосистем как новых форматов. Креативные экосистемы функционируют и развиваются как живые организмы. Творческие отношения настраиваются слоями взаимодействия друг с другом, и не всегда творческий союз, который добавляет какой-то эффект может быть замечен другими участниками и организаторами креативных экосистем.

Креативные кластеры — это сети творческих профессионалов, организаций и учреждений, которые объединяются для совместной работы и расширения границ творческих инноваций [21]. Творческие кластеры объединяют различные навыки, знания и опыт для создания новых идей, продуктов и услуг. Их часто можно найти в городах с сильной творческой культурой, таких как Лондон, Нью-Йорк и Лос-Анджелес, но их также можно найти в небольших городах и поселках.

Творческие кластеры обеспечивают доступ к талантам, ресурсам, инфраструктуре и другой поддержке для разработки и развития уникальных и инновационных идей. Члены кластера работают вместе, чтобы генерировать новые идеи, тестировать их и в конечном итоге создавать продукты или услуги, которые выделяются на рынке. Креативные кластеры приносят пользу местной экономике, создавая рабочие места, стимулируя инновации и предоставляя талантливым людям платформу для общения и сотрудничества.

Креативная экономика демонстрирует высокие темпы роста и во всем мире считаются движущей силой экономического роста. Культурные и творческие предприниматели являются экономической движущей силой, а также ключевыми агентами в отрасли. Однако креативные предприниматели зачастую противодействуют своей предпринимательской идентичности. Одним из их общих качеств является то, что они не считают себя предпринимателями и избегают действовать по-предпринимательски.

В креативных экосистемах творческие предприниматели более свободно сочетают ценности творческие и ценности бизнеса. Однако это порождает оппортунистические модели поведения среди участников. Экономика бизнеса часто игнорируется или рассматривается как препятствие творчеству. Многие креативные предприниматели предпочитают работать в качестве “творческих практиков” с “основной целью творческой реализации и образа жизни”. Сохраняется риск, что экономика вытесняет креативность, поэтому предприниматели считают, что они должны выбирать между творческими ценностями и ценностями бизнеса. Они опасаются, что ценности бизнеса противоречат их личным ценностям и их культурной и творческой идентичности. Они рассматривают бизнес только как средство реализации своих культурных и творческих идей.

Современные исследователи авторы по-разному видят перспективы развития креативных экосистем. Так М. Коморовски, С. Пеппер и их соавторы придерживаются агломерационного подхода, полагая что креативные кластеры и креативные экосистемы развиваются в случае возможности использования единого пространства и личных контактов, столь необходимых в совместном творчестве [22].

Другие авторы трактуют креативную экосистему т как «сеть динамических отношений между акторами (под последними понимаются отдельные лица, институты и инфраструктуры), целью которых является создание экономических, социальных и культурных ценностей посредством творческой и инновационной деятельности» [23]. Такой подход в большей степени описывает взаимоотношения участников внутри экосистемы. Автор предлагает собственную трактовку креативных экосистем.

Таблица 1

Разграничительные характеристики креативной экосистемы

Характеристики
Креативная экосистема
Объект управления
Управление созданием продукта с креативной ценностью
Отношения участников
Совместное творчество
Базовая функция
Генерация творческих идей и продуктов
Базовый продукт
Производит новые творческие ценности
Основной участник
Специализируется на производств
Основные акторы
Люди как источник генерации творчества
Природа внутренней среды
Среда творческого обмена
Форма сети
Горизонтальные сетевые связи
Базовый продукт
Производит новые творческие ценности
Источник: составлено автором.

Проведение оценки видовых характеристик обособить креативную экосистему в самостоятельный объект исследования и утверждать, что экосистемный подход может быть применен в том числе и к творческим индустриям.

Принято выделять два формата создания экосистем по принципу создания ценности. В первом случае в основе бизнес-экосистемы находятся транзакции и игроки, которые могут воспользоваться существующим механизмом. По такому типу выстраиваются экосистемы вокруг банков, вокруг различных IT-структур, которые дают доступ клиенту.Второй тип опирается на платформенный механизм передачи знаний (и в том числе творческих идей) когда компания или группа участников, имеет какую-то ключевую ценность, ключевой метод получения, ключевое знание вокруг которой выстраивается система партнёрства. В рассматриваемом случае такой ключевой ценностью выступает творческая идея. Креативная экосистема тогда работает как сообщество партнёров, дополняющих и развивающих ключевую творческую идею и через это зарождаются экосистемные решения.

Особенность креативных экосистем заключается в том, что в своем большинстве они возникают и развиваются по принципу «снизу- вверх» . Креативные экосистемы являются назвать особой питательной средой для развития творчества, а также их участников. Такие экосистемы стимулирует формирование гражданского общества, состоящего из активных людей, формирующих спрос на инновации и продукты креативной индустрии, желающих преобразовывать среду, в которой они живут, в более комфортную и не боящихся, и умеющих формировать инициативы «снизу-вверх». Все это является ценными атрибутами человеческого капитала в том числе и на национальном уровне.

На федеральном уровне понятие «творческие (креативные) индустрии» впервые было закреплено в Основах государственной культурной политики еще в 2014 году. И в дальнейшем получило свое развитие в стратегических документах Правительства Российской Федерации. Внесенные изменения в Указ закрепили важность поддержки народно-художественных промыслов и ремёсел, необходимость определения приоритетных направлений креативных индустрий с учетом региональной специфики и культурного кода субъекта РФ.

АСИ занимается мониторингом состояния креативной экономики с 2019 года и по мнению гендиректора Агентства Светланы Чупшевой, творческие индустрии растут экосистемами. Городами-лидерами в креативных индустриях сегодня являются Москва, Тюмень, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград [1]. За два года выручка творческих отраслей Москвы увеличилась в 1,2 раза: если в 2020 г. она составляла 3,2 трлн руб., то в 2022 г. достигла почти 4 трлн руб. [24].

Один из важных инструментов развития – поддержка креативных кластеров. Около 90 % действующих сегодня в России арт- и креативных кластеров размещаются на базе бывших производственных комплексов [1]. В 2021 году АСИ реализовало программу по ревитализации промышленных территорий в креативные кластеры, в которой приняли участие 10 регионов. В виде креативных кластеров перезапущено 30 бывших промышленных предприятий и территорий, которые ранее были выключены из экономического оборота. Пять регионов – Новгородская, Свердловская, Тюменская, Самарская области, Удмуртия – разработали стратегии развития креативных индустрий с учетом приоритетов и экономических целей. Развитие креативных индустрий активно поддерживается со стороны государства и бизнеса. Распоряжением Правительства РФ №2613-р от 20 сентября 2021 года. Утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Широко развиты краудфандинговые платформы, способствующие развитию и реализации проектов в сфере креативных индустрий

По мнению экспертов, «в приоритете – совершенствование системы образования и компетенций в этой сфере, создание условий для производства, распространения и популяризации продукции как на внутреннем, так и глобальном рынках, создание новых рабочих мест в организациях, относящихся к креативным индустриям. Обозначена также задача по формированию благоприятной институциональной среды и расширению инфраструктуры для развития системы креативных индустрий. Всё это позволит развить и сохранить локальную идентичность в Российской Федерации» [25].

Государство принимает на себя роль организатора креативных экосистем за счет создания национальной и региональной инфраструктуры. Более чем 400 Центров «Мой бизнес» оказывают помощь предпринимателям малого и среднего бизнеса в России. Предприятия НХП и ремёсел оказывают как стандартные услуги, доступные всем предпринимателям, так и уникальные меры: например, для представителей индустрии создают специальные мастерские-коворкинги, организуют ярмарки для сбыта продукции и помогают участвовать во Всероссийских площадках.

«Кроме того, уже сегодня в 18 регионах России действуют «Центры народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма», оказывающие целевую поддержку предпринимателям из данной сферы деятельности. А нововведения Указа позволят регионам в ближайшие годы создать еще больше платформ для развития бизнеса креативной индустии» [25].

На государственном уровне поддержка выражается в программе развития творческих индустрий. В 2022 году Правительство России утвердило план, который рассчитан на создание необходимых условий для развития креативного предпринимательства. Концепция четко фиксирует местоположение этой индустрии в российской и мировой экономике, а также формулирует ее цели и задачи, что лишний раз подчеркивает, насколько высокие ожидания возложены на творческий сектор в ближайшие годы.

Суть программы сводится к формированию систем для контроля и мониторинга экономики креативной индустрии России, которые помогут систематизировать данные о ее игроках: заказчиках, спонсорах и потребителях. Отдельное внимание получили инициативы в сфере образования, направленные на модернизацию стандартов подготовки специалистов креативного класса. Согласно прогнозу, программа поможет увеличить долю творческих индустрий в российской экономике с нынешних 2,2% до 6%. Ожидаются изменения в структуре занятости населения: доля россиян, вовлеченных в работу с креативным сектором, должна увеличиться с 4,6% до 15% к 2030 году [18].

Заключение. Креативную экосистему можно обособить как объект управления, поскольку она содержит важнейшие видовые признаки Креативная экосистема функционирует как партнёрская экосистема, которая формирует вокруг себя партнёрскую цепочку поставок и выход на определённых, творческих участников. Когда мы рассматриваем возможность построения экосистемной модели, нужно ответить на три важных вопроса: Зачем это нужно компании или отрасли? Что она хочет получить в итоге через эту экосистему, и какие партнёры здесь нужны? И как выстроить взаимоотношения между участниками?

Прагматичному и жесткому подходу рынка экосистемная модель противопоставляет мягкий контракт, обременительных договорных отношений нет или они возникают не на всех уровнях. Хозяйствуя в рамках креативной экосистемы, участники не просто делятся долей рынка или включают какого-то игрока в создание цепочку стоимости, они ожидают, что каждый игрок привнесёт дополнительную ценность всей системе [26].

В развитии креативной экосистемы важно определить, что является ключевой ценностью на которой все выстраивается. Нужно внимательно оценить на бизнес-модели производителей и модели партнёров, которые участвуют в экосистеме для того, чтобы выстроить нужные траектории развития. Ключевым вопросом остается формирование ценности экосистемы, поскольку через это происходит связка производителей- партнёров и формирование ценностей для ключевых потребителей. В условиях, когда цифровые решения и цифровые бизнес-модели позволяют напрямую и в режиме реального времени видеть общаться со своим клиентом, грамотное связывание всех игроков внутри бизнес-экосистемы, способствует формированию новых продуктов, новых технологий и новых решений.


Источники:

1. Россия делает ставку на креативную экономику. Агентство стратегических инициатив, 30 мая 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/193995/ (дата обращения: 14.06.2023).
2. Михайлова А.В. Цифровая и креативная экономика в современном пространстве // Креативная экономика. – 2018. – № 1. – c. 29-42. – doi: 10.18334/ce.12.1.38783.
3. Щербакова Л.Н., Савинцева С.А. Рост креативного фактора в цифровом обществе: реальность или иллюзорность // Креативная экономика. – 2019. – № 3. – c. 495-504. – doi: 10.18334/ce.13.3.39970.
4. Пронина З.Ю. Креативность в экономике знаний // Креативная экономика. – 2018. – № 11. – c. 1725-1732. – doi: 10.18334/ce.12.11.39646.
5. Хвецкович Н.А. Концепции креативной энергии в теории интеллектуального капитала // Креативная экономика. – 2019. – № 7. – c. 1293-1312. – doi: 10.18334/ce.13.7.40841.
6. Бикметов Р.Ш. Креативный стиль управления персоналом организации в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 3. – c. 427-438. – doi: 10.18334/lim.7.3.110714.
7. Литвинюк А.А., Охременко И.В., Кузуб Е.В. Особенности мотивации креативных специалистов в России // Экономика труда. – 2019. – № 4. – c. 1533-1544. – doi: 10.18334/et.6.4.40958.
8. Ревуцкий Л.Д. Креативность экономически активного человека: понятие, показатели, оценка, учет и контроль // Экономические отношения. – 2011. – № 1. – c. 3-9.
9. Яновский В.В. // Российское предпринимательство. – 2007. – № 4. – c. 131-135. – url: https://1economic.ru/lib/2095.
10. Глушкова Ю.О. Подходы к оценке эффективности экономико-управленческой стратегии развития и государственной поддержки креативных индустрий // Креативная экономика. – 2019. – № 12. – c. 2387-2396. – doi: 10.18334/ce.13.12.41477.
11. Шаймиева Э.Ш., Кокурина А.А., Гумерова Г.И. Стартапы креативных индустрий: формирование стартап-индустрии. Опыт России и Китая // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117816.
12. Корнилов А.М. // Российское предпринимательство. – 2007. – № 4. – c. 122-125. – url: https://1economic.ru/lib/2085.
13. Королева А.А. К вопросу о креативных пространствах, как инструменте продвижения территории // Экономика Центральной Азии. – 2018. – № 4. – c. 169-178. – doi: 10.18334/asia.2.4.110105.
14. Королева А.А. Маркетинговый анализ потенциала креативных индустрий городской среды // Креативная экономика. – 2017. – № 4. – c. 445-456. – doi: 10.18334/ce.11.4.37759.
15. Старикова М.С., Безуглый Э.А., Шахов В.В. Креативный потенциал как основа инновационного развития региона // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 2. – c. 235-254. – doi: 10.18334/vinec.8.2.39150.
16. Фьерару В.А. Разработка программы формирования креативных кластеров в Санкт-Петербурге // Креативная экономика. – 2016. – № 12. – c. 1481-1488. – doi: 10.18334/ce.10.12.37144.
17. Игнатьев Д. В России в 2022 году почти в 2,5 раза выросло количество стендап-концертов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2022/12/21/956267-v-rossii-viroslo-kolichestvo-stendap-kontsertov?from=newsline (дата обращения: 14.06.2023).
18. Долгов А. «Сложности — это возможности». Что будет с рынком креативных индустрий в России. [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/money/slozhnosti-eto-vozmozhnosti-chto-budet-s-rynkom-kreativnyh-industrij-v-rossii/ (дата обращения: 14.06.2023).
19. Picard R.G. Media Clusters: Local Agglomeration in an Industry Developing Networked Virtual Clusters // JIBS. Working Paper Series. – 2008. – № 2008-3. – p. 16.
20. Willis A. J. The ecosystem: an evolving concept // Functional Ecology. – 1997. – № 11(2). – p. 268–271.
21. Петренко Е.С., Денисов И.В., Мажитова С.К., Джазыкбаева Б.К., Положишникова М.А. Менеджмент предпринимательской деятельности: «экосистема» как новое представление экономических отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 601-614.
22. Komorowski M., Lupu R., Pepper S., Lewis J. Joining the Dots – Understanding the Value Generation of Creative Networks for Sustainability in Local Creative Ecosystems // Sustainability. – 2021. – № 13. – doi: 10.3390/ su132212352.
23. Gasparin Quinn Designing regional innovation systems in transitional economies: A creative ecosystem approach // Growth and Change. – 2020. – p. 1–20.
24. Выручка креативных индустрий Москвы в 2022 году составила около 4 трлн рублей. Ведомости. 30 мая 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2023/05/30/977769-viruchka-kreativnih-industrii-moskvi-sostavila-okolo-4-trln-rublei (дата обращения: 14.06.2023).
25. В России закрепили направления развития креативных индустрий. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/novosti/news/v-rossii-zakrepili-napravleniya-razvitiya-kreativnykh-industriy (дата обращения: 14.06.2023).
26. Бусалова А.Д. Креативный кластер или творческая бизнес-экосистема? // Креативная экономика. – 2021. – № 11. – c. 4215-4224. – doi: 10.18334/ce.15.11.113807.

Страница обновлена: 23.07.2024 в 11:44:05