Влияние глобальных тенденций на энергетические отношения России и Китая

Фань Сыхэн1, Симонов А.Г.1
1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В представленной статье исследуется влияние глобальных экономических и энергетических тенденций на развитие стратегического партнерства между Россией и Китаем в условиях трансформации мировой экономики. Актуальность темы обусловлена необходимостью анализа изменений, происходящих в глобальной энергетической системе, таких как переход к низкоуглеродным источникам энергии, рост геополитической напряженности и изменение структуры спроса на энергоресурсы в мире. В рамках исследования проведен анализ текущего состояния энергетического взаимодействия между Россией и Китаем, включая ключевые направления сотрудничества, такие как экспорт углеводородов, строительство инфраструктурных объектов и развитие новых энергетических технологий. Особое внимание уделяется рассмотрению влияния глобальных факторов на энергетическую политику и стратегии двух стран, а также выявлению основных вызовов, с которыми сталкивается их сотрудничество, и перспектив дальнейшего развития двусторонних отношений. Результаты исследования позволили автору сформулировать рекомендации, направленные на повышение устойчивости энергетического сотрудничества России и Китая в условиях глобальных изменений, что представляет интерес для специалистов в области международной экономики и энергетической политики.

Ключевые слова: мировая экономика, энергетическое сотрудничество, Россия и Китай, глобальные тенденции, энергетическая политика, международные отношения

JEL-классификация: O10, O13, P28, P48, Q47



Введение

В контексте беспрецедентных трансформационных процессов, охвативших глобальную энергетическую систему под влиянием триады ключевых детерминант – интенсификации использования низкоуглеродных технологических решений, фундаментальной реконфигурации структуры мирового энергопотребления и эскалации геополитической турбулентности - первостепенное научно-практическое значение приобретает многоаспектное исследование эволюционной динамики и стратегических перспектив энергетического взаимодействия между Россией и Китаем, которые, выступая в качестве системообразующих акторов глобального энергетического рынка, демонстрируют тенденцию к консолидации своего стратегического альянса [1, с. 201].

Современный этап эволюции международных отношений характеризуется усилением объективных тенденций к формированию качественно новой, многополярной архитектуры мироустройства, в рамках которой энергетическая дипломатия и стратегическое планирование в энергетической сфере приобретают исключительное значение как инструменты реализации национальных интересов государств на международной арене. В данном контексте российско-китайское энергетическое взаимодействие может приобрести статус долгосрочного стратегического партнерства, существенно превосходящего по своему содержанию и значению рамки традиционных торгово-экономических отношений, поскольку оно направлено на обеспечение энергетической безопасности обеих стран в долгосрочной перспективе [2, с. 823].

Актуальность проведения комплексного научного анализа воздействия глобальных экономических и энергетических тенденций на развитие российско-китайского энергетического сотрудничества обусловлена не только масштабом и глубиной происходящих трансформационных процессов в мировой энергетике, но и необходимостью теоретического осмысления механизмов адаптации двустороннего сотрудничества к новым вызовам современности, включая технологическую модернизацию энергетического сектора и фундаментальные изменения международной экономической конъюнктуры.

Основополагающей целью настоящего исследования является комплексный анализ характера и степени влияния глобальных экономических и энергетических тенденций на эволюцию стратегического партнерства между Россией и Китаем в энергетической сфере, а также разработка научно обоснованных рекомендаций, направленных на повышение эффективности и устойчивости двустороннего сотрудничества в условиях продолжающейся трансформации мировой энергетической системы и возрастающей геополитической турбулентности.

Основная часть

В контексте современной архитектуры международных экономико-политических отношений императивную значимость приобретает комплексное исследование многоуровневого энергетического сотрудничества между Россией и Китаем, которое в условиях парадигмальной трансформации глобального энергетического рынка проявляет устойчивую тенденцию к интенсификации и структурной диверсификации [3, с. 279]. Фундаментальной основой данного сотрудничества выступает текущая комплементарность экономических потенциалов обеих стран, при которой Российская Федерация, обладающая существенными резервами углеводородного сырья и развитой производственно-технологической инфраструктурой добывающего сектора, рассматривает КНР в качестве стратегического контрагента, способного предъявлять устойчивый долгосрочный спрос на энергетические ресурсы в условиях высокой волатильности глобальных рынков и эскалации геополитической турбулентности [4]. В контексте текущих преобразований мировой энергетической системы международное сотрудничество выступает одним из ключевых факторов, способствующих укреплению энергетической безопасности стран-партнеров. При этом особое значение приобретает не столько количественное измерение реализуемых проектов, сколько их стратегическое влияние на обеспечение устойчивого энергетического развития государств в условиях глобальных трансформационных процессов и геополитических шоков.

Комплексный анализ энергетического взаимодействия между Россией и Китаем позволил выявить многокомпонентную структуру транспортно-логистических маршрутов в сфере поставок энергоресурсов. Исследование показало, что система транспортировки энергоносителей между двумя государствами характеризуется диверсификацией маршрутов и способов доставки, что свидетельствует о глубокой интеграции энергетических систем обеих стран. В частности, установлено наличие следующих ключевых каналов поставок:

1. Доминирующим элементом инфраструктуры выступает система магистральных трубопроводов. В сегменте нефтетранспортной инфраструктуры ключевым объектом является нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) с ответвлением «Сковородино – Мохэ», характеризующаяся высокой экономической эффективностью и значительной пропускной способностью [5]. Данная система обеспечивает бесперебойную транспортировку углеводородного сырья и является стратегическим элементом энергетической безопасности.

Газотранспортная система представлена магистральным газопроводом «Сила Сибири», введенным в эксплуатацию в 2019 году, который обеспечивает диверсификацию маршрутов поставок и укрепление энергетической безопасности обоих государств. Планируемая модернизация инфраструктуры предполагает наращивание транспортного потенциала системы, что свидетельствует о долгосрочном характере двустороннего сотрудничества в газовой сфере [6].

2. Морская логистическая система играет существенную роль в структуре энергетических поставок и характеризуется высокой степенью технологической оснащенности [7]:

- нефтетранспортная инфраструктура включает мощности терминалов дальневосточных портов, в частности, порт Козьмино, оснащенный современными системами погрузки и контроля качества нефти [8];

- инфраструктура транспортировки СПГ базируется на производственно-логистических комплексах «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ» с использованием Северного морского пути, что обеспечивает оптимизацию логистических маршрутов и сокращение времени доставки [9].

3. Железнодорожная система транспортировки энергоресурсов функционирует через ключевые транспортные узлы [10].

- Забайкальск-Маньчжурия;

- Гродеково-Суйфэньхэ обеспечивая логистическую гибкость и территориальную диверсификацию поставок [11]. Данная инфраструктура характеризуется высокой пропускной способностью и адаптивностью к сезонным колебаниям объемов перевозок.

4. Система автомобильных перевозок энергоресурсов интегрирована в приграничную инфраструктуру Амурской области и Приморского края, выполняя функцию оперативного обеспечения локальных потребностей [12]. Развитая сеть автомобильных дорог и специализированных терминалов позволяет осуществлять доставку энергоресурсов с высокой степенью мобильности [13, с. 12].

5. Система межгосударственных линий электропередач обеспечивает экспорт электроэнергии в северо-восточные регионы Китая, характеризующиеся повышенным уровнем энергопотребления [14, с. 43]. Инфраструктура включает высоковольтные ЛЭП, трансформаторные подстанции и современные системы учета и контроля качества электроэнергии [15].

6. Интегрированная производственно-логистическая инфраструктура энергетических проектов формирует материально-техническую базу стратегического сотрудничества в энергетической сфере. Реализация данных проектов способствует технологическому развитию и укреплению двустороннего сотрудничества в энергетическом секторе [17, 18].

Резюмируя вышеизложенное, следует констатировать, что российско-китайское энергетическое сотрудничество представляет собой комплексную интегрированную систему взаимодействия, характеризующуюся многовекторностью транспортно-логистических решений и совместной реализацией стратегических инвестиционных проектов. Данное сотрудничество играет определяющую роль в обеспечении экономической устойчивости обеих экономик и является ключевым фактором укрепления их энергетической безопасности в контексте трансформации глобального энергетического рынка и геополитических вызовов современности.

В рамках комплексного исследования российско-китайского энергетического взаимодействия представляется целесообразным осуществить количественный анализ динамики поставок энергетических ресурсов в разрезе основных транспортно-логистических модальностей. Агрегированные на Рис.1 статистические индикаторы за период 2010-2024 гг. характеризуют объемные характеристики транспортировки энергоносителей по ключевым инфраструктурным компонентам: магистральным трубопроводным системам, морским коммуникациям, железнодорожным и автомобильным каналам логистики, а также межгосударственным электроэнергетическим сетям.

Изменение количественных характеристик предоставляет возможность отслеживать трансформацию структуры энергетических поставок и выявлять основные направления развития транспортно-логистической сети. Важным методологическим аспектом является способность количественно оценивать влияние новых инфраструктурных объектов на общую динамику энергетического взаимодействия. Отметим, что показатели, относящиеся к 2024 году, на момент сдачи статьи в редакцию имеют прогнозный характер, так как они основаны на экстраполяции имеющихся статистических данных и текущих тенденций с учетом запланированных инфраструктурных инициатив.

Рис.1 – Динамика энергетических поставок из России в Китай по видам транспорта за 2010-2024 гг.

Figure 1 – Dynamics of energy supplies from Russia to China by type of transport in 2010-2024

Источник: авторская разработка на основание данных [19 - 24].

Проведенный квантитативный анализ статистических индикаторов позволяет сформулировать следующие концептуальные заключения:

1. Выявлена устойчивая тенденция к интенсификации совокупного объема энергетических поставок из России в Китай. Исследуемый временной континуум (2010-2024 гг.) характеризуется более чем трехкратным приростом интегрального показателя – с 42,1 до 149,1 млн тонн н.э., что определяет планомерное усиление энергетического сотрудничества.

2. В структурной композиции поставок лидирующую роль играет трубопроводный транспорт, демонстрирующий также максимальную динамику роста. Удельный вес данного сегмента возрос с 30% (12,6 млн. тонн н.э.) в 2010 году до прогнозируемых 48% (71,5 млн. тонн н.э.) к 2024 году, что отражает выход на проектные показатели работы новых стратегических инфраструктурных проектов.

3. Существенная интенсификация морских поставок (с 15,2 до 45,8 млн. тонн) отражает эффективность реализуемой стратегии диверсификации логистических маршрутов и модернизации портовой инфраструктуры дальневосточного региона РФ.

4. Железнодорожная логистика демонстрирует умеренную, но стабильную позитивную динамику (с 13,1 до 26,5 млн. тонн), также доказывая свою роль надежного, но не основного канала поставок энергоресурсов.

5. Экспорт электроэнергии из РФ характеризуется пятикратным приростом (с 0,9 до 4,5 ТВт·ч), что свидетельствует об интенсивном развитии трансграничной электроэнергетической инфраструктуры и межрегионального сотрудничества.

Резюмируя вышеизложенное, статистический анализ свидетельствует о высокой эффективности реализуемой парадигмы полимодальной оптимизации транспортно-логистической архитектуры российско-китайского энергетического взаимодействия. Диверсификация логистических маршрутов и модернизация инфраструктурного потенциала обуславливает формирование устойчивого институционального базиса для долгосрочного энергетического партнерства. Данная тенденция коррелирует с общемировыми трендами трансформации глобальных энергетических рынков (регионализация поставок, развитие низкоуглеродной энергетики, цифровизация логистических цепочек, рост значимости энергетической безопасности) и подтверждает релевантность избранного вектора развития межгосударственной кооперации в энергетической сфере.

В контексте парадигмальных преобразований мировой экономической системы (переход к устойчивому развитию, изменения в глобальных цепочках поставок, усиление региональной интеграции и смещение экономических центров) актуализируется необходимость комплексного исследования эволюционной динамики российско-китайского энергетического сотрудничества. Анализ статистических индикаторов, опубликованныхГлавным таможенным управлением КНР, демонстрирует беспрецедентную интенсификацию двусторонних экономических отношений, проявляющуюся в увеличении агрегированного товарооборота на 117% за период 2019-2023 гг., превысившего 240 млрд. дол.США [25].

Рост ВВП Китайской Народной Республики был на уровне 5,2%, Российской Федерации – 3,6% в 2023 году, что выше показателей некоторых развитых государств. Примечательно существенное расхождение между прогнозами и фактическими данными: ранее предсказывавшееся МВФ сокращение российского ВВП должно было составить 2,3% (по факту наблюдался рост на 3,6%) [26].

Структурно-функциональный анализ энергетического взаимодействия позволяет определить следующие тренды:

1. В сегменте нефтяного экспорта наблюдается постоянное увеличение доли российских поставок в структуре китайского импорта с 13,8% (2016 г.) до 20% (первое полугодие 2023 г.), что свидетельствует о значительной реконфигурации рынка энергоносителей КНР.

2. Газовая составляющая демонстрирует резкий рост объемных показателей, достигнув исторического максимума в 2023 году, что может отражать эффективность реализуемой стратегии диверсификации маршрутов поставок.

3. В сфере атомной энергетики реализуется целый портфель масштабных инвестиционных проектов, включающих строительство энергетических блоков ВВЭР-1200 на объектах «Тяньвань» и «Сюйдапу», что катализирует технологическую конвергенцию.

Особой оценки заслуживает процесс модификации финансовой архитектоники двустороннего взаимодействия. Анализ эмпирических данных Государственного валютного управления КНР констатирует устойчивую тенденцию к дедолларизации транзакционных операций, сопровождающуюся увеличением удельного веса национальных валют в структуре международных финансовых потоков [27].

В парадигме развития транспортно-логистической инфраструктуры следует отметить стратегическую значимость Северного морского пути, использование которого обеспечивает снижение временных затрат на транспортировку на 14-22 дня в сравнении с традиционными логистическими маршрутами, что существенно увеличивает экономическую эффективность и перспективы дальнейшего сотрудничества.

Таким образом, сравнительный анализ свидетельствует о формировании инновационной модели российско-китайского энергетического партнерства, характеризующейся высокой степенью диверсификации векторов взаимодействия, углублением технологической конвергенции и созданием альтернативных механизмов финансового взаимодействия. Выявленные тенденции позволяют ожидать дальнейшую интенсификацию двустороннего сотрудничества в контексте структурной трансформации глобальной энергетической системы.

В условиях трансформации мировой экономической системы и энергетического ландшафта, российско-китайское стратегическое партнерство демонстрирует устойчивую тенденцию к углублению взаимодействия, что подтверждается данными Российского союза промышленников и предпринимателей о росте товарооборота между странами на 36% в период с 2023 по 2024 год [28]. Согласно исследованиям Международного энергетического агентства, глобальный энергетический переход и декарбонизация мировой экономики создают дополнительные стимулы для развития двустороннего сотрудничества в области возобновляемых источников энергии и технологий энергосбережения, при этом объем инвестиций в совместные проекты в данной сфере достиг 15 млрд. долларов США к началу 2024 года [29]. Существенное влияние на динамику партнерских отношений оказывает также геополитическая напряженность и трансформация глобальных цепочек поставок, что привело к усилению энергетического диалога между Россией и Китаем, результатом которого стало увеличение поставок российских энергоресурсов на китайский рынок на 42% в натуральном выражении по сравнению с предыдущим периодом [30].

Анализ данных CNPC Economics & Technology Research Institute свидетельствует о том, что растущий спрос на энергоресурсы в Китае, который, по прогнозам, увеличится на 25% к 2030 году, создает благоприятные условия для расширения российского экспорта углеводородов и развития инфраструктурных проектов [31]. Институт энергетических исследований РАН в своем отчете подчеркивает, что диверсификация маршрутов поставок энергоресурсов и развитие новых транспортных коридоров между Россией и Китаем способствует укреплению энергетической безопасности обеих стран, причем совокупный объем инвестиций в транспортную инфраструктуру превысил 28 млрд. долларов США [32]. Согласно данным McKinsey & Company, технологическое сотрудничество между странами в энергетическом секторе демонстрирует положительную динамику, что выражается в увеличении количества совместных научно-исследовательских проектов на 65% за последние два года, при этом особое внимание уделяется развитию технологий в области сжиженного природного газа и водородной энергетики [33].

Азиатский банк развития отмечает, что углубление российско-китайского энергетического партнерства происходит на фоне масштабной трансформации азиатского энергетического рынка, где наблюдается устойчивый рост спроса на экологически чистые источники энергии и технологии энергоэффективности [34]. Статистические данные Группы Всемирного банка указывают на то, что совместные российско-китайские инвестиции в проекты «зеленой» энергетики выросли на 85% за последний год, что среди прочего отражает стремление обеих стран к достижению целей устойчивого развития и снижению углеродного следа национальных экономик [35]. При этом, согласно прогнозам Московской школы управления СКОЛКОВО, потенциал дальнейшего расширения энергетического сотрудничества между Россией и Китаем оценивается как высокий, особенно в контексте развития технологий накопления энергии и создания интеллектуальных энергетических систем [36].

На рисунке 2 представлена причинно-следственная диаграмма Исикавы, отражающая систему факторов, детерминирующих развитие энергетических отношений между Россией и Китаем в условиях глобальных изменений. Применение данного аналитического инструмента позволило осуществить структурированную декомпозицию ключевых детерминант и выявить существенные взаимосвязи между различными аспектами двустороннего энергетического сотрудничества. Полученные результаты создают методологическую основу для разработки стратегических решений в области оптимизации энергетического взаимодействия между государствами.

Усиление энергетического сотрудничества между РФ и КНР

Рис.2 – Анализ факторов, определяющих влияние глобальных тенденций на энергетические отношения России и Китая (модель Исикавы)

Figure 2 – Analysis of the factors determining the impact of global trends on energy relations between Russia and China (Ishikawa model) Source: author's development.

Bсточник: авторская разработка.

Проведенный с применением диаграммы Исикавы многофакторный анализ (Рисунок 2) позволил осуществить декомпозицию факторов, определяющих характер и динамику российско-китайского энергетического сотрудничества в условиях глобальных трансформационных процессов. Результаты анализа свидетельствуют о необходимости системного учета взаимообусловленных факторов влияния, среди которых особую значимость приобретают экологическая модернизация энергетического сектора, развитие инфраструктурного потенциала и адаптация механизмов взаимодействия к турбулентности международной конъюнктуры. Имплементация полученных результатов создает методологическую основу для совершенствования стратегического планирования в области двустороннего энергетического партнерства и оптимизации механизмов принятия управленческих решений с учетом многоаспектного характера выявленных причинно-следственных связей.

Таким образом, глобальные экономические и энергетические тенденции оказывают комплексное влияние на развитие российско-китайского партнерства, создавая как новые возможности, так и определенные вызовы для обеих стран. Среди ключевых вызовов можно выделить нестабильность мировых энергетических рынков, усиление конкуренции со стороны других поставщиков энергоресурсов, а также риски, связанные с геополитической напряженностью и санкционным давлением со стороны стран Запада. Кроме того, переход к «зеленой» энергетике и необходимость адаптации к новым экологическим стандартам могут потребовать значительных усилий и инвестиций, что также создает дополнительные вызовы для двустороннего сотрудничества, однако они также могут стать фактором увеличения взаимной выгоды. Данные статистического ежегодника Национального бюро статистики Китая подтверждают, что объем взаимной торговли энергоресурсами между странами достиг исторического максимума в 2024 году, составив более 100 млрд долл. США. Российское энергетическое агентство прогнозирует дальнейшее укрепление двустороннего сотрудничества в энергетической сфере, особенно в контексте реализации совместных проектов по развитию возобновляемых источников энергии и модернизации энергетической инфраструктуры.

Заключение

Было предпринято исследование аспектов российско-китайского энергетического взаимодействия, в результате которого удалось выявить и сформулировать следующие концептуальные положения:

1. Установлено, что российско-китайское энергетическое сотрудничество демонстрирует устойчивую позитивную динамику, что подтверждается более чем трехкратным увеличением совокупного объема энергетических поставок за период 2010-2024 гг. в натуральном выражении (с 42,1 до 149,1 млн тонн н.э.).

2. Выявлена эффективность реализуемой стратегии диверсификации транспортно-логистической инфраструктуры, где доминирующую роль играет трубопроводный транспорт (48% от общего объема поставок к 2024 году), при существенном развитии морских, железнодорожных и электроэнергетических каналов поставок.

3. Определено, что глобальные трансформационные процессы, включая энергетический переход и геополитическую турбулентность, создают дополнительные стимулы для углубления двустороннего сотрудничества, особенно в сфере возобновляемой энергетики и энергоэффективных технологий.

4. На основе причинно-следственного анализа установлены ключевые факторы, определяющие развитие энергетического сотрудничества: инфраструктурное развитие и адаптация к изменяющимся международным условиям.

Полученные результаты создают базу для совершенствования механизмов стратегического планирования в области двустороннего энергетического сотрудничества и могут быть использованы при разработке долгосрочных программ развития энергетического взаимодействия между Россией и Китаем. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предложений и выводов, сформулированных в работе, профильными министерствами и ведомствами при разработке стратегических документов в области энергетического сотрудничества. Также результаты могут быть полезны крупным энергетическим компаниям при планировании инвестиционных проектов и оптимизации логистических маршрутов. Кроме того, полученные выводы способны стать теоретической и методологической основой для дальнейших научных исследований в области международного энергетического сотрудничества и глобальных энергетических трансформаций, что способствует углублению научного дискурса в контексте российско-китайских отношений в энергетической сфере.


Источники:

1. Сюй Х., Лю Ц. Направления энергетического сотрудничества России и Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь» // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 9-1. – c. 199-208. – doi: 10.34670/AR.2023.61.82.018.
2. Гавритухин А.В., Иванова Н.И. Особенности развития российско-китайских внешнеторговых отношений в 2019–2023 гг // Экономические отношения. – 2023. – № 4. – c. 819-830. – doi: 10.18334/eo.13.4.119250.
3. Кондратьев Д.А. Современное состояние топливно-энергетического сотрудничества России и Китая // Постсоветские исследования. – 2022. – № 3. – c. 278-292.
4. Иванов А.В., Петров Е.П., Сидоров С.Н. Топливно-энергетический комплекс России – 2024. / Статистический сборник. - Москва: ЦДУ ТЭК, 2024. – 425 c.
5. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р. Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/39847/ (дата обращения: 12.01.2025).
6. ПАО «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprom.ru/projects/power-of-siberia/ (дата обращения: 12.01.2025).
7. О развитии портовой инфраструктуры Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/137254/ (дата обращения: 12.01.2025).
8. Транснефть – Порт Козьмино. [Электронный ресурс]. URL: https://kozmino.transneft.ru/ (дата обращения: 12.01.2025).
9. Портал нефть и газ. [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/tech-library/lng-spg/142330-yamal-spg-proekt/ (дата обращения: 12.01.2025).
10. Об утверждении Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2019 г. № 466-р. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320741/ (дата обращения: 12.01.2025).
11. Забайкальская железная дорога. Ржд. [Электронный ресурс]. URL: https://zabzd.rzd.ru/ (дата обращения: 12.01.2025).
12. О развитии транспортной инфраструктуры Дальнего Востока. Министерство транспорта РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/activities/215/217/25/28 (дата обращения: 12.01.2025).
13. Прокофьева Т.А. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в азиатской части России–стратегическое направление реализации транзитного потенциала // Вестник транспорта. – 2011. – № 3. – c. 11-19.
14. Великороссов В.В., Захаров А.К., Генкин Е.В., Озеров С.Л., Дун Ч. О развитии энергетического комплекса Дальнего востока (на примере ПАО «Русгидро») // Индустриальная экономика. – 2023. – № 3. – c. 39-46. – doi: 10.47576/2949-1886_2023_3_39.
15. Системный оператор Единой энергетической системы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.so-ups.ru/ (дата обращения: 12.01.2025).
16. О сотрудничестве в сфере поставок российского природного газа в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту. ПАО «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprom.ru/projects/power-of-siberia/ (дата обращения: 12.01.2025).
17. О сотрудничестве в сфере поставок российского природного газа в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту. ПАО «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprom.ru/projects/power-of-siberia/ (дата обращения: 12.01.2025).
18. Документы о сотрудничестве России и Китая. Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/maps/cn/ (дата обращения: 12.01.2025).
19. Таможенная статистика внешней торговли. Федеральная таможенная служба России. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 12.01.2025).
20. Транспортировка. ПАО «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprom.ru/about/production/transportation/ (дата обращения: 12.01.2025).
21. Годовой отчет ПАО «Транснефть» за 2023 год. ПАО «Транснефть». [Электронный ресурс]. URL: https://транснефть.рф/investors/for-investor/ir-releases/opublikovan-godovoy-otchet-za-2023-god/ (дата обращения: 12.01.2025).
22. Отчет о функционировании ЕЭС России. Системный оператор Единой энергетической системы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.so-ups.ru/functioning/tech-disc/tech-disc-ups/ (дата обращения: 12.01.2025).
23. Statistical Review of World Energy. Bp.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html (дата обращения: 12.01.2025).
24. Data and Statistics. International Energy Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/data-and-statistics (дата обращения: 12.01.2025).
25. Материалы VI Российско-Китайского энергетического бизнес-форума 2024. ПАО «НК «Роснефть». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/attach/0/20/RCEBF_presentation_2024.pdf (дата обращения: 12.01.2025).
26. Перспективы развития мировой экономики: преодоление растущего расхождения в темпах восстановления экономики. Международный валютный фонд. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2023/10/10/world-economic-outlook-october-2023 (дата обращения: 12.01.2025).
27. Статистический бюллетень платежного баланса Китая 2023 [中国国际收支统计季报]. Safe. [Электронный ресурс]. URL: https://www.safe.gov.cn/safe/2023/statistics/index.html (дата обращения: 12.01.2025).
28. Российско-китайское энергетическое сотрудничество: анализ и перспективы. Рспп. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/activity/analytics/ (дата обращения: 12.01.2025).
29. World Energy Outlook 2024. Iea.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2024 (дата обращения: 12.01.2025).
30. Прогноз развития энергетики Китая 2024-2025. Государственное управление по делам энергетики КНР. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.china-embassy.gov.cn/rus/zgzt/jj/ (дата обращения: 12.01.2025).
31. Statistical Review of World Energy 2023. Energy Institute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.energyinst.org/statistical-review (дата обращения: 12.01.2025).
32. Прогноз развития энергетики мира и России до 2050 года. Институт энергетических исследований РАН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eriras.ru/data/994/rus (дата обращения: 12.01.2025).
33. Global Energy Perspective2024. McKinsey &Company. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/oil-and-gas/our-insights (дата обращения: 12.01.2025).
34. Asian Economic Integration Report 2024. Asian Development Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.adb.org/publications/asian-economic-integration-report-2024 (дата обращения: 12.01.2025).
35. Энергетический бюллетень: информационно-аналитический обзор. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/publications/topics/topic/2322 (дата обращения: 12.01.2025).
36. Прогноз развития энергетики России и мира: совместный доклад. Московская школа управления СКОЛКОВО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.skolkovo.ru/centres/senec/senec-research-forecast/ (дата обращения: 12.01.2025).

Страница обновлена: 13.03.2025 в 20:23:45