Развитие международного технологического обмена между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой
Костин К.Б.1, Костина П.Г.1, Фридман А.Р.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 39 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Цитировать:
Костин К.Б., Костина П.Г., Фридман А.Р. Развитие международного технологического обмена между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Экономические отношения. – 2023. – Том 13. – № 2. – С. 333-354. – doi: 10.18334/eo.13.2.117834.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53965820
Цитирований: 3 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье рассматривается текущий уровень функционирования технологического обмена России и Китая. Проведен анализ основных направлений технологического трансфера между двумя странами, а также представлена авторская оценка перспектив сотрудничества в этой сфере. Результаты исследования показывают, что на данный момент уровень технологического трансфера между Россией и Китаем довольно высок, однако, все еще есть ряд проблем, которые могут ограничивать его развитие. Определены ключевые секторы экономики, в которых возможно сотрудничество двух стран, и исследован ряд конкретных проектов, которые уже реализуются. В заключении сделаны соответствующие выводы о перспективах сотрудничества между Китаем и Россией в сфере технологического обмена и предложен ряд мер для дальнейшего развития этого сотрудничества.
Ключевые слова: международный обмен технологиями, трансфер технологий, цифровые технологии, сотрудничество, инновационное развитие, импорт, экспорт
JEL-классификация: F13, F15, O31, O33
Введение
На протяжении продолжительного периода времени Российская Федерация и Китай ведут плодотворное сотрудничество в таких отраслях, как энергетика, лесопромышленность, машиностроение и инфраструктура. Это сотрудничество проявлялось в значительных инвестиционных проектах, в которых активно участвовал китайский капитал на территории России. Тем не менее, в последние годы мы можем наблюдать новый тренд в развитии отношений между Россией и Китаем, а именно увеличение интереса к технологическому обмену. Доля инвестиций в сырьевой сектор постепенно уменьшается, в то время как интерес к инновациям и техническому сотрудничеству возрастает.
На сегодняшний день Россия и Китай входят в число ведущих стран Азии в сфере технологического развития. Безусловно, первенство в этой паре принадлежит Китаю [10, с.656-669], но и у России есть ряд инновационных технологий, а также возможности и стремление к их развитию; и некоторые из этих технологий необходимы Китаю. В контексте «разворота на Восток», характеризующего российскую политику в постсанкционные годы, и заинтересованности Китая и его институтов в установлении евразийского партнерства, сотрудничество в сфере высоких технологий и цифровизации видится одним из самых успешных направлений развития экономик обеих стран.
В условиях санкций против России, введенных после начала Специальной военной операции в Украине (далее – СВО), Россия уже перевела значительную часть своего экспорта в Китай: товарооборот между двумя странами увеличился на треть в 2022 году до 190 миллиардов долларов (Рисунок 1). В то же время рост российского экспорта в Китай опережает рост импорта, и составляя 44 процента по сравнению с 14 процентами [29].
Рисунок 1. Объем торговли товарами России и Китая в млрд. долл. США
(Составлено авторами на основе [24]).
Figure 1. The volume of trade in goods between Russia and China in billions of US dollars (compiled by authors based on [24]).
Важно отметить, что в 2022 году Китай также стал крупнейшим в России поставщиком полупроводников и электроники, а также электрических машин и оборудования (13,33 млрд. долл. США) [28].
Таким образом, в условиях растущего экономического партнерства представляется актуальным проанализировать перспективы сотрудничества двух стран в технологическом обмене.
Технологический трансфер в России и КНР описан в трудах таких отечественных и зарубежных исследователей, как С.А. Иванов [2, с.6-23], К.Б. Костин [3, с.729-744], Е.С. Соколова [5, с.13-22], Ютао Сан [11, с.215-225].
Технологический обмен в области высокотехнологичной промышленности исследовался в работах С.С. Красных [4, с.130-137], Д.Чжан [8, с.1587-1600], Т.В. Шутовой [9, с.57-67].
Научная новизна работы состоит в том, что в ходе исследования были предложены авторские рекомендаций по поступательному развитию технологического обмена России и Китая.
Цель работы заключается в разработке рекомендаций, направленных на дальнейшее развитие технологического обмена между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
При написании работы применяются такие методы научного исследования как обобщение, сравнение, систематизация, анализ, синтез, индукция и дедукция.
Объектом исследования является технологический трансфер России и Китая.
Предметом исследования является текущей уровень функционирования технологического трансфера между Россией и Китаем, а также выявление основных направлений и перспектив сотрудничества в данной сфере.
Авторы стремятся ответить на вопрос, является ли сотрудничество России и Китая в сфере технологического обмена взаимовыгодным и перспективным, рассмотрев современное состояние трансфера технологий обеих стран.
Трансфер технологий в России: современное состояние
В настоящее время одним из ключевых направлений обеспечения экономического роста в России является развитие отечественного высокотехнологичного производства. Для достижения этой цели необходимо создание эффективных и конкурентоспособных товаров на мировых рынках, а также активное продвижение их на глобальный рынок инноваций.
В настоящее время в России широко используются зарубежные технологии, что в свою очередь ведет к зависимости страны от технологически развитых государств. Позиция России, как «догоняющей» страны отражает отставание в высокотехнологичной сфере [5, с.14].
Отставание в развитии технологий в отечественной экономике объясняется тем, что процесс создания собственных технологий не всегда является наиболее выгодным вариантом по сравнению с импортом технологий, даже если имеются достаточные ресурсы (включая человеческие, экономические и другие) и внушительная сырьевая база необходимая для развития и модернизации российского технологического трансфера. Зависимое положение России от импорта зарубежных технологий особенно остро ощущается после введения санкций со стороны недружественных стран после 24 февраля 2022 года, что особенно отразилось на такой базовой отрасли, как топливно-энергетический комплекс (запрет на импорт технологий и оборудования для переработки нефти и т. п.).
По данным на начало 2022 года, можно заметить, что хотя экспорт высокотехнологичной продукции российских компаний демонстрирует положительную динамику, Россия все еще значительно отстает от лидеров мирового рынка. Например, в 2022 году Китай экспортировал высокотехнологичную продукцию на сумму 932,4 млрд.$, что делает его крупнейшим игроком на рынке, а Германия и США занимают соответственно второе и третье места, экспортируя высокотехнологичную продукцию на суммы 210,1 млрд.$ и 312,5 млрд.$ соответственно. В свою очередь, Россия в 2022 году экспортировала высокотехнологичную продукцию всего лишь на 9,69 млрд.$ [40].
Обратимся к статистике. Одной из характерных особенностей участия России в международной торговле высокотехнологичной продукцией является отрицательное сальдо платежей (Таблица 1). Это свидетельствует о том, что Россия сильно зависит от импорта технологий и может столкнуться с угрозой экономической безопасности.
Таблица 1 – Экспорт и импорт Российской Федерации высокотехнологической продукции, млн долларов США. (Составлено авторами на основе источников [22,27]).
Table 1. – Export and import of the Russian Federation of high-tech products, mln. USD. (Compiled by authors based on [22,27]).
|
Экспорт
|
Импорт
| ||||
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Высокотехнологичная продукция – всего
|
10756,54
|
6524,88
|
10553,18
|
183499
|
174301
|
222680
|
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года, %
|
106,8
|
116,1
|
161,74
|
101,8
|
95,0
|
127,76
|
Доля высокотехнологичной продукции в общем объеме, %
|
17,6
|
25,7
|
24
|
75,0
|
75,2
|
76
|
Рисунок 2. Структура экспорта российских высокотехнологичных товаров на мировой рынок за 2021 год. (Составлено авторами на основе источника [14, 23]).
Figure 2. The structure of exports of Russian high-tech goods to the world market in 2021. (Compiled by authors based on [14, 23]).
Значительная часть товаров, экспортируемых из России, относятся к неклассифицированным товарам, таким как атомные и ядерные технологии, оружие, химическая продукция и другие [4, с.133]. Также в структуре экспорта большую долю занимают механическое оборудование, машины и транспортное оборудование, оптика и медицинская техника.
Согласно данным Росстата [19] о технологическом экспорте и импорте России за 2020 год, как и в предыдущие годы, наибольшую долю занимают инжиниринговые услуги. В данную категорию входят инженерно-консультационные услуги, связанные с проектированием, конструкторской разработкой и эксплуатацией оборудования, материалов, приборов, сооружений, процессов и систем. В основном, основным экспортируемым товаром в сфере технологий являются неохраноспособные объекты, то есть те, которые не попадают под защиту закона. Еще одной категорией, в которой экспорт превышает импорт, являются научные исследования и разработки.
В свою очередь в структуре импорта большую долю занимают патентные лицензии, ноу-хау и товарные знаки.
Как приоритетные задачи по эффективному развитию трансфера технологий в России исследователи К.Б. Костин и Е.А. Хомченко [3, с.739]. выделяют:
- необходимость формирования эффективного механизма передачи знаний и результатов исследований между учебными заведениями, государством и бизнесом на взаимовыгодных условиях;
- необходимость модернизации законодательной базы, где главный акцент будет сделан на защите прав интеллектуальной собственности;
- необходимость увеличения числа научных и образовательных центров, а также дополнительные инвестиции в центр «Сколково», поддержка стартапов и фирм, занимающихся инновациями;
- необходимость улучшения инфраструктуры в сфере телекоммуникаций с внешним миром и внутри страны и т. д.
Так, при оптимальном реформировании области технологий и адаптации положительного опыта развития трансфера технологий зарубежных стран, Россия имеет потенциал, чтобы стать страной, оказывающего влияние на технологическое развитие мирового научного сообщества. Однако в настоящее время санкционная политика Евросоюза, США и ряда других стран вынуждает Россию сместить фокус на сотрудничество со странами Азии, и, в первую очередь, с Китаем.
Трансфер технологий в Китае: современное состояние
В настоящее время одной из ведущих стран-лидеров в технологической сфере выступает Китайская Народная Республика. На сегодняшний день страна активно инвестирует в новые технологии, развивает венчурный сектор, выстраивает инновационную экосистему. В 2022 году в развитие НИОКР в Китае было вложено 3,09 трлн. юаней, что почти в 4 раза больше, чем 10 лет назад [18]. C 2010 года Китай является лидером по количеству заявок на регистрацию патентов, большая часть которых исходит от предприятий [2, с.7].
Большое значение имеют государственные проекты по технологическому развитию страны. Так, принятая в 2015 году программа «Сделано в Китае – 2025» [13] включает в себя, кроме прочего, развитие передовых производственных технологий. Для достижения этой цели предполагается интенсификация работы в области НИОКР, искусственного интеллекта, создания телекоммуникационных сетей пятого поколения, производство роботов. Другим примером государственного стимулирования технологического развития является план «Интернет+», принятый в 2016 году. План нацелен на развитие умной промышленности, разработку и диффузию цифровых технологий в ключевых отраслях КНР. Важное значение для этого проекта имеет развитие искусственного интеллекта, Big Data, блокчейн и т.д.
Немаловажным инструментом, который применяется в Китае для стимулирования технологического развития и трансфера технологий выступают так называемые «мегапрограммы».
Механизм мегапрограмм был протестирован в ходе реализации Среднесрочного и Долгосрочного плана развития науки и технологий за период с 2006 по 2020 годы. Так, в 2006 году были запущены 4 научных и 16 инженерных пилотных программ, которые позднее были дополнены еще двумя научными программами. Все программы были ориентированы на ключевые технологии и рыночные продукты, которые были признаны правительством и партией стратегически важными в указанный период, включая нанотехнологии, электронику, квантовые технологии и другие [16].
По всей видимости, тестирование было успешным, поскольку в 2016 году в рамках 13-ой пятилетки было принято решение о разработке нового поколения мегапрограмм (Таблица 2) до 2030 года в области электроники, транспортных систем, энергетики, электроники и других отраслях [16].
Эффективность данного инструмента отдельные исследователи, такие как Н. Андреева [19], характеризуют следующим образом: первоочередные цели мегапрограмм направлены не только на фундаментальную науку, но также на прикладные разработки, необходимые для успешной реализации технологий в промышленности и экономике в целом. Кроме того, количество инженерных задач и разработок значительно превышает количество фундаментальных задач.
Кроме того, необходимо учитывать, что как минимум отдельные научные и инженерные мегапрограммы тесно взаимосвязаны. Например, развитие квантовых технологий неразрывно связано с микроэлектроникой, а исследования в области репродуктивной биологии и стволовых клеток непосредственно влияют на развитие технологий в области здравоохранения [16].
Наконец, мегапрограммы представляют собой важный шаг в изменении научно-технологической стратегии страны: от узкоспециализированных инноваций, ориентированных на решение определенных промышленных задач (подход, заложенный в политике модернизации Дэн Сяопина), к формированию цепочки «наука — инновации — промышленность» [11, с.219].
Таблица 2. Категории/годы мегапрограмм в Китае. (Составлено авторами на основе источников [13,16]).
Table 2. Categories/years of megaprograms in China. (Compiled by authors based on [13,16]).
Категория /
годы |
2006–2020
|
2016–2030
|
Научные
|
·
Белки; белковая инженерия
· Квантовые технологии; · Нанотехнологии; · Биология развития и репродуктивная биология; · Стволовые клетки; · Изменение климата. |
·
Авиадвигатели и газовые турбины;
· Глубоководные исследования; · Квантовые коммуникации и вычисления; · Нейронауки, исследование мозга; · Национальная кибербезопасность; · Исследования глубокого космоса, орбитальные системы и станции. |
Инженерные
|
·
Микроэлектронная компонентная база, дизайн чипов, базовое ПО;
· Производство сверхбольших интегральных схем; · Новое поколение беспроводных мобильных коммуникаций; · Базовые производственные технологии и цифровое промышленное оборудование; · Крупномасштабная геологоразведка (нефть, газ); · Ядерные реакторы большой мощности; · Технологии работы с загрязненной водой (контроль, очистка и пр.) · Генномодифицированные организмы; · Новые фармацевтические препараты; · Контроль и лечение ВИЧ инфекции, гепатита и пр.; · Самолетостроение (сверхбольшие лайнеры); · Спутниковые системы для высококачественной геосъемки; · Пилотируемый полет на Луну; исследование Луны. |
·
Инновационная семенная промышленность;
· «Зеленые» угольные технологии; · Умные сети; · Коммуникационные сети «Космос-Земля»; · Большие данные; · «Умные» производственные системы, робототехника; · Новые материалы и их применение; · Улучшение экологической обстановки и окружающей среды в Пекине, Тяньцине и Хэбэе; · Здравоохранение и «медицинская безопасность»; · Новые технологии для искусственного интеллекта. |
Китай уже начал отбирать статус лидера у США по многим направлениям: от некоторых видов робототехники до систем хранения энергии и полупроводниковой продукции. Однако гораздо более значимым является тот факт, что в ближайшей перспективе Китай может обогнать США в области отдельных передовых технологий, таких как искусственный интеллект.
Согласно данным на 2022 год, Китай продолжает занимать лидирующую позицию среди мировых экспортеров высокотехнологичных товаров (Рисунок 3).
Рисунок 3. Страны-лидеры по экспорту высокотехнологичных товаров (млрд. долларов США). (Составлено авторами на основе источников [25,40,45].
Figure 3. Leading countries in the export of high-tech goods (billion US dollars). (Compiled by authors based on [25,40,45]).
В 2022 году КНР продемонстрировала значительные результаты в экспорте высокотехнологичной продукции, в частности Китай по-прежнему лидирует в экспорте смартфонов (114,8 млрд. долл. США), машин обработки данных и сопутствующего электронного оборудования (125,3 млрд. долл. США), интегральных микросхем (58,9 млрд. долл. США). Еще одна важная категория – солнечные батареи (36,9 млрд. долл. США), что свидетельствует об успехах Китая в области развития возобновляемых источников энергии [41].
Роль КНР в системе международного трансфера технологий уникальна, так как Китай занимает двойственную позицию. Страна является как получателем, так и поставщиком технологий.
Важно упомянуть, что в 2020 году Китай официально объявил о своей стратегической цели достижения национальной самодостаточности в сфере науки и технологий. Несомненно, это была частично вынужденная мера в ответ на торговые и технологические ограничения, однако основная цель 14-го пятилетнего плана заключается в увеличении автономности Китая во всех сферах, включая увеличение внутреннего спроса, создание собственной системы дистрибуции и поддержку китайских производителей.
Согласно заявлениям Си Цзиньпиня, Китай не собирается полностью отказываться от международного научно-технологического сотрудничества в ряде областей, включая борьбу с эпидемиями, защиту общественного здоровья, борьбу с изменением климата и т. д., на протяжении четырнадцатой пятилетки [42].
Представляется, что Китай будет внимательно отбирать новых «научных друзей» — и Россия имеет потенциал, чтобы стать ведущим партнером по технологическому трансферу [16].
Трансфер технологий между Россией и Китаем с учетом современных реалий
Сотрудничество между Россией и Китаем в области науки и технологий имеет широкий спектр направлений и представляет собой одно из наиболее актуальных и динамично развивающихся партнерств.
Существует значительный взаимный интерес в ряде областей, включая, но не ограничиваясь: системы обработки баз данных, цифровые технологии, фармацевтику, исследования космоса, транспортные системы на основе искусственного интеллекта, биотехнологии, новые материалы и источники энергии, в том числе экологичные и энергосберегающие [7].
Стимулированию развития технологического трансфера между Россией и КНР способствуют действующие государственные программы– уже упомянутая китайская программа «Made in China 2025» [13] и российская «Национальная технологическая инициатива 2035» [12]. По результатам дипломатических переговоров между Владимиром Путиным и Си Цзиньпином в июне, 2020–2021 гг. были официально определены годами перекрестного российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества. Уже в 2023 году, 20-22 марта прошла московская встреча президента Российской Федерации В. В. Путина и председателя КНР Си Цзиньпина [29]. Главы двух государств провели переговоры и обменялись мнением о развитии китайско-российского всестороннего стратегического партнерства в новую эпоху и важных вопросах двустороннего практического сотрудничества. Россия и Китай договорились об осуществлении экономического сотрудничества, в том числе и в сфере технологического обмена. Во-первых, было решено неуклонно способствовать качественному развитию двустороннего инвестиционного сотрудничества, углублять сотрудничество в области цифровой экономики и зеленого устойчивого развития, взаимно повышать уровень содействия инвестициям. Во-вторых, продолжать обмен опытом по инновациям и модернизации в платежной сфере. В-третьих, укреплять сотрудничество в области энергетических технологий, оборудования и других областях, совместно поддерживать энергетическую безопасность двух стран. В-четвертых, способствовать обмену и качественному сотрудничеству в области технологий и инноваций, а также обеспечить высокий уровень развития технологий между двумя странами. В-пятых, продолжать углублять сотрудничество в сфере образования, науки и техники, здравоохранения и других областях. Особый акцент был сделан на углублении потенциала местного и приграничного сотрудничества между двумя странами, повышении эффективности и развитии взаимовыгодного сотрудничества в регионе «Северо-Восток-Дальний Восток» между Китаем и Россией [20].
Таким образом, даже в условиях западных санкций против России и продолжения СВО, технологическое сотрудничество Китая и России не прерывается и лишь продолжает расширяться.
Результатом такого курса России и Китая стало повышение двухстороннего сотрудничества в области образования. Так, более 720 университетов с обеих сторон поддерживают и развивают партнерские отношения [6, с.166]. Необходимо отметить, что аналогичная положительная тенденция наблюдается и в области партнерства по развитию науки: сегодня существует не менее семи крупных совместных научных проектов. При этом следует отметить, что данное партнерство между двумя странами исторически было хорошо развито.
На данном этапе можно утверждать о продуктивном осуществлении некоторых совместных технологических проектов России и Китая, таких как разработка ширококорпусных дальнемагистральных пассажирских лайнеров в рамках совместного предприятия CRAIC и сотрудничество между компаниями «Вертолеты России» и «Avicopter» по созданию AC332 AHL - тяжелого вертолета [21]. Также российская компания ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» и китайская компания «Comaс» с 2014 года ведут совместную работу над разработкой среднемагистральных пассажирских самолетов [5, с.18].
Развивается технологическое сотрудничество в атомной энергетике: АО «Атомстройэксперт» (компания инжинирингового дивизиона «Росатом») совместно с корпорацией China National Nuclear Corporation занимаются совместной проектировкой и строительством 3-го и 4-го энергоблока АЭС «Сюдайпу» [26]. Ввод блоков в коммерческую эксплуатацию намечен на 2027–2028 гг. В Китае высоко ценятся российские специалисты в области атомной энергетики и российские технологии в сфере безопасности АЭС. Так, «Росатом» совместно с Китайской корпорацией ядерной промышленности (CNNC) успешно ввели в эксплуатацию первые энергоблоки Тяньваньской АЭС еще в 2006 году. В настоящее между компаниями заключен контракт на проектировку и строительство 7-го и 8-го энергоблоков [38].
Также успешно реализуются проекты по технологическому обмену в сфере информационных технологий: с 2010 активно ведется совместная разработка новых алгоритмов кибербезопасности и программного обеспечения российской компанией Kaspersky Lab и китайской компанией Tencent [36].
Также Китай и Россия проводят совместные исследования в области искусственного интеллекта, включая разработку новых алгоритмов машинного обучения, нейронных сетей и робототехники.
В 2019 году, ПАО МТС и Huawei провели запуск пилотных сетей связи 5-G в Москве и Кронштадте. В столице пилотная сеть пятого поколения использовалась для тестирования технологии «Умного города», внедрения технологии «интернета вещей», а также модернизации сети «Long-term evolution» на инфраструктуре МТС [15]. Технологическое сотрудничество данных компаний не прерывается и в условиях санкций 2022–2023 года. В то время как телекоммуникационный гигант Huawei закрыл свое корпоративное подразделение в России, компания продолжила поддержку центров исследований и разработок в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске, в том числе Научно-исследовательского института Huawei, который на протяжении всего 2022 года нанимал новых исследователей [15].
Стоит также отметить, что Китай в период до 2022 года был одним из важнейших рынков для поставок российского оружия. Китай ежегодно приобретал российское оружие на сумму от 1,8 до 2 млрд долларов [1, с.3], [31]. В последние годы были осуществлены значительные закупки ЗРК С-400 [39].
В настоящее время данные о сотрудничестве Китая и России в сфере военной промышленности отсутствуют по причине санкций, введенных со стороны ряда стран после начала СВО на территории Украины, в отношении импорта в Россию продукции военного и двойного назначения (дроны, оптика и т. п.), а также ряда санкций в отношении оборонного сектора России [35]. Представляется, что Китай опасается, введения экономических санкций со стороны США и Евросоюза за продолжение сотрудничества с Россией в данной сфере.
Существует ряд совместных технологический проектов России и Китая в сфере оборонного производства. Например, сотрудничество российской компания «Рособоронэкспорт» и китайской компании «China North Industries Corporation» (NORINCO) в разработке совместных проектов в области производства боевой техники, включая танки, бронемашины и другие военные машины [33].
По состоянию на 2023 год актуальная информация о сотрудничестве Китая и России в оборонном производстве отсутствует по причине политической напряженности и введения санкций против российского оборонно-промышленного комплекса.
Отдельные исследователи, такие как Т.В. Шутова и Т.Е. Старцева [9, с.59], полагают, что наиболее перспективными векторами экономического взаимодействия в высокотехнологичной сфере России и Китая являются: атомная энергетика, аэрокосмическая промышленность, оборонная промышленность, развитие научно-технологической кооперации, IT, а также создание предприятий, по производству высокотехнологичных товаров в сфере электротехники и автомобилестроения.
По мнению исследователя Д. Чжан, главными формами такого взаимодействия может стать промышленная кооперация, где акцент будет сделан на укреплении взаимодействия в цепочках добавления стоимости с использованием передовых технологических узлов и компонентов, а также ключевых исполнителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технического обслуживания [8, с.1593]. Другой важной формой взаимодействия является создание зон китайско-российского научно-технического сотрудничества, которые будут стимулировать дальнейшее развитие взаимодействия между двумя странами.
Возможные препятствия в технологическом обмене Китая и России
Ряд исследователей, таких как Е.С. Соколова и Л.С. Леонтьева [8], полагает, что ключевым «слабым местом» технологического обмена двух стран является то, что институт инвестиций в научное сотрудничество между РФ и КНР существенно осложняется проблемами защиты интеллектуальной собственности: обе страны (но, прежде всего, РФ) опасаются незаконного использования своих разработок. Кроме того, в России существует определенное недоверие к китайским разработкам и инновациям: до сих пор бытует мнение о китайской продукции (и об инновациях тоже), как о чем-то, имеющем низкое качество [44].
Также эффективность институтов патентного инвестирования в России значительно ниже. Это объясняется низким интересом китайских инвесторов к финансированию исследований в России за исключением узких областей (энергетика и ВПК). В свою очередь российские компании зачастую не могут выйти на китайский рынок из-за высокой конкуренции.
Возможные препятствия технологического обмена в сфере цифровизации можно определить следующим образом. Отдельные исследования показывают, что развитие цифровой экономики в России пока находится на начальной стадии, однако уже видны ее особенности: речь идет о высоком проникновении банковского сектора в цифровую сферу и низкой доле производственного сектора [8]. Фактически, цифровизация в России пошла по пути сферы услуг: сектора, обслуживающие цифровизацию, отличаются высоким качеством, что также связано и с качественным образованием. Для КНР характерна другая модель: китайская цифровизация направлена на замену иностранных технологий китайскими продуктами. Именно поэтому доля производственного сектора очень высока, хотя качество товаров ниже, чем в развитых странах. Однако, их цена также ниже, что делает их конкурентоспособными на развивающихся рынках. В то же время сектор цифровых услуг в Китае развит довольно слабо, особенно в банковском секторе: высокие информационные барьеры и приверженность населения к традиционным услугам не позволяют этой сфере активно развиваться. Таким образом, при партнерстве в области цифровизации экономики между Россией и Китаем речь идет о попытке сопряжения двух совершенно разных моделей, поэтому необходимо понимать, что сотрудничество в области цифровизации должно исходить от бизнеса, но не от государства.
Соответственно, Россия рассматривает сотрудничество с Китаем преимущественно в области высоких и потребительских технологий, а также банковских инноваций как способ ускорить развитие своей экономики и найти путь, менее зависимый от нефтегазовых доходов.
Представляется, что такое сотрудничество также в определенной степени выгодно китайской стороне. Как показывают отдельные исследования [8], инновационное развитие экономики КНР возможно и без участия России, но некоторые жизненно важные для Китая сферы, такие как энергетика, прежде всего атомная и авиационная, металлургия и другие фундаментальные отрасли, зависят от притока внешних технологий: по сути, технологический бум в Китае возник благодаря притоку иностранных технологий. Пока Россия опережает Китай в этих областях, сотрудничество будет выгодно китайской стороне, и КНР будет поддерживать обмен технологиями с Россией.
Рекомендации по развитию технологического обмена России и Китая
Значимым шагом в развитии технологического обмена двух стран может стать создание совместных цифровых предприятий: эти предприятия будут разрабатывать прототипы моделей, которые будут интересны обеим странам. Это прямой путь к цифровизации экономики снизу, так как позволяет целенаправленно разрабатывать и, соответственно, покупать те продукты, которые были созданы специально для узкого рынка. Кроме того, это поможет создать единую программную инфраструктуру для решения конкретных задач, и эта мера будет способствовать реализации программ государственной безопасности обеих стран в информационном пространстве. Со временем эта мера будет способствовать повышению качества отечественной цифровой продукции.
Кроме того, необходимо продолжать активное сотрудничество между университетами и исследовательскими центрами в сфере реализации партнерских программ. Также необходимо продолжать культурное сближение двух стран. Эти меры приведут к более эффективному взаимодействию соответствующих институтов и создадут условия для повышения качества человеческого капитала в обеих странах.
И Россия, и Китай находятся в поиске надежных «научных партнеров», так как последние пять лет китайский научно-технологический сектор живет в условиях торговой войны с США [30], а также растущей конкуренции с американским хайтеком. В свою очередь Россия с 2022 года существует в действительности санкционного давления (в том числе с запретом на импорт и экспорт технологий в ключевые секторы экономики РФ и т. д.) [37].
В целом, ответом на вопрос, каким может быть партнерство между РФ и КНР в будущем, является вариант технологического хаба для текущего развития. Создание технологического хаба для разработки совместных инноваций и технологического трансфера между Россией и Китаем позволит объединить ресурсы двух крупных стран с развитыми научными и технологическими отраслями и способствовать научно-техническому прогрессу и повышению конкурентоспособности новых высокотехнологичных товаров на мировом рынке.
Технологический хаб может стать площадкой для коммерциализации новых технологий, проведения научных исследований в различных областях, таких как информационные технологии, энергетика, биотехнологии и другие. Создание такой площадки также может привлечь внимание инвесторов и компаний, заинтересованных в инновационных проектах в России и Китае.
Технологическое сотрудничество может быть организовано в разных формах, таких как офисы передачи технологий (TTO – Technology Transfer Offices) в сотрудничающих университетах, центры поддержки технологий и инноваций (TISC – Technology and Innovation Centers), парки научных технологий (STP – Science technology parks), технологические инкубаторы (TBI – Technology business incubators), специализированные интернет-платформы (IP– рынки) [17].
В настоящее время существует масса примеров создания успешных совместных технологических хабов. Например, Технологический парк Дубая (Urban Tech District) [43], сотрудничающий с США, Японией, Китаем и Великобританией, китайско-израильский инновационный центр (CIIS– China-Israel Innovation Center) [32], Европейский технологический хаб (Europian Institute of Innovation and Technology, EIT) [34] и др.
Исследование показало, что для эффективного развития технологического обмена между Россией и Китаем необходимы следующие действия. Общие рекомендации авторов сведены и визуализированы в Таблице 3.
Таблица 3. Визуализация авторских рекомендаций [составлено авторами].
Table 3. Visualization of authors’ recommendations [compiled by authors].
Номер
|
Рекомендация авторов
| |
1
|
Модернизировать
законодательную базу РФ в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.
| |
2
|
Сформировать
эффективный механизм передачи знаний и результатов исследований между Россией
и Китаем.
|
|
3
|
Сформировать
культуру «доверия» к китайским инновациям и разработкам в российском обществе
(путем проведения информационных кампаний в России и т.д.).
| |
4
|
Увеличить
эффективность институтов патентного инвестирования в России, а именно
повысить заинтересованность китайских инвесторов к финансированию
исследований в России.
| |
5
|
Создать
российско-китайский проект в области цифровизации экономики Китая (в особенности
банковского сектора).
| |
6
|
Создавать
совместные цифровые предприятия с целью разработки актуальных
для обеих стран продуктов.
| |
7
|
Укрепить
сотрудничество университетов и исследовательских центров
России и Китая.
| |
8
|
Создать
российско-китайский технологический хаб.
|
Заключение
Исследование утвердило гипотезу авторов и показало, что сотрудничество между Россией и Китаем в сфере технологического обмена действительно имеет высокий потенциал для дальнейшего развития, особенно в ключевых секторах экономики, и может принести значительную выгоду для обеих стран.
Так, для Китая представляется выгодным сотрудничество с Россией преимущественно в сфере инноваций и проектирования в атомной энергетике, цифровизации китайского банковского сектора и экономики в целом, военной промышленности и космических исследований.
В свою очередь для России, как страны «догоняющей» в сфере технологического развития, сотрудничество с Китаем является выгодным в большем количестве областей: в особенности в сфере IT, телекоммуникационных технологий, создания интегральных схем и электронных компонентов, создания алгоритмов искусственного интеллекта, авиа и приборостроения и т. д.
Важно подчеркнуть, что для России развитие научно-технической кооперации с Китаем особенно актуально после введения санкций со стороны недружественных стран в феврале 2022 года (запрет на импорт ряда технологий, в том числе для критически важных отраслей России).
Исследование выявило наличие ряда проблем, тормозящих развития трансфера технологий двух стран. Среди основных проблем были выделены: слабая защита интеллектуальной собственности в обеих странах, низкая заинтересованность китайских инвесторов в финансировании российских исследований, высокая конкуренция рынка Китая для выхода на него российских компаний, культура «недоверия» к китайским разработкам и инновациям и др.
Также авторами был предложен ряд рекомендаций по устранению узких мест в технологическом обмене двух стран, среди которых: модернизация правовой базы, предложения по созданию конкретных совместных проектов, предложения по созданию совместного инновационного центра и другие.
Заинтересованность Китая и России в углублении технологического обмена нашла подтверждение в проанализированных государственных программах обеих стран, а также в двухсторонних заявлениях лидеров стран на дипломатической встрече в марте 2023 года, а также в плане развития до 2030 года по приоритетам китайско-российского экономического сотрудничества.
Таким образом, можно заключить, что Россия и Китай продолжают укреплять свои отношения в области технологического трансфера, демонстрируя долгосрочную стратегическую партнерскую связь. Этот процесс будет продолжаться и в будущем, что является залогом для дальнейшего развития сотрудничества между двумя странами в этой области.
Источники:
2. Иванов С.А. Научно-технологическая политика Китая: приоритеты догоняющего развития и результаты // Известия Восточного института. – 2018. – № 2(38). – c. 6-23. – doi: 10.24866/2542-1611/2018-2/6-23.
3. Костин К.Б., Хомченко Е.А. Повышение эффективности российского предпринимательства на основе зарубежного опыта в области международного трансфера технологий // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 729-744. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112161.
4. Красных С.С. Высокотехнологичный экспорт Российской Федерации в условиях распространения коронавирусной инфекции // Вестник университета. – 2021. – № 11. – c. 130-137. – doi: 10.26425/1816-4277-2021-11-130-137.
5. Соколова Е.С., Леонтьева Л.С., Шкарина В.С. Перспективы российско-китайского сотрудничества по обмену технологиями в сфере цифровизации: текущие тенденции и пути развития // Научный результат. Экономические исследования. – 2022. – № 2. – c. 13-22. – doi: 10.18413/2409-1634-2022-8-2-0-2.
6. Fedotova N.L., Solovyeva E.B., Vtorov V.B., Yun L.G. Implementing sino-russian educational programs for training chinese engineers // Integration of education. – 2019. – № 2(95). – c. 164-181.
7. Цзуняо В. Перспективные направления Российско-китайского экономического сотрудничества на современном этапе. / Дис. канд. экон. наук: 08.00.14. - М., 2017. – 180 c.
8. Чжан Дали, Кашбразиев Р.В. Экономическое взаимодействие России и Китая в выскоотехнологичной промышленности // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1587-1600. – doi: 10.18334/eo.9.3.40824.
9. Шутова Т.В., Старцева Т.Е. Высокотехнологичный комплекс России – платформа для инновационного прорыва // Вопросы региональной экономики. – 2012. – № 2(11). – c. 57-67.
10. Xielin Liu, Schwaag Serger Sylvia, Tagscher Ulrike, Chang Amber Y. Вне наверстывания – сможет ли новая инновационная политика помочь Китаю преодолеть ловушку среднего дохода? // Science and Public Policy. – 2017. – c. 656-669.
11. Yutao Sun, Cao Cong Planning for science: China’s “grand experiment” and global implications // Nature. – 2021. – № 1. – c. 215-225. – doi: 10.1057/s41599-021-00895-7.
12. Национальная технологическая инициатива 2035. Nti. [Электронный ресурс]. URL: https://nti2035.ru/nti/ (дата обращения: 05.04.2023).
13. Made in China 2025. Isdp. [Электронный ресурс]. URL: https://isdp.eu/content/uploads/2018/06/Made-in-China-Backgrounder.pdf (дата обращения: 05.04.2023).
14. Государственная статистика. Экспорт отдельных товаров. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/37393 (дата обращения: 10.04.2023).
15. Китай наконец-то вошел в технологический дом сокровищ России. Cepa. [Электронный ресурс]. URL: https://cepa.org/article/china-finally-enters-russias-technological-treasure-house/ (дата обращения: 07.04.2023).
16. Андреева Н. Трансфер с китайским акцентом. Atomexpert. [Электронный ресурс]. URL: https://atomicexpert.com/transfer_with_a_chinese_accent (дата обращения: 02.04.2023).
17. Организации по трансферу технологий. Wipo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/technology-transfer/en/organizations.html (дата обращения: 13.04.2023).
18. Расходы Китая на НИОКР в 2022 году. Russianpeople. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2023/0124/c31518-10199419.html (дата обращения: 09.04.2023).
19. Россия в цифрах 2020. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/GOyirKPV/Rus_2020.pdf (дата обращения: 03.04.2023).
20. Совместное заявление председателя Китайской Народной Республики и президента Российской Федерации о Плане развития ключевых направлений китайско-российского экономического сотрудничества к 2030 году. Mfa. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mfa.gov.cn/zyxw/202303/t20230322_11046176.shtml?utm_source=substack&utm_medium=emai (дата обращения: 13.04.2023).
21. Сотрудничество «Вертолеты России» с Avicopter. Aex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aex.ru/m/news/2019/6/5/198194/ (дата обращения: 06.04.2023).
22. Статистика Всемирного банка. Worldbank. [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=2&series=TX.VAL.TECH.CD&country= (дата обращения: 17.04.2023).
23. Статистика Всемирной торговой организации. Wto. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.wto.org (дата обращения: 17.04.2023).
24. Статистика Главного таможенного управления КНР. English customs. [Электронный ресурс]. URL: http://english.customs.gov.cn/statics/report/monthly.html (дата обращения: 04.04.2023).
25. Страны-лидеры по экспорту высокотехнологичных товаров. Wipo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/pressroom/en/news/2021/news_0001.html (дата обращения: 07.04.2023).
26. Строящиеся АЭС. Росатом. [Электронный ресурс]. URL: https://rosatom.ru/production/design/stroyashchiesya-aes/ (дата обращения: 04.04.2023).
27. Экспорт и импорт Российской Федерации высокотехнологической продукции, млн долларов США. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Torgov_2021.pdf (дата обращения: 09.04.2023).
28. США ожидают, что китайские высокотехнологичные фирмы помогут перекрыть поставки из России. Bloomberg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-03-01/u-s-expects-chinese-tech-firms-to-help-choke-off-russia-supply (дата обращения: 07.04.2023).
29. Си в Москве. Carnegie endowment for international peace. [Электронный ресурс]. URL: https://carnegieendowment.org/politika/89374 (дата обращения: 08.04.2023).
30. Торговая война между США и Китаем. Carnegie endowment for international peace. [Электронный ресурс]. URL: https://carnegieendowment.org/2021/09/16/u.s.-china-trade-war-has-become-cold-war-pub-85352 (дата обращения: 08.04.2023).
31. China reverses roles in arms trade with Russia. Ft. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ft.com/content/dc4bc03c-3d9d-43bd-91db-1ede084e0798 (дата обращения: 17.04.2023).
32. China-Israel innovation center. Сiicenter. [Электронный ресурс]. URL: https://ciicenter.org/china-israel-innovation-center-ciic-to-open-in-chinas-silicon-valley-following-first-of-its-kind-signature-ceremony-between-zhongguancun-and-compass-ventures/ (дата обращения: 16.04.2023).
33. Defense industries in Russia and China. Iss. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iss.europa.eu/sites/default/files/EUISSFiles/Report_38_Defence-industries-in-Russia-and-China.pdf (дата обращения: 17.04.2023).
34. European Institute of Innovation and Technology. Eit. [Электронный ресурс]. URL: https://eit.europa.eu (дата обращения: 16.04.2023).
35. Impact of Sanctions on Military Production. Ip. [Электронный ресурс]. URL: https://ip-quarterly.com/en/russias-war-economy-and-impact-sanctions-military-production (дата обращения: 17.04.2023).
36. Kaspersky Lab: сотрудничество с китайским госсектором. Ekd. [Электронный ресурс]. URL: https://ekd.me/2016/11/kaspersky-back/.
37. Mike Eckel Major Russian Defense, Intelligence Companies Targeted by New U.S. Sanctions List. Rferl. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rferl.org/a/us-russia-sanctions-defense-intelligence-targeted-new-list/28820060.html (дата обращения: 11.04.2023).
38. Nuclear Power in China. Worldnuclear. [Электронный ресурс]. URL: https://www.world-nuclear.org/information-library/country-profiles/countries-a-f/china-nuclear-power.aspx (дата обращения: 17.04.2023).
39. Russia Completes Delivery of second S-400 Regiment to China. Thediplomat. [Электронный ресурс]. URL: https://thediplomat.com/2020/02/russia-completes-delivery-of-second-s-400-regiment-to-china/ (дата обращения: 17.04.2023).
40. Экспорт высоких технологий. Theglobaleconomy. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theglobaleconomy.com/rankings/high_tech_exports/ (дата обращения: 04.04.2023).
41. Китайский экспорт высокотехнологичной продукции. Trading economics. [Электронный ресурс]. URL: https://tradingeconomics.com/china/exports-of-high-new-tech-products (дата обращения: 04.04.2023).
42. Translation: 14th Five-Year Plan for National Informatization. StanfordUniversity. [Электронный ресурс]. URL: https://digichina.stanford.edu/work/translation-14th-five-year-plan-for-national-informatization-dec-2021/ (дата обращения: 17.04.2023).
43. Urban Tech District. Dubai. Urb. [Электронный ресурс]. URL: https://urb.ae/projects/urbantechdistrict/ (дата обращения: 16.04.2023).
44. What are the weaknesses of the China-Russia relationship?. Csis. [Электронный ресурс]. URL: https://chinapower.csis.org/china-russia-relationship-weaknesses-mistrust/ (дата обращения: 17.04.2023).
45. Глобальный инновационный индекс. Wipo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/news/2022/news_0009.html (дата обращения: 09.04.2023).
Страница обновлена: 07.08.2024 в 12:44:11