Оценка уровня жизни населения региона в контексте обеспечения его экономической безопасности (на материалах Пермского края)
Кариева Э.М.1, Емельянов А.М.1, Троценко В.М.1,2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Пермский филиал
2 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова
Скачать PDF | Загрузок: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Цитировать:
Кариева Э.М., Емельянов А.М., Троценко В.М. Оценка уровня жизни населения региона в контексте обеспечения его экономической безопасности (на материалах Пермского края) // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 9. – С. 2395-2416. – doi: 10.18334/ce.18.9.121619.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71960674
Аннотация:
В статье уровень жизни населения представлен с позиции обеспечения экономической безопасности региона. Были проанализированы уровень и качество жизни населения Пермского края. Представлена оценка их показателей. Авторами проведен корреляционно-регрессионный анализ уровня жизни населения Пермского края за период 2019 – 2023гг., в рамках которого в качестве результативного признака был определен среднедушевой уровень дохода, на который оказывает наибольшее влияние показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы Авторами была представлена оценка основных параметров уровня и качества жизни по муниципальным образованиям края и составлен комплексный рейтинг. В статье выделены направления повышения уровня и качества жизни населения Пермского края была, среди которых улучшение демографической ситуации, повышение качества медицинской помощи, повышение эффективности системы социального обслуживания и социальной защиты, поддержка занятости населения
Ключевые слова: экономическая безопасность региона, уровень жизни населения региона, оценка показателей уровня и качества жизни населения, социально-экономическая политика региона
JEL-классификация: F52, H56, H12
Введение.
Актуальность.
Одними из основных условий реализации человеческого потенциала и, как следствие, факторами социально-экономического развития любого региона являются достойный уровень и высокое качество жизни населения. Обеспечение достойного уровня жизни населения является неотъемлемой составляющей национальной безопасности Российской Федерации. В настоящее время стратегические ориентиры государственной социальной политики закреплены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Актуальность данной темы состоит в острой потребности выполнения анализа вопросов проблем качества жизни населения и выявление наиболее верных и актуальных показателей и критериев, которые дадут возможность органам государственной и региональной власти реализовывать стабилизирующую деятельность по обеспечению экономической безопасности региона.
Теоретическая и методологическая основа исследования методологии оценки показателей уровня и качества жизни населения представлена в трудах [2,3,4,5,6, 10], в сфере реализации социально-экономической политики регионов и обеспечения региональной экономической безопасности [7,8,11,12,13 и др.].
Цель исследования – оценка показателей и предложения по повышению уровня и качества жизни населения Пермского края.
Научной новизной исследования является проведение статистического корреляционно-регрессионного анализа показателей уровня и качества жизни населения Прикамья, позволившего уточнить предложения по повышению уровня и качества жизни населения региона.
Методологическая основа исследования. Сравнение и анализ, статистический анализ, расчетный и аналитический метод исследования и др.
Основная часть.
Вызовы 2022 года создали в регионах страны сложные условия для реализации государственной политики в области уровня и качества жизни населения. В социальной сфере нашли отражение беспрецедентные внешние торговые и финансовые ограничения, вследствие которых национальная экономика в 2022 г. вступила в фазу масштабной структурной перестройки.
Уровень и качество жизни региона – это комплекс показателей, характеризующих уровень экономического развития региона, уровень доходов населения, качество социальной инфраструктуры и другие факторы, влияющие на качество жизни населения.
Анализируя динамику основных социально-экономических индикаторов в Пермском крае (таблица 1), можно сделать вывод, что среднедушевые доходы населения (в месяц) увеличились на 8 500 руб. в натуральном выражении, а в относительном – 29,6%. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились только в 2019 г. и 2021 г. на 1,5% и на 0,7% соответственно, а в 2018 г., 2020 г. и 2022 г. при увеличении среднедушевых денежных доходов населения – реальные сократились, то есть население могло позволить купить себе меньшее количество товаров и услуг. Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций за анализируемый период увеличилась на 17 432,1 руб. или на 48,7%. Реальная начисленная заработная плата увеличивалась каждый год. Средний размер назначенных пенсий за период 2019-2023 гг. увеличились на 5 460,3 руб. или на 38,8%. Реальный размер назначенных пенсий увеличивался каждый год, кроме 2021 г. Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности сократилось на 96,4 тыс. чел или на 24,7%., а в % от общей численности населения в 2023 году составило 10%.
Таблица 1 – Динамика основных социально-экономических индикаторов в Пермском крае за 2018-2022 гг.
Показатели
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
2023г./
2019г., % |
Среднедушевые
денежные доходы населения (в месяц), руб.
|
30 618,2
|
30 236,6
|
32 750,2
|
37 245,7
|
41999,7
|
137,17
|
Реальные
располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году
|
101,5
|
94,3
|
100,7
|
97,7
|
106,3
|
104,73
|
Среднемесячная
номинальная заработная плата работников организаций, руб.
|
39 209,9
|
41 958,0
|
46 267,1
|
53 234,1
|
58 311,0
|
148,71
|
Реальная
начисленная заработная плата, в % к предыдущему году
|
105,2
|
103,7
|
103,5
|
100,2
|
105,1
|
99,90
|
Средний
размер назначенных пенсий, руб.
|
14 926,4
|
15
8060
|
16 991,3
|
19 530,1
|
21 290,0
|
142,63
|
Реальный
размер назначенных пенсий, в % к предыдущему году
|
103,9
|
101,1
|
98,4
|
102,5
|
109,0
|
104,91
|
Численность
населения с денежными доходами ниже границы бедности, тыс. чел.
|
361,5
|
345,5
|
330,2
|
294,1
|
248,8
|
68,82
|
Численность
населения с денежными доходами ниже границы бедности, в % от общей
численности населения
|
13,8
|
13,3
|
12,8
|
11,5
|
10,0
|
72,46
|
Анализируя динамику величины прожиточного минимума в Пермском крае, можно сделать вывод, что величина прожиточного минимума на душу населения увеличилось на 26,4% к 2023 г. по сравнению с 2019 г. (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика величины прожиточного минимума в Пермском крае за период 2019-2023 гг., руб.
Источник: составлено авторами по данным [21].
Также необходимо учитывать численность безработных и численность занятых, так как если будет большое число безработных, то это может привести к экономическому спаду (рисунок 2).
Рисунок 2 – Динамика численности занятых и безработных в Пермском крае за 2019-2023 гг., тыс. чел.
Источник: составлено авторами по данным [21].
Анализируя динамику численности занятых и безработных Пермского края, можно сделать вывод, что за период 2019-2023 гг. численность занятых сократилось на 1,8%, численность безработных также сократилось на 44,3%.Одним из важных показателей уровня жизни населения является уровень безработицы. Он отражает степень занятости населения и может влиять на различные аспекты жизни, такие как доходы населения, инвестиционная привлекательность и другие.
С другой стороны, высокий уровень безработицы может свидетельствовать о проблемах в экономике региона, таких как спад производства, снижение инвестиций и ухудшение условий труда. Это может приводить к снижению уровня жизни населения, увеличению социальной напряженности и снижению инвестиционной привлекательности региона.
В 2023 году уровень безработицы составил 2,8%, что является меньше данного показателя по России (3,7%). Наибольший уровень безработицы был в 2020 г. из-за пандемии COVID-19, так как пандемия привела к потере работы у многих граждан (рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика уровня безработицы в Пермском крае за 2019-2023 гг., %
Источник: составлено авторами по данным [21].
Индекс потребительских цен является важным показателем в социально-экономической сфере. Он используется для измерения уровня инфляции и определения динамики изменения цен на товары и услуги. Также позволяет оценить уровень жизни населения и его покупательную способность. Кроме того, индекс потребительских цен может использоваться для корректировки заработной платы, пенсий и социальных выплат, а также для определения налоговой политики государства.
Анализируя динамику индекса потребительских цен (рисунок 4), можно сделать вывод, что индекс потребительских цен на все товары и услуги увеличился в 2022 году на 12,4%, на продовольственные и непродовольственные товары также увеличился на 11,6% и 12,4% соответственно. Индекс потребительских цен на услуги в 2022 году увеличились больше всего, рост составил 13,7%.
Рисунок 4 – Динамика индекса потребительских цен в Пермском крае за период 2019-2023 гг., декабрь к декабрю предыдущего года, %
Источник: составлено авторами по данным [21].
Здравоохранение является одним из ключевых компонентов уровня жизни населения. Оно включает в себя доступ к медицинским услугам, качество медицинского обслуживания, доступность лекарств и медицинских препаратов, а также уровень здоровья населения в целом. Улучшение здравоохранения может способствовать увеличению продолжительности жизни, снижению заболеваемости и смертности, а также улучшению качества жизни людей.
Анализируя динамику основных показателей здравоохранения, можно сделать вывод, что за период 2019-2023 гг. численность врачей (всего) сократилось на 779 чел. или на 6,0%, численность среднего медицинского персонала также сократилось на 2 428 чел. или на 9,33%. Число больничных организаций сократилось на 4 единицы или на 5,19%, число больничных коек также сократилось на 1 803 единиц или на 8,82%. Число амбулаторно-поликлинических организаций увеличилось на 71 единицу в натуральном выражении, а в относительном – 15,85%. Мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену сократилось на 1,0 тыс. или на 2,03% (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика основных показателей здравоохранения в Пермском крае за период 2019-2023 гг.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
2023
г./2019 г., %
|
Численность
врачей (всего), чел.
|
13
140
|
13
005
|
12
584
|
12
414
|
12
361
|
94,07
|
Численность
среднего медицинского персонала, чел.
|
26
026
|
25
511
|
24
631
|
23
903
|
23
598
|
90,67
|
Число
больничных организаций, ед.
|
77
|
67
|
68
|
70
|
73
|
94,81
|
Число
больничных коек, ед.
|
20
448
|
19
176
|
19
283
|
18
993
|
18
645
|
91,18
|
Число
амбулаторно-поликлинических организаций, ед.
|
448
|
442
|
447
|
480
|
519
|
115,85
|
Мощность
амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену, тыс.
|
59,0
|
58,9
|
58,8
|
58,1
|
57,8
|
97,97
|
В 2023 году на территории края работали 5 диспансеров: врачебно-физкультурный, кардиологический, кожно-венерологический, наркологический и онкологический, а также 17 станций (отделений) скорой медицинской помощи. В среднем по краю за 2023 год на одного врача приходилось 198 человек населения, а на одного работника среднего медицинского персонала – 97 человек.
О реализации в Пермском крае национального проекта «Здравоохранение» в 2023 году уменьшилось количество повторных обращений граждан в единый кол-центр, а также увеличилось количество записей через единый кол-центр в неделю в 5 раз. На 2023 год 47 медицинских организаций, 89% поликлиник Пермского края обеспечивают возможность получения медицинской помощи в день обращения, а именно 15 отделений и 46 кабинетов обеспечивают оказание неотложной медпомощи в ежедневном режиме.
Образование также является важным компонентом уровня жизни населения. Оно обеспечивает доступ к знаниям и навыкам, необходимым для успешной карьеры и личностного развития. Кроме того, образование может способствовать улучшению экономического благосостояния, поскольку оно может повысить уровень квалификации работников и их возможности на рынке труда.
В таблице 3 представлена динамика основных показателей образования в Пермском крае за период 2019-2023гг. Анализируя динамику основных показателей образования в Пермском крае, можно сделать вывод, что численность воспитанников по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми увеличилось на 18 435 чел. или на 10,9%.
Таблица 3 – Динамика основных показателей образования в Пермском крае за период 2018-2022гг., чел.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
2023г./
2019г., % |
Численность
воспитанников по образовательным программам дошкольного образования, присмотр
и уход за детьми
|
167
589
|
162
670
|
159
198
|
155
458
|
152
577
|
91,04
|
Численность
обучающихся в общеобразовательных организациях
|
319
927
|
324
395
|
329
764
|
336
435
|
340
836
|
105,54
|
Численность
учителей в общеобразовательных организациях
|
18
789
|
18
687
|
18
223
|
18
112
|
18
009
|
95,85
|
Численность
студентов среднего профессионального образования подготовки
|
70
668
|
76
451
|
82
900
|
90
682
|
96
333
|
136,32
|
Численность
преподавателей среднего профессионального образования
|
2
964
|
2
926
|
2
867
|
2
878
|
2
638
|
89,0
|
Численность
студентов по программам бакалавриата, специалитета – всего
|
54
033
|
54
486
|
53
622
|
53
567
|
54
113
|
100,15
|
Численность профессорско- преподавательского
персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета
|
3
200
|
3
103
|
3
065
|
2
962
|
2928
|
91,50
|
Анализируя динамику основных показателей образования в Пермском крае, можно сделать вывод, что численность воспитанников по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми увеличилось на 9,96%. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях также увеличилось на 5,54%, однако численность учителей в общеобразовательных организациях наоборот сокращается на 4,15%. Численность студентов среднего профессионального образования подготовки увеличивается на 36,32%, но также происходит сокращение преподавателей среднего профессионального образования на 11%. Численность студентов по программам бакалавриата, специалитета и численность профессорско-преподавательского персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета осталась практически на прежнем уровне, рост составил лишь 0,15%. Тем не менее за последний год их количество увеличилось на 1%. Численность профессорско- преподавательского персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета сократилась на 8,5%.
По итогам регионального проекта «Образование» в 2022 году было выделено 2 477,83 млн руб. на строительство и ремонт образовательных учреждений. Были созданы 14 центров образования, на которые выделили 21,96 млн руб. Открылся школьный технопарк «Кванториум» в г. Березниках, в котором 500 обучающихся прошли обучение и 2500 обучающихся освоили дополнительные программы. Также были отремонтированы спортзалы в 4 школах, финансирование составило 8 млн руб, в том числе из федерального бюджета 7,5 млн руб, а из муниципального – 0,13 млн руб.
Также важно сказать про жилищный фонд, так как он является важной составляющей уровня жизни населения. Он включает в себя жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения. Улучшение жилищного фонда может способствовать увеличению доступности жилья для населения, улучшению жилищных условий и снижению уровня бедности.
Анализируя жилищный фонд Пермского края, можно сделать вывод, что за период 2019-2023 гг. весь жилищный фонд увеличился на 5 721,6 м² или на 9,1%. Жилищный фонд в среднем на одного жителя также увеличился на 3,3 м² или на 13,7% (рисунок 5).
Рисунок 5 – Динамика всего жилищного фонда Пермского края за период 2019-2023 гг., м²
Источник: составлено авторами по данным [21].
Экологическая ситуация влияет на уровень жизни населения. Загрязнение окружающей среды может негативно сказываться на здоровье людей, а также на качестве воздуха и воды. Улучшение экологической ситуации может способствовать снижению заболеваемости и увеличению продолжительности жизни. Анализируя динамику основных показателей, которые загрязняют окружающую среду (рисунок 6), можно сделать вывод, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников сократились на 18,2 тыс. тонн или на 6,2%.
Рисунок 6 – Динамика основных показателей, характеризующих загрязнение окружающей среды в Пермском крае за период 2019-2023 гг.
Источник: составлено авторами по данным [21].
Также сократился сброс загрязненных сточных вод на 36,5% или на 77,4 млн кубич. м. Забор воды из природных водных объектов для использования сократился на 178,5 млн кубич. м. или на 11,7%.
В 2023 году Пермский край занимал 38 место среди всех субъектов Российской Федерации по качеству жизни населения.
Был проведен корреляционно-регрессионный анализ уровня жизни населения Пермского края за период 2019 – 2023гг. Соответствующие исходные статистические показатели за рассматриваемый период представлены ниже (таблица 4).
Таблица 4 – Исходные данные по Пермскому краю для проведения корреляционно-регрессионного анализа
Годы
|
Среднедушевой
уровень дохода, руб. (Y)
|
Прожиточный
минимум, руб. (X1)
|
Численность
населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. чел.
(X2)
|
Уровень
занятости, (X3)
|
Среднемесячная
номинальная начисленная заработная плата, руб. (X4)
|
Уровень
безработицы, % (X5)
|
2019
|
35
233
|
11
185
|
361,5
|
54,3
|
39 209,9
|
5,15
|
2020
|
35
934
|
11
301
|
345,5
|
55,1
|
41 958,0
|
5,72
|
2021
|
39
934
|
11
653
|
330,2
|
56,5
|
46 267,1
|
4,58
|
2022
|
47
385
|
12
654
|
294,1
|
57,2
|
53 234,1
|
3,44
|
2023
|
53
139
|
14
375
|
248,8
|
57,6
|
58 311,0
|
2,80
|
Примем за результативный признак (Y) – среднедушевой уровень дохода, а в качестве факторных признаков примем прожиточный минимум (X1); численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (X2); уровень занятости (X3); среднемесячную номинальную начисленную заработную плату (X4); уровень безработицы (X5). Результаты анализа представлены в таблице 5.
Наибольшее влияние на изменение среднедушевого уровня дохода оказывает показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (Связь по шкале Чеддока – весьма высокая).
Таблица 5 – Результаты корреляционно-регрессионного анализа
Показатель
|
Среднедушевой уровень дохода, руб. (Y)
| ||
Коэффициент
корреляции
|
t-критерий
Стьюдента
|
Уравнение парной линейной регрессии
| |
Прожиточный
минимум, руб. (X1)
|
0,974
Прямая, весьма высокая |
7,453 Статистически
значима
|
y = -27021.77286
+ 5.66855 * x
|
Численность
населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. чел.
(X2)
|
-0,991
Обратная, весьма высокая |
12,561
Статистически значима
|
y = 96021.12024 -
169.91368 * x
|
Уровень
занятости, (X3)
|
0,922
Прямая, весьма высокая |
4,133
Статистически значима
|
y = -243574.31330
+ 5092.61335 * x
|
Среднемесячная
номинальная начисленная заработная плата, руб. (X4)
|
0,993
Прямая, весьма высокая |
14,635
Статистически значима |
y = -4097.14199 +
0.97126 * x
|
Уровень
безработицы, % (X5)
|
-0,975
Обратная, весьма высокая |
7,664
Статистически значима |
y = 69510.42730 -
6266.81127 * x
|
Увеличение показателя прожиточного минимума за анализируемый период с 2019 по 2023 также влияет на рост среднедушевого уровня доходов, но менее, чем рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы – значение коэффициента корреляции 0,974 против 0,993. Зависимость показателя среднедушевого уровня дохода от численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и уровня безработицы является обратной и весьма высокой. Наименьшее влияние среди исследуемых признаков на среднедушевой уровень доходов оказывает уровень занятости населения.
Для определения направлений повышения уровня и качества жизни населения Пермского края была проведена оценка основных параметров данного критерия по муниципальным образованиям края и составлен комплексный рейтинг.
На рисунке 6 представлены показатели, отобранные для расчета рейтинговой оценки по уровню и качеству жизни населения муниципальных образований. В данной методике присутствует 13 показателей.
Рисунок 6 – Показатели рейтинга уровня и качества жизни населения муниципальных образований
Источник: составлено авторами по данным [21].
В результате вычислений интегральной оценки уровня и качества жизни муниципальных образований Пермского края наивысшее значение у Краснокамского ГО (0,777), Добрянского ГО (0,787) и Суксунского ГО (0,760), находящиеся в диапазоне 0,75-1 и приближенной реперной точке 0,75, указывает на высокий уровень и качество жизни населения. В данных муниципальных образованиях хорошо развита инфраструктура, высокие доходы населения и достаток обеспеченности населения жилыми помещениями. Наименьшее значение интегральной оценки уровня и качества жизни оказалось у Юсьвинского МО (0,546), Косинского МО (0,573), Юрлинского МО (0,572), Кишертского МО (0,571), Гайнского МО (0,585), Ильинского ГО (0,615), г. Кизела (0,613), Верещагинского ГО (0,621), Куединского МО (0,623) и Кунгурского МО (0,623), входящих в диапазон 0,5-0,75, но приближенной реперной точке 0,5, свидетельствует о том, что в указанных муниципальных образованиях уровень и качество жизни населения находится на среднем уровне (таблица 6).
Таблица 6 – Результат расчетов интегральных оценок муниципальных образований Пермского края по уровню и качеству жизни населения
Муниципальное образование
|
Интегральная оценка уровня и качества
жизни
|
Городские округа
| |
город
Пермь
|
0,691
|
город
Березники
|
0,685
|
Верещагинский
|
0,621
|
Горнозаводский
|
0,657
|
Добрянский
|
0,777
|
Ильинский
|
0,615
|
город
Кизел
|
0,613
|
Красновишерский
|
0,635
|
Краснокамский
|
0,787
|
Лысьвенский
|
0,622
|
Нытвенский
|
0,683
|
Октябрьский
|
0,678
|
Осинский
|
0,691
|
Оханский
|
0,652
|
Очерский
|
0,642
|
Соликамский
|
0,691
|
Суксунский
|
0,760
|
Чайковский
|
0,731
|
Чердынский
|
0,699
|
Чернушинский
|
0,742
|
Чусовской
|
0,691
|
Муниципальные округа
| |
Александровский
|
0,702
|
Бардымский
|
0,635
|
Березовский
|
0,671
|
Большесосновский
|
0,650
|
Гайнский
|
0,585
|
Губахинский
|
0,682
|
Еловский
|
0,711
|
Карагайский
|
0,645
|
Кишертский
|
0,572
|
Косинский
|
0,571
|
Кочевский
|
0,701
|
Кудымкарский
|
0,673
|
Куединский
|
0,623
|
Кунгурский
|
0,623
|
Ординский
|
0,654
|
Пермский
|
0,690
|
Сивинский
|
0,662
|
Уинский
|
0,643
|
Частинский
|
0,673
|
Юрлинский
|
0,572
|
Юсьвинский
|
0,546
|
Это указывает на недостаточное развитие инфраструктуры, невысокий уровень доходов и ограниченные ресурсы для улучшения качества жизни населения. Для улучшения ситуации в этих муниципальных образованиях необходимо разрабатывать и реализовывать программы и меры для улучшения уровня и качества жизни населения. Муниципальные образования, у которых интегральная оценка уровня и качества жизни находится в диапазоне 0,626-0,774 и приближенное реперной точке 0,75, указывают на относительно высокий уровень развития и качества жизни в муниципальных образованиях, то есть достаточно развита инфраструктура и высокие доходы населения. Однако необходимо продолжать развитие данной сферы для достижения высокого уровня и качества жизни населения.
Заключение.
В целом, муниципальные образования Пермского края имеют как положительные, так и отрицательные тенденции в различных сферах. Положительные тенденции включают в себя:
- улучшение доступа к качественным услугам здравоохранения и образования;
- повышение уровня жизни населения за счет создания новых рабочих мест и социальной поддержки.
А отрицательные тенденции включают следующее:
- недостаточное финансирование социальных программ и инфраструктуры;
- демографические проблемы, такие как уменьшение численности населения и старение населения;
- низкий уровень доходов и возможности для жителей определенных территорий.
В соответствии с данным рейтингом для отстающих территорий безвозмездные поступления предлагается увеличить для реализации следующих направлений.
К основным направления относятся:
- Улучшение демографической ситуации, а так же улучшение ситуации семей, имеющих детей и находящихся в трудной жизненной ситуации. Целью является снижение бедности и неравенства населения по доходам, повышение благосостояния. Для достижения поставленной цели необходимо слаженное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края и ОМСУ. Данное направление связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.
- Доступность и повышения качества медицинской помощи, оснащение лекарствами, в первую очередь малообеспеченные слои населения. Целью является рост качества и доступности медицинской помощи, обеспечение лекарствами для малоимущих слоев, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
- Повышение эффективности системы социального обслуживания и социальной защиты. Цель — улучшение системы социального обслуживания и социальной защиты, особенно пожилых граждан и инвалидов.
- Поддержка занятости населения, гарантия прав граждан в области труда. Целью является поддержка продуктивной занятости населения и гарантия прав граждан в области труда. Политика государства в области занятости населения тесно связана с решением проблем социально-экономического развития и ориентирована на создание экономических, институциональных и правовых положений для повышения эффективности труда рабочих, обеспечение учета интересов и гарантий работников и работодателей. В области занятости политика государства направлена на: поддержка в осуществлении прав граждан на достойный труд по роду своей деятельности и профессии и на свободное распоряжение своими способностями к труду; гарантия реализации права граждан на защиту от безработицы; профилактика и предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации труда, так же гарантия соблюдения прав в области охраны труда; поддержка обеспечению работодателей рабочей силой в нужном количестве и требуемой квалификации.
Источники:
2. Блиндер М.О. Современные подходы к проведению оценки уровня и качества жизни населения в муниципальных образованиях региона // Вестник АГУ. – 2022. – № 4 (310). – c. 156.
3. Бобков В. Н. Бедность, уровень и качество жизни: методология анализа и механизмы реализации // Уровень жизни населения регионов России. – 2019. – № 1. – c. 7-20.
4. Борисов Е. Ф. Экономика. / учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 383 c.
5. Бычкова С. Г. Социальная статистика. / учебник для академического бакалавриата. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 864 c.
6. В России составили рейтинг регионов по уровню жизни. [Электронный ресурс]. URL: WWW.KP.RU:https://www.kp.ru/online/news/5138827/ (дата обращения: 24.05.2024).
7. Гайфутдинова О. С., Стародумова Ю. В. Уровень и качество жизни населения в регионе в условиях инновационного развития: муниципальный аспект (на примере Пермского края) // Ars Administrandi. – 2017. – № 3.
8. Гундаров И. А., Крутько В. Н., Львов Д. С., Пригарин А. А., Лищук В. А., Руднинский Ф. М. Оценивать ли жизнь по показателям?: официальный сайт газеты «Дуэль». [Электронный ресурс]. URL: http://www.duel.ru (дата обращения: 19.12.2023).
9. Доходы, расходы и сбережения населения России : тенденции и перспективы : материалы IX Международной научно-практической конференции (Москва, 28 ноября 2023 г.) / Ответственный редактор А. В. Ярашева ; ИСЭПН ФНИСЦ РАН, Москва, 2024 г. – 299 с материалы IX Международной научно-практической конференции (Москва, 28 ноября 2023 г.) ИСЭПН ФНИСЦ РАН
10. Забелин И.О. Оценка уровня жизни населения на основе статистического анализа // Научный журнал. – 2019. – № 5 (39). – c. 41–46.
11. Землянухина Н. С., Землянухина С. Г., Павлова И. Д. Уровень и качество жизни населения России: факторы формирования и пути повышения. - Саратов : Издательство Саратовского университета, 2022. – 256 c.
12. Индекс качества жизни по странам в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://www.numbeo.com/quality-of-life/rankings_by_country.jsp?title (дата обращения: 23.04.2024).
13. Колесников М.А. Экономика Пермского края: векторы роста // Аналитический вестник. – 2018. – № 21 (710). – c. 20 – 27.
14. Королев И.В., Ермолина Л.В. Социально-экономические последствия пандемии COVID-19 для Российской Федерации и возможные антикризисные стратегии // Экономика, управление и право в современных условиях: Межвузовский сборник статей. Тольятти, 2020. – c. 79-83.
15. Крюков С. В. Сравнительная оценка регионов РФ по уровню и качеству жизни населения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. – № 3. – c. 22-29.
16. Легчилина Е.Ю., Апенько С.Н., Кирилюк О.М, Цалко Т.В. Исследование влияния пенсионной реформы на трансформацию социально-трудовых отношений // Экономика труда. – 2019. – № 4. – c. 1397-1410.
17. Бобков В. Н., Гулюгина А. А. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России – 2022 год. / [Ежегодник]. Вып. 1(202). - М. : ИЭ РАН, 2023. – 166 c.
18. Орешников В. В., Низамутдиров М. М. Оценка качества жизни населения в регионах Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. – 2023. – № 3. – c. 192–213.
19. Перечень муниципальных образований Пермского края. [Электронный ресурс]. URL: https://59.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Перечень%20муниципальных% (дата обращения: 17.04.2023).
20. Пермский край оказался в середине рейтинга регионов РФ по качеству жизни. [Электронный ресурс]. URL: https://perm.rbc.ru/perm/freenews/5f1827a99a7947ce9f972fc9 (дата обращения: 17.04.2023).
21. Пермский край в цифрах. [Электронный ресурс]. URL: https://59.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 26.07.2024).
22. Плисецкий Е. Л. Региональная экономика. / учебник для вузов / 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 554 c.
23. Гатауллин Р.Ф., Чувашаева Э.Р. Содержание и глубина деформации социо-эколого-экономического пространства региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2023. – № 5. – c. 156–161.
24. Захарова С. Г. Управление качеством жизни населения. / монография. - Нижний Новгород: НИЦ «Открытое знание», 2019. – 157 c.
25. Шалаева Л. В. Оценка уровня жизни населения Пермского края // Московский экономический журнал. – 2020. – № 3. – c. 25.
26. Юсуфова М.А. Пандемия COVID-19: последствия на уровне мирового общественного благосостояния и социально-экономической политики России // Вестник науки. – 2020. – № 8 (29). – c. 19-25.
27. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 12.12.2023).
28. Официальный сайт Пермьстата. [Электронный ресурс]. URL: https://59.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.05.2024).
Страница обновлена: 08.10.2024 в 15:43:44