Оценка уровня жизни населения региона в контексте обеспечения его экономической безопасности (на материалах Пермского края)

Кариева Э.М.1, Емельянов А.М.1, Троценко В.М.1,2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Пермский филиал
2 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71960674

Аннотация:
В статье уровень жизни населения представлен с позиции обеспечения экономической безопасности региона. Были проанализированы уровень и качество жизни населения Пермского края. Представлена оценка их показателей. Авторами проведен корреляционно-регрессионный анализ уровня жизни населения Пермского края за период 2019 – 2023гг., в рамках которого в качестве результативного признака был определен среднедушевой уровень дохода, на который оказывает наибольшее влияние показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы Авторами была представлена оценка основных параметров уровня и качества жизни по муниципальным образованиям края и составлен комплексный рейтинг. В статье выделены направления повышения уровня и качества жизни населения Пермского края была, среди которых улучшение демографической ситуации, повышение качества медицинской помощи, повышение эффективности системы социального обслуживания и социальной защиты, поддержка занятости населения

Ключевые слова: экономическая безопасность региона, уровень жизни населения региона, оценка показателей уровня и качества жизни населения, социально-экономическая политика региона

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение.

Актуальность.

Одними из основных условий реализации человеческого потенциала и, как следствие, факторами социально-экономического развития любого региона являются достойный уровень и высокое качество жизни населения. Обеспечение достойного уровня жизни населения является неотъемлемой составляющей национальной безопасности Российской Федерации. В настоящее время стратегические ориентиры государственной социальной политики закреплены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Актуальность данной темы состоит в острой потребности выполнения анализа вопросов проблем качества жизни населения и выявление наиболее верных и актуальных показателей и критериев, которые дадут возможность органам государственной и региональной власти реализовывать стабилизирующую деятельность по обеспечению экономической безопасности региона.

Теоретическая и методологическая основа исследования методологии оценки показателей уровня и качества жизни населения представлена в трудах [2,3,4,5,6, 10], в сфере реализации социально-экономической политики регионов и обеспечения региональной экономической безопасности [7,8,11,12,13 и др.].

Цель исследования – оценка показателей и предложения по повышению уровня и качества жизни населения Пермского края.

Научной новизной исследования является проведение статистического корреляционно-регрессионного анализа показателей уровня и качества жизни населения Прикамья, позволившего уточнить предложения по повышению уровня и качества жизни населения региона.

Методологическая основа исследования. Сравнение и анализ, статистический анализ, расчетный и аналитический метод исследования и др.

Основная часть.

Вызовы 2022 года создали в регионах страны сложные условия для реализации государственной политики в области уровня и качества жизни населения. В социальной сфере нашли отражение беспрецедентные внешние торговые и финансовые ограничения, вследствие которых национальная экономика в 2022 г. вступила в фазу масштабной структурной перестройки.

Уровень и качество жизни региона – это комплекс показателей, характеризующих уровень экономического развития региона, уровень доходов населения, качество социальной инфраструктуры и другие факторы, влияющие на качество жизни населения.

Анализируя динамику основных социально-экономических индикаторов в Пермском крае (таблица 1), можно сделать вывод, что среднедушевые доходы населения (в месяц) увеличились на 8 500 руб. в натуральном выражении, а в относительном – 29,6%. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились только в 2019 г. и 2021 г. на 1,5% и на 0,7% соответственно, а в 2018 г., 2020 г. и 2022 г. при увеличении среднедушевых денежных доходов населения – реальные сократились, то есть население могло позволить купить себе меньшее количество товаров и услуг. Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций за анализируемый период увеличилась на 17 432,1 руб. или на 48,7%. Реальная начисленная заработная плата увеличивалась каждый год. Средний размер назначенных пенсий за период 2019-2023 гг. увеличились на 5 460,3 руб. или на 38,8%. Реальный размер назначенных пенсий увеличивался каждый год, кроме 2021 г. Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности сократилось на 96,4 тыс. чел или на 24,7%., а в % от общей численности населения в 2023 году составило 10%.

Таблица 1 – Динамика основных социально-экономических индикаторов в Пермском крае за 2018-2022 гг.

Показатели
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2023г./
2019г., %
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.
30 618,2
30 236,6
32 750,2
37 245,7
41999,7
137,17
Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году
101,5
94,3
100,7
97,7
106,3
104,73
Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций, руб.
39 209,9
41 958,0
46 267,1
53 234,1
58 311,0
148,71
Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году
105,2
103,7
103,5
100,2
105,1
99,90
Средний размер назначенных пенсий, руб.
14 926,4
15 8060
16 991,3
19 530,1
21 290,0
142,63
Реальный размер назначенных пенсий, в % к предыдущему году
103,9
101,1
98,4
102,5
109,0
104,91
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности, тыс. чел.
361,5
345,5
330,2
294,1
248,8
68,82
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности, в % от общей численности населения
13,8
13,3
12,8
11,5
10,0
72,46
Источник: составлено авторами по данным [21].

Анализируя динамику величины прожиточного минимума в Пермском крае, можно сделать вывод, что величина прожиточного минимума на душу населения увеличилось на 26,4% к 2023 г. по сравнению с 2019 г. (рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика величины прожиточного минимума в Пермском крае за период 2019-2023 гг., руб.

Источник: составлено авторами по данным [21].

Также необходимо учитывать численность безработных и численность занятых, так как если будет большое число безработных, то это может привести к экономическому спаду (рисунок 2).

Рисунок 2 – Динамика численности занятых и безработных в Пермском крае за 2019-2023 гг., тыс. чел.

Источник: составлено авторами по данным [21].

Анализируя динамику численности занятых и безработных Пермского края, можно сделать вывод, что за период 2019-2023 гг. численность занятых сократилось на 1,8%, численность безработных также сократилось на 44,3%.Одним из важных показателей уровня жизни населения является уровень безработицы. Он отражает степень занятости населения и может влиять на различные аспекты жизни, такие как доходы населения, инвестиционная привлекательность и другие.

С другой стороны, высокий уровень безработицы может свидетельствовать о проблемах в экономике региона, таких как спад производства, снижение инвестиций и ухудшение условий труда. Это может приводить к снижению уровня жизни населения, увеличению социальной напряженности и снижению инвестиционной привлекательности региона.

В 2023 году уровень безработицы составил 2,8%, что является меньше данного показателя по России (3,7%). Наибольший уровень безработицы был в 2020 г. из-за пандемии COVID-19, так как пандемия привела к потере работы у многих граждан (рисунок 3).

Рисунок 3 – Динамика уровня безработицы в Пермском крае за 2019-2023 гг., %

Источник: составлено авторами по данным [21].

Индекс потребительских цен является важным показателем в социально-экономической сфере. Он используется для измерения уровня инфляции и определения динамики изменения цен на товары и услуги. Также позволяет оценить уровень жизни населения и его покупательную способность. Кроме того, индекс потребительских цен может использоваться для корректировки заработной платы, пенсий и социальных выплат, а также для определения налоговой политики государства.

Анализируя динамику индекса потребительских цен (рисунок 4), можно сделать вывод, что индекс потребительских цен на все товары и услуги увеличился в 2022 году на 12,4%, на продовольственные и непродовольственные товары также увеличился на 11,6% и 12,4% соответственно. Индекс потребительских цен на услуги в 2022 году увеличились больше всего, рост составил 13,7%.

Рисунок 4 – Динамика индекса потребительских цен в Пермском крае за период 2019-2023 гг., декабрь к декабрю предыдущего года, %

Источник: составлено авторами по данным [21].

Здравоохранение является одним из ключевых компонентов уровня жизни населения. Оно включает в себя доступ к медицинским услугам, качество медицинского обслуживания, доступность лекарств и медицинских препаратов, а также уровень здоровья населения в целом. Улучшение здравоохранения может способствовать увеличению продолжительности жизни, снижению заболеваемости и смертности, а также улучшению качества жизни людей.

Анализируя динамику основных показателей здравоохранения, можно сделать вывод, что за период 2019-2023 гг. численность врачей (всего) сократилось на 779 чел. или на 6,0%, численность среднего медицинского персонала также сократилось на 2 428 чел. или на 9,33%. Число больничных организаций сократилось на 4 единицы или на 5,19%, число больничных коек также сократилось на 1 803 единиц или на 8,82%. Число амбулаторно-поликлинических организаций увеличилось на 71 единицу в натуральном выражении, а в относительном – 15,85%. Мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену сократилось на 1,0 тыс. или на 2,03% (таблица 2).

Таблица 2 – Динамика основных показателей здравоохранения в Пермском крае за период 2019-2023 гг.


2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2023 г./2019 г., %
Численность врачей (всего), чел.
13 140
13 005
12 584
12 414
12 361
94,07
Численность среднего медицинского персонала, чел.
26 026
25 511
24 631
23 903
23 598
90,67
Число больничных организаций, ед.
77
67
68
70
73
94,81
Число больничных коек, ед.
20 448
19 176
19 283
18 993
18 645
91,18
Число амбулаторно-поликлинических организаций, ед.
448
442
447
480
519
115,85
Мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену, тыс.
59,0
58,9
58,8
58,1
57,8
97,97
Источник: составлено авторами по данным [21].

В 2023 году на территории края работали 5 диспансеров: врачебно-физкультурный, кардиологический, кожно-венерологический, наркологический и онкологический, а также 17 станций (отделений) скорой медицинской помощи. В среднем по краю за 2023 год на одного врача приходилось 198 человек населения, а на одного работника среднего медицинского персонала – 97 человек.

О реализации в Пермском крае национального проекта «Здравоохранение» в 2023 году уменьшилось количество повторных обращений граждан в единый кол-центр, а также увеличилось количество записей через единый кол-центр в неделю в 5 раз. На 2023 год 47 медицинских организаций, 89% поликлиник Пермского края обеспечивают возможность получения медицинской помощи в день обращения, а именно 15 отделений и 46 кабинетов обеспечивают оказание неотложной медпомощи в ежедневном режиме.

Образование также является важным компонентом уровня жизни населения. Оно обеспечивает доступ к знаниям и навыкам, необходимым для успешной карьеры и личностного развития. Кроме того, образование может способствовать улучшению экономического благосостояния, поскольку оно может повысить уровень квалификации работников и их возможности на рынке труда.

В таблице 3 представлена динамика основных показателей образования в Пермском крае за период 2019-2023гг. Анализируя динамику основных показателей образования в Пермском крае, можно сделать вывод, что численность воспитанников по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми увеличилось на 18 435 чел. или на 10,9%.

Таблица 3 – Динамика основных показателей образования в Пермском крае за период 2018-2022гг., чел.


2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2023г./
2019г., %
Численность воспитанников по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
167 589
162 670
159 198
155 458
152 577
91,04
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях
319 927
324 395
329 764
336 435
340 836
105,54
Численность учителей в общеобразовательных организациях
18 789
18 687
18 223
18 112
18 009
95,85
Численность студентов среднего профессионального образования подготовки
70 668
76 451
82 900
90 682
96 333
136,32
Численность преподавателей среднего профессионального образования
2 964
2 926
2 867
2 878
2 638
89,0
Численность студентов по программам бакалавриата, специалитета – всего
54 033
54 486
53 622
53 567
54 113
100,15
Численность профессорско- преподавательского персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета
3 200
3 103
3 065
2 962
2928
91,50
Источник: составлено авторами по данным [21].

Анализируя динамику основных показателей образования в Пермском крае, можно сделать вывод, что численность воспитанников по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми увеличилось на 9,96%. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях также увеличилось на 5,54%, однако численность учителей в общеобразовательных организациях наоборот сокращается на 4,15%. Численность студентов среднего профессионального образования подготовки увеличивается на 36,32%, но также происходит сокращение преподавателей среднего профессионального образования на 11%. Численность студентов по программам бакалавриата, специалитета и численность профессорско-преподавательского персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета осталась практически на прежнем уровне, рост составил лишь 0,15%. Тем не менее за последний год их количество увеличилось на 1%. Численность профессорско- преподавательского персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета сократилась на 8,5%.

По итогам регионального проекта «Образование» в 2022 году было выделено 2 477,83 млн руб. на строительство и ремонт образовательных учреждений. Были созданы 14 центров образования, на которые выделили 21,96 млн руб. Открылся школьный технопарк «Кванториум» в г. Березниках, в котором 500 обучающихся прошли обучение и 2500 обучающихся освоили дополнительные программы. Также были отремонтированы спортзалы в 4 школах, финансирование составило 8 млн руб, в том числе из федерального бюджета 7,5 млн руб, а из муниципального – 0,13 млн руб.

Также важно сказать про жилищный фонд, так как он является важной составляющей уровня жизни населения. Он включает в себя жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения. Улучшение жилищного фонда может способствовать увеличению доступности жилья для населения, улучшению жилищных условий и снижению уровня бедности.

Анализируя жилищный фонд Пермского края, можно сделать вывод, что за период 2019-2023 гг. весь жилищный фонд увеличился на 5 721,6 м² или на 9,1%. Жилищный фонд в среднем на одного жителя также увеличился на 3,3 м² или на 13,7% (рисунок 5).

Рисунок 5 – Динамика всего жилищного фонда Пермского края за период 2019-2023 гг., м²

Источник: составлено авторами по данным [21].

Экологическая ситуация влияет на уровень жизни населения. Загрязнение окружающей среды может негативно сказываться на здоровье людей, а также на качестве воздуха и воды. Улучшение экологической ситуации может способствовать снижению заболеваемости и увеличению продолжительности жизни. Анализируя динамику основных показателей, которые загрязняют окружающую среду (рисунок 6), можно сделать вывод, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников сократились на 18,2 тыс. тонн или на 6,2%.

Рисунок 6 – Динамика основных показателей, характеризующих загрязнение окружающей среды в Пермском крае за период 2019-2023 гг.

Источник: составлено авторами по данным [21].

Также сократился сброс загрязненных сточных вод на 36,5% или на 77,4 млн кубич. м. Забор воды из природных водных объектов для использования сократился на 178,5 млн кубич. м. или на 11,7%.

В 2023 году Пермский край занимал 38 место среди всех субъектов Российской Федерации по качеству жизни населения.

Был проведен корреляционно-регрессионный анализ уровня жизни населения Пермского края за период 2019 – 2023гг. Соответствующие исходные статистические показатели за рассматриваемый период представлены ниже (таблица 4).

Таблица 4 – Исходные данные по Пермскому краю для проведения корреляционно-регрессионного анализа

Годы
Среднедушевой уровень дохода, руб. (Y)
Прожиточный минимум, руб. (X1)
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. чел. (X2)
Уровень занятости, (X3)
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. (X4)
Уровень безработицы, % (X5)
2019
35 233
11 185
361,5
54,3
39 209,9
5,15
2020
35 934
11 301
345,5
55,1
41 958,0
5,72
2021
39 934
11 653
330,2
56,5
46 267,1
4,58
2022
47 385
12 654
294,1
57,2
53 234,1
3,44
2023
53 139
14 375
248,8
57,6
58 311,0
2,80
Источник: составлено авторами по данным [21].

Примем за результативный признак (Y) – среднедушевой уровень дохода, а в качестве факторных признаков примем прожиточный минимум (X1); численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (X2); уровень занятости (X3); среднемесячную номинальную начисленную заработную плату (X4); уровень безработицы (X5). Результаты анализа представлены в таблице 5.

Наибольшее влияние на изменение среднедушевого уровня дохода оказывает показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (Связь по шкале Чеддока – весьма высокая).

Таблица 5 – Результаты корреляционно-регрессионного анализа

Показатель
Среднедушевой уровень дохода, руб. (Y)
Коэффициент корреляции
t-критерий Стьюдента
Уравнение парной линейной регрессии
Прожиточный минимум, руб. (X1)
0,974
Прямая, весьма высокая
7,453 Статистически значима
y = -27021.77286 + 5.66855 * x
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. чел. (X2)
-0,991
Обратная, весьма высокая
12,561 Статистически значима
y = 96021.12024 - 169.91368 * x
Уровень занятости, (X3)
0,922
Прямая, весьма высокая
4,133 Статистически значима
y = -243574.31330 + 5092.61335 * x
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. (X4)
0,993
Прямая, весьма высокая
14,635
Статистически значима
y = -4097.14199 + 0.97126 * x
Уровень безработицы, % (X5)
-0,975
Обратная, весьма высокая
7,664
Статистически значима
y = 69510.42730 - 6266.81127 * x
Источник: составлено авторами по данным [21].

Увеличение показателя прожиточного минимума за анализируемый период с 2019 по 2023 также влияет на рост среднедушевого уровня доходов, но менее, чем рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы – значение коэффициента корреляции 0,974 против 0,993. Зависимость показателя среднедушевого уровня дохода от численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и уровня безработицы является обратной и весьма высокой. Наименьшее влияние среди исследуемых признаков на среднедушевой уровень доходов оказывает уровень занятости населения.

Для определения направлений повышения уровня и качества жизни населения Пермского края была проведена оценка основных параметров данного критерия по муниципальным образованиям края и составлен комплексный рейтинг.

На рисунке 6 представлены показатели, отобранные для расчета рейтинговой оценки по уровню и качеству жизни населения муниципальных образований. В данной методике присутствует 13 показателей.

Рисунок 6 – Показатели рейтинга уровня и качества жизни населения муниципальных образований

Источник: составлено авторами по данным [21].

В результате вычислений интегральной оценки уровня и качества жизни муниципальных образований Пермского края наивысшее значение у Краснокамского ГО (0,777), Добрянского ГО (0,787) и Суксунского ГО (0,760), находящиеся в диапазоне 0,75-1 и приближенной реперной точке 0,75, указывает на высокий уровень и качество жизни населения. В данных муниципальных образованиях хорошо развита инфраструктура, высокие доходы населения и достаток обеспеченности населения жилыми помещениями. Наименьшее значение интегральной оценки уровня и качества жизни оказалось у Юсьвинского МО (0,546), Косинского МО (0,573), Юрлинского МО (0,572), Кишертского МО (0,571), Гайнского МО (0,585), Ильинского ГО (0,615), г. Кизела (0,613), Верещагинского ГО (0,621), Куединского МО (0,623) и Кунгурского МО (0,623), входящих в диапазон 0,5-0,75, но приближенной реперной точке 0,5, свидетельствует о том, что в указанных муниципальных образованиях уровень и качество жизни населения находится на среднем уровне (таблица 6).

Таблица 6 – Результат расчетов интегральных оценок муниципальных образований Пермского края по уровню и качеству жизни населения

Муниципальное образование
Интегральная оценка уровня и качества жизни
Городские округа
город Пермь
0,691
город Березники
0,685
Верещагинский
0,621
Горнозаводский
0,657
Добрянский
0,777
Ильинский
0,615
город Кизел
0,613
Красновишерский
0,635
Краснокамский
0,787
Лысьвенский
0,622
Нытвенский
0,683
Октябрьский
0,678
Осинский
0,691
Оханский
0,652
Очерский
0,642
Соликамский
0,691
Суксунский
0,760
Чайковский
0,731
Чердынский
0,699
Чернушинский
0,742
Чусовской
0,691
Муниципальные округа
Александровский
0,702
Бардымский
0,635
Березовский
0,671
Большесосновский
0,650
Гайнский
0,585
Губахинский
0,682
Еловский
0,711
Карагайский
0,645
Кишертский
0,572
Косинский
0,571
Кочевский
0,701
Кудымкарский
0,673
Куединский
0,623
Кунгурский
0,623
Ординский
0,654
Пермский
0,690
Сивинский
0,662
Уинский
0,643
Частинский
0,673
Юрлинский
0,572
Юсьвинский
0,546
Источник: составлено авторами по данным [21].

Это указывает на недостаточное развитие инфраструктуры, невысокий уровень доходов и ограниченные ресурсы для улучшения качества жизни населения. Для улучшения ситуации в этих муниципальных образованиях необходимо разрабатывать и реализовывать программы и меры для улучшения уровня и качества жизни населения. Муниципальные образования, у которых интегральная оценка уровня и качества жизни находится в диапазоне 0,626-0,774 и приближенное реперной точке 0,75, указывают на относительно высокий уровень развития и качества жизни в муниципальных образованиях, то есть достаточно развита инфраструктура и высокие доходы населения. Однако необходимо продолжать развитие данной сферы для достижения высокого уровня и качества жизни населения.

Заключение.

В целом, муниципальные образования Пермского края имеют как положительные, так и отрицательные тенденции в различных сферах. Положительные тенденции включают в себя:

- улучшение доступа к качественным услугам здравоохранения и образования;

- повышение уровня жизни населения за счет создания новых рабочих мест и социальной поддержки.

А отрицательные тенденции включают следующее:

- недостаточное финансирование социальных программ и инфраструктуры;

- демографические проблемы, такие как уменьшение численности населения и старение населения;

- низкий уровень доходов и возможности для жителей определенных территорий.

В соответствии с данным рейтингом для отстающих территорий безвозмездные поступления предлагается увеличить для реализации следующих направлений.

К основным направления относятся:

- Улучшение демографической ситуации, а так же улучшение ситуации семей, имеющих детей и находящихся в трудной жизненной ситуации. Целью является снижение бедности и неравенства населения по доходам, повышение благосостояния. Для достижения поставленной цели необходимо слаженное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края и ОМСУ. Данное направление связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.

- Доступность и повышения качества медицинской помощи, оснащение лекарствами, в первую очередь малообеспеченные слои населения. Целью является рост качества и доступности медицинской помощи, обеспечение лекарствами для малоимущих слоев, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

- Повышение эффективности системы социального обслуживания и социальной защиты. Цель — улучшение системы социального обслуживания и социальной защиты, особенно пожилых граждан и инвалидов.

- Поддержка занятости населения, гарантия прав граждан в области труда. Целью является поддержка продуктивной занятости населения и гарантия прав граждан в области труда. Политика государства в области занятости населения тесно связана с решением проблем социально-экономического развития и ориентирована на создание экономических, институциональных и правовых положений для повышения эффективности труда рабочих, обеспечение учета интересов и гарантий работников и работодателей. В области занятости политика государства направлена на: поддержка в осуществлении прав граждан на достойный труд по роду своей деятельности и профессии и на свободное распоряжение своими способностями к труду; гарантия реализации права граждан на защиту от безработицы; профилактика и предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации труда, так же гарантия соблюдения прав в области охраны труда; поддержка обеспечению работодателей рабочей силой в нужном количестве и требуемой квалификации.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://shkolaborispolskaya-r31.gosuslugi.ru/pedagogam-i-sotrudnikam/nastavnichestvo/dokumenty (дата обращения: 14.04.2023).
2. Блиндер М.О. Современные подходы к проведению оценки уровня и качества жизни населения в муниципальных образованиях региона // Вестник АГУ. – 2022. – № 4 (310). – c. 156.
3. Бобков В. Н. Бедность, уровень и качество жизни: методология анализа и механизмы реализации // Уровень жизни населения регионов России. – 2019. – № 1. – c. 7-20.
4. Борисов Е. Ф. Экономика. / учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 383 c.
5. Бычкова С. Г. Социальная статистика. / учебник для академического бакалавриата. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 864 c.
6. В России составили рейтинг регионов по уровню жизни. [Электронный ресурс]. URL: WWW.KP.RU:https://www.kp.ru/online/news/5138827/ (дата обращения: 24.05.2024).
7. Гайфутдинова О. С., Стародумова Ю. В. Уровень и качество жизни населения в регионе в условиях инновационного развития: муниципальный аспект (на примере Пермского края) // Ars Administrandi. – 2017. – № 3.
8. Гундаров И. А., Крутько В. Н., Львов Д. С., Пригарин А. А., Лищук В. А., Руднинский Ф. М. Оценивать ли жизнь по показателям?: официальный сайт газеты «Дуэль». [Электронный ресурс]. URL: http://www.duel.ru (дата обращения: 19.12.2023).
9. Доходы, расходы и сбережения населения России : тенденции и перспективы : материалы IX Международной научно-практической конференции (Москва, 28 ноября 2023 г.) / Ответственный редактор А. В. Ярашева ; ИСЭПН ФНИСЦ РАН, Москва, 2024 г. – 299 с материалы IX Международной научно-практической конференции (Москва, 28 ноября 2023 г.) ИСЭПН ФНИСЦ РАН
10. Забелин И.О. Оценка уровня жизни населения на основе статистического анализа // Научный журнал. – 2019. – № 5 (39). – c. 41–46.
11. Землянухина Н. С., Землянухина С. Г., Павлова И. Д. Уровень и качество жизни населения России: факторы формирования и пути повышения. - Саратов : Издательство Саратовского университета, 2022. – 256 c.
12. Индекс качества жизни по странам в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://www.numbeo.com/quality-of-life/rankings_by_country.jsp?title (дата обращения: 23.04.2024).
13. Колесников М.А. Экономика Пермского края: векторы роста // Аналитический вестник. – 2018. – № 21 (710). – c. 20 – 27.
14. Королев И.В., Ермолина Л.В. Социально-экономические последствия пандемии COVID-19 для Российской Федерации и возможные антикризисные стратегии // Экономика, управление и право в современных условиях: Межвузовский сборник статей. Тольятти, 2020. – c. 79-83.
15. Крюков С. В. Сравнительная оценка регионов РФ по уровню и качеству жизни населения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. – № 3. – c. 22-29.
16. Легчилина Е.Ю., Апенько С.Н., Кирилюк О.М, Цалко Т.В. Исследование влияния пенсионной реформы на трансформацию социально-трудовых отношений // Экономика труда. – 2019. – № 4. – c. 1397-1410.
17. Бобков В. Н., Гулюгина А. А. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России – 2022 год. / [Ежегодник]. Вып. 1(202). - М. : ИЭ РАН, 2023. – 166 c.
18. Орешников В. В., Низамутдиров М. М. Оценка качества жизни населения в регионах Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. – 2023. – № 3. – c. 192–213.
19. Перечень муниципальных образований Пермского края. [Электронный ресурс]. URL: https://59.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Перечень%20муниципальных% (дата обращения: 17.04.2023).
20. Пермский край оказался в середине рейтинга регионов РФ по качеству жизни. [Электронный ресурс]. URL: https://perm.rbc.ru/perm/freenews/5f1827a99a7947ce9f972fc9 (дата обращения: 17.04.2023).
21. Пермский край в цифрах. [Электронный ресурс]. URL: https://59.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 26.07.2024).
22. Плисецкий Е. Л. Региональная экономика. / учебник для вузов / 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 554 c.
23. Гатауллин Р.Ф., Чувашаева Э.Р. Содержание и глубина деформации социо-эколого-экономического пространства региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2023. – № 5. – c. 156–161.
24. Захарова С. Г. Управление качеством жизни населения. / монография. - Нижний Новгород: НИЦ «Открытое знание», 2019. – 157 c.
25. Шалаева Л. В. Оценка уровня жизни населения Пермского края // Московский экономический журнал. – 2020. – № 3. – c. 25.
26. Юсуфова М.А. Пандемия COVID-19: последствия на уровне мирового общественного благосостояния и социально-экономической политики России // Вестник науки. – 2020. – № 8 (29). – c. 19-25.
27. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 12.12.2023).
28. Официальный сайт Пермьстата. [Электронный ресурс]. URL: https://59.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.05.2024).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:04