Assessment of the regional standard of living in the context economic security (on the materials of the Perm Territory)
Karieva E.M.1, Emelyanov A.M.1, Trotsenko V.M.1,2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Пермский филиал
2 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 9 (September 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=71960674
Abstract:
The article presents an analysis of the standard of living from the perspective of ensuring the economic security of the region. The quality of life and the standard of living of the population of the Perm Territory were subjected to analysis. The indicators are then assessed. The authors conducted a correlation and regression analysis of the standard of living in the Perm Territory for the period 2019-2023. The average per capita income level was determined to be an effective indicator, most influenced by the indicator of the average monthly nominal accrued salary.
The authors presented an assessment of the principal parameters of the quality and standard of living in the municipalities of the region and compiled a comprehensive ranking.
The article identifies areas for improvement in the quality and standard of living in the Perm Territory, including enhancements to the demographic situation, medical care, the social service and social protection system, and support for employment.
Keywords: regional economic security, regional standard of living, assessment of the quality and standard of living indicator, regional socio-economic policy
JEL-classification: F52, H56, H12
Введение.
Актуальность.
Одними из основных условий реализации человеческого потенциала и, как следствие, факторами социально-экономического развития любого региона являются достойный уровень и высокое качество жизни населения. Обеспечение достойного уровня жизни населения является неотъемлемой составляющей национальной безопасности Российской Федерации. В настоящее время стратегические ориентиры государственной социальной политики закреплены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Актуальность данной темы состоит в острой потребности выполнения анализа вопросов проблем качества жизни населения и выявление наиболее верных и актуальных показателей и критериев, которые дадут возможность органам государственной и региональной власти реализовывать стабилизирующую деятельность по обеспечению экономической безопасности региона.
Теоретическая и методологическая основа исследования методологии оценки показателей уровня и качества жизни населения представлена в трудах [2,3,4,5,6, 10], в сфере реализации социально-экономической политики регионов и обеспечения региональной экономической безопасности [7,8,11,12,13 и др.].
Цель исследования – оценка показателей и предложения по повышению уровня и качества жизни населения Пермского края.
Научной новизной исследования является проведение статистического корреляционно-регрессионного анализа показателей уровня и качества жизни населения Прикамья, позволившего уточнить предложения по повышению уровня и качества жизни населения региона.
Методологическая основа исследования. Сравнение и анализ, статистический анализ, расчетный и аналитический метод исследования и др.
Основная часть.
Вызовы 2022 года создали в регионах страны сложные условия для реализации государственной политики в области уровня и качества жизни населения. В социальной сфере нашли отражение беспрецедентные внешние торговые и финансовые ограничения, вследствие которых национальная экономика в 2022 г. вступила в фазу масштабной структурной перестройки.
Уровень и качество жизни региона – это комплекс показателей, характеризующих уровень экономического развития региона, уровень доходов населения, качество социальной инфраструктуры и другие факторы, влияющие на качество жизни населения.
Анализируя динамику основных социально-экономических индикаторов в Пермском крае (таблица 1), можно сделать вывод, что среднедушевые доходы населения (в месяц) увеличились на 8 500 руб. в натуральном выражении, а в относительном – 29,6%. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились только в 2019 г. и 2021 г. на 1,5% и на 0,7% соответственно, а в 2018 г., 2020 г. и 2022 г. при увеличении среднедушевых денежных доходов населения – реальные сократились, то есть население могло позволить купить себе меньшее количество товаров и услуг. Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций за анализируемый период увеличилась на 17 432,1 руб. или на 48,7%. Реальная начисленная заработная плата увеличивалась каждый год. Средний размер назначенных пенсий за период 2019-2023 гг. увеличились на 5 460,3 руб. или на 38,8%. Реальный размер назначенных пенсий увеличивался каждый год, кроме 2021 г. Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности сократилось на 96,4 тыс. чел или на 24,7%., а в % от общей численности населения в 2023 году составило 10%.
Таблица 1 – Динамика основных социально-экономических индикаторов в Пермском крае за 2018-2022 гг.
Показатели
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
2023г./
2019г., % |
Среднедушевые
денежные доходы населения (в месяц), руб.
|
30 618,2
|
30 236,6
|
32 750,2
|
37 245,7
|
41999,7
|
137,17
|
Реальные
располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году
|
101,5
|
94,3
|
100,7
|
97,7
|
106,3
|
104,73
|
Среднемесячная
номинальная заработная плата работников организаций, руб.
|
39 209,9
|
41 958,0
|
46 267,1
|
53 234,1
|
58 311,0
|
148,71
|
Реальная
начисленная заработная плата, в % к предыдущему году
|
105,2
|
103,7
|
103,5
|
100,2
|
105,1
|
99,90
|
Средний
размер назначенных пенсий, руб.
|
14 926,4
|
15
8060
|
16 991,3
|
19 530,1
|
21 290,0
|
142,63
|
Реальный
размер назначенных пенсий, в % к предыдущему году
|
103,9
|
101,1
|
98,4
|
102,5
|
109,0
|
104,91
|
Численность
населения с денежными доходами ниже границы бедности, тыс. чел.
|
361,5
|
345,5
|
330,2
|
294,1
|
248,8
|
68,82
|
Численность
населения с денежными доходами ниже границы бедности, в % от общей
численности населения
|
13,8
|
13,3
|
12,8
|
11,5
|
10,0
|
72,46
|
Анализируя динамику величины прожиточного минимума в Пермском крае, можно сделать вывод, что величина прожиточного минимума на душу населения увеличилось на 26,4% к 2023 г. по сравнению с 2019 г. (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика величины прожиточного минимума в Пермском крае за период 2019-2023 гг., руб.
Источник: составлено авторами по данным [21].
Также необходимо учитывать численность безработных и численность занятых, так как если будет большое число безработных, то это может привести к экономическому спаду (рисунок 2).
Рисунок
2 – Динамика численности занятых и безработных в Пермском крае за 2019-2023
гг., тыс. чел.
Источник: составлено авторами по данным [21].
Анализируя динамику численности занятых и безработных Пермского края, можно сделать вывод, что за период 2019-2023 гг. численность занятых сократилось на 1,8%, численность безработных также сократилось на 44,3%.Одним из важных показателей уровня жизни населения является уровень безработицы. Он отражает степень занятости населения и может влиять на различные аспекты жизни, такие как доходы населения, инвестиционная привлекательность и другие.
С другой стороны, высокий уровень безработицы может свидетельствовать о проблемах в экономике региона, таких как спад производства, снижение инвестиций и ухудшение условий труда. Это может приводить к снижению уровня жизни населения, увеличению социальной напряженности и снижению инвестиционной привлекательности региона.
В 2023 году уровень безработицы составил 2,8%, что является меньше данного показателя по России (3,7%). Наибольший уровень безработицы был в 2020 г. из-за пандемии COVID-19, так как пандемия привела к потере работы у многих граждан (рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика уровня безработицы в Пермском крае за 2019-2023 гг., %
Источник: составлено авторами по данным [21].
Индекс потребительских цен является важным показателем в социально-экономической сфере. Он используется для измерения уровня инфляции и определения динамики изменения цен на товары и услуги. Также позволяет оценить уровень жизни населения и его покупательную способность. Кроме того, индекс потребительских цен может использоваться для корректировки заработной платы, пенсий и социальных выплат, а также для определения налоговой политики государства.
Анализируя динамику индекса потребительских цен (рисунок 4), можно сделать вывод, что индекс потребительских цен на все товары и услуги увеличился в 2022 году на 12,4%, на продовольственные и непродовольственные товары также увеличился на 11,6% и 12,4% соответственно. Индекс потребительских цен на услуги в 2022 году увеличились больше всего, рост составил 13,7%.
Рисунок 4 – Динамика индекса потребительских цен в Пермском крае за период 2019-2023 гг., декабрь к декабрю предыдущего года, %
Источник: составлено авторами по данным [21].
Здравоохранение является одним из ключевых компонентов уровня жизни населения. Оно включает в себя доступ к медицинским услугам, качество медицинского обслуживания, доступность лекарств и медицинских препаратов, а также уровень здоровья населения в целом. Улучшение здравоохранения может способствовать увеличению продолжительности жизни, снижению заболеваемости и смертности, а также улучшению качества жизни людей.
Анализируя динамику основных показателей здравоохранения, можно сделать вывод, что за период 2019-2023 гг. численность врачей (всего) сократилось на 779 чел. или на 6,0%, численность среднего медицинского персонала также сократилось на 2 428 чел. или на 9,33%. Число больничных организаций сократилось на 4 единицы или на 5,19%, число больничных коек также сократилось на 1 803 единиц или на 8,82%. Число амбулаторно-поликлинических организаций увеличилось на 71 единицу в натуральном выражении, а в относительном – 15,85%. Мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену сократилось на 1,0 тыс. или на 2,03% (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика основных показателей здравоохранения в Пермском крае за период 2019-2023 гг.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
2023
г./2019 г., %
|
Численность
врачей (всего), чел.
|
13
140
|
13
005
|
12
584
|
12
414
|
12
361
|
94,07
|
Численность
среднего медицинского персонала, чел.
|
26
026
|
25
511
|
24
631
|
23
903
|
23
598
|
90,67
|
Число
больничных организаций, ед.
|
77
|
67
|
68
|
70
|
73
|
94,81
|
Число
больничных коек, ед.
|
20
448
|
19
176
|
19
283
|
18
993
|
18
645
|
91,18
|
Число
амбулаторно-поликлинических организаций, ед.
|
448
|
442
|
447
|
480
|
519
|
115,85
|
Мощность
амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену, тыс.
|
59,0
|
58,9
|
58,8
|
58,1
|
57,8
|
97,97
|
В 2023 году на территории края работали 5 диспансеров: врачебно-физкультурный, кардиологический, кожно-венерологический, наркологический и онкологический, а также 17 станций (отделений) скорой медицинской помощи. В среднем по краю за 2023 год на одного врача приходилось 198 человек населения, а на одного работника среднего медицинского персонала – 97 человек.
О реализации в Пермском крае национального проекта «Здравоохранение» в 2023 году уменьшилось количество повторных обращений граждан в единый кол-центр, а также увеличилось количество записей через единый кол-центр в неделю в 5 раз. На 2023 год 47 медицинских организаций, 89% поликлиник Пермского края обеспечивают возможность получения медицинской помощи в день обращения, а именно 15 отделений и 46 кабинетов обеспечивают оказание неотложной медпомощи в ежедневном режиме.
Образование также является важным компонентом уровня жизни населения. Оно обеспечивает доступ к знаниям и навыкам, необходимым для успешной карьеры и личностного развития. Кроме того, образование может способствовать улучшению экономического благосостояния, поскольку оно может повысить уровень квалификации работников и их возможности на рынке труда.
В таблице 3 представлена динамика основных показателей образования в Пермском крае за период 2019-2023гг. Анализируя динамику основных показателей образования в Пермском крае, можно сделать вывод, что численность воспитанников по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми увеличилось на 18 435 чел. или на 10,9%.
Таблица 3 – Динамика основных показателей образования в Пермском крае за период 2018-2022гг., чел.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
2023г./
2019г., % |
Численность
воспитанников по образовательным программам дошкольного образования, присмотр
и уход за детьми
|
167
589
|
162
670
|
159
198
|
155
458
|
152
577
|
91,04
|
Численность
обучающихся в общеобразовательных организациях
|
319
927
|
324
395
|
329
764
|
336
435
|
340
836
|
105,54
|
Численность
учителей в общеобразовательных организациях
|
18
789
|
18
687
|
18
223
|
18
112
|
18
009
|
95,85
|
Численность
студентов среднего профессионального образования подготовки
|
70
668
|
76
451
|
82
900
|
90
682
|
96
333
|
136,32
|
Численность
преподавателей среднего профессионального образования
|
2
964
|
2
926
|
2
867
|
2
878
|
2
638
|
89,0
|
Численность
студентов по программам бакалавриата, специалитета – всего
|
54
033
|
54
486
|
53
622
|
53
567
|
54
113
|
100,15
|
Численность профессорско- преподавательского
персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета
|
3
200
|
3
103
|
3
065
|
2
962
|
2928
|
91,50
|
Анализируя динамику основных показателей образования в Пермском крае, можно сделать вывод, что численность воспитанников по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми увеличилось на 9,96%. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях также увеличилось на 5,54%, однако численность учителей в общеобразовательных организациях наоборот сокращается на 4,15%. Численность студентов среднего профессионального образования подготовки увеличивается на 36,32%, но также происходит сокращение преподавателей среднего профессионального образования на 11%. Численность студентов по программам бакалавриата, специалитета и численность профессорско-преподавательского персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета осталась практически на прежнем уровне, рост составил лишь 0,15%. Тем не менее за последний год их количество увеличилось на 1%. Численность профессорско- преподавательского персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета сократилась на 8,5%.
По итогам регионального проекта «Образование» в 2022 году было выделено 2 477,83 млн руб. на строительство и ремонт образовательных учреждений. Были созданы 14 центров образования, на которые выделили 21,96 млн руб. Открылся школьный технопарк «Кванториум» в г. Березниках, в котором 500 обучающихся прошли обучение и 2500 обучающихся освоили дополнительные программы. Также были отремонтированы спортзалы в 4 школах, финансирование составило 8 млн руб, в том числе из федерального бюджета 7,5 млн руб, а из муниципального – 0,13 млн руб.
Также важно сказать про жилищный фонд, так как он является важной составляющей уровня жизни населения. Он включает в себя жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения. Улучшение жилищного фонда может способствовать увеличению доступности жилья для населения, улучшению жилищных условий и снижению уровня бедности.
Анализируя жилищный фонд Пермского края, можно сделать вывод, что за период 2019-2023 гг. весь жилищный фонд увеличился на 5 721,6 м² или на 9,1%. Жилищный фонд в среднем на одного жителя также увеличился на 3,3 м² или на 13,7% (рисунок 5).
Рисунок 5 – Динамика всего жилищного фонда Пермского края за период 2019-2023 гг., м²
Источник: составлено авторами по данным [21].
Экологическая ситуация влияет на уровень жизни населения. Загрязнение окружающей среды может негативно сказываться на здоровье людей, а также на качестве воздуха и воды. Улучшение экологической ситуации может способствовать снижению заболеваемости и увеличению продолжительности жизни. Анализируя динамику основных показателей, которые загрязняют окружающую среду (рисунок 6), можно сделать вывод, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников сократились на 18,2 тыс. тонн или на 6,2%.
Рисунок 6 – Динамика основных показателей, характеризующих загрязнение окружающей среды в Пермском крае за период 2019-2023 гг.
Источник: составлено авторами по данным [21].
Также сократился сброс загрязненных сточных вод на 36,5% или на 77,4 млн кубич. м. Забор воды из природных водных объектов для использования сократился на 178,5 млн кубич. м. или на 11,7%.
В 2023 году Пермский край занимал 38 место среди всех субъектов Российской Федерации по качеству жизни населения.
Был проведен корреляционно-регрессионный анализ уровня жизни населения Пермского края за период 2019 – 2023гг. Соответствующие исходные статистические показатели за рассматриваемый период представлены ниже (таблица 4).
Таблица 4 – Исходные данные по Пермскому краю для проведения корреляционно-регрессионного анализа
Годы
|
Среднедушевой
уровень дохода, руб. (Y)
|
Прожиточный
минимум, руб. (X1)
|
Численность
населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. чел.
(X2)
|
Уровень
занятости, (X3)
|
Среднемесячная
номинальная начисленная заработная плата, руб. (X4)
|
Уровень
безработицы, % (X5)
|
2019
|
35
233
|
11
185
|
361,5
|
54,3
|
39 209,9
|
5,15
|
2020
|
35
934
|
11
301
|
345,5
|
55,1
|
41 958,0
|
5,72
|
2021
|
39
934
|
11
653
|
330,2
|
56,5
|
46 267,1
|
4,58
|
2022
|
47
385
|
12
654
|
294,1
|
57,2
|
53 234,1
|
3,44
|
2023
|
53
139
|
14
375
|
248,8
|
57,6
|
58 311,0
|
2,80
|
Примем за результативный признак (Y) – среднедушевой уровень дохода, а в качестве факторных признаков примем прожиточный минимум (X1); численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (X2); уровень занятости (X3); среднемесячную номинальную начисленную заработную плату (X4); уровень безработицы (X5). Результаты анализа представлены в таблице 5.
Наибольшее влияние на изменение среднедушевого уровня дохода оказывает показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (Связь по шкале Чеддока – весьма высокая).
Таблица 5 – Результаты корреляционно-регрессионного анализа
Показатель
|
Среднедушевой уровень дохода, руб. (Y)
| ||
Коэффициент
корреляции
|
t-критерий
Стьюдента
|
Уравнение парной линейной регрессии
| |
Прожиточный
минимум, руб. (X1)
|
0,974
Прямая, весьма высокая |
7,453 Статистически
значима
|
y = -27021.77286
+ 5.66855 * x
|
Численность
населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. чел.
(X2)
|
-0,991
Обратная, весьма высокая |
12,561
Статистически значима
|
y = 96021.12024 -
169.91368 * x
|
Уровень
занятости, (X3)
|
0,922
Прямая, весьма высокая |
4,133
Статистически значима
|
y = -243574.31330
+ 5092.61335 * x
|
Среднемесячная
номинальная начисленная заработная плата, руб. (X4)
|
0,993
Прямая, весьма высокая |
14,635
Статистически значима |
y = -4097.14199 +
0.97126 * x
|
Уровень
безработицы, % (X5)
|
-0,975
Обратная, весьма высокая |
7,664
Статистически значима |
y = 69510.42730 -
6266.81127 * x
|
Увеличение показателя прожиточного минимума за анализируемый период с 2019 по 2023 также влияет на рост среднедушевого уровня доходов, но менее, чем рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы – значение коэффициента корреляции 0,974 против 0,993. Зависимость показателя среднедушевого уровня дохода от численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и уровня безработицы является обратной и весьма высокой. Наименьшее влияние среди исследуемых признаков на среднедушевой уровень доходов оказывает уровень занятости населения.
Для определения направлений повышения уровня и качества жизни населения Пермского края была проведена оценка основных параметров данного критерия по муниципальным образованиям края и составлен комплексный рейтинг.
На рисунке 6 представлены показатели, отобранные для расчета рейтинговой оценки по уровню и качеству жизни населения муниципальных образований. В данной методике присутствует 13 показателей.
Рисунок 6 – Показатели рейтинга уровня и качества жизни населения муниципальных образований
Источник: составлено авторами по данным [21].
В результате вычислений интегральной оценки уровня и качества жизни муниципальных образований Пермского края наивысшее значение у Краснокамского ГО (0,777), Добрянского ГО (0,787) и Суксунского ГО (0,760), находящиеся в диапазоне 0,75-1 и приближенной реперной точке 0,75, указывает на высокий уровень и качество жизни населения. В данных муниципальных образованиях хорошо развита инфраструктура, высокие доходы населения и достаток обеспеченности населения жилыми помещениями. Наименьшее значение интегральной оценки уровня и качества жизни оказалось у Юсьвинского МО (0,546), Косинского МО (0,573), Юрлинского МО (0,572), Кишертского МО (0,571), Гайнского МО (0,585), Ильинского ГО (0,615), г. Кизела (0,613), Верещагинского ГО (0,621), Куединского МО (0,623) и Кунгурского МО (0,623), входящих в диапазон 0,5-0,75, но приближенной реперной точке 0,5, свидетельствует о том, что в указанных муниципальных образованиях уровень и качество жизни населения находится на среднем уровне (таблица 6).
Таблица 6 – Результат расчетов интегральных оценок муниципальных образований Пермского края по уровню и качеству жизни населения
Муниципальное образование
|
Интегральная оценка уровня и качества
жизни
|
Городские округа
| |
город
Пермь
|
0,691
|
город
Березники
|
0,685
|
Верещагинский
|
0,621
|
Горнозаводский
|
0,657
|
Добрянский
|
0,777
|
Ильинский
|
0,615
|
город
Кизел
|
0,613
|
Красновишерский
|
0,635
|
Краснокамский
|
0,787
|
Лысьвенский
|
0,622
|
Нытвенский
|
0,683
|
Октябрьский
|
0,678
|
Осинский
|
0,691
|
Оханский
|
0,652
|
Очерский
|
0,642
|
Соликамский
|
0,691
|
Суксунский
|
0,760
|
Чайковский
|
0,731
|
Чердынский
|
0,699
|
Чернушинский
|
0,742
|
Чусовской
|
0,691
|
Муниципальные округа
| |
Александровский
|
0,702
|
Бардымский
|
0,635
|
Березовский
|
0,671
|
Большесосновский
|
0,650
|
Гайнский
|
0,585
|
Губахинский
|
0,682
|
Еловский
|
0,711
|
Карагайский
|
0,645
|
Кишертский
|
0,572
|
Косинский
|
0,571
|
Кочевский
|
0,701
|
Кудымкарский
|
0,673
|
Куединский
|
0,623
|
Кунгурский
|
0,623
|
Ординский
|
0,654
|
Пермский
|
0,690
|
Сивинский
|
0,662
|
Уинский
|
0,643
|
Частинский
|
0,673
|
Юрлинский
|
0,572
|
Юсьвинский
|
0,546
|
Это указывает на недостаточное развитие инфраструктуры, невысокий уровень доходов и ограниченные ресурсы для улучшения качества жизни населения. Для улучшения ситуации в этих муниципальных образованиях необходимо разрабатывать и реализовывать программы и меры для улучшения уровня и качества жизни населения. Муниципальные образования, у которых интегральная оценка уровня и качества жизни находится в диапазоне 0,626-0,774 и приближенное реперной точке 0,75, указывают на относительно высокий уровень развития и качества жизни в муниципальных образованиях, то есть достаточно развита инфраструктура и высокие доходы населения. Однако необходимо продолжать развитие данной сферы для достижения высокого уровня и качества жизни населения.
Заключение.
В целом, муниципальные образования Пермского края имеют как положительные, так и отрицательные тенденции в различных сферах. Положительные тенденции включают в себя:
- улучшение доступа к качественным услугам здравоохранения и образования;
- повышение уровня жизни населения за счет создания новых рабочих мест и социальной поддержки.
А отрицательные тенденции включают следующее:
- недостаточное финансирование социальных программ и инфраструктуры;
- демографические проблемы, такие как уменьшение численности населения и старение населения;
- низкий уровень доходов и возможности для жителей определенных территорий.
В соответствии с данным рейтингом для отстающих территорий безвозмездные поступления предлагается увеличить для реализации следующих направлений.
К основным направления относятся:
- Улучшение демографической ситуации, а так же улучшение ситуации семей, имеющих детей и находящихся в трудной жизненной ситуации. Целью является снижение бедности и неравенства населения по доходам, повышение благосостояния. Для достижения поставленной цели необходимо слаженное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края и ОМСУ. Данное направление связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.
- Доступность и повышения качества медицинской помощи, оснащение лекарствами, в первую очередь малообеспеченные слои населения. Целью является рост качества и доступности медицинской помощи, обеспечение лекарствами для малоимущих слоев, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
- Повышение эффективности системы социального обслуживания и социальной защиты. Цель — улучшение системы социального обслуживания и социальной защиты, особенно пожилых граждан и инвалидов.
- Поддержка занятости населения, гарантия прав граждан в области труда. Целью является поддержка продуктивной занятости населения и гарантия прав граждан в области труда. Политика государства в области занятости населения тесно связана с решением проблем социально-экономического развития и ориентирована на создание экономических, институциональных и правовых положений для повышения эффективности труда рабочих, обеспечение учета интересов и гарантий работников и работодателей. В области занятости политика государства направлена на: поддержка в осуществлении прав граждан на достойный труд по роду своей деятельности и профессии и на свободное распоряжение своими способностями к труду; гарантия реализации права граждан на защиту от безработицы; профилактика и предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации труда, так же гарантия соблюдения прав в области охраны труда; поддержка обеспечению работодателей рабочей силой в нужном количестве и требуемой квалификации.
References:
Blinder M.O. (2022). Sovremennye podkhody k provedeniyu otsenki urovnya i kachestva zhizni naseleniya v munitsipalnyh obrazovaniyakh regiona [The modern approaches to assessing the level and quality of life of the population in the municipalities of the region]. Vestnik AGU. (4 (310)). 156. (in Russian).
Bobkov V. N. (2019). Bednost, uroven i kachestvo zhizni: metodologiya analiza i mekhanizmy realizatsii [Poverty, standard and quality of life: analysis methodology and implementation mechanisms]. Living standards of the population of Russian regions. (1). 7-20. (in Russian).
Bobkov V. N., Gulyugina A. A. (2023). Monitoring dokhodov i urovnya zhizni naseleniya Rossii – 2022 god [Monitoring of incomes and living standards of the Russian population 2022] (in Russian).
Borisov E. F. (2024). Ekonomika [Economics] (in Russian).
Bychkova S. G. (2022). Sotsialnaya statistika [Social statistics] (in Russian).
Gataullin R.F., Chuvashaeva E.R. (2023). Soderzhanie i glubina deformatsii sotsio-ekologo-ekonomicheskogo prostranstva regiona [The content and depth of deformation of the socio-ecological and economic space of the region]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal. (5). 156–161. (in Russian).
Gayfutdinova O. S., Starodumova Yu. V. (2017). Uroven i kachestvo zhizni naseleniya v regione v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya: munitsipalnyy aspekt (na primere Permskogo kraya) [The level and quality of life of the population in the region in the context of innovative development: the municipal aspect (on the example of the Perm Region)]. Ars Administrandi. (3). (in Russian).
Kolesnikov M.A. (2018). Ekonomika Permskogo kraya: vektory rosta [The economy of the Perm Region: growth vectors]. Analytical Journal (Analiticheskiy vestnik). (21 (710)). 20 – 27. (in Russian).
Korolev I.V., Ermolina L.V. (2020). Sotsialno-ekonomicheskie posledstviya pandemii COVID-19 dlya Rossiyskoy Federatsii i vozmozhnye antikrizisnye strategii [Socio-economic consequences of the COVID-19 pandemic for the Russian Federation and possible anti-crisis strategies] Economics, management and law in modern conditions. 79-83. (in Russian).
Kryukov S. V. (2018). Sravnitelnaya otsenka regionov RF po urovnyu i kachestvu zhizni naseleniya [Comparative evaluation of rf regions by the level and quality of life]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (3). 22-29. (in Russian).
Legchilina E.Yu., Apenko S.N., Kirilyuk O.M, Tsalko T.V. (2019). Issledovanie vliyaniya pensionnoy reformy na transformatsiyu sotsialno-trudovyh otnosheniy [Study of the effect of pension reform on the transformation of social and labor relations]. Russian Journal of Labor Economics. (4). 1397-1410. (in Russian).
Oreshnikov V. V., Nizamutdirov M. M. (2023). Otsenka kachestva zhizni naseleniya v regionakh Rossiyskoy Federatsii [Assessment of the quality of life in the regions of the Russian Federation]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. (3). 192–213. (in Russian).
Plisetskiy E. L. (2024). Regionalnaya ekonomika [Regional economy] (in Russian).
Shalaeva L. V. (2020). Otsenka urovnya zhizni naseleniya Permskogo kraya [Assessment of the living standards of the population of the Perm region]. Moscow Economic Journal. (3). 25. (in Russian).
Yusufova M.A. (2020). Pandemiya COVID-19: posledstviya na urovne mirovogo obshchestvennogo blagosostoyaniya i sotsialno-ekonomicheskoy politiki Rossii [The COVID-19 pandemic: consequences at the level of global public welfare and socio-economic policy of Russia]. Vestnik nauki. (8 (29)). 19-25. (in Russian).
Zabelin I.O. (2019). Otsenka urovnya zhizni naseleniya na osnove statisticheskogo analiza [Assessment of the standard of living of the population based on statistical analysis]. Science Magazine. (5 (39)). 41–46. (in Russian).
Zakharova S. G. (2019). Upravlenie kachestvom zhizni naseleniya [Managing the quality of life] (in Russian).
Zemlyanukhina N. S., Zemlyanukhina S. G., Pavlova I. D. (2022). Uroven i kachestvo zhizni naseleniya Rossii: faktory formirovaniya i puti povysheniya [The level and quality of life of the Russian population: factors of formation and ways of improvement] (in Russian).
Страница обновлена: 27.03.2025 в 22:45:48