Transforming the concept of political economics

Stepanov A.A.1, Solodukha P.V.2, Savina M.V.2
1 Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел России
2 Российский государственный социальный университет

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 18, Number 6 (June 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67912429

Abstract:
The article summarizes views on political economics, reflecting the current state and trends of the system of socio-economic and political processes in society. A research paradigm that fills in some of its gaps is proposed. In relation to the conditions of the information and digital mode of production, the conceptual apparatus of political economics has been clarified. The post-industrial interpretation of political economics as a social science of political and economic relations, objective economic laws and patterns that determine the directions, content, mechanisms and tools for the development of political and economic systems and processes in an information and digital society is proposed. The subjects of political economic relations, their place and role are clarified. The concept of power relations in political economic systems and their influence on the behavioral strategies of subjects is revealed. The initial methodological principles and patterns of managing transformation of political and economic relations are revealed.

Keywords: political economics, political economic relations, information and digital society, socio-economic system, network economy, digital transformation, principles and patterns of transformation management

JEL-classification: J24, M53, M54



Введение

Актуальность. Возрастающее внимание к политической экономии обусловлено потребностью в осмыслении происходящих кардинальных изменений в наступившей новой информационно-цифровой эпохе.

Цифровизация и цифровая трансформация, ускоряющиеся темпы смены поколений технологических новаций, появление новых, ранее неизвестных научных знаний, техники, технологий и продуктов создало объективные предпосылки и принципиально новые возможности для преобразования социально-экономической среды.

Научно-технический прогресс обусловил формирование в мире принципиально новых моделей информационно-цифровых технологических сетей, новых организационных, экономических и управленческих связей, новой системы экономических интересов, отношений и взаимодействий.

Информационно-цифровая и сетевая экономика создали новые факторы технологического развития и инновационные продукты, способствовали активизации поиска новых инструментов регулирования сетевых экономических отношений (сетевые организационные структуры; нерыночные механизмы взаимодействия; сетевой маркетинг, шеринг, E-commerce, сетевая конкуренция и др.). В результате, сетевая экономика сформировала новые потребности, обеспечила значительно больший выбор новых решений благодаря раскрывающимся возможностям свободы выбора, многомерности и масштабности сетевых связей, применения IT-технологий и т.д.

Усложнение модели организационно-технологического строения экономической системы общества, усиление тенденций к централизации и концентрации регулирующих функций социально-экономическими процессами, заметно усилившееся воздействие фактора политического влияния на процессы социально-экономического развития потребовало критического переосмысления многих аспектов современной политэкономии.

Вместе с тем до настоящего времени остаются неразрешенными многие вопросы новой концепции политической экономии применительно к особенностям информационно-цифровой и сетевой эпохи и, в частности, проблемы политического устройства систем; ценностных подходов к оценке реальности; норм и нормативов; «суррогата» власти и норм ответственности субъектов; финансовой системы и «тумана» криптовалют; юридических различий субъектов в цепочке стоимости, коррупции и др.

Эти аспекты экономической теории часто воспринимаются слишком легковесно на бытовом уровне, но с политэкономических позиций должны быть объяснены в сущностном глубоком нарративе.

Литературный обзор. Марксистская политическая экономия долгое время служила методологической базой общей экономической теории и ряда других экономических наук. Она указывала на ключевую роль соединения технологических изменений с институциональными в развитии общества.

Политическая экономия в советское время рассматривалась как наука и учебная дисциплина, изучающие объективные «…законы общественного производства и распределения материальных благ на различных ступенях развития человеческого общества» [8], предметом изучения которой являются объективные экономические законы и «…производственные отношения в их взаимодействии с производительными силами». [8] При этом производственные отношения и производительные силы рассматривались в контексте конкретно исторических способов производства.

В постсоветский период внимание к политической экономии заметно снизилось ввиду ряда причин, и прежде всего, политической установки к резкому переходу от административно-командной к либерально-рыночной парадигме развития общества. В этот период отмечалась резкая критика политэкономической концепции советской экономики. Ее критики утверждали, что «советская экономическая… система утратила динамизм, но стабильна». [3]

В последующий постсоветский период концепции политической экономии были представлены различными направлениями и исследовались многочисленными авторами с различных ее аспектов. [2]

По мнению Бузгалина А.В., политэкономическая наука с начала XXI века в большей степени стала рассматриваться как составная часть экономической теории в трендах концепции неоклассики. [2] При этом весьма расширился диапазон представлений об этой науке.

Среди высказываний о политэкономической науке следует отметить позицию Лемещенко П.С., который в контексте институционально-хозяйственной концепции определял ее как «… учение об общих законах институционального устройства и развития мирохозяйственной системы, выработке оптимальных хозяйственных порядков, определение норм, принципов и форм координации взаимоотношения людей, социальных групп, классов, реализующих в процессе своей деятельности определенные цели и интересы». [6]

Горев В.П. в статье «Политэкономия как теоретическая и методологическая основа общей экономической теории», обобщая различные точки зрения, констатирует, что политическая экономия – «… наука о законах, которые управляют производством, распределением и потреблением богатства, тесно связана «с законами природы, а не с правилами поведения…» и что следует развести знание об экономике, ее содержании, структуре, функционировании, эволюции и знание об экономическом поведении людей, их групп, общностей в определенной социально-экономической системе». [4] Отмечается появление такого направления в экономической теории, как «поведенческая экономика», которая изучает субъективно-психологические аспекты поведения экономических акторов.

Несколько по-новому прозвучала концепция Цыганова В.В. и Кадымова Д.С., которые определили в качестве объекта современной политэкономии политико-экономическую систему общества, представляющую собой иерархическую модель «политическая система – власть – экономическая система – экономика». В соответствии с данной концепцией социум определяет политическую систему и конкретную модель власти в обществе (верхний уровень), которые, в свою очередь, определяют содержание и регламенты функционирования экономической системы общества (экономика – нижний уровень). [13]

В этот период появился целый ряд иных научных концепций, определяющих сущность политической экономии. Так, в новом кратком оксфордском словаре английского языка политическая экономия определялась как одно из направлений экономики, предметом изучения которой являются экономические проблемы правительства. [6]

Среди определений политической экономии появляются и популярные публицистическо-философские точки зрения, такие, как «… политическая экономия – наука о материальных основах власти» [9], «… политэкономия представляет собой синтез науки и философии, а …. накопленное знание в применении может стать искусством» [1] и др.

Научный пробел. Обзор научных публикаций по политической экономии и экономической теории свидетельствует о том, что за последние два века экономический научный мейнстрим (неоклассическая экономическая теория) не решил, а лишь усугубил извечные проблемы человечества: разрушение мирохозяйственных связей; рост военных расходов при сокращении доходности капитала; гигантские долги спекулятивной мировой экономики, ведущие к неконтролируемым экономическим кризисам; растущая неконкурентоспосбность «третьих» стран, усугубляющаяся неравенством; противоречия между трудом и капиталом, сопровождающееся эксплуатацией, и другие. Вместе с тем существующие модели рыночной экономики по-прежнему объясняются неоклассической экономической теорией.

Ряд положений неоклассической экономической теории сегодня уже недостаточны для объяснения и формирования научных взглядов и представлений о перспективных моделях развития современной экономики.

Онтологическое же понимание экономических категорий продолжает основываться на политэкономическом подходе. Политэкономический анализ позволяет объяснять и выявлять суть долговой экономики, ее противоречия и антагонизм с социальной сферой, а также природу современных экономических кризисов и т.д.

Современная экономическая наука требует дальнейшего усовершенствования категориального и понятийного аппарата, а также ряда положений методологии политической экономии, приведения их в соответствие с новыми реалиями социально-экономического развития.

Отсутствие в настоящее время консенсуса в концептуальных вопросах, теоретических и методологических подходах к содержательным положениям концепции современной политической экономии приобретает необходимость решения целого ряда теоретико-методологических вопросов. Таких, как:

- может ли ряд положений современной политэкономии, как на теоретическом, так и методологическом уровнях, адекватно, по-новому, осмыслить сущностную особенность трансформации представлений о предмете и объекте ее исследований?

- Как трансформируются и будут выглядеть объекты ее исследования - социально-экономические системы и политические институты в грядущую эпоху?

- Может ли современная политэкономия категориально объяснить и раскрыть особенности новых, ранее неизвестных, социально-экономических процессов в сложившихся моделях глобализированной и сетевой экономики, основанных на глубоком общественном разделении труда, международной специализации, кооперации, интеграции и комбинировании общественного производства, а также сетевых технологиях взаимодействия?

- Какие экономические и политические процессы и каким образом смогут повлиять на будущее развитие общества с учетом специфики парадигмы информационно-цифрового развития?

- Каковы сегодня и в видимой перспективе приоритетные стратегии социально-экономического развития современной экономической системы общества и методы поиска ответов на эти вопросы?

- Какими видятся в ближайшем и отдаленном будущем модели эффективного взаимодействия политических и экономических систем общества? И др.

Цель исследования – определить контуры трансформации ряда положений содержания концепции политической экономии XXI века; раскрыть нюансы и особенности ее понятийного и методологического аппарата; развить представления о сущности, содержании и особенностях проявления и действия законов политической экономии и «политэкономических отношений» применительно к особенностям информационно-цифрового способа производства; сформулировать сущностные социально-экономические, политические закономерности и ключевые противоречия интересов субъектов-участников; уточнить методические подходы к исследованию сущности и особенностей моделей политэкономического устройства общества.

Научная новизна состоит в уточнении сущности, содержания ряда положений и понятий политической экономии применительно к особенностям современной модели социально-экономических систем и политических институтов в информационно-цифровую эпоху на основе использования этимолого-гносеологического и конвергентного методологического подхода, методов системно-креативного анализа и др.

В статье уточнено и раскрыто сущностное содержание категории политической экономии как интегрированно-конвергентной совокупности понятий «политика» и «экономика»; уточнены ее методологические принципы. Предложен системно-процессный подход к изучению предмета политической экономии, основанный на изучении и выявлении особенностей и специфики результатов феномена взаимодействия и взаимовлияния интересов, связей, а также поведенческих стратегий субъектов-участников политических и экономических процессов.

Авторская гипотеза. Современная политическая экономия основывается на концепциях нового мышления, адекватного реалиям технологического и социально-экономического процессов информационно-цифрового общества, базирующегося на системно-процессном видении и понимании качественно нового содержания всей системы социально-экономических и политических отношений общества в нарративе становления цифрового способа производства. Современная политическая экономия – это межпредметная и междисциплинарная наука, основанная не только на комплексном соединении знаний отдельных предметов и дисциплин, но и несущая в себе идею трансдисциплинарности и трансфессиональности знаний и навыков.

Методология. Методологической базой исследований явились положения политической экономии, экономической теории, политологии, системного анализа, экономической психологии, социологии и ряда других наук. Объединяя знания из различных дисциплин, политэкономия таким образом призвана обеспечивать целостный взгляд на сложную динамику политэкономических процессов в социально-экономических системах. [10]

Основное содержание. Политика и экономика являются ключевыми составляющими, определяющими содержание, качественные характеристики и направления социально-экономического развития современного общества. По сути именно они отражают и определяют долговременные приоритетные социально-экономические интересы и потребности общественных групп и отдельных властных субъектов.

Пришедшая на смену индустриальному обществу и технологическому способу производства цифровая реальность существенным образом усилила тенденции взаимозависимости экономики и политики. Объективной предпосылкой и решающим фактором формирования здесь явился научно-технический прогресс, предопределивший возможности формирования единых и внутренне неразрывно связанных между собой глобализированных моделей мировой экономики на основе дальнейшего углубления общественного территориальной разделения труда, развития подетальной, внутритехнологической, внутриотраслевой, межотраслевой концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и интеграции, а также новых форм организации деятельности сетевых экономических систем.

Сегодня сформировалась единая система мирового политико-экономического хозяйства, основанная на углубленном международном разделении труда, и представляющая собой единую всемирно замкнутую систему общественного производства «политика – экономика», где технологические, организационные и политические процессы, слившись, превратились в единую всемирно замкнутую систему «политика – экономика», которая не прекращает действие даже в условиях жестких межстрановых экономических санкций.

Цифровая реальность повлияла на трансформацию всей системы базовых социально-экономических отношений, в результате чего произошло отмирание модели отношений прошлой эпохи и их замена другими, основанными на принципиально качественно иных концепциях, взглядах и представлениях с новым содержанием и характеристиками.

Именно новая сформировавшаяся реальность сложившейся модели глобализированной сетевой экономики изменила представления об объекте и о предмете исследований политической экономии.

Объектом изучения политической экономии в информационно-цифровой эпохе является единая сложившаяся в мире политэкономическая система общества и, прежде всего, ее социальные институты, прецеденты, феномены и процессы. Политико-экономические процессы определяются экономическими (и прежде всего, ресурсными) возможностями общества и политикой как деятельностью, направленной на достижение целей, удовлетворение интересов и потребностей отдельных личностей, социальных групп, использующих властные возможности.

Предметом политической экономии в информационно-цифровом обществе должна являться система экономико-политических отношений, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, а также места, роли и влияния субъектов экономико-политических процессов. Следует особо подчеркнуть, что этот комплекс отношений возникает в экономико-политической системе, как неразрывное и взаимосвязанное единство отношений не только по поводу производства, распределения, обмена и потребления, но и завладения, монополизации и реализации властных политических возможностей в сфере экономики.

Таким образом политико-экономические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия по реализации экономических и политических интересов субъектов-участников, оказывающих взаимное влияние на изменения и развитие качественного состояния политико-экономической системы общества. [12]

Именно симбиоз экономических и политических интересов, процессов и отношений является ключевым регулятором поиска и обеспечения баланса системы соподчиненных общественных интересов всех субъектов-участников политэкономической системы общества.

Политика и экономика функционируют одновременно в режиме реального времени, взаимно влияя друг на друга, в соответствии, как с собственными, так и общими (совместными) объективными законами общественного развития, постоянно развивая новые формы и модели организации общественного производства и совершенствуя их.

В процессе нашего исследования авторская концепция сущности и содержания политической экономии уточнялась с применением этимолого-гносеологического методологического подхода, позволяющего раскрыть ее сущностное содержание как интегрированно-конвергентной совокупности экономической и политической систем общества.

Экономика. Экономическая система общества. Термин «экономика» (или «экономия») в контексте политической экономии происходит от греческого «οἰκονόμος», что трактуется как домашнее хозяйство или управление хозяйством. Само понятие «экономика» определяется как совокупность социально-экономических отношений в системе хозяйственной деятельности в процессе производства, распределения, обмена, потребления. [16] Другими словами, экономика – это система общественных отношений по поводу обеспечения производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, потребностей и интересов людей в процессе их жизнедеятельности.

Экономическая система – одна из ключевых составляющих подсистем политико-экономической системы – система, постоянно и динамично развивающаяся во времени и пространстве. В условиях информационно-цифровой эпохи научно-технический прогресс ускоряется по экспоненте, вызывая, с одной стороны, небывалую по своим темпам смену поколений технологических новаций, а, с другой, создает и развивает на этой основе постоянно усложняющиеся структуры и организационно-технологические связи, приобретающие принципиально новое качественное содержание.

Структурные и качественные трансформации в социально-экономической системе общества заставляют кардинальным образом переосмыслить состояние модели организации функционирования социально-экономической системы общества в новой информационно-цифровой парадигме.

Во-первых, современная экономика уже не является по своей внутренней организации простой совокупностью различных рыночных государственно-национальных экономик. Сегодня – это единый всемирный территориально-производственный комплекс тесно связанных между собой организационно, технологически, экономически, социально и политически базовых элементов национальных и межнационально-государственных экономических моделей. [11]

Во-вторых, современная экономика – это сетевая экономика.

Сетевая экономика – это экономика, структура которой представлена сетевыми моделями, функционирующими на базе коммуникационных информационно-цифровых связях и технологиях.

Сетевая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, осуществляемую «… на основе сетевых организационных структур» [14]. Это система связей ее субъектов, основанная на отношениях горизонтальной координации схожих специфических интересов по поводу производства, распределения, обмена и потребления на базе преимущественно нерыночных механизмов и использованием информационных технологий.

«Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными способами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды» [14]. «… Разнообразие сетевых отношений повышает степень экономической свободы, поскольку расширяет возможности выбора, непрерывно обновляет альтернативные варианты, как принятия управленческих решений, так и их реализации». [14]

Сетевая структура современной экономики – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих организационных структур экономики (субъектов-участников), взаимодействующих между собой на принципах координации и кооперации в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Эффективная деятельность сетевых структур предполагает наличие определенной сетевой корпоративной культуры.

Специфическими признаками сетевой экономики являются:

а) сетевая экономика – это сложная гибкая, постоянно адаптирующаяся к изменяющимся условиям самоорганизующаяся иерархическая система со схожими специфическими интересами ее участников. Сетевая экономика представлена на различных иерархических уровнях от всемирной модели сетевой экономики до моделей сетевой экономики конкретных организаций;

б) сетевая экономика – это экономика, работающая на базовых принципах свободы и творчества, а ее свойством является «соединение порядка и хаоса» [5], где новационные отношения возникают благодаря взаимодействию в свободном пространстве хаоса и творчества;

в) сетевая экономика – это экономика, где координация деятельности и эффективность ее функционирования неразрывно связаны с качеством регулирующего влияния, так называемого «сетевого лидерства». Речь идет о выстраивании сети отношений влияния в целях сбалансированного достижения интересов субъектов сетевого участия. Это ни что иное, как своеобразная политика сетевого лидерства, особенность которого в сетевой экономике проявляется в акцентировании внимания, прежде всего, на взаимодействии, поддержке и сотрудничестве всех субъектов-участников сетевого взаимодействия;

г) сетевая экономика – это эффективная экономика. Ее эффективность неразрывно связана с появлением разнообразия предлагаемых альтернатив и соответственно становления новой политики соперничества «сетевого лидерства», предполагающего обязательным условием постоянное «переменное лидерство», то есть переход лидерских – политических позиций от одного центра политического влияния к другому;

д) сетевая экономика – это сетевое общество, которое «…характеризуется одновременной трансформацией экономики, труда и занятости, культуры, политики, государственных институтов и, в конечном счете, пространства и времени» [15].

Специфическим механизмом функционирования сетевой экономики является механизм сетевого взаимодействия.

Взаимодействие в сетевых экономических системах – это деятельный процесс совместного взаимодействия ее субъектов-участников. Сетевое взаимодействие – это механизм, обеспечивающий взаимосвязи всех субъектов-участников в целях эффективного использования ресурсов.

Сетевое взаимодействие в экономике – это совместная деятельность предприятий по обеспечению достижения своих целей и миссии на принципах кооперирования и координации возможностей совместного использования ресурсного потенциала нескольких организаций (материально-технические, финансовые, трудовые и др. ресурсы) в целях решения конкретных проблем.

Целью сетевого взаимодействия является повышение эффективности и качества экономической деятельности субъектов-участников сетевых проектов на основе открытости и доступности в процессе планомерной совместной деятельности.

Особенность сетевого взаимодействия в экономических системах предполагает, что субъект экономической деятельности (постоянно):

- самостоятельно определяет свою экономическую стратегию исходя из реальных возможностей доступности ресурсного обеспечения в рамках сетевого проекта;

- осуществляет мониторинг, систематически анализирует на всех этапах взаимной деятельности информацию о состоянии и результатах сетевого взаимодействия между участниками;

- анализирует организацию внутрисетевого обеспечения информационных потоков;

- организует прогностическую деятельность (стратегирование) и др.

Преимущество сетевого взаимодействия состоит в:

- обеспечении доступности необходимых ресурсных возможностей для достижения целей всех предприятий-участников сетевого проекта;

- вариативности поведенческих стратегий субъектов-участников сетевых проектов.

Именно сетевое взаимодействие в экономике формирует новые смыслы и содержание моделей политических и экономических отношений между ведущими субъектами-участниками политэкономических процессов (отношения собственности, производства, распределения, обмена, потребления и др.), кардинальным образом перестраивает все формы и содержание моделей взаимодействия.

Сетевая экономика – это фактор трансформации всей системы социально-экономических отношений в обществе.

Сетевые взаимодействия обеспечивают высокие скорости и гибкость, создание новых концепций и технологических решений, что позволяет преодолевать прежние границы бизнес-процессов и создавать новые модели безграничных сетевых экономических пространств.

Главная задача политической экономии сегодня – стать эффективным инструментом развития и управления трансформацией сетевых социально-экономических отношений в парадигме информационно-цифровой сетевой экономики

Политика. Политическая система общества. Вместе с тем усложняющаяся парадигма социально-экономических отношений в информационно-цифровой и сетевой экономике все в большей степени требует четкой координации взаимодействия не только между субъектами социально-экономической системы общества, но и субъектами политического влияния, оказывающих с каждым годом все большее воздействие на характер развития социально-экономических процессов.

Объективная необходимость усиления взаимодействия политического руководства социально-экономическим процессом и субъектами экономической деятельности вытекает из положения, что в реальной жизни практически невозможно достижение полного баланса взаимных интересов всех субъектов-участников социально-экономических процессов ввиду их неразрешимой противоречивости. В то же время отсутствие регулирующего политического воздействия несет в себе серьезную угрозу разрушения всей мировой социально-экономической системы общества. Очевидно, что востребованность четкого и эффективного регулирующего воздействия со стороны отдельных личностей, социальных групп и институтов в целях предвидения, как тенденций, так и проблем развития экономики постоянно возрастает.

Необходимо иметь в виду, что каждый участник социально-экономического процесса, в том числе и политик, имеет свои убеждения, цели, принципы. Часто деятельность политиков в социально-экономическом пространстве основывается на их субъективной убежденности, воле и опыте, которые не всегда адекватны объективным экономическим обстоятельствам.

Как свидетельствует исторический опыт, участвуя в социально-экономических процессах, всегда необходимо взвешенно расценивать и учитывать реалии, как объективно существующих предпосылок и факторов, так и особенности сложившегося момента, используя при этом имеющиеся ресурсы.

В этих условиях роль экономической политики должна существенным образом трансформироваться в соответствии с объективными процессами концентрации и централизации общественного производства. При этом такая политика в условиях информационно-цифровой и сетевой экономики должна ориентироваться уже не на ретротопии научных концепций, методологии, методов и инструментов индустриальной эпохи, а выдвигать новые теории и инструментарий, соответствующие современной экономической парадигме.

Сегодня формирование и развитие новых концепций экономики должны учитывать и основываться на осознании необходимости принятия политических решений с учетом принципиально новой реальности сформировавшейся целостной и в основном единой в мире человеческой цивилизации. Нынешняя цивилизация в условиях ситуации сегодняшнего технологического прогресса уже не может успешно развиваться на основе ретротопического восприятия и использования прежних стереотипов мышления.

При этом ключевым императивом информационно-цифровой и сетевой эпохи должно служить положение о том, что если в предыдущие экономические эпохи человеческие сообщества, объединенные и обособленные территориальными институциями, например, государствами, при экономических и иных разногласиях применяли крайне радикальные разрушительные действия и меры, то в современном обществе, едином технологически и экономически, эти методы могут привести к абсолютному цивилизационному разрушению социально-экономической и политической системы общества.

В соответствии с известным высказыванием: «политика – это концентрированное выражение экономики» объективные природные и социально-экономические условия, факторы и предпосылки, различные социально-экономические процессы существенным образом влияют на формирование содержания, механизмы и результаты реализации стратегий и решений экономической политики.

Вместе с тем политика – это «надстроечная» подсистема, выполняющая роль регулятора социально-экономических отношений в обществе. Однако возможности этого регулятора не беспредельны: они ограничиваются потенциально предельными возможностями, как технологической, так и организационно-экономической подсистем социально-экономической системы общества, одновременно влияющих на содержание и определяющих механизмы реализации системы политических отношений.

По своей сути политика представляется функцией, инструментом и механизмом субъектов управления социально-экономической системой, то есть управляющей системы, главная цель которой – достижение намеченных результатов. Другими словами, цель политики – навязать субъекту управления свои волевые решения достижений намеченных целей. Данный результат может быть достигнут либо на основе объективного учета имеющихся для решения этого вопроса необходимых условий, предпосылок и факторов, либо пренебрегая этим. Это положение является одним из основополагающих принципов понятия «политическое руководство».

Политика активно воздействует на все процессы и результаты развития социально-экономической системы общества. Именно господствующие классы реализуют свои политические установки как государственную политику, внешнюю и внутреннюю.

Успех или провал политических решений в сфере экономики в значительной степени определяется их адекватностью происходящим в обществе социально-экономическим и политическим процессам.

Термин «политический» означает «основывающийся на политике», «обращенный к политике». Применительно к экономике речь идет, как правило, об установлении базовых принципов и государственно-правовых концепций взаимодействия политики и экономики. Понятие «политический» подразумевает необходимость осуществления экономических преобразований в обществе на основе разработки и реализации государственной экономической политики.

Речь идет о процессах социально-экономического развития на основе разработки и реализации политических решений государства, основанных на изучении и применении на практике объективных законов и закономерностей и их влияния на развитие политэкономической системы общества.

Объективная необходимость политического руководства социально-экономическими процессами вытекает из положения, что в реальной жизни практически невозможно достижение полного баланса взаимных интересов всех субъектов-участников социально-экономических процессов нередко ввиду их неразрешимой противоречивости. В то же время отсутствие регулирующего политического воздействия несет в себе серьезную угрозу разрушения всей социально-экономической системы общества. Очевидно, что необходимо регулирующее воздействие со стороны отдельных личностей и социальных групп в целях предвидения, как тенденций, так и проблем развития экономики.

«Политика есть искусство возможного» – эта фраза олицетворяет некое таинство творчества политического процесса, сердцевину которого составляют властные отношения в политэкономической системе общества.

Властные отношения являются определяющими в формировании модели организации политико-экономической системы общества в конкретных исторических условиях.

Властные отношения в политэкономической системе общества возникают между ее субъектами-участниками, когда одни из них («субъекты властвования»), с одной стороны, имеют право, а, с другой, способны определять и контролировать экономическое поведение иных субъектов («субъектов подчинения») политэкономических систем в интересах власти.

Это связи и взаимодействия между субъектами политико-экономической системы по поводу интерпретации и понимания (как осознанной необходимости) использования власти как объективной предпосылки и фактора (инструмента) создания и упорядочения механизма функционирования в интересах (прежде всего, властвующих) субъектов-участников политико-экономических процессов.

Таким образом властные отношения в политико-экономической системе – это специфическая форма проявления отношений «подчинения», то есть (беспрекословного) повиновения в реализации социально-экономических решений.

Элементами властных отношений в политико-экономических системах являются:

а) субъекты-участники политико-экономических отношений: «субъект властвования» - субъект, отдающий распоряжения; «объект власти» («субъект подчинения») - субъект, на кого направлено властное воздействие;

б) интересы и потребности субъектов-участников («субъекта властвования»; («субъекта подчинения»);

в) ресурсы власти – ресурсы, обеспечивающие реализацию властных воздействий и др.

Таким образом власть – это отношения между субъектами политико-экономической системы, когда одни из них способны навязывать свою волю другим. Властные отношения в политико-экономической системе общества представляют собой специфическую форму проявления социальных отношений, влияющих и определяющих содержание, направление и характер экономического поведения их субъектов посредством организационно-правовых, экономических, социально-психологических, морально-этических (нравственных) и иных механизмов.

Заключение. В соответствии с авторской концепцией сегодня политическая экономия – это общественная наука о политико-экономических отношениях, объективных экономических законах и закономерностях, предопределяющих направления, содержание, механизмы и инструменты развития политико-экономических систем общества. Ее теоретико-методологической базой являются экономическая теория, социология, политология и другие общественные науки.

Политическая экономия информационно-цифровой и сетевой экономики должна стать межпредметной, междисциплинарной наукой и учебной дисциплиной, которые изучают специфические отношения, взаимосвязи, взаимодействия не только между внутриэкономическими, но и между экономическими и политическими институтами и субъектами, обладающими: одни – экономическими, другие – властными полномочиями по поводу поведенческих стратегий в достижении и реализации намеченных целей социально-экономического развития.

Объектом политической экономии являются политэкономические системы, экономические и политические институты, определяющие взаимодействие экономики и политики.

Предмет – социально-экономические и политические отношения, возникающие в процессе реализации властных политических возможностей в сфере экономики в их диалектическом взаимодействии и единстве с политическими, экономическими и социальными институтами.

Политико-экономические отношения – это взаимосвязи и взаимодействия по реализации экономических и политических интересов субъектов-участников, оказывающих взаимное влияние на изменения и развитие качественного состояния политико-экономической системы общества. [12]

Социально-экономический смысл системы политико-экономических отношений в информационно-цифровую эпоху состоит в том, что сформировавшаяся единая мировая экономика, основанная на технологиях сетевого взаимодействия, внутрисистемных моделях международного территориального, внутриотраслевого, предметного, подетального и других видов разделения труда (как следствия необратимого научно-технического прогресса), обеспечивает всем ее участникам формирование нового качества политэкономических отношений, ускорение роста производства, повышение качества и снижение себестоимости производимой продукции, чем, если бы производство данного продукта осуществлялось каждым из них самостоятельно и обособленно.

Именно симбиоз экономических и политических интересов, процессов и отношений является ключевым регулятором поиска и обеспечения баланса системы соподчиненных общественных интересов всех субъектов-участников политэкономической системы общества.

Дальнейшее совершенствование концепции политической экономии должно осуществляться с учетом новых и уточненных исходных «принципов-закономерностей» [1] информационно-цифрового способа производства и, в частности:

- закономерности экспоненциального ускорения темпов смены поколений технологических новаций;

- закономерности постоянного усложнения структуры и связей элементов единой (всемирной) мировой экономики, основанной на разделении сфер деятельности между ее субъектами-участниками в процессе совместного производства на принципах разделения труда, специализации, концентрации, кооперирования, комбинирования;

- закономерности углубления функционально-территориального международного разделения труда, закрепляющая зависимость производителей, их места и роли в «мировом производственном процессе»;

- закономерности расширения границ территориальной организации, как технологических, так и социально-экономических процессов взаимодействия субъектов-участников политэкономических отношений до всемирных;

- закономерности усиления фактора согласованности и координации действий отдельных производителей (или их групп) в информационно-цифровую эпоху, закрепления за ними узкой специализации во «всемирном бизнес-процессе» производства конкретной части совместно производимого продукта.

- закономерности усиления тенденций централизации, концентрации и взаимодействия политической и экономической систем в рамках единой системно организованной модели общественного производства и др.

Дальнейшее совершенствование теоретических и методологических положений концепции политической экономии потребует от современной науки обеспечения единой методологической логики и внутренней архитектоники контента с учетом новых условий информационно-цифровой эпохи и прежде всего:

- учета реалий современных тенденций научно-технического прогресса, политических, экономических и организационно-управленческих процессов;

- раскрытия сущностных социально-экономических и политических закономерностей, а также ключевых противоречий интересов субъектов-участников политэкономических систем;

- активизации поиска моделей разрешения существующих противоречий, обоснования принципов, инструментов и механизмов их разрешения.

[1] «Принцип-закономерность» – это руководящее положение – установка для определенного вида деятельности, учитывающая объективные устойчивые тенденции развивающихся процессов.


References:

Buzgalin A.V. (2020). Potentsial rossiyskoy klassicheskoy politicheskoy ekonomii v reshenii aktualnyh problem sovremennoy ekonomiki (pamyati V.T. Ryazanova) [The potential of Russian classical political economy in solving urgent problems of the modern economy (in memory of V.T. Ryazanov)] (in Russian).

Chernov S. A., Dayker A.O. (2015). Klyuchevye sostavlyayushchie setevoy organizatsii [Key components of a network organization]. UEkS. (9 (81)). 8. (in Russian).

Gaydar E.T. (2021). Gibel imperii. Uroki dlya sovremennoy Rossii [The Death of the Empire. Lessons for Modern Russia] M. : Izd-vo AST: CORPUS. (in Russian).

Gorev V.P. (2015). Politekonomiya kak teoreticheskaya i metodologicheskaya osnova obshchey ekonomicheskoy teorii [Political economy as a theoretical and methodological basis of general economic theory]. Izvestiya BGU. (2). 268-273. (in Russian). doi: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).268-273.

Korneychuk B. V. (2006). Informatsionnaya ekonomika [Information economy] SPb.: Piter. (in Russian).

Lemeschenko P.S. (2019). Ekonomika 21 veka: pochemu politekonomiya i est li alternativa? [The economy of the 21st century: why the politeconomy and is there an alternative?]. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 218 (4). 369-377. (in Russian).

Mintsberg G., Kuinn Dzh. B., Goshal S. (2001). Strategicheskiy protsess [The strategic process] SPb : Piter. (in Russian).

Ostrovityanov K. V., Shepilov D. T., Leontev L. A., Laptev I. D., Kuzminov I. I., Gatovskiy L. M. (1954). Politicheskaya ekonomiya [Political economy] M. : Gosudarstvennoe izdatelstvo politicheskoy literatury. (in Russian).

Savina M.V., Stepanov A.A., Stepanov I.A. i dr. (2023). Upravlenie innovatsionnymi protsessami [Innovation process management] M.. (in Russian).

Schukin A. (2015). Lyudi, imeyushchie pravo na gorod [People who have the right to the city]. Expert. (16). 23. (in Russian).

Tsyganov V. V., Kadymov D. S. (2008). Mekhanizmy upravleniya politiko-ekonomicheskimi sistemami [Management mechanisms for socio-economic system]. Control Sciences (Problemy Upravleniya). (3). 49-58. (in Russian).

Страница обновлена: 30.04.2025 в 00:31:28