Специфика конкурентоспособности инновационных проектов

Дубровская Е.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (72), Декабрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18245623
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Определяются специфические особенности инновационных проектов, которые необходимо иметь в виду при их отборе, управлении инновационными процессами, оценке конкурентоспособности. Предлагаются определенные направления изучения спроса на научно-техническую продукцию, выявлена его специфика.

Ключевые слова: инновационная деятельность, рынок, инфраструктура, инновационный проект, инновационный процесс, конкурентоспособность инновационных проектов, анализ спроса на инновации



Содержанием инновационных проектов является проведение исследования и (или) разработки, нацеленных на создание научно-технического новшества, или приобретение технологии и ее практическое использование в производстве и реализации той или иной продукции, оказании услуг [5].

Проработка в процессе подготовки

Инновационные проекты наряду с общими характеристиками имеют ряд специфических характеристик. Во-первых, это высокая степень технической и коммерческой неопределенности параметров проекта, неопределенность длительности инновационного процесса, предполагаемых затрат и коммерческого результата, что не позволяет провести адекватное планирование протекания процесса. Уменьшение достоверности предварительного финансово-экономического анализа предполагает необходимость поиска дополнительных оценочных критериев для отбора проектов.

Во-вторых, ориентация инновационных проектов на долгосрочные, то есть отдаленные во времени результаты, связанная с длительностью решения многих научно-технических проблем вследствие их сложности и недостаточной определенности, поднимает проблемы планирования и прогнозирования на более высокий уровень по своей значимости и достоверности, что подразумевает увеличение затрат ресурсов времени и финансов на проведение этого планирования.

В третьих, вследствие вовлечения в проекты специалистов высокой квалификации, лиц творческого труда, часто дополнительных инновационных ресурсов (материалов, приборов и т. д.) возникает необходимость более доскональной организации подготовки отдельных стадий реализации каждого инновационного проекта.

Меньшая инертность проектов на этапе собственно научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, позволяющая быстро принимать управленческие решения о приостановке проекта или его продолжении [3], предопределяет необходимость гибкого и внимательного управления проектом на этой стадии.

Таким образом, высокая вероятность получения в рамках проектов неожиданных, но представляющих самостоятельную коммерческую ценность промежуточных или конечных результатов предъявляет дополнительные требования к гибкости управления инновационным процессом, к способности быстрого «вхождения» в новые области бизнеса, отрасли технологии, товарные рынки и т.д.

Новшество требует анализа

Различают отбор инновационного проекта в узком и широком смысле [1].

При отборе инновационного проекта в широком смысле формируется портфель проектов с учетом наличия ресурсов и возможного влияния каждого проекта на экономическое положение фирмы в целом.

При отборе инновационного проекта в узком смысле выявляется из ряда конкурирующих проектов, претендующих на ограниченные ресурсы, тот, который должен быть начат (или продолжен), и определяется последовательность выполнения его этапов [2].

Точность предварительной оценки эффективности проекта зависит от того, насколько учтена рыночная потребность в них. А реальная эффективность научно-технических разработок определяется только на рынке.

В современной российской экономике затруднительно построить прогноз спроса на научно-техническую продукцию в силу достаточной специфичности и рискованности данной сферы. Именно поэтому анализ спроса на научно-техническую продукцию должен стать важнейшим направлением в развитии инновационной деятельности.

Анализ спроса заключается в анализе платежеспособной потребности в выпускаемом новшестве или только разрабатываемом инновационном проекте, в анализе спроса на нововведение и связанные с ним услуги и влияние на них различных факторов, в определении максимальной возможности сбыта и обосновании плана сбыта с учетом производственных возможностей [4]. Изучение спроса зависит от многообразия видов нововведений и особенностей развития конкретного нововведения.

Прежде всего необходимо определить:

- к какому типу относится нововведение (базисному, комплексному и т.д.);

- какую форму имеет научно-техническая продукция – натурально-вещественную форму (станки, оборудование и т.д.) или не имеет таковой («ноу-хау», патенты, лицензии);

- какое назначение имеет нововведение (для целей производства или конечного потребления) и т.д.

Далее должен быть проведен сравнительный анализ ранее производимой и новой продукции (то есть определяется уровень новизны нововведения) с целью выявления:

- существовала ли ранее такая продукция или является принципиально новой;

- новая продукция имеет прототип, но отличается от него по большому числу признаков, тогда определение количества новых деталей, узлов в изделии или операций в технологии;

- или новая разработка вносит локальные изменения (например, новое оформление) в ранее производимую продукцию.

После такого подробного анализа каждого конкретного нововведения, оценки его вида и значимости возможно определить специфику спроса по следующим направлениям: объем спроса, наличие потенциальных покупателей, потребность в товаре, цена предлагаемой продукции, время реализации продукции на рынке, направления и рынки сбыта продукции.

Чем один товар лучше других?

Главнейшим стимулом инновационной активности в сфере производства выступает конкуренция между отдельными производителями, основной целью которой является повышение конкурентоспособности предлагаемого на рынок товара. Конкурентоспособность включает в себя множество параметров: техническую новизну, сложность, надежность, относительно низкую стоимость, простоту в эксплуатации, привлекательность дизайна, и т.д., т.е. все то, что определяет предпочтительность данной продукции для потребителя. (По классификации швейцарской исследовательской корпорации «Юропиэн менеджмент форум» насчитывается 245 критериев конкурентоспособности товара [3].) Ведущим критерием в определении конкурентоспособности выступают в совокупности техническая новизна и сложность продукции. Техническая новизна и прогрессивность продукции являются индикатором эффективности инновационного механизма, отлаженного в фирмах-производителях той или иной страны, в промышленности страны в целом.

Как быстро внедряется любое новшество в промышленное производство, и насколько масштабно технологическая структура приспособлена к постоянным и частым изменениям под воздействием НТП, и определяет конкурентоспособность производства в современных условиях.


Источники:

1. Валдайцев С.В. Оценка интеллектуальной собственности [Текст]. – М.: Экономика, 2010.
2. Китова О.В. Управление эффективностью продуктовых инноваций в корпоративных предпринимательских структурах [Текст] // Креативная экономика, 2011, № 12.
2. Клавдиенко В. Стимулирование инновационной активности в странах ЕС: национальный и наднациональный аспекты [Текст] // Проблемы теории и практики управления, 2007, № 10.
3. Макаров В.Л., Варшавский А.Е. Инновационный менеджмент в России: Вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности [Текст]. – М.: Наука, 2004.
3. Портер Е.М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
4. Руус Йоран. Интеллектуальный капитал: практика управления [Текст] / Й. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрем; пер. с англ. под ред. В.К. Дерманова. – СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010.

Страница обновлена: 31.08.2024 в 20:44:07