Электронное образование в Российской Федерации: тенденции и перспективы роста
Ревинова С.Ю.1, Валько Е.А.2
1 Российский университет дружбы народов
2 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Скачать PDF | Загрузок: 18
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 1 (Январь-март 2024)
Цитировать:
Ревинова С.Ю., Валько Е.А. Электронное образование в Российской Федерации: тенденции и перспективы роста // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 1. – С. 205-220. – doi: 10.18334/vinec.14.1.120381.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63594875
Аннотация:
Данная статья посвящена анализу и перспективам развития электронного обучения (e-learning, онлайн обучение), как новой форме образовательного процесса, которое в современных реалиях является мировым трендом. Распространение сети интернет, персональных компьютеров, смартфонов, планшетов и др. стало предпосылкой для возникновения и роста интереса к методам онлайн обучения. Пандемийные ограничения 2020-2022 годов привели к использованию технологий электронного образования во всем мире. В статье отмечается, что даже после снятия ограничений, электронное образование вызывает интерес как со стороны обучающихся, так и со стороны образовательных учреждений и инвесторов. Авторы приводят направления, которые будут востребованы среди обучающихся, а также описывают тенденции развития данной сферы. В статье дается оценка текущего состояния развития электронного образования, а также строится модель, по которой прогнозируется масштаб распространения электронного образования в России на ближайшие годы. Результаты исследования могут быть интересны сотрудникам образовательных учреждений, а также частным инвесторам.
Ключевые слова: электронное образование, e-learning, онлайн, Россия, прогнозирование роста электронного обучения
JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I29
Введение
Современный мир невозможно представить без цифровых технологий. Именно они способствуют достижению 17 целей устойчивого развития, направленных на улучшение жизни граждан. Одной из целей является качественное образование. Действительно, улучшение социально-экономической жизни граждан зависит от качества получаемого образования. Последнее напрямую зависит от возрастающей интеллектуализации производства, развития рынка образовательных услуг и повсеместного применения информационных технологий. Сегодня электронное обучение - мировой тренд, набирающий популярность. Назаров И.У. и Алибеков С.А. отмечают, что «средства электронного обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания» [15]. Цифровизация образования – это уже не тренд будущего, а тренд сегодняшнего дня или даже университетский стандарт в направлении совершенствования образования [10]. Электронное обучение как инструмент преподавания является многообещающей альтернативой традиционному или смешанному обучению [3].
Бум в сфере онлайн-образования пришелся на 2019–2020 гг.: пандемия COVID-19 внесла коррективы в осуществление образовательной деятельности, продемонстрировав важность цифровизации. В России, как и во всем мире люди массово стали переходить на удаленное обучение: по данным Statista суммарная выручка от электронного образования в России с 2019 по 2020 гг. выросла с 487,89 до 540,06 миллионов долларов, а количество пользователь онлайн платформ увеличилось с 4,77 до 6,44 миллионов (в 1,35 раза) за рассматриваемый период [6]. Низкая стоимость, удобство и доступность превращает электронное обучение в доминирующую глобальную образовательную силу 21 века.
Различные источники приводят множество определений самого понятия электронное образование. Так, Эллисон Россетт говорит, что онлайн обучение — это «курсы, которые размещаются на сервере в сети Интернет» [11]. Специалисты электронного издания «Информатизация и образование» дают другое понятие данному термину: «Электронное обучение — это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий» [22]. А представители ЮНЕСКО считают, что онлайн образование — это «обучение с помощью Интернета и мультимедиа» [18]. Каждое из этих понятий описывает онлайн обучение с разных сторон, поэтому авторы считают, что наиболее полно описать электронное образование можно следующим образом: система передачи знаний и контроля их качества при помощи информационных технологий без прямого физического контакта между обучающимся и преподавателем.
Предшественником электронного образования является дистанционное обучение. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» трактует дистанционное обучение как «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [21]. Часто по ошибке эти понятия приравниваются друг к другу, но стоит понимать, что понятие электронного образования шире: электронное обучение может осуществляться как на расстояние, так и при личном контакте преподавателя и студентов при использовании ИКТ, а дистанционное обучение подразумевает исключительно удаленный формат.
Как было сказано, электронное образование – актуальное направление современности, которое развивается с каждым днем. Андрей Коршунов отмечает, что «в будущем процессы по цифровой трансформации высшего образования будут углубляться» [17]. Однако ИКТ изменят не только сферу высшего образования, они будут все больше проникать во все этапы обучения, делая их более качественными, персонализированными и современными. При качественном контроле и мониторинге оно способно как полностью заменить традиционное, так и дополнять его.
По окончании пандемии можно было бы ожидать спад интереса к электронному образованию, но этого не произошло. Исследования, показывают, что за время пандемии произошла адаптация участников онлайн-образования к данному инструменту, многие преподаватели развили свои навыки, а обучающиеся почувствовали преимущества данного вида образования и в дальнейшем будут более интенсивно его использовать не только при обучении по основным образовательным программам, но и в целях дополнительного образования, переквалификации и пр. [9].
Статья посвящена анализу перспектив дальнейшего распространения электронных методов обучения, выявлению факторов, оказывающих наибольшее влияние на данное явление и построению точечного прогноза на ближайшие годы.
Текущее состояние рынка электронного образования РФ
Международный и отечественный рынок электронного обучения развивается: растет конкуренция, генерируются нестандартные бизнес-решения, растет признательность данного вида образования среди слушателей. Электронное образование рассматривается, как полноценная альтернатива традиционному, благодаря чему наблюдается рост инвестиций на различных по уровню рынках, что провоцирует дальнейший рост сектора. Проследим, как менялся объем рынка и инвестиций электронного образования России за период 2017-2021 гг.
На рис.1 представлены доходы от электронного обучения в России, разбитые на 3 сегмента: обучение в университете, обучение на онлайн-платформах и профессиональная сертификация. Обратим внимание, что во все годы наибольшие доходы приносит электронное обучение в университете, меньшую долю составляют онлайн-платформы и небольшая часть приходится на профессиональную сертификацию. В период 2018-2021 гг. суммарный доход от электронного образования увеличивался: приросты составили 9,48, 52,17 и 112,82 млн долл. в 2019, 2020 и 2021 гг. соответственно. Наибольший прирост приходится именно на 2020 и 2021 гг., причиной чему служат последствия COVID-19: пандемия помогла переосмыслить значимость ИКТ в образовательном процессе.
Рис.1 Доходы от электронного обучения в России, млн долл., 2017-2027 гг.
* - прогнозные значения
Источник: составлено авторами по [7].
В то же время наибольшее количество студентов наблюдается на платформах онлайн-обучения (рис. 2) и гораздо меньше пользователей в сфере профессиональной сертификации и электронного обучения в университете. Несмотря на небольшое число пользователей электронного обучения в университете оно приносит наибольшую прибыль, что связано с дороговизной предоставляемых услуг по сравнению с услугами онлайн-платформ.
Рис.2 Количество пользователей электронного обучения в России, млн, 2017-2027 гг.
* - прогнозные значения
Источник: составлено авторами по [7].
Суммарное число пользователей онлайн-образования за период 2017-2021 гг. составляет 5,11; 5,29; 5,72; 7,49; 9,98 соответственно. Так же, как и аналогичный показатель значение данного подтверждает, что рывок в развитие электронного обучения приходится на 2020 год. Рост показателя в последующий год указывает на то, что повсеместное использование информационных технологий - тренд, который будет еще долгое время присутствовать в данной сфере.
Дальнейшее развитие и распространение электронного образования зависит от множества факторов, в частности от инвестиций в данную сферу. Рынки электронного обучения расширяются очень быстро. Средняя глобальная доходность от образования увеличилась [4]. В результате компании все чаще сталкиваются с необходимостью принятия важных инвестиционных решений, связанных с деятельностью электронного обучения [1].
В 2021 году более половины всех инвестиций в сектор электронного образования, как по количеству, так и по объему составляли инвестиции частных фондов. Несмотря на высокие риски, есть инвесторы, которые готовы вложить свои средства в проект в обмен на пакет акций компании. Как показано на рис. 3 венчурное инвестирование с каждым годом набирает обороты по объему сделок: в 2021 по сравнению с 2020 инвестиции выросли на 42,23%, а в 2020 году по сравнению с 2019 прирост составил 335,27%, что объясняется воздействием пандемии. Что касается количества сделок, то лидером является 2020 год с количеством сделок 38 шт., в 2021 этот показатель сократился в 1,4 раза.
Рис.3 Динамика венчурных инвестиций в EdTech в России, 2017-2021 гг.
Источник: составлено авторами по [16].
Однако в данном случае нельзя судить о сокращении инвестирования: цена каждой сделки выросла, за счет чего сократилось их количество, что свидетельствует о расширении масштабов электронного обучения.
Перспективы распространения электронного обучения
Востребованность электронного обучения среди населения зависит от того, насколько оно способно удовлетворить потребности человека. Основными преимуществами для потребителей электронного образования является возможность обучения в любом месте и в любое удобное время. С распространением смартфонов обучающимся нет необходимости даже находится перед компьютером. Главное преимущество состоит в том, что электронное обучение ориентировано на создание безбарьерной среды, обеспечивая доступность качественного образования без отрыва от работы и семьи и независимо от места проживания [14].
В свою очередь образовательные онлайн платформы также существенно модернизировали основные образовательные методики, сделали их более разнообразными и предоставляют дополнительные возможности для отслеживания результатов обучения. Онлайн-обучение имеет большие перспективы и потенциал для применения, поскольку оно тесно связано с технологическим развитием и постоянно меняющимися временами, где все происходит быстро и экономично [13]. Специалистами были выделены тенденции развития электронного образования: мобильное обучение; микрообучение; геймификация; персонализированное обучение; виртуальная и дополненная реальность; социальное обучение; адаптивное обучение; обучение на основе видео; аналитика обучения; обучение на протяжении всей жизни [2].
Мобильное обучение или m-learning предполагает разработку и внедрение образовательных приложений для смартфонов. Это наиболее актуально в современных реалиях, так как большинство учеников предпочитают использовать для обучения смартфон, подобные приложение упростили бы получение информации, а также поддержали бы тенденцию непрерывности обучения. Современный мир характеризуется динамичностью, и не всегда есть возможность проходить длительное обучение, микрообучение подразумевает предоставление образовательного контента небольшими порциями, что позволяет ускорить и упростить процесс усвоения информации. Геймификация – внедрение игровых элементов в образовательные курсы. Например, рейтинг участников, баллы и т.д. повышают мотивацию и вовлеченность учеников не только детей, но и взрослых. Технологические инновации, такие как обучающие игры расширяют возможности обучения [5]. Применение технологий виртуальной и дополненной реальности также, как и геймификация повышает интерес студентов. Стоит отметить важность социального обучения, оно позволяет объединить учеников в группы по интересам, где можно делиться своим мнением, открытиями, обсуждать насущные вопросы и в дальнейшем реализовывать общие проекты. В глобальном масштабе динамика меняется часто и постоянно и движется в сторону систем искусственного интеллекта; обстоятельства подходят для содействия принятию онлайн-образовательных платформ путем включения их в текущую систему образования [8].
Однако для развития онлайн-образования необходимо понимать, в чем нуждается потребитель. По результатам исследования, проведенного компанией Нетология [16], топ-3 перспективными направлениями являются обучение иностранным языкам, тренинги по личному развитию и обучение IT-профессиям, именно по этим направлениям потребители собираются учиться в ближайшее время (рис.4). Самой невостребованной сферой по данным представленного опроса является производство, строительство, ремонт, ей предпочтение отдали только 11,9% респондентов.
Рис.4 По каким направлениям потребители собираются учиться в будущем, 2022 г.
Источник: составлено авторами по [16]
Таким образом, инвесторам и предпринимателям стоим обратить внимание именно на эти сферы, необходимо создать уникальное предложение с учетом вышеизложенных тенденций, что позволит получить наибольшую прибыль за счет возросшего спроса на данные продукты.
Немаловажную роль играет цена на услуги электронного образования. Средние расходы на онлайн образование в 2021 году составляли 15500 рублей, в то время как на офлайн образование - 17900 рублей [16]. Можно предположить, что такая тенденция сохранится, потребители ищут в электронной среде более низкие цены.
Прогнозирование развития электронного образования
Анализ текущего состояния российского рынка электронного образования позволил выявить, что в последние годы наблюдается рост числа пользователей данного вида обучения. Было выяснено, что на масштаб распространения электронного обучения влияют многие факторы: число интернет-пользователей, объем инвестиций в электронное образование, реальные доходы населения, количество курсов, предоставляемых различными платформами. Однако после проведения корреляционного анализа было выяснено, что наиболее значимым фактором является реальные доходы населения. Данный фактор был использован в качестве независимой переменной для построения регрессионной модели, которая позволит оценить, как будет развиваться электронное образование в ближайшие годы. В качестве зависимой переменной авторами было выбрано количество пользователей электронного обучения в России, млн чел., которое в дальнейшем будет спрогнозировано на 2023-2026 гг.
Сначала был произведен расчет реальных среднедушевых доходов населения (табл.1): среднедушевые денежные доходы населения Российской Федерации за 2017-2022 гг. с Росстат [20] были дефлированы на уровень инфляции, взятый со Statista [12].
Таблица 1
Исходные и расчетные данные разработанной модели
Годы
|
Количество пользователей электронного обучения, млн чел.
|
Реальный среднедушевой денежный доход в ценах 2016 г., тыс. руб.
|
Фиктивная переменная
|
Расчетное значение количества пользователей электронного
обучения, млн чел.
|
Остатки
|
Вспомогательная переменная
|
|
y
|
x
|
d
|
y^
|
e
|
|y-y^|/y
|
2017
|
5,11
|
30,7649
|
0
|
4,66
|
0,45
|
0,089
|
2018
|
5,29
|
31,2761
|
0
|
5,34
|
-0,05
|
0,009
|
2019
|
5,72
|
31,8628
|
0
|
6,12
|
-0,40
|
0,071
|
2020
|
7,49
|
31,4582
|
1
|
7,83
|
-0,34
|
0,046
|
2021
|
9,98
|
32,7922
|
1
|
9,62
|
0,36
|
0,036
|
2022
|
8,72
|
32,1365
|
1
|
8,74
|
-0,02
|
0,002
|
Ср.знач:
|
7,05
|
7,05
|
0,00
|
0,04
|
В 2020 году COVID-19 дал толчок электронному образованию, что необходимо учесть в модели, поэтому была введена фиктивная переменная сдвига: d=0 для 2017-2019 гг., d=1 для 2020-2022 гг. Таким образом, авторы получили следующее уравнение:
USERi = β1 + β2*INCOME + δ*Dummy + εi,
а оцененное уравнение имеет следующий вид:
Y^=-36,52+1,34*X+2,25*d
(11,66) (0,37) (0,48)
R2=0,97; N=6.
Данное уравнение статистически значимо (Fstat (47,21) > Fcrit-1% (30,82), Prob(Fstat) = 0,0054), все коэффициенты имеют ожидаемые знаки, коэффициенты δ и β2 статистически значимы на 5% и 10% уровне значимости, коэффициент β1 значим на уровне значимости 10%. R2=0,97, это говорит о том, что моделью объясняется 96,92% дисперсии зависимой переменной. Стандартная ошибка уравнения имеет значение 0,46. Средняя абсолютная относительная ошибка (MAPE) = 4,22% <10%, что свидетельствует о высоком качестве модели.
С помощью полученного уравнения авторами были получены расчетные значения количества пользователи электронного образования (y^) и построен график расчетных и фактических значений количества пользователей за рассматриваемый период.
Рис.5 Фактические и оцененные значения количества пользователей электронного образования в России, 2017-2022 гг.
Источник: составлено авторами по табл.1
По рис. 5 видно, что разрыв между фактическими и оцененными значениями не так велик, что говорит о высоком качестве модели. Действительно в 2017, 2019, 2020 и 2021 гг. расхождение составляет 0,45; 0,40; 0,34; 036 соответственно, а в 2018 и 2022 гг. расхождение составляет 0,05 и 0,02 соответственно. Полученная модель имеет достаточно высокое качество, что позволяет воспользоваться ей для прогнозирования распространения электронного образования в России на ближайший период.
Для построения точечного прогноза количества пользователей электронного обучения на 2023-2026 гг. авторы воспользовались прогнозом Министерства экономического развития по приросту реальных денежных доходов населения и рассчитали значения x*, а затем вычислили расчётные прогнозные значения количества пользователей электронного образования за рассматриваемый период.
Таблица 2
Точечный прогноз количества пользователей электронного образования в России, 2023-2026 гг.
Годы
|
x*
|
d
|
y^*
|
2023
|
33,5184
|
1
|
10,5893
|
2024
|
34,4234
|
1
|
11,8004
|
2025
|
35,3184
|
1
|
12,9982
|
2026
|
36,2366
|
1
|
14,2270
|
Графическое представление модели авторов можно увидеть на рис.6. Здесь представлены расчетные значения за период 2017-2022 гг., а также расчетные прогнозные значения 2023-2026 гг. График демонстрирует, что в прогнозируем период ожидается увеличение количества пользователей электронного обучения в России в связи ростом реальных доходов населения, которые были взяты в качестве независимой переменной в данной модели. Действительно, увеличение реальных доходов населения способствует тому, что перед пользователями открываются больше возможностей для выбора дополнительного обучения. В связи с тем, что электронное образование – глобальная сила XXI века, люди отдают предпочтение онлайн-курсам, что помогает сэкономить различные ресурсы и имеет множество других плюсов.
Рис.6 Сравнение моделей авторов и Statista по прогнозированию количества пользователей электронного обучения в России, 2017-2026 гг.
* - прогнозные значения
Источник: составлено авторами по табл. 2
Отметим, что прогноз, составленный авторами совпадает с прогнозом, сделанным специалистами Statista. В обеих моделях прослеживается сокращение числа пользователей электронного обучения в России в 2022 году и также прослеживается четкая тенденция роста количества пользователей в прогнозный период. Стоит отметить, что прогноз авторов отличается от прогноза Statista на 0,21 млн чел в 2023 году и на 0,13 млн чел. в 2026 году.
Оба прогноза демонстрируют то, что в ближайшее годы количество пользователей электронного обучения будет расти. Электронного образование – тренд, который будет только распространяться, захватывая все большую часть населения мира.
Заключение
Авторы пришли к выводу, что электронное образование – мировой тренд, который не угаснет в ближайшие годы. Востребованность среди пользователей, удобство использования, низкие расходы ресурсов позволяют электронному обучению расширяться. Модель, построенная в ходе работы, показывает, что на количество пользователей электронного образования наиболее существенно влияют реальные доходы населения. Действительно, с увеличением доходов люди все больше задумываются о разных видах обучения: по личностному росту, получения новой профессии, творческое саморазвитие. Рынок онлайн-образования настолько широк, что каждый найдет то, что ему будет по душе. Россия не отстает от мировых трендов, как показывает модель авторов и Statista число пользователей электронного обучения будет только расти с каждым годом, это позволит повысить качество получаемого образования, а значит в дальнейшем улучшить качество жизни людей.
Источники:
2. E-Learning Trends 2023: Market Growth Statistics, Top Companies. E-learning centre. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-learningcentre.co.uk/global-e-learning-trends/ (дата обращения: 09.12.2023).
3. Gad S. E-Learning and Social Work Education during COVID-19 // Public Organization Review. – 2023. – № 1. – p. 343-364. – doi: 10.1007/s11115-022-00613-0.
4. George Psacharopoulos, Harry Anthony Patrinos Returns to investment in education: a decennial review of the global literature // Education Economics. – 2018. – № 5. – p. 445-458. – doi: 10.1080/09645292.2018.1484426.
5. Näykki P., Laru J., Vuopala E., Siklander P., Järvelä S. Affective Learning in Digital Education—Case Studies of Social Networking Systems, Games for Learning, and Digital Fabrication // Frontiers in Education. – 2019. – doi: 10.3389/feduc.2019.00128.
6. Online education in Russia. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/study/75410/online-education-in-russia/ (дата обращения: 06.12.2023).
7. Online education in Russia. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/study/75410/online-education-in-russia/ (дата обращения: 06.12.2023).
8. Raza S.A., Qazi Z., Qazi W., Ahmed M. E-learning in higher education during COVID-19: evidence from blackboard learning system // Journal of Applied Research in Higher Education. – 2022. – № 4. – doi: 10.1108/JARHE-02-2021-0054.
9. Revinova S., Lazanyuk I., Balashova S. E-Learning Opportunities: Post-Pandemic Trends and Its Implications for Russian Higher Education. / In book: Studies on Social and Education Sciences 2021. - Monument, CO, USA: ISTES Organization, 2022. – 125-150 p.
10. Rosak-Szyrocka J., Zywiolek J., Zaborski A., Chowdhury S., Hu Y.C. Digitalization of Higher Education Around the Globe During Covid-19 // IEEE Access. – 2022. – p. 59782-59791. – doi: 10.1109/ACCESS.2022.3178711.
11. Rossett A., Sheldon K. Beyond The Podium: Delivering Training and Performance to a Digital World. - San Francisco: Jossey-Bass/Pfeiffer, 2001. – 336 p.
12. Russia: Inflation rate from 1997 to 2028. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/271376/inflation-rate-in-russia/ (дата обращения: 10.12.2023).
13. Simamora R.M., de Fretes D., Purba E.D., Pasaribu D. Practices Challenges, and Prospects of Online Learning during Covid-19 Pandemic in Higher Education: Lecturer Perspectives // Studies in Learning and Teaching. – 2020. – № 3. – doi: 10.46627/silet.v1i3.45.
14. Yuskovych-Zhukovska V., Bogut O., Lotyuk Y., Kravchuck O., Rudenko O., Vasylenko H. E-Learning in a Postmodern Society // Postmodern Openings. – 2022. – № 1 Sup1. – p. 447-464. – doi: 10.18662/po/13.1sup1/435.
15. Алибеков С.А., Назаров И.У. Электронная форма обучения: особенности и перспективы // Экономика и социум. – 2021. – № 4-2(83). – c. 1014-1019.
16. Исследование российского рынка онлайн-образования 2021 и тренды 2022 от лидеров отрасли. Нетология. [Электронный ресурс]. URL: https://netology.ru/edtech_research_2022 (дата обращения: 06.12.2023).
17. Итоги и перспективы: эксперты рассказали о будущем онлайн-образования. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5fe220ec9a794723d9973062 (дата обращения: 22.12.2023).
18. Казанская О.В. От дистанционного обучения к электронному // Информационные технологии в образовании. – 2009. – № 1(14). – c. 4-5.
19. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2024_god_i_na_planovyy_period_2025_i_2026_godov.html (дата обращения: 10.12.2023).
20. Среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации (новая методология). Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Urov_11kv-nm.xlsx (дата обращения: 10.12.2023).
21. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 08.12.2023).
22. Электронное обучение (e-learning). Информатизация и образование. [Электронный ресурс]. URL: http://hotuser.ru/distanczionnoe-obuchenie/1142--e-learning (дата обращения: 20.12.2023).
Страница обновлена: 12.08.2024 в 14:29:58