Подходы к оценке эффективности смарт-стандартов для управления качеством компании

Волчик О.В.1, Макаров В.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Волчик О.В., Макаров В.В. Подходы к оценке эффективности смарт-стандартов для управления качеством компании // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 10. – doi: 10.18334/ce.18.10.121772.

Аннотация:
Концепция «Качество 4.0» предполагает внедрение информационных технологий в бизнес-процессы предприятий. В том числе широко применяются инструменты, связанные с управлением качеством и стандартизацией. Одним из наиболее перспективных и широко используемых инструментов являются смарт-стандарты. Настоящая статья предлагает решение научной проблемы, связанной с отсутствием подходов к оценке эффективности смарт-стандартов для управления качеством компании. Авторами разработана модель оценки эффективности, учитывающая аспекты оценки качества и безопасности данных в области стандартизации, а также анализа уровня их использования. Приведены возможные способы расчета предложенных показателей оценки эффективности смарт-стандартов. Идеи, изложенные в настоящем исследовании, будут интересны ученым и специалистам по стандартизации и управлению качеством, организациям-разработчикам смарт-стандартов и систем управления нормативно-справочной информацией, а также бизнес-аналитикам

Ключевые слова: Смарт-стандарты, качество 4.0, оценка эффективности, качество данных, управление качеством, системы менеджмента

JEL-классификация: O31, O32, O 33



Введение

Актуальность темы настоящего исследования связана с внедрением предприятиями различных сфер промышленности концепции «Качество 4.0» . Данная концепция связана с применением новейших информационных технологий, а также различных инструментов, позволяющих управлять данными в области стандартизации и менеджмента качества [1]. Одним из таких инструментов, демонстрирующим перспективы широкого использования в недалёком будущем, являются смарт-стандарты, предоставляющие возможности для управления указанными видами данных в машиночитаемом, машиноинтерпретируемом и машинопонимаемом форматах с помощью специальных сервисов

[2, c. 9–10].

Применение смарт-стандартов на предприятии при управлении качеством позволяет решать следующие основные задачи:

- обеспечение прослеживаемости бизнес-процессов и соблюдение единых требований к их выполнению [3];

- снижение затрат времени на поиск данных из нормативно-справочных документов;

- обеспечение гибкости в управлении требованиями и изменениями;

- оптимизация работы с записями (отчетными формами) и их количеством;

- создание единых словарей терминов в области управления качеством;

- упрощение навигации по стандартизирующей и нормативной документации;

- оптимизация трудозатрат на работы по управлению качеством.

Приведённые задачи коррелируется с целями концепции качества 4.0 [4]. Следовательно вопросы практического применения смарт-стандартов на предприятиях являются чрезвычайно актуальными и требуют серьёзной проработки на каждом этапе их жизненного цикла. Наиболее важным вопросом для компаний при этом остаётся оценка эффективности смарт-стандартов в результате их внедрения для обоснования вложенных средств и дальнейших затрат на подобные инновационные инструменты.

Исследование принципов стандартизации, способов разработки и применения смарт-стандартов осуществляли, К. О. Вишневский [5], К. В. Епифанцев [6], В. Ю. Саламатов [7], Ю. В. Туровец [5], Н. Ю. Четыркина [8].

Проблемы оценки качества и эффективности информационных систем изучали А. Алхитти [9], Т. Н. Баталова [10], З. Вонг [11], У. Делон [12], , Е. Маклин [12], А. А. Зацаринный [13], Ю. С. Ионенков [13].

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показал наличие фундаментальных разработок по теме создания смарт-стандартов. Однако, в качестве научного пробела можно выделить отсутствие подходов к оценке их эффективности на предприятии, что является обоснованием актуальности темы исследования.

Таким образом, целью настоящей работы является рассмотрение, выбор и анализ возможностей применения существующих методов оценки эффективности с точки зрения рассмотрения смарт-стандарта в качестве объекта информационной системы, контейнера с данными, а также базы для создания смарт-сервисов [14].Научная новизна исследования заключается в формировании алгоритма оценки эффективности смарт-стандартов, применяемых предприятием, с учетом показателей качества и безопасности данных, а также результативности их использования.

Суть авторской гипотезы в том, что подходы к оценке эффективности смарт-стандартов должны содержать измерение уровня качества, безопасности и конфиденциальности данных, а также анализ эффективности их использования, поскольку смарт-стандартом является совокупность данных по стандартизации в машинопонимаемом формате, предоставляющая возможность для [2, c. 9–10]:

- обработки содержания программными средствами и воспроизведения в воспринимаемой человеком форме;

- выполнения в информационной системе пользователя без участия человека с помощью смарт-сервисов.

Методологическую основу исследования составляют логический, сравнительный и содержательный анализ подходов к оценке эффективности управления информационными ресурсами предприятия в области стандартизации и менеджмента качества с целью определения практических шагов по применению таких подходов на предприятии.

Основная часть

Исходя из определения смарт-стандартов, оценка эффективности их применения на предприятии может быть проведена на основе расчета и последующего анализа показателя управления информационными ресурсами предприятия в области стандартизации и менеджмента качества. К информационным ресурсам относится совокупность информационных объектов, применяемых для поддержки функционирования и развития компании в сфере управления качеством [15]. Основные категории информационных ресурсов могут включать:

- данные (внутренние и внешние),

- информационные системы,

- информационные технологии,

- информационные услуги

- информационный персонал.

Расчет данного показателя осуществляется по формуле (1).

, (1)

где:

E - эффективность управления информационными ресурсами,

Q - качество данных,

U - эффективность использования данных,

S - безопасность и конфиденциальность данных.

Каждый из входящих в данную формулу показателей может быть рассчитан на основе специально подобранных метрик. Примеры метрик для расчета приведены в Табл. 1.

Таблица 1_ Примеры метрик [16]

Показатель
Метрика
Качество данных
Процент ошибок в данных,
Процент неполных или устаревших данных
Эффективность использования данных
Время, затраченное на обработку данных,
Процент решений, принятых на основе данных,
Уровень удовлетворенности пользователей.
Безопасность и конфиденциальность данных
Число инцидентов, связанных с утечкой данных,
Время восстановления после сбоя

Таким образом, возможный вариант модели оценки эффективности применения смарт-стандартов на предприятии с учетом приведенных выше показателей, представлен на рисунке 1.

Рисунок 1_Модель оценки эффективности смарт-стандартов

(Составлено автором)

Данная модель предполагает оценку работы смарт-стандарта с точки зрения эффективности управления информационными ресурсами в области стандартизации и менеджмента качества в виде индекса, который рассчитывается по следующей формуле (2):

, (2)

где:

I - индекс эффективности управления информационными ресурсами,

n - количество показателей,

Pi - значение i-го показателя.

В рамках предложенной модели представляется целесообразным проведение анализа эффективности использования данных [17] в области стандартизации и менеджмента качества. При этом смарт-стандарт рассматривается, как объект информационной системы. Анализируемыми показателями могут являться время отклика смарт-стандарта на запросы пользователей, а также уровень удовлетворенности пользователей его работой.

Время отклика рассчитывается по следующей формуле (3):

, (3)

где T – общее время отклика системы,

tз – время, необходимое для отправки запроса из клиентского приложения в информационную систему или базу данных,

tобр – время, которое информационная система или база данных затрачивает на обработку запроса,

tотв – время, которое требуется для передачи ответа от информационной системы или базы данных обратно в клиентское приложение.

Уровень удовлетворенности пользователей работой смарт-стандарта может быть оценен по методике Делона-Маклина [11, 12], позволяющей учесть мнение работников компании об удобстве и простоте работы со смарт-стандартом. Методика подразумевает работу с элементами, измеряющими техническую, семантическую и результативную составляющие показателя «успешности» смарт-стандарта (Табл. 2).

Таблица 2_Элементы методики Делона-Маклина [12]

Элемент
Описание
Качество системы
Желаемый функционал/ общая поддержка, которую предоставляет смарт-стандарт
Качество информации в системе
Выходные данные, предоставляемые смарт-стандартом. Его способность хранить, доставлять или производить информацию.
Качество обслуживания
Cовокупность условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей пользователя смарт-стандарта
Предполагаемое/ реальное использование информации в системе
Намерение пользователей применять смарт-стандарт для выполнения некоторого множества задач
Фактическое применение смарт-стандарта пользователями для решения заложенных в систему задач
Удовлетворенность пользователя работой системы
Уровень (степень) удовлетворенности пользователей при использовании смарт-стандарта
Общая полезность системы
Степень, с которой смарт-стандарт способствует успеху отдельных лиц, организаций и групп.

Оценка проводится группой пользователей, регулярно работающих со смарт-стандартом, путем заполнения анкеты, разработанной в соответствии с основными элементами модели Делона-Маклина [9, 10].

Утверждения в анкете, касающиеся оценки качества смарт-стандарта, оцениваются участниками опроса по заранее заданной шкале.

Оценка важности каждой из переменных, осуществляется c присвоением полученным значениям весовых коэффициентов [18]. Важность оценивается для выявления отношения опрашиваемой целевой группы к заложенным в анкету параметрам системы и внесения в нее, в дальнейшем, необходимых изменений по итогам проведения соответствующего анализа.

Еще одной составляющей при оценке эффективности смарт-стандарта является сравнение уровня качества данных до и после его внедрения [19]. Для этого может быть использован индекс качества данных (DQI), который определяется как степень соответствия данных критериям качества по формуле (4).

, (4)

где вес критерия качества данных,

процент соответствия данных данному критерию.

В качестве таких критериев могут выступать [20]:

- полнота – уровень содержания в данных информации, необходимой для функционирования процесса стандартизации и управления качеством;

- точность – степень соответствия данных в сфере стандартизации и управления качеством заданным требованиям в части реальных и статистически наиболее вероятных значений и зафиксированных параметров, а также отсутствие синтаксических и семантических ошибок в данных;

- актуальность – способность данных в сфере стандартизации и управления качеством корректно отражать состояние объектов, относящихся к определенной предметной области в текущий интервал времени;

- согласованность – способность данных в любой момент корректно отражать уровень непротиворечивости объектов из разных источников информации;

- доступность – время и усилия, которые требуются для получения данных в определенном формате.

Также в рамках применения рассматриваемых подходов к оценке эффективности смарт-стандартов необходимо учесть аспект безопасности и конфиденциальности данных в области стандартизации и управления качеством. Для этого по формуле (5) рассчитывается уровень безопасности - S.

, (5)

где:

P – физическая защита,

T – техническая защита,

O – организационная защита,

A – обучение работников

Данный показатель определяется с учетом оценки рисков, базирующихся на уровне угроз, уязвимостей и степени важности информации.

Заключение и выводы

Следует отметить, что исследование, проведенное в настоящей статье, является попыткой поиска и осмысления общих характеристик в различных подходах к оценке эффективности применения информационных систем, информационных ресурсов и данных на предприятии в области стандартизации и управления качеством, поскольку понятие смарт-стандарта связано со всеми вышеуказанными элементами.

Предложенная модель оценки эффективности смарт-стандартов позволяет с различных сторон рассмотреть и проанализировать в динамике факторы, влияющие на результат их применения на предприятии. На основе сравнения показателей, демонстрирующих уровень качества и безопасности данных в рассматриваемой области знаний, а также их использования до и после внедрения смарт-стандарта, можно сделать вывод и об уровне его работы, как информационной системы, и о степени удовлетворенности пользователей, применяющих данный инструмент в своей деятельности.

В дальнейшем, при должной проработке, саму процедуру оценки эффективности смарт-стандарта также можно автоматизировать для упрощения сбора данных, ускорения расчетов и удобства вывода результатов.

В целом, можно утверждать, что предприятиям необходимо уделять особое внимание способам оценки эффективности применяемых информационных технологий. Это непосредственным образом влияет на постоянный процесс их совершенствования, а значит дает дополнительные конкурентные преимущества, выраженные в снижении временных и трудовых затрат на проведение работ по стандартизации и управлению качеством.


Источники:

1. Горбашко Е. А., Бонюшко Н. А., Семченко А. А. Управление качеством в эпоху глобальной цифровизации. / монография. - Санкт-Петербург: СПбГЭУ, 2021.
2. Предварительный национальный стандарт РФ 864–2023 «Умные (smart) стандарты. Общие положения»: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2023 г. № 41-пнет. [Электронный ресурс]. URL: allgosts.ru (дата обращения: 10.04.2024).
3. Кокуйцева Т.В., Овчинникова О.П. Методические подходы к оценке эффективности цифровой трансформации предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности // Креативная экономика. – 2021. – № 6. – c. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.15.6.112192.
4. Макаров В. В., Волчик О. В. Особенности разработки и применения смарт-стандартов как основы реализации концепции «Качество 4.0» // Журнал правовых и экономических исследований. – 2023. – № 3. – c. 285-289. – doi: 10.26163/GIEF.2023.32.67.042.
5. Туровец Ю.В., Вишневский К.О. Стандартизация цифрового производства: возможности для России и ЕАЭС // Бизнес-информатика. – 2019. – № 3. – c. 78–96.
6. Епифанцев К. В. Развитие системы гармонизации и цифровизации стандартов для увеличения доли автоматизированного документооборота в промышленности // Экономика строительства. – 2022. – № 1(73). – c. 62-72.
7. Саламатов В. Ю. Будущее цифрового технического регулирования Евразийского экономического союза // Стандарты и качество. – 2021. – № 10. – c. 22-24.
8. Четыркина Н. Ю., Стародубцева Е. Д. Перспективы применения смарт-стандартов на промышленном предприятии // Общество: политика, экономика, право. – 2022. – № 5. – c. 60–65.
9. Alhitty A. A. Higher education EFL online success model- an adaptation to the delone and mclean is success model // Academy of Strategic Management Journal. – 2023. – № 22(4). – p. 1-10.
10. Баталова Т. Н., Кодейх Н. В. Теоретико-методологические подходы к моделированию оценки успеха проектов // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2013. – № 2(17). – c. 24-29.
11. Zachary Wong, Ph.D. A Proposed Revision to the DeLone and McLean’s IS Success Model. – 2011
12. DeLone, William H. and Ephraim R. McLean. “The DeLone and McLean Model of Information Systems Success: A Ten-Year Update.” Journal of Management Information Systems 19 (2003): 30 - 9
13. Зацаринный А. А., Ионенков Ю. С. Некоторые аспекты оценки эффективности и качества информационных систем // Информатика: проблемы, методы, технологии: Материалы XXII Международной научно-практической конференции им. Э.К. Алгазинова, Воронеж, 10–12 февраля 2022 года / Под редакцией Д.Н. Борисова. – Воронеж: Общество с ограниченной ответственностью "Вэлборн". Воронеж, 2022. – c. 913-922.
14. Волчик О. В., Макаров В. В. Смарт-стандартизация документации системы управления качеством компании // ИТ-Стандарт 2024: Сборник трудов XIII Международной научной конференции «ИТ-Стандарт 2024» - М.: Издательство «Проспект». Москва, 2024. – c. 152-160.
15. URL: Информационные ресурсы. Большая российская энциклопедия (bigenc.ru) (дата обращения – сентябрь 2024 г.)
16. DAMA-DMBOK: свод знаний по управлению данными. / [перевод с английского Г. Агафонова]. – 2-е изд. - Москва: Олимп-Бизнес, 2020. – 828 c.
17. Смоленцева Л. В., Сафиуллина Ф. Ф., Малаева А. В. Модели качества информационных систем // Вестник ТИСБИ. – 2020. – № 4. – c. 82-88.
18. URL: Успех информационных систем: БИТ 09.2014 (samag.ru) (дата обращения – сентябрь 2024 г.)
19. Волков Д., Незнанов А. Качество данных: от стратегии к практике // Открытые системы. СУБД. – 2020. – № 1. – c. 14-18.
20. Волчик О.В. Управление качеством данных в сфере стандартизации посредством смарт-стандартов // Прогрессивная экономика. – 2024. – № 7. – c. 106–117. – doi: 10.54861/27131211_2024_7_106.

Страница обновлена: 08.10.2024 в 15:31:04